№ 3 (117)
• 7universum.com
UNIVERSUM:
, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
март, 2024 г.
DOI - 10.32743/UniPsy.2024.117.3.16898
РЕФОРМЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА, ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ СТРАНЫ
Исмоилова Барно Илхамовна
студент
Санкт-Петербургского государственного университета,
РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: st091434@student. spbu. ru
Ярматов Бахром Хайдарович
канд. техн. наук, зав. лабораторией, Институт ядерной физики АН РУз., Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: yarmatov@inp. uz
REFORM IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM OF UZBEKISTAN, WIDE OPPORTUNITIES FOR THE COUNTRY'S YOUTH
Barno Ismoilova
Student,
St Petersburg University Russia, St Petersburg
Bakhrom Yarmatov
PhD, Head of Laboratory, Institute of Nuclear Physics AS Ruz., Republic Uzbekistan, Tashkent
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена реформам в сфере высшего образования в Республике Узбекистан. За последние 6-7 лет в системе высшего образования Узбекистана происходят кардинальные изменения. Они направлены на увеличение количества высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда и улучшению качества их подготовки. В связи с этим руководство страны предпринимает активные действия и меры по реформированию системы высшего образования. В статье приводится статистический и аналитический материал, который в конкретных цифрах освещает ключевые изменения в системе высшего образования Узбекистана, что открывает широкие возможности перед молодежью, желающей получить качественное образование.
ABSTRACT
The article is devoted to reforms in the field of higher education in the Republic of Uzbekistan. Over the past 6-7 years, fundamental changes have been taking place in the higher education system of Uzbekistan. They are aimed at increasing the number of highly qualified specialists in demand in the country and improving the quality of their training. Therefore, the country's leadership is taking active actions and steps to reform the higher education system. The article provides statistical and analytical materials, which in specific figures show fundamental changes in the higher education system of Uzbekistan, which opens up wide opportunities for young people who want to receive a quality education.
Ключевые слова: реформы, высшее образование, высшее учебное заведение, система обучения.
Keywords: reforms, higher education, higher education institution, education system.
По официальным данным Агентства статистики Узбекистана за последние 7 лет количество высших учебных заведений увеличилось с 77 до 212, а прием в них увеличился в более чем 4раза.
За счет поддержки конкуренции в сфере высшего образования и привлечения частного сектора были созданы 30 иностранных и 66 негосударственных ВУЗов. На этой основе уровень охвата молодежи
высшим образованием был увеличен с 9 процентов до 42 процентов. В 2023 году общее количество студентов составляло 1029522, из них мужчины - 537700, а женщин 492580 (54% - 46%) [1].
В Узбекистане были созданы филиалы ведущих зарубежных университетов. Отдельно следует упомянуть филиалы Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного
Библиографическое описание: Исмоилова Б.И., Ярматов Б.Х. РЕФОРМЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА, ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ СТРАНЫ // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2024. 3(117). URL: https://7universum. com/ru/psy/archive/item/16898
№ 1 (103)
• 7universum.com
UNIVERSUM:
, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
январь, 2023 г.
университета, Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова, Казанского федерального университета, Пизанского и Туринского университетов Италии, Вестминистерского университета Великобритании и др. Деятельность зарубежных университетов, обладающих таким потенциалом, положительно влияет на развитие местных университетов.
Процесс высшего образования был полностью переведен на кредитно-модульную систему. За основу была принята европейская система ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System) [2].
Отменена практика разработки учебных планов и образовательных программ базовыми высшими учебными заведениями и утверждения их по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования. Высшим учебным заведениям предоставлена академическая независимость, а с 2021/2022 учебного года введен порядок самостоятельной разработки и утверждения всех учебных планов и образовательных программ каждым высшим учебным заведением.
На основе новых стандартов и квалификационных требований в вузах разработаны и утверждены учебные планы по 625 курсам бакалавриата, 634 специальностям магистратуры и более 4700 образовательным программам по кредитно-модульной системе.
«Информационные системы управления высшим образованием» (HEMIS - Higher Education Management Information Systems) были разработаны в рамках проекта «Цифровой университет» с целью кардинально сократить количество различных отчетов и данных, поступающих от высших учебных заведений по образовательному процессу, отказаться от бумажной формы их подготовки и оцифровать систему управления. Данная система включает в себя модули управления процессами «Административный», «Образовательный», «Научный» и «Финансовый».
С 1 сентября 2021 года в модуле «Учебный процесс» были оцифрованы журнал группы, расписание занятий, расписание экзаменов, рейтинговая книга студентов, учебные книжки, отчеты о посещаемости, дипломы и академические справки путем постепенного внедрения его в высших учебных заведениях.
В модуле «Административный процесс» оцифрованы структура вуза, студенческий контингент и его движение, управление информацией о штате профессорско-преподавательского состава, подготовка отчетов.
Начиная с 2021/2022 учебного года во всех государственных вузах оцифрованы табель успеваемости студента, рейтинговая книжка, академическая справка, расписание занятий, сведения о посещаемости и освоении, договоры оплаты труда.
Обеспечение вузов республики учебной литературой является одним из приоритетных направлений образовательной политики. За последние 5 лет создано и издано более 12 тысяч наименований учебной литературы нового поколения.
За последние шесть лет (2017-2022 гг.) в целях дальнейшего повышения качества и эффективности образования в высших учебных заведениях к образовательному процессу было привлечено более 6 тысяч иностранных специалистов, из них 1,9 тыс. -из Европы, 462 - из Америки, 1,8 тысяч человек из Азии, 2,2 тысячи из стран СНГ.
В результате интеграции с единой межведомственной сетью электронного правительства упразднена практика запроса у студентов справок с места учебы.
При этом в результате интеграции в информационные системы Минтранса с целью приобретения льготных билетов на пользование транспортными средствами прекращено требование бумажного «студенческого билета» со студентов.
При этом данная информационная система направлена на цифровизацию административного управления, образовательной, научной и финансовой деятельности высших учебных заведений, а более 35 различных отчетов и статистических данных формируются только в электронном виде.
Через эту информационную систему запущен ряд услуг для студентов. В частности, всем выпускникам была предоставлена возможность получить диплом и его приложение в электронном виде. Внедрена услуга предоставления договоров в полной электронной форме для студентов, обучающихся на платно-контрактной основе в государственных высших учебных заведениях.
С 2022/2023 учебного года введена в эксплуатацию информационная система онлайн-подачи документов на имеющиеся вакансии высших и профессиональных учебных заведений - vacancy.edu.uz. Министерство разработал специальный веб-портал «Обучение в Узбекистане», пропагандирующий привлекательность высшего образования страны.
На данном портале предусмотрена возможность онлайн-подачи заявок иностранным абитуриентам и студентам, изъявившим желание обучаться по всем доступным образовательным направлениям и формам обучения с учетом особенностей бакалавриата, магистратуры, докторантуры, независимых исследований, научных исследований высших учебных заведений Узбекистана.
В системе высшего образования большое внимание уделяется совершенствованию научной деятельности и повышению потенциала.
В 2022 году количество квот было увеличено почти на 100%, а вузам страны были выделены 1993 квоты на обучение в докторантуре (1704 кандидата наук, 128 докторов наук, 156 кандидатов наук в целевой докторантуре, 5 докторов наук) и 308 квот на стажировку. система министерства. Сегодня научно-исследовательской деятельностью в высших учебных заведениях занимаются 5 тысяч 166 докторантов и 379 стажеров-исследователей.
В 2021 году защищено 1765 диссертаций, в том числе 244 доктора наук (DSc), 1521 доктор философии (PhD). В первом полугодии 2022 года в высших учебных заведениях республики защищено 929 диссертаций.
№ 1 (103)
январь, 2023 г.
В рамках государственных научно-технических программ в 2021 году реализовано 403 научных проекта на общую сумму 165 миллиардов 447 тысяч сумов, 59 фундаментальных проектов на общую сумму 21,698 миллиарда сумов, 193 практических проекта на общую сумму 94,492 миллиарда сумов. сумов и на общую сумму 42 030 реализован 101 инновационный проект на сумму миллиарда сумов, фундаментальные, практические и инновационные проекты 50 молодых ученых на общую сумму 7,225 миллиарда сумов.
Кроме того, реализовано 337 международных научно-практических проектов на сумму 72,8 миллиона долларов.
Создан отвечающий международным стандартам онлайн-портал «Научные журналы Узбекистана» (https://uzjournals.edu.uz) и адаптирован к международным требованиям 41 научный журнал. На сегодняшний день в этих журналах опубликовано в общей сложности 8 404 статьи и зафиксировано более 335 000 загрузок из 108 стран.
К концу 2022 года количество статей в журналах, индексируемых в «Scopus», «Science Direct», «Web of Science» и других международных научно-технических базах данных, достигло 4000.
В настоящее время молодежи предоставлено около 20 льгот при поступлении в высшие учебные заведения, большая часть из них принимается на основе государственного гранта. При этом для студентов создаются различные льготы и возможности, которые направлены на социальную защиту женщин потерявщих кормильца, малоимущих, инвалидов 1-й и 2-й группы и др.
Наряду с увеличением охвата молодежи высшим образованием растет и потребность в общежитиях. В 2021 году за счет оптимизации жилых комнат в студенческих общежитиях и введения двухъярусных кроватей создано дополнительно 20 тысяч коек,
а также создано и введено в эксплуатацию 28 общежитий на 11 тысяч коек.
В результате количество студенческих общежитий в государственном вузе было увеличено до 256, удалось разместить 91 тысячу студентов, была обеспечена 41% потребности в общежитиях.
Большое внимание уделяется духовно -нравственному воспитанию студентов. В целях поднятия работы на местах на новый уровень, дальнейшего расширения полномочий и возможностей ответственных руководителей проректору по делам молодежи и духовно-просветительской работе присвоен статус первого проректора [3].
В 228 студенческих общежитиях в рамках 5 важных инициатив выделено около 500 специально оборудованных помещений для клубов и кружков, которые используются для содержательной организации досуга студентов.
Вопрос улучшения социальных условий студентов и обеспечения их трудоустройства становится одной из важных задач.
На сегодняшний день трудоустроено более 35 тысяч из 100 тысяч студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, которым необходимо работать и получать дополнительный доход, в том числе 3525 детей-сирот, инвалидов и студентов, включенных в реестр социальной защиты. Регулярно путем организации различных ярмарок вакансий и деловых встреч совместно с работодателями в высших учебных заведениях направляются студенты на работу и обеспечивается их трудоустройство.
Заключение
В заключении можно сказать, что все эти показатели без всякого пафоса показывают созданные в стране широкие возможности для молодых людей получить эффективное высшее образование.
Список литературы:
1. Статистика числа вузов в Узбекистане и сколько студентов в них обучаются. https://fledu.uz/ru/statistika-chisla-vuzov-v-uzbekistane-i-skolko-studentov-v-nih-obuchayutsya
2. Хакимова М. Кредитно-модульная система: особенности и возможности. // Интернет газета Новый Узбекистан. https://yuz.uz/ru/news/kreditno-modulnaya-sistema-osobennosti-i-vozmojnosti.
3. Валижанов Х., Эрнийозов У.К. Реформирование высшего образования в Узбекистане - новое требование времени. // Педагогические науки https://cyberleninka.ru/article/n/ reformirovame-vysshego-obrazovaniya-v-uzbekistane-novoe-trebovanie-vremeni/ viewer