Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЯПОНИИ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЯПОНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / АГЕНТСТВО NEXI / СТАГНАЦИЯ ЯПОНСКОЙ ЭКОНОМИКИ / JAPAN / STATE FOREIGN TRADE INSURANCE SYSTEM / NEXI AGENCY / STAGNATION OF THE JAPANESE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ноздрева Раиса Борисовна

В статье раскрываются особенности современной системы страхования внешней торговли Японии. Периодизация развития внешней торговли Японии увязывается с основными этапами экономического развития страны, что послужило основой для организационной и функциональной трансформации и совершенствования системы страхования внешнеторговой деятельности Японии. Дается характеристика построения и функционирования государственного Агентства по страхованию экспорта и инвестиций Японии NEXI (Nippon Export and Investment Insurance). Подчеркиваются положительные результаты реформирования государственной системы страхования внешнеторговой деятельности Японии, что дало возможность отказаться от финансирования страховых операций из бюджета страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING JAPAN’S STATE FOREIGN TRADE INSURANCE SYSTEM

The article deals with the features of the current foreign trade insurance system in Japan. There is correlation between the phases of the country’s foreign trade development and the major stages of its economic growth underpinning the structural and operational changes and, thus, improvement of the Japanese foreign trade insurance system. The structure and activities of the state-owned export credit agency NEXI (Nippon Export and Investment Insurance) are defined in the article. The positive effects of the foreign trade insurance system transformation in Japan, which enabled the government to withdraw from budgeting for insurance operations, are emphasized.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЯПОНИИ»

Реформирование системы государственного страхования внешней торговли Японии

УДК 368 : 339.5 Раиса Борисовна НОЗДРЕВА,

ББК 65.271 : 65.428 заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук,

профессор, МГИМО (У) МИД России (119454, Россия, Москва, Проспект Вернадского, 76) - профессор кафедры менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности им. И.Н. Герчиковой, E-mail: svn200505@rambler.ru

Аннотация

В статье раскрываются особенности современной системы страхования внешней торговли Японии. Периодизация развития внешней торговли Японии увязывается с основными этапами экономического развития страны, что послужило основой для организационной и функциональной трансформации и совершенствования системы страхования внешнеторговой деятельности Японии. Дается характеристика построения и функционирования государственного Агентства по страхованию экспорта и инвестиций Японии NEXI (Nippon Export and Investment Insurance). Подчеркиваются положительные результаты реформирования государственной системы страхования внешнеторговой деятельности Японии, что дало возможность отказаться от финансирования страховых операций из бюджета страны.

Ключевые слова: Япония, государственная система страхования внешней торговли, агентство NEXI, стагнация японской экономики.

Reforming Japan's State Foreign Trade Insurance System

Raisa Borisovna NOZDREVA,

Honored Scientist of Russian Federation, Doctor of Economics, Рrofessor, Moscow State Institute of International Affairs (MGIMO University) (76, Vernadskogo Prosp., Moscow, 119454) - Рrofessor of the Gerchikova Department of Management, Marketing and

Foreign Economic Асtivities, E-mail: svn200505@rambler.ru

Abstract

The article deals with the features of the current foreign trade insurance system in Japan. There is correlation between the phases of the country's foreign trade development and the major stages of its economic growth underpinning the structural and operational changes and, thus, improvement of the Japanese foreign trade insurance system. The structure and activities of the state-

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

7 Q

owned export credit agency NEXI (Nippon Export and Investment Insurance) are defined in the article. The positive effects of the foreign trade insurance system transformation in Japan, which enabled the government to withdraw from budgeting for insurance operations, are emphasized.

Keywords: Japan, state foreign trade insurance system, NEXI agency, stagnation of the Japanese economy.

Внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность связаны с повышенным риском, который проистекает из особенностей политической, экономической, финансовой, правовой и кросс-культурной ситуации страны-партнера, а также из значительных масштабов трансграничных бизнес-проектов и внешнеторговых сделок в стоимостном и физическом выражении и относительно длительном горизонте их реализации. Это в значительной степени повышает заинтересованность частных страховых компаний в страховом сопровождении таких операций со стороны государства и в различных формах содействия развитию экспорта компаний, в том числе в виде систем правительственных гарантий, а также страхования на базе государственных и/или полугосударственных организаций. В то же время государственное страхование является одним из средств поддержки частного страхования, осуществляя перестрахование коммерческой деятельности компаний.

Система страхования внешней торговли как одно из направлений стимулирования и поддержки внешнеэкономической деятельности японских компаний была принята правительством Японии в 1950 году в рамках политики поощрения экспорта1. В результате, впоследствии в течение пятидесяти лет программа разрабатывалась и реализовывалась непосредственно правительством Японии, в частности Министерством внешней торговли и промышленности (MITI)2, играя значительную роль в расширении японского товарного экспорта и развитии зарубежной экономической деятельности японских компаний.

Роль страхования внешней торговли Японии и японского экспорта усилилась в последние десятилетия, когда на внешних рынках активно проявляется ситуация турбулентности и неопределенности. В этих условиях Япония наряду с созданием и активизацией деятельности производственных и сбытовых компаний за рубежом, развитием локального производства на основе концепции цепочек стоимости и с использованием японских технологий вынуждена обеспечивать более благоприятные условия для японских экспортных компаний путем снижения их возможных рисков во внешнеэкономической деятельности, в том числе и за счет эф-фективвной системы страхования. В середине 2010-ых гг. экспортное страхование покрывало около 18% экспортных контрактов Японии3 и в настоящее время этот показатель практически сохранился на прежнем уровне.

Страхование внешней торговли в Японии отличается от других видов страхования прежде всего тем, что придерживается принципа непокрытия физического

^ 8

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

ущерба, тогда как в основе обычного страхования лежит принцип его покрытия4. В то же время государственное страхование внешней торговли и зарубежных инвестиций охватывает риски в случаях, когда происходит невыплата экспортных поступлений или когда компания несет финансовые потери при инвестировании.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКОЙ ЭКОНОМИКИ КАК НАВИГАТОР МАРШРУТИЗАЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ

В течение длительного времени после Второй мировой войны развитие японской внешней торговли заметно превышало темпы роста ВВП и промышленного производства, что указывало на заметный вклад этого фактора в экономическое процветание страны. Вместе с тем, развитие внешнеторговых операций Японии характеризовалось заметной неравномерностью, вызванной как конкретными этапами трансформации японской экономики и, в особенности, промышленности, так и мировой торговли.

Следует отметить, что после бурного развития японской экономики в послевоенное время, когда Япония достигла рекордных показателей экономическоо роста, создав образец «экономического чуда» для целого ряда стран мира, с начала 1990-ых гг. экономические проблемы в Японии существенно обострились и стала развиваться перманентная экономическая стагнация, основу которой создал кризис в связи с т.н. «мыльным пузырем» высоких цен на землю и недвижимость и плохими долгами японских банков.

Тридцатилетняя стагнация японской экономики, которую по глубине можно сравнить с великой депрессией США, явилась результатом проявления структурных и системных изъянов японской модели развития, фундаментально отличающейся от обновленной американской и западноевропейской модели, а также повышенной турбулентности в период процесса дерегулирования экономики Японии, сильных колебаний национальной валюты, дефляцией, а также определенной изоляции страны из-за ограничения доступа в Японию иностранных товаров и капиталов.

Резкое торможение хозяйственной динамики (темпы ВВП в 1990-2019 г. составляли в среднем менее 1%) было сопряжено с воздействием в основном двух главенствующих факторов. Первый - исчерпание ресурсов экстенсивных методов роста и второй - изменение внешних условий, предопределенное формированием нового мирохозяйственного порядка и трансформацией процесса глобализации экономических систем.

Развитие длительного периода спада японской экономики также не смогли остановить меры японского правительства, сформулированные в соответствующих общегосударственных социально-экономических планах развития, в том числе и «Плане трех стрел Абэ».

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

9 0

Таблица 1

Темпы экономического развития Японии 1992- 2019 гг.

(плановые и фактические показатели)5

Название плана и срок его действия (финансовые годы) Цели ВВП (среднегодовые темпы роста в %)

план факт

Пятилетний план создания державы благосостояния (1992-1996 гг.) Значительное повышение жизненного уровня 3,5 0,1

Экономический и социальный план структурной реформы (1996-2000 гг.) Осуществление кардинальной реформы экономической и социальной структуры страны 3,0 0,5

План преодоления стагнации (2004 -2008 гг.) Борьба с падением темпов роста 3,1 0,4

Антикризисный план (2008-2012 гг.) Меры преодоления глобального финансово-экономического кризиса 3,4 0,4

План оживления экономического роста С.Абэ «План трех стрел» (2013 - н.в.) Меры содействия темпам экономического развития. Первая стрела-масштабное монетарное стимулирование. Вторая стрела - гибкая бюджетная политика,Третья стрела -структурная перестройка (стратегия роста). 3,2 0,6

Таким образом в последние десятилетия в Японии наблюдается ярко выраженная стагнация японской экономики, что во многом определило основные направления развития внешней торговли и реформирования японской страховой системы.

КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ХАРАКТЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЯПОНИИ

Характер и формы развития японской внешней торговли корреспондируются с основными изменениями в экономике Японии и во многом определяют участие страны в международном разделении труда, ее позиции на мировом рынке товаров и услуг, динамику и структуру экспорта товаров и капитала.

^ 10

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

В 1960-80-ые годы активное развитие внешней торговли позволило Японии преодолеть ограниченность собственных ресурсов и обеспечить быстрое развитие промышленного, научно-технического и трудового потенциала. Однако в последующем соперничество на мировых товарных рынках постепенно перемещалось из традиционных в наукоемкие отрасли, создавая серьезные препятствия для дальнейшего развития экспортной деятельности японских компаний. Существенным тормозом на пути развития японского экспорта также стала ограничительная деловая практика со стороны развитых стран, особенно США, применяемая в отношении ведущих позиций японского экспорта. К наиболее действенным в период 1990-ых годов относятся соглашения картельного типа, получившие название «добровольное квотирование», направленное на ограничение доли продаж японских товаров на рынках ведущих развитых стран.

В географической направленности внешней торговли Японии происходят изменения, свидетельствующие о дальнейшем усилении позиций развитых промышленных стран и стран Азии, в то время как доля других стран-партнеров существенно снизилась. Предпринимаемые Японией меры по диверсификации экспортной направленности не принесли ощутимых результатов. Наблюдается значительное выдвижение Китая, что создало жесткую конкуренцию Японии на мировых рынках.

Существенное влияние, особенно по экспорту японских товаров, оказала продолжающаяся структурная перестройка японской экономики, ведущая в конечном итоге к усилению роли внутреннего спроса как ведущего фактора, определяющего экономический рост страны. Соответственно, это привело к ограничению значения внешнеторговых связей в формировании валового национального продукта страны, что отрицательно сказалось на объеме и темпах роста внешней торговли как по экспорту, так и по импорту.

Таблица 2

Внешняя торговля Японии6 (1995-2019 гг., млн долл, %)

Годы Экспорт Импорт Сальдо Темп роста экспорта Темп роста импорта

1995-1999 гг. 2 083 783 1 616 154 467 629 -1 -1

2000-2004 гг. 2 336 421 1 903 640 432 781 7 9

2005-2009 гг. 3 318 722 3 030 429 288 293 2 6

2010 г. 769 773 694 052 75 721 33 26

2011 г. 822 564 854 998 - 32 434 -3 23

2012 г. 798 620 886 036 - 87 416 -11 4

2013 г. 714 613 832 343 -117 730 -3 -6

2014 г. 690 213 812 222 -122 009 -9 -2

2015 г. 624 801 647 990 - 23 189 3 -20

2016 г. 644 933 606 971 37 962 8 -6

2017 г. 698073 671 183 26 890 1 11

2018 г. 678543 772721 -94178 -3 -15

2019 г. 650334 750215 -99881 -10 -10

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

11 ^

Глобальный финансово-экономический кризис 2008-2011 гг. усилил неблагоприятные факторы международного и внутреннего порядка для развития внешней торговли Японии, к которым прежде всего следует отнести общее сокращение в этот период стоимостного объема международной торговли, восстановление которой происходило медленными темпами. Также в этот период на мировом рынке отмечается застой в спросе на товары длительного пользования и промышленное оборудование, замедление развития систем цепочек глобального создания стоимости, а также увеличение логистических и транспортных расходов. В то же время в современный период усиливаются опасения относительно возникновения новых рисков замедления международной торговли из-за усиливающихся торговых трений США с КНР, что не могло не сказаться на перспективах развития внешней торговли.

Замедление темпов развития японского экспорта, которое привело к снижению его доли в мировой торговле с 6% в 2008 г. до 4% в 2019 г.7, во многом определялось снижением конкурентоспособности японской промышленности в ряде отраслей, определяющих научно-технический прогресс, и, в первую очередь, П1 технологий, при сравнительно слабом спросе на продукцию общего и транспортного машиностроения, где Япония сохраняет высокие сравнительные конкурентные преимущества.

Страны Восточной Азии догоняют Японию по целому ряду новых технологически емких товаров, постепенно размывается неценовая конкурентоспособность японской продукции. В последние годы структурные реформы в Японии и некоторая девальвация иены способствовали определенному восстановлению этой группы товаров, но слабый глобальный фиксированный инвестиционный спрос, несмотря на сравнительные преимущества, ограничивает рост этих сегментов японского экспорта8.

В столь сложный период экономического развития правительство Японии стало активно проводить политику реформирования системы государственного регулирования и стимулирования экономической и внешнеэкономической сферы. В том числе это затронуло и систему государственного страхования экспорта и зарубежных инвестиий, цель преобразования которой заключалась в повышении эффективности организационной структуры и финансовых механизмов ее осуществле-

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЯПОНИИ

В связи с вышесказанным в значительной степени обостряется задача развития и совершенствования японской системы государственной поддержки и стимулирования экспорта и зарубежных инвестиций, что, в частности, нашло выражение в коренном преобразовании организаинной структуры и технологий страхования внешнеэкономических рисков.

^ 12

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

С 1950 г. до 2000 г. страхование внешнеэкономической деятельности Японии осуществлялось в рамках Министерства внешней торговли и промышленности, за что отвечал Департамент страхования экспорта, импорта и инвестиций (EID) и Японская организация страхования внешней торговли и инвестиций (JTIO). Однако такая система не давала финансово-экономической эффективности и средства на страхование и покрытие убытков, фактически, полностью заимствовались из государственного бюджета.

В 2001 г. в целях оптимизации и повышения эффективности государственного страхования японской внешнеэкономической деятельности была создана специальная организация в форме объединенного административного агентства NEXI - Nippon Export and Investment Insurance Agency, которое было выделено из Министерства внешней торговли и промышленности и получало большую степень самостоятельности и ответственности.

Подчеркивая важность системы государственного страхования внешней торговли и зарубежного инвестирования Японии, а также испытывая острую необходимость совершенствования этой системы и приведения ее в соответствие с изменившимися внешними и внутренними условиями развития, все операции, связанные с программой страхования экспорта и зарубежных инвестиций, которые ранее были в компетенции Департамента страхования экспорта, импорта и инвестиций Министерства внешней торговли и промышленности, стали проводиться этим агентством самостоятельно на основе Общих правил Объединенного административного агентства (NEXI) и Закона о страховании торговли и инвестиций Японии.

Что же касается функций японского правительства, то оно в лице Министерства экономики, торговли и промышленности продолжало отвечать за общее планирование в этой области и проведение переговоров между странами в рамках внешнеэкономической политики государства. Кроме того, в системе министерства продолжала функционировать Японская организация по страхованию торговли и инвестиций (JTIO) , которая до 2008 г. наряду с NEXI занималась вопросами страхования внешнеэкономической деятельности Японии, особенно в части аналитической, научно-иследовательской и методической работы. JTIO разрабатывала рекомендации по общей модернизации системы страхования, по использованию методик страхования в отношении основных регионов зарубежной деятельности, анализировала возникающие риски, в том числе и для отдельных стран, исследовала кредитоспособность стран и организаций-заемщиков.

После упразднения в 2008 г. этой организации аналитические функции подготовки исследовательских материалов по контрактам, материалов по оценке рисков страхования, а также аналитических докладов и предложений по совершенствованию японской системы и отдельных механизмов страхования полностью перешли к NEXI, которая стала обеспечивать также весь спектр услуг по разработке и подписанию страховых соглашений и вести переговоры по основным направлениям

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

13 Q

международного сотрудничества в части страхового сопровождения9. Таким образом, КЕХ1 с 2008 г. помимо ранее возложенных на нее обязанностей стала уполномочена выполнять в том числе исследовательскую и аналитическую работу по вопросам страхования товарного экспорта Японии и ее зарубежных инвестиций.

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АГЕНТСТВА ПО СТРАХОВАНИЮ ЭКСПОРТА И ИНВЕСТИЦИЙ ЯПОНИИ

В настоящее время осуществляется частичная коммерциализация деятельности КЕХ110, предусматривающая передачу ей больших прав в отношении ведения финансовой политики, определения размеров и видов страхования политических и коммерческих рисков. Так, в апреле 2017 г. в целях повышения финансово-экономической эффективности государственного страхования внешнеэкономической деятельности агентство КЕХ1 из объединенного административного органа было преобразовано в стопроцентную государственную специализированную страховую корпорацию, в которой была создана система менеджмента по аналогии с коммерческими организациями, что способствовало значительному повышению экономической и финансовой эффективности ведения страхового дела.

Эта трансформация была направлена на повышение гибкости, эффективности и мобильности управления страховым бизнесом Японии в сфере внешнеэкономической деятельности, а также на дальнейшее развитие связей КЕХ1 с министерствами экономического профиля с тем, чтобы лучше соответствовать общей линии правительственной политики страны.

Одновременно был ликвидирован действовавший ранее Специальный счет для торгового перестрахования, а все активы и обязательства на счете перешли к реформированной структуре - «новой» КЕХ1. Предусматривалось, что в случае чрезвычайной ситуации, если КЕХ1 сталкивается с трудностями в финансировании, правительством будут приниматься меры в соответствии с предписаниями Закона о страховании внешней торговли и инвестиций для обеспечения обязательств по выплате страховых требований.

Был предпринят ряд мер, направленных на укрепление основ этого акционерного общества, определяющих управление на уровне топ-менеджмента, в частности путем создания Совета директоров, Наблюдательного, Ревизионного советов и других подразделений, предусмотренных Законом о компаниях. Таким образом организационная структура агентства КЕХ1 была выстроена по аналогии с обычной акционерной коммерческой компанией.

В рамках процесса коммерциализации госкорпорации КЕХ1 была разработана бизнес-программа повышения эффективности управления организацией, ориентированная на среднесрочную и долгосрочную перспективу в целях улучшения

^ 14

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

обслуживания клиентов и расширения списка рисков, по которым организация осуществляет страховое покрытие. Стали публичными элементы финансовой отчетности, такие как балансы и отчеты о прибылях и убытках, подготовленные в соответствии с принципами бухгалтерского учета, используемыми частными компаниями, а также другая информация, относящаяся к менеджменту компании. И в целом, была повышена прозрачность системы управления организацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При осуществлении торгового и инвестиционного страхования проектов стали полнее учитываться экологические и социальные последствия их реализации. В управлении персоналом в NEXI была введена гибкая система назначения сотрудников на должность.

В связи с распространением COVID-19 во внешней торговле Японии резко возросло число страховых случаев. В первую очередь, оказался затронутым малый и средний бизнес Японии, в котором ощущается нехватка капитала и оборотных средств. К тому же в связи с нарушением системы платежей стали возникать неплатежи по средним компаниям, участвующим в глобальных цепочках стоимости.

ОЦЕНКА ИТОГОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯПОНИИ

Основные показатели страхования экспорта, внешней торговли и инвестиций в Японии свидетельствуют об относительной сбалансированности доходов и расходов в среднесрочной и долгосрочной перспективе при концентрации большей суммы платежей по претензиям на определенных временных периодах. До создания NEXI, например, в первой половине 1990-х годов, заимствования из бюджета составляли наибольшую сумму - около 700 млрд иен11, что было вызвано в основном долговым кризисом в странах Латинской Америки, распадом Советского Союза, ситуацией на Ближнем и Среднем Востоке и кризисом в Персидском заливе. В дальнейшем эта сумма сокращалась и с конца 1999 фин.г., с началом деятельности Японской госкорпорации по страхованию экспорта и инвестиций NEXI, которая строила свою работу на принципах коммерциализации, правительственные займы перестали использоваться. В этом отношении опыт Японии по реформированию и совершенствованию организационных форм системы страхования ее внешнеэкономической, и в частности внешнеторговой, деятельности представляется важным и имеющим большое значение для определения путей совершенствования аналогичных систем в других странах, в том числе и в России.

Таблица 3

Основные показатели деятельности NEXI 2010-2019 гг.12 (млрд иен, фин.г.)

1990 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Поступления от страховых премий 44,8 34,4 37,7 36,2 40,6 74,6 51,2 24,5 72,8 31,9

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

15 Q

1990 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Страховое возмещение 38,7 15,6 17,7 24,0 31,4 35,7 40,9 44,5 31,3 31,1

Страховые требования 198,6 8,6 8,4 4,4 12,2 3,1 22,4 7,8 19,2 33,5

Финансирование из бюджета 369,8 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Географическое распределение страховых обязательств NEXI соответствует общим направлениям внешнеэкономических связей Японии и определяется оценкой организацией страховых рисков. Основная доля - 49,5% приходится на страны Азии, за ними следуют страны Центральной Америки - 9,0% и европейские страны - 8,9%.

В 2017 фин.г. общая сумма обязательств NEXI по страхованию составила около 7,3 трлн иен, увеличившись на 15,2% по сравнению с предыдущим периодом вследствие увеличения японского экспорта в условиях относительно благоприятного развития мировой экономики. Однако в 2018 фин.г. этот показатель сократился на 13,9% и равнялся 6,3 трлн иен.

Несмотря на определенное снижение страхования экспортных кредитов с 87% в 2013 фин.г. до 81% в 2018 фин.г., 13 определяющая доля по-прежнему приходится на этот показатель. Данный вид страхования собственно товарного экспорта, посреднической торговли и технического сотрудничества покрывает убытки, связанные с невыполнением экспортного контракта, или несвоевременную оплату счетов вследствие форс-мажорных обстоятельств, таких как войны, революции, ограничения на импорт, стихийные бедствия. Он включает также банкротство или дефолт контрагента при осуществлении экспортного контракта. Другие виды страхования NEXI по объемам составляют меньшую сумму.

В целях оптимизации процесса возмещения убытков в результате возникновения страховых случаев NEXI помимо конкретизации и проверки результатов деятельности вводит систему РБСЛ, широко используемую в компаниях Японии для решения производственных и финансовых проблем и поставленных задач. РБСЛ является алгоритмом действий, включающим планирование, установление целей и процессов выполнения запланированных работ, контроль результатов на основе ключевых показателей, выявление отклонений и внесение корректировок, принятие мер по достижению результатов в соответствии с запланированным ростом, осуществление сответствующих изменений в планировании и распределении ресурсов.

^ 16

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

Дальнейшее укрепление системы страхового возмещения связано с использованием внешних ресурсов, в частности, с привлечением правительственных каналов зарубежных стран, чтобы правительства и правительственные организации иностранных государств более активно участвовали в совместном страховании взаимной торговли и принимали на себя часть просроченных долгов. Для реализации операций по взысканию кредиторской задолженности, которые были переданы на страну партнера, делается обычной практикой проведение инспекции коллектор-ских агентств по текущим контрактам и исследования систем возмещения убытков через экспортные агентства соответствующих стран.

ЯПОНСКО-РОССИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ СТРАХОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Определенное развитие получило сотрудничество между организациями по страхованию внешней торговли России и Японии. В 2016 г. было заключено Соглашение страхового Агентства NEXI и Российского агентства по страхованию экпортных кредитов и инвестиций о краткосрочном перестраховании японско-российской торговли. В соответствии с Рамочным соглашением о поддержке внешнеэкономической деятельности японских компаний в России в 2017 г. было подписано Соглашение о перестраховании с целью реализации совместного проекта по поддержке экспортных поставок дочерних предприятияй японских автопроизводителей, осуществляющих сборочное производство автомобилей на территории России.

NEXI также является страхователем кредита в 150 млн долл., предоставленного Альфа-Банку совместно Японской банковской корпорацией Sumitomo Mitsui Banking Corporation (SMBC) и Японским банком международного сотрудничества. В рамках партнерства Японского банка международного сотрудничества с SMBC Альфа-Банку предоставляется указанная сумма на срок от двух до семи лет, что позволит ему финансировать в том числе и длинные инвестиционные проекты. Кредитные средства могут быть предоставлены на различные цели, включая закупку товаров и оборудования японского производства, финансирование российско-японских контрактов и проектов, пополнение оборотного капитала заемщиков. При этом SMBC готов выдавать кредиты в долларах, евро и японских иенах. Альфа-Банк, в свою очередь, сможет осуществлять финансирование как в указанных валютах, так и в российских рублях, причем предоставлять кредиты организациям, имеющим как импортные, так и экспортные контракты с японскими контрагентами или их российскими подразделениями.

В июле 2019 г. NEXI приняло решение об обеспечении инвестиционного страхования консорциума Мицуи и японской государственной корпорации JOGMEC в размере 10% акционерного капитала российского проекта Арктик СПГ 214.

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

17 Q

Кроме того, Японским банком международного сотрудничества при поддержке страховой государственной компании NEXI предусмотрено финансирование российских компаний, реализующих сделки с японскими экспортерами напрямую. Развивается также страхование японского малого и среднего бизнеса.

Данные факты свидетельствуют о желании Японии обеспечивать национальным экспортерам благоприятные условия развития экспорта в нашу страну.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 https://www.nexi.go.jp/en/corporate/trade.html (Дата обращения: 12.02.2020)

2 Примечание: Министерство внешней торговли и промышленности (MITI) в 2001 г. было преобразовано в Министерство экономики, торговли и промышленности - (METI)

3 Armstrong Shiro and Drysdale Peter. Japan's Foreign Economic Policy Strategies and Economic Performance, Columbia University Center on Japanese Economy and Business, October 2014, No. 340. p. 57 www.gsb.columbia.edu/cjeb/research (Дата обращения: 20.03.2020)

4 Примечание: Морское страхование, которое также связано с внешней торговлей, покрывает убытки, понесенные от уничтожения или повреждения экспортируемых или импортируемых грузов во время рейса. Например, возмещение потерь, когда груз полностью уничтожен или поврежден, поскольку судно затонуло или было уничтожено пожаром в пути.

5 Ноздрева Р.Б. Рыночная экономика и государственное планирование: зарубежный опыт. Вестник МГИМО - Университета, 2015, № 6 (45) с.219

6 International Monetary Fund, June 2020, FCR; World Trade Organization, July 2020.

7 White paper on International Economy and Trade, 2019. Tokyo, METI 2020

8 JETRO Global Trade and Investment Report 2019, July 30, 2020, JETRO Overseas Research Department, pp.4-7

9 Japan's Insurance Market, 2018 Toa Reinsurance Company, Limited URL: https://www. toare.co.jp/english/html/pdf/2019_insurance.pdf(Дата обращения: 12.02.2020)

10 Nippon Export and Investment Insurance Corporation. Annual Report,2018.Tokyo,2019 pp.8-12

11 Cooper William H., Manyin Mark E. Japan Joins the Trans-Pacific Partnership: What Are the Implications? Congressional Research Service, August 13, 2013

12 Nippon Export and Investment Insurance. Annual Report. 2017. 2018 URL: https://www. nexi.go.jp/en/publications.html.( Дата обращения 15.06.2020.)

13 Nippon Export and Investment Insurance. Annual Report. 2017. https://www.nexi.go.jp/ en/publications.html. (Дата обращения 15.06.2020)

14 Коммерсант №112 1.07.2020 с.9

БИБЛИОГРАФИЯ:

Ноздрева Р.Б. Рыночная экономика и государственное планирование: зарубежный опыт. // Вестник МГИМО - Университета, 2015, № 6 (45) с.216-224 (Nozdreva R.B. Rynochnaya e'konomika i gosudarstvennoe planirovanie: zarubezhnyj opyt. // Vestnik MGIMO -Universiteta, 2015, № 6 (45) s.216-224)

^ 18

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2020

Armstrong Shiro and Drysdale Peter. Japan's Foreign Economic Policy Strategies and Economic Performance, Columbia University center on Japanese economy and business, October 2014 No. 340. p. 57 www.gsb.columbia.edu/cjeb/research (Дата обращения: 20.03.2020)

Cooper William H., Manyin Mark E. Japan Joins the Trans-Pacific Partnership: What Are the Implications? Congressional Research Service, August 13, 2013 International Monetary Fund, January 2002, June 2020, FCR

Japan's Insurance Market, 2018 Toa Reinsurance Company, Limited URL: https://www.toare. co.jp/english/html/pdf/2019_insurance.pdf (Дата обращения: 12.02.2020)

JETRO Global Trade and Investment Report 2019, July 30, 2020, JETRO Overseas Research Department, pp.4-7

Gatti S. Project Finance in Theory and Practice. Designing, Structuring, and Financing Private and Public Projects 3rd Edition: Academic Press, 2008, 634 p.

Mayer Hannah. Political risk insurance and its effectiveness in supporting private sector investment in fragile states/ May 2018 URL: https://www.theigc.org/wp-content/uploads/2018/05/ Political-risk-insurance.pdf(Дата обращения: 12.05.2020)

Nippon Export and Investment Insurance. Annual Report. 2017, 2018 Tokyo 2020 URL: https://www.nexi.go.jp/en/corporate/trade.html (Дата обращения: 15.06.2020)

Papanastasiou Thomas Nektarios. The Legal Protection of Foreign Investments against Pol-itacak Risks. 2015/URL: https://books.google.ru/books?isbn=1610273125 (Дата обращения : 2.04.2020)

Shan Wenhua. The Legal Protection of Foreign Investment: A Comparative Study. Hart Publishing; 2012, 755 p.

Urata Shujiro. Japan's Trade Policy / Policy Research Institute, Ministry of Finance, Japan, Public Policy Review, Vol.10, No.1, March 2014, 1/ URL: https://www.mof.go.jp/english/pri/ publication/pp_review/ppr024/ppr024a.pdf (Дата обращения : 20.05.2020) White paper on International Economy and Trade, 2019. %kyo, METI 2020 World Trade Organization, July 2020.

8 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

19 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.