Научная статья на тему 'Генезис законодательства в области образования в странах постсоветского пространства'

Генезис законодательства в области образования в странах постсоветского пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПЛЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / EDUCATIONAL SPHERE / EDUCATIONAL SYSTEMS / SYSTEMS OF LEGISLATION / EDUCATIONAL LEGISLATION / LEGISLATIVELY FIXED PRINCIPLES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Анатолий Владимирович

В статье рассмотрены вопросы становления законодательной базы в сфере образования республик бывшего Советского Союза. Дан правовой анализ межгосударственных соглашений стран членов СНГ в области образования и соответствующих законодательных актов тех стран, в которых единожды принятый нормативно-правовой акт (Закон об образовании) изменялся на протяжении двух десятилетий в духе протекающих изменений (Украина, Молдова, Азербайджан).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинников Анатолий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis of Educational Legislation in the Countries of Former Soviet Union

The study of legal framework and legal practices in the field of education in former Soviet republics helps to predict scenarios of social development of the state, to identify future geopolitical risks and ways of entry into world educational space. This is especially important for the development and implementation of social policies at border territories of all CIS countries under conditions of interregional cultural cooperation and intensive migration. The subject of my research is becoming of legal framework in the field of education in republics of former Soviet Union. As a basic research method I use legal analysis. I have been using it to study international agreements of CIS countries in the education and appropriate legislation of the countries in which once adopted legal act (Law on Education) was exposed to changes over the past two decades in the spirit of the changes taking place (Ukraine, Moldova, Azerbaijan). In my article, I show that the legislation of CIS countries in education has been and remains predominantly declarative. Moreover, the Education Acts, adopted in 1990s, on the one hand, are generally more democratic than the laws of the 2000s. On the other hand, it was in the 1990s, when lawmakers laid in educational legislation enormous potential of ethno-political and geopolitical conflictness, which is realized in our days. At the same time, my conclusions are: (i) by now in almost every CIS country, formation of legal framework of education assumes accounting both general trends in global educational space development and national traditions of education; (ii) the majority of states overcame the ‘childhood diseases’ of disintegration and formed regulatory provisions of their educational legislation from the positions of their active participation in the global educational space; (iii) active legislative process in education has led to the fact that in a number of CIS countries during the last years have been adopted organic laws in the field of education. These laws have been significantly expanded and acquire the status of national educational codes. Commonwealth states actively use the international educational legislation. Their active participation in creating and amending the model educational legislation of the CIS countries is a testament to the interest in the development of the legal framework of a CIS common educational space.

Текст научной работы на тему «Генезис законодательства в области образования в странах постсоветского пространства»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1

'The Space and Time of Education' 'Raum und Zeit der Bildung'

Образовательная среда

Educational Environment / Bildungsumfeld

УДК (37:349)(470-571:477)

Овчинников А.В.

Генезис законодательства в области образования в странах постсоветского пространства

Статья написана в рамках реализации гранта РГНФ № 14-06-650а.

Овчинников Анатолий Владимирович, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, заместитель директора ФГБУН «Институт стратегии и теории образования Российской академии образования»

E-mail: anatovch@pisem.net

В статье рассмотрены вопросы становления законодательной базы в сфере образования республик бывшего Советского Союза. Дан правовой анализ межгосударственных соглашений стран — членов СНГ в области образования и соответствующих законодательных актов тех стран, в которых единожды принятый нормативно-правовой акт (Закон об образовании) изменялся на протяжении двух десятилетий в духе протекающих изменений (Украина, Молдова, Азербайджан).

Ключевые слова: Содружество Независимых Государств, образовательная сфера, системы образования, системы законодательства, образовательное законодательство, законодательно закрепленные принципы образования.

Крупнейшим геополитическим событием рубежа прошлого и нынешнего столетий стал распад Советского Союза и образование Содружества Независимых Государств. Бывшие союзные республики некогда единого государства, история которых протекала в общем процессе культурно-исторического развития Российской империи — СССР, получили независимость, а, следовательно, и полную возможность организовать развитие своих экономической и социокультурной сфер, создать необходимую каждому государству нормативно-правовую базу.

Закрепляя конституционное устройство своих государств, законодатели чётко ориентировались на создание современного, демократического законодательства, в котором содержались все права и обязанности граждан. Одним из основных прав в этом списке, безусловно, стояло право на образование.

Провозглашено это право было еще в Конституциях союзных республик. Оно реализовывалось через систему союзного и республиканского законодательства. Теперь независимые государства должны были строить собственную нормативно-правовую базу. Это обстоятельство требовало от стран Содружества внимательного подхода и к теоретическим аспектам образовательного права, и их практическому применению в целях создания органических законов, регулировавших общественные отношения в образовательной сфере.

В наши дни интерес к генезису образовательного законодательства в странах СНГ представляется не случайным. Федеральные и региональные органы управления в последнее время проявляют значительный интерес к анализу мирового опыта развития образования и его разумного использования в процессе модернизации отечественного образования.

Изучение законодательной базы и юридической практики в сфере образования в бывших союзных республиках помогает не только выявить существующие для нашей страны геополитические риски, спрогнозировать сценарии социального развития российского государства, но и ответить на вопрос, каковы пути вхождения независимых государств в мировое образовательное пространство. Особенно это важно для выработки и реализации социальной политики российского государства на своих приграничных территориях при организации межрегионального культурного сотрудничества с сопредельными государствами в условиях интенсивной миграции населения.

С самого начала существования новых независимых государств, образованных на территории бывшего СССР, в них стали происходить глубинные изменения в системе образования. При этом заметно усилилась его политизация и идеологизация, что было свойственно и советскому образованию, только в других формах.

В государствах Содружества процесс реализации государственной политики в области образования стал приобретать

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Овчинников А.В. Генезис законодательства в области образования в странах постсоветского пространства

иные, свойственные каждой стране, формы. Это зависело от многих экономических и социальных факторов. В частности, заметно усилилось давление национальных элит, которые вели активную борьбу за влияние в образовательной сфере.

Значимой особенностью этого исторического периода было то обстоятельство, что национальный компонент воспитания и образования, долгое время находившийся под идеологическим надзором коммунистической партии, казалось бы, получил свободу и дал о себе знать на различных уровнях. Прежде всего, на политическом — как условие для деятельности национальных элит различной направленности в реализации своих интересов на арене образования; экономическом — борьбе за лакомый кусок бюджетных средств, выделяемых на развитие образования; организационно -педагогическом — построении независимой системы образования, обеспечение её непрерывного инновационного развития в контексте глобальных перемен.

В странах СНГ эти процессы имели различия, что и предопределило, наряду с национальными традициями, особенности разработки, принятия и реализации образовательного законодательства в конкретном государстве. И сегодня, когда во многих странах Содружества окончательно признали значимость и пользу интеграции усилий в направлении общего гуманитарного развития, представляется совсем небесполезным обратиться к анализу наиболее важных проблем образовательного законодательства государств СНГ минувшего двадцатилетия. Особенно тех норм, которые затрагивают основания, на которых разрабатывались стратегии реформирования общего образования. Ведь за это в целом непродолжительное время был накоплен богатый организационный, политический и правовой опыт развития национальных систем образования. Сегодня его изучение способствует дальнейшему развитию образовательного законодательства на постсоветском пространстве.

Повторим, что к систематическому научному анализу этого опыта существует интерес у работников федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации. Это знание, а главное осознание процессов развития образовательного законодательства в странах СНГ, позволит лицам, принимающим политические и организационно-управленческие решения, лучше понять стратегические и политические задачи развития образования в общем социокультурном развитии сообществ. Кроме того, это позволит наметить оптимальные пути развития межгосударственного сотрудничества в области образования и культуры, учитывая историческое значение не только возникавших на протяжении веков культурно-исторических традиций, но и новые реалии глобализирующегося мира, новый экономический и культурный статус каждого из государств постсоветского пространства.

С первых дней существования Содружества стало понятно, что достичь серьёзных результатов строительстве национальных систем образования возможно только лишь при опоре на новый правовой фундамент. Как точно подметила В.А. Ермоленко, «ставшие самостоятельными государства на постсоветском пространстве стали искать собственные пути развития национальных образовательных систем, различным образом сочетая при этом новые тенденции в развитии образования, связанные, главным образом, с заимствованием западного опыта, и традиции, присущие советской системе образования» [Ермоленко 2014, с. 115].

Одной из основ реформирования любой системы в любое историческое время в большинстве государств выступает нормативно-правовая база. В действующем законодательстве от лица государственной власти прописываются те положения, на которых должны строиться отношения в той или иной сфере. Для начала реформирования национальных систем образования новые независимые государства сосредоточивали свои силы на организации этого начального этапа политико-правового процесса в области образования. Основой создания национальных законодательных актов, определивших пути развития образования, стали общепризнанные документы международного права и принимаемые в то время межгосударственные акты и соглашения. Они составили нормативно-правовую основу наднационального уровня.

1 Автор настоящей статьи полагает, что многие тенденции развития образовательного пространства стран СНГ имеют черты наднационального образования, теоретические аспекты которого разработаны И.А. Тагуновой (см., напр., [Тагунова 2007, 2010]).

На протяжении всего времени существования Содружества постепенно складывалась система наднационального правового поля в области образования, как важнейшей сферы современного гуманитарного пространства. Одной из главных составляющей этого пространства, существенно повлиявшей на формирование ценностно-правовых основ образовательного законодательства новых стран, стали традиции и обычаи образовательной практики, сложившейся в союзных республиках, когда все структуры, отвечающие за развитие образования, еще привыкли воспринимать указания общего центра. Анализируя данную ситуацию на примере пограничных районов Российской Федерации и стран Содружества, В.А. Мясников выделяет ряд важных тенденций:

«Во-первых, это — тенденция расширения сферы образования — создание определённой плотности "образованности". Во-вторых, чётко выделяется тенденция выработки определённых принципов построения образования, подтягивания его (при сословной, имущественной, национальной и иной дифференциации) на единый уровень — через учебные планы, программы, учебники. В третьих — тенденция приобщения национальных меньшинств к образованию, несмотря на имперский характер отношения к инородцам» [Мясников 2014, c. 143].

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Овчинников А.В. Генезис законодательства в области образования в странах постсоветского пространства

Модификационный потенциал этих традиций и ценностей способствовал развитию национального колорита в процессе интеграции национальных систем образования в мировое образовательное пространство. Он не должен был разъединять субъектов международного права по политическим, религиозным и иным особенностям, акцентируя внимание на общих чертах развития образовательных систем на постсоветском пространстве (подробнее см.: [Иванова 2014]).

Отметим, что эта важная социокультурная задача в целом была успешно решена в первые годы развития Содружества. На основе договорённостей между государствами были приняты важные международные законодательные акты. Прежде всего, это Ташкентское Соглашение о сотрудничестве в области образования 1992 г., Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 г. и последовавшее за ним 29 ноября 2001 г. Решение Совета глав правительств СНГ о реализации данного Соглашения [Соглашение о сотрудничестве в области образования... 1992; Соглашение о сотрудничестве по формированию... 1997; Решение... 2001].

Таким образом, в генезисе образовательного законодательства постсоветских государств одновременно протекают две тенденции: первая — унификация законодательства в соответствии с мировыми стандартами, которая позволила выстраивать национальные системы образования на основе позитивного мирового опыта; и вторая — разумный учёт имеющихся национальных традиций обучения и воспитания школьников.

Необходимо обратить внимание на то важное обстоятельство, что с самого начала формирования образовательного пространства стран Содружества началось активное создание национального законодательства в области образования. Динамика этого процесса сразу заинтересовала учёных-педагогов и стала предметом их научно-теоретических разработок (см., напр.: [Законодательная и нормативно-правовая база развития образования... 1993]). Принятые нормативно-правовые акты стали точкой отсчета развития национальных образованных систем, а также развития межгосударственного сотрудничества в этой сфере.

Важную роль в формировании образовательного законодательства стран Содружества сыграл Закон об образовании Российской Федерации 1992 г. [Закон Российской Федерации... 1992], особенно его общие основы, в которых были законодательно оформлены основные тенденции развития образовательной политики новой России. Как это нередко встречалось в истории, разработанный закон стал образцом для создания подобных образовательных законов в других странах СНГ.

В частности, большое значение имело перечисление принципов организации нового демократического законодательства, декларация о приоритетности образовательной сферы. Важной составляющей Закона стало наличие отдельных норм, регулировавших международное сотрудничество в области образования, что свидетельствовало о решительной позиции Российской Федерации активно развивать эту деятельность, выступать равноправным партнёром международного сотрудничества в образовательной сфере. Особое значение имело положение о праве образовательных учреждений осуществлять прямое международное сотрудничество в области образования, включая внешнеэкономическую деятельность, включая наличие валютного счёта. Для начала 90-х гг. прошлого века это было весьма прогрессивным явлением.

Говоря о дне сегодняшнем, невозможно оставить без внимания события, происходящие на Украине, которые со всей полнотой показывают, к чему могут привести политические просчёты, какие тяжелейшие социальные последствия могут принести принятые когда-то второпях непродуманные политические решения. Эти же события наглядно показали плачевные последствия националистического политиканства, манипулятивного воздействия на население, результатом которого может стать не только забвение прошлого, но и грубое его попрание. А ведь начиналось все с попыток переписать школьные учебники на новый лад, усилить национальный компонент в воспитании и развитии будущего жителя свободной и демократической Украины, освобождённой от общего советского тоталитарного прошлого [Janmaat 2002; Ko-shmanova 2006; Kuzio 2006; Токаренко, Суржик 2014].

Принятое в первые годы независимости этой страны школьное законодательство, содержало, казалось бы, безобидные нормы-декларации, провозглашавшие образование в качестве основы интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития. Задачей законодательства Украины об образовании в ст. 2 Закона называлось «...регулирование общественных отношений в области обучения, воспитания, профессиональной, научной, общекультурной подготовки граждан Украины» [Образовательное законодательство... 2003, с. 410].

Принципы образования, закреплённые в законе 1996 г. [Верховна Рада УРСР...], в целом соответствовали общедемократическим положениям о развитии образования в современном мире. В законе провозглашалась доступность всех форм образования, гарантированных государством, равенство каждого человека в реализации своих способностей, таланта, всестороннего развития; гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей.

Обращает внимание декларативная норма об органической связи образования с мировой и национальной историей, культурой, традициями. При этом на первом месте стояло слово мировой. Провозглашались научный и светский характер образования, интеграция образования с наукой и производством, связи с образованием других стран; гибкость, про-гностичность, единство и преемственность системы образования, его непрерывность и разнообразие, а также сочетание государственного управления и общественного самоуправления.

Таким образом, в украинском образовательном законодательстве был провозглашён широкий спектр принципов, реа-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Овчинников А.В. Генезис законодательства в области образования в странах постсоветского пространства

лизация которых предоставляла стране возможность строить современную, организованную с учётом международного опыта, систему школьного образования.

Однако история преподнесла горький, но поучительный урок. Она вновь показала, что какие бы прогрессивные нормы и цели ни ставило бы национальное законодательство страны, они могут не достичь результата или даже дать отрицательный эффект, если власть оставляет их только на уровне деклараций, а общество не всегда обращается к ним.

Интересный опыт развития образовательного законодательства преподносит Азербайджан. Рассматривая его, В.А. Мясников и Г.Ю. Нечаева отмечали:

«Важнейшая цель реформы — обеспечение приоритета интересов личности, гуманизация образования. Стратегия в области образования направлена на то, чтобы средствами образования способствовать решению общесоциальных задач, прежде всего по укреплению и развитию демократии, становлению национального самосознания, уменьшению социальной напряжённости в обществе, развитию потенциала экономики республики в новых условиях» [Мясников, Нечаева 2006, с. 24].

В цитируемом издании было заложено новое перспективное направление сравнительно-педагогических исследований — педагогический анализ образовательного законодательства стран Содружества.

С момента издания этого труда прошло уже немало времени. В ряде стран за это время были приняты новые законодательные акты. Многие из них существенно расширили пространство правового регулирования системы образования. В них более детально, более технологично с законотворческой точки зрения, прописаны основные положения организации системы образования в постсоветских государствах.

Например, 19 июля 2009 г. был принят новый Закон Азербайджанской Республики «Об образовании», который действует в настоящее время [Закон Азербайджанской Республики... 2009]. Он состоит из 47 статей. Статья 3 закона закрепляет основные принципы образования в республике: гуманизм, равенство, качество, эффективность, преемственность, либерализация, интеграция. Следует обратить внимание, что в этом перечне отсутствует термин гуманитаризация образования, под которым в законе 1992 года подразумевалось, что «Образовательная система Азербайджанской республики зиждется на национальной почве, общечеловеческих ценностях, носит демократический характер» [Образовательное законодательство... 2003, с. 124]. Важно отметить, что в качестве единого принципа образования выступает совокупность непрерывности, единства и постоянства. О серьезной аналитической работе, проведенной в процессе подготовки и издания этого нормативного акта, свидетельствует тот факт, что статья 1, перечисляющая основные понятия, используемые в нормативном акте, насчитывает 53 позиции (в законе 1992 г. глоссарий отсутствовал). Остановимся на главных из них. Под образованием понимается «процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и его результат. При этом отметим, что большинство понятий относятся к системе послешкольного образования. В ст. 19 дана 21 позиция, раскрывающая систему общего образования, которое «обеспечивает изучение обучающимися общих научных основ, усвоение ими необходимых знаний, умений и навыков, подготовку их к жизнедеятельности и трудовой деятельности». Закреплена трёхступенчатость общего образования: начальное, общее и полное. Провозглашено, что общее среднее образование является обязательным и бесплатным. Оно «обеспечивает реализацию талантов и способностей обучающихся, их подготовку к самостоятельной жизни и выбору профессии, формирование у них активной гражданской позиции, чувства уважения к национальным и общечеловеческим ценностям, правам и свободам человека и толерантности, свободное пользование ими современными информационно-коммуникационными технологиями и другими техническими средствами, усвоении ими основ экономических знаний, умение общаться на одном или нескольких иностранных языках и т.д.» [Закон Азербайджанской Республики... 2009].

Отдельной нормой в законе прописаны основные принципы организации научно-педагогических исследований, которые названы «Научные изыскания в системе образования» (ст. 25). Субъектами, осуществляющими эту деятельность, являются научно-исследовательские структуры, которые действуют в подчинении органов управления образованием и учебных заведениях. Законодательно закреплено деление исследований на прикладные и фундаментальные. Закон определил источники финансирования исследований и основные проблемы, по которым они проводятся: «история образования, усовершенствование организации образования и управления им, построение учебного процесса с использованием современных методов, а также применение новых технологий обучения и педагогических инноваций по другим направлениям».

Анализируя эту норму права, следует подчеркнуть сбалансированность того, что принято называть традициями и новациями образовательной сферы.

В контексте изучения становления законодательной базы в сфере образования республик бывшего Советского Союза важным источником становятся законодательные акты тех стран, в которых правотворчество носило эволюционный характер, т.е. на протяжении двух десятилетий в духе протекающих изменений изменялся единожды принятый нормативно-правовой акт. В качестве примера здесь можно указать на Республику Молдова, в которой Закон об образовании был принят 21 июля 1995 г. [LPA547/1995...], а последние изменения внесены 18 июля 2014 г. [HCEC152/2014...]. Анализ последней редакции Закона наглядно показывает особенности национального понимания основополагающих идей демократической системы образования и воспитания.

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Овчинников А.В. Генезис законодательства в области образования в странах постсоветского пространства

Обращает внимание то обстоятельство, что в череде принципов образования не последнее место занимает духовно-нравственное воспитание, которое, согласно ст. 4 п. 4. Закона, является обязательным предметом в системе государственного начального образования, а в системе среднего, среднего специального и высшего образования — предметом факультативным. Важно также отметить, что всё методическое обеспечение преподавания этого предмета отнесено к компетенции Министерства просвещения.

Представляется правомерной такая позиция законодателя, который специальной правовой нормой закрепил порядок общественных отношений по актуальной и политически острой проблеме, очертив правила взаимоотношений субъектов образовательного процесса в решении вопросов духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи страны.

Следует обратить внимание на статью 5 закона, провозглашающую задачи образования. Здесь обозначается главная воспитательная задача школы, которая «заключается в свободном, гармоничном развитии человека и формировании творческой личности, способной адаптироваться к меняющимся условиям жизни».

Заинтересованный читатель, несомненно, обратит внимание на эту статью с той точки зрения, что в её второй части излагаются цели образования. Возникает вопрос, почему цели образования не отделены от задач, а как бы разбивают их?

Проанализировав основные, преимущественно декларативные нормы образовательного законодательства ряда государств — участников СНГ обратим внимание на следующие моменты.

Во-первых, за прошедшие два десятилетия странами Содружества подписан ряд международных соглашений, которые создали условия для развития международной нормативно-правовой базы в области образования стран СНГ.

Во-вторых, практически в каждой из стран сформировалась нормативно-правовая база образования, учитывающая как общие тенденции развития мирового образовательного пространства, так и традиции образования, существующие в каждом государстве.

В-третьих, большинство государств преодолело детскую болезнь дезинтеграции и сформировало нормативные положения своего образовательного законодательства с позиции активного участника мирового образовательного пространства.

В-четвёртых, в странах Содружества протекает активный законотворческий процесс в области образования. В принятые в середине 90-х гг. прошлого столетия законодательные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. В ряде государств на протяжении последних лет были приняты органические законы в области образования, которые существенно расширены и приобретают статус национальных образовательных кодексов. При этом государства Содружества активно используют международное образовательное законодательство. А их активное участие в создании и внесении изменений в модельное образовательное законодательство стран СНГ является свидетельством заинтересованности в развитии правового поля общего образовательного пространства Содружества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соглашение о сотрудничестве в области образования. Ташкент 15 мая 1992 года [Электронный ресурс]

/ / Министерство образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/ information/legal/law/ inter/1992/.

2. Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содру-

жества Независимых Государств от 17 января 1997 г. [Электронный ресурс] / / ФГБНУ «Главный государственный экспертный центр оценки образования» Режим доступа: http://nic.gov.ru/ru/docs/ foreign/ collaboration/ agreemenet_cooperation_1997.

3. Решение Совета глав правительств СНГ «О Межгосударственной программе реализации Концепции

формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств» (Принято в г. Москве 29.11.2001) [Электронный ресурс] / / Сейчас.ру. Бизнес и власть. Режим доступа: http://www.lawmix.ru/abrolaw/7398

4. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» [Электронный ресурс] / / Ми-

нистерство образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/ information / legal / law /fz/3266-1/.

5. Закон Азербайджанской Республики «Об образовании». 19 июня 2009 [Электронный ресурс] / / Министер-

ство образования Азербайджанской Республики. Режим доступа: http://www.edu.gov.az/view.php? lang=ru&menu=72&id=4297.

6. Верховна Рада УРСР. Закон Украши вщ 23.05.1991 № 1060-XII «Про освгту» (Вщомост1 Верховно!' Ради УРСР

(ВВР), 1991, № 34, ст. 451; В редакцл Закону № 100/96-ВР вщ 23.03.96, ВВР, 1996, № 21, ст. 84). Документ 1060-12, чинний, поточна редакщя. Редакщя вщ 01.01.2015, пщстава 76-19 [Электронный ресурс] / / Верховна Рада Украши. Режим доступа: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/1060-12.

7. LPA547/1995. Внутренний номер: 31168. Республика Молдова. Парламент. Закон Nr. 547 от 21.07.1995. Об

образовании. Опубликован: 09.11.1995 в Monitorul Oficial Nr. 62 — 63. Статья № 692. Дата вступления

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Овчинников А.В. Генезис законодательства в области образования в странах постсоветского пространства

в силу: 09.11.1995 // Al Actelor Juridice al Republicii Moldova. Registrul de Stat. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.justice.md/index.php?action=view&view=doc&lang=2&id=311684.

8. HCEC152/2014. Внутренний номер: 355156. Республика Молдова. Парламент. Кодекс Nr. 152 от 17.07.2014

об образовании. Опубликован: 24.10.2014 в Monitorul Oficial Nr. 319—324. Статья № 634. Дата вступления в силу: 23.11.2014 // Al Actelor Juridice al Republicii Moldova. Registrul de Stat. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.justice.md/ru/355156/

9. Ермоленко В.А. Предпосылки и условия сближения образовательных систем стран постсоветского про-

странства в современных реалиях / / Пространство и Время. 2014. № 3(17). С. 115 — 120.

10. Законодательная и нормативно-правовая база развития образования в странах ближнего зарубежья.

Аналитический доклад / Под ред. Е.И. Тороховой, В.А. Мясникова, М.И. Мухина. М.: ИТПиМИО РАО, 1993.

11. Иванова С.В. Об общих чертах образовательных систем стран на постсоветском пространстве // Отече-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственная и зарубежная педагогика. 2014. № 5. С. 5— 9.

12. Мясников В.А. Истоки развития образовательных тенденций на пространстве постсоветских государств

// Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития: Сб. трудов Международной. научно-теоретической конф.: В 2 т. Т. 2. М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2014. С. 140 — 148.

13. Мясников В.А., Нечаева Г.Ю. Законодательные и нормативно-правовые основы развития образования в

странах СНГ (Азербайджан, республика Армения, республика Беларусь, Туркменистан) // Право и образование. 2006. № 5. С. 22—30.

14. Образовательное законодательство государств — участников СНГ и стран Балтии / Сост.: Ю.А. Кудряв-

цев, И.Ю. Егорова, О.Л. Ворожейкина, В.Ф. Пугач, Л.Н. Тарасюк; под ред. В.М. Сырых. М.: Готика, 2003. Т. 2.

15. Тагунова И.А. Процессы развития наднационального пространства в контексте формирования мирового

образовательного пространства // Вестник Университета Российской академии образования. 2007. № 1. С. 31—39.

16. Тагунова И.А. Наднациональное образование — новая особенность развития образования в мире //

Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2010. № 3. С. 165 — 171.

17. Токаренко А.В., Суржик Д.В. В смертельном пике информационной войны // Пространство и Время.

2014. № 3(17). С. 34 — 44.

18. Alekseev V.G. "Ukraine: The Battle in the Field of Education." Russian Education & Society 42.10 (2000): 69—89.

19. Danilenko G.M. "Implementation of International Law in CIS States: Theory and Practice." European Journal of In-

ternational Law 10.1 (1999): 51 — 69.

20. Heyneman S.P. "Educational Choice in Eastern Europe and the Former Soviet Union: A Review Essay." Education

Economics 5.3 (1997): 333—339.

21. Imber M., Van Geel T., Blokhuis J.C., Feldman J. Education Law. London: Routledge, 2013.

22. Janmaat G. "Identity Construction and Education: The History of Ukraine in Soviet and Post-Soviet School-

books." Dilemmas of State-Led Nation Building in Ukraine. Eds. T. Kuzio, and P. D'Anieri. Westport, CT: Praeger. 2002. pp. 171 — 190.

23. Koshmanova T. "National Identity and Cultural Coherence in Educational Reform for Democratic Citizenship:

The Case of Ukraine." Education, Citizenship and Social Justice 1.1 (2006): 105 — 118.

24. Kuzio T. "National Identity and History Writing in Ukraine." Nationalities Papers 34.4 (2006): 407—427.

25. Oosthuizen I.J., Botha P. Aspects of Education Law. Pretoria: Van Schaik, 2009.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Овчинников, А. В. Генезис законодательства в области образования в странах постсоветского пространства [Электронный ресурс] / А.В. Овчинников // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 8. — Вып. 1: Пространство и время образования — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.41

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1

'The Space and Time of Education' 'Raum und Zeit der Bildung'

Овчинников А.В. Генезис законодательства в области образования в странах постсоветского пространства

GENESIS OF EDUCATIONAL LEGISLATION IN THE COUNTRIES OF FORMER SOVIET UNION

Anatoly V. Ovchinnikov, D.Ed., Ph.D. (History), LL.M., Deputy Director of the Institute for Strategy and Theory of Education of the Russian Academy of Education

E-mail: anatovch@pisem.net

The study of legal framework and legal practices in the field of education in former Soviet republics helps to predict scenarios of social development of the state, to identify future geopolitical risks and ways of entry into world educational space. This is especially important for the development and implementation of social policies at border territories of all CIS countries under conditions of interregional cultural cooperation and intensive migration.

The subject of my research is becoming of legal framework in the field of education in republics of former Soviet Union. As a basic research method I use legal analysis. I have been using it to study international agreements of CIS countries in the education and appropriate legislation of the countries in which once adopted legal act (Law on Education) was exposed to changes over the past two decades in the spirit of the changes taking place (Ukraine, Moldova, Azerbaijan). In my article, I show that the legislation of CIS countries in education has been and remains predominantly declarative. Moreover, the Education Acts, adopted in 1990s, on the one hand, are generally more democratic than the laws of the 2000s. On the other hand, it was in the 1990s, when lawmakers laid in educational legislation enormous potential of ethno-political and geopolitical con-flictness, which is realized in our days.

At the same time, my conclusions are:

(i) by now in almost every CIS country, formation of legal framework of education assumes accounting both general trends in global educational space development and national traditions of education;

(ii) the majority of states overcame the 'childhood diseases' of disintegration and formed regulatory provisions of their educational legislation from the positions of their active participation in the global educational space;

(iii) active legislative process in education has led to the fact that in a number of CIS countries during the last years have been adopted organic laws in the field of education. These laws have been significantly expanded and acquire the status of national educational codes. Commonwealth states actively use the international educational legislation. Their active participation in creating and amending the model educational legislation of the CIS countries is a testament to the interest in the development of the legal framework of a CIS common educational space.

Keywords: Commonwealth of Independent States, educational sphere, educational systems, systems of legislation, educational legislation, legislatively fixed principles of education.

References:

1. "Agreement on Cooperation in Education (15 May 1992, Tashkent)." Official Website of Ministry of Education and

Science of Russian Federation. Ministry of Education and Science of Russian Federation, n.d. Web. <http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/1992/>. (In Russian).

2. "Agreement on Cooperation on the Formation of Unified (General) Educational Space of the Commonwealth of

Independent States, 17 Jan. 1997." Chief State Expert Center for Education Evaluation. Chief State Expert Center for Education Evaluation, n.d. Web. <http://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration/agreemenet _cooperation_1997>. (In Russian).

3. Alekseev V.G. "Ukraine: The Battle in the Field of Education." Russian Education & Society 42.10 (2000): 69—89.

4. Danilenko G.M. "Implementation of International Law in CIS States: Theory and Practice." European Journal of In-

ternational Law 10.1 (1999): 51 — 69.

5. "Decision of the Council of Heads of Government of the CIS "On the Interstate the Program of Implementation of

the Concept of Formation of United (General) Educational Space of the Commonwealth of Independent States" (Adopted in Moscow, 29 Nov. 2001)." Seychas.ru. Business and Government. N.p., n.d. Web. <http://www.lawmix.ru/abrolaw/7398>. (In Russian).

6. Ermolenko V.A. "Prerequisites and Conditions for Educational Systems Rapprochement in Countries of Post-Soviet

Space in Contemporary Realities." Prostranstvo i Vremya [Space and Time] 3(17) (2014): 115—120. (In Russian).

7. "HCEC152/2014. Internal no. 355156. Republic of Moldova. Parliament. Code no. 152, 17 July 2014. On Educa-

tion. Published 24 Oct. 2014 in Official Monitor no. 319-324, article 634. Entry into Force 23 Nov. 2014." State Register of Legal Acts of Republic of Moldova. Ministry of Justice of Republic of Moldova, n.d. Web. <http://lex.justice.md/ru/355156/>. (In Russian).

8. Heyneman S.P. "Educational Choice in Eastern Europe and the Former Soviet Union: A Review Essay." Education

Economics 5.3 (1997): 333—339.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Овчинников А.В. Генезис законодательства в области образования в странах постсоветского пространства

9. Imber M., Van Geel T., Blokhuis J.C., Feldman J. Education Law. London: Routledge, 2013.

10. Ivanova S.V. "On the General Educational Systems of the Former Soviet Union." Domestic and Foreign Pedagogics 5

(2014): 5-9. (In Russian).

11. Janmaat G. "Identity Construction and Education: The History of Ukraine in Soviet and Post-Soviet School-

books." Dilemmas of State-Led Nation Building in Ukraine. Eds. T. Kuzio, and P. D'Anieri. Westport, CT: Praeger. 2002, pp. 171-190.

12. Koshmanova T. "National Identity and Cultural Coherence in Educational Reform for Democratic Citizenship:

The Case of Ukraine." Education, Citizenship and Social Justice 1.1 (2006): 105 — 118.

13. Kudryavtsev Yu.A., Egorova I.Yu., Vorozheykina O.L., Pugach V.F., Tarasyuk L.N. Educational Legislation of CIS

States and Baltic Countries. Ed. V.M. Syrykh. Moscow: Gothic Publisher, 2003, volume 2. (In Russian).

14. Kuzio T. "National Identity and History Writing in Ukraine." Nationalities Papers 34.4 (2006): 407—427.

15. "Law of Azerbaijan Republic "On Education", 19 June 2009." Official Website of Ministry of Education of Azerbaijan Re-

public. Ministry of Education of Azerbaijan Republic, n.d. Web. <http://www.edu.gov.az/view.php?lang= ru&menu=72&id=4297>. (In Russian).

16. "Law of the Russian Federation dated 10 July 1992, no. 3266-1 "On Education"." Official Website of Ministry of Ed-

ucation and Science of Russian Federation. Ministry of Education and Science of Russian Federation, n.d. Web. <http://www.russia.edu.ru/ information/legal/law/fz/3266-1/>. (In Russian).

17. "LPA547/1995. Internal no. 31168. Republic of Moldova. Parliament. Law no. 547, 21 July 1995. On Education.

Published 9 Nov. 1995 in Official Monitor no. 62 — 63, article 692. Entry into Force 9 Nov. 1995." State Register of Legal Acts of Republic of Moldova. Ministry of Justice of Republic of Moldova, n.d. Web. <http://lex.justice.md/index.php?action=view&view=doc&lang=2&id=311684>. (In Russian).

18. Myasnikov V.A. "The Origins of Educational Trends Development in the Space of Post-Soviet States." Pedagogical

Science: Genesis and Development Forecasts. Proceedings of the International. Scientific and Theoretical Conference. Moscow: Institute of Theory and History of Pedagogy of the Russian Academy of Sciences Publishers, 2014, volume 2, pp. 140 — 148. (In Russian).

19. Myasnikov V.A., Nechaeva G.Yu. "Legislative and Regulatory Basis for the Development of Education in the CIS

Countries (Azerbaijan, Armenia, Belarus, Turkmenistan)." Law and Education 5 (2006): 22—30. (In Russian).

20. Oosthuizen I.J., Botha P. Aspects of Education Law. Pretoria: Van Schaik, 2009.

21. "Supreme Rada of Ukrainian SSR. Law of Ukraine adopted 23 May 1991, no. 1060-XII "On Education" (Bulletin of

Supreme Rada 34 (1991): 451; Law no. 100/96-BP adopted 23 March 1996, Bulletin of Supreme Rada 21 (1996): 84). Document 1060-12, Current Version, Version of 1 Jan. 2015, basis 76-19." Official Website of Supreme Rada of Ukraine. Supreme Rada of Ukraine, n.d. Web. <http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/1060-12>. (In Ukrainian and Russian).

22. Tagunova I.A. "Processes of Supranational Space Development in the Context of a Formation of the World Edu-

cational Space." Herald of the University of the Russian Academy of Education 1 (2007): 31—39. (In Russian).

23. Tagunova I.A. "Supranational Education — A New Feature of the Development of Education in the World." Her-

ald of the Russian Humanitarian Foundation 3 (2010): 165 — 171. (In Russian).

24. Tokarenko A.V., Surzhik D.V. "At the IW/IO Deadly Nosedive." Prostranstvo i Vremya [Space and Time] 3(17)

(2014): 34-44. (In Russian).

25. Torokhova E.I., Myasnikov V.A., Mukhina M.I., eds. Legislative and Regulatory Framework of Education Develop-

ment in the Near Abroad. Analytical Report. Moscow: Institute of Theoretical Pedagogy and International Studies of the Russian Academy of Education Publisher, 1993. (In Russian).

Cite MLA 7:

Ovchinnikov, A. V. "Genesis of Educational Legislation in the Countries of Former Soviet Union." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya: 'Prostranstvo i vremya obazovaniya' [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: 'The Space and Time of Education] 8.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.21>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.