Закон и право. 2024. № 2. С. 81-84. Law and legislation. 2024;(2):81-84.
Научная статья УДК 347.99
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-81-84 EDN: https://elibrary.ru/VBLYAD
NIION: 1997-0063-2/24-076 MOSURED: 77/27-001-2024-2-276
Реформирование судебной системы Российской Федерации
в современный период
Магомед Абидович Омаров
Дагестанский государственный университет, Махачкала,
Россия, omarov.m.99@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о том, как судебная реформа в России помогает сделать судебные процессы более качественными. Автор анализирует статистические данные, научную литературу и нормативные правовые акты. В результате автор приходит к выводу, что, как показывает пересмотр процессуального законодательства, судебная реформа имеет решающее значение для совершенствования судопроизводства.
Ключевые слова: судебная реформа, судебный процесс, судебная власть, судопроизводство, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
Для цитирования: Омаров М.А. Реформирование судебной системы Российской Федерации в современный период // Закон и право. 2024. № 2. С. 81—84. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-81-84 ЕБЫ: https://elibrary.ru/VBLYAD
Original article
Reforming the judicial system of the Russian Federation in the modern period
Magomed A. Omarov
Dagestan State University, Makhachkala,
Russia, omarov.m.99@mail.ru
Abstract. In the article the author considers how the judicial reform in Russia helps to make trials of higher quality. The author considers statistical data, scientific literature and normative legal acts. As a result, the author concludes that the review of procedural legislation shows that judicial reform is crucial for the improvement of court proceedings.
Keywords: judicial reform, judicial process, judicial power, judicial proceedings, Civil Procedure Code of the Russian Federation.
For citation: Omarov M.A. Reforming the judicial system of the Russian Federation in the modern period // Law and legislation. 2024;(2):81—84. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-81-84 EDN: https://elibrary.ru/VBLYAD
Гуды, составляющие правовую систему, расположены и функционируют в соот-'^»«'•Ветствии с их компетенцией. Судебную систему образуют федеральные конституционные законы и Конституция Российской Федерации.
Одной из важнейших частей государственного аппарата и одним из основных факторов обес-
© Омаров М.А. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 02-2024
печения верховенства закона в Российской Федерации является судебная система. Однако эта система претерпевала изменения с целью приведения ее в соответствие с современными требованиями и стандартами правосудия.
Как на федеральном, так и на местном уровнях созданы и действуют организации, представляющие судейское сообщество. Для оказания содействия судам общей юрисдикции и организациям судейского сообщества в их работе Вер-
ховный Суд РФ образовал Судебный департамент — федеральное учреждение.
Когда речь заходит о судебных преобразованиях, они не всегда оказываются удачными, поскольку носят импульсивный характер или ориентированы на краткосрочные возможности для продвижения государства.
После распада Советского Союза в начале 1990-х годов суд впервые подвергся реформам. В это время был принят ряд законов, направленных на поддержку независимости и автономии судебной власти. Однако ни одна из этих мер не привела к серьезным изменениям в работе судов.
Россия начала новую программу судебной реформы в 1989 г., которая продолжалась вплоть до распада СССР в 1991 г. С 1990 г. реформа и ее нормативные акты разрабатывались и реализо-вывались при значительном содействии Министерства юстиции [1, с. 260].
Изначально предполагалось создать в России независимый суд, деятельность которого была бы направлена на обеспечение социальной стабильности, верховенства закона и соблюдение прав человека.
Для перехода от административно-правовой системы регулирования к системе правового регулирования необходимо достичь трех основных целей:
1) привести юрисдикцию судов в соответствие с требованиями правового государства;
2) защитить независимость судьи от давления различных политических организаций и социальных групп;
3) защитить независимость суда от законодательной и исполнительной ветвей власти.
В.В. Путин внес изменения в правовую систему. В Государственную Думу был внесен законопроект, предлагающий объединить Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в единый высший суд. Это было сделано из соображений целесообразности и экономии, а также для укрепления единства и совершенствования всей судебной системы Российской Федерации.
Много сомнений и тревог вызвало само слияние, поскольку оно могло привести к тому, что дела в арбитражных судах и судах общей юрисдикции будут рассматриваться медленнее или быстрее. Соответственно, правовая система Российской Федерации развивается. Наличие самоуправляемой судебной системы в правовом государстве свидетельствует о том, что оно ценит правовую защиту своих граждан и общественные интересы.
В 2001 г. была принята программа реформирования судебной системы на период до 2005 г. Она предусматривала укрепление независимости судов, улучшение качества правосудия, повышение эффективности работы судов и улучшение условий труда судей. В рамках этой программы был принят ряд законов, направленных на улучшение работы судов.
В 2014 г. была принята новая программа судебной реформы, рассчитанная на период до 2020 г. Она предусматривает дальнейшее укрепление независимости судов, повышение качества правосудия и доступности судебной защиты для граждан, улучшение условий труда судей.
Согласно принятой в 2012 г. Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 — 2024 годы» «судебная система как механизм государственной защиты имеет большое значение в любом правовом государстве. Исполняя роль общественного арбитра, она защищает одновременно все сферы деятельности, регулируемые правом» [3, с. 35].
В настоящее время судебная реформа, которую начали проводить в Российской Федерации в конце XX в., имеет определенное значение при обсуждении путей совершенствования судопроизводства, поскольку напрямую затрагивает эту сферу.
В последние годы законодательная власть и юридическое сообщество нашего государства активно пытаются модернизировать и усовершенствовать российские судебные процедуры посредством реформы судебной системы.
Так, в 2018 г. Федеральным конституционным законом «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ закреплено образование кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
В целом это позволило повысить уровень реализации прав и законных интересов граждан, защищаемых в этих судах, а также доступность правосудия.
Кроме того, нормы, регулирующие процессы в апелляционных и кассационных судах, были оперативно внесены в уголовное и гражданское процессуальное законодательство, что свидетельствует о совершенствовании процессуального законодательства параллельно с развитием судебной системы [2, с. 260].
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024
Согласно статистике за 2021 г. количество дел, поступивших в апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, увеличилось по сравнению с 2020 г. Статистика показывает, насколько продуктивна работа этих судов.
Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801 -I «О концепции судебной реформы в РСФСР» наглядно показывает, что уже в то время существовала необходимость совершенствования правовой системы для осуществления надлежащей правовой процедуры, которая соответствовала бы идеям правосудия и международным нормам в этой области.
Это решение свидетельствует о том, что основной целью судебной реформы было предоставление судебной ветви власти независимости и автономии, не позволяя законодательной и исполнительной ветвям власти оказывать влияние на деятельность судебной ветви.
Однако было бы нецелесообразно заходить слишком далеко и закрывать судебную ветвь власти, делая ее практически недоступной. Исследователи отмечают, насколько важно не только изменять саму систему, но и следить за ее работой.
Следовательно, необходимо уделить должное внимание созданию надзорных организаций и наделить их полномочиями по контролю за деятельностью судов и судей, в частности. Это улучшит восприятие обществом правовой системы и будет способствовать восстановлению порядка.
Важно также отметить, что в рамках судебной реформы пересматривается процессуальное законодательство, и особое внимание уделяется его формулировкам.
Например, в главе 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) до 1 октября 2019 г. фигурировало понятие «подведомственность гражданских дел», которое вызывало множество теоретических и практических вопросов у юристов [3, с. 111].
Однако Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28 ноября 2018 г. № 451 -ФЗ термин «подведомственность» был изменен на наиболее подходящий в рамках гражданского процесса — «подсудность».
Нельзя не упомянуть и об актуальной на-сегодняшний день федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 — 2024 годы». В ней выделено несколько ключевых направлений, касающихся совершенствования судопроизводства, в том числе обес-
печение независимости судебной власти, обеспечение доступности правосудия, создание условий для осуществления правосудия.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев выступил с рядом замечаний на X Всероссийском съезде судей, который проходил с 29 ноября по 1 декабря 2022 г. Среди прочего он отметил, что в настоящее время актуальными направлениями развития системы правосудия являются: устранение излишних судебных процедур и оптимизация нагрузки на судей в связи с ростом объема работы. Доступ населения к информации о деятельности судебной системы Российской Федерации и гласность судопроизводства гарантируются демократическими нормами правосудия.
За последние 30 лет Пленум Верховного Суда Российской Федерации 17 раз обсуждал вопрос о соблюдении судами концепции прозрачности судопроизводства. Как верно отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин на вышеупомянутом мероприятии, после 9-го съезда судей были приняты меры, которые повлияли на соблюдение концепции прозрачности судопроизводства. Учитывая сохраняющуюся высокую нагрузку на судей, В.В. Путин после 9-го съезда судей предпринял шаги, которые существенно повлияли на расширение юрисдикции судебной системы.
В результате в 2021 г. суды рассмотрели почти 40 млн дел только в первой инстанции. Президент Российской Федерации утверждает, что в последнее время произошли серьезные изменения в законодательстве, касающиеся статуса и институционального обеспечения деятельности мировых судей. Унифицировано правовое положение мировых судей и судей федеральных судов, закреплена идея несменяемости мирового судьи, которой уделяется особое внимание.
Цели этих корректировок — защита прав граждан и повышение уровня правосудия. Подводя итог, важно отметить, что одной из основных целей современной судебной реформы является повышение качества судопроизводства во всех его проявлениях. Ведь главная обязанность суда — отправлять правосудие, которое должно всегда осуществляться правильно.
К сожалению, до сих пор существуют проблемы с организацией судебной реформы в данном направлении. Это и проблемы с финансированием, и практическое отсутствие системы контроля за тем, насколько эффективно проводится судебная реформа в области совершенствования судопроизводства.
LAW & LEGISLATION • 02-2024
Реформа судебной системы Российской Федерации — это длительный и сложный процесс, требующий постоянного развития и совершенствования. Однако благодаря усилиям российского Правительства в этой области достигнут заметный прогресс.
Список источников
1. Андреева Т.К., Улетова Т.Д. Новый этап судебной реформы: конституционные возможности и вызовы // Вестник гражданского процесса. 2020. № 2. С. 251—291.
2. Дубовицкий О.В. Основные проблемы законодательного регулирования судебной сис-
темы // Молодой ученый. 2023. № 9 (456). С. 259-261.
3. Зорькин В. Д. Конституционное правосудие: процедура и смысл. М., 2021.
References
1. Andreeva T.K., Uletova G.D. The new stage of judicial reform: constitutional opportunities and challenges // Bulletin of Civil Procedure. 2020. № 2. С. 251-291.
2. Dubovitsky O. V. The main problems of legislative regulation of the judicial system // Young scientist. 2023. № 9 (456). С. 259-261.
3. Zorkin V.D. Constitutional justice: procedure and meaning. Moscow, 2021.
Информация об авторе
Омаров М.А. — магистрант
Статья поступила в редакцию 1 5.1 2.2023; одобрена после рецензирования 08.01.2024; принята к публикации 14.01.2024.
Information about the author
Omarov M.A. — master's student
The article was submitted 1 5.12.2023; approved after reviewing 08.01.2024; accepted for publication 14.01.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
ВЕЩНЫЕ ПРАВА И ИХ ЗАЩИТА
Вещные права и их защита. Учебник. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Р.А. Курбанова, [А.И. Коновалов и др.]. 239 с.
ISBN: 978-5-238-03636-6
Учебник содержит систематизированное изложение материала, посвященного актуальным проблемам вещного права. Наряду с изложением положений действующего гражданского законодательства представлены различные доктрины вещного права и точки зрения по обсуждаемым проблемам, а также практика применения гражданско-правовых норм.
Для студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, преподавателей, научных и практических работников, а также всех, кто интересуется актуальными вопросами вещного права.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024