Хошобина Н. А.
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЯПОНИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ АКТОВ
10.5. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЯПОНИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ АКТОВ1
Хошобина Нина Александровна, аспирант
Место учебы: Российский университет дружбы народов
Аннотация: автором данной статьи предпринята попытка проанализировать современное законодательство Японии об инвестициях, поскольку вопрос законодательного регулирования отношений в сфере инвестирования является весьма актуальным в любые времена.
Ключевые слова: Япония, иностранные инвестиции, биржа, законы.
JAPANESE INVESTMENT LAW: A RETROSPECTIVE REVIEW OF SOME FUNDAMENTAL ACTS
Khoshobina Nina A., post-graduate
Study place: Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)
Annotation: the author of this article attempts to analyze the current legislation of Japan on investment, as the question of legislative regulation of relations in the field of investment is very relevant at any time.
Keywords: Japan, investment, stock exchange, legal acts.
На сегодняшний день в Японии действует 9 фондовых бирж, из которых Токийская фондовая биржа (Tokyo Stock Exchange) входит в топ-20 крупнейших фондовых бирж мира,
л ч 2
занимая 4 место в рейтинге , согласно проведенным исследованиям 3, Япония находится в Топ-3 мирового рейтинга крупнейших иностранных инвесторов, тем не менее, Япония является государством с незначительным влиянием иностранного капитала в национальной экономике и прямые иностранные инвестиции (далее - ПИИ) в стране остаются на достаточно низком уровне, и она сама не входит в число 20 крупнейших получателей ПИИ. Это свидетельствует о резкой диспропорции доли участия японских транснациональных корпораций на рынке инвестиций и защите внутреннего рынка от вмешательства иностранных конкурентов. Несмотря на это, Япония является участником таких международных межправительственных организаций, как Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития, а также принимает участие в Региональном всестороннем экономическом партнерстве и Транс-Тихоокеанском партнерстве, поэтому так или иначе отчасти внутренний японский рынок открыт инвестициям.
Причина такой ситуации в ряде обстоятельств, среди которых и то, что после окончания Второй Мировой войны Япония
1 Статья подготовлена в ходе работы по гранту РФФИ 2018 г. на тему «Общие черты и национальные особенности гражданско-правового регулирования инвестиционной деятельности в России, КНР, Японии и Южной Корее при реализации интеграционных проектов «энергетического кольца», зоны свободной торговли и развития Дальнего Востока» (проект 18-011-00745 А, грантополучатель и научн. рук. - д.ю.н., проф. Беликова К.М.).
2 Biggest Stock Exchanges in The World. URL: https://www.worldatlas.com /articles/biggest-stock-exchanges-in-the-world.html (дата обращения: 20.07.2018)
3 См., например Беликова К.М. Инвестиционная стратегия Японии. // Право и политика. - 2018. - № 7. - C. 47-62.
4
находилась в тяжелейшем экономическом кризисе , который государство намеревалось урегулировать за счет полной концентрации на внутреннем рынке при минимальном выходе «во вне». При этом режим сбережения был направлен на накопление капитала в Японии, улучшение экономического состояния страны.
Первыми законодательными актами в сфере инвестирования являются нормы, установленные после окончания войны. Так, в 1949 г. был принят Закон «О регулировании валютных операций и внешней торговли» (Foreign Exchange and Foreign Trade Law) № 228 от 01.12.1949 г.5, занимающий центральное положение среди нормативно-правовых актов, регулирующих сферу инвестирования в Японии. Этим Законом вводились ограничения по импорту, а также высокие таможенные пошлины6.
Структура данного акта такова: он включает в себя 73 статьи, объединенных в 9 глав. В главе 1 содержатся общие положения, в том числе, используемые понятия и условия регулирования внешнеторговых отношений. В силу ст. 1 указанного Закона целью нормативно-правового акта провозглашается установление свободного распространения иностранной валюты, осуществление финансовых операций с участием иностранных лиц для поддержания мира и безопасности в Японии посредством минимального контроля финансовых операций и выстраивание баланса между международной торговлей и стабильностью национальной валюты.
4 Торкунов А.В. Российско-японские отношения в формате параллельной истории: коллективная монография. - М. : МГИМО-Университет, 2015. - С. 101.
5 См. по адресу http://www.cas.go.jp/jp/seisaku/hourei/data/FTA.pdf (дата обращения: 20.07.2018)
6 См. подробнее: Маркарьян С.Б. Импортозамещение в аграрном сек-
торе Японии. // Японские исследования. - 2017. - № 1. - С. 47.
Проблемы экономики и юридической практики
5'2018
По смыслу указанного акта под прямыми иностранными инвестициями понимаются транзакции, которые включают в себя приобретение акций или собственного капитала корпорации в Японии в обмен на ценные бумаги или же передачу акций или капитала корпорации-нерезиденту для получения последним возможности осуществлять управление и контроль за деятельностью японского предприятия.
Иностранными инвесторами являются лица, которые не являются резидентами Японии. Это могут быть юридические лица, учрежденные в соответствии с иностранным законодательством, главный офис которых находится за рубежом, а также юридические лица, большинство голосующих акций которых принадлежат нерезидентам. Также иностранными инвесторами признаются юридические лица, управляющие органы которых (президент, генеральный директор, иные должностные лица) являются нерезидентами.
Закон, с одной стороны, устанавливает возможность осуществления финансовых операций с участием иностранных лиц, а также регулирует инвестиционную деятельность, с другой стороны, устанавливает жесткие ограничения со стороны государства по осуществлению деятельности, связанной с инвестированием.
В 1950 г. был принят Закон «О страховании торговли и инвестициях» (Trade Insurance and Investment Act) № 67 от 31.03.19507, направленный на содействие развитию здоровых внешнеторговых отношений путем формирования системы страхования для недопущения возможных рисков. Закон включает в себя 5 глав и 137 статей, определяющих порядок осуществления страхования в сфере торговли и инвестирования.
В силу главы 2 этого закона учреждается Японское агентство страхования экспорта и инвестиций (Nippon Export and Investment Insurance, NEXI8), являющееся государственным органом и призванное осуществлять эффективное страхование внешнеторговой деятельности. Деятельность NEXI направлена на совершение любых операций, связанных со страхованием любых внешнеторговых операций, в том числе перестрахование обязательств, взятых стороной по международному соглашению. Агентство может выступать в качестве страхователя не только в отношениях с частными лицами, но также и с госу-
9
дарством . Агентство подотчетно Министерству экономики, торговли и промышленности Японии, однако, обладает высокой степенью автономии, что выражается в страховании не только экономических, но и политических рисков.
Важным актом, регулирующим инвестиционную деятельность, является Закон Японии «Об экспортной и импортной торговле» (Export and Import Trading Law) № 229 от 05.08.1952. Этот нормативно-правовой акт предоставляет неограниченные полномочия Правительству Японии для вмешательства в широкий спектр внешнеэкономических вопросов10. Представляется, что именно предоставление государственным органам полномочий осуществлять вмешательство в финансовые от-
ношения, в том числе экспорт и импорт, оказали определяющее воздействие на степень вовлеченности Японии в международный торговый оборот, а также осуществление политики протекционизма.
В рамках осуществления контроля за инвестициями была учреждена Японская внешнеторговая организация ДЖЕТРО (Japan External Trade Organization)11 - административное учреждение, сформированное в 1952 г. рамках Министерства экономики, торговли и промышленности Японии. Лишь в 2003 г. ДЖЕТРО получило статус независимого административного учреждения. Первоначально она была направлена на развитие экспорта Японии, но впоследствии получила полномочия в сфере сотрудничества с иностранными партнерами.
В 1957 г. был принял Закон «Об инспекции экспорта» (Export Inspection Law) № 97 от 02.05.195712, в соответствии с которым вводилась эффективная система контроля над экспортом, направленная на недопущение на рынок определенных товаров с целью улучшения положения национальных производителей.
Несмотря на положения этих актов, а также активное участие Японии в международных соглашениях и организациях - Япония стала участницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) 1947 г., а также вступила в Международный валютный фонд (далее - МВФ), что номинально устанавливало снижение тарифов для всех участников соглашения, но фактически экономика Японии все еще была закрыта, -степень ее участия в международном торговом обороте оставалась незначительной.
Наиболее известный феномен последней четверти ХХ в. - так называемое японское экономическое чудо (экономический бум),13 - стал возможен на основе внутреннего сосредоточения ресурсов и недопущения вмешательства в экономику Японии, показавших серьезные результаты в виде роста экономики более, чем на 10% ежегодно. Этот результат поддерживался более 10 лет, однако постепенно эффективность проводимого политического курса стала снижаться, что обусловило необходимость включения Японии в международный рынок товаров и услуг, тут и пригодились членства в международных организациях и договорах. Так, членство Японии в ВТО в 1995 г. стало основой для подписания многих международно-правовых актов, в том числе соглашения ГАТТ 1994 г., направленного на повсеместное снижение таможенных тарифов для участников ВТО, а также обусловило заключение многочисленных двусторонних соглашений об экономическом партнерстве (напр., Соглашение об экономическом партнерстве Японии с ЕС14). Снижение таможенных тарифов нашло выражение, в частности, в том, что для развивающихся стран предусматриваются пошлины в размерах согласно подобным международным соглашениям, либо может устанавливаться преференциальный (льготный) тариф.
7 См. по адресу http://www.japaneselawtranslation.go.jp /law/detail_download/?ff=09&id=2077_(дата обращения: 20.07.2018)
8 См. по адресу https://www.nexi.go.jp/en/index.html_(дата обращения: 20.07.2018)
9 Abe T. The History & Significance of Japan's Trade & Industrial Policy - a Case Study of Trade Friction at the End of the 20th Century. // Economic History. - 2017. - № 12. - P. 50.
10 Цит. по: Мирзоев Д.М. Финансово-кредитный инструментарий стимулирования экспорта в Японии. // Финансы и кредит. - 2002. - № 6(96). - C. 48-55.
11 См. по адресу https://www.jetro.go.jp/en/invest/whyjapan/ch1.html (дата обращения: 20.09.2018)
12 Цит. по: Forsberg A. America and the Japanese Miracle. The University of Carolina Press. 2000. P. 222.
13 Фазылова А.Ф., Лукманов Д.Д., Акчулпанов Ю.К. Особенности формирования экономической политики Японии на рубеже веков. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2016. - №.1. - C. 1.
14 См. подробнее по адресу http://ec.europa.eu/trade/policy/in-focus/eu-japan-economic-partnership-agreement/ (дата обращения: 25.10.2018)
Хошобина Н. А.
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЯПОНИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ АКТОВ
К началу 2000-х гг. все экономические барьеры, ограничивающие иностранное инвестирование, были устранены. Правительство Японии еще больше осознало необходимость осуществления тесного сотрудничества с иными государствами для укрепления национальной экономики, в результате чего в «Программе привлечения иностранных инвестиций», разработанной в 2005 г., были определены основные направления, в которых Япония стремилась увеличить приток иностранного инвестирования в страну. Среди таких направлений были выделены сделки по слиянию и поглощению, упрощение процедуры предоставления рабочих мест иностранным специалистам, а также иные направления, которые должны были способствовать улучшению инвестиционного «климата» в Японии15.
Таким образом, национальное законодательство Японии в ретроспективе включает в себя ряд актов, характеризующих переход от политики протекционизма к политике содействия импорту инвестиций и проведению различных мероприятий по привлечению иностранного капитала. Большинство актов было принято в послевоенные время и действует со значительными поправками на сегодняшний день. Постепенное развитие получают Программы, разрабатываемые на уровне Правительства и направленные на привлечение иностранных инвестиций. Деятельностью в области регулирования потока инвестиций занимаются такие административные учреждения, как ДЖЕТРО и №Х1.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 96,28%.
Список литературы:
1. Беликова К.М. Инвестиционная стратегия Японии. // Право и политика. - 2018. - № 7. - С. 47-62.
2. Маркарьян С.Б. Импортозамещение в аграрном секторе Японии. // Японские исследования. - 2017. - № 1. - С. 47.
3. Мирзоев Д.М. Финансово-кредитный инструментарий стимулирования экспорта в Японии. // Финансы и кредит. - 2002. - № 6(96). - С. 48-55.
4. Торкунов А.В. Российско-японские отношения в формате параллельной истории: коллективная монография. - М. : МГИМО-Университет, 2015. - С. 101.
5. Фазылова А.Ф., Лукманов Д.Д., Акчулпанов Ю.К. Особенности формирования экономической политики Японии на рубеже веков. //
Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2016. - №.1. - C. 1.
6. Abe T. The History & Significance of Japan's Trade & Industrial Policy - a Case Study of Trade Friction at the End of the 20th Century. // Economic History. - 2017. - № 12. - P. 50.
7. Biggest Stock Exchanges in The World. URL: https://www.worldatlas.com/articles/biggest-stock-exchanges-in-the-world.html (дата обращения: 20.07.2018)
8. Forsberg A. America and the Japanese Miracle. The University of Carolina Press. 2000. P. 222.
9. Overview of Japan's Export Controls. / Center for Information on Security Trade Control. Fourth ed., 2015. - P. 22 et seq.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью аспирантки ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Хошобиной Нины Александровны на тему: «Инвестиционное законодательство Японии: ретроспективный обзор некоторых основополагающих актов» Статья Хошобиной Н.А. «Инвестиционное законодательство Японии: ретроспективный обзор некоторых основополагающих актов» написана на актуальную для предпринимательской практики тему.
Актуальность обусловлена тем, что в силу значительного развития российско-японского сотрудничества в инвестиционной сфере особый интерес представляют подходы японского законодателя к урегулированию инвестиционных отношений.
В рецензируемой статье автор, обращаясь к ретроспективному анализу положений ряда законодательных актов Японии в инвестиционной сфере, обозначает рамки деятельности инвесторов в этой стране.
Автор обозначает подходы, на основании которых действуют такие административные учреждения, ответственные в том числе за направление инвестиционных потоков, как ДЖЕТРО и NEXI.
Работа написана хорошим понятным языком на основе российских и зарубежных источников, что позволяет сделать вывод о том, что автор на достаточном уровне владеет тематикой предпринятого исследования.
Структура работы отвечает поставленной автором цели и решаемым в ходе изложения задачам; материал излагается логично.
Рецензируемая статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным исследованиям, содержит элементы новизны.
С учетом изложенного рекомендую статью Хошобиной Н.А. к публикации. Рецензент,
д-р юрид. наук, проф. кафедры гражданского права и процесса
и международного частного права
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
Беликова Ксения Михайловна
15 См.: Беликова К.М. Цит. соч.; Overview of Japan's Export Controls. / Center for Information on Security Trade Control. Fourth ed., 2015. - P. 22 et seq.