НЕПРЕРЫВНОЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ США:
ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Т. Кошманова Р. Зинсер
Целью данного доклада является определение видов профессиональных компетенций учителя, способствующих формированию устойчивой потребности в непрерывном образовании на протяжении жизни и определение возможных путей их развития. Работа основывается на комплексе качественных методов исследования: анализе литературы, изучении документов образовательных реформ, проводимых в США и других странах-лидерах педагогического образования, а также на обобщении педагогического опыта авторов.
Введение. В последнее время исследователи все чаще рассматривают концептуально-организационную модель педагогического образования как открытую динамическую систему. Это обуславливает необходимость изучения не только отечественного опыта подготовки учителей, но и опыта мировых образовательных систем, и помогает определять новые подходы к подготовке учителей как стратегическое направление развития педагогического образования в постсоветском пространстве. Перед системой профессионального образования стран Восточной Европы стоят новые задачи, пути их решения обусловлены повышением роли учителя как специалиста и гражданина, улучшающего социальную, хозяйственную, культурную жизнь общества в условиях рыночной экономики. Современное педагогическое образование должно формировать учителя, ориентированного на непрерывное и устойчивое профессиональное развитие, и способного, прежде всего, развивать личность ученика в процессе совместной деятельности, а не только передавать ему или ей комплекс определенных программой знаний и умений. В этом контексте представляет интерес опыт американских специалистов по организации профессиональной подготовки студентов - будущих учителей в ведущих учебных заведениях педагогического образования США. Основные приоритеты такого обучения традиционно направлены на активное участие человека в создании и конструировании знаний, на непрерывный процесс обучения, на организацию учебного процесса, ориентированного на развитие творческого, критического и самостоятельного мышления студентов, а также на решение проблем со многими альтернативными ответами, на соединение личностного и деятельностного подходов к организации учебного процесса, на активизацию исследовательской деятельности в процессе обучения, и внедрение таких форм обучения, которые способствуют овладению опытом педагогической деятельности (кооперированное обучение, дискуссии, дебаты, симуляции, ролевые игры, процессуальные драмы и т. д.).
224
Организация педагогического образования в университетах США во второй половине ХХ в. - начале нового тысячелетия является ценным источником для вдумчивого осмысления и критического заимствования в условиях европейской интеграции, обозначенной Болонским процессом, и формирования глобального образовательного пространства. Сказанное является особенно важным для обновления современной высшей школы постсоветских стран, решения актуальных вопросов их настоящего и будущего.
Глобальные вызовы педагогического образования. В своем исследовании мы обратили особое внимание на перспективные направления развития педагогического образования в США, где на протяжении ХХ - начала ХХ1 в. продолжается непрерывный процесс реформирования подготовки учителей, определяемый динамизмом, гибкостью поиска и выбором содержания, стратегий и моделей обучения и воспитания. Такой опыт экспериментирования, проверки и критического отношения к педагогической реальности был обусловлен прежде всего социально-мобильными и социальнопродуктивными функциями рынка в процессе развития американского общества. С социально-продуктивной стороны давление шло от поставщиков образования (отделов образования штатов), призванных обеспечить адекватную подготовку учителей по низкой цене. С социально-мобильной стороны давление оказывали потребители образования, желавшие трансформировать его в своеобразный потребительский товар, который способствовал бы как достижению более высокого социального статуса, так и развитию педагогической эффективности на протяжении всей жизни.
Огромное влияние на формирование особенностей американских педагогических традиций оказал рыночный прагматизм Джона Дьюи, органично сочетавший идеалы протестантской этики воспитания студентов с практичностью и деловитостью (Weber, 2002), умением обеспечить себе комфортную и удобную жизнь. Эта тенденция ярко характеризует развитие американской подготовки учителей на протяжении последних десятилетий, проникая в образовательную идеологию и соответственно ориентируя педагогический поиск. Студентов рассматривают как активных субъектов собственного образования, полноправными партнерами наставников, которые, в некотором смысле, утрачивают бывшие властные полномочия (Koshmanova, 2007a). Новое тысячелетие внесло новые изменения в сущность американского капитализма, который стал более мобильным, глобальным и экономически гибким. Трудностей добавляет глобальная конкуренция, которая становится все более агрессивной. Наблюдается тенденция к доминированию индивидуалистических целей общества над коллективными, проводятся активные попытки приватизировать государственное образование и применить к его реорганизации корпоративный подход, а к обучению - методы бизнеса, в котором есть и победители, и побежденные. Жесткие образовательные реформы последних лет, проводящиеся в атмосфере такого подхода (NCLB, Race to the Top), направлены на повышение тестовых, стандартизированных показателей знаний учащихся по математике и естествознанию, поскольку организаторы этого направления реформ считают данные предметы решающими для развития
225
устойчивой любознательности и умений организовывать экономический прогресс. Данные реформы предполагают ликвидацию учительских профсоюзов, тьюторства и академической свободы учителя; особенное внимание уделяется отчетности, цифровым показателям педагогической эффективности, измеряемой результатами стандартизированного опроса учащихся, и, соответственно, системой поощрений и наказаний учителей. Такой подход создает трудные условия для формирования любознательности, потребности в непрерывном образовании учащихся на протяжении жизни, а также для развития традиционной американской направленности на саморазвитие и креативности студентов.
Сегодня процесс решения социальных и научных проблем в современном мире становится еще более сложным. В 2010 г. около 70 % американских рабочих мест требовали специализированных знаний и умений по сравнению с 5 % в начале ХХ в. (Darling-Hammond, 2010). Согласно Ричарду Сеннетту (Sennett, 2006), данные умения включают: (1) умения непрерывного образования, проектирования, а также руководства и оценивания результатов собственной работы с целью ее постоянного обновления и усовершенствования на протяжении всей жизни; (2) решение проблем с помощью существующих ресурсов; (3) стратегическое сотрудничество с людьми из разных культур; (4) эффективное общение во многочисленных формах; (5) определение, анализ и использование информации. Кроме того, следует иметь ввиду, что природа работы будет изменяться еще быстрее. На протяжении ХХ в. большинство людей меняли работу 2-3 раза на протяжении жизни. По данным Департамента Труда США, многие представители сегодняшней молодежи поменяют свою профессию более 10 раз до того времени, когда им исполнится 40 лет (U.S. Department of Labor, 2006). Исследователи отмечают, что в 2010 г. десять из наиболее востребованных профессий не существовали в 2004 г. (Darling-Hammond, 2010). Поэтому сегодня новая миссия школ заключается в том, чтобы подготовить студентов к работам, которые еще не существуют, разработать новые подходы к решению проблем, которые еще не определены, использовать технику, которая еще не придумана. Безусловно, стандартизированный подход к обучению вряд ли можно считать эффективным для решения задач, поставленных новым столетием (Ravitch, 2010).
Перспективы: профессиональные компетентности преподавателя, способствующие развитию устойчивой интеллектуальной любознательности студентов. Сегодня работа преподавателя педагогических дисциплин уже не может характеризоваться только умениями организовать учебный процесс и транслировать необходимые знания и умения. Все более важным становится повышенное внимание к ценностным, мировоззренческим и нормативным основам, обеспечивающим нравственные качества профессиональной деятельности будущих учителей. Несмотря на влияние корпоративной модели обучения, царящей сегодня в США, от преподавателей педагогических программ, например, ожидают, чтобы они не только владели профессиональными умениями, но и были способны к развитию профессиональных убеждений своих студентов, чуткому реагированию на не-
226
типичные педагогические ситуации, формирования у студентов положительного эмоционального настроения и создание благоприятной учебной среды (Koshmanova, 2009; 2011). Все это требует от преподавателя развитых психических функций (эмпатийных, регулятивных, когнитивных), владения навыками преодоления стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности. Подготовка педагогов включает сегодня целый комплекс психологопедагогических, социально-экономических и информационно-технологических компетенций. Конечно, главными компетенциями являются развитие высокой, устойчивой интеллектуальной любознательности, умений использовать профессиональные знания на практике, критического мышления, совместного со студентами анализа главных аргументов национальных и локальных педагогических проблем, умений проведения качественных и количественных исследований. Преподавание любого курса в вузе предполагает не декларирование информации и решение проблем, а совместную работу со студентами, в которой они сами решают эти проблемы (Koshmanova, Ravchyna, 2008; 2010). Одним из важнейших требований компетенций преподавателя является принцип: «Преподавай меньше, знай больше!». Это значит, что преподаватель должен строить учебный процесс со студентами с помощью проблемных вопросов и средствами совместного размышления вести студентов к самостоятельным выводам, что поможет им «знать больше». Этот принцип также активно используют преподаватели педагогических дисциплин в таких странах, как Финляндия, Канада, Сингапур, Австралия. В частности, в Финляндии ключевым принципом является доверие к преподавателям со стороны администрации. Доверие к учителям школ и преподавателям вузов способствует развитию чувства ответственности педагогов, которые начинают работать еще лучше. Министерство образования Финляндии, поддерживая этот принцип, ликвидировало инспекторскую проверку школ и программ педагогического образования по всей стране, что резко подняло вверх показатели эффективности учеников и студентов и позволило Финляндии занять и удерживать первое место в мире на протяжении 10 лет по результатам «Программы оценивания международных студентов - PISA» (Sahlberg, 2010).
Важнейшей профессиональной компетентностью преподавателя является его умение подготовить «гражданина человечества», т. е. восприятия других согласно «Золотому правилу» этики: «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе» (имеется в виду развитие устойчивых диспозиций мультикультурализма). Уважение к другим начинается с уважения, доверия к самому себе, развития внутреннего стержня открытости к миру, его уважения и принятия. Каждая культура уникальна, бесценна и полна интересных, обогащающих знаний, достойных изучения и заимствования (Koshmanova, Hapon, 2007). Очень близким к мультикультурализму является альтруизм, который необходимо развивать у студентов для формирования у них личной практической философии открытости к миру и его непрерывного познания. Альтруизм рассматривают как универсальную концепцию культур. Этот термин обычно понимают как заинтересованность в благосостоянии дру-
227
гих людей, его сущность доносят студентам через сервисные проекты в их общинах, через волонтерство и фандрайзинг. Кроме того, альтруизм для планеты означает наличие положительного отношения ко всем культурам, обществам, видам и экосистемам. Следует еще добавить, что люди должны чувствовать ответственность и бескорыстие к обществу будущего, на которое, безусловно, повлияют многие решения, принятые сегодня (Zinser, 2013).
Обобщая современный дискурс по другим проблемам профессиональных компетентностей преподавателя, способствующих развитию устойчивой интеллектуальной любознательности студентов, заметим, что учителя школ и преподаватели вузов должны научиться думать иначе о способностях людей. Им необходимо преодолеть барьер сложившегося устаревшего мышления как только академического или неакадемического, абстрактного или теоретического. Мы должны признать, что настоящее, естественное для человека обучение происходит в группах, в сотрудничестве с другими людьми, что является залогом устойчивого профессионального роста. Важным условием успеха является культура учебного заведения, в которой происходит подготовка учителей, ее правила, привычки людей, которые в ней работают и моделируют необходимые диспозиции. Сегодняшнее время требует пересмотра старой парадигмы обучения в пользу дивергентного мышления учеников и студентов (Robinson, 2009), их умения видеть множество возможных вариантов интерпретации вопроса, думая латеральным или параллельным мышлением (Bono, 1967).
Компетентности выпускников школ и вузов, востребованных на рынке труда. Тони Вагнер (2010) на основе многочисленных опросов лидеров ведущих западных корпораций разработал классификацию семи видов профессиональных компетентностей, которые способствуют выживанию молодежи на рынке труда. Первым видом такой профессиональной компетентности является критическое мышление и знание проблем студентами. Оказывается, что с точки зрения экономики знаний, умение задавать хорошие вопросы является самым важным показателем критического мышления сотрудников, их умения решать проблемы, использовать полученные теоретические знания и принимать решения; кроме того, это качество необходимо для работы в команде, для развития демократии в коллективе и неформального лидерства. Вторым видом компетентности выживания является сотрудничество в сети, умение общаться с другими, быть неформальным лидером, вести за собой людей, создавать положительную рабочую атмосферу. По мнению лидеров корпораций, ключевым качеством успеха на современном производстве является формирование доверия между людьми, даже если они находятся в глобальной сети разных частей планеты, а также развитие гражданских качеств личности, понимания и принятия различных культур, рас, наций, языков. Проворство и умение приспосабливаться является третьим видом профессиональной компетентности современного специалиста. Эти качества постоянно упоминались всеми опрошенными лидерами корпораций. Сегодня произошел глубокий сдвиг в психологии восприятия авторитета начальника: от приказа «Что тебе делать» к атмосфере
228
принятия решений командой сотрудников «Как это лучше сделать». Интенсификация перемен, быстро меняющаяся информация, комплексный характер проблем, с которым сталкиваются индивиды и команды, ставят выделенные компетентности залогом успеха на работе. Инициативность и предприимчивость являются четвертым видом профессиональной компетентности в современном бизнесе. Сотрудники должны быть не только хорошими игроками команды, они должны еще и проявлять инициативу, предприимчивость, предлагать возможные решения и стратегии улучшения. Пятым видом профессиональной компетентности выживания является устное и письменное общение. Современная среда все в большей степени охватывает виртуальные офисы. Сотрудники должны общаться по е-мейлу, принимать звонки по скайпу, пользоваться полным комплектом современных средств и технологий, четко и демократично объяснить свою точку зрения, конструктивно общаться с представителями разных культур, что является одним из самых важных умений современного сотрудника. Шестым видом компетентности является оценка и анализ информации. Современный мир переполнен непрерывным потоком новой информации: умения ее получить, критически осмыслить и эффективно использовать является чрезвычайно важным качеством любого работника. Седьмым видом компетентности являются любознательность и воображение. Слова «любопытство» и «любознательность» вызвали живой интерес у всех участников одного интервью, поскольку, с точки зрения лидеров корпораций, они не только связаны со способностью индивида решать проблемы, но и непосредственно ведут к творчеству и инновациям, к развитию и улучшению продуктов и услуг.
Значение предприимчивости. Многочисленные исследования во всем мире показывают, что развитие предприимчивости является самым важным видом профессиональной компетентности и ведет к успешному решению проблем занятости молодежи (World Economic Forum, 2012; European Roundtable on Entrepreneurship Education, 2010). В целом предприимчивость понимают как возможность начать бизнес и получить прибыль. Однако глобальное использование данного термина значительно расширило его значение: «Это процесс, результатом которого является творчество, инновация и рост. Современная предприимчивость приобретает многочисленные формы; ее преимущества не ограничиваются только лишь новыми началами, инновационными подходами и новыми рабочими местами. Предприимчивость теперь включает способность индивида превратить идеи в действия, и поэтому именно эта компетентность является самой важной из всех, поскольку она включает все остальные, помогая молодым людям быть более творческими, самоуверенными в людом деле, за которое они берутся» (World Economic Forum, 2009). Современный мир нуждается в таких новых предпринимателях, как Стив Джобс (Steve Jobs), Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg), Эдуардо Са-верин (Eduardo Saverin), Билл Гейтс (Bill Gates), которые очень востребованы и которыми все восхищаются. Говоря о таких людях, исследователи определяют еще одно такое качество, которое относится к определению термина «предприимчивость» - как «предприимчивый склад ума - важное соединение
229
качеств личности, ориентированной на успех, инициативу, разумный риск, сотрудничество и признание» (Aspen Youth Entrepreneurship Strategy Group, 2008).
Развитие предприимчивости. Первым залогом успеха в формировании предприимчивости является развитие ответственности учеников из познавательного интереса, инициативы, креативности, а также создание разнообразной по степени сложности учебной среды учебного заведения, основанной на доверии и ориентированной на успех. Вторым фактором успеха в развитии предприимчивости является приобретение собственного опыта учащимися как субъектов обучения, формирование у них навыков самостоятельного конструирования собственных знаний с помощью метода проектов, метода продуктов и организации проблемного обучения. Одним из эффективных способов развития глобальной профессиональной компетентности является приобретение опыта жизни как иностранца в другой стране (кратковременного проживания в стране с другой культурой и языком). Интернатуры, обучение за границей, волонтерство, преподавание английского языка в другой стране - это распространенные виды приобретения глобального опыта развития предприимчивости.
Выводы. Сегодня мы живем в едином «плоском» мире (Friedman, 2005). Формирование профессиональных компетентностей непрерывного обучения молодежи в контексте глобальной трудовой экономикой приобретает первостепенное значение. Современный специалист должен быть глобально компетентным, чтоб достичь успеха на мировом рынке труда. Эти диспозиции невозможно развить с помощью стандартизированного обучения, запоминания и воспроизведения заученной информации. В глобальном рынке труда невозможно выжить, целиком игнорируя его законы. Для того чтобы воспитать глобально компетентных, творческих, предприимчивых специалистов, преподавателям необходимо самим развить умения выживания на рынке труда, и, моделируя эти компетентности, сформировать их у своих студентов.
Список литературы
1. Aspen News Entrepreneurship Strategy Group (2008) Youth Entrepreneurship Education in America: A Policy Maker's Action Guide. Washington DC: The Aspen Institute.
2. Bono E.D. (1967). Parallel Thinking. London and Penguin Books, London: Viking.
3. Darling-Hammond L. (2010). The Flat World and Education: How America's Commitment to Equity will Determine our Future. New York and London: Teachers College, Columbia University.
4. European Roundtable on Entrepreneurship Education (2010) Manifesto. Global Education Initiative. Retrieved from: http://www3.weforum.org
5. Friedman T. (2005). The World is Flat: A Brief History of the Twenty-First Century. New York: Picador.
6. Koshmanova T. (2009) Methodological Legacy of Vygotsky: Cultural-Historical Theory in Teaching. Saarbruecken, Germany: VDM Verlag Publishing House.
7. Koshmanova T. (2011) The School of Dialogue of Cultures: Legacies and Prospects. Journal of Russian and East European Psychology, 49 (2), March-April 2011. P. 23-29.
8. Koshmanova T., Ravchyna T. (2010) Ukrainian teacher candidates develop dispositions of socially meaningful activity International Journal of Educational Reform, 19, 2, Spring, 2010. P. 107-128.
230
9. Koshmanova T., Ravchyna T. (2008) Teacher preparation in post-totalitarian society: An interpretation of Ukrainian teacher educators' stereotypes. International Journal of Qualitative Studies in Education, 20 (2). P. 137-158.
10. Koshmanova T. (2007a). Vygotskian scholars: Visions and implementations. Journal of Russian and East European Psychology, 45 (2). P. 61-95.
11. Koshmanova T. S., Hapon N. P. (2007b). Exploratory study of changing ethnic stereotypes of Ukrainian teacher candidates. Journal of Peace Education, 4 (1). P. 75-95.
12. Weber M. (2002). The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism: and Other Writings Penguin Twentieth-Century Classics.
13. Ravitch D. (2010).The Death and Life of the Great American School System: How Testing and Choice are Undermining Education. New York, NY: Basic Books.
14. Sennett R. (2006). The Culture of the New Capitalism. New Haven & London: Yale University Press.
15. Sir Robinson, Ken (2009). The Element: How Finding Your Passion Changes Everything Penguin/Viking
16. U. A. Department of Labor (2006). Number of jobs held, labor market activity, and earnings growth among the youngest baby boomers: Results from longitudinal survey. Washington, DC: Author.
17. United Nations Populations Fund (2011) State of world population 2011: People and possibilities in a world of 7 billion New York, NY.
18. Wagner T. (2008). The Global Achievement Gap. New York: Basic Books.
19. World Economic Forum (2012).Education. Retrieved from: http:weforum.org/issues/ education on 04/14/2013
20. Zinser R. (2012). A curriculum model of a foundation for educating the global citizens of the future. On the Horizon, 20 (1).
231