Научная статья на тему 'Реформирование украинского педагогического образования в контексте Болонского процесса'

Реформирование украинского педагогического образования в контексте Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование украинского педагогического образования в контексте Болонского процесса»

РЕФОРМИРОВАНИЕ УКРАИНСКОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА Т. С. Кошманов;!

Данное исследование посвящено рассмотрению особенностей, трудностей и перспектив реформирования украинского педагогического образования в контексте требований Болонского процесса. Идея европейской интеграции не является новой для Украины. Дискуссии, не утихая на протяжении 10 лет, особенно усилились в 2005 г., когда Украина присоединилась к другим европейским странам-участницам Болонской Конвенции и обязалась внедрить соответствующие общие стандарты высшего образования до 2010 г. (Bergen, 19-20 May 2005). Рассматривая особенности создания европейского измерения в украинском высшем образовании, данная работа направлена также на изучение влияния европейской модели образования на формирование гражданского общества в стране.

Педагогическое реформирование. Образование Украины как страны, расположенной в центре Европы, является сложным феноменом, полным контрастов и в тоже время общих черт, характерных для развития образования в странах Европы. В большинстве случаев, культурно-исторические развитие Украины было логически связано с достижениями европейской педагогической мысли, общими тенденциями развития образования, религиозными убеждениями, широтой международных контактов и заметным вкладом классиков украинской педагогики в европейскую педагогическую мысль.

90-е гг. XX в. были неспокойным временем для реформирования украинского образования и в определенной мере отражало нестабильность социального развития общества. В настоящее время можно выделить три взаимосвязанные темы текущих реформ: украинизацию образовательных программ

средней и высшей школы; поиск национальной идентичности как фактора возрождения украинской культуры; а также развитие духовности, религии (Koshmanova, 2006). Еще один пакет

99

реформ включал структурные изменения в образовании. В течение 1991-2006 гг. происходил переход от традиционной парадигмы педагогики к обучению, центрированному на потребностях учеников и студентов, что требовало трансформации всех компонентов образовательного процесса для достижения намеченных результатов. Реформаторы провозгласили гуманизацию и демократизацию учебных программ, необходимость развития критического мышления студентов, открыли новые типы учебных заведений, соответствующие европейским названиям. К сожалению, инновационные педагогические реформы были

недостаточными для глубокой трансформации высшего образования, и, закончившись лишь внешними изменениями образовательных программ и введением некоторых новых предметов и спецкурсов в учебные планы университетов, не привели к ожидаемым образовательным инновациям.

Большинство преподавателей украинских вузов критически относятся к инновациям, полагая, что они вносят хаос в учебный процесс. Главные трудности, по нашему мнению, связаны с наличием у преподавателей традиционных педагогических стереотипов: авторитарного мышления, устаревших методов

преподавания, доминирования установки на необходимость овладения системой знаний в ущерб развитию практических навыков, недостаточным объемом дискуссии и педагогической рефлексии при проведении занятий.

Болонский процесс. Андрей Радзевич-Винницкий (Radziewich-Winnicki, 2004), анализируя проблемы трансформации образования в Польше, выделил так называемый, синдром цивилизационной некомпетентности, наблюдаемый в Польше и других странах на постсоветском пространстве, который, по его убеждению, является преградой для образовательной интеграции этих стран в Европу. Сказанное целиком относится и к Украине, в которой интерес к европейской интеграции возник, главным образом после «Оранжевой революции» (2004 г.), и сказался в серии недавних публикаций на тему разъяснения требований Болонского процесса. Исследователи, характеризуя этот процесс как цель первостепенной важности,

100

разъясняли его преимущества и перспективы для Украины, которые сводятся к адекватности дипломов и степеней высшего образования, к созданию благоприятных условий для мобильности преподавателей и студентов (Surzhyk, 2005).

Первые успехи украинского высшего образования на пути к Европе были достигнуты еще в 2003-2004 гг. Именно в эти годы в Украине произошли следующие перемены: (1) были введены новые квалификационные степени (бакалавра и магистра); (2) Министерство образования и науки Украины начало разработку новых стандартов высшего образования; (3) исследователи и деятели образования начали работу по обновлению списка специальностей в контексте Болонского процесса; (4) университетам было поручено разработать новые стандарты оценки качества подготовки студентов на основе европейской накопительно-перезачетной кредитной системы, основанной на ECTS; (5) университеты начали повышать качество образовательных услуг.

В настоящее время Министерство образования и науки Украины совместно с Академией педагогических наук постоянно совместно обсуждают идеи Болонского образовательного процесса, что находит отражение в специальных публикациях, тематических конференциях, официальных инструкциях и презентациях в средствах массовой информации (О. В. Сухомлин-ская, личное общение, 22 октября, 2005 г.). Педагоги активно обсуждают новые термины, историю и идеи Болонской Конвенции (Буряк, 2005), рассматривают украинское высшее образование в контексте европейских традиций, описывают качества «глобального гражданина» (Громовый, 2005), сравнивают глобальные педагогические тенденции с развитием украинского образования (Любар, 2005). Многие публикации по своему содержанию являются критическими, украинские исследователи пытаются определить трудности, мешающие европейской интеграции в образовании. По убеждению В. Головатого (2004), для успешной интеграции в Европу Украина должна: (1) увеличить бюджет и поднять статус высшего образования; (2) улучшить качество высшего образования, усилить его практическую

101

направленность, ввести новые педагогические формы и методы преподавания, избавиться от авторитаризма; (3) изменить систему аттестации и аккредитации. По убеждению исследователей, главная трудность реформирования заключается в авторитарной сущности высшего образования, сохранившейся со сталинских времен. Поскольку советская модель образования еще прочно удерживает свои позиции, процесс введения педагогических новшеств (например, переход к системе образовательных квалификаций) осуществляется по советскому паттерну, т. е. в основном сводится к их переименованию, а не к реформированию сущности.

Многие преподаватели высшей школы не скрывают своего разочарования, связанного с влиянием Болонского процесса на украинскую высшую школу. В их аргументах указывается возможность размывания уникальности украинского образования, его национальной идентичности (Д. Герцюк, личное общение, 30 июня, 2005). Многие преподаватели объясняют свое беспокойство по поводу европейской интеграции такими общими фразами: «Вчера была Москва, а сегодня будет Брюссель». Аргументы заключаются в том, что во времена социалистической эры Москва «запечатала» украинцев в Восточно-Европейском сообществе, тем самым отгородив их от остального мира, а потом заставила их поверить в то, что Совет экономической Взаимопомощи и Варшавский Договор означал интеграцию. Исследователи отстаивают точку зрения о том, что идея «общего образовательного пространства», инициированная Болонской декларацией, не является чем-то таким, в чем Украина действительно нуждается, что этот процесс напоминает советские решения свыше как средства контроля со стороны заинтересованных лиц. По мнению К. Коссака (Kossak, 2005), наиболее заинтересованными сторонами в распространении идей Болонского процесса являются министерства образования (и науки) постсоветских стран, а также ректоры классических университетов, стремящиеся сохранить свои лидерские позиции и в будущем. Он утверждает, что уровень централизации образования играет важную роль в популяризации этой идеи в

102

странах с более жестким контролем, как, например в Украине и России (Kossak, 2005).

Невзирая на стойкое сопротивление, идея принадлежности к общей Европе постепенно меняет ментальность людей, заменяя этноцентрические диспозиции в сторону демократии. Хотя многие педагоги на западе Украины продолжают защищать подвергнутую опасности национальную идентичность, однако в то же время, некоторые из них понимают и признают необходимость реформирования традиционного национального образования в сторону открытости и демократических гражданских ценностей (Равчина, 2005). После «Оранжевой революции» наблюдается трансформация украинской национальной идентичности, что в значительной мере связано с Болонским процессом, который инициирует возникновение европейской идентичности в Украине. Согласно О. Филипповой (2005), «Появившаяся европейская идентичность обладает специфическими характеристиками, отображающими восприятие «европейскости» на основе экономических аспектов, европейских жизненных стандартов, однако игнорирует такие существенные элементы как демократия, толерантность, инклюзивность, права национальных меньшинств и закон» (с. 26).

Анализируя возможное влияние Болонского процесса на реформы высшего образования в Украине, я думаю, что он символизирует поворотный момент в концептуализации образовательной теории: теперь Европейское высшее образование фактически выступает моделью развития, которую Украина может в конечном итоге импортировать в свои образовательные реформы. Мое изучение тематики диссертационных работ по педагогике, защищенных в течение 2004-2006 гг., свидетельствует о возрастании проблематики толерантности, инклюзивности, мультикультурализма, гражданского образования приблизительно на 35% (Koshmanova, 2006).

Заключение. Интегративные процессы, характеризующие европейское образование в XXI в., формируются под влиянием глобальных тенденций, ведущих к изменению сущности педагогического образования, его философии. Любые реформы

103

становятся эффективными, если общество четко видит и принимает его цели, ради которых стоит разрабатывать новые пути формирования новой парадигмы высшего образования. В Украине этот процесс является чрезвычайно трудным и противоречивым, связанным, в основном, с молодым возрастом демократических тенденций социального развития, слабостью экономики, отсутствием четкой позиции гражданского общества, не-сформированностью рыночных представлений у студентов как потребителями образовательных услуг в их взаимоотношениях с университетами как продавцов этих услуг, доминированием постсоветского тоталитарного менталитета. Однако недавнее появление европейской идентичности как образовательной тенденции позволяет прогнозировать успешность развития Болонского процесса в украинском образовательном пространстве высшей школы.

Литература

Буряк, В. (2005). Розвиток Болнського процесу в европейських крашах. Рщна школа, 8, 6-8.

Головатый Н. (2004). Европейское и украинское образование - где точки сопрокосновения, Персонал, 3, 5-8.

Громовий, В. (2004). Украша—США: Тенденци розвитку освгги. Завуч, 25 (247), 4-10.

Любар, О. (2005).Украшська освгга i европейський освтий npocrip, Pi дна школа, 8, 9-11.

Filippova, Olga (2005). Tracking Ukraine’s Orange Revolution Through Cyber-Ethnography: A View from Kharkiv. Paper presented at the ASN 86th Annual World Convention, Columbia University, 14-16 April 2005.

Koshmanova, T. S. (2006). National identity and cultural coherence in educational reform for democratic citizenship: The case of Ukraine. Education, Citizenship, and SocialJustice, 1, March, 118-125.

Koshmanova, Т., & Holm, G. (2006). Post-Soviet reconstruction in Ukraine: Education for social cohesion. In: Z. Bekerman & C. McGlynn (Eds.). Addressing ethnic conflict through peace education. Jerusalem: Palgrave-Macmillan. (Forthcoming).

104

Kossak, К. (2005). Myths about the Bologna Process. Zerkalo Nedeli, 39(567),8-14 October. Retrieved at http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/ show/567/51424

Radziewicz-Winnicki, A. (2004). Between education and democratic transformation-Tradition and its social consequences in Polish postCommunist society. In In Ryszard Kucha (Ed.) European integration through education: Traditions, the present and the future, (pp.223-231). Lublin, Poland: Maria Curie-Sklodowska University Press.

Ravchyna, T.V. (2005). Democratic learning environment. In Tetyana Koshmanova, T. S., Ed. Pedagogy for democratic citizenship. (Contributing authors: Tetyana Koshmanova, Lynn Brice, Gunilla Holm, Lynn Nations Johnson, Tetyana Ravchyna & Shaila Rao, 124-147. L’viv: Publishing House of Ivan Franko National University of L’viv, Ukraine.

Surzhyk, L. (2005). The Bologna Process has started. Zerkalo Nedeli, 20 (548), 28 May - 3 June. Retrieved at http://www.zerkalo-nedeli.com/ nn/show/548/50132.

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.