Научная статья на тему 'Основы исторического развития государственной молодёжной политики Узбекистана'

Основы исторического развития государственной молодёжной политики Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
288
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЗАКОН / ПОЛИТИКА / ИСТОРИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Норов Шухрат Сувонович, Суннатов Нурали Бекмуродович

В статье рассмотрено исторический этап развития и формирования молодёжной политики до и после Независимости Узбекистана. Сопоставлены первая и настоящая государственная молодёжная политика. Также рассмотрены институты гражданского общества, их исторический опыт и роль в поддержке молодёжи в стране за годы Независимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Норов Шухрат Сувонович, Суннатов Нурали Бекмуродович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы исторического развития государственной молодёжной политики Узбекистана»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

УЗБЕКИСТАНА

1 2 Норов Ш.С. , Суннатов Н.Б.

1Норов Шухрат Сувонович - старший преподаватель;

2Суннатов Нурали Бекмуродович - старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Навоийский государственный горный институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрено исторический этап развития и формирования молодёжной политики до и после Независимости Узбекистана. Сопоставлены первая и настоящая государственная молодёжная политика. Также рассмотрены институты гражданского общества, их исторический опыт и роль в поддержке молодёжи в стране за годы Независимости.

Ключевые слова: молодёжь, государственные и общественные структуры, правительство, закон, политика, история, формирование, совершенствование, образование.

Исторический этап формирования и образования современного государства всегда основывается на создании и принятии новых законов, которые являются основой для развития и совершенствования народа. Закон является основным рычагом управления жизни каждого общества.

Какое бы ни было общество определённого народа на основе его происхождения и этнического формирования, имеет свои потребности и социальные нужды. Реализовать эти потребности народа можно только при помощи общих правил, которые все должны соблюдать и исполнять. Непосредственно законы принимаются с учетом изучения и исторического опыта по всем направлениям.

Как утверждает Президент Ш. Мирзиёев: «Мы должны довести до логического завершения проводимую в этом направлении широкомасштабную работу, в частности, принятые общенациональные программы в сфере образования и воспитания» [1]. На основе этих слов заложена программа воспитания подрастающего поколения, которая должна отвечать всем требованиям молодёжной политики.

Исторический опыт принятия законов, связанных с молодёжью Узбекистана, является одним из объектов изучения с научной точки зрения. Ещё в период тоталитарного режима при советской власти, внимание к молодёжи было в соответствии с тем историческим периодом. Внедряя социалистическую идеологию, советская власть делала ударение на патриотическую деятельность молодёжи. Намечая цель дальнейшего развития тоталитарного режима, правительство насаждало советскую идеологию только ограниченными идеями как марксизма-ленинизма, тем самым изолировало молодёжь от опыта развития зарубежных стран. Но данная патриотическая деятельность не учитывала некоторые интересы молодёжи, так как не были на высоком уровне социально-экономическая и материальная поддержка.

Исторически ярким примером истории Узбекистан в период Независимости является Национальная идея, которая призвана выражать мечты и чаяния народа, служить ему опорой, поддерживать его дух в исторических испытаниях, когда общество ищет решение множества возникающих жизненно важных проблем. Она нужна не только для создания материальных богатств и изобилия, но и является стимулом, побуждающим стремиться к достижению высокой нравственности, факелом, освещающим путь к прогрессу.

18 января 2001 года было издано распоряжение о введении предмета «Идея национальной независимости» в образовательную систему нашей страны в качестве учебной дисциплины.

Основная цель Национальной идеи - это объединение народа во имя великого будущего, побуждение каждого гражданина страны, независимо от его национальности, языковой и религиозной к жизни с чувством ответственности за судьбу своей Родины, воспитание гордости за богатейшее наследие предков, накопленные духовные ценности и благородные традиции, формирование высоконравственных и гармонично развитых людей.

После образования Независимого государства Узбекистана в переходной период было необходимо принять определённые законы для формирования и развития молодёжи. Для того чтобы принять закон молодёжной политики Узбекистана, изучались все направления, проблемы, недостатки и перспективу подрастающего поколения. Но самое главное надо было учесть суть содержание молодёжной политики, национальной идеи и практический опыт других развитых стран.

Принятый первый закон о молодёжи от 20 ноября 1991 года за № 429-ХП «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан» [2], утвержденный первым Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым, состоял из 4-х глав 21-статьи.

Основным направлением молодёжной политики являлось социальная защита: трудоустройства, льготные кредиты, бесплатное медицинское обслуживание и другие направления, связанные с развитием молодёжи. Вопрос по образованию и трудоустройству молодёжи всегда рассматривается как основная задача политической деятельности Узбекистана.

Исторический этап формирования молодёжи Узбекистана очень тесно связан с общественным движением молодёжи «Камолот» (далее - ОДМ «Камолот»). Негосударственная некоммерческая организация ОДМ «Камолот» организована 25 января 2001 года. Основной целью этой организации являлось всестороннее содействие и создание условий для формирования физически здорового, духовно и интеллектуально развитого, самостоятельно мыслящего молодого поколения, ограждения от вредного влияния внешних угроз и «массовой культуры», защиты законных прав и интересов молодежи.

За этот исторический период на протяжения 16 лет существования ОДМ «Камолот» молодёжь Узбекистана проявила себя во многих отраслях деятельности Независимого Узбекистана. По инициативе ОДМ «Камолот» в разных уголках Узбекистана проводились мероприятия на высоком уровне, направленные на повышение социально-духовной активности молодёжи. Очень большая работа проделана за исторический период по вопросам идеологической устойчивости молодёжи. В частности поднятия патриотического духа у молодёжи Узбекистана, развития спорта, реализации эффективной системы мер по моральной и материальной поддержке молодых семей, созданию для них достойных жилищных и социально-бытовых условий, предоставлению необходимых средств и кредитов для обустройства жилья, воспитания духовно богатых и физически здоровых детей.

Прогрессом в формировании законодательства связанным с государственной молодёжной политикой, является принятие 14 сентября 2016 года «Закона Республики Узбекистан о Государственной молодёжной политике» [3]. В сравнении с первым законом о молодёжной политике Узбекистана, который был принят в период образования Независимого Государство Узбекистан в 1991 году, следует определить некоторые исторические сопоставления и дополнения по настоящему Закону о Государственной молодёжной политике:

- имеет определённый практический опыт формирования молодёжи за исторический период 1991-2016гг.;

- основные понятия, объективно установлены в пункте: государственная молодёжная политика; молодёжь (молодые граждане); молодая семья; молодой специалист; молодёжное предпринимательство.

Пять инициатив, предложенные Президентом Ш. Мирзиевым в марте 2019 года по всестороннему развитию молодёжи, в настоящее время является очень актуальной темой по совершенствованию развития молодёжи Узбекистана. Как и в махаллях, так и в учебных заведениях пять инициатив являются девизом для школьников, учащихся и студентов.

За последние годы Независимости Узбекистана в период 2017-2019 года очень активизировалась внимание молодёжи. В частности привлечение не занятой молодёжи к предпринимательской деятельности. Утверждение Президентом Ш. Мирзиёевым в 2017 году «Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 годах» [4], является ярким примером для реализации государственной молодёжной политики.

В четвертом приоритетном направление развития социальной сферы объективно отражена суть привлечения молодёжи к предпринимательству. В частности в пункте 4.5. «трудоустройство и привлечение в сферу частного предпринимательства выпускников средних специальных, профессиональных и высших образовательных учреждений».

Во всех регионах страны ведётся активная деятельность по реализации данного раздела «Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 годах». Молодёжи до 30 лет выдаются кредиты банка с низкими процентами для начинания своего дела, то есть предпринимательской деятельности.

30 июня 2017 года в истории Узбекистан происходит новая линия развития и совершенствования деятельности молодёжи. На четвертом съезде Общественного движения молодежи «Камолот» по инициативе Президента страны Ш.Мириёева и всех членов ОДМ «Камолот», образовывается новая организация «Союз молодёжи Узбекистана». В этот исторический день для молодёжи Узбекистан начинается новая эпоха, 30 июня «День молодёжи Узбекистана». С образованием данной молодёжной организации происходит более активное социально-политическое внимание молодёжи. Уделяется на высоком уровне воспитанию и духовному развитию молодёжи Узбекистана. В образовательных учреждениях: в высших учебных заведениях, в среднем специальном, общесреднем образование, организациях и учреждениях утверждаются новая должность председатель «Союза молодёжи Узбекистана».

Начиная с младенческого возраста, учитывается все необходимые меры для формирования будущего поколения. Создаются определенные организации, которые изучают проблемы молодёжи. Как в развитых странах, к примеру, Германии, где целенаправленно и активно поддерживают общественные фонды крупные предприятия и компании, так и в Узбекистане крупные предприятия и организации активно участвуют в формирование материально-технической базы молодёжных фондов. Ведь вклад в будущее это обеспечение стабильного процветания любого государства.

Список литературы

1. Мирзиёев Ш.М. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан. Ташкент «Узбекистан», 2016. С. 40-56.

2. Закон Республики Узбекистан «об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан». № 429-ХП, Т., 1991.

3. Собрание законодательства Республики Узбекистан № 37. Т:. 2016. С. 426.

4. Собрание законодательства Республики Узбекистан № 6. Т:.2017. С. 69-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.