УДК 34
ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / LEGAL RESEARCH
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Паращук Кирилл Владимирович
Студент магистратуры, юридический факультет, ФГБОУ ВО «Донской
государственный технический университет»
parashchukk161 @gmail.com
JUDICIAL REFORM IN RUSSIA: RESULTS AND PROSPECTS
Kiril V. Parashchuk
Master's degree student, Faculty of Law, Don State Technical University
АННОТАЦИЯ
В статье проведен анализ реформы судебной системы в России и ее последствий. Выделены основные этапы судебной реформы, дана их оценка. Определены основные достижения и проблемы, существующие в сфере судебной власти, требующие дальнейших решений. Среди очевидных успехов можно ответить рост эффективности рассмотрения судебных споров; внедрение современных информационных технологий, облегчающих и упрощающих обращение к судебным ресурсам, процессуальные действия; появление отдельных апелляционных и кассационных судов, ставших дополнительной гарантией права на обжалование судебных решений. В настоящее время также
существуют достаточно серьезные преграды на пути к построению справедливой, беспристрастной и независимой судебной власти, главными из которых являются непрозрачный процесс прохождения кандидатур судей через Кадровую комиссию при Президенте РФ; чрезмерное влияние Президента на формирование состава судей Верховного и Конституционного судов; недостаточная реализация принципа состязательности сторон. Наличие недостатков подтверждается и общественными настроениями - низким уровнем доверия граждан к деятельности судов. Однако в настоящее время существуют конкретные проекты различных организаций по решению существующих проблем, проведению дальнейших реформ судебной системы в России.
ABSTRACT
The article analyzes the reform of the judicial system in Russia and its consequences. The main stages of judicial reform are highlighted, their assessment is given. The main achievements and problems existing in the sphere of judicial power that require further solutions are identified. Among the obvious successes, one can answer the increase in the efficiency of judicial disputes; the introduction of modern information technologies that facilitate and simplify access to judicial resources, procedural actions; the emergence of separate appeal and cassation courts, which have become an additional guarantee of the right to appeal court decisions. Currently, there are also quite serious obstacles on the way to building a fair, impartial and independent judiciary, the main of which are the opaque process of passing judicial candidates through the Personnel Commission under the President of the Russian Federation; excessive influence of the President on the formation of the composition of judges of the Supreme and Constitutional Courts; insufficient implementation of the principle of adversarial parties. The presence of shortcomings is also confirmed by public sentiment - the low level of trust of citizens in the activities of the courts. However, currently there are specific projects of various organizations to solve existing problems and carry out further reforms of the judicial system in Russia
Ключевые слова: судебная реформа, судебная власть, информатизация правосудия, независимость суда, участие граждан в отправлении правосудия, одобрение деятельности.
Keywords: judicial reform, judicial power, informatization of justice, independence of the court, participation of citizens in the administration of justice, approval of activities.
Создание эффективной, справедливой и честной, открытой и прозрачной, независимой и доступной судебной системы является одной из важнейших задач государства в современном мире, поскольку такая система способствует гармонизации общественных отношений, эволюционному развитию государства и общества, устойчивому экономическому росту, обеспечивает реальную защиту прав и свобод граждан, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации.
Судебная власть занимает ключевое место в системе правоохранительных органов, а также имеет статус самостоятельной ветви власти в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации, что подчеркивает ее особое место и роль в правоохранительной деятельности, а также определяет необходимость совершенствования судебной системы [1][2].
Начало современного этапа судебной реформы в России принято связывать с объединением Верховного и Высшего арбитражного судов в 2014 году, однако следует отметить также, что одним из нормативных актов, определившим направление дальнейшего реформирования судебной системы стала федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 1406 от 27 декабря 2012 г. [3]. В данной концепции большое внимание уделено материально-техническому совершенствованию деятельности суда, а также внедрению современных цифровых технологий, информатизации судебной системы. Помимо этого, в качестве задач были
определены: обеспечение открытости и доступности правосудия; создание необходимых условий для осуществления правосудия; обеспечение независимости судебной власти; построение эффективной системы исполнительного производства, повышение открытости и доступности системы принудительного исполнения; модернизация судебно-экспертной деятельности, осуществляемой государственными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации.
Стоит отметить некоторые успехи реализации данной программы, которые связаны прежде всего с информатизацией судебной системы и внедрению современных цифровых технологий. Как отмечает Вячеслав Михайлович Лебедев: «Количество посещений Интернет-сайта Верховного Суда РФ в текущем году превысило 10 млн. запросов ... В этом году более 3 млн. процессуальных документов поданы в суды в электронном виде, а количество обращений пользователей к ГАС «Правосудие» превысило 2,5 млрд. запросов. Более 300 тыс. судебных заседаний проведены с использованием видеоконференц-связи. Кроме того, проведено свыше 10 тыс. сеансов видеоконференц-связи в целях дистанционного повышения квалификации судей и проведения совещаний по вопросам правоприменения» [4]. Эти показатели, безусловно, отражают востребованность и актуальность проводимых изменений и являются положительной стороной преобразований. Эффективность российской судебной системы по данным показателям была отмечена также и зарубежными исследователями [5].
Однако вместе с тем недостаточными являются усилия по реализации задачи повышения независимости суда, что остается нерешенной проблемой российского правосудия [6], что также отмечается и Советом Европы [7].
Не менее важным недостатком реализации ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы» являются угрозы, которые несет в себе информатизация правосудия: потеря человеческого и символического облика правосудия, дегуманизация суда, недостатки, сопутствующие применению
видеоконференц-связи, несоблюдение принципов правосудия, усложнение обеспечения сохранения конфиденциальности и другие [8].
Пожалуй, самым ярким событием судебной реформы в России стало объединение Верховного и Высшего арбитражного судов в 2014 году. Объединение было осуществлено масштабными законодательными изменениями: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации"»; Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № З-ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации»; Федеральный закон от 05.02.2014 № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"».
Основной смысл реформы состоял в обеспечении единообразной судебной практики, устранении разногласий между высшими судебными инстанциями по одним и тем же правовым ситуациям, что и было успешно реализовано. В целом, как отмечают исследователи, не произошло значительного снижения качества судебных решений, однако, по коммерческим спорам качество среднее, по интеллектуальным оно невысокое, что является, безусловно, негативной стороной. В сравнении с Высшим Арбитражным Судом правотворческая активность Коллегии по экономическим спорам в целом ниже. Негативным эффектом также является «околонулевая» активность надзорной инстанции в сфере экономического правосудия, которая состоит преимущественно из судей уголовно- и административно-правовой специализации. С 6 августа 2015 года по 31 декабря 2016 года Президиум ВС рассмотрел всего 4 таких дела [9].
Таким образом, данное изменение повлекло как очевидные положительные последствия для судебной системы, но в то же время обладает
рядом негативных черт, что делает объединение Верховного и Высшего арбитражного судов противоречивым решением.
Следующим важнейшим этапом реформирования судебной системы России стали изменения, произошедшие в 2019 году, тогда были созданы новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, а также внесены изменения в процессуальное законодательство, которые затронули все основные кодексы - АПК, ГПК, УПК и КАС.
Создание апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, введение принципа сплошной кассации в целом благоприятно отразилось на обеспечении права на обжалование судебных решений, а также на возможности исправления судебных ошибок [10]. Так, например, Председателем Верховного Суда России по итогам 2019 года было отмечено: «Результаты работы кассационных судов общей юрисдикции за четыре месяца свидетельствуют о том, что введение института сплошной кассации позволило повысить эффективность кассационного правосудия. По гражданским делам удовлетворены 14% жалоб - в три раза больше, чем в первом полугодии 2019 г., когда суды областного звена в порядке выборочной кассации удовлетворили 5% жалоб, а в порядке административного судопроизводства удовлетворено 17% жалоб - в четыре раза больше, чем в первом полугодии 2019 г., когда суды областного уровня удовлетворили 4% жалоб. В уголовном судопроизводстве по правилам сплошной кассации удовлетворено 38% жалоб.» [11].
Таким образом, проведенные преобразования оказали общий положительный эффект, однако часть недостатков, которые реформа судебной системы в России не затронула, либо им не было уделено достаточно внимания, все еще требуют дальнейших решений.
Основной такой проблемой остается недостаточное обеспечение независимости судебной ветви власти прежде всего из-за влияния на нее исполнительной власти. Данная проблема существует на всех этапах - от назначения судьи (которые проходят через «фильтр» Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на
должности судей федеральных судов), а также в течение деятельности (например, через механизм привлечения судей к ответственности).
Достаточно слабым видится и положение защитника в уголовном процессе, что говорит о недостаточности реализации прежде всего процессуальных гарантий функционирования принципа состязательности и равенства сторон. Отмечается политизация правосудия [12].
Помимо того, остается и проблема коррупции в судебной системе, использования служебного положения в целях влияния на решения судьи, процедура привлечения к ответственности в данном случае остается недостаточно открытой, а роль общественного контроля недостаточной [13].
Негативное влияние оказали также и изменения, внесенные в Конституцию РФ в 2020 году: сокращение численности судей Конституционного суда России, а также право Президента Российской Федерации инициировать прекращение полномочий председателей, их заместителей и судей высших судов страны, кассационных и апелляционных судов, что ослабляет принципы независимости и несменяемости судей.
Проблемой остается также и высокая загруженность судей, что говорит о необходимости проведения дальнейшей оптимизации судебной нагрузки [14].
Также, сохраняется достаточно низкое доверие судебной власти со стороны общества: согласно опросам ВЦИОМ одобрение деятельности судебной системы в 2021 году колеблется в пределах 33-36.7%, а неодобрение в пределах 38.2-44.2%, что говорит о преимущественно негативном отношении граждан к данному общественному институту и ярко свидетельствует о необходимости проведения дальнейших реформ [15].
Исходя из вышесказанного, логично предположить, что основным направлением дальнейших преобразований должно стать повышение самостоятельности и независимости суда, что может быть обеспечено изменением порядка назначения судей (сокращением влияния представителей исполнительной власти на этом этапе и повышением роли органов судейского сообщества, адвокатуры и общественных деятелей, повышением гласности и
открытости деятельности Кадровой комиссии при Президенте РФ), изменением требований к судьям, расширением судебного контроля.
Увеличение уровня открытости и гласности, участия граждан в отправлении правосудия также окажет положительный эффект как на качество судебных решений, так и на уровень доверия граждан. Например, заслуживает расширения список дел о преступлениях, которые могут быть рассмотрены присяжными заседателями.
Стоит отметить, что подобные и иные предложения в настоящее время уже были разработаны различными организациями и проектами, среди них: Комитет гражданских инициатив (Проект «Судебная система России: предложения по реформированию») [16], Проект «Рефорум» (Задачи и перспективы судебной реформы в России) [17], проект Центра стратегических разработок (Предложения по совершенствованию судебной системы в Российской Федерации и изменения нормативных актов в целях их реализации) [18]. Эти и другие проекты заслуживают рассмотрения и использования при дальнейшем совершенствовании суда в России.
Список литературы
1 Конституция Российской Федерации (с гимном России). — Москва : Проспект, 2021. — 64 с.
2 Р. Ж. Келдибеков К вопросу об отнесении судов и прокуратуры к правоохранительным органам // Universum: экономика и юриспруденция. 2016. №4 (25).
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1406 О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102088054&backlink=1 &nd= 10 2162740 (дата обращения: 14.12.2021)
4 Выступление Вячеслава Михайловича Лебедева на Совещании Председателей Верховных Судов государств-членов ШОС 24 сентября 2021 г.
5 РАПСИ: Судебная система России признана наиболее эффективной и экономной в Европе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20201103/306468156.html (дата обращения: 15.12.2021)
6 Выступление профессора Т.Г.Морщаковой на Вторых Сенатских чтениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -http: //www.ksrf.ru/ru/Info/Reading/Pages/Performance.aspx
7 Пока судебная система РФ не станет более независимой, сомнения в ее эффективности останутся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -https://www.coe.int/ru/web/commissioner/-/poka-sudebnaa-sistema-rf-ne-stanet-bolee-nezavisimoj -somnenia-v-ee-effektivnosti-ostanutsa (дата обращения: 15.12.2021)
8 В.В. Момотов Российская судебная власть в условиях пандемии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -https://www.unodc.org/dohadeclaration/ru/news/2021/06/the-russian-judiciary-in-the-pandemic.html (дата обращения: 15.12.2021)
9 Барышников П.С., Ворожевич А.С., Загорулько Л.П., Захарова М.В., Кашанин А.В., Козырева А.Б., Красноженов Г.Г., Малов Д.В., Морев Д.В., Посулихина Н.С., Третьяков С.В., Чураков В.Д После ВАС: российское экономическое правосудие сегодня и завтра - М., 2015. - 720 с.
10 Ю. А. Патенкова "процессуальная революция" в суде кассационной инстанции: проблемы и перспективы // Вопросы российской юстиции. 2020. .№7.
11 Председатель Верховного Суда России подвел итоги деятельности судебной системы в 2019 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -https://www.vsrf.ru/press_center/news/28750/. (дата обращения: 17.12.2021)
12 Кондрашев А.А. Проблемы реализации принципа независимости судей в России: от теории к правоприменительной практике // Актуальные проблемы российского права. 2015. №8.
13 Учайкина Е.А Коррупция в Судебной Системе Российской Федерации // Право и правосудие в современном мире, Ч.1 - СПб., 2018. - 488 с.
14 Всероссийская научно-практическая конференция «Судебная власть в современном обществе» Суд в современном мире: независимость, эффективность, ответственность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -http://www.ssrf.ru/news/lienta-novostiei/39437 (дата обращения: 17.12.2021)
15 ВЦИОМ: Деятельность общественных институтов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - https://www.vsrf.ru/press_center/news/28750/. (дата обращения: 17.12.2021)
16 Комитет гражданских инициатив Судебная система России: предложения по реформированию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -https://komitetgi.ru/projects/2247/ (дата обращения: 17.12.2021)
17 Рефорум: Задачи и перспективы судебной реформы в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -https://reforum.io/contents/uploads/2021/02/sud-reforum.pdf (дата обращения: 17.12.2021)
18 Бочаров Т. Ю., Волков В. В., Воскобитова Л. А., Дмитриева А. В., Смола А. А., Титаев К. Д., Цветков И. В. Предложения по совершенствованию судебной системы в Российской Федерации и изменения нормативных актов в целях их реализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -https://enforce.spb.ru/images/Products/reports/Report_Justice_System_Preview.pdf (дата обращения: 17.12.2021)