Научная статья на тему 'Иностранные вузы на рынке высшего образования Узбекистана'

Иностранные вузы на рынке высшего образования Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / филиалы вузов / интернационализация высшего образования / higher education / branch campus / higher education internationalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анастасия Михайловна Погорельская, Ольга Петровна Кобзева

Рынок высшего образования Узбекистана расширяется, привлекая множество иностранных вузов. Для российских вузов актуальна оценка ситуации на данном рынке и их основных конкурентов. Цель статьи – определение стратегий ключевых иностранных игроков на рынке высшего образования Узбекистана. Исследование базируется на анализе статистических данных международных организаций, правовой базы Республики Узбекистан и информации о филиалах иностранных вузов в Узбекистане из открытых источников. Сделан вы-вод, что российским вузам следует уже сейчас закрепить свои позиции на данном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анастасия Михайловна Погорельская, Ольга Петровна Кобзева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign universities at the higher education market of Uzbekistan

The research urgency is based on the fact that the market of higher educational services in Uzbekistan is growing. The latter attracts foreign universities that are struggling for a share of the market. Therefore, it is necessary for Russian universities to evaluate the volume of the market and its main competitors in order to secure and probably widen their presence in Uzbekistan. The research aim is to evaluate the strategies of foreign universities competing at the market of higher education in Uzbekistan. The research is based on the analysis of statistics provided by international organizations and Uzbekistan agencies, analysis of the legal bases of Uzbek educational system and the open access data published by the branches of foreign universities in Uzbekistan. Due to demographic situation and political changes after 2016, the demand for higher education in Uzbekistan is growing faster than the supply by national universities. Thus, it is the Government strategy to attract foreign universities to Uzbekistan to provide massive training of specialists. The main foreign universities working at Uzbekistan market of higher education include those of Russia, the Republic of Korea and India. Most branches in Uzbekistan are estab-lished by Asian universities, although the first foreign university branch in the country was the British one. The advantages of foreign universities in Uzbekistan include education in foreign languages, international educational standards and higher employability of graduating students. The disadvantage is relatively higher fees. As a result, it is recommended for Russian universities to strengthen their positions in the available market niches at the market of higher education in Uzbekistan focusing on education in Physics and Mathematics, Natural Sciences, Engi-neering, Medicine. Taking into account the competitors' experience, the branches of Russian universities should expand the range of services provided, including the courses for pupils and school-leavers in Russian language, Mathematics, Physics, Chemistry and Biology.

Текст научной работы на тему «Иностранные вузы на рынке высшего образования Узбекистана»

Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 83 Tomsk State University Journal of History. 2023. № 83

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY

Научная статья УДК 378.4; 94

doi: 10.17223/19988613/83/25

Иностранные вузы на рынке высшего образования Узбекистана Анастасия Михайловна Погорельская1, Ольга Петровна Кобзева2

1 Томский государственный университет, Томск, Россия, pogorelskaya@mail.tsu.ru 2 Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, Ташкент, Узбекистан, kobzeva1975@internet.ru

Аннотация. Рынок высшего образования Узбекистана расширяется, привлекая множество иностранных вузов. Для российских вузов актуальна оценка ситуации на данном рынке и их основных конкурентов. Цель статьи -определение стратегий ключевых иностранных игроков на рынке высшего образования Узбекистана. Исследование базируется на анализе статистических данных международных организаций, правовой базы Республики Узбекистан и информации о филиалах иностранных вузов в Узбекистане из открытых источников. Сделан вывод, что российским вузам следует уже сейчас закрепить свои позиции на данном рынке. Ключевые слова: высшее образование, филиалы вузов, интернационализация высшего образования

Для цитирования: Погорельская А.М., Кобзева О.П. Иностранные вузы на рынке высшего образования Узбекистана // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 83. С. 191-198. doi: 10.17223/19988613/83/25

Original article

Foreign universities at the higher education market of Uzbekistan

Anastasia M. Pogorelskaya1, Olga P. Kobzeva2

1 Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, pogorelskaya@mail.tsu.ru 2 National University of Uzbekistan after Mirzo Ulugbek, Tashkent, Uzbekistan, kobzeva1975@internet.ru

Abstract. The research urgency is based on the fact that the market of higher educational services in Uzbekistan is growing. The latter attracts foreign universities that are struggling for a share of the market. Therefore, it is necessary for Russian universities to evaluate the volume of the market and its main competitors in order to secure and probably widen their presence in Uzbekistan. The research aim is to evaluate the strategies of foreign universities competing at the market of higher education in Uzbekistan.

The research is based on the analysis of statistics provided by international organizations and Uzbekistan agencies, analysis of the legal bases of Uzbek educational system and the open access data published by the branches of foreign universities in Uzbekistan.

Due to demographic situation and political changes after 2016, the demand for higher education in Uzbekistan is growing faster than the supply by national universities. Thus, it is the Government strategy to attract foreign universities to Uzbekistan to provide massive training of specialists. The main foreign universities working at Uzbekistan market of higher education include those of Russia, the Republic of Korea and India. Most branches in Uzbekistan are established by Asian universities, although the first foreign university branch in the country was the British one. The advantages of foreign universities in Uzbekistan include education in foreign languages, international educational standards and higher employability of graduating students. The disadvantage is relatively higher fees.

As a result, it is recommended for Russian universities to strengthen their positions in the available market niches at the market of higher education in Uzbekistan focusing on education in Physics and Mathematics, Natural Sciences, Engineering, Medicine. Taking into account the competitors' experience, the branches of Russian universities should expand the range of services provided, including the courses for pupils and school-leavers in Russian language, Mathematics, Physics, Chemistry and Biology.

© А.М. Погорельская, О.П. Кобзева, 2023

Keywords: higher education, branch campus, higher education internationalization

For citation: Pogorelskaya, A.M., Kobzeva, O.P. (2023) Foreign universities at the higher education market of Uzbekistan. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 83. pp. 191-198. doi: 10.17223/19988613/83/25

Введение

Сегодня одним из мировых трендов в области высшего образования стала его интернационализация. Это многосложное явление, которое подразумевает изменение высшего образования в двух измерениях: внешнем через развитие академической мобильности и внутреннем - путем трансформации учебных планов и внеучебной деятельности с целью привить всем студентам навыки межкультурного общения, понимания сложности и глобальности современного мира и т.п. [1] Интернационализация стала возможностью для многих стран модернизировать свою систему высшего образования в соответствии с запросами современного общества и рынка труда, подготовив высококвалифицированных специалистов. Однако данный процесс требует относительно большого времени и значительных усилий со стороны официальных властей, вузов и их сотрудников. В этой связи для многих государств, обладающих ограниченными ресурсами, одним из доступных способов интернационализации высшего образования стало привлечение в страну иностранных вузов и развитие сотрудничества с ними в виде создания филиалов, совместных факультетов и образовательных программ.

Узбекистан с 2017 г. ставит перед собой цели повышения охвата молодежи высшим образованием и улучшения его качества, заявленные в стратегических документах последних лет: Стратегии действий Республики Узбекистан «Узбекистан на 2017-2021 гг.», Стратегии развития Нового Узбекистана на 20222026 годы» и Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года. Соответственно, в стране стали создаваться частные вузы, а также активно учреждаться филиалы иностранных вузов.

В этой связи актуальной представляется оценка степени конкуренции на рынке высшего образования Узбекистана как государства Центральной Азии с растущим спросом на высшее образование, который национальная система высшего образования, подвергающаяся реформам с 2016 г., пока удовлетворить не в состоянии. Цель данного исследования - оценить стратегии ключевых иностранных игроков на рынке высшего образования Узбекистана. Цель определяет следующие задачи: выявить особенности рынка высшего образования Узбекистана; оценить основных иностранных игроков на рынке высшего образования Узбекистана; сформулировать рекомендации для российских вузов. Исследование строится на анализе статистических данных международных организаций и профильных ведомств Узбекистана, а также правовой базы, регулирующей развитие системы высшего образования Узбекистана и его международные образовательные связи.

Характеристика рынка высшего образования Узбекистана

Узбекистан с 1995 г. демонстрирует устойчивый экономический рост, стимулирующий повышение покупательной способности населения. В результате граждане страны склонны больше инвестировать в образование своих детей. При этом количество детей и молодежи после некоторого сокращения в 1998-2009 гг. вновь стало расти, превысив в 2021 г. 10 млн. человек [2]. Соответственно, растут спрос и потребности в образовании всех уровней. До 2016-2017 гг. высшее образование в Узбекистане оставалось во многом элитарным и платным, а также устаревшим и не соответствующим задачам развития страны. С приходом в 2016 г. к власти нового президента Ш.М. Мирзиёева началось реформирование системы высшего образования в сторону его модернизации, массовизации, повышения качества и интернационализации, а также расширения возможностей для получения гражданами высшего образования за рубежом [3].

За период с 2016 по 2022 г. количество вузов в стране выросло с 77 до 189 [4]. Число студентов увеличилось за 10 лет в два раза: с 274,5 тыс. в 2010/2011 учебном году до 571,5 тыс. чел. в 2020/2021 учебном году [5]. Количество граждан Узбекистана, обучающихся за рубежом, по оценочным данным ЮНЕСКО, составляло порядка 86 тыс. человек в 2020 г. Ключевыми странами назначения для узбекских студентов остаются Кыргызстан, Таджикистан, Россия, Казахстан, Южная Корея, а также Турция и Белоруссия. Количество иностранных студентов в вузах Узбекистана пока невелико: порядка 4,2 тыс. человек (0,73% студентов в стране). Больше половины из них составляют граждане Туркменистана, оставшийся контингент иностранных студентов представлен гражданами Афганистана, России, Казахстана, Кыргызстана, Южной Кореи и Таджикистана [6]. Тем не менее Узбекистан рассчитывает стать региональным хабом международных образовательных программ в Центральной Азии и увеличить количество иностранных студентов в своих вузах до 15% к 2030 г. [7]

Иностранные игроки на рынке высшего образования Узбекистана

В связи с тем, что спрос на образование в Узбекистане значительно превышает предложение, одной из задач государства стало расширение доступа населения к образованию, чему в том числе должно способствовать увеличение приема на заочную и вечернюю форму обучения. Кроме того, стоимость обучения в вузах Узбекистана держится на относительно невысоком уровне, принимая во внимание уровень жизни в целом

и предоставляемые вузами возможности. Так, например, в 2021/2022 учебном году стоимость обучения за год в вузах Узбекистана варьировала в пределах 600900 долл. США [8]. С 2018 г. узбекскими университетами стали активно развиваться совместные образовательные программы с иностранными вузами, количество которых выросло до 58 в 2020 г. [4] Тогда же власти стали содействовать открытию большого числа филиалов иностранных вузов в стране как одному из способов расширения доступности высшего образования. Рекордсменами по количеству учрежденных филиалов стали российские университеты, на втором месте расположились университеты Южной Кореи, на третьем -Индии.

Согласно Концепции развития системы высшего образования до 2030 года, стратегической целью страны является создание условий для повышения уровня охвата высшим образованием населения - до 50% выпускников школ к 2030 г., а также расширение сети негосударственных образовательных учреждений до 35 единиц к 2030 г. [9]. На этом фоне представитель-

Экспортируя высшее образование в Узбекистан, Россия опирается как на привлечение абитуриентов непосредственно в российские вузы, так и на совместные программы. Так, в 2021/2022 учебном году студентам из Узбекистана было доступно 4 530 мест на совместных программах [13].

Российские вузы также активно создают сеть филиалов в Узбекистане, количество которых стало быстро расти с 2019 г. В результате сегодня в стране действуют филиалы 14 российских вузов, еще 7 планируется открыть [14], а количество обучающихся в них составляет более 6 тыс. человек. Большинство российских филиалов в Узбекистане было открыто московскими вузами. При этом имеющиеся филиалы предлагают относительно широкий выбор образовательных программ. Они включают не только программы по популярным в иностранных филиалах направлениям -экономики, менеджмента и 1Т, но и по техническим специальностям, например машиностроению (программа «Автоматизация технологических процессов и производств» филиала МИСиСа в Алмалыке), специальностям физико-математического (программа «Прикладная математика и информатика» филиала МГУ) и химико-биологического профиля (программы филиалов Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Астраханского государственного технического университета). Российские филиалы также готовят кадры для энергетики (филиалы МИФИ и МЭИ), педагогические кадры (филиал Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена) и специалистов в области культуры (на базе филиала Всероссийского государ-

ство иностранных вузов в Узбекистане будет расти, стимулируя ускоренную интернационализацию высшего образования, а также конкуренцию за лучших абитуриентов. Ниже представлен обзор деятельности основных иностранных игроков на рынке высшего образования Узбекистана.

Россия

Россия долгое время полагалась на экспорт высшего образования в страны Центральной Азии, где ее позиции были особенно сильны с советского времени. Доля студентов из Узбекистана в общем контингенте иностранных студентов российских вузов выросла в 20162020 гг. с 7 до 11% [10], в то время как абсолютное их количество достигло в 2021 г. 48,7 тыс. человек [11]. Большинство студентов из Узбекистана обучаются в России на платной основе. Однако квота для граждан Узбекистана, позволяющая обучаться в российских вузах за счет бюджета РФ, тоже растет: в следующем году ее планируется расширить до 800 мест [12] (таблица).

ственного института кинематографии имени С.А. Герасимова).

Факторами притяжения узбекских абитуриентов в российские вузы долгое время были:

- возможность получить высшее образование на русском языке, который относительно распространен в школах Узбекистана;

- возможность дальнейшего трудоустройства на российском рынке труда с российским дипломом;

- дешевизна российского высшего образования по сравнению с вузами лидеров мирового рынка образовательных услуг, хотя и не по сравнению с узбекскими вузами.

Слабыми сторонами сегодня являются:

- более высокая стоимость обучения в России по сравнению с Узбекистаном;

- неурегулированный статус российских вузов в Европейском пространстве высшего образования с апреля 2022 г. и потому возможные трудности с признанием российских дипломов в странах Запада.

Южная Корея

Страна активно развивает деятельность по экспорту высшего образования. Если в 1998 г. в ее вузах обучалось только 2,5 тыс. иностранных студентов, то к 2020 г. их количество превысило 110 тыс. человек. Выросло в южнокорейских вузах и количество студентов из Узбекистана - с 13 человек (1998) почти до 7,5 тыс. (2020) [15].

Южная Корея достаточно давно зашла на рынок высшего образования Узбекистана: первый филиал,

Основа обучения студентов из Узбекистана в вузах России, 2016—2021 гг. [11]

---Годы Основа обучения _____ 2016 2017 2018 2019 2020 2021

За счет бюджета 3 990 5 227 6 213 7 283 8305 10 056

На платной основе 16 965 19 328 19 470 24 454 30 227 36 941

Всего 20 955 24 555 25 683 31 737 38 532 46 997

Кроме того, обучающиеся на основе международных договоров или по квоте 1 271 1127 1 049 1 176 1488 1 674

Университет Инха в Ташкенте, открылся в 2014 г., затем открылось еще 4 филиала. Университет Инха стал первым вузом страны, осуществляющим подготовку IT-специалистов по международным стандартам. Сегодня в университете обучаются информационным технологиям, инжинирингу и логистике свыше тысячи студентов [16], а также ведется подготовка абитуриентов по профильным предметам. Обучение студентов осуществляется на английском языке иностранными преподавателями. Стоимость обучения в год составляет от 2 800 до 3 000 долл. США [17]

В 2018 г. был открыт Пучонский университет в Ташкенте, где ведется подготовка специалистов по семи образовательным программам в очной и заочной форме, включая дошкольное образование, архитектуру, корейский язык и менеджмент, диетологию и нутрициоло-гию, IT, электронный бизнес, мультимедиа и игровой контент. Стоимость обучения в год составляет от 2 200 до 3 300 долл. в год в очной форме и 1 100-1 400 долл. в год - в заочной форме [18].

В 2017 г. был учрежден, а в 2018 г. начал вести набор абитуриентов Технический институт Ёджу в Ташкенте. В 2019 г. он был переименован в Ташкентский Международный университет Кимё (ТМУК) - частный вуз с пятью факультетами: бизнеса и финансов, медицинским, педагогическим, инженерным и художественным. ТМУК готовит студентов по 28 программам бакалавриата и 20 программам магистратуры, а недавно им были открыты собственные филиалы в Намангане и Самарканде.

Почти во всех корейских вузах и филиалах обучение ведется на узбекском, английском и корейском языках, а также в очной, заочной и вечерней формах, поэтому количество студентов, обучающихся в них, очень велико. Корейские вузы также задействуют большое количество иностранных преподавателей. Стоимость обучения варьирует от 1 500 до 5 250 долл. США в год.

Вдобавок для содействия притоку узбекских студентов южнокорейские ведомства распространяют на них действие ряда стипендиальных программ; например, им доступна программа стипендий Правительства Южной Кореи (Korean Government Scholarship Program), программа стажировок Международного агентства по сотрудничеству Республики Корея CIAT и т.п. В рамках подписанной между странами Стратегии партнерства Республики Корея для Республики Узбекистан на 2016-2020 годы корейской стороной были открыты Центры профессионального обучения в Ташкенте, Самарканде, Шахрисабзе, Ургенче и Ферганской долине. В Центрах предлагаются шестимесячные программы переподготовки по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда.

Сильным сторонами корейского высшего образования являются:

- широкий выбор программ подготовки;

- возможность частичного прохождения обучения в Южной Корее;

- престижность диплома и возможность трудоустройства по специальности в корейские компании, в том числе работающие в Центральной Азии.

Слабые стороны - относительно высокая стоимость обучения и необходимость обучения полностью или частично на английском языке.

Индия

Приоритетом сотрудничества Узбекистана с Индией является развитие его IT-сектора. В этой связи Узбекистан наладил сотрудничество с целым рядом индийских вузов и научно-исследовательских центров по направлениям информационных технологий, менеджмента и фармакологии. Первый индийский вуз в Узбекистане - Университет Шарда - был открыт в Андижане в 2019 г., и сегодня в нем обучаются более 400 студентов по направлениям подготовки, связанным с инженерией, менеджментом и гуманитарными науками.

Филиал Университета Амити был учрежден в столице Узбекистана в 2019 г. Вуз готовит специалистов сферы информационно-коммуникационных технологий, в том числе разработчиков программного обеспечения и специалистов по управлению информационными системами и компьютерными сетями. В нем обучаются более 750 человек. В 2021 г. был открыт филиал Технологического Института Самбрам в г. Джизаке с четырьмя инженерными направлениями подготовки. Студентов филиала курирует IT-Park Узбекистана, который обеспечивает рабочими местами лучших студентов по востребованным специальностям. Стоимость обучения в филиалах индийских вузов варьирует от 2 000 до 3 200 долл. в год [19, 20].

Благодаря Индийской программе технического и экономического сотрудничества (ITEC) в Узбекистане за последние 20 лет было дополнительно подготовлено более 2 400 узбекских специалистов в разных сферах.

Сильными сторонами индийского образования являются:

- подготовка специалистов по самым востребованным направлениям подготовки;

- вручение выпускникам дипломов, признаваемых не только в Узбекистане, но и Индии;

- широкие возможности трудоустройства выпускников;

- обучение в соответствии с международными стандартами.

Слабая сторона - довольно высокая стоимость обучения.

Турция

Гуманитарное сотрудничество Узбекистана с Турцией активно развивается в рамках Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), Тюркского совета, а также Организации Тюркских государств (ОТГ). Количество студентов из Узбекистана, получающих высшее образование в Турции, стабильно растет: с 442 человек в 1998 г. до почти 1 600 человек в 2020 г. [15]

В 2020 г. в Узбекистане был учрежден первый турецкий филиал - Турецкого университета экономики и технологии в Ташкенте (ТОВВ ETU Tashkent). В нем проводится обучение по направлениям, связанным

с менеджментом, торговлей и экологическим дизайном. У студентов есть возможность пройти в ходе обучения стажировку в Турции. Особенностью обучения в филиале является то, что все студенты получают опыт практической работы в ходе обучения - в целом не менее одного года [21]. В филиале действует система обучения, предполагающая наличие трех семестров в году. Стоимость обучения в филиале достаточно высока - 3 000 долл. США в год [22].

Сегодня рассматриваются вопросы об открытии в Узбекистане Узбекско-турецкого университета при участии ведущих образовательных учреждений Турции, о создании новых филиалов ведущих вузов Турции в регионах Узбекистана в области инженерного дела, искусства, медицины, агрономии и туризма [23].

Сильными сторонами турецкого высшего образования для Узбекистана являются:

- возможность изучения иностранных языков, в том числе английского;

- востребованность диплома в Узбекистане и Турции;

- возможность получения студентами опыта работы во время обучения.

Слабые стороны:

- необходимость обучения на английском языке;

- относительно высокая стоимость обучения.

Страны Восточной Азии

Малайзия. Университет Binary стал первым малазийским вузом в г. Ургенче открытым в 2020-2021 гг. Обучение проходит по программам бакалавриата и магистратуры по специальностям менеджмент, бухгалтерия и IT. В марте 2019 г. на базе Ташкентского финансового института данным университетом был открыт узбекско-малазийский факультет. При содействии Посольства Узбекистана в 2021 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между вновь создаваемым университетом Valley Innovative в Фергане и малазийским Университетом Сити. Создаваемый университет Valley Innovative в Фергане является частным вузом. В 2021-2022 академическом году в нем был осуществлен первый прием студентов. Общее количество обучающихся постепенно будет увеличено до 20 тыс. студентов [24].

Япония. В 2020 г. был учрежден Цифровой Университет Японии в Ташкенте, который дает возможность изучить японский язык, приобрести навыки IT-инженерии, а также получить диплом одновременно государственного университета Узбекистана и Японии. Преимуществами обучения в нем являются получение диплома, признаваемого в Узбекистане и Японии, возможности углубленного изучения японского языка, дальнейшего трудоустройства в Японии, а также работы онлайн прямо во время обучения.

Недостатком является высокая стоимость обучения -3 000 долл. в год.

Сингапур. В 2008 г. в Ташкенте был учрежден филиал Сингапурского института развития менеджмента. В филиале обучается более 2 200 студентов бакалавриата и магистратуры по соответствующему профилю.

Великобритания

Великобритания является одним из мировых лидеров по экспорту образования. Особенностями британского высшего образования является то, что вузы автономны в большинстве вопросов: от учебных планов до финансирования. Доминирование английского как языка международного общения дало им дополнительное преимущество и доступ британских вузов к талантам со всего света. Однако число граждан Узбекистана, обучающихся в британских вузах, ограничено ввиду требований британских вузов к уровню владения английским языком, а также высокой стоимости британского высшего образования. Тем не менее оно выросло с 68 в 1998 г. до 510 человек в 2020 г. [15]

Учитывая несопоставимость платы за обучение в Великобритании с доходами в Узбекистане, приемлемой стратегией экспорта британского образования в Узбекистан стало создание там филиала. Международный Вестминстерский Университет в Ташкенте был учрежден одним из первых иностранных вузов -в 2002 г. Сегодня его студентами являются порядка 3 600 человек [25]. Вуз специализируется на образовательных программах по направлениям, связанным с экономикой и менеджментом. Обучение ведется на английском языке, поэтому абитуриентам необходимо подтвердить свой уровень знаний, сдав международный экзамен IELTS с результатом не менее 6 или 6,5 из 9 баллов [26]. При этом в стране в целом расширяются возможности изучения английского языка, особенно в Ташкенте, где действуют десятки центров подготовки к международным экзаменам по английскому языку.

Учитывая престижность диплома этого вуза и обучение на английском языке, стоимость образования в Международном Вестминстерском Университете достаточно высока: в 2022/2023 учебном году она составляла для граждан Узбекистана почти 3 000 долл. в год [27].

Сильными сторонами британского образования являются:

- престижность диплома и потому относительно высокие требования к абитуриентам и студентам;

- возможность профессионально освоить английский язык;

- хорошие перспективы трудоустройства с британским дипломом, даже полученным в ташкентском филиале.

Слабой стороной можно назвать относительно высокую стоимость обучения, которая, однако, не сравнится со стоимостью обучения непосредственно в Великобритании.

Италия

Италия сегодня в основном экспортирует высшее образование в страны, где наблюдается дефицит возможностей получения высшего образования - Китай, Индию, Иран, Албанию, и в приграничные страны -Германию, Францию, Швейцарию, Сан-Марино, а также в Турцию и Россию. Всего в итальянских вузах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обучается порядка 58,5 тыс. иностранных студентов, составляющих менее 3% всех студентов итальянских вузов [6]. Количество студентов из Узбекистана в итальянских вузах за последние 20 лет увеличилось с 5 в 1999 г. до 248 человек в 2020 г.

Туринский политехнический университет в Узбекистане был учрежден в 2009 г. Сегодня в нем обучаются порядка 2 160 студентов. В университете можно получить высшее образование по специальностям в сфере 1Т, инженерии, менеджмента, архитектуры и дизайна. Обучение проходит на английском языке. Его стоимость составляет от 2 000 до 4 000 долл. в год [28].

С 2022/2023 учебного года в Ташкенте начал работу филиал Пизанского университета Италии. Предполагается, что студенты бакалавриата будут два первых года обучаться в Ташкенте, а два финальных года - в Пизе. Первый набор на единственную пока образовательную программу по общей геологии составил 55 человек. Стоимость обучения по контракту составляет 2 700 долл. США. Требования к абитуриентам включают необходимость сдачи вступительных экзаменов по английскому языку и математике, а также прохождение собеседования. Обучение ведется приглашенными из Италии преподавателями на английском языке [29].

Сильные стороны итальянского высшего образования, таким образом, - его престижность и соответствие требованиям Европейского пространства высшего образования, а значит - широкие возможности для трудоустройства за рубежом. Кроме того, у студентов из Узбекистана появляется возможность часть обучения провести в Италии.

Слабую сторону итальянского высшего образования пока составляет относительно высокая стоимость обучения в филиалах.

Рекомендации российским вузам по работе

на рынке высшего образования Узбекистана

Создание филиалов иностранных вузов в Узбекистане в последние пять лет поощряется узбекскими властями с целью обеспечения качественным высшим образованием как можно большего количества молодежи, число которой растет. В результате такой политики, которая изначально носила многовекторный характер, на сегодня среди филиалов иностранных вузов в Узбекистане преобладают, однако, российские филиалы и филиалы вузов азиатских стран.

Характеризуя конкурентов российских вузов - филиалы иных иностранных университетов в Узбекистане, следует отметить, что стоимость обучения в них ограничивает их доступность для широких масс населения. Однако многие иностранные государства помимо университетских образовательных программ предлагают программы грантовой и стипендиальной поддержки, стажировок и переподготовки, что позволяет им привлекать самых талантливых обучающихся. Вдобавок многие филиалы предоставляют возможность прохождения подготовительных курсов, курсов иностранных языков (в первую очередь английского) и т.п., что позволяет им успешно вести бизнес на рынке образовательных услуг Узбекистана. Учитывая демографиче-

скую ситуацию в стране, резкого увеличения конкуренции среди имеющихся филиалов иностранных вузов пока не предвидится, однако в ближайшие годы число новых вузов, заходящих на данный рынок, может значительно увеличиться, что обострит конкуренцию.

Российским вузам следует занимать на рынке услуг высшего образования в Узбекистане относительно свободные и тем не менее востребованные ниши. Так, согласно упомянутой Концепции развития системы высшего образования Узбекистана, поставлена задача увеличить долю студентов, обучающихся по инженерно-техническим направлениям подготовки до 50% в общем количестве студентов к 2030 году [9]. Хотя некоторые филиалы иностранных вузов предоставляют образование по инженерным специальностям (например, Университет Инха, ТМУК, Университет Шарда, Туринский политехнический университет), они охватывают очень небольшой процент студентов, а стоимость обучения в них высока. В этой связи российским филиалам стоит сделать акцент на запуске образовательных программ по специальностям, готовящим кадры в области машиностроения.

В качестве относительно свободной ниши стоит рассмотреть и образование в области фундаментальных физико-технических и естественнонаучных направлений подготовки. Фактически из иностранных вузов лишь филиал Пизанского университета пока предлагает программу по общей геологии, а филиал РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина - программу по технологии геологической разведки.

Кроме того, в Узбекистане относительно мало медицинских вузов, но ни один филиал иностранного университета пока не предоставляет медицинское образование, кроме планирующегося к открытию в Ташкенте филиала Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пиро-гова. Поэтому медицинские специальности тоже пока представляются относительно свободной нишей на рынке высшего образования Узбекистана.

Относительно сильна конкуренция за абитуриентов среди филиалов иностранных вузов в таких областях подготовки, как менеджмент, экономика, дизайн, поэтому заходить российским вузам в эти ниши стоит только при наличии очень привлекательного с точки зрения соотношения цены и качества предложения.

Учитывая опыт конкурентов, филиалам российских вузов стоит расширять спектр предоставляемых услуг, в том числе развивая курсы русского языка, курсы подготовки для поступления в вузы, например по физике, математике, химии, биологии, - эти ниши пока остаются относительно свободными.

Вдобавок следует строго следить за тем, чтобы филиалы российских вузов действительно работали и предоставляли высшее образование, сравнимое с российским по качеству, а не выступали ширмами. Им стоит вкладываться и в информационное обеспечение своей деятельности, как минимум иметь постоянно обновляемый сайт с актуальными новостями, общими данными и контактами, а также описанием правил приема.

Список источников

1. Knight J. Concepts, Rationales, and Interpretive Frameworks in the Internationalization of Higher Education // The SAGE Handbook on International

Higher Education / D.K. Deardorff, H. de Wit, J.D. Heyl, T. Adams (eds). Thousand Oaks, CA : Sage, 2012. P. 27-42.

2. Population ages 0-14, total - Uzbekistan // The World Bank. 2021. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SP.P0P.0014.T0?locations=

UZ&view=chart (accessed: 10.02.2023).

3. Троицкий Е.Ф., Юн С.М. Узбекистан: новый этап интернационализации высшего образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30,

№ 10. С. 157-168.

4. Уровень концентрации и динамика развития высшего образования в 2017-2022 гг. // Институт прогнозирования и макроэкономических

исследований. 2022. URL: https://www.facebook.com/photo/?fbid=579813997506511&set=pb.100064337485922.-2207520000.&locale=ms_MY (дата обращения: 20.02.2023).

5. Информация о студентах высших образовательных организаций // Агентство статистики при Президенте Республики Узбекистан. 2022.

URL: https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/social-protection (дата обращения: 12.02.2023).

6. Global Flow of Tertiary-Level Students // UNESCO UIS. URL: https://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (accessed: 10.02.2023).

7. Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года : указ Президента Республики

Узбекистан от 08.10.2019 № УП-5847 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. 2019. URL: https://lex.uz/docs/4545887#4548630 (дата обращения: 13.02.2023).

8. 2021/2022 укув йили учун республика олий таълим муассасаларида бакалавриат таълим йуналишлари (магистратура мутахассисликлари)

буйича битта талабани тулов-контракт шаклида бир йиллик у^итиш ^иймати // Министерство высшего образования и среднего специального образования Республики Узбекистан. 2021. 8 сент. URL: https://t.me/eduuz/5996 (дата обращения: 12.02.2023).

9. Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года : указ Президента Республики

Узбекистан от 08.10.2019 № УП-5847 // Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. 2019. URL: https://lex.uz/pdfs/4545887 (дата обращения: 13.02.2023).

10. Share of mobile students by country of origin // OECD. URL: https://stats.oecd.org/# (accessed: 10.02.2023).

11. Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры : форма № ВПО-1 // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. 2022. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 14.02.2023).

12. Новоселова Е. В выставке-ярмарке в Ташкенте приняли участие 56 российских вузов // Российская газета. 2022. 11 окт. URL: https://rg.ru/2022/10/11/ohota-na-abiturienta.html (дата обращения: 10.01.2023).

13. Из выступления Министра высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Абдукодира Тошкулова // Самаркандский филиал РГУФКСМиТ. 2021. 17 нояб. URL: https://t.me/uzsportedu (дата обращения: 10.01.2023).

14. В Узбекистане откроют филиалы семи российских вузов // Sputnik Узбекистан. 2022. 15 марта. https://uz.sputniknews.ru/20220330/ rossiyskoe-obrazovanie-v-uzbekistane-filialy-kakix-vuzov-deystvuyut-v-strane-23659164.html (дата обращения: 12.01.2023).

15. Inbound internationally mobile students by country of origin // UNESCO Institute of Statistics. 2022. URL: http://data.uis.unesco.org/# (accessed: 15.02.2023).

16. Узбекистан-Южная Корея: новый этап отношений стратегического партнерства // Бюро по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД Республики Узбекистан. 2017. 29 нояб. URL: http://ddsmfa.uz/ru/uzbekistan-yuzhnaya-koreya-novyy-etap-otnosheniy-strategicheskogo-partnerstva (дата обращения: 15.02.2023).

17. Стоимость обучения // Университет Инха в Ташкенте. 2022. URL: https://inha.uz/ru/abiturientam/postupleniya/stoimost-obucheniya/ (дата обращения: 15.02.2023).

18. Стоимость обучения // Университет Пучон в Ташкенте. 2022. URL: https://bucheon.uz/ru/p/cost-of-education (дата обращения: 14.03.2022).

19. Course Fee // Sharda University Uzbekistan. 2022. URL: https://www.shardauniversity.uz/course-fee (accessed: 16.02.2023).

20. Fees // Amity University Tashkent, 2022. URL: https://amity.uz/fees/ (дата обращения: 16.02.2023).

21. Турецкий Университет Экономики и технологий в Ташкенте TOBB ETU Tashkent // Chamber of Commerce and Industry Of Uzbekistan. URL: https://chamber.uz/en/page/4901 (дата обращения: 16.02.2023).

22. Контракт // TOBB ETU Tashkent. 2022. URL: https://tobbetu.uz/ru/page/tuition-fee (дата обращения: 17.02.2023).

23. Какие новые Вузы открылись в Узбекистане в этом году? // KUN.UZ. 2022. 6 июня. URL: https://kun.uz/ru/news/2022/06/06/kakiye-novyye-vuzy-otkrylis-v-uzbekistane-v-etom-godu (дата обращения: 17.02.2023).

24. Вузы Узбекистана и Малайзии подписали соглашение о сотрудничестве // UZ.Daily. 2021. 2 марта. URL: https://www.uzdaily.uz/ru/post/59348 (дата обращения: 16.02.2023).

25. Westminster International University in Tashkent // University of Westminster. URL: https://www.westminster.ac.uk/about-us/our-university/global-westminster/global-partner-network/westminster-international-university-in-tashkent (accessed: 15.02.2023).

26. Об университете // Международный Вестминстерский Университет. 2022. URL: https://www.wiut.uz/parents-rus (дата обращения: 13.02.2023).

27. Tuition Fees // Westminster University in Tashkent. 2022. URL: https://www.wiut.uz/tuition-fees (accessed: 16.02.2023).

28. Fees // Turin Polytechnic University in Tashkent. URL: https://polito.uz/fees-scholarships/ (accessed: 16.02.2023).

29. О нас // Университет Пизы в Ташкенте. 2022. URL: https://pisa.uz/ru/about (дата обращения: 16.02.2023).

References

1. Knight, J. (2012) Concepts, Rationales, and Interpretive Frameworks in the Internationalization of Higher Education. In: Deardorff, D.K., Wit, H. de,

Heyl, J.D. & Adams, T. (eds) The SAGE Handbook on International Higher Education. Thousand Oaks, CA: Sage. pp. 27-42.

2. The World Bank. (2021) Population ages 0-14, total. Uzbekistan. [Online] Available from: https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.0014.TO?

locations= UZ&view=chart (Accessed: 10th February 2023).

3. Troitskiy, E.F. & Yun, S.M. (2021) Uzbekistan: novyy etap internatsionalizatsii vysshego obrazovaniya [Uzbekistan: a new stage in the internationali-

zation of higher education]. Vysshee obrazovanie vRossii. 30(10). pp. 157-168.

4. Institute for Forecasting and Macroeconomic Research. (2022) Uroven' kontsentratsii i dinamika razvitiya vysshego obrazovaniya v 2017-2022 gg.

[Level of concentration and dynamics of development of higher education in 2017-2022]. [Online] Available from: https://www.facebook. com/photo/?fbid=579813997506511&set=pb.100064337485922.-2207520000.&locale=ms_MY (Accessed: 20th February 2023).

5. Agency of Statistics under the President of the Republic of Uzbekistan. (2022) Informatsiya o studentakh vysshikh obrazovatel'nykh organizatsiy

[Information about students of higher educational organizations]. [Online] Available from: https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/social-protection (Accessed: 12th February 2023).

6. UNESCO UIS. (n.d) Global Flow of Tertiary-Level Students. [Online] Available from: https://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (Accessed: 10th February

2023).

7. The Republic of Uzbekistan. (2019a) Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya Respubliki Uzbekistan do 2030 goda: ukaz

Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 08.10.2019 № UP-5847 [On approval of the Concept for the development of the system of higher education of

the Republic of Uzbekistan until 2030: Decree No. UP-5847 of the President of the Republic of Uzbekistan dated 08.10.2019]. [Online] Available from: https://lex.uz/docs/4545887#4548630 (Accessed: 13th February 2023).

8. Ministry of Higher Education and Secondary Special Education of the Republic of Uzbekistan. (2021) 2021/2022 yK,uv yili uchun respublika oliy

ta"lim muassasalarida bakalavriat ta"lim yynalishlari (magistratura mutakhassislikla-ri) byyicha bitta talabani tylov-kontrakt shaklida bir yillik y^tish цymati. [Online] Available from: https://t.me/eduuz/5996 (Accessed: 12th February 2023).

9. The Republic of Uzbekistan. (2019b) Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya Respubliki Uzbekistan do 2030 goda: ukaz

Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 08.10.2019 № UP-5847 [On approval of the Concept for the development of the system of higher education of the Republic of Uzbekistan until 2030: Decree No. UP-5847 of the President of the Republic of Uzbekistan dated 08.10.2019]. [Online] Available from: https://lex.uz/pdfs/4545887 (Accessed: 13th February 2023).

10. OECD. (n.d.) Share of mobile students by country of origin. [Online] Available from: https://stats.oecd.org/# (Accessed: 10th February 2023).

11. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. (2022) Svedeniya ob organizatsii, osushchestvlyayushchey obrazovatel'nuyu deyatel'nost' po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya — programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury: forma № VPO-1 [Information about the organization carrying out educational activities in educational programs of higher education -undergraduate programs, specialist programs, master's programs: Form No. VPO-1]. [Online] Available from: https://minobrnauki.gov.ru/ action/stat/highed/ (Accessed: 14th February 2023).

12. Novoselova, E. (2022) V vystavke-yarmarke v Tashkente prinyali uchastie 56 rossiyskikh vuzov [56 Russian universities took part in the exhibition-fair in Tashkent]. Rossiyskaya gazeta. 11th October. [Online] Available from: https://rg.ru/2022/10/11/ohota-na-abiturienta.html (Accessed: 10th January 2023).

13. Toshkulov, A. (2021) Iz vystupleniya Ministra vysshego i srednego spetsial'nogo obrazovaniya Respubliki Uzbekistan Abdukodira Toshkulova [From the speech of the Minister of Higher and Secondary Specialized Education of the Republic of Uzbekistan Abdukodir Toshkulov]. 17th November. [Online] Available from: https://t.me/uzsportedu (Accessed: 10th January 2023).

14. Sputnik Uzbekistan. (2022) V Uzbekistane otkroyut filialy semi rossiyskikh vuzov [Branches of seven Russian universities to open in Uzbekistan]. 15th March. [Online] Available from: https://uz.sputniknews.ru/20220330/ rossiyskoe-obrazovanie-v-uzbekistane-filialy-kakix-vuzov-deystvuyut-v-strane-23659164.html (Accessed: 12th January 2023).

15. UNESCO Institute of Statistics. (2022) Inbound internationally mobile students by country of origin. [Online] Available from: http://data.uis.unesco.org/# (Accessed: 15th February 2023).

16. Bureau for the Service of the Diplomatic Corps under the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Uzbekistan. (2017) Uzbekistan — Yuzhnaya Koreya: novyy etap otnosheniy strategicheskogo partnerstva [Uzbekistan-South Korea: a new stage of strategic partnership relations]. 29th November. [Online] Available from: http://ddsmfa.uz/ru/uzbekistan-yuzhnaya-koreya-novyy-etap-otnosheniy-strategicheskogo-partnerstva (Accessed: 15th February 2023).

17. Inha University in Tashkent. (2022) Stoimost' obucheniya [Tuition fees]. [Online] Available from: https://inha.uz/ru/abiturientam/postupleniya/ stoimost-obucheniya/ (Accessed: 15th February 2023).

18. Bucheon University in Tashkent. (2022) Stoimost' obucheniya [Tuition fees]. [Online] Available from: https://bucheon.uz/ru/p/cost-of-education (Accessed: 14th March 2023).

19. Sharda University Uzbekistan. (2022) Course Fee. [Online] Available from: https://www.shardauniversity.uz/course-fee (Accessed: 16th February 2023).

20. Amity University Tashkent. (2022) Fees. [Online] Available from: https://amity.uz/fees/ (Accessed: 16th February 2023).

21. Chamber of Commerce and Industry of Uzbekistan. (n.d.) Turetskiy Universitet Ekonomiki i tekhnologiy v Tashkente TOBB ETÜ Tashkent [Turkish University of Economics and Technology in Tashkent TOBB ETÜ Tashkent]. [Online] Available from: https://chamber.uz/en/page/4901 (Accessed: 16th February 2023).

22. TOBB ETÜ Tashkent. (2022) Kontrakt [Contract]. [Online] Available from: https://tobbetu.uz/ru/page/tuition-fee (Accessed: 17th February 2023).

23. KUN.UZ. (2022) Kakie novye Vuzy otkrylis' v Uzbekistane v etom godu? [What new Universities have opened in Uzbekistan this year?]. 6th June. [Online] Available from: https://kun.uz/ru/news/2022/06/06/kakiye-novyye-vuzy-otkrylis-v-uzbekistane-v-etom-godu (Accessed: 17th February 2023).

24. UZ.Daily. (2021) Vuzy Uzbekistana i Malayzii podpisali soglashenie o sotrudnichestve [Universities of Uzbekistan and Malaysia signed a cooperation agreement]. 2nd March. [Online] Available from: https://www.uzdaily.uz/ru/post/59348 (Accessed: 16th February 2023).

25. Westminster International University in Tashkent. [Online] Available from: https://www.westminster.ac.uk/about-us/our-university/global-westminster/global-partner-network/westminster-international-university-in-tashkent (Accessed: 15th February 2023).

26. Westminster International University in Tashkent. (2022a) Ob universitete [About the University]. [Online] Available from: https://www.wiut.uz/parents-rus (Accessed: 13th February 2023).

27. Westminster University in Tashkent. (2022b) Tuition Fees. [Online] Available from: https://www.wiut.uz/tuition-fees (Accessed: 16th February 2023).

28. Turin Polytechnic University in Tashkent. (n.d.) Fees. [Online] Available from: https://polito.uz/fees-scholarships/ (Accessed: 16th February 2023).

29. University of Pisa in Tashkent. (2022) O nas [About us]. [Online] Available from: https://pisa.uz/ru/about (Accessed: 16th February 2023).

Сведения об авторах:

Погорельская Анастасия Михайловна - кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой политики Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: pogorelskaya@mail.tsu.ru

Кобзева Ольга Петровна - доктор исторических наук, профессор кафедры истории Узбекистана Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека (Ташкент, Узбекистан). E-mail: kobzeva1975@internet.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Pogorelskaya Anastasia M. - PhD in World History, Associate Professor of the World Politics

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Tomsk, Russian Federation). E-mail: pogorelskaya@mail.tsu.ru

Kobzeva Olga P. - DSc in History, Professor of the Department of Uzbekistan History, National

Ulugbek (Tashkent, Uzbekistan). E-mail: kobzeva1975@internet.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.02.2023; принята к публикации 22.05.2023 The article was submitted 22.02.2023; accepted for publication 22.05.2023

Department, Tomsk State University University of Uzbekistan after Mirzo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.