Научная статья на тему 'ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НОВОГО УЗБЕКИСТАНА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ'

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НОВОГО УЗБЕКИСТАНА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2041
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя политика / основные цели внешнеполитической деятельности / Республика Узбекистан / приоритетные направления внешней политики / особенности внешней политики. / foreign policy / main goals of foreign policy / the Republic of Uzbekistan / priority areas of foreign policy / features of foreign policy.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юлдашева, Говхержан

Данная статья посвящена новой внешней политике Республики Узбекистан, в ней рассматриваются основные цели внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан, анализируется приоритетные направления внешней политики, определенные в Новой стратегии развития Узбекистана на 2022 – 2026 годы и выявлены особенности внешней политики нового Узбекистан, а также сделаны теоретические выводы по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN POLICY OF THE NEW UZBEKISTAN AND ITS FEATURES

This article is devoted of the new foreign policy of the Republic of Uzbekistan, it examines the main goals of the foreign policy activities of the Republic of Uzbekistan, analyzes the priority areas of foreign policy identified in the New Development Strategy of Uzbekistan for 2022-2026 and identifies the features of the foreign policy of the new Uzbekistan, as well as theoretical conclusions have been drawn on this issue.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НОВОГО УЗБЕКИСТАНА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НОВОГО УЗБЕКИСТАНА И ЕГО

ОСОБЕННОСТИ

Юлдашева Говхержан

доктор юридических наук, профессор, yuldashevag 1958@gmail .com

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена новой внешней политике Республики Узбекистан, в ней рассматриваются основные цели внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан, анализируется приоритетные направления внешней политики, определенные в Новой стратегии развития Узбекистана на 2022 - 2026 годы и выявлены особенности внешней политики нового Узбекистан, а также сделаны теоретические выводы по данному вопросу.

Ключевые слова: внешняя политика, основные цели внешнеполитической деятельности, Республика Узбекистан, приоритетные направления внешней политики, особенности внешней политики.

YANGI O'ZBEKISTON TASHQI SIYOSATI VA UNING O'ZIGA XOS

Ushbu maqola O'zbekiston Respublikasining yangi tashqi siyosatining asoslariga bag'ishlangan bo'lib, unda O'zbekiston Respublikasi tashqi siyosiy faoliyatining asosiy maqsadlari ko'rib chiqiladi, yangi rivojlanish strategiyasida belgilangan tashqi siyosatning ustuvor yo'nalishlari tahlil qilinadi. O'zbekistonning 2022-2026yillarga mo'ljallangan va yangi O'zbekiston tashqi siyosatining o'ziga xos jihatlari belgilab berilgan hamda bu borada nazariy xulosalar chiqarilgan.

Kalit so'zlar: tashqi siyosat, tashqi siyosatning asosiy maqsadlari, O'zbekiston Respublikasi, tashqi siyosatning ustuvor yo'nalishlari, tashqi siyosatning o'ziga xos xususiyatlari.

FOREIGN POLICY OF THE NEW UZBEKISTAN AND ITS FEATURES

XUSUSIYATLARI

Yuldasheva Govxerjan

yuridik fanlar doktori, professor [email protected]

ANNOTATSIYA

Yuldasheva Govkherjan

Doctor of Law science, Professor yuldashevag 1958@gmail .com

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

ABSTRACT

This article is devoted of the new foreign policy of the Republic of Uzbekistan, it examines the main goals of the foreign policy activities of the Republic of Uzbekistan, analyzes the priority areas of foreign policy identified in the New Development Strategy of Uzbekistan for 2022-2026 and identifies the features of the foreign policy of the new Uzbekistan, as well as theoretical conclusions have been drawn on this issue.

Key words: foreign policy, main goals of foreign policy, the Republic of Uzbekistan, priority areas of foreign policy, features of foreign policy.

ВВЕДЕНИЕ

С первых дней независимости Узбекистан начал разрабатывать концептуальные и конституционно-правовые основы своей внешней политики, которые заложили фундамент учреждению органов внешних сношений Республики Узбекистан. Концептуальные и законодательные основы внешней политики Республики Узбекистан постоянно совершенствуются исходя из новых вызовов и угроз.

В 2012 году в целях дальнейшего совершенствования концептуальных основ внешней политики Узбекистана, своевременного и адекватного реагирования на угрозы и вызовы в регионе и мире в целом, укрепления национальной безопасности страны была утверждена1.

В соответствии с Концепцией, Узбекистан проводит миролюбивую политику и не принимает участия в военно-политических блоках, оставляет за собой право выхода из любого межгосударственного образования в случае его трансформации в военно-политический блок. Узбекистан принимает политические, экономические и иные меры по предотвращению своего вовлечения в вооруженные конфликты и очаги напряженности в сопредельных государствах, а также не допускает на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов. Глобализация, перемещение центров тяжести, угроза международного терроризма, нарастание разногласий между различными государствами, вопросы региональной и национальной безопасности требуют принятия адекватных мер2.

Как совершенно правильно отмечает Р.Махмудов, начиная со второй половины 2016 г., когда были запущены масштабные реформы Президента

1 См.: Закон Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан», Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан 2012, № 9/1 (1437).

2 Юлдашева Г. Концептуальные основы внешней политики и вопросы совершенствования дипломатической службы Республики Узбекистан. //БТШТА РОЫТОШОГСгКЕ Варшава 2017. №44. С.270-290

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

Шавката Мирзиёева, внешняя политика Узбекистана представляет собой предмет особого интереса. При этом диапазон мнений довольно широк, что вызывает многочисленные дискуссии о внешней политике нового Узбекистана и ее кардинальных отличиях от курса прежних лет. На наш взгляд, сегодня можно достаточно уверенно говорить о появлении феномена новой внешней политики Узбекистана3.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Основной целью новой внешней политики Республики Узбекистан является укрепление независимости и суверенитета государства, его места и роли на международной арене, создание вокруг него обстановки безопасности, стабильности и добрососедства, активное продвижение внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Республики Узбекистан.

Приоритеты внешней политики нового Узбекистана впервые были определены в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы. Этот документ сформировал следующие важнейшие приоритеты в области внешней политики страны:

- укрепление независимости и суверенитета государства, дальнейшее укрепление места и роли страны как полноправного субъекта международных отношений, вхождение в ряды развитых демократических государств, создание вокруг Узбекистана региона безопасности, стабильности и добрососедских отношений;

- усиление авторитета Республики Узбекистан на международном уровне, предоставление мировому сообществу объективной информации о проводимых в стране реформах;

- совершенствование нормативно-правовой базы внешне политической и экономической деятельности Узбекистана, а также его договорно-правовой базы международного сотрудничества;

- регулирование вопросов делимитации и демаркации государственной границы Узбекистана4.

Сегодня в период коренных перемен наш Президент Ш.М.Мирзиёев

определил новые, более важные и актуальные цели и задачи внешней политики,

3 Махмудов Р. Внешняя политика современного Узбекистана. Центральная Азия в глобальном мире. https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2021_01/15.Makhmudov.pdf -121-134 с.

4 Указ Президента Республики Узбекистан О государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах № УП-5635 от 17.01.2019 г. https://lex.uz/docs/4168757

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

которые нашли своё выражение в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.

Этим документом были определены следующие приоритетные цели внешней политики нашей страны:

- повышение роли страны как равноправного субъекта международных отношений;

- выведение на более высокий качественный уровень тесное сотрудничество в Центральной Азии, в сфере безопасности, торгово-экономической, водной, энергетической, транспортной и культурно -гуманитарной сферах;

- дальнейшее развитие отношений с нашими традиционными партнерами, уделение приоритетного внимания расширению географии внешних связей, усиление экономической дипломатии;

- усилить активность Узбекистана в деятельности органов и учреждений Организации Объединенных Наций, глобальных и региональных экономических, финансовых и гуманитарных организациях;

- углубление процессов вступления во Всемирную торговую организацию и интеграции с Евразийским экономическим союзом;

- повысить эффективность подачи информации, направленной на улучшение имиджа нашей страны в мировом сообществе;

- совершенствование нормативно-правовой базы внешне политической и экономической деятельности и договорно-правовой базы международного сотрудничества;

- совершенствование системы оказания услуг дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Узбекистан гражданам Узбекистана за рубежом.

В настоящее время новая внешняя политика Узбекистана реализуется исходя из быстро меняющейся ситуации в мире и регионе, а также из масштабных изменений внутри страны. Реализуется открытая, последовательная и продуманная внешняя политика, позволяющая эффективно продвигать национальные интересы нашей страны и находить решения современным международным проблемам.

Республика Узбекистан как полноправный субъект международных отношений установила двусторонние и многосторонние отношения сотрудничества со многими странами дальнего и ближнего зарубежья. Сегодня Узбекистан связан отношениями в дипломатической, консульской, экономической, торговой, культурно-образовательной и других гуманитарных

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

сферах со многими зарубежными странами, принимает и направляет своих представителей, заключает взаимовыгодные международные договоры, становится членом различных международных организаций.

Масштабы сотрудничества нашей страны строится на многосторонней и широкой основе, которая сейчас охватывает все пять континентов земного шара. Следует отметить, что наша страна старается в своей внешней политике расширить сферу своей дипломатии. Это не просто цель, а средство оперативного реагирования на потребности внутреннего развития страны, устойчивости экономики нашей страны, процессов, происходящих в мире.

По мере развития тесных отношений Республики Узбекистан с зарубежными странами, международные отношения положительно сказываются не только на жизни всего общества, но и каждого гражданина, то есть гуманитарные отношения и публичная дипломатия набирают обороты. Теперь гражданам нашей страны, особенно наша молодежи открыты широкие возможности для беспрепятственного выезда в любую страну мира с целью работы, учебы и туризма. В качестве практического примера можно показать, что наше правительство разрешило тысячам наших соотечественников мусульман и представителей других религиозных посетить нашу страну и их святыни.

Процессы глобализации современной жизни создают благоприятные условия для развития международных отношений в сфере прав человека. Особо хочется остановиться на том, что сделано в этой сфере в Узбекистане. 15 июля 2019 года Узбекистан одобрил Национальный план действий Республики Узбекистан по реализации положений Декларации ООН об образовании и обучении в области прав человека и реализует меры5, изложенные в его Дорожной карте.

В Узбекистане вопросы поощрения, защиты и соблюдения прав человека являются одним из приоритетных направлений государственной политики. В рамках Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека реализуются целенаправленные мероприятия в сфере обеспечения личных, политических, экономических, социальных и культурных прав. Вместе с тем сделаны важные шаги по совершенствованию образования в области прав человека.

Учитывая принятые страной обязательства в рамках международных документов, а также новые вызовы и проблемы, вызванные пандемией и ее

5 Национальный план действий Республики Узбекистан по реализации положений Декларации ООН об образовании и обучении в области прав человека. https://lex.uz/docs/4493780

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

последствиями, в целях эффективной реализации задач, определенных в Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, на повестку дня выдвигается вопрос организации образования по правам человека, отображающей в себе новые подходы, методологии и практику. В связи с этим принято Постановление Президента Республики Узбекистан Об утверждении национальной программы образования в области прав человека в Республике Узбекистан № ПП-46 от 07.02.2023 г.6 где основными задачами Национальной программы образования определены:

повышение осведомленности молодежи в области прав и свобод человека; повышение знаний и навыков работников государственных органов в области прав человека и гендерного равенства;

совершенствование системы подготовки педагогических кадров и поддержка научных исследований в области прав человека;

повышение осведомленности слоев населения, нуждающихся в социальной защите, в области прав человека:

повышение активности институтов гражданского общества в сфере образования в области прав человека;

повышение эффективности системы образования и воспитания в области прав человека с использованием современных технологий, художественных произведений, средств массовой информации;

развитие международного сотрудничества в сфере образования в области прав человека.

Расширение сотрудничества между государствами ведет к углублению их взаимных правовых систем и взаимодействию с международным правом. Большое количество международных норм влияет на формирование внутреннего законодательства государств.

За последние годы Узбекистан предпринял множество конструктивных инициатив, направленных на установление мира и спокойствия на земле Афганистана. Узбекистан выразил свою позицию, основанную на том, что афганская проблема не может быть решена с применением военной силы, а мир и спокойствие на афганской земле могут быть достигнуты только политическими средствами и путем переговоров.

Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев на 72-й и 75-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН поднял вопросы, приобретающие все большее значение, обеспечение мира и безопасности в нашем регионе и во всем мире,

"Постановление Президента Республики Узбекистан Об утверждении национальной программы образования в области прав человека в Республике Узбекистан № ПП-46 от 07.02.2023 г. https://lex.uz/ru/docs/6378543#6378960

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

охрана окружающей среды (особенно Аральская проблема), экономика, молодежь, поднятие на новый уровень развитие образовательной и медицинской сфер и чтобы данные сферы служили интересам человека, дальнейшее развитие и активизация сотрудничества с ООН по приоритетным задачам, которые требуют постоянных совместных усилий всего мирового сообщества. Их полная и эффективная реализация в нашей стране прежде всего, требует их глубокого понимания их смысла членами нашего общества. Нет сомнения, что Республика Узбекистан всегда будет поддерживать деятельность ООН и для повышения своей позиции будет проявлять больше активности.

На сегодняшний важной задачей является идея соединения Южной Азии и Центральной Азии, которая является одним из способ решения проблемы Афганистана, для оказания помощи мирового сообщества в запуске мирного процесса в этой стране. Как единственная страна, имеющая прямую границу с Афганистаном, наша страна прекрасно осознает общность угроз и опасностей, свою ответственность за судьбы народов, проживающих в регионе. Важно, чтобы все страны обоих регионов стремились как можно скорее стабилизировать ситуацию в этой стране за счет укрепления отношений между странами Южной и Центральной Азии, где проживает почти 2 миллиарда человек.

Международная конференция «Центральная и Южная Азия: региональная взаимозависимость. Угрозы и возможности» высокого уровня состоявшаяся в 2020 году создала уникальную возможность для открытого обсуждения ряда актуальных вопросов развития и укрепления региональной взаимозависимости между странами Центральной и Южной Азии. Как справедливо заявил глава нашего государства в интервью газете «Янги Узбекистон»: «Наши страны, издревле являющиеся между собой родственными и близкими, начали тесно сотрудничать по многим региональным и глобальным вопросам, социально -экономическому развитию. В мировой политической науке появилось выражение «Центрально-азиатский дух».

При рассмотрении комплекса проблем, связанных с региональной безопасностью и общей безопасностью в Центральной Азии, большое значение будут иметь экономические аспекты нашего сотрудничества. Потому что продвижение наших стран к миру, стабильности, благополучию и спокойствию может быть обеспечено посредством многопланового экономического сотрудничества и экономического развития.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(2), Feb., 2023

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, особенностями новой внешней политики Узбекистана можно признать следующее:

- Возрастание значения экономической составляющей во внешнеполитической деятельности страны. Экономизация внешней политики Узбекистана проявляется в его активной и глубокой интеграции в международные финансовые и торгово-экономические сообщества.

- Узбекистан в своей новой внешней политике все активнее использует инструменты «мягкой силы». Использование «мягкой силы» относительно эффективно в отношениях со странами Центральной Азии, которая позволил значительно повысить уровень взаимного доверия как на официальном уровне, так и на уровне отношений между гражданами.

Также «мягкая сила» во внешней политике Узбекистана показывает свою эффективность и в отношениях с Афганистаном, что важно для стабильности в Центральной Азии. При этом в качестве важного элемента «мягкой силы» во внешней политике следует отметить введение более либерального, чем в предыдущие годы, визового режима.

- Расширение диалога с международными правозащитными структурами является новой составляющей внешней политики Узбекистана. В настоящее время Узбекистан активно сотрудничает с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, представителем ОБСЕ по свободе СМИ и другими. В нашей стране регулярно проводятся международные форумы и конференции, посвященные правам человека и свободе СМИ.

- Резко возрастает значение гуманитарных аспектов во внешней политике Узбекистана. При этом основной упор делается на поддержку граждан страны и защиту их интересов.

- Еще одной новой чертой внешней политики является установление связей и отношений с соотечественниками, переехавшими в другие страны и добившихся успеха.

Таким образом, формирование новой внешней политики Узбекистана, с одной стороны, выражается в появлении новых направлений и трансформации традиционных секторов, а с другой стороны, проявляется в применении модели многоотраслевой сбалансированной системы стратегического сотрудничества.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Закон Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан», Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан 2012, № 9/1 (1437).

2. Юлдашева Г. Концептуальные основы внешней политики и вопросы совершенствования дипломатической службы Республики Узбекистан. //STUDIA POLITOLOGICZNE Варшава 2017. №44. С.270-290

3. Махмудов Р. Внешняя политика современного Узбекистана. Центральная Азия в глобальном мире.

https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2021_01/15.Makhmudov. pdf -121-134 с.

4. Указ Президента Республики Узбекистан О государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах № УП-5635 от 17.01.2019 г. https://lex.uz/docs/4168757

5. Национальный план действий Республики Узбекистан по реализации положений Декларации ООН об образовании и обучении в области прав человека. https://lex.uz/docs/4493780

6. Постановление Президента Республики Узбекистан Об утверждении национальной программы образования в области прав человека в Республике Узбекистан № ПП-46 от 07.02.2023 г. https://lex.uz/ru/docs/6378543#6378960

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.