Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ ДИЗАЙНА НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКИ «NEW OLDS» – НОВОЕ-СТАРОЕ'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ ДИЗАЙНА НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКИ «NEW OLDS» – НОВОЕ-СТАРОЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн / декоративно-прикладное искусство / Бау-хаус / международная выставка / новое-старое / мебель / конструкции. / design / applied-decorative art / Bauhaus / international exhibition / new-olds / furniture / constructions.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алиева, Мохира Исактой Кизи

В данной статье говорится об истории и развитии отрасли дизайна в Узбекистане, в пример береться выставка под названием «Нью олдс», которая проводилась в 2021-году, в Галерее Изобразительных искусств Узбекистана. Анализируются работы художников, которые были выставлены на экспозиции выставки. В статье исследуется дизайн запада и сопоставляется с дизайном Узбекистана. Обсуждается границы между дизайном и декоративно-прикладным искусством. Рассматриваются вопросы, касаемые пользы от проведения международных выставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MODERN DESIGN OBJECTS ON THE EXAMPLE OF THE INTERNATIONAL EXHIBITION "NEW OLDS" NEW-OLD

This article talks about the history and development of the design industry in Uzbekistan, taking as an example an exhibition called "New Olds", which was held in 2021, at the Fine Arts Gallery of Uzbekistan. The works of artists that were exhibited at the exhibition are analyzed. The article examines the design of the west and compares it with the design of Uzbekistan. The boundaries between design and arts and crafts are discussed. Issues related to the benefits of holding international exhibitions are considered.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ ДИЗАЙНА НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКИ «NEW OLDS» – НОВОЕ-СТАРОЕ»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ ДИЗАЙНА НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКИ «NEW OLDS» - НОВОЕ-СТАРОЕ

Алиева Мохира Исактой кизи

Учитель в Национальном институте художества и дизайна aliyeva. mohira1993@gmail. com

АННОТАЦИЯ

В данной статье говорится об истории и развитии отрасли дизайна в Узбекистане, в пример беретъся выставка под названием «Нью олдс», которая проводилась в 2021-году, в Галерее Изобразительных искусств Узбекистана. Анализируются работы художников, которые были выставлены на экспозиции выставки. В статье исследуется дизайн запада и сопоставляется с дизайном Узбекистана. Обсуждается границы между дизайном и декоративно-прикладным искусством. Рассматриваются вопросы, касаемые пользы от проведения международных выставок.

Ключевые слова: дизайн, декоративно-прикладное искусство, Бау-хаус, международная выставка, новое-старое, мебель, конструкции.

Mazkur maqolada O 'zbekistonda dizayn sohasining tarixi va rivojlanishi haqida bayon etiladi. Mavzuni yoritish maqsadida namuna qilib, 2021-yili O'zbekiston Tasviriy san 'at galereyasida o 'tkazilgan "Nyu-olds " ko 'rgazmasi olindi. Shuningdek, maqolada ba 'zi rassomlarning ko 'rgazma ekspozitsiyasida namoyish etilgan ishlari tahlil qilindi. Maqolada g'arb dizayni tadqiq etiladi va O'zbekiston dizayni bilan taqqoslanadi. Dizayn va amaliy bezak san 'ati orasidagi chegara muhokama qilinadi. Xalqaro ko'rgazmalar o'tkazilishining madaniyat rivojidagi ahamiyati haqidagi masalalar ko 'rinadi.

Kalit so'zlar: dizayn, amaliy bezak san'ati, Bau-xaus, xalqaro ko'rgazma, yangi-eski, mebel, konstruksiyalar.

This article talks about the history and development of the design industry in Uzbekistan, taking as an example an exhibition called "New Olds", which was held in 2021, at the Fine Arts Gallery of Uzbekistan. The works of artists that were exhibited at the exhibition are analyzed. The article examines the design of the west and compares it with the design of Uzbekistan. The boundaries between design and arts and crafts are discussed. Issues related to the benefits of holding international exhibitions are considered.

ANNOTATSIYA

ABSTRACT

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

Key words: design, applied-decorative art, Bauhaus, international exhibition, new-olds, furniture, constructions.

ВВЕДЕНИЕ

До середины прошлого столетия, эстетичный вид предметов, человечество интерпретировало при помощи декоративно прикладного искусства. Когда настала эпоха промышленности, потребительства и капитализма, люди начали смотреть на предметы с другого ракурса. А точнее, художники стали транслировать свои взгляды через обычные предметы в нашем быту. Теперь кроме эстетики и функциональности, вещи стали нести на себе смысл, идею создателя. Напротив первого, предметы даже могли выглядеть малопривлекательно, а то и безобразно, не выполнять никакую функцию, но при этом иметь контекст и это было важнее, чем остальное. С возникновением дизайна, которого мы сейчас понимаем, декоративно-прикладное искусство отошло на второй план. Сейчас, чаще всего, на объекты быта люди смотрят с точки зрения дизайна, эстетики и функциональности в совокупности. На сегодняшний день, дизайн стал неотъемлемой частью каждого современного человека. Ведь дизайн помогает давать предметам не только эстетичный вид, но и психологически воздействовать на ментальное здоровье потребителя. Исходя из этого, тема дизайна становится актуальной для исследований.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В сфере дизайна не мало исследователей, которые раскрыли темы, касаемые истории возникновения, развития, специфики дизайна. Можно отметить такие работы, как (А.Н. Лаврентьев), «Дизайн. Всемирная история» (Вилхайд Элизабет), «Основы теории и методологии дизайна» (В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский), «Design as Art» (Bruno Munari), «История Дизайна» (Шарлотта и Питер Филл) и многие другие. Анализируя данные труды, ниже приведены выводы. В книге «История дизайна» А.Н. Лаврентьева охватывает в себе период с древнейших времен, начала предметно-художественной деятельности человека, до рубежа XX—XXI вв. Представлены основные исторические эпохи, стилевые направления, тенденции в дизайне, а также ключевые фигуры. Отдельные главы посвящены эволюции отечественного дизайна, его месту в развитии мирового дизайна. В конце книги дается небольшой словарь ведущих стилей и стилевых направлений в искусстве и дизайне XX в. «Дизайн. Всемирная история» Элизабет Вилхайд - это увлекательный гид, рассказывающий о попытках производителей привлечь покупателей высокой функциональностью, привлекательным внешним видом и этим неосязаемым

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

ощущением будущего. В нём говорится о том, что со времен Промышленной революции дизайнеры искали способ ослабить напряжение между стилистической экспрессией и редукционизмом, функцией и формой. В книге «Основы теории и методологии дизайна», издание знакомит со спецификой и основными понятиями дизайна как самобытного вида проектной деятельности, сложившейся в XX веке. Рассматриваются два аспекта. Первый -ретроспективный обзор зарождения, становления и эволюции концепций дизайна в общемировом контексте и в нашей стране. Второй - изложение методологических моментов дизайн-проектирования (методы, средства и пр.) в общем плане и на конкретных примерах. Значительное место уделено эргономическому обеспечению проектирования, а также рассмотрению дизайна как объекта промышленной собственности. Если говорить о «Design as Art», нельзя пройти мимо автора книги, Бруно Мунари. Он был одним из самых вдохновляющих дизайнеров всех времен, которого Пикассо назвал "новым Леонардо". Мунари настаивал на том, что дизайн быть красивым, функциональным и доступным, и в этой книге изложены его идеи о графическом и промышленном дизайне и о том, какую роль он играет в предметах, которыми мы пользуемся каждый день. В своей «Истории дизайна» ведущие эксперты Шарлотта и Питер Филл прослеживают эволюцию дизайна, раскрывая жизненную важность этой уникальной и повсеместной творческой деятельности и, что очень важно, её будущей роли в обществе. Прекрасно иллюстрированная, «История дизайна» - первый всесторонний обзор удивительной, многогранной истории дизайна от древнейших времён, вплоть до сегодняшних дней. Эта книга необходима каждому, кто интересуется дизайном, его историей и его будущим.

Исследуя вышеуказанные труды, была написана данная статья, целью которой является сравнить дизайн запада и дизайн Узбекистана на примере выставки «Новое-старое», а также, проследить развитие данной отрасли. В качестве методов исследования, были использованы историко-сравнительный метод, формальный метод анализа, стилистический анализ.

ОБСУЖДЕНИЕ

Дизайн, попросту говоря, это решение проблем. А более конкретно - это междисциплинарный подход к решению тех проблем, которые отражают нужды и желания человечества. История дизайна - от доисторических каменных орудий до новейших цифровых гаджетов - это история человеческого новаторства и изобретательности, улучшающих качество нашей повседневной жизни.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

В отличие от нашего региона, у дизайна на Западе короткая и очень успешная история. Он быстро стал ключевым элементом коллективного понимания культуры. За пределами западного полушария дизайн также приобретает всё большее значение, и не только как профессия. То, что считается успешными идеями, копируется и варьируется, но многие "темы", которые продаются как "новые", на самом деле происходят из исторического контекста и формальной подоплеки, и являются самостоятельными продуктами одной страны или культуры, представляя собой новую интерпретацию традиционных форм (1,1). Тут стоит отметить, что для Европы традиционные формы исходят от Бау-Хауса, в то время как для нашего региона традиция в орнаментах декоративно прикладного искусства. Европа успела создать для себя классику в виде дизайна Бау-Хауса, но у нас, к сожалению, не так много художников в области дизайна, что бы можно было создать целую школу этой отрасли искусства.

На выставке данная мысль найдёт своё подтверждение. Объекты выставки можно различить сразу, которые из них принадлежат отечественным дизайнерам, а которые зарубежным коллегам. Причина проста, в нашем регионе понятие дизайн - новое, и мало кто пробовал себя в искусстве дизайна, а также, во многих случаях, декоративно прикладное искусство у нас интерпретируется как дизайн.

Эта выставка рассматривает аспекты "нового" и "старого" в ряде объектов и групп объектов, обсуждает различия и новые комбинации, представляет тенденции в области вторичной переработки и ре-дизайна, а также рассматривает трансформацию классики дизайна и традиционные способы использования новых материалов (1,1). Стоит выделить, что для германских художников объекты от старого к новому переходили через форму, а узбекские через орнамент.

В качестве подтверждения можно перечислить некоторые из объектов. Если брать немецких дизайнеров, основная часть экспозиции - это стулья. Классикой же является Бау-Хаус, как утверждалось выше. Они брали классические формы разных стульев, перерабатывали, дарили новую жизнь и получался новый, но очень узнаваемый продукт немецкого дизайна (Маартен Баас, Марсель Бесау, Лаура Бернхард, Йохан Олин, Матали Крассе, Мартино Гампер, Йоа Херренкнехт и Астрид Оксенрайтер, Штефан Ленгер, студия «Нильс и Свен», Оско+Дайхман, Бертьян Пот и Марсель Вандерс, Карен Райан, Килиан Шиндлер, Эмиль Вуарен, Жером Неле, Франс Виллемс).

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

Что касается узбекских художников, многие из них использовали орнамент декоративно прикладного искусства в повседневных вещях (Заур Мансуров "Kurpa-flow", Абдулвохид Бухорий "Эхо", Таисия Чурсина "Слайд-шоу", Гульнара Енбергенова "Карандашицы"). Некоторые напротив, использовали современную интерпретацию в традиционных узбекских предметах (Диляра Каипова "Чужие", Нуриддин Расулов "Бабушкин сундук", Шарифа Шарафходжаева "Бешик для человечества", Мухаммад Фозили "Проект библиотеки в городе Коканде", Юра-Вячеслав Усеинов "Чек-Шура на складках Ферганского чапана"). Работы третьей группы художников не вписываются ни в первую, не во вторую, они пошли совсем иным путём при создании своих дизайнерских работ. Они перевоплотили или же создали скромные дизайнерские вещи из обычных, обыденных предметов (Мохира Муллажонова "Чой-пой", Санжар Жаббаров "Чакич. След времени", Камола Худойбердиева "Х-рай. Напольная лампа", Улугбек Холмурадов "Манжеты" и "Empire state", Александр Николаев "Мягкие игрушки").

Экспозиция была представлена в двух залах галереи НБУ и отличалась высоким профессионализмом. Все объекты были представлены по всей строгости канонов мировых выставок. Для каждого объекта уделялась масса внимания. Хоть и интерьер галереи не соответствовал мировым стандартам, при помощи серых стелл, куратор смог обыграть цвет, разделить объекты от интерьера. Каталог выставки был издан в трех частях и объекты подробно описаны на каталогах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение стоит отметить, что подобного рода проекты очень плодотворно влияют творчеству узбекских художников. Так как наш регион ещё новичок в дизайне, нам следует больше уделять внимание данному виду искусства и повышать профессионализм художников. Сотрудничество с зарубежными странами, также положительно влияет нашему искусству, поэтому такие проекты как «Нью олдс» должны быть в приоритете.

REFERENCES

1. «New olds»: классика и инновации в дизайне // Каталог выставки. Куратор: Фолькер Альбус. 2021 г.

2. Вилхайд Э. Дизайн. Всемирная история / Элизабет Вилхайд пер. с анг. Карризи Д., Фудим Э. - М.: «МАГМА», 2016г. - 578 с.: с илл.

3. Филл Ш. История 11изайна / Шарлотта и Питер Филл пер. с анл. Бавин С. - М.: Издательство КоЛибри, «Азбука-Аттикус», 2014г. - 512 с.: с илл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.