Научная статья на тему 'Зарубежный опыт формирования управленческой компетентности будущего преподавателя высшей школы'

Зарубежный опыт формирования управленческой компетентности будущего преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ЛИДЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Д. А.

В статье раскрыт опыт формирования управленческой компетентности будущего преподавателя высшей школы за рубежом. Проанализированы составляющие управленческой компетентности педагогического персонала высшего учебного заведения. Особое внимание уделено развитию лидерства как одной из важнейших составляющих управленческой компетентности будущего преподавателя высшей школы. Подана характеристика программ, направленных на развитие лидерских качеств у будущих преподавателей в рамках их профессиональной подготовки. Определено, что профессиональная подготовка преподавателей осуществляется как в учебно-воспитательном процессе вуза посредством реализации программ развития лидерских качеств, так и в школах профессионального развития совместном проекте общеобразовательных школ и высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт формирования управленческой компетентности будущего преподавателя высшей школы»

УДК 378.14:005.95:371.15-057.875:378.124.4(1/9)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© 2014 Д. А. Козлов

преподаватель каф. педагогики e-mail: [email protected]

Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко

В статье раскрыт опыт формирования управленческой компетентности будущего преподавателя высшей школы за рубежом. Проанализированы составляющие управленческой компетентности педагогического персонала высшего учебного заведения.

Особое внимание уделено развитию лидерства как одной из важнейших составляющих управленческой компетентности будущего преподавателя высшей школы. Подана характеристика программ, направленных на развитие лидерских качеств у будущих преподавателей в рамках их профессиональной подготовки. Определено, что профессиональная подготовка преподавателей осуществляется как в учебновоспитательном процессе вуза посредством реализации программ развития лидерских качеств, так и в школах профессионального развития - совместном проекте общеобразовательных школ и высших учебных заведений.

Ключевые слова: управленческая компетентность, структура управленческой компетентности, преподаватель высшей школы, лидерство, профессиональное развитие.

В условиях интеграции Украины в мировое образовательное пространство подготовка будущего преподавателя высшего учебного заведения требует модернизации в соответствии с существующими стандартами. Одним из главных условий модернизации образования, сформулированным в «Национальной доктрине развития образования в Украине», является подготовка педагогических и научнопедагогических кадров, их профессиональное совершенствование. На современном этапе развития высшего образования в зарубежных странах акцент переносится на подготовку преподавателя-лидера, формирование его управленческой компетентности. В этом контексте целесообразным видится изучение и осмысление зарубежного опыта по формированию управленческой компетентности будущего преподавателя высшей школы.

Управленческая компетентность на протяжении длительного периода привлекает внимание (В. Андрущенко, В. Бондарь, Л. Ващенко, А. Грушева,

Л. Даниленко, Г. Дмитренко, Г. Ельникова, М. Захаров, В. Кремень, Ю. Конаржевский, Е. Павлютенков, В. Пикельная, М. Поташник, Е. Хрыков и др.).

Цель статьи - изучить опыт формирования управленческой компетентности будущего преподавателя высшей школы за рубежом.

Неоспоримым является факт, что эффективность производства, усвоения и распространения знаний зависит от качества высшего образования, в том числе и от уровня компетентности педагогического персонала. В образовательной среде члены коллектива выполняют целый ряд ролей: администратора, лидера, преподавателя, наставника, консультанта, оценщика, редактора, исследователя, организатора, представителя научной школы и т.д.

Американские учёные П. Трайпети, Дж. Ренйан и Т. Пендея в этом контексте выделяют четыре составляющие управленческой компетентности педагогического персонала высшего учебного заведения: составляющую знаний (Knowledge),

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

поведенческую (Behavioral), административную (Administrative) и исследовательскую (Research). Указанные исследователи предлагают оценивать уровень управленческой компетентности преподавателя вуза по ряду показателей, охватывающих различные ее составляющие. Так, например, составляющая знаний включает такие показатели, как качество и количество учебной работы (преподавание одной / нескольких учебных дисциплин; междисциплинарное преподавание; размер студенческой группы (менее 30, 31-65, более 65); планирование и оценка учебных курсов; оценка, составление рейтинга и взаимодействие со студентами; наличие обратной связи со студентами; знание предмета). Поведенческая составляющая предусматривает посещаемость

(продолжительность ежегодного отпуска / отпуска без сохранения заработной платы / творческого отпуска / количество дней временной нетрудоспособности); самоанализ (определение слабых/сильных сторон личности; соблюдение кодекса поведения педагогического работника; лояльность к институциональной философии, целям и задачам вуза; помощь другим); мотивирование других на достижение

институциональных целей и задач. Административная составляющая включает такие показатели, как занимаемая должность (декан факультета / заведующий кафедрой; возглавление различных обществ / научных школ; управление научной деятельностью; управление вступительной кампанией; управление студенческой деятельностью; управление жилищными ресурсами; управление компьютерной инфраструктурой; управление библиотекой / исполнение обязанностей главного редактора журнала; организаторские способности (например, организация научных конференций / семинаров и т.д.). Исследовательская составляющая предусматривает публикацию статей в международных научных изданиях с индексом цитируемости; написание статей для национальных научных изданий с индексом цитируемости; написание статей для международных научных изданий без индекса цитируемости; написание статей для национальных научных изданий без индекса цитируемости; исследования за счет спонсоров; участие в редакционных коллегиях научных изданий, в частности международных, национальных с индексом цитируемости, национальных без индекса цитируемости и т.д. [Tripathi 2010: 217].

Рассматривая структуру управленческой компетентности, исследователь Д. Йорнем подчеркивает важность такой его составляющей, как лидерство. Лидерство, по мнению учёного, предполагает владение концептуальными (conceptual skills), межличностными (interpersonal skills) и техническими (technical skills) навыками или компетенциями. Под концептуальными навыками понимается способность управленца формулировать концепты, в частности: творческое мышление, абстрактное мышление, способность к анализу сложных ситуаций, логическое мышление, умение решать проблемы. Межличностные навыки включают навыки межличностного взаимодействия и межличностной коммуникации как в педагогическом коллективе, так и с другими участниками процесса принятия решений. В этом контексте целесообразным видится формирование инновационной культуры учебного заведения, в том числе и высшей школы. Технические навыки предполагают знания и компетенции, необходимые для выполнения специфических профессиональных задач [Iornem 2010: 8].

Неоспоримым является факт, что преподаватели высшей школы в западноевропейских странах и США выполняют как традиционные лидерские функции, обусловленные занимаемой должностью (декан факультета, заведующий кафедрой, председатель предметной комиссии, лидер команды), так и новые, часто ситуативные, роли, что обусловлено необходимостью быстро реагировать на изменения, происходящие в учебной среде. Так, например, в США распространенным видом лидерства является менторство (наставничество), когда опытные коллеги оказывают помощь молодым преподавателям в их профессиональном становлении. В

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

Козлов Д. А. Зарубежный опыт формирования управленческой компетентности

будущего преподавателя высшей школы

этом контексте интересен опыт школ профессионального развития (Professional Development Schools - PDS), что предусматривает выполнение преподавателями новых лидерских ролей и функций.

Школы профессионального развития - совместный проект общеобразовательных школ и высших учебных заведений - становятся местом подготовки преподавателей, их постоянного профессионального развития, а также площадкой для внедрения инноваций и научных исследований. Участники таких проектов подчеркивают необходимость сотрудничества высших учебных заведений и общеобразовательных школ, что обеспечивает тесную взаимосвязь образовательной теории и практики и имеет целью осуществление профессиональной подготовки высокого качества.

Примером такого сотрудничества может стать деятельность школы профессионального развития Университета Южной Каролины, который охватывает:

• сотрудничество в разработке курикулума;

• совместное тьюторство будущих педагогов;

• предоставление школами возможности студентам разных лет обучения работать учителями в школах;

• предоставление школами помещения и методических материалов, необходимых будущим учителям для интеграции в культуру школы, а также времени школьным учителям для помощи студентам;

• привлечение школьных педагогам к преподаванию в университете в качестве преподавателя, ведущего практические занятия, гостевого лектора, со-преподавателя (в данном случае учебный курс читают совместно преподаватель высшей школы и учитель);

• привлечение учителей и школьных администраторов к разработке программ профессиональной подготовки учителей;

• участие профессорско-преподавательского состава университета в деятельности школ через управление учебной и производственной практикой студентов, преподавание определенных курсов на базе школы, совместную работу с учителями и школьной администрацией по совершенствованию педагогического образования [University of South Carolina].

Следовательно, привлеченные к деятельности Школ профессионального развития учительские лидеры, должны продемонстрировать компетентность в таких сферах, как менторство, автономный школьный менеджмент, инновационное лидерство, установление партнерства между высшими и общеобразовательными учебными заведениями т.д. [Gehrke 1991].

Развитие учительского лидерства, по мнению американских исследователей А. Либермана, Е. Саксла и М. Майлза, предполагает наличие таких составляющих управленческой компетентности преподавателя, как умение налаживать контакты; умение осуществлять организационную диагностику; способность адаптироваться к изменениям; способность находить и использовать ресурсы; навыки управления лидерской работой; уверенность в других [Lieberman 1988].

Американский ученый К. Дивейни определил шесть направлений, по которым необходимо развивать лидерские качества: совершенствование учебного процесса; организация и руководство производственной практикой; разработка курикулума; участие в процессе принятия решений на уровне учебного заведения; образование на рабочем месте и помощь другим преподавателям; аттестация преподавателей [Devaney 1987].

Следует подчеркнуть, что в западных странах большое внимание уделяется развитию управленческой компетентности педагогов на рабочем месте, ведь

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

формальными лидерами становятся преимущественно члены педагогического коллектива, которые не имеют специального образования в сфере управления учебными заведениями. Такая ситуация объясняется тем фактом, что до недавнего времени от руководителей учебных заведений в большинстве европейских стран не требовалось наличие квалификации в сфере управления образованием. Однако в течение последних десятилетий, в связи с движением за повышение эффективности деятельности учебных заведений, наблюдается тенденция к профессионализации управления образованием, то есть подготовка педагогических работников предусматривает развитие лидерских качеств. Так, по данным ОЭСР, в некоторых странах наличие соответствующего диплома хотя и не является обязательным, однако активно поощряется. В Финляндии, например, претенденты на руководящие должности в учебных заведениях должны иметь сертификат по управлению образованием (Certificate in Education Administration) или соответствующие знания в данной области. В Австралии до недавнего времени единственным требованием к школьным лидерам было наличие четырехлетней учительской подготовки, однако в 2006 году была внедрена программа профессиональной подготовки школьных лидеров. В Японии одним из направлений образовательных реформ является разработка и внедрение в вузах программ, где в рамках подготовки учителей реализуется подготовка образовательных лидеров. Указанные программы предусматривают приобретение лидерами теоретических знаний и практических навыков для совершенствования учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования [Schleicher].

В этом контексте эксперты из Стэнфордского института образовательного лидерства (Stanford Educational Leadership Institute) определяют характеристики программ, направленных на развитие лидерских качеств у будущих преподавателей в рамках их профессиональной подготовки:

• соответствие курикулума стандартам профессиональной подготовки педагогических работников;

• философия курикулума базируется на основе инструктивного лидерства и совершенствования деятельности учебного заведения;

• активное, ориентированное на студентов обучение, сочетающее теорию и практику и стимулирующее рефлексию, а также предполагающее использование таких технологий обучения, как проблемное обучение, экспериментальные исследования, проектное обучение, ведение журнала, портфолио, которое предполагает обратную связь и оценку со стороны сверстников, преподавателей и самого кандидата;

• привлечение к преподаванию компетентных преподавателей, включая как университетский научно-педагогический состав, так и практиков, имеющих опыт в сфере управления учебными заведениями;

• социальное и профессиональное сопровождение студентов;

• целенаправленный отбор студентов с лидерским потенциалом для получения административных должностей;

• повышение требований к производственной практике студентов, что позволит потенциальным кандидатам на руководящие должности выполнять лидерские функции в течение длительного времени и под профессиональным наблюдением [Darling-Hammond 2007].

Необходимость пересмотра программ подготовки учителей в Австралии признана на национальном уровне. Так, Министерство образования, науки и профессиональной подготовки Австралии (Commonwealth Department of Education, Science and Training) приоритетным направлением образовательной политики определило повышение эффективности подготовки педагогических работников, что должно обеспечиваться при выполнении следующих условий: признание предыдущего

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.

№ 4 (32)

Козлов Д. А. Зарубежный опыт формирования управленческой компетентности

будущего преподавателя высшей школы

опыта работы и неформального обучения; повышение роли учителя как эксперта в области управления знаниями и руководителя учебно-воспитательным процессом; применение методов педагогического исследования и проблемно-ориентированного обучения; развитие навыков сотрудничества и командного взаимодействия; преподавание предмета с опорой на новейшие научные достижения и практический опыт; разнообразие программ подготовки учителей; пересмотр ступеней учительской подготовки, в частности первого и второго уровней; усиление партнерских связей между университетами, школами, агентствами по трудоустройству и

профессиональными союзами [Dow 2003].

Констатируя необходимость развития лидерских качеств у будущих педагогов в процессе их вузовской подготовки, австралийская исследовательница Л. Уотсон подчеркивает, что приоритетного внимания требует совершенствование таких сфер, как управление классом; развитие классных ресурсов; оценивание и отчетность; тайм-менеджмент; организаторские навыки; приемлемое профессиональное поведение; развитие профессиональных отношений; понимание ожиданий школьных общин; методики и технологии обучения студентов со специальными образовательными потребностями; стратегии совершенствования стандартов по улучшению числовой и языковой грамотности; использование ИКТ в учебном процессе [Watson 2005].

Таким образом, в результате анализа зарубежного опыта формирования управленческой компетентности преподавателя высшей школы мы пришли к выводу, что основными её составляющими стали: коммуникативные навыки, навыки

межличностного взаимодействия и установления партнерства, способность решать проблемы, профессионализм, владение методикой преподавания, способность использовать ИКТ в учебном процессе, знания предмета / методики преподавания дисциплины, самоуправление, навыки научно-исследовательской работы,

организационное лидерство, личностное лидерство и др. В современных условиях повышаются требования к качеству профессиональной подготовки преподавателей высшей школы, которая обязательно должна включать управленческую составляющую. Реализация профессиональной подготовки преподавателей осуществляется как в учебно-воспитательном процессе вуза посредством введения программ развития лидерских качеств, так и в школах профессионального развития - совместном проекте общеобразовательных школ и высших учебных заведений.

Перспективой дальнейших исследований может стать разработка модели управленческой компетентности преподавателя высшей школы.

Библиографический список

Darling-Hammond L. Preparing school leaders for a changing world : Lessons from exemplary leadership development programs [Electronic resource] / [L. Darling-Hammond, M. LaPointe, D. Meyerson, M. T. Orr, C. Cohen. Stanford, CA : Stanford Educational Leadership Institute, 2007. URL : http://seli.stanford.edu/research/documents/sls tech report.pd (дата

обращения: 13.08.2014).

Devaney K. The lead teacher : Ways to begin. N. Y.: Carnegie Forum on Education and the Economy, 1987. 27 р.

Dow K. L. Australia’s Teachers : Australia’s Future - Advancing Innovation, Science, Technology and Mathematics // Report of the Committee for the Review of Teaching and Teacher Education : Vol. 1. Agenda for Action; Vol. 2. Main Report; and Vol. 3. Background Data and Analysis. Canberra : Commonwealth Department of Education, Science and Training, 2003. 76 p.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Gehrke N. Developing Teachers' Leadership Skills [Electronic resource] / N. Gehrke // ERIC Digest. Washington DC, 1991. URL: http://www.ericdigests.org/pre-9219/skills.htm (дата обращения: 13.08.2014).

Iornem D. Management skills in education / D. Iornem // Paper presented at the Workshop on Leadership and Management in Education organized by the Teachers Registration Council of Nigeria, Held at Lokoja, Kogi State on November 23, 2010. - 2010. -19 p.

Lieberman A. Teacher leadership : Ideology and practice / A. Lieberman, E. Saxl, M. Miles // Building a Professional Culture in Schools / A. Lieberman (Ed.). N. Y.: Teachers College Press, 1988. P. 148-166.

Schleicher A. Preparing Teachers and Developing School Leaders for the 21st Century : Lessons from around the world. OECD Publishing, 2012. 108 p.

Tripathi P. PAKS : A competency based model for academic institutions / P. Tripathi, J. Ranjan, T. Pandeya // International journal of innovation, management and technology. 2010. Vol. 2. № 2. P. 214-218.

University of South Carolina. Professional Development Schools [Electronic resource]. URL: http://www.ed.sc.edu/pds/uscpds.htm (дата обращения: 13.08.2014).

Watson L. Quality teaching and school leadership / Australian Institute for teaching and school leadership, 2005. 100 p.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.