Научная статья на тему 'Образовательная среда высшего учебного заведения как основа развития лидерских качеств студентов'

Образовательная среда высшего учебного заведения как основа развития лидерских качеств студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карманенко Василий Васильевич

В статье рассмотрена проблема формирования и функционирования образовательной среды высших учебных заведений как основа развития лидерских качеств студентов. Описаны структурные компоненты образовательной среды вузов, их возможностей для обеспечения общекультурного и личностного развития студентов как субъектов образовательного процесса. Выделены этапы формирования лидерских качеств студентов в процессе обучения в высших учебных заведениях. Отмечена необходимость взаимосвязи подготовки студентов к непосредственной практической деятельности в сфере управления и ориентации на самосовершенствование личности. Определено значение и возможности привлечения студентов к учебной и внеучебной деятельности, интерактивных форм и методов обучения, показана роль преподавателя как наставника для формирования и развития лидерских качеств студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда высшего учебного заведения как основа развития лидерских качеств студентов»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ Карманенко В.В.

Карманенко Василий Васильевич - старший преподаватель, кафедра педагогики и общественных наук, Высшее учебное заведение Укоопсоюза Полтавский университет экономики и торговли,

г. Полтава, Украина

Аннотация: в статье рассмотрена проблема формирования и функционирования образовательной среды высших учебных заведений как основа развития лидерских качеств студентов. Описаны структурные компоненты образовательной среды вузов, их возможностей для обеспечения общекультурного и личностного развития студентов как субъектов образовательного процесса. Выделены этапы формирования лидерских качеств студентов в процессе обучения в высших учебных заведениях. Отмечена необходимость взаимосвязи подготовки студентов к непосредственной практической деятельности в сфере управления и ориентации на самосовершенствование личности. Определено значение и возможности привлечения студентов к учебной и внеучебной деятельности, интерактивных форм и методов обучения, показана роль преподавателя как наставника для формирования и развития лидерских качеств студентов.

Ключевые слова: образовательная среда высшего учебного заведения, лидерские качества студентов, управление, преподаватель высшего учебного заведения, интерактивные формы и методы обучения.

Сейчас перед будущими специалистами стоит задача организации профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся и усложняются условиях. Это требует от них постоянного доказательства жизнеспособности своих профессиональных знаний и умений. Персонально -ориентированный характер обучения в вузах направлен на признание уникальности личности каждого студента, развитие его потенциальных возможностей и индивидуальных качеств. Механизмы работы со студентами в вузе, взаимодействие учебного и вне учебных процессов образовательной среды обеспечивают подготовку инициативных, самостоятельных, ответственных специалистов, которые способны к эффективной управленческой деятельности в качественно иных условиях общественного развития. Ресурсы образовательной среды должны стать базой для повышения качества образования, источником всестороннего развития личности современного студента. Потенциальные возможности высшего образования способны ориентировать студентов на формирование различных форм лидерского опыта, которые станут основой его личностной и профессиональной жизнедеятельности в будущем. Полученный в процессе обучения в вузе лидерский опыт объективно способствует «выживанию» и более простой адаптации к изменяющейся социально-экономических ситуации.

Создание условий для развития лидерских качеств студентов в вузе стали предметом исследования М.В. Братко [1], А.В. Зориной [5], О.О. Савельевой [2]. Проблемы внедрения инновационных форм и методов обучения в образовательный процесс высшей школы, их влияние на развитие профессиональных и личностных качеств будущих специалистов исследовали И.М. Богданова [3] и Ю.В. Быстрова [4]. Система обучения лидеров в студенческой среде раскрыта в научных трудах Л.П. Казанцевой [6] и Н.В. Кубарьков [7]. В то же время существует необходимость комплексного исследования структурных компонентов образовательной среды вузов как базы для развития лидерских качеств студентов.

Цель данной статьи - проанализировать значение и возможности структурных компонентов образовательной среды университетов для развития лидерских качеств студентов.

Образовательная среда вуза - это многопредметная и много субъектная система, которая целенаправленно воздействует на профессионально-личностное развитие будущего специалиста, обеспечивает его готовность к профессиональной деятельности, успешного выполнения социальных ролей и самореализации в процессе жизнедеятельности. М.В. Братко утверждает, что она по своей природе является комплексом условий, возможностей и ресурсов (материальных, технологических, организационных, личностных) для получения высшего образования в учреждении, которое обеспечивает возможности общекультурного и личностного развития субъектов образовательного процесса [1, с. 12].

В структуре образовательной среды высших учебных заведений О.О. Савельева выделяет ряд структурных компонентов: личностный (субъекты образовательного процесса и взаимоотношения между ними), аксиологически-смысловой (миссия, стратегия, образ, ценности, традиции, символы, корпоративная культура), информационно-содержательный (основные и вспомогательные образовательные программы; внеаудиторные, социальные проекты; нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность и взаимодействие субъектов образовательного процесса), организационно-деятельностный (формы, методы, средства, технологии, стиль взаимодействия субъектов образовательного процесса, способы коммуникации, управленческие структуры и механизмы), пространственно -предметный (материально-техническая инфраструктура, аудиторный фонд, компьютерный парк, библиотечные ресурсы, бытовые условия, дизайн и оборудование помещений) [2, с. 83]. Образовательная среда вуза является детерминантом развития, становления личности в период получения им профессионального образования. Качественной можно считать ту образовательную среду, которая способна обеспечивать всем субъектам образовательного процесса возможности для удовлетворения их образовательных потребностей и саморазвития.

Комплексная система формирования лидерских качеств у студентов должна состоять из двух самостоятельных, но тесно взаимосвязанных этапов. Первый этап направлен на выявление студентов, уже владеющих лидерскими качествами. Он необходим, несмотря на то, что в студенческой среде традиционно естественным путем выделяются социально-активные студенты, которым свойственно заинтересованное отношение к окружающему миру, желание влиять на процессы, стремление к позициям лидера. Потребность в выявлении лидеров обусловлена тем, что многие студенты начальных курсов не чувствуют своего лидерского потенциала или не видят форм его воплощения.

Кроме того, наличие в коллективе потенциальных лидеров, которые не имеют возможности для самореализации, часто побуждает их «искать себя» в других сферах, превращаясь при этом в «анти-лидеров». Потенциальный студент-лидер, как правило, стремится реализовать свой лидерский потенциал и от педагогического коллектива в значительной степени зависит, будет ли этот потенциал направлен в нужное русло.

Реализация этапа выявления студентов с лидерскими качествами должна начинаться с первых дней обучения, проводиться преимущественно на уровне академических групп и осуществляться, по мнению А.В. Зориной, педагогами-кураторами. Сначала определенное задание воплощается через адаптацию студентов к условиям обучения в высшей школе, а также формирование положительного психологического климата в студенческой группе. Крайне важно с первых дней обучения студентов привлечь к разнообразной деятельности (спортивной, творческой, организационной, познавательной и т.д.), разнообразить возможности выявления лидерского потенциала у каждого из них [3, с. 42].

Целенаправленное формирование актива студенческой группы способствует определению лидеров, поэтому кураторам необходимо участвовать в выборе официального актива группы первокурсников. Следует ориентировать первокурсников при выборе кандидатур на официальные должности в группе на оценку, прежде всего, морально-деловых качеств. Практика, показывает, что «звезды» первых дней функционирования студенческой группы в дальнейшем могут потерять лидерские позиции.

Важная роль в процессе выявления лидеров отводится тестированию. Ряд исследований для оценки лидерских качеств личности предлагает использовать в тестах вопросы, касающиеся основных сфер жизнедеятельности студенческой группы - учебной, научной, эмоционально-личностной, организации досуга и быта. Тесты, используемые для выявления лидеров, должны быть комплексными, ориентированными на раскрытие мотивации и направленности студентов, их склонностей и интересов, коммуникативных, организаторских способностей, опыта участия в общественной деятельности.

А.В. Зорина определила комплекс направлений, обеспечивающих выявление студентов-лидеров на ранних этапах профессионального обучения. Одним из них является организация и проведение конкурсных творческих мероприятий, способствующих привлечению студентов к совместной деятельности. Они включают обзор студенческой самодеятельности, литературные конкурсы, спортивные соревнования первокурсников и т. п. Участие в подготовке и реализации предложенных мероприятий позволяет студентам эффективно пройти процесс адаптации к среде учебного заведения, активно включиться в систему межличностных отношений, а студентам-лидерам - выявить организационные качества. Параллельно студентами старших курсов, кураторами и преподавателями предоставляется методическая помощь и психологическая поддержка [3, с. 56].

Этот этап выявления лидеров среди студентов является первичным. Второй этап обеспечивает развитие лидерских качеств, формирование навыков организационной деятельности и эффективного межличностного общения. Именно на этом этапе энергию лидерства возможно направить на достижение важных для студентов, факультета, учебного заведения целей. В то же время задачи обучения лидеров, реализуемых в их проектно-ориентированной активности, призваны оказывать влияние на более широкую молодежную среду.

Система обучения лидеров в студенческой среде должен охватывать, с одной стороны, подготовку к непосредственной практической деятельности в сфере управления, что связано с развитием аналитических, коммуникативных, организаторских способностей. С другой стороны, необходима ориентация на самосовершенствование личности, воспитание способности к самоорганизации, самодисциплины, самоанализа, самооценки результатов деятельности. Эта составляющая реализуется через организацию школы лидерского актива, деловых игр и мероприятий других форм, которые организуются администрацией учебного заведения, кураторами, преподавателями. Формы проведения мероприятий школы лидерского актива могут быть разнообразными, в частности: собрание актива, выезд

факультетского (университетского) актива для проведения различных тренингов, лагерей-семинаров для лидеров и тому подобное.

Как отмечает Л. Казанцева, действенной формой развития лидерских качеств студентов является кураторский деятельность студентов старших курсов отношении студентов младших курсов. Одновременно с практическим функционированием как лидера, что актуально для студентов-старшекурсников, этот вид деятельности решает важную задачу адаптации студентов-первокурсников к условиям среды высшего учебного заведения [4]. Значительный потенциал в практической лидерской деятельности имеет студенческое самоуправление, поскольку ему отводится важное место в реализации всех направлений воспитательной деятельности. Его необходимо рассматривать не только как инициативную деятельность самих студентов, направленную на решение важных вопросов в различных сферах студенческой жизни, но и как важную форму воспитательной работы в высшем учебном заведении.

В формировании лидерских качеств студентов важную роль играет преподаватель, ведь он является лидером не только на занятии, но ив жизни студента. Задача преподавателя - настроить студента на выбор модели поведения, стимулировать его деятельность, оказать помощь в корректировке недостатков.

Н.В. Кубарькова утверждает, что для эффективности реализации решений преподавателя целесообразно использовать стиль руководства, основанный на уважении и доверии, который раскрывает перспективы сотрудничества и предполагает понимание индивидуальности каждого. Этот стиль эффективен, когда преподаватель уверен в собственных силах, ему удается заинтересовать студентов своим предметом, а выполняемые совместно учебные задачи требуют совместной активности и творческого подхода [5].

Процесс формирования лидерских качеств студентов в системе высшего образования должен строиться как система педагогических ситуаций, направленных на развитие у них способности самостоятельно усваивать новый опыт, анализировать собственную деятельность, принимать решения, приближенные к реальной профессиональной деятельности. В структуру ситуации вводится специально организованная рефлексивная деятельность, в результате которой происходит изменение доминирующих ценностей и стратегий профессионального поведения студентов. Организация подобных ситуаций требует от педагога владения не только теоретическими знаниями, но и практическими образцами эффективного профессионального поведения, рефлексией, освоение ролей эксперта, «тренера», консультанта, высокую личностно-профессиональную готовность к активному взаимодействию. И.М. Богданова убеждена, что в учебной деятельности формирование лидерских качеств происходит при внедрении нестандартных, инновационных, творческих методов обучения, среди особенностей которых можно выделить: субъектный характер взаимоотношений между студентами и преподавателем на основанных на сотрудничестве; диалогический, проблемный стиль преподавания; использование преимущественно групповых форм и проблемно-поисковых, исследовательских методов организации образовательного процесса; создание ситуации успеха в обучении, обеспечение психологического комфорта; реализация принципа селективности в обучении [6, с. 65].

Эти особенности создают предпосылки для формирования творческого, аналитического мышления, мотивируют к самореализации, самосовершенствованию, развития личностного потенциала студентов, формированию их собственной позиции и умение обосновывать и отстаивать собственное мнение, в дальнейшем может стать основой для развития лидерских качеств. По мнению Ю.В. Быстровой, внедрение форм и методов, в основе которых лежит интерактивная модель обучения, например, тренингов, метода проектов, игрового метода, обеспечивает развитие умений работы в группе, коллективного взаимодействия, ответственности за ее результат, управление

обсуждением, самостоятельности в принятии решения и тому подобное. Они обеспечивают активность учебной деятельности студентов, закладывают основу для дальнейшего осмысления и обогащения профессиональных знаний, применение накопленного опыта на практике [7, с. 30].

Таким образом, любой ресурс образовательной среды вуза позволяет рассматривать в качестве «фактора влияния» на формирование лидерских качеств студентов. Формирование лидерских качеств студентов происходит путем их активного привлечения к учебной и внеаудиторной деятельности для выполнения групповых задач, требующих от студентов проявления лидерских качеств, использование в учебном процессе интерактивных форм и методов изучения материала с элементами состязательности. Несомненно, важную роль в этом процессе отыгрывает и личность преподавателя как авторитетного наставника, который мотивирует студентов на достижения цели и стимулирует их тягу к успеху. Только сочетание личности преподавателя, который обладает весомым авторитетом в студенческой среде благодаря обширным знаниям, умениям и навыкам преподавательской работы с использованием инновационных методов обучения в современных условиях, дает возможность воспитания и обучения студентов на высоком уровне как профессиональных дисциплин, так и формирование у них лидерских качеств.

Перспектива дальнейших научных исследований может быть связана с исследованием особенностей влияния и обеспечения функционирования отдельных интерактивных форм и методов учебного процесса в учреждении высшего образования по формированию лидерских качеств у студентов.

Список литературы

1. Братко М.В. Освггне середовище вищого навчального закладу: функцюнальний аспект // Педагопчний процес: теорiя i практика, 2015. Вип. 1-2. С. 11-18.

2. Савельева О.О. Оцшка лвдерського потенщалу студенпв як майбутшх управлшщв // Вюник Хмельницького нацюнального ушверситету. Серiя: Економiчнi науки, 2010. № 4. С. 81-84.

3. Зорина А.В. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов вуза: автореф. дис. на соиск. научн. звания канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». Нижний Новгород, 2009. 20 с.

4. Казанцева Л.С. Лидерские качества студентов медицинского вуза как объект исследования [Электронный ресурс] // Материалы III Студенческой международной заочной конференции «Молодежный научный форум: гуманитарные науки». Режим доступа: http://www.nauchforum.ru/ru/node/658/ (дата обращения: 04.12.2018).

5. Кубарькова Н.В. Лидерские качества педагога: сущность и структура. [Электронный ресурс] // The Emissia.Offline Letters. Электронное научное издание, 2012. Режим доступа: http://www.emissia.org/ofiline/2012/1772/ (дата обращения: 04.12.2018).

6. Богданова 1.М. Педагопчш шновацп в системi тдготовки вчителя: шнець ХХ -початок XXI столитя. Одеса: М.П. Черкасов, 2009. 157 с.

7. Бистрова Ю.В. Шновацшш методи навчання у вищш школi Укра1ни // Право та шновацшне суспшьство, 2015. № 1. С. 27-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.