Реформирование системы налогообложения венчурного бизнеса
в Германии С- В- АбРамова>
О І С^іуічЛГІгігі соискатель Института Европы РАН,
специалист по корпоративному управлению ОАО «Московский завод электроизмерительных приборов»
(ОАО «МЗЭП»)
Создание инноваций характеризуется повышенным риском и неопределенностью коммерческих результатов и требует значительных финансовых вложений. Выход из этой ситуации ищется на путях совершенствования структуры финансовой системы в направлении облегчения финансирования вновь возникающих компаний, а также в создании развитых рынков рискового капитала, включая совершенствование системы налогообложения субъектов венчурной деятельности.
На сегодняшний день в России имеется ряд существенных проблем, препятствующих развитию венчурной индустрии, в том числе несовершенство правовой и налоговой среды, недостаточно стимулирующей венчурное финансирование инновационной деятельности. Оказание содействия на государственном уровне в решении указанных проблем и устранении имеющихся препятствий позволило бы значительно ускорить развитие и повысить эффективность зарождающейся в России венчурной индустрии. Таким образом, изучение зарубежного опыта (на примере Германии) налогового стимулирования венчурного бизнеса для нашей страны представляется достаточно актуальным. Подобные исследования позволят своевременно исключить из налоговой системы малоэффективные налоговые стимулы, а также сформировать собственную модель налогообложения субъектов венчурной деятельности в России.
Налогообложение предприятий малого и среднего бизнеса в Германии
Распространение малых и средних предприятий (так называемых венчурных фирм) в качестве организационных структур, способствующих развитию современной экономики, привели правительства индустриальных стран, в том числе Германию, к реше-
Creation of innovations is characterized by the high risk and the uncertainty of the commercial results and need the significant
financial investments. Solution of this problem is searched in the sphere of perfection of financial system structure for simplification of new established companies financing, and in the sphere of creation of the developed venture capital markets, including perfection of taxation of venture business.
Russia faces a number of problems which hinder development of venture industry now, including imperfection of the legal and tax environment in the sphere of venture business. The state support in solution of these problems and in elimination of available barriers would be allowed to accelerate development and to raise efficiency of the established venture industries in Russia considerably. Thus, studying a foreign experience (for example, Germany“s experience) of tax stimulation of venture business is very actual for Russia now. These researches will allow to exclude from tax system the ineffective tax stimulus in time and to form own tax model of the taxation of venture industry in Russia.
нию ввести комплекс изменении, поощряющих деятельность таких фирм и облегчающих их налоговое бремя.
Так, в Германии в результате налоговой реформы 1998-2005 гг. налоговая нагрузка на предприятия малого и среднего бизнеса снизилась за счет значительного уменьшения ставок подоходного налога: минимальной — на 10 процентных пунктов (с 25 до
ИННОВАЦИИ № 2 (112), 2008
ИННОВАЦИИ № 2 (112), 2008
15%) и максимальной — на 11 (с 53 до 42%), а также за счет уменьшения фактических выплат промыслового налога (при обложении подоходным налогом промысловый налог стал вычитаться из налогооблагаемой базы в качестве производственных расходов предприятия) [1]. Значительное снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес посредством уменьшения индивидуального подоходного налогообложения объясняется тем, что деятельность подавляющего большинства малых и средних предприятий в Германии подпадает под действие закона об индивидуальном подоходном налогообложении. Например, партнерства и товарищества (открытые торговые общества, коммандитные товарищества) декларируют свою прибыль в своем качестве обществ, но подоходный налог как с таковых с них не взимается. Только сами партнеры/товарищи несут налоговые обязательства в соответствии с правилами уплаты подоходного налога с физических лиц.
Кроме того, малый и средний бизнес в Германии получает широкую поддержку посредством многочисленных правительственных программ (например, таких как «pro Mittelstand» 2004 г.). К основным результатам этих программ в области налогообложения можно отнести: введение особой и накопительной амортизации для малых и средних предприятий (Sonderabschreibungen und Ansparabschreibungen fur kleine und mittlere Unternehmen), облегчение налоговой процедуры при смене собственника предприятия, повышение с 2004 г. необлагаемого налогом минимума при продаже предприятия с 30680 евро до 51200 евро и проч. [2].
Все вышеперечисленные мероприятия в совокупности привели к снижению налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. В результате по состоянию на 2005 г. ситуация в сфере налоговой нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса обоснованно оценивалась германскими экспертами как благоприятная. Это доказывают и результаты исследования, проведенного федеральным министерством финансов Германии (табл. 1).
Из полученных данных видно, что около 80% предпринимателей и товариществ имели в 2005 г.
Таблица 1
Налогообложение частных предпринимателей и товариществ в Германии в 2005 г.
Уровень налогообложения, в % от прибыли Частные предприниматели* Товарищества**
Кол-во, в тыс. Кол-во, в % Кол-во, в тыс. Кол-во, в %
15 891 79,2 198 76,5
20 1015 90,3 220 84,9
25 1063 94,6 230 88,8
30 1086 96,6 239 92,3
35 1115 99,2 245 94,6
38,65 1122 99,8 251 96,9
В настоящее время максимум 42%, включая «надбавку на солидарность»
* число частных предпринимателей: 1123922. ** число товариществ: 258989.
совокупную налоговую ставку равную 15%. Это значительно ниже совокупной налоговой нагрузки на корпорации, которая составила на 2005 г. около 38,7%.
Однако, учитывая большое значение малых и средних предприятий для развития инновационной экономики, в рамках планируемой на 2008 г. реформы налогообложения предприятий и вкладчиков капитала в Германии ожидается еще большее снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес [3]. Так, намечается дальнейшее улучшение условий накопительной амортизации (увеличение размера не облагаемых налогами резервных фондов с 154000 евро до 200000 евро и возможность их использования не только на приобретение новых, но и бывших в употреблении основных средств производства), дополнительные льготы при взимании промыслового налога, а также введение пониженной ставки налога на не распределяемую прибыль с целью укрепления финансовой устойчивости малых и средних предприятий.
Налоговое стимулирование финансирования инновационной деятельности
Несмотря на общее снижение налогового бремени на малый и средний бизнес, центральной проблемой венчурных фирм в Германии на сегодняшний день остается изыскание средств для финансирования своей деятельности.
Как известно, в последнее десятилетие практически во всех развитых странах происходит переориентация финансирования предприятий с банковского кредита на эмиссию ценных бумаг. Наиболее быстрыми темпами этот процесс развивается в странах с англосаксонской системой права, заметно медленнее — в европейских континентальных странах, в том числе и в Германии, что обусловлено исторически сложившимися условиями развития рынков ценных бумаг этих стран.
По мнению большинства экспертов, рамочные условия для развития и функционирования рынка венчурного капитала в Германии все еще далеки от оптимального состояния [4]. Это подтверждают данные, получаемые в результате периодических исследований, проводимых Европейской ассоциацией венчурных инвестиций (European Private Equity- und Venture Capital Association — EVCA). Исследованию подвергаются правовые и налоговые рамочные условия для развития и функционирования венчурного капитала в европейских странах, в том числе в Германии: оцениваются эффективность налогового регулирования деятельности фондовых структур и пенсионных фондов, эффективность страхования рисков в области венчурного инвестирования, система налогообложения предприятий и доходов от капитала для частных инвесторов, наличие и эффективность налоговых стимулов для осуществления инвестиций частными инвесторами, система налогообложения акци-онных опционов, условия для образования новых предприятий, наличие и эффективность налоговых стимулов для проведения научно-исследовательских
Таблица 2
Результаты оценки правовых и налоговых рамочных условий для развития и функционирования рынка венчурного
капитала (1 — благоприятные, 3 — неблагоприятные)
№ пп 2006 г. 2004 г. 2003 г. Объем рынка венчурных инвестиций в 2005 г., $ млн
Страна Оценка Страна Оценка Страна Оценка
1 Ирландия 1,27 Великобритания 1,26 Великобритания 1,20 6577,7
2 Франция 1,36 Люксембург 1,49 Ирландия 1,58 118,0
3 Великобритания 1,46 Ирландия 1,53 Люксембург 1,67 н. д.
4 Бельгия 1,51 Греция 1,75 Нидерланды 1,79 594,8
5 Испания 1,52 Нидерланды 1,76 Италия 1,96 430,8
6 Греция 1,55 Португалия 1,81 Греция 1,96 64,1
7 Нидерланды 1,60 Бельгия 1,82 Бельгия 2,08 109,4
8 Люксембург 1,62 Венгрия 1,86 Франция 2,09 1688,1
9 Португалия 1,71 Италия 1,86 Швеция 2,09 1062,3
10 Италия 1,72 Франция 1,89 Испания 2,17 899,0
И Австрия 1,74 Швейцария 1,95 Финляндия 2,25 173,9
12 Дания 1,75 Испания 1,96 Португалия 2,32 225,0
13 Венгрия 1,83 Норвегия 2,04 Дания 2,36 1017,6
14 Швейцария 1,83 Швеция 2,05 Германия 2,41 1530,0
15 Финляндия 1,91 Чехия 2,12 Австрия 2,53 122,0
16 Эстония 2,08 Польша 2,13 В среднем 2,03
17 Норвегия 2,08 Финляндия 2,30
18 Швеция 2,12 Германия 2,37
19 Латвия 2,12 Австрия 2,42
20 Германия 2,15 Дания 2,46
21 Польша 2,16 Словакия 2,49
22 Словакия 2,17 В среднем 1,97
23 Чехия 2,21
24 Словения 2,26
25 Румыния 2,35
В среднем 1,84
работ и правила регулирования неплатежеспособности предприятий (см. табл. 2).
Как видно из табл. 2, Германия со своими показателями до 2006 г. находилась ниже среднеевропейского уровня.
Согласно проведенным исследованиям, к причинам неблагоприятного налогового климата в венчурной сфере в Германии можно отнести высокие, по сравнению с другими странами ЕС, ставки корпоративного и подоходного налогов, отсутствие специальных налоговых регуляторов в венчурной области для малого и среднего бизнеса, отсутствие налоговых стимулов к осуществлению венчурных инвестиций у частных лиц, отсутствие налоговых стимулов для осуществления НИОКР у предприятий и изъяны в порядке налогообложения вознаграждения менеджменту фондовых структур [5].
К немногочисленным положительным чертам системы налогообложения венчурного бизнеса относятся возможность построения прозрачной системы налогообложения фондов в рамках юридической формы GmbH & Со. KG и низкие учредительные издержки на образование предприятий в форме GmbH
и да
С целью устранения налоговых барьеров, препятствующих развитию и функционированию рынка венчурного капитала в Германии, федеральное правительство проводит ряд соответствующих мероприятий.
Построенная на основе проведенного автором анализа специальной литературы схема (рис. 1) показывает, что совершенствование налогового законодательства в сфере венчурного финансирования в Германии в настоящее время ведется по следующим направлениям.
Некоторые рекомендации по налоговому стимулированию венчурной индустрии в России
1. Формирование благоприятного налогового климата для деятельности малого инновационного бизнеса.
Доминирующим сектором работы российского малого бизнеса до сих пор остается торговля, которая занимает 80% оборота малых компаний, тогда как на инновации приходится всего 1,5% [6].
Одним из барьеров, стоящих на пути развития и роста данной сферы, наряду с административными преградами, поборами чиновничества и высокими платежами за аренду помещений и коммунальных услуг, является несовершенство налоговой системы.
Российское налоговое законодательство не предусматривает каких-либо льгот по налогу на прирост капитала. Сегодня малым и средним предприятиям в России зачастую нет смысла развиваться, поскольку они теряют налоговые льготы сразу же после того, как превысят объем годового дохода примерно в 20 млн руб. Таким образом, в современных условиях
ИННОВАЦИИ № 2 (112), 2008
ИННОВАЦИИ № 2 (112), 2008
Формирование благоприятного налогового климата для деятельности
Инновационных предприятий Инвесторов Венчурных фондов
1. Снижение корпоративных ставок налогообложения, а также ставок налогообложения для малых и средних предприятий
1. Совершенствование порядка налогообложения доходов, получаемых инвесторами при «выходе» из инвестируемой компании (доход полностью освобождается от налога или облагается по льготной ставке при условии, что доля акционера в уставном капитале предприятия не превышает определенного размера (так называемой «существенной границы» (\Уesentlichkeitsgrenze) )
1. Унификация правил налогового
регулирования деятельности венчурных фондов в федеральных землях Германии
2. Предоставление налоговых льгот малому и среднему инновационному бизнесу
2. Совершенствование порядка расчетов сумм налога на доходы от негласного финансового участия одних обществ в других обществах ($икке Г^е1^и^), например, при участии венчурных фондов в малых и средних предприятиях
2. Разграничение деятельности венчурных фондов по сферам управления имуществом и промышленного производства для целей налогообложения
3. Совершенствование порядка списания или переноса убытков предприятия на будущие периоды (Mindestbesteuerung)
3. Пересмотр «Закона об обществах участия в капитале» (Gesetz иЬег и ntemehmensbeteiligunsgesellschaften — иВСС) в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к регулированию венчурных фондов в других развитых странах (например, в соответствии с правилами регулирования фондов 8ЮАК в Люксембурге*)
4. Пересмотр порядка налогообложения венчурных предприятий при их дарении и наследовании (8сЬепки^ ипс1 ЕгЬзсЬаЙ^еиег)
4. Совершенствование порядка налогообложения вознаграждения менеджменту венчурных фондов (Managment Fee), процента от прибыли венчурного фонда (Carried Interest) и акционных опционов (Stock Options)
5. Совершенствование порядка предоставления партнерского займа венчурному предприятию, получаемого от его акционеров
* 12 мая 2004 г. в Люксембурге принято законодательство о новой форме инвестиционных фондов, которая называется «Общество инвестиций рискового капитала» (Societe d'investissement en capital a risque — Sicar). Такой фонд облагается налогами, но зато его участники могут воспользоваться налоговыми соглашениями стран ЕС, а также преимуществами, предусмотренными директивами ЕС. При этом фонд не подлежит интенсивному государственному регулированию.
Рис. 1. Направления реформирования налогового законодательства в сфере венчурного финансирования в Германии
даже средняя венчурная инвестиция, например, в $12 млн, сразу выводит предприятие из разряда малых, и оно теряет даже те небольшие льготы, которые даются ему сейчас, еще до того, как инвестиции приведут к росту данного предприятия.
Таким образом, по мнению автора, государству следует расширить рамки малого бизнеса. Учитывая, что не всякий бизнес способен развиваться (давать приросты оборота) с такой же динамикой, как это делают компании, получившие венчурные инвестиции, представляется целесообразным дополнить главы Налогового Кодекса РФ, регулирующие вопросы специальных налоговых режимов, предусмотренных для налогообложения малого бизнеса, таким образом, чтобы малое предприятие при получении существенного годового прироста оборота имело бы возможность сохранить упрощенную систему налогообложения.
Также следует рассмотреть вопрос о расширении перечня расходов, которые налогоплательщики, ведущие инновационную деятельность, в том числе
применяющие упрощенную систему налогообложения, могут принимать в уменьшение доходов при исчислении налога на прибыль. Кроме того, руководствуясь примером Германии, следует рассмотреть возможность применения специального амортизационного режима расходов, направляемых на инновационную деятельность.
2. Формирование благоприятного налогового климата для венчурных инвесторов.
В России присутствует двойное налогообложение венчурных инвесторов, т. е. в настоящее время налоги взимаются в одинаковой мере и с венчурного фонда, и с инновационного предприятия, и с инвесторов.
Таким образом, основной целью при проектировании поощряющего налогового режима для венчурной индустрии следует уделить переносу налогового бремени с инвестируемых компаний на инвесторов, но при этом, сами фонды и инвесторы также не должны стать объектами избыточного налогообложения. Целесообразно было бы принять ряд законодательных актов с целью стимулирования инновационной
деятельности через предоставление разного рода налоговых льгот, отсрочек и послаблений инвесторам и инвестируемым компаниям, преимущественно занятым в сфере высоких технологий.
Например, рекомендуется разработать и внести в российское налоговое законодательство нормы, стимулирующие вложение инвестиций в венчурную индустрию, в основе которых бы лежало снижение налога на прибыль организаций при условии вложения инвестиций в акции и ценные бумаги компаний, не продающихся на фондовых биржах, а также установление специальной налоговой ставки на доходы, получаемые венчурным фондом при «выходе» из инвестируемой компании.
3. Формирование благоприятного налогового климата для венчурных фондов.
На сегодняшний день в России отсутствует оптимальная форма юридического лица, предусматривающая наиболее удобные условия взаимодействия инвесторов, управляющих компаний фонда и портфельных компаний. Ни одна из используемых сегодня юридических форм в России — простое товарищество, ЗАО, или паевой инвестиционный фонд — неудобна для максимально эффективной деятельности венчурных инвесторов, создающих фонды в российской юрисдикции. Имеющиеся варианты создания венчурного фонда в виде закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФ) или простого товарищества (т. е. без образования юридического лица) позволяют легитимно избежать двойного налогообложения. Однако они не лишены недостатков. Так, например, участие физических лиц в венчурном инвестировании возможно при создании венчурного фонда в форме простого товарищества и при усло-
вии регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, так как для создания фонда должен быть заключен договор простого товарищества на ведение предпринимательской деятельности, а участие в нем разрешено только индивидуальным предпринимателям и коммерческим организациям.
Таким образом, по мнению автора, в российское корпоративное законодательство необходимо ввести такую организационно-правовую форму, которая будет адекватно отражать специфику создания и деятельности венчурного фонда как отдельного вида юридического лица. В данном вопросе стоит обратить внимание на германский опыт построения прозрачной системы налогообложения фондов в рамках юридической формы GmbH & Co. KG.
Литература
1. Steuerpolitik fur den Mittelstand — Bilanz der Steuerreformpolitik der Bundesregierung, Bundesministerium der Finanzen, Monatsbericht, Juni 2004.
2. C. Dohmen. Finanzen und Steuern, Universum Verlag GmbH & Co. KG, Wiesbaden, September 2005.
3. Von der Steuerreform 2000 zur Unternehmensteuerreform 2008 — Steuerentlastungen und Abbau unnutiger Steuerbbrokratie als konsequente Steuerpolitik fu r den Mittelstand, Bundesministerium der Finanzen, 26.02.07. http://www.bundesfinanzministerium.de/cln_04/nn_4138/DE/
Steuern/Steuerreform/Gezielte___Mittelstandsfoerderung/
001.html
4. Private Equity in Europa: Buy-outs stutzen Wachstum, Grьndungsfinanzierung abgesturzt, Deutsche Bank Research, Economics, 26. Januar 2005, Nr. 49.
5. EVCA Benchmark Paper, Benchmarking European Tax & Legal Environments, 2003, 2004, 2006.
6. «Проект «Предпринимательство»//«Свой бизнес», апрель, 2007.
предлагает:
ОАО «Трансфер»
Консультационные услуги по коммерциализации и передаче технологий. Управление инновационными проектами.
Подбор технологических решений по запросам промышленных предприятий, подготовку обзоров по рынкам и технологиям.
Информационную поддержку новых разработок, включая подготовку публикаций в журнале «Инновации».
Редакционно-издательские услуги по изданию книг, брошюр, каталогов, рекламно-информационных материалов и другой печатной продукции.
Обращаться в редакцию журнала «Инновации»
Тел./факс: (812) 234-0918; тел. (812) 234-6658. E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИИ № 2 (112), 2008