Научная статья на тему 'Реформирование системы пенсионного страхования в Российской Федерации: досрочные пенсии'

Реформирование системы пенсионного страхования в Российской Федерации: досрочные пенсии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1730
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ДОСРОЧНЫЕ ПЕНСИИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ / PENSION INSURANCE / REFORM OF PENSION SYSTEM / EARLY RETIREMENT / STRATEGY OF LONG-TERM DEVELOPMENT OF PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косенкова Юлия Юрьевна, Турбина Наталия Михайловна

Статья посвящена реформированию досрочных пенсий как важнейшему направлению совершенствования системы пенсионного страхования Российской Федерации. В работе проанализированы направления реформирования досрочных пенсий, предложенные в рамках Стратегии долгосрочного развития системы пенсионного обеспечения РФ до 2030 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING OF PENSION INSURANCE SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION: EARLY RETIREMENT

The article is devoted to the reform of early retirement as a major way of improvement of the pension system of the Russian Federation. In article the directions of reforming early retirement benefits proposed in the Strategy of long-term development of the pension system of the Russian Federation until 2030 are analyzed.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы пенсионного страхования в Российской Федерации: досрочные пенсии»

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ДОСРОЧНЫЕ ПЕНСИИ

Ю. Ю. КОСЕНКОВА, Н. М. ТУРБИНА

Статья посвящена реформированию досрочных пенсий как важнейшему направлению совершенствования системы пенсионного страхования Российской Федерации. В работе проанализированы направления реформирования досрочных пенсий, предложенные в рамках Стратегии долгосрочного развития системы пенсионного обеспечения РФ до 2030 г.

Ключевые слова: пенсионное страхование, реформирование системы пенсионного обеспечения, досрочные пенсии, стратегия развития пенсионной системы РФ.

Пенсионная система Российской Федерации находится в стадии перманентного реформирования. Очередной этап реформы реализуется с 1 января 2002 г. Прошедшие 10 лет вскрыли огромное количество проблем в системе пенсионного страхования, часть из которых не нашли своего решения в процессе реформирования, а часть возникла в результате реформы. Ключевым индикатором, свидетельствующим о наличии проблем, стал нарастающий дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Расчеты Министерства финансов РФ показывают, что при инерционном сценарии развития пенсионной системы трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему к 2030 г. может составить до 3 % ВВП [2].

8 октября 2012 г. состоялось расширенное заседание Экспертного совета Открытого правительства по обсуждению «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года». Разработчики стратегии подводят основные итоги функционирования системы пенсионного страхования, выделяют ключевые проблемы, определяют приоритеты и цели развития пенсионной системы, а также обозначают основные направления реализации Стратегии, которые должны привести к достижению поставленной цели.

Одним из ключевых направлений совершенствования системы пенсионного страхования является реформирования института досрочных пенсий. На текущий момент в качестве пенсионного возраста для назначения трудовой пенсии по старости в РФ установлены 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но законодательством РФ предусмотрены отдельные категории граждан (в том числе профессиональные), имеющие право на досрочное назна-

чение трудовой пенсии. В результате этого средний возраст выхода на пенсию граждан находится на уровне ниже установленного. По некоторым оценкам средний возраст выхода на пенсию женщин на данный момент составляет 53,4 года, а мужчин -57,3 год. По данным Федеральной службы государственной статистики удельный вес женщин в возрасте до 55 лет в общей численности пенсионеров по старости за последние 5 лет колебался от 5,4 % до 6,4 %, а мужчин в возрасте до 60 лет - от 4,8 % до 5,4 %. Таким образом, удельный вес граждан, которым пенсия была назначена ранее общеустановленного срок, не опускается в совокупности ниже 10 % [3].

Наличие досрочных трудовых пенсий оказывает существенное влияние на состояние системы пенсионного страхования. В промежуток времени между фактическим выходом таких граждан на пенсию и достижением ими установленного пенсионного возраста пенсионная система не только недополучает существенный объем финансовых ресурсов, которые должны уплачиваться в виде страховых взносов, но и несет бремя выплаты таким гражданам трудовой пенсии по старости.

Наиболее распространенным основанием для досрочного выхода на пенсию является трудовая деятельность на производствах с особыми условиями труда. Действующая в настоящее время система досрочного пенсионного обеспечения была заложена еще в советское время. Она была призвана компенсировать неблагоприятные условия труда. В настоящее время такая система не соответствует реалиям рыночной экономики. Отдельного источника финансирования досрочно назначаемых пенсий в настоящее время не предусмотрено. Страховые взносы за граждан, занятых

на таких производствах, работодатель уплачивает в общеустановленном размере.

Ответственность за неблагоприятные условия труда работающих граждан должен нести работодатель. А по факту бремя компенсации несет на себе Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), следовательно - пенсионеры и ныне работающие граждане, зарабатывающие пенсионные права.

Работодатель получает лишь бонусы в виде более легкого привлечения рабочей силы на рабочие места с вредными и неблагоприятными условиями труда. Кроме того, в сложившейся ситуации работодатель не заинтересован в улучшении условий труда работников, повышении безопасности трудовой деятельности, проведении профилактики профессиональных заболеваний на производстве.

Все вышеизложенные аргументы послужили основой для выделения реформирования досрочных пенсий в качестве отдельного направления совершенствования системы пенсионного страхования.

Правительство РФ планирует сохранить социальные гарантии лицам, занятым на производстве с особыми условиями труда, но бремя финансирования льготных пенсий должно быть перенесено на работодателей. Для этого предусмотрена реализация следующих мер:

- во-первых, для работодателей в отношении лиц, занятых на производстве с особыми условиями труда, предусмотрено ввести дополнительный тариф страховых взносов. В отношении рабочих мест, включенных в т. н. Список № 1, на 2013 г. - 4 %, на 2014 г. - 6 %, на 2015 г. - 9 %. В отношении рабочих мест, включенных в Список № 2 и т. н. «малые списки»: на 2013 г. - 2 %, на 2014 г. - 4 %, на 2015 г. - 6 %;

- во-вторых, всех застрахованных лиц предполагается разделить на категории в зависимости от приобретенных прав на досрочную пенсию:

1) если застрахованный гражданин имеет полный специальный стаж, достаточный для назначения досрочной трудовой пенсии, то за ним сохраняется право на назначение трудовой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста;

2) если застрахованное лицо полностью не сформировало пенсионные права на досрочную трудовую пенсию и имеет «неполный» специальный стаж, то оно имеет право претендовать на досрочное назначение трудовой пенсии и включение в специальный стаж периодов трудовой деятельности на рабочих местах с особыми усло-

виями труда, за которые его работодатель уплачивает страховые платежи в увеличенном размере.

Работодатели таких граждан также могут быть освобождены от уплаты дополнительных страховых взносов. Взамен в коллективных или трудовых договорах должны быть закреплены социальные гарантии таким лицам, которые могут включать:

- льготы лицам, включенным в программы добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения;

- установление надбавок компенсационного характера к заработной плате;

- предоставление иных видов социальных гарантий и компенсаций;

3) к третьей категории относятся застрахованные лица, не имеющие специального стажа. В отношении таких граждан работодатели в рамках процедур «социального партнерства» [2] могут предоставлять определенные социальные гарантии. К ним относятся право на корпоративную пенсию (досрочную или дополнительную), страхование на случай утраты заработка вследствие досрочной потери профессиональной трудоспособности в связи с опасными или вредными условиями труда или другие виды гарантий и компенсаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что категория лиц, не имеющая на данный момент специального стажа (т. е. только привлекающаяся на рабочие места с особо вредными или опасными условиями труда), остается вообще социально не защищенной. В Стратегии указывается, что работодатели «могут» предоставлять социальные гарантии, но не «должны», т. е. работодателям предоставляется право выбора. К формированию корпоративной пенсии также очень много вопросов. Существуют опасения, не возникнет ли своеобразное «крепостное право», когда работник не сможет сменить организацию из боязни потерять право на корпоративную пенсию, будет вынужден терпеть любые условия труда или уровень заработной платы в последние несколько лет перед получением корпоративной пенсии.

При анализе положений Стратегии уязвимым видится также положение лиц, не полностью сформировавших право на досрочную пенсию. С высокой степенью вероятности можно предположить, что работодатель предпочтет не выплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу, так как базовый тариф страховых взносов и так достаточно высок. Следовательно, бремя финансирования досрочной пенсии, согласно положениям Стратегии, ляжет на застрахованных

лиц. Они будут вынуждены за свой счет заключать договоры дополнительного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения. Таким образом, издержки по финансированию досрочных пенсий опять будут нести не работодатели. Единственным исключением может явиться ситуация, когда работодателя обяжут заключать договоры негосударственного пенсионного обеспечения за свой счет в пользу работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда.

Также заранее можно спрогнозировать активную деятельность страхователей по выводу конкретных рабочих мест из категории «особо вредных и опасных условий труда». И хорошо, если эта деятельность будет связана с фактическим улучшением условий труда.

При формировании Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ была поднята одна из существенных проблем, препятствующих эффективному развитию и финансовой сбалансированности системы пенсионного страхования. Сложившаяся ситуация с существованием досрочных пенсий требует срочного реформирования. Но нам представляются недостаточно продуманными меры, направленные на реформирование этой системы. Продекларированная изначально мысль о переносе финансового бремени по формированию досрочных пенсий с пенсионеров на работодателей не была достигнута. Анализ положений Стратегии позволяет предположить, что вся тяжесть финансового бремени ляжет на будущих пенсионеров, занятых на данный момент на рабочих местах с особо вредными и опасными условиями труда. Считаем необходимым даль-

нейшее совершенствование предлагаемых мер в направлении повышения социальных гарантий застрахованным лицам.

Литература

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru

2. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года // Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. URL: http://www.rosmintrud.ru

3. Численность пенсионеров и средний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения категориям пенсионеров // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru

* * *

REFORMING OF PENSION INSURANCE SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION: EARLY RETIREMENT

Yu. Yu. Kosenkova, N. M. Turbina

The article is devoted to the reform of early retirement as a major way of improvement of the pension system of the Russian Federation. In article the directions of reforming early retirement benefits proposed in the Strategy of long-term development of the pension system of the Russian Federation until 2030 are analyzed.

Key words: pension insurance, reform of pension system, early retirement, strategy of long-term development of pension system of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.