Научная статья на тему 'Cтипендиальная программа фонда «Эл-юрт умиди» как механизм государственной поддержки внешней интернационализации высшего образования Узбекистана'

Cтипендиальная программа фонда «Эл-юрт умиди» как механизм государственной поддержки внешней интернационализации высшего образования Узбекистана Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
106
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / внешняя интернационализация / «Эл-юрт умиди» / Узбекистан / Higher education / external internationalization / “El-yurt umidi” / Uzbekistan

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Олим Таиркулович Турдикулов

Исследование посвящено анализу государственной стипендиальной программы фонда «Эл-юрт умиди» в качестве механизма государственной поддержки внешней интернационализации высшего образования в Узбекистане. Проанализированы текущие тенденции и проблемы в развитии фонда, выявлены основные задачи, которые стоят перед государством в этой области. Также рассмотрен опыт других стран. На основе анализа сделан вывод, что фонд имеет потенциал для улучшения качества высшего образования и может стать эффективным инструментом для подготовки современных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Scholarship Program of the “El-yurt umidi” Foundation as a mechanism for state support of the external internationalization of higher education in Uzbekistan

The aim of this study is to explore the state scholarship program of the «Elyurt umidi» fund as a tool for state support of the external internationalization of higher education in Uzbekistan. Legislative documents of the Republic of Uzbekistan, information from the Agency of Statistics under the President of the Republic of Uzbekistan, documents of the «Elyurt umidi» fund, interviews with leaders of organizations, statistical data and analysis of international organiza-tions, as well as some materials from news organizations have been used in this article. The current trends and problems in the development of the fund are analyzed in the article, and the main tasks facing the government in this area are identified. Additionally, the activities of the fund are viewed as a potential means of improving the quality of higher education in Uzbekistan and can become an effective tool for training modern personnel. The analysis shows that the state scholarship program of the «El-yurt umidi» fund is organized based on domestic and foreign experience. The goal of the scholarship program, the selection mechanism, the conditions for choosing foreign universities, support for studying abroad, mechanisms for returning home after completing education, conditions of employment and benefits created for graduates in their home country, are not significantly different from their foreign counterparts and represent common features. As a result of the analysis of the activities of the «El-yurt umidi» fund from 2018 to 2023, the following conclusions were drawn: the fund prioritizes technical, exact sciences, and information technology education abroad; educational requirements for candidates and scholarship holders of the fund are higher than the level of local universities; Russian universities predominate in the geography of the fund's scholarship recipients studying in foreign countries, however, the share of English-speaking countries has increased in recent years; in 2021, the fund switched to a long-term model for training professional personnel, and the number of scholarship program winners increased due to the reduction of selection rounds in 2021.

Текст научной работы на тему «Cтипендиальная программа фонда «Эл-юрт умиди» как механизм государственной поддержки внешней интернационализации высшего образования Узбекистана»

Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 84 Tomsk State University Journal of History. 2023. № 84

Научная статья

УДК 94(575.1)

doi: 10.17223/19988613/84/24

Стипендиальная программа фонда «Эл-юрт умиди» как механизм государственной поддержки внешней интернационализации высшего образования Узбекистана

Олим Таиркулович Турдикулов

Томский государственный университет, Томск, Россия, olim.tairkulovich@gmail.com

Аннотация. Исследование посвящено анализу государственной стипендиальной программы фонда «Эл-юрт умиди» в качестве механизма государственной поддержки внешней интернационализации высшего образования в Узбекистане. Проанализированы текущие тенденции и проблемы в развитии фонда, выявлены основные задачи, которые стоят перед государством в этой области. Также рассмотрен опыт других стран. На основе анализа сделан вывод, что фонд имеет потенциал для улучшения качества высшего образования и может стать эффективным инструментом для подготовки современных кадров.

Ключевые слова: высшее образование, внешняя интернационализация, «Эл-юрт умиди», Узбекистан

Для цитирования: Турдикулов О.Т. Cтипендиальная программа фонда «Эл-юрт умиди» как механизм государственной поддержки внешней интернационализации высшего образования Узбекистана // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 84. С. 192-200. doi: 10.17223/19988613/84/24

Original article

The Scholarship Program of the "El-yurt umidi" Foundation as a mechanism for state support of the external internationalization of higher education in Uzbekistan

Olim T. Turdikulov

Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, olim.tairkulovich@gmail.com

Abstract. The aim of this study is to explore the state scholarship program of the «El-yurt umidi» fund as a tool for state support of the external internationalization of higher education in Uzbekistan. Legislative documents of the Republic of Uzbekistan, information from the Agency of Statistics under the President of the Republic of Uzbekistan, documents of the «El-yurt umidi» fund, interviews with leaders of organizations, statistical data and analysis of international organizations, as well as some materials from news organizations have been used in this article.

The current trends and problems in the development of the fund are analyzed in the article, and the main tasks facing the government in this area are identified. Additionally, the activities of the fund are viewed as a potential means of improving the quality of higher education in Uzbekistan and can become an effective tool for training modern personnel. The analysis shows that the state scholarship program of the «El-yurt umidi» fund is organized based on domestic and foreign experience. The goal of the scholarship program, the selection mechanism, the conditions for choosing foreign universities, support for studying abroad, mechanisms for returning home after completing education, conditions of employment and benefits created for graduates in their home country, are not significantly different from their foreign counterparts and represent common features.

As a result of the analysis of the activities of the «El-yurt umidi» fund from 2018 to 2023, the following conclusions were drawn: the fund prioritizes technical, exact sciences, and information technology education abroad; educational requirements for candidates and scholarship holders of the fund are higher than the level of local universities; Russian universities predominate in the geography of the fund's scholarship recipients studying in foreign countries, however, the share of English-speaking countries has increased in recent years; in 2021, the fund switched to a long-term model for training professional personnel, and the number of scholarship program winners increased due to the reduction of selection rounds in 2021.

Keywords: Higher education, external internationalization, "El-yurt umidi", Uzbekistan

For citation: Turdikulov, O.T. (2023) The Scholarship Program of the "El-yurt umidi" Foundation as a mechanism for state support of the external internationalization of higher education in Uzbekistan. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 84. pp. 192-200. doi: 10.17223/19988613/84/24

© О.Т. Турдикулов, 2023

Введение

В 2016 г., после избрания Шавката Мирзиёева президентом Республики Узбекистан, вектор политического, экономического и социального развития страны принял новое направление. Объявленная в 2017 г. «Стратегия развития республики» определила содержание политики государства нового периода. Системные реформы, начатые во всех отраслях, повысили потребность в кадрах, обладающих современными знаниями, навыками и опытом. Система образования, реформированная 20 лет назад, утратила способность готовить современные кадры. В отчете Всемирного банка за 2014 г. о качестве узбекского высшего образования была дана следующая оценка: опрос 232 работодателей в Узбекистане, «проведенный в рамках подготовки настоящего отчета, выявил несоответствие между знаниями и навыками, востребованными работодателями, и знаниями и навыками, которыми обладают недавние выпускники высших учебных заведений страны» [1. С. 38]. Также в этот период вопросы интернационализации были практически закрытой темой в образовательной политике, а практики академической мобильности, приобретавшие все большую популярность в мире, в вузах страны почти не использовались [2, 3].

В 2017 г. начались системные реформы в системе высшего образования с целью подготовки современных кадров нового поколения. За короткий срок были созданы новые государственные вузы, учреждено больше 40 частных вузов, количество филиалов иностранных вузов увеличилось в 4 раза, всем вузам было разрешено широко развивать академическую мобильность в рамках совместных образовательных программ с зарубежными вузами-партнерами [4. С. 520-521].

Важным шагом в политике интернационализации высшего образования Узбекистана на новом этапе развития образования стал фонд «Эл-юрт умиди» («Надежда народа»), созданный государством в 2018 г. для поддержки образования в престижных высших учебных заведениях за рубежом [5]. За короткий период 2018-2022 гг. фонд быстро завоевал популярность среди молодежи страны и сумел направить более 1 700 молодых людей в иностранные вузы для обучения по программам бакалавриата, магистратуры, докторантуры (программы докторантуры в Узбекистане - это аналог программ аспирантуры в России), прохождения стажировок и повышения квалификации. Из того, что квоты на такие стипендиальные программы государство из года в год увеличивает, можно сделать вывод, что руководство страны осознает, что реформы не могут быть логически продолжены без повышения качества кадров в стране. Поэтому в рамках политики интернационализации системы высшего образования возрастает приоритетное значение деятельности фонда «Эл-юрт умиди».

Цель данного исследования - определить особенности принятой в Узбекистане модели государственной поддержки внешней интернационализации высшего образования через стипендиальную программу фонда «Эл-юрт умиди». В рамках исследования необходимо решить следующие задачи:

- определить приоритетные области развития высшего образования в Узбекистане, которые поддерживаются стипендиальной программой;

- выявить критерии отбора зарубежных вузов для обучения стипендиатов программы;

- исследовать механизмы обеспечения прозрачности процесса отбора стипендиатов;

- определить эволюцию целевой аудитории программы;

- рассмотреть динамику выделения квот, определения победителей, распределения стипендий по странам и уровням обучения;

- исследовать механизмы возвращения стипендиатов на родину;

- определить основные проблемы в деятельности фонда «Эл-юрт умиди».

В Узбекистане практика подготовки кадров в престижных иностранных вузах началась в 1997 г., с учреждением стипендиального фонда «Умид», и активно осуществлялась до 2003 г. [6]. Стипендиальная программа фонда «Умид» была первым опытом Республики Узбекистан по подготовке специалистов за рубежом. За шесть лет программа профинансировала обучение за рубежом 828 стипендиатов [7]. Среди стипендиатов бывшего фонда «Умид» - многие государственные и научные деятели, активно работающие в различных сферах: Шерзод Шерматов (министр по развитию информационных технологий и коммуникаций), Руслан Давлетов (советник главы государства), Сардор Умрзоков (руководитель Администрации Президента), Иброхим Абдурахманов (министр высшего образования, науки и инноваций), Шерзод Кудбиев (министр экономики и финансов), Жамшид Ходжаев (заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан) и др. В 2003 г. на базе фонда «Умид» был создан фонд «Истеъдод» [8]. С этого момента закончился активный период практики подготовки кадров за рубежом и начался пассивный период. Также изменились модель, характер и целевая аудитория стипендиальной программы. Стипендиальная программа фонда «Ис-теъдод» в период своего действия практически прекратила направление студентов за рубеж для обучения в престижных высших учебных заведениях. Вместо этого фонд поддерживал программу повышения квалификации педагогов за рубежом. За 15 лет (20032018) фонд за счет государства профинансировал всего 914 стипендиатов-педагогов по программам повышения квалификации за рубежом [9].

Фонд «Эл-юрт умиди», созданный в 2018 г. на базе фонда «Истеъдод», опирается на опыт, полученный в ходе деятельности предшественников - фондов «Умид» и «Истеъдод». По модели и характеру фонд незначительно отличается от аналогов в мире (Казахстан - «Болашак», Саудовская Аравия - «им. Хранителя двух святынь», Бразилия - «Наука без границ», Китай - Китайский стипендиальный совет, Япония -«Тобитатэ» и др.). Фонд «Эл-юрт умиди», помимо реализации стипендиальной программы, поддерживающей обучение молодежи в ведущих университетах за рубежом, также нацелен на сотрудничество с топовыми зарубежными вузами и налаживание постоянной

связи с соотечественниками, осуществляющими профессиональную деятельность за рубежом.

Период с момента создания фонда «Эл-юрт умиди» до второго конкурса стипендиальной программы (2021) можно рассматривать как пилотный период деятельности фонда. В 2021 г. его деятельность была реформирована с учетом опыта последних двух с половиной лет [10]: произошли обновления в программах и направлениях конкурса, отборочных экзаменах, количестве квот и др.

Приоритетные области развития высшего образования Узбекистана

Начиная со второго конкурса 2021 г. было принято решение о проведении конкурса по всем областям знаний на основе принципа равноправия. Чтобы получить максимальный результат от выделенных (ограниченных) бюджетных средств, фонд определил приори-

тетные направления подготовки кадров за рубежом. При этом приоритетные направления регулировались по количеству выделенных квот.

Потребности министерств (ведомств) и спрос населения являются основными факторами, влияющими на количество квот в Узбекистане. С целью изучения динамики этих факторов фонд «Эл-юрт умиди» постоянно проводит исследовательский мониторинг и по его результатам формирует квоты очередного отбора. Если обратить внимание на количество стипендий (далее -квоты), выделяемых на обучение за рубежом в последние годы, то в 2021 г. больше всего квот было выделено по направлению «Естественные и точные науки, производство, техника и связь» - 38% всех квот, а в 2022 г. преимущество было отдано направлению «Социальная сфера, экономика и право» - 29% квот. В конкурсе 2023 г. из 500 мест более 50% было отдано направлению «Естественные и точные науки, производство, техника и связь» (табл. 1).

Таблица 1

Количество квот фонда «Эл-юрт умиди» в 2021-2023 гг. по областям знаний [11-13]

Области знаний 2021 г. 2022 г. 2023 г. Итого

квоты в % квоты в % квоты в % квоты в %

Образование, искусство и гуманитарные науки 56 16 106 25 79 16 241 19

Социальная сфера, экономика и право 75 21 121 29 98 20 294 23

Естественные и точные науки, производство, техника и связь 132 38 96 23 264 53 492 39

Сельское хозяйство, лесное хозяйство и ветеринария 44 13 38 9 23 4 105 8

Здравоохранение и социальное обеспечение 24 7 45 11 21 4 90 7

Сфера услуг 19 5 14 3 15 3 48 4

Всего 350 100 420 100 500 100 1270 100

Исследования показывают, что каждая страна отдает приоритет той или иной отрасли, исходя из национальной стратегии развития, потребности в кадрах и запросов населения. Это можно наблюдать на примере стран мира: например, в Казахстане («Болашак») - техническая сфера, в Саудовской Аравии ("им. Хранителя двух святынь") - бизнес и менеджмент, в Бразилии («Наука без границ») - науки в области STEM [14-16].

Критерии отбора зарубежных вузов

Сегодня за рубежом действуют десятки тысяч учебных заведений, и далеко не все из них дают знания на высоком уровне. Если посмотреть на опыт зарубежного аналога фонда «Эл-юрт умиди» - фонда «Болашак» (Казахстан), то с 1993 по 1997 г., в первый период работы казахстанской стипендиальной программы, стипендиаты могли учиться в любом зарубежном вузе по своему выбору. В результате было замечено, что некоторые стипендиаты выбирали иностранные вузы с более низким рейтингом, чем местные вузы, или учебные заведения с сомнительной репутацией. С 1997 г. правительство Казахстана начало формировать перечень зарубежных вузов, отвечающих интересам национального развития. С 2007 г. стипендиаты, как правило, могут обучаться в вузах, входящих в топ-200 глобальных рейтингов THE и QS [16].

В целях максимально эффективного использования средств, выделяемых государством, фонд «Эл-юрт уми-ди» должен был отбирать иностранные вузы и направлять стипендиатов только в лучшие из них. В качестве

критерия отбора качественных зарубежных вузов были приняты результаты рейтингов QS, THE и ARWU, которые считаются самыми престижными в мире [17]. Если до 2021 г. кандидаты стипендиальной программы должны были поступить в один из топ-500 вузов глобального рейтинга QS, THE и ARWU или в топ-200 предметного рейтинга по своей специальности и получить приглашение, то с 2021 г. этот лимит ужесточен до топ-300 и топ-100 соответственно. Если учесть, что ни один из вузов Узбекистана не входит в эти рейтинги, то можно заметить, что фонд нацелен на подготовку для государства кадров более высокого качества, чем это могут сделать местные вузы.

Обеспечение прозрачности отбора

Учрежденная на основании Указа Президента Республики Узбекистан стипендиальная программа фонда «Эл-юрт умиди» не только имеет значение для государственных организаций, но также завоевывает большой авторитет в обществе. Такие привилегии для стипендиатов программы, как зачисление в государственный кадровый резерв, освобождение от участия в конкурсах при назначении на государственные должности, три первых года работы с дополнительной надбавкой за диплом, повышают интерес к программе, ее востребованность среди молодежи [18]. В таких условиях важной задачей фонда является честный и прозрачный отбор кандидатов.

Из мирового опыта известно, что сколь бы великой ни была цель стипендиальных программ, если проце-

дуры отбора неясны, имеют место непрозрачность и отсутствие освещения в СМИ, среди населения возникает чувство недоверия и несправедливости. Например, в 1993-1997 гг. общественное доверие к конкурсам на стипендиальные программы «Болашак» (Казахстан) было невысоким, ходили слухи, что такие стипендии предоставляются лишь «золотой молодежи». Только благодаря реформам, проведенным в стипендиальной программе «Болашак» в 1997 г., к ней вернулось доверие людей [16].

Фонд «Эл-юрт умиди» организует свои стипендиальные программы на основе опыта своих предшественников - фондов «Умид» и «Истеъдод», а также, конечно, мирового опыта. Принципы равенства, справедливости и прозрачности имеют первостепенное значение во всех правилах отбора. Отбор кандидатов на стипендиальные программы фонда изначально осуществлялся в рамках следующих четырех этапов [19]:

- первый этап: проверка документов и предварительный отбор кандидатов;

- второй этап: собеседование с кандидатами, отобранными на первом этапе, для определения уровня владения иностранными языками;

- третий этап: собеседование или письменный экзамен для определения уровня профподготовки, широты мировоззрения, интеллектуальных способностей и знаний о проводимых в Узбекистане социально-экономических реформах;

- четвертый этап: стандартизированные тесты для магистерских и докторских программ (IELTS, TOEFL, TestDaf, GMAT, GRE и т.д.).

В 2021 г. второй и четвертый этапы были упразднены, вместо них кандидат должен был представить международно признанный сертификат о знании иностранного языка или письмо о безусловном принятии кандидата иностранным вузом [17]. Таким образом, отбор кандидатов начал проходить в два этапа: объявление конкурса; отбор кандидатов; определение победителей Попечительским советом фонда; церемония награждения стипендиатов-победителей. Все этапы конкурса последовательно освещаются средствами массовой информации. Интервью СМИ с кандидатами, участвовавшими в отборочных конкурсах, показывают, что конкурсы проходят прозрачно и справедливо.

Целевая аудитория

Целевая аудитория фонда «Эл-юрт умиди» утверждается уставом и определяет содержание конкурсов на получение стипендий по соответствующим образовательным программам. С момента создания фонда в 2018 г. его целевая аудитория менялась, и на сегодня она сформировалась в рамках следующих стипендиальных программ [17]:

- бакалавриат - лица не старше 25 лет, ранее не получавшие бакалаврское образование за рубежом по аналогичной специальности;

- магистратура - лица с 20 лет и не старше 45 лет, не получившие ранее магистерское образование за рубежом по аналогичной специальности;

- докторантура - лица с 22 лет и не старше 45 лет, не получившие ранее ученую степень кандидата наук и доктора наук за рубежом.

Кроме того, к стипендиатам фонда установлены такие требования, как наличие 2-летнего стажа работы по избранной специальности и отсутствие совершения тяжких и особо тяжких преступлений. Также стипендиаты фонда не должны являться представителями выборных органов государственного управления.

В течение 2018-2021 гг. фонд также выделял стипендии для повышения квалификации и стажировок за рубежом, но после изменений 2021 г. эти программы были закрыты и заменены стипендиальной программой бакалавриата [5, 10]. Стипендиальная программа бакалавриата с точки зрения мирового опыта - спорный вопрос. Эксперты считают, что многие страны отказываются от этой стипендиальной программы из-за того, что студенты на этапе бакалавриата (17-19 лет) психологически не готовы к обучению за границей, программы бакалавриата относительно длительны и требуют больших затрат. Так, если обратиться к опыту Казахстана («Болашак»), то в 1997 г., несмотря на четыре года работы, стипендиальная программа для бакалавров была закрыта и заменена на стипендиальные программы повышения квалификации и стажировок [16].

Следует обратить внимание на то, что эволюция фонда «Эл-юрт умиди» продолжается, и изменения, внесенные в определение его целевой аудитории, не являются окончательными.

Динамика выделения квот

и количество победителей

Ежегодно до 1 августа формируется портфель заказов на подготовку, повышение квалификации и стажировку кадров в ведущих вузах, научных центрах и других организациях за рубежом по приоритетным специальностям. На основании реальных приказов министерств и ведомств утверждаются целевые показатели по направлениям отбора. Годовая квота фонда «Эл-юрт умиди» определяется отдельно на каждый год в разделе стипендиальных программ. Квота для стипендиальных программ формируется под влиянием следующих двух основных факторов: потребности министерств и ведомств и средств, выделяемых из государственного бюджета.

Объявленные фондом квоты на стипендиальные программы целесообразно проанализировать, разделив их на два хронологических периода. Это связано с тем, что в 2018-2021 гг. структура стипендиальных программ фонда включала стажировки, повышение квалификации, магистратуру и докторантуру, а в 20212023 гг. - бакалавриат, магистратуру и докторантуру. Из этого можно сделать вывод, что первоначальный подход фонда - ориентация на краткосрочные модели обучения - сменился на модель длительного профессионального обучения. В результате растущего спроса на стипендиальные программы среди молодежи и со стороны государственных министерств и ведомств в последние годы квота стипендиальных программ увеличивается (табл. 2).

Таблица 2

Квоты фонда «Эл-юрт умиди» на 2019-2023 гг. [11-23]

———Годы 2019 2021 2022 2023 Итого

Стипендиальные программы ——________ 1-й конкурс 2-3-й конкурсы

Повышение квалификации н/д 50 - - -

Стажировка н/д 150 - - -

Всего 200 - - -

Бакалавриат - - 100 120 75 2 483

Магистратура н/д 25 150 180 275

Докторантура н/д 25 100 120 150

Всего 50 350 420 500

Итого (по годам) 963 600 420 500

Таблица 3

Победители стипендиальных конкурсов фонда «Эл-юрт умиди» 2018-2022 гг. [20; 21. С. 23-27]

~~------Годы Стипендиальные программы"---____________ 2018 2019 2021 2022 Итого

1-й конкурс 2-3-й конкурсы

Повышение квалификации 306 395 48 - - 749

Стажировка 31 205 60 - - 296

Всего 337 600 108 - - 1 045

Бакалавриат - - - 87 150 237

Магистратура 25 45 1 105 125 301

Докторантура 19 81 6 27 37 170

Всего 44 126 7 219 312 708

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого (по годам) 381 726 334 312 1 753

В 2020 г., в условиях пандемии СОУТО-19, фонд не объявлял конкурсы на стипендиальные программы. В 2021 г., после ослабления карантинных ограничений в странах мира, фонд возобновил объявление конкурсов. Начиная со 2-го конкурса 2021 г., в результате упрощения отбора, количество победителей стипендиальной программы начало увеличиваться (табл. 3).

Кроме того, в целях улучшения системы здравоохранения были организованы специальные стипендиальные программы для обучения в зарубежных медицинских вузах. Студенты ряда медицинских вузов, действующих в стране, были направлены на целевые

образовательные программы на основе контракта. Данные квоты в области медицины являются отдельными квотами, и по этим квотам данных в открытом доступе нет.

По итогам 2022 г., более чем за 3 года интенсивной деятельности, фонду «Эл-юрт умиди» удалось направить в 2 раза больше стипендиатов в зарубежные вузы по сравнению с его предшественником, фондом «Умид» (рис. 1). Ежегодное увеличение средств, выделяемых фонду, свидетельствует о возрастающей активности и роли фонда в государственной политике высшего образования.

«Умид», «Истеъдод», «Эл-юрт умиди»,

1997-2003 гг. 2003-2018 гг. 2018-2022 гг.

Рис. 1. Победители государственных стипендиальных программ 1997-2022 гг.

Стипендиаты фонда проявляют большой интерес к российским вузам. Среди российских вузов отвечают установленным фондом требованиям семь (Quacquarelli Symonds (QS) Rankings 2023). Новосибирский государственный университет и Томский государственный университет являются лидерами по количеству стипендиатов фонда, принятых в 2018-2022 гг. - более 20 и 6 соответственно.

География распределения стипендий

Опираясь на статистику за 2018-2020 гг., можно сделать вывод, что стипендиаты фонда проявляли наибольший интерес к обучению в вузах трех групп стран:

1. Страны СНГ: Россия, Беларусь.

2. Европа и США: Великобритания, Германия, Испания и США.

3. Страны Азии: Южная Корея, Малайзия, Япония.

Анализируя выбор стипендиатов по странам, можно заметить, что большинство стипендиатов выбрали Россию (47%), за ней следуют Великобритания (13%) и Южная Корея (8%) [22]. Тот факт, что большинство победителей стипендиальных программ Фонда выбрали для обучения российские вузы, можно объяснить тем, что здесь меньшее значение языкового барьера и это исторически близкая страна. Однако в последние годы на фоне большого внимания, уделяемого преподаванию английского языка в Узбекистане на государственном уровне, все чаще стипендиаты фонда выбирают англоязычные страны и программы.

Распределение стипендиатов по программам обучения

Анализ стипендиальных программ показывает, что программы стажировки имели абсолютное преимущество в 2018-2021 гг. и привлекли 58% от общего числа стипендиатов. Другие программы расположились в следующем порядке: повышение квалификации - 23%, докторантура - 13%, магистратура - 6%. (см. табл. 3).

В 2021 г. стипендиальные программы стажировки и повышения квалификации были прекращены и заменены стипендиальной программой бакалавриата. Анализ объявленных в 2021-2023 гг. квот показывает, что, во-первых, фонд отдает абсолютный приоритет магистерскому уровню образования, во-вторых, для программ бакалавриата заметно сокращение квот, в-третьих, происходит стабильный рост квот для программ докторантуры. По уровням образования за истекший период квоты распределились следующим образом: бакалавриат - 23%, магистратура - 48%, докторантура -29%. Основная причина абсолютного превосходства уровня магистратуры над другими заключается в том, что продолжительность обучения в магистратуре относительно невелика (1-2 года), соответственно, на такие квоты выделяется меньше средств. Также есть возможность подготовить больше кадров в короткие сроки. Однако результаты отбора отличаются от выделенных квот: только на программы бакалавриата был осуществлен полный прием, а в магистратуре и особенно в докторантуре был недобор. Об этом свидетельствует несоответствие между квотами (см. табл. 2) и количеством отобранных стипендиатов (см. табл. 3). В результате состав победителей стипендиальных программ 2021-2022 годов отражает следующее соотношение: бакалавриат - 44%, магистратура - 43%, докторантура - 13% (см. табл. 3).

Возвращение стипендиатов на родину

Фонд, сделавший крупную государственную инвестицию для обучения стипендиатов в престижных вузах за рубежом, заинтересован в их возвращении на родину и служении развитию страны после получения образования. Однако из опыта фонда «Умид» и мирового опыта известно, что некоторые стипендиаты не возвращаются домой после завершения обучения и остаются работать за границей. Так, 1% из тех, кто

выехал за границу на учебу по стипендиальным программам фонда «Болашак» (Казахстан), остались за границей после окончания обучения [16]. В целях предотвращения подобных ситуаций и эффективного использования потенциала кадров, окончивших зарубежные вузы, фондом «Эл-юрт умиди» был определен механизм их возвращения в Узбекистан после завершения обучения. Условия возвращения установлены в Положении о фонде, и с этими условиями кандидат знакомится перед подачей документов. Перед выездом за границу каждый стипендиат, ставший победителем стипендиальной программы, подписывает четырехсторонний договор между фондом, стипендиатом, работодателем и поручителями. И именно в этом договоре среди обязательств стипендиата упоминаются в том числе следующие [17]: работа в государственной организации Узбекистана в течение определенного периода после окончания обучения (бакалавриат - 5 лет, магистратура и докторантура - 3 года); возврат средств, выделенных государством на обучение, в случае отказа от производственного обязательства.

Помимо вышеперечисленных «санкционных» обязательств, фонд также объявил о ряде государственных льгот, чтобы повысить мотивацию вернуться домой после окончания учебы. Среди них следующие: стипендиаты будут зачислены в Национальный кадровый резерв и включены в список перспективных кандидатов на руководящие должности; молодые люди, которые будут работать в государственных органах, будут получать надбавку к должностному окладу в размере 15-75-кратной базовой расчетной величины в течение трех лет [18]; назначение стипендиатов на руководящие должности осуществляется без конкурса.

Механизмы обеспечения возвращения стипендиатов, завершивших обучение за границей, за период работы фонда меняются в сторону ослабления «санкционных» решений и одновременного увеличения мо-тивационных средств. Например, в 2021 г. сроки работы в государственных организациях были сокращены до двух лет. В ближайшее время рассматривается возможность пребывания в иностранном государстве до двух лет после окончания учебы с целью получения трудового стажа и опыта. Деятельность в этом направлении была эффективно организована фондом, и около 1 100 стипендиатов, окончивших ведущие высшие учебные заведения, научные центры и компании в зарубежных странах в 2018-2022 гг., в настоящее время заняты в сфере образования, медицины, работают в сферах государственного управления, экономики Узбекистана (табл. 4).

Таблица 4

Стипендиаты фонда, обучавшиеся за рубежом и вернувшиеся после окончания учебы (по состоянию на март 2023 г.) [14]

Программы обучения Обучающиеся Вернувшиеся

Стажировка - 232

Повышения квалификация - 737

Бакалавриат 205 -

Магистратура, ординатура 193 100

Докторантура 81 20

Всего 479 1 089

Примечание. Программа бакалавриата фонда введена с 2021 г.

Проблемы

Заключение

Из года в год расширяется деятельность фонда «Эл-юрт умиди», своевременно созданного Указом Президента Республики Узбекистан и набирающего популярность среди молодежи. В рамках исследований отдела мониторинга фонда анализируются все этапы, от объявления конкурсов на получение стипендий до организации обучения стипендиатов за рубежом и их трудоустройства после окончания учебы. Результаты исследований свидетельствуют, что все направления деятельности фонда развиваются и адаптируются к требованиям времени. Однако существуют и вопросы, которые всегда находятся в центре внимания фонда и требуют новых подходов и решений:

а) Квоты стипендиальной программы - вопрос удовлетворения постоянно растущего спроса населения в условиях ограниченности государственных средств.

б) Определение целевой аудитории. На данный момент целевой аудиторией фонда признаны бакалавриат, магистратура и докторантура. Однако в государственных министерствах и ведомствах существует большой спрос на такие программы, как стажировки, профессиональное развитие и студенческий обмен.

в) Обеспечение возвращения выпускников на Родину - этот вопрос является основным не только для фонда «Эл-юрт умиди», но и для всех стипендиальных программ мира.

г) Создание подходящих рабочих мест для возвращающихся из-за рубежа стипендиатов. Конечно, этот вопрос не имеет прямого отношения к фонду, но является одной из основных проблем, которую должно решить государство. Стратегической задачей является удержание в Узбекистане уникальных кадров, подготовленных в престижных зарубежных высших учебных заведениях с большими затратами времени и средств. Мировой опыт показывает, что это не всегда простая задача.

Деятельность государственной стипендиальной программы Фонда «Эл-юрт умиди» организована на основе отечественного и зарубежного опыта. Цель стипендиальной программы, механизм отбора, условия выбора зарубежных вузов, поддержка обучения за рубежом, механизмы возвращения на родину после завершения обучения, условия труда и льготы, создаваемые для выпускников на родине, не отличаются значительно от таковых зарубежных аналогов. В результате изучения и анализа деятельности фонда «Эл-юрт умиди» за 2018-2023 гг. можно сделать следующие выводы:

- Фонд отдает приоритет таким областям знаний для обучения стипендиатов за рубежом, как технические, точные науки и информационные технологии.

- Требования фонда к кандидатам и стипендиатам намного выше уровня входных требований местных вузов, что делает его важным источником качественных кадров для государственного кадрового резерва.

- В 2018-2020 гг. в географии обучения стипендиатов фонда абсолютное преимущество имели российские вузы, при этом в последние годы увеличивается доля англоязычных стран (Великобритания, США и др.).

- В 2021 г. на фоне обновлений целевой аудитории и системы отбора фонд перешел от краткосрочной модели подготовки кадров на долгосрочную модель подготовки профессиональных кадров.

- Переход на модель долгосрочной подготовки кадров означает, что пилотный период деятельности фонда завершился и он вступил в основную стадию подготовки необходимых государству профессиональных кадров.

Высокие требования к уровню владения иностранным языком обычно являются причиной того, что квоты фонда не заполняются. Однако количество победителей стипендиальных программ увеличилось за счет сокращения отборочных туров в 2021 г.

Список источников

1. Узбекистан: модернизация системы высшего образования : документ Всемирного банка : отчет № 88606-UZ. 2014. 156 с. URL:

https://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/eca/central-asia/Uzbekistan-Higher-Education-Report-2014-ru.pdf (дата обращения: 30.04.2023).

2. Об образовании : закон Республики Узбекистан от 29.08.1997 № 464-I // Национальная база данных законодательства Республики Узбеки-

стан. URL: https://lex.uz/docs/15622 (дата обращения: 23.02.2023).

3. О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан : указ Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 № УП-4947 //

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/ru/docs/3107042 (дата обращения: 24.03.2023).

4. Социально-экономическое положение Республики Узбекистан [за январь-декабрь 2022 г.] // Агентство статистики при Президенте Респуб-

лики Узбекистан. Ташкент, 2023. 526 с.. URL: https://stat.uz/m/?preview=1&option=com_dropfiles&format=&task=frontfile.download&catid= 404&id=2717&Itemid=1000000000000 (дата обращения: 03.06.2023).

5. Об организации деятельности фонда «Эл-юрт умиди» по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками при

Кабинете Министров Республики Узбекистан : цказ Президента Республики Узбекистан от 25.09.2018 № УП-5545 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/docs/3920035 (дата обращения: 24.03.2023).

6. Об организации фонда Президента Республики Узбекистан «Умид» по поддержке обучения одаренной молодежи за границей : указ Прези-

дента Республики Узбекистан от 07.01.1997 № УП-1694 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/docs/168034 (дата обращения: 24.03.2023).

7. Выпускники Фонда «Умид» соберутся на конференцию // Газета.^. 2019. 4 дек. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2019/12/04/fund-umid/ (дата

обращения: 24.03.2023).

8. О совершенствовании системы повышения квалификации и стажировки перспективных молодых педагогов и научных кадров : указ

Президента Республики Узбекистан от 01.07.2003 № УП-3272 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/ru/docs/484639 (дата обращения: 24.03.2023).

9. Краткий исторический экскурс // Фонд «Эл-юрт умиди». URL: https://eyuf.uz/site/view-page?id=15 (дата обращения: 24.03.2023).

10. О мерах по кардинальному совершенствованию системы подготовки за рубежом и дальнейшего повышения потенциала государственных служащих и специалистов : указ Президента Республики Узбекистан от 11.02.2021 № УП-6168 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/docs/5286356 (дата обращения: 24.03.2023).

11. «Эл-юрт умиди» жамгармасининг 2022 йилдаги 3-стипендия танлови учун ажратилган квоталар тугрисида маълумот // Фонд «Эл-юрт умиди». URL: https://eyuf.uz/admin/uploads/global/Kvota_2022_3.pdf (дата обращения: 24.03.2023).

12. Мутахассисларни хорижда тайёрлаш ва ватандошлар билан муло^от ^илиш буйича «Эл-юрт умиди» жамгармаси стипендиялари асосида 2023 йилда таълим дастурлари, танлов утказиш йуналишлари ва таълим со^алари кесимида ажратилган стипендия квотаси // Фонд «Эл-юрт умиди». URL: https://eyuf.uz/admin/uploads/2023/Kvota_2023.pdf (дата обращения: 24.03.2023).

13. «Эл-юрт умиди" жамгармаси 2023 йилги 1-очи^ стипендия танловини эълон ^илади! // Фонд «Эл-юрт умиди». URL: https://eyuf.uz/site/event?id=61 (дата обращения: 24.03.2023).

14. Knobel M. Brazil Seeks Academic Boost by Sending Students Abroad // International Higher Education. 2015. Vol. 66. P. 15-17. URL: https://ejournals.bc.edu/index.php/ihe/article/view/8836/7913 (accessed: 24.03.2023).

15. Ahmed M.A. Outward Mobility of Saudi University Students: An Overview // International Higher Education. 2015. Vol. 83, special is. P. 19-20. URL: https://ejournals.bc.edu/index.php/ihe/issue/view/889/33 (accessed: 24.03.2023).

16. Sagintayeva A., Jumakulov Z. Kazakhstan's Bolashak Scholarship Program // International Higher Education. 2015. № 79. P. 21-23. URL: https://ejournals.bc.edu/index.php/ihe/issue/view/631/29 (accessed: 24.03.2023).

17. Узбекистан Республикаси Президентининг 2021 йил 11 февралдаги ПФ-6168-сон Фармонига 4-илова. Мутахассисларни хорижда тайёрлаш ва ватандошлар билан муло^от ^илиш буйича "Эл-юрт умиди" жамгармаси таълим дастурлари буйича номзодларни очи^ саралаш танловини утказиш тартиби тугрисида НИЗОМ // Фонд «Эл-юрт умиди». URL: https://eyuf.uz/admin/uploads/global/Nizom_yangi.pdf (дата обращения: 24.03.2023).

18. О дополнительных мерах по всесторонней поддержке молодежи и дальнейшему повышению ее общественной активности : указ Президента Республики Узбекистан от 13.07.2021 № УП-6260 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/docs/5512122 (дата обращения: 24.03.2023).

19. Методика оценки знаний кандидатов в процессе проведения отбора кандидатов на стипендию фонда «Эл-юрт умиди» при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Ташкент, 2019.

20. Фонд «Эл-юрт умиди». URL: https://eyuf.uz/ (дата обращения: 24.03.2023).

21. Узбекистан Республикаси Вазирлар Ма^камаси ^узуридаги "Эл-юрт умиди" жамгармаси : проспект-инфографика, 2019 // Фонд «Эл-юрт умиди». URL: https://eyuf.uz/site/prospect (дата обращения: 26.03.2023).

22. Гранты в лучшие вузы мира : интервью с директором фонда «Эл-юрт умиди» // The mag. 2020. 21 апр. URL: https://themag.uz/post/fond-jel-jurt-umidi (дата обращения: 27.03.2023).

23. Мутахассисларни хорижда тайёрлаш ва ватандошлар билан муло^от ^илиш буйича «Эл-юрт умиди» жамгармасининг фаолияти ^амда 2023 йилги 1-очи^ стипендия танлови тугрисида тавдимот // Фонд «Эл-юрт умиди». URL: https://eyuf.uz/admin/uploads/2023/ 03.04.23%20%D0%96%D0%B0%D0%BC%D2%93%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%20%D1%82%D0%B0%D2%9B%D0%B4%D0%B8 %D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8_pdf (дата обращения: 24.03.2023).

References

1. The Republic of Uzbekistan. (2014) Uzbekistan: modernizatsiya sistemy vysshego obrazovaniya: dokument Vsemirnogo banka: otchet

№ 88606-UZ [Uzbekistan: Modernizing the Higher Education System: World Bank Paper: Report No. 88606-UZ]. [Online] Available from: https://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/eca/central-asia/Uzbekistan-Higher-Education-Report-2014-ru.pdf (Accessed: 30th April 2023).

2. The Republic of Uzbekistan. (1997a) Ob obrazovanii: zakon Respubliki Uzbekistan ot 29.08.1997 № 464-I [On education: Law No. 464-I of the

Republic of Uzbekistan dated August 29, 1997]. [Online] Available from: https://lex.uz/docs/15622 (Accessed: 23rd February 2023).

3. The Republic of Uzbekistan. (2017) O strategii deystviy po dal'neyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan: ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot

07.02.2017 № UP-4947 [On the strategy of action for the further development of the Republic of Uzbekistan: Decree No. UP-4947 of the President of the Republic of Uzbekistan dated February 7, 2017]. [Online] Available from: https://lex.uz/ru/docs/3107042 (Accessed: 24th March 2023).

4. Agency of Statistics under the President of the Republic of Uzbekistan. (2023) Sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie Respubliki Uzbekistan [za yan-

var'—dekabr' 2022 g.] [Socio-economic situation of the Republic of Uzbekistan [for January-December 2022]]. [Online] Available from: https://stat.uz/ru/?preview=1&option=com_dropfiles&format=&task=frontfile.download&catid= 404&id=2717&Itemid=1000000000000 (Accessed: 3rd June 2023).

5. The Republic of Uzbekistan. (2018) Ob organizatsii deyatel'nosti fonda "El-yurt umidi" po podgotovke spetsialistov za rubezhom i dialogu s soote-

chestvennikami pri Kabinete Ministrov Respubliki Uzbekistan: tskaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 25.09.2018 № UP-5545 [On the organization of the activities of the El-Yurt Umidi Foundation for the training of specialists abroad and dialogue with compatriots under the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan: Decree No. UP-5545 of the President of the Republic of Uzbekistan dated September 25, 2018]. [Online] Available from: https://lex.uz/docs/3920035 (Accessed: 24th March 2023).

6. The Republic of Uzbekistan. (1997b) Ob organizatsii fonda Prezidenta Respubliki Uzbekistan "Umid" po podderzhke obucheniya odarennoy

molodezhi za granitsey: ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 07.01.1997 № UP-1694 [On the organization of the Fund of the President of the Republic of Uzbekistan "Umid" to support the education of gifted youth abroad: Decree No. UP-1694 of the President of the Republic of Uzbekistan dated 07.01.1997]. [Online] Available from: https://lex.uz/docs/168034 (Accessed: 24th March 2023).

7. Gazeta.uz. (2019) Vypuskniki Fonda "Umid" soberutsya na konferentsiyu [Graduates of the Umid Foundation to gather for a conference]. 4th De-

cember. [Online] Available from: https://www.gazeta.uz/ru/2019/12/04/fund-umid/ (Accessed: 24th March 2023).

8. The Republic of Uzbekistan. (2003) O sovershenstvovanii sistemy povysheniya kvalifikatsii i stazhirovki perspektivnykh molodykh pedagogov i nauch-

nykh kadrov: ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 01.07.2003 № UP-3272 [On improving the system of advanced training and internships for promising young teachers and scientific personnel: Decree No. UP-3272 of the President of the Republic of Uzbekistan dated July 1, 2003]. [Online] Available from: https://lex.uz/ru/docs/484639 (Accessed: 24th March 2023).

9. El-Yurt Umidi Foundation. (n.d.) Kratkiy istoricheskiy ekskurs [A Brief Historical Excursus]. [Online] Available from: https://eyuf.uz/site/view-

page?id=15 (Accessed: 24th March 2023).

10. The Republic of Uzbekistan. (2021a) O merakh po kardinal'nomu sovershenstvovaniyu sistemy podgotovki za rubezhom i dal'neyshego povysheniya potentsiala gosudarstvennykh sluzhashchikh i spetsialistov: ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 11.02.2021 № UP-6168 [On measures to radically improve the system of training abroad and further increase the potential of civil servants and specialists: Decree No. UP-6168 of the President of the Republic of Uzbekistan dated February 11, 2021]. [Online] Available from: https://lex.uz/docs/5286356 (Accessed: 24th March 2023).

11. El-Yurt Umidi Foundation. (2022) "El-yurt umidi" zhamsarmasining 2022 yildagi 3-stipendiya tanlovi uchun azhratilgan kvotalar tysrisida ma"lumot. [Online] Available from: https://eyuf.uz/admin/uploads/global/Kvota_2022_3.pdf (Accessed: 24th March 2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. El-Yurt Umidi Foundation. (2023a) Mutakhassislarni khorizhda tayerlash va vatandoshlar bilan mulo^t yilish byyicha "El-yurt umidi" zhamsarmasi stipendiyalari asosida 2023 yilda ta"lim dasturlari, tanlov ytkazish yynalishlari va ta"lim soyalari kesimida azhratilgan stipendiya kvotasi. [Online] Available from: https://eyuf.uz/admin/uploads/2023/Kvota_2023.pdf (Accessed: 24th March 2023).

13. El-Yurt Umidi Foundation. (2023b) "El-yurt umidi" zhamsarmasi 2023 yilgi 1-ochщ stipendiya tanlovini e"lon ^iladi! [Online] Available from: https://eyuf.uz/site/event?id=61 (Accessed: 24th March 2023).

14. Knobel, M. (2015) Brazil Seeks Academic Boost by Sending Students Abroad. International Higher Education. 66. pp. 15-17. [Online] Available from: https://ejournals.bc.edu/index.php/ihe/article/view/8836/7913 (Accessed: 24th March 2023).

15. Ahmed, M.A. (2015) Outward Mobility of Saudi University Students: An Overview. International Higher Education. 83, special is. pp. 19-20. [Online] Available from: https://ejournals.bc.edu/index.php/ihe/issue/view/889/33 (Accessed: 24th March 2023).

16. Sagintayeva, A. & Jumakulov, Z. (2015) Kazakhstan's Bolashak Scholarship Program. International Higher Education. 79. pp. 21-23. [Online] Available from: https://ejournals.bc.edu/index.php/ihe/issue/view/631/29 (Accessed: 24th March 2023).

17. El-Yurt Umidi Foundation. (n.d.) Yzbekiston Respublikasi Prezidentining 2021 yil 11 fevraldagi PF-6168-son Farmoniga 4-ilova. Mutakhassislarni khorizhda tayerlash va vatandoshlar bilan mulo^ot ^ilish byyicha "El-yurt umidi" zhamsarmasi ta"lim dasturlari byyicha nomzodlarni ochiц saralash tanlovini ytkazish tartibi tysrisida NIZOM. [Online] Available from: https://eyuf.uz/admin/uploads/global/Nizom_yangi.pdf (Accessed: 24th March 2023).

18. The Republic of Uzbekistan. (2021b) O dopolnitel'nykh merakh po vsestoronney podderzhke molodezhi i dal'neyshemu povysheniyu ee ob-shchestvennoy aktivnosti: ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 13.07.2021 № UP-6260 [On additional measures to comprehensively support youth and further increase their social activity: Decree No. UP-6260of the President of the Republic of Uzbekistan dated 13.07.2021]. [Online] Available from: https://lex.uz/docs/5512122 (Accessed: 24th March 2023).

19. The Republic of Uzbekistan. (2019) Metodika otsenki znaniy kandidatov v protsesse provedeniya otbora kandidatov na stipendiyu fonda "El-yurt umidi" pri Kabinete Ministrov Respubliki Uzbekistan [Methodology for assessing the knowledge in the process of selecting candidates for a scholarship from the El-Yurt Umidi Foundation under the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan]. Tashkent: [s.n.].

20. El-Yurt Umidi Foundation. [Online] Available from: https://eyuf.uz/ (Accessed: 24th March 2023).

21. El-Yurt Umidi Foundation. (2019) Yzbekiston Respublikasi Vazirlar Ma^kamasi yuzuridagi "El-yurt umidi" zhamsarmasi: prospekt-infografika. [Online] Available from: https://eyuf.uz/site/prospect (Accessed: 26th March 2023).

22. The mag. (2020) Granty v luchshie vuzy mira: interv'yu s direktorom fonda "El-yurt umidi" [Grants to the best universities in the world: an interview with the director of the El-Yurt Umidi Foundation]. 21st April. [Online] Available from: https://themag.uz/post/fond-jel-jurt-umidi (Accessed: 27th March 2023).

23. El-Yurt Umidi Foundation. (n.d.) Mutakhassislarni khorizhda tayerlash va vatandoshlar bilan muloцot цlish byyicha "El-yurt umidi" zhamsar-masining faoliyati yamda 2023 yilgi 1-ochщ stipendiya tanlovi tysrisida taцdimot. [Online] Available from: https://eyuf.uz/admin/uploads/2023/ 03.04.23%20%D0%96%D0%B0%D0%BC%D2%93%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%20%D1%82%D0%B0%D2%9B%D0%B4%D0%B8 %D0%BC%D0%BE%D1 %82%D0%B8_pdf (Accessed: 24th March 2023).

Сведения об авторе:

Турдикулов Олим Таиркулович - аспирант кафедры мировой политики факультета исторических и политических наук

Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: olim.tairkulovich@gmail.com

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Turdikulov Olim T. - Postgraduate Student of the Department of Department of World Politics of the Faculty of Historical and Political

Sciences of Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: olim.tairkulovich@gmail.com

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 05.06.2023; принята к публикации 03.07.2023 The article was submitted 05.06.2023; accepted for publication 03.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.