Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОДЕЖИ'

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕФОРМА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОНД «ЭЛ-ЮРТ УМИДИ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Н.Ж., Абдурахманова С.А.

В статье проводится сравнительный анализ национальной системы образования Узбекистана, ее истории и современной политики. Также дается информация об образовательной политике развитых стран, стипендиях, грантах и программах, позволяющих учиться студентам со всего мира. Приведен пример фонда «Эл-юрт умиди» по формированию образовательной конкурентоспособности молодежи Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENT USE OF EDUCATIONAL OPPORTUNITIES TO ENSURE THE COMPETITIVENESS OF YOUTH

The article provides a comparative analysis of the national education system of Uzbekistan, its history and modern politics. It also provides information on the educational policy of developed countries, scholarships, grants and programs that allow students from all over the world to study. An example of the "El-yurt umidi" fund for the formation of the educational competitiveness of the youth of Uzbekistan is given.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОДЕЖИ»

Назарова Н.Ж. старший преподаватель кафедра социальных наук Ташкентский государственный транспортный университет

Абдурахманова С.А.

ассистент

кафедра узбекского (русского) языка Ташкентский государственный транспортный университет

Узбекистан, Ташкент

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ национальной системы образования Узбекистана, ее истории и современной политики. Также дается информация об образовательной политике развитых стран, стипендиях, грантах и программах, позволяющих учиться студентам со всего мира. Приведен пример фонда «Эл-юрт умиди» по формированию образовательной конкурентоспособности молодежи Узбекистана.

Ключевые слова: система образования, государственная политика, реформа, стратегия развития, качественное образование, Фонд «Эл-юрт умиди».

Nazarova N.Zh. senior lecturer Department of Social Sciences Tashkent State Transport University Abdurakhmanova S.A.

assistant

Department of Uzbek (Russian) language Tashkent State Transport University Uzbekistan, Tashkent

EFFICIENT USE OF EDUCATIONAL OPPORTUNITIES TO ENSURE THE COMPETITIVENESS OF YOUTH

Annotation. The article provides a comparative analysis of the national education system of Uzbekistan, its history and modern politics. It also provides information on the educational policy of developed countries, scholarships, grants and programs that allow students from all over the world to study. An

example of the "El-yurt umidi" fund for the formation of the educational competitiveness of the youth of Uzbekistan is given.

Key words: education system, state policy, reform, development strategy, quality education, El-Yurt Umidi Foundation.

Введение

Известно, что одним из приоритетных путей построения сильного гражданского общества и благополучной жизни в каждом государстве является развитие системы образования. Только в том случае, если государство будет уделять пристальное внимание образованию и сможет вывести качество системы образования на мировой уровень, оно сможет создать отличный фундамент для своего будущего.

Отто фон Бисмарк, известный в истории как «железный канцлер», основатель и отец современной германской государственности, говорил: «Государство, которое не выделяет достаточного количества денег на свое образование, может со временем потратить эти деньги на строительство тюрем», а также «Отношение государства к учителю является государственной политикой, которая показывает либо силу, либо слабость государства» [2]. В этих словах известного политика заключен большой смысл.

К сожалению, система образования нашей страны не развивалась во времена бывшего Советского Союза. Не была внедрена и национальная система образования Узбекистана. Существовавшая система образования была подчинена главенствующим идеологическим интересам бывшего центра.

Причина крайней запущенности системы образования, полного стирания национальности, истории и религии из сознания народа заключалась в том, чтобы как можно больше держать в повиновении узбекский народ, использовать больше национального богатства, укрепить свою империалистическую власть за счет труда узбекского народа.

Все вышеперечисленное привело к возникновению в сознании людей таких «умений», как духовная нищета, незнание истории, безбожие. Следует отметить, что «джадиды» были мусульманскими реформаторами-модернистами в Российской империи в конце 19-начале 20 века.

Это были люди, называвшие себя «прогрессивными», «интеллигентами» или просто «молодежью». Хотя внутри движения существовали серьезные идеологические разногласия, джадиды были антиклерикальным движением, которое стремилось реформировать образование, внедрять и развивать «усул уль-джадид» или «новый метод» в школах. [6]

Джадиды отправляли туркестанскую молодежь на учебу за границу при поддержке дельцов, купцов и других богатых людей. 22 человека были отправлены в Германию, в частности в Гейдельбергский университет. Некоторые уехали учиться в Россию. Кстати, джадиды, сотрудничавшие с

советской властью после 1917 г., работали в учебных и воспитательных учреждениях после Октябрьского государственного переворота.

Продолжалась отправка молодежи на обучение за границу. Их услуги были велики в этой работе. Не все молодые люди, направленные на учебу, смогли окончить ее. Среди них был Убайдулла Ходжаев, окончивший Саратовский университет по специальности юриспруденция. Были и другие джадиды, окончившие экономические вузы.

Однако казахов-джадидов, обучавшихся в университетах Москвы и Петербурга, было больше, чем джадидов из Туркестана [6]. Видно, что джадиды также хотели обеспечить развитие общества через просвещение.

После обретения Узбекистаном независимости масштаб реформ в системе образования расширился. Исходя из поставленных приоритетных задач, обозначенных в частности, в указе Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года», законе «Об образовании» Республики Узбекистан от 23 сентября 2020 года, по сути и содержанию указа Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года «О новой стратегии развития Узбекистана на 2022-2026 годы», необходимо последовательно реализовывать конкретные задачи.

Согласно постановлению Президента Республики, Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования», обеспечение высших учебных заведений современными информационно-коммуникационными технологиями, расширение возможностей доступа студентов, преподавателей и молодых ученых к мировым передовым образовательным ресурсам, научной литературе, электронным каталогам по базе данных, стали актуальным вопросом сегодняшнего дня [8].

«ЮНЕСКО» поддерживает национальные органы образования в разработке обоснованной и последовательной политики и стратегии, и эффективном управлении в ходе их реализации в рамках четвертой цели в области устойчивого развития, которая направлена на «Обеспечение инклюзивного и справедливого качественного образования и поощрение возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех» [1].

Во многих странах мира, в разное время проводились различные реформы в системе образования. Используя этот опыт, можно добиться больших успехов. В частности, согласно нашему исследованию, одной из реформ, которая больше всего привлекла наше внимание является реформа системы высшего образования, проведенная партией во главе с доктором Махатхиром Мохамадом, пришедшим к власти в Малайзии в 1995 году.

Настоящая суть данной реформы заключается в том, что все образованные молодые люди, желающие учиться в зарубежных странах, полностью финансируются государством, все их расходы (оплата контракта, поездка, проживание, питание и т.д.) покрываются и их

отправляют в самые престижные зарубежные вузы по выбранным ими специальностям.

Целью этого является получение студентами качественного образования без лишних забот, а требование государства к молодежи - это возвращение на родину после получения образования, проверенных эффективных методов и опыта работы в различных сферах за рубежом и здесь работать по своему направлению (бизнес, маркетинг, туризм, геология, экономика, финансы, юриспруденция, политика, медицина, педагогика, философия, география, информатика, машиностроение, 1Т-технологии, металлургия, электротехника, энергетика, перевод ведение, социология), внедряя проверенный зарубежный опыт.

Благодаря этой системе образования ожидается начало ускорения темпа развития в каждом секторе государственных и негосударственных организаций, что принесет огромную пользу государству, обществу и нации [9, 10, 11, 12, 13, 14, 15]. Мировое сообщество стало свидетелем больших успехов, которых добилась Малайзия за последние 20 лет после реализации этой программы.

Результаты исследования

У нас тоже появилась возможность использовать хороший опыт зарубежных стран и интерпретировать его, исходя из условий и ситуации в нашей стране.

В постановлении Президента Республики Узбекистан «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» обозначен ряд целей, в, например, обучение молодежи в престижных высших учебных заведениях. В частности, в качестве 46-й цели «Повышения уровня охвата высшим образованием до 50% и повышения качества образования» молодежи, удвоить масштабы направления свободной и творчески мыслящей молодежи в престижные зарубежные вузы через «Эл-юрт умиди», в котором 50% молодых людей получат техническое обучение по конкретным наукам и ИТ-областям» в качестве 50-й цели, «Совершенствование государственной политики в отношении молодежи» в качестве 70-й цели [7].

По инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 25 сентября 2018 года был создан фонд «Эл-юрт умиди» для подготовки специалистов за рубежом и общения с соотечественниками.

Целью фонда является организация обучения и стажировок молодежи и государственных служащих со всей Республики в развитых зарубежных странах; формирование профессиональных, образованных и современно мыслящих кадров нового поколения и содействие в привлечении их на государственную службу; установление постоянной связи с соотечественниками, проживающими за рубежом, обладающими передовыми знаниями и богатым опытом и занимающимися профессиональной деятельностью; реализация дистанционных

образовательных программ, учебных курсов и практических проектов в сотрудничестве с зарубежными образовательными и иными организациями, учеными и специалистами, а также согражданами.

К. Куранбоев, председатель попечительского совета фонда «Эл-юрт умиди»: Фонд «Эл-юрт умиди» за последние 4 года обучил около 1500 молодых людей за рубежом через докторантуру, магистратуру, стажировки, программы повышения квалификации, а сегодня также осуществляется новое обучение по программе бакалавриата. Само собой разумеется, что основная деятельность фонда связана с обучением молодых специалистов за рубежом» [5].

Ж.Дж. Ахмедов, заместитель исполнительного директора Фонда «Эл-юрт умиди», сказал: «Стипендианты есть примерно в 40 странах мира, в том числе в США, Великобритании, Германии, Франции, Японии, Канаде, Италии, Испании, Южной Корее, Китае, России прошли обучение в более чем 240 университетах, научных центрах и престижных компаниях передовых стран, и на сегодняшний день 955 из них вернулись в нашу страну и эффективно работают в различных сферах, в частности, в сфере образования, научных исследований, здравоохранения, государственного и хозяйственного управления, а также в различных направлениях и отраслях экономики [4.4].

Целесообразно увеличить количество таких реформ в системе образования. Ведь пришло время малым странам писать большую историю, а для этого нужно воспитать духовное поколение.

Следует особо отметить, что вышеуказанный фонд, созданный для молодежи нашего национального государства, является одним из примеров реализации возможностей и таких возможностей в мировой системе образования очень много.

Назовем некоторые из них, грант Erasmus Mundus позволяет учиться в странах Европы на полной грантовой основе по всем направлениям; грант Chevening, являющийся одной из самых престижных стипендий в мире; гранты KOICA, GKS для обучения по гранту в Южной Корее; стипендиальная программа Rotary Yonayema в Японии; грант MEXT (UR); бесплатные университеты Европы и Азии, а также международная программа обмена студентами Global UGRAD, которая позволяет студентам бакалавриата учиться в США в течение одного семестра с полным финансированием.

Заключение

В заключение можно сказать, что комплексные подходы, основанные на фундаментальных теоретических взглядах и систематических исследованиях с приоритетами разработки стратегий реформы образования, должны быть адаптированы к быстро меняющимся экономическим и социальным условиям. Качественное обновление системы образования необходимо в обществе, в свою очередь, как

социальное явление. Эта потребность может быть достигнута за счет эффективного использования достижений развитых стран в системе образования.

Использованные источники:

1. Политика в области образования, планирование и финансирование. https://en.unesco.org/themes/education-policy-planning

2. https://ru.wikiquote.org/wiki

3. www.lex.uz/

4. Ахмедов Ж.Дж., Абдуллаева А.Е. Фонд «Эл-юрт умиди» открывает двери новых возможностей для талантливой и перспективной молодежи нашей страны. Электронный журнал "UzBridge". II выпуск ноябрь 2021 г. -С. 4.

5. Куранбоев К. Новый Узбекистан будет строиться молодежью. Народное слово, 1 ноября 2022 г. https://xs.uz/uzkr/сайт/газета

6. Саторов Д. Идейные основы, достижения и ошибки джадидов. https: //www.uzanalytics.com/tarix/10076/

7. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» № ПФ-60. 28 января 2022 г. Национальная база данных законодательной информации, 29.01.2022, № 22/06/60/0082.

8. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования». Сборник правовых документов Республики Узбекистан, г.Ташкент, 20 апреля 2017 года, №PQ-2909.

9. Харатова, Ш. Х., Назарова, Н. Ж., Абдукаримова, Г. Б., Рахимова, М. И., & Темирова, С. В. (2022). ВОЯГА ЕТМАГАН УСМИРЛАР БИЛАН ИШЛАШДА ОИЛА, МАДАЛЛА, МАКТАБ ДАМКОРЛИГИ МАСАЛАЛАРИ. Uzbek Scholar Journal, 11, 102-110.

10. Jо'rayevna, N. N. (2022). KADRLAR KASBIY SIFATINI TAKOMILLASHTIRISHDA PEDAGOGIKANING О 'RNI. PEDAGOG, 1(4), 109-111.

11. Temirova, S. V., & Nazarova, N. J. (2022). YOSHLARNING RAQOBATBARDOSH KADR BO'LIB SHAKLLANISHIDA KONSTITUTSIYANING O 'RNI. Academic research in educational sciences, 3(TSTU Conference 2), 349-352.

12. Рахмонов, Д. А., & Назарова, Н. Ж. (2022). УЗБЕКИСТОНДА ПЕДАГОГИК ХОДИМЛАРНИНГ ДУ^У^ИЙ МАВДМИНИ БЕЛГИЛАШНИНГ ИНСТИТУЦИОНАЛ АСОСЛАРИ. Academic research in educational sciences, 3(TSTU Conference 2), 377-384.

13. Saminjon о^'Н, M. S., & Jо'rayevna, N. N. (2022). PEDAGOGIK FAOLIYATDA AXBOROT-KOMMUNIKATIV TEXNOLOGIYALARDAN FOYDALANISH. PEDAGOG, 1(4), 105-108.

14. Abdusalamovna, A. S.., & Juraevna, N. N.. (2022). A Strong Family as a Determining Development of Society. International Journal of Development and Public Policy, 2(6), 31-36. Retrieved from https://www.openaccessjournals.eu/index.php/ijdpp/article/view/1423

15. Sabirovna, A. N., & Juraevna, N. N. (2022). Important Aspects of the System of Social Work for Young People in Uzbekistan. International Journal of Development and Public Policy, 2(6), 37-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.