Венчурная индустрия
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ВЕНЧУРНОЙ ИНДУСТРИИ
м. Е. коСов, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой налогового процесса и контроля
Е-mail: kosovme@mail.ru российский государственный торгово-экономический университет
А. в. СИГАРЕВ, студент экономического факультета E-mail: alexsigarev@yandex.ru московский государственный университет
им. м. в. Ломоносова
В статье рассматривается вопрос о государственной поддержке венчурной индустрии. Сделан вывод о том, что основная деятельность государства по развитию венчурной индустрии должна быть направлена на совершенствование правовых механизмов обеспечения эффективности бюджетного и частно-государственного финансирования инноваций, а также на установление системы налоговых льгот и преференций для высокорискового бизнеса.
Ключевые слова: венчурная индустрия, инновации, инвестиции, фонды, партнерство, бизнес.
При рассмотрении проблем развития рискового бизнеса особое внимание следует уделить государственной политике в этой области. Успешный мировой опыт определяет роль государства и государственных программ поддержки развития венчурного предпринимательства в качестве катализатора запуска венчурного процесса в стране. В настоящее время одной из главных задач России является переход на инновационный путь развития. Решение данного вопроса должно превратить РФ из экспортно ориентированной державы в мирового производителя наукоемкой продукции. Данная задача требует укрепления действующих и создания дополнительных институтов развития, в том числе — ускоренного формирования института венчурного финансирования. К сожалению,
инвестиционные механизмы в области венчурного предпринимательства в России остаются пока недостаточно развитыми.
В настоящее время существуют разные позиции относительно роли государства в регулировании венчурной индустрии. Некоторые эксперты высказывают мнение о том, что для обеспечения нормального функционирования и развития венчурного предпринимательства необходимо создать специфическую нормативно-правовую базу, которая будет регулировать вопросы относительно деятельности венчурного капитала.
Отметим, что практически во всех странах мира нет специальных законов о венчурном финансировании. Кроме того, даже на родине венчурного предпринимательства — США нет законодательно закрепленного понятия «венчур». Это объясняется тем, что по своей природе венчурные инвестиции являются прямыми и, соответственно, не требуют специальных отдельных законов. Несмотря на это, Комитетом по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ была разработана концепция федерального закона о венчурной деятельности (далее — концепция) [2]. Данный документ вызвал массу критики со стороны экспертов, многие из которых подчеркивали не столько его бесполезность, сколько вредность для венчурного бизнеса России, который на данный
момент находится только в состоянии формирования. Есть мнение, что введение специального закона, который декларируется как помощь в развитии венчурной деятельности, приведет к обратному результату — заниматься этой деятельностью станет сложнее, продолжится и усилится тенденция последних лет — уход венчурных компаний в иностранные юрисдикции [3].
Профессионалы венчурной индустрии отметили, что предлагаемая концепция не учитывает важных аспектов специфики венчурной деятельности, не содержит продуманной системы мер, направленных на стимулирование венчурного инвестирования в части предоставления налоговых льгот и преференций субъектам, а также уделяет мало внимания вопросам частно-государственного партнерства.
Таким образом, вопрос о государственной политике следует рассмотреть в другой плоскости: как, используя имеющиеся нормативные акты, внося в них необходимые коррективы, создать необходимое правовое поле для активного развития венчурной индустрии. С одной стороны, необходимо улучшить качественные характеристики имеющегося законодательства, с другой — предусмотреть возможности задания импульса развитию инновационных компаний.
Центральной проблемой регулирования венчурной деятельности является эффективное сочетание целей государства, связанных с развитием наукоемких производств и новых технологий, при сохранении и развитии в стране научного и технического потенциала, с целями самих предпринимателей, главным стимулом которых является эффективность инвестирования. Для этого необходимы юридические нормы и экономические условия, которые обеспечивали бы предпринимателям должную степень компенсации за все риски, связанные с этим видом инвестирования.
Несмотря на то, что в последние годы на уровне налогового законодательства предпринимались определенные шаги в направлении налогового стимулирования инновационной сферы, эти меры, к сожалению, не носят комплексного, системного характера, не решают многих проблем в сфере налогообложения инновационных организаций. Стоит отметить, что в настоящее время у инвесторов практически отсутствуют стимулы вкладываться в такое рискованное дело, как венчурный бизнес. К сожалению, действующий Налоговый кодекс РФ не предусматривает прямого стимулирования ни самой венчурной деятельности, ни деятельности научно-производственных и инновационных организаций,
которые, как правило, и являются объектом венчурных инвестиций. Кроме того, отсутствует стимулирование потребителей наукоемкой продукции, хотя именно они формируют спрос на нее.
В большинстве развитых зарубежных стран законодательные акты, так или иначе касающиеся форм и способов венчурного финансирования, принимаются с целью стимулирования данного вида деятельности через предоставления разного рода налоговых льгот, отсрочек инвесторам и инвестируемым компаниям. Как уже отмечалось, американское законодательное регулирование инноваций, будучи весьма обширным, не имеет специальных законодательных актов по венчурной деятельности, а существующие правовые нормы нацелены в основном на осуществление государственной поддержки и предоставление налоговых льгот в данной области.
Таким образом, важным инструментом государственной поддержки является стимулирование инновационной деятельности через налоговую систему. В обобщенном виде можно выделить три группы налоговых инструментов, стимулирующих инновации:
— освобождение от налогов государственных и частных некоммерческих организаций (налоги на добавленную стоимость, на имущество, на землю, а также отмена таможенных пошлин при импорте научного оборудования и т. п.);
— налоговые льготы, стимулирующие компании к увеличению расходов на исследования и разработки;
— налоговые льготы для начинающих компаний на ранних этапах их деятельности.
Как показывает опыт, налоговые льготы, включенные в первую группу, не дают каких-либо серьезных стимулов к дополнительному инвестированию в сферу НИОКР. Если государственные и частные некоммерческие организации вынуждены будут платить все предусмотренные законодательством налоги, то государство должно компенсировать эти затраты путем увеличения объемов финансирования.
Единственное преимущество этой группы налоговых льгот состоит в том, что общая структура затрат государственных организаций будет относительно ниже, чем у других организаций. Это будет способствовать повышению их конкурентоспособности. Как и во многих других странах, российские государственные научно-исследовательские институты и университеты освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Это распространяется
на исследования, финансируемые государством, а также исследования, выполняемые по контрактам с бизнесом. Налоговые льготы на прибыль не распространяются на государственные научные учреждения и университеты, поскольку целью их деятельности не является получение прибыли.
Для стабильного развития венчурной индустрии невозможно обойтись без института частно-государственного партнерства. Профессор Гарвардского университета Джош Лернер (автор исследований «Цикл венчурного капитала» и «Бульвар разбитых надежд») называет мифом идею о том, что венчур — это прекрасная среда свободного предпринимательства, рискованных и романтичных инвесторов, которые своими деньгами двигают вперед науку и технологии [4]. В основе венчурной экономики лежит система взаимодействия государства и бизнеса. Государство должно гарантировать бизнесу прочность фундамента венчурных инвестиций, а также то, что риски, в крайнем случае, будут минимизированы. А в это время венчурный предприниматель помогает государству развивать жизненно важные отрасли, инвестируя большую часть денег.
Целью механизмов частно-государственного партнерства является появление прибыльного и самоподдерживающегося сектора венчурных инвестиций, ориентированного на сектор малых инновационных предприятий. Механизм частно-государственного партнерства в венчурном бизнесе состоит в долевом участии государства в венчурных фондах напрямую или через посредничество «фонда фондов», а также в финансовом содействии частным венчурным фондам и инновационным компаниям [8].
На сегодняшний день в России в данном вопросе достигнут определенный прогресс. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.06.2006 с целью стимулирования создания собственной индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов было создано ОАО «Российская венчурная компания» (РВК). В настоящее время данная компания представляет собой государственный фонд венчурных фондов, уставный капитал которого составляет более 28 млрд руб. [7]. На принципах частно-государственного партнерства было сформировано семь венчурных фондов сроком на 10 лет, в которых 49 % принадлежат РВК, а 51 % составляют средства частных инвесторов. Кроме того, был
создан Венчурный инновационный фонд (ВИФ), в рамках частно-государственного партнерства сформированы региональные венчурные фонды сроком на 7 лет. Структура активов фондов: 25 % — средства федерального бюджета; 25 % — средства бюджета региона; 50 % — вложения частных инвесторов. По указанию Президента РФ в конце 2007 г. был создан Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий (РИФИКТ) [6] (см. таблицу).
Подобный механизм венчурного финансирования рассчитан на поддержку государством инновационных компаний на самой проблемной стадии инновационного процесса — между научными разработками и серийным производством. Эта стадия предполагает высокие риски для инвестора, которые он предпочел бы (как свидетельствует мировой опыт) разделить с государством. Чаще всего в подобных случаях государство принимает на себя половину рисков венчурного инвестирования, а прибыль достается частным венчурным инвесторам, что является важным элементом частно-государственного партнерства [8].
Однако в настоящее время особое внимание устремлено в сторону создания венчурных фондов на посевной стадии развития инновационной компании. Это огромный шаг в сторону построения эффективной системы венчурного финансирования. Ведь проекты на ранней стадии развития зачастую не реализуются, так как не имеют возможности
государственные венчурные фонды РФ
наименование цель создания Активы под управлением, млрд руб. объем инвестиций в один проект, млн руб.
ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» Финансирование перспективных проектов ИКТ на стадии стартапа (start up) 2,9 100
ОАО «Российская венчурная компания» Государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом 28 750-2 000
Венчурный инновационный фонд Содействие развитию региональных венчурных фондов в РФ 7,82 150-200
финансы и кредит
43
привлечения инвестиции в силу высочаиших рисков. В октябре 2009 г. ОАО «Российская венчурная компания» объявила о создании Фонда посевных инвестиции Россиискои венчурнои компании (далее — фонд). Участниками фонда являются ОАО «Российская венчурная компания» (99 %) и Фонд содеиствия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (1 %). Фонд ориентирован на инвестирование в российские инновационные компании с высоким потенциалом роста на российском и зарубежных инновационно-технологических рынках. Активы средств под управлением фонда составляют 2 млрд руб., срок функционирования фонда не ограничен. Молодые инновационные компании могут рассчитывать на получение на первом раунде финансирования сумм до 25 млн руб. на условиях соинвестирования с частными инвесторами [1].
Создание подобного фонда является очень значимым событием, ведь ранее внимание российских венчурных фондов было обращено в сторону стартапов, а проекты, находящиеся на посевной стадии развития, могли рассчитывать только на получение инвестиций от бизнес-ангелов (частных инвесторов, вкладывающих деньги в инновационные проекты на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале).
Наряду с созданием государственных венчурных фондов на принципах частно-государственного партнерства важнейшим инструментом воздействия на инновационную среду является создание особых экономические зон (ОЭЗ) трех типов:
— технико-внедренческие;
— промышленно-производственные;
-туристско-рекреационные.
Механизм ОЭЗ предполагает преференции по ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение администра-
200
150
100
50
143
53
12 I I
2006
2007 2008
Год
Компании-резиденты особых экономических зон РФ, ед.
тивных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным для инвесторов. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусматривает ряд льгот для резидентов этих зон [5]. Резиденты промышленно-производственных зон на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4-20 % снижается налог на прибыль. Кроме этого, ввозимые на территорию ОЭЗ импортные материалы и оборудование не облагаются таможенными сборами. Для технико-внедренческих ОЭЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 до 14 %.
В настоящее время в России уже созданы две производственно-промышленные, четыре технико-внедренческие и семь туристско-рекреацион-ных зон. По состоянию на июль 2009 г. всего в них зарегистрировано 189 компаний. Из них 24 — в про-мышленно-производственных зонах, 144 — в технико-внедренческих, 21 - в туристско-рекреаци-онных. Динамика роста численности предприятий представлена на рисунке. Общий объем заявленных инвестиций — 212 млрд руб. Данные предприятия создали 42 тысячи новых рабочих мест и произвели продукции и услуг на 2,7 трлн руб. [9].
По мнению заместителя председателя Правительства РФ С. Иванова, создание ОЭЗ позволит России «слезть с нефтяной иглы».
Государственная поддержка развития российского венчурного предпринимательства, находящегося в стадии становления, является крайне необходимой. Совершенствование механизмов развития венчурного бизнеса в России должно стать одним из главных приоритетов национальной инновационной политики, так как именно высокорисковый бизнес является мощнейшим рычагом, способным задействовать весь научный потенциал страны и всю ее технологическую мощь.
Анализ государственной политики в области становления институтов, способствующих развитию венчурной индустрии, показал, что основная работа ведется в области создания федеральных и региональных венчурных фондов, построенных на принципах частно-государственного партнерства, а также в области стимулирования инновационной инфраструктуры.
Государственная поддержка и государственное содействие станов-
189
Июль 2009
0
лению и развитию венчурной индустрии в России должны осуществляться на постоянной основе. Для стимулирования венчурных инвестиций необходимо продолжать деятельность в области совершенствования правовых механизмов обеспечения эффективности бюджетного и частно-государственного финансирования, установления системы налоговых льгот и преференций как для инвесторов, так и для инвестируемых компаний, формирования гибкой структуры корпоративного управления с учетом различных по размерам долей участия в венчурных компаниях, защиты прав на интеллектуальную собственность.
Список литературы
1. Долженко И. А. Совершенствование инструментов государственной поддержки инновационной деятельности// Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2008. № 1. С. 68-73.
2. Концепция проекта федерального закона «О венчурной деятельности». URL: http://www.
rvca.ru/File/vc-conception-14-05-2009.pdf.
3. Концепция федерального закона о венчурной деятельности: а нужно ли изобретать велосипед? URL: http://allventure.ru/articles/40/.
4. Лернер Д. Государство должно забыть о том, что венчур — это риск. URL: http://allventure. ru/articles/82/.
5. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ.
6. Правовая среда венчурной деятельности в Российской Федерации. URL: http://www. allventure.ru/lib/get_file/23/.
7. Российская венчурная компания. Официальный сайт. URL: http://www. rusventure. ru/.
8. Скрипкина О. С. Государственная поддержка венчуроориентированных предприятий России как новых организационно-экономических образований // Вестник ТГУ. 2008. № 4. С. 321—325.
9. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. Официальный сайт. URL: http://www.rosoez.ru/.
финансы и кредит
45