ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2018. № 3
Е.М. Романова*
ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ США В ЭКОНОМИКУ ЯПОНИИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РОССИИ
E.M. Romanova
ЕXPERIENCE IN ATTRACTING OF U.S. DIRECT INVESTMENT IN THE JAPANESE ECONOMY IN THE CONTEXT OF FINANCIAL GLOBALIZATION IN RELATION TO RUSSIA
Статья основана на ряде предыдущих научных исследований автора. Речь пойдет об изучении зарубежного опыта привлечения прямых иностранных инвестиций транснациональных корпораций и их «сменщиков» — многонациональных компаний США в экономику Японии применительно к России. Показаны их объем, динамика и структура, а также польза от прямых инвестиций. Также рассмотрено, какие именно специальные законодательные меры были приняты самой Страной восходящего солнца в последние десятилетия для того, чтобы заинтересовать иностранного (в особенности, американского) инвестора в условиях финансовой глобализации и в свете дигитализации мировой экономики.
Ключевые слова: прямые инвестиции, США, Япония, Россия, мировая экономика, транснациональные корпорации, финансовая глобализация, санкции, «Белые бумаги» ДЖЕТРО, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Бюро экономического анализа (БЭА) США, Организация содействия развитию внешней торговли Японии (ДЖЕТРО).
This article is based on a number of previous scientific studies of the author. Here we will be focusing on the study of foreign experience in attracting of foreign direct investment of transnational corporations and their "changers" — multinational companies of the United States into the Japanese economy in relation to Russia. Here the author shows their volume, dynamics and structure of direct investments, as well as their benefits are shown. Also considered what kind of legislative special measures were taken by the Land of the Rising Sun in recent decades in order to interest a foreign investor.
Key words:foreign direct investment, USA, Japan, Russia, world economy, transnational corporations, financial globalization, sanctions, JETRO White Papers, United
* Романова Елена Михайловна — канд. экон. наук, журналист-международник, докторант, эксперт в области развития малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ, заместитель генерального директора ООО «КЛЕМА». E-mail: [email protected]
Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD), U.S. Bureau of Economic
Analysis (BEA), Japan External Trade Organization (JETRO).
Всем известно, что Япония — уникальная страна с передовыми высокими технологиями и ведущей развитой экономикой мира, обладающая достаточными финансовыми ресурсами, которая в кратчайшие сроки «подняла себя из руин» (с 1990 по 2000-е гг. после затяжного 15-летнего кризиса она сумела экономически возродиться — достаточно вспомнить об «экономическом чуде»)1. Всему этому способствовали десятилетиями проводимые страной структурные реформы (правовые, банковские, налоговые), которые были направлены на либерализацию экономики страны, ее дальнейшую модернизацию и создание наиболее благоприятного инвестиционного, банковского и налогового климата. Тем самым в конце 1990 — начале 2000-х гг. японское правительство осуществило ряд мер по устранению большинства правовых ограничений, распространявшихся на специфические отрасли экономики. Итоги либерализации нашли свое отражение в положениях Закона о контроле над валютным обменом и внешней торговлей, из названия которого в апреле 1997 г. было убрано слово «контроль». Либерализация выразилась не только в разрешении уведомления постфактум, но и в упрощении и облегчении процедур рассмотрения этих уведомлений, а также в более благожелательном отношении к прямым иностранным инвестициям (чего нет в КНДР, где, наоборот, принимается ряд ужесточительных мер по отношению к инвестору, а в Китае имеются отрасли, в которые запрещено вкладывать свой капитал). Даже при предварительном уведомлении, если через две недели после его подачи не получен отказ, инвестор может считать, что его вопрос решен положительно2.
Процесс структурной модернизации японской экономики получил еще более усиленный кульминационный характер в 2010-е гг. Центр тяжести конкуренции был перенесен в сферу высоких технологий. Большинство принятых новых мер инвестиционной политики страны, направленных на либерализацию (в основном телекоммуникационного сектора и сектора энергетики), плюс поощрение инвестиций и повышение степени частичного открытия внутреннего рынка для инвесторов без ущерба для собственной экономики принесли свои плоды. За последние несколько десятилетий Япония достигла ощутимо значимых результатов. В конце 2010-х гг. экономика полностью оживилась и стала готовой к успешному американо-японскому взаимовыгодному сотрудничеству3. Важные соглашения,
1 См.: Романова Е.М. Регулирование прямых иностранных инвестиций в Японии // Маркетинг. 2017. № 5(156).
2 Там же.
3 См.: Кошко О.В., Романова Е.М. Об опыте привлечения прямых инвестиций США в экономику Японии// Финансы и кредит. 2018.Т.24, № 5; Ониже. К вопросу о проблемах привлечения прямых инвестиций ТНК США в экономику России в условиях введения санкций // Финансы и кредит. 2018. Т. 24, № 9.
подписанные между США и Японией в конце 1990 — начале 2000-х гг. и все последующие годы повлияли на увеличение притока прямых инвестиций (ПИ) из США при сохраняющейся системе «закрытости» японской экономики4.
О том, как Япония удачно создала видимость
открытия экономики для инвесторов
Итак, благодаря специальным мерам, проводимым японским правительством на протяжении двух десятилетий, Япония и США значительно активизировали и интегрировали свои торгово-экономические связи внушительными потоками капитала в форме взаимных ПИ. Что в определенной мере укрепило их военно-политические связи на долгие годы5. С конца 2000-х гг. Япония занимает ведущие позиции и как страна-инвестор, и как страна-реципиент6.
Нельзя не отметить и тот факт, что японскому государству присуще владение, при элементах утонченного изящества, искусством ведения бизнеса и удачной дипломатии. В этой азиатской стране создана корпоративная культура общения с зарубежными партнерами при условии особой тактики вежливости, учтивости, соблюдения этических принципов взаимного уважения сторон при проведении деловых переговоров на высшем уровне (чего, к сожалению, нет в США)7.
И это неудивительно, так как свойственная Стране восходящего солнца особая система «закрытости» некоторых основных стратегически важных отраслей экономики при создании видимости «открытости» нужных секторов помогла властям выдвинуть страну на достойный уровень среди хитрых игроков на мировом рынке капитала. Та же модель «иллюзии открытости экономики» при сохранении «закрытости» (только в немного ужесточенной форме) наблюдается в Китае, Северной Корее, Гонконге, Вьетнаме, Сингапуре, Тайване, Таиланде, Малайзии и ряде других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Это связано с традиционной защитой внутреннего рынка от любой страны-агрессора (причем как соседей из Азии, так и ряда других стран). Такая внедренная в жизнь система
4 См.: Кошко О.В., Русаков С.Н. Экономическая безопасность российских предприятий в условиях финансовой нестабильности // Вестн. института: Преступление, наказание, исправление. 2008. № 4; Кириллов А.Н. Два года «Абэномики»: Первые результаты // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. 2015. Т.2, № 1(61); Коровин Н.М. Проблема привлечения прямых иностранных инвестиций в Японию (2000—2015 гг.) // Японские исследования. 2017. № 1.
5 См.: Кошко О.В., Романова Е.М. Об опыте привлечения прямых инвестиций США в экономику Японии; Романова Е.М. Особенности корпоративного управления в Японии (на примере «кэйрецу») и в Китае //Россия: Тенденции и перспективы развития. Вып. 13, ч. 1.М., 2018.
6 См.: Кошко О.В., Романова Е.М. Об опыте привлечения прямых инвестиций США в экономику Японии.
7 См.: Романова Е.М. Особенности использования в России опыта корпоративного управления Японии и Китая // Вестн. внешней торговли. 2017. № 12.
«искусства хозяйствования» и умения правильно управлять своей экономикой, берущая основы в традиционной восточной культуре самодостаточности, самоуважения и самосовершенствования, в сочетании с учетом политических интересов и жесткой системой по строгому соблюдению экономической безопасности уже смогла привлечь достаточное число иностранных инвесторов в Японию (из соседних стран, США и некоторых стран Европы, включая РФ)8.
Интересно, что некоторые элементы «закрытия» ведущих секторов экономики четко прослеживаются не только в китайской или корейской экономиках, но и в американской, где защита от потенциальных стран-агрессоров достаточно проявила себя в политике под названием «трампо-номика». Она была специально разработана и постепенно воплощается в жизнь президентом США Д. Трампом под лозунгом «Мы освободим нашу страну от кризиса, который мешает ее процветанию». Данная политика уже показала себя всему миру с неприглядной стороны.
Один из ее главных методов борьбы — введение экономических и политических санкций против неугодных США «стран-агрессоров». Яркий пример: санкционные меры США против РФ и Китая в режиме нон-стоп. Подобная наступательная и даже карательная позиция политики угрозы и доказательства всемогущества американской державы не позволяет самой Америке правильно построить дипломатические отношения с ведущими стратегически важными торгово-экономическими партнерами, в том числе с РФ, Китаем и Северной Кореей. Понятно, что в связи с обострением и так непростой геополитической ситуации в АТР Япония вынуждена постоянно лавировать в своих торгово-экономических отношениях с некоторыми странами мира (особенно с Америкой), и ее положение можно идеологически оценить, как «между Сциллой и Харибдой».
Однако мэтры японской дипломатии — премьер-министр Синдзо Абэ и министр иностранных дел Фумио Кисида и некоторые его предшественники разработали и внедрили в жизнь довольно уникальную политику по умелому и осторожному привлечению в страну прямых инвестиций. По мнению западных политиков, они способны сгладить любые острые углы при урегулировании вопросов на высшем уровне (что ярко отражено в специальных дипломатических книгах под названием «Синие Книги» — The Blue Papers). Оба министра уверены в светлом будущем своей страны, и никоим образом, ни при каких обстоятельствах правительство Японии не позволяет себе идти на открытые политические и экономические конфликты (как, например, это делает Китай в отношении американских санкций, вводя ответные меры). По словам министра Ф. Кисида, Япония предпринимает все усилия чтобы построить «японо-американские взаимоотношения в новой эре путем ответственного участия обеих стран в мировой экономике».
8 См.: Кошко О.В., Русаков С.Н. Экономическая безопасность российских предприятий в условиях финансовой нестабильности.
Японские власти в какой-то степени правы, максимально оберегая свои стратегически значимые отрасли экономики. Привлекая прямые иностранные инвестиции (ПИИ), в частности из США, надо учитывать, что высокая степень конкурентоспособности американских транснациональных корпораций (ТНК) позволяет им не только соперничать, но и вытеснять с рынка национальных производителей, тем самым расширяя зону своей деятельности и влияния (яркий тому пример Россия, где американцами «оккупировано» большинство ведущих отраслей промышленности, например пищевая и химическая). Это может представлять серьезный риск для экономической безопасности любой страны, однако Японии это не грозит.
Что может привести к убыткам, а также рискам и угрозам для принимающей страны? Стране — реципиенту капиталовложений необходимо быть способной сохранять и уметь самостоятельно укреплять позиции в системе мирохозяйственных связей, иметь устойчивое экономическое развитие, обладать высокой степенью конкурентоспособности в мировой экономике и защищать свою страну от любой внешней угрозы (как, например, это делается в Японии, Китае, Корее). Этот опыт нам целесообразно было бы перенять и сделать соответствующие выводы во избежание захвата инвесторами стратегически важных для страны отраслей9.
О прямых инвестициях ТНК США в экономику Японии
Почему Япония (как, впрочем, и Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Южная Корея) весьма привлекательна для США? Хотя бы потому, что это страна с высокими передовыми технологиями (электроника, в том числе область электронно-вычислительного оборудования и робототехники), высоким научно-квалифицированным техническим потенциалом благодаря особой системе «пожизненного найма», где сам факт увольнения — редкость (высокая степень конкурентоспособности людских ресурсов и отличное качество инфраструктуры в сфере информационно-коммуникационных технологий), развитым общим, особенно транспортным, машиностроением.
Итак, в чем же заинтересованы американские инвесторы в Стране восходящего солнца в конце 2010-х гг.? Дело в том, что в своих вложениях, по даннымна конец2016и2017гг., американскиеинвесторы (какидругие, включая страны АСЕАН) заинтересованы в ряде прибыльных отраслей как в сфере обрабатывающей (пищевая, химическая, фармацевтическая, электронное машиностроение, транспортное оборудование и перевозки), так и в сфере не обрабатывающей промышленности (горнодобывающая, оптовая и розничная торговля, финансы и страхование, сфера услуг и коммуникаций,
9 См.: Кошко О.В., Трудов Н.Ю. «Провалы» рынка и «провалы» государства: Достижение институционального баланса //Вестн. института: Преступление, наказание, исправление. 2012. № 4(20); Кошко О.В., Романова Е.М. Об опыте привлечения прямых инвестиций США в экономику Японии; Они же. К вопросу о проблемах привлечения прямых инвестиций ТНК США в экономику России в условиях введения санкций.
включая сервисное и техническое обслуживание и эксплуатацию, цифровая экономика, так называемый процесс дигитализации, или оцифровывания, экономики в тренде развития мировой экономики в 2017—2018 гг.), а также в сфере недвижимости (особенно гостиничной класса «люкс»), досуга и туризма10.
С конца 2016 г. американцев интересует возможность расширения вложений капитала непосредственно в японское автомобилестроение. Очевидно сосредоточение инвесторов и на вложениях капитала в сферу улучшения и дальнейшей модернизации дорожной инфраструктуры Японии, в последние годы здесь имеется потенциальная выгода для вложений11.
Примерно 80% объема накопленных американских ПИ сосредоточено в сфере японской непроизводственной промышленности12.Только благодаря сделкам по слияниям и поглощениям (СиП) между США и Японией за последние четыре года наибольший объем американских ПИ наблюдался в высокотехнологичный сектор, включая область высоких ИТ-технологий и программного обеспечения, а также изготовление полупроводников13. Прямые японские капиталовложения в США, в свою очередь, сосредоточены в производственной (примерно 60%) и непроизводственной (примерно 40%) сферах. В 2017 г. японцы (как и другие инвесторы из АТР) особым образом были заинтересованы во вложениях в обрабатывающий сектор США. Так, согласно данным Министерства финансов Японии и Японского банка, удельный вес японских капиталовложений в американской экономике занимает около 30% вот уже семь лет подряд14.
Согласно статистике Бюро экономического анализа (БЭА) Министерства торговли США, по состоянию на конец 2015,2016 и 2017 гг. объем накопленных американских ПИ в Японии составил 104,1; 114,6 и 129,1 млрд долл., или только лишь 2,1%. Для сравнения этот показатель в экономике ведущих стран АТР за указанные несколько лет составил 803,3; 881,1 и 941,2 млрд долл., или 16% от всего объема накопленных американских ПИ в экономике стран АТР, причем американские накопления в форме ПИИ увеличились на 60,1 млрд долл. за счет вложений в экономику трех «азиатских тигров» — Сингапура, Гонконга и Китая (обидно, что в данную тройку не вошла Япония). А именно, ПИ США в экономику некоторых стран АТР составили довольно приличную сумму (Сингапур — 250,7;
10 JETRO White Papers-2016. Ch. I, s. 3. World FDI and Japan's FDI. URL: www.jetro.go.jp (дата обращения: 12.08.2018); JETRO Global Trade and Investment Report 2018. Global Economy Connected via Digitalization. URL: www.jetro.go.jp (дата обращения: 30.08.2018).
11 См.: Романова Е.М. О возможных путях решения основных проблем энергетической безопасности России //Маркетинг. 2017. № 2(153).
12 Там же.
13 См.: Кошко О.В., Романова Е.М. Об опыте привлечения прямых инвестиций США в экономику Японии; Романова Е.М. Американские прямые инвестиции в экономику Японии. США. Канада: Экономика — политика — культура // Экономические обзоры. 2007. № 9; Она же. Об опыте привлечения инвестиций США в экономику Японии: Выводы для России //Россия: Тенденции и перспективы развития. Вып. 13, ч. 1. М., 2017.
14 Invest Japan Report 2017. Overview by JETRO Invest Japan. URL: www.jetro.go.jp/en/pdf (дата обращения: 12.08.2018).
258,9 и 274,3; Австралия — 158,7; 165,3 и 168,9; Китай — 84,5; 92,5 и 107,6; Гонконг — 64,1; 65,6 и 81,2; КНДР — 36,9; 39,1 и 41,6; Индия — 29,9; 32,9 и 44,5 млрд долл. соответственно)15.
Японские же накопления в США постепенно возрастали и составили в 2015, 2016 и 2017 гг. 402,2; 421,1 и 469,0 млрд долл. соответственно, или 11,7%. Примечательно, что Япония вошла в первую «тройку» стран (вместе с Великобританией и Францией) по показателю существенных расходов по странам конечного бенефициарного собственника в обрабатывающую промышленность СШАв 2017 г. — 34,0; 40,9 и 23,1 млрд долл. соответственно.
Всего на долю накопленных прямых инвестиций стран АТР в экономике СШАв 2015,2016 и 2017 гг. пришлось 565,0; 627,9 и 684,6 млрд долл., или 16% от всего совокупного объема накопленных ПИИ стран АТР в США, увеличившись на 56,7 млрд долл. по сравнению с 2016 г. Причем, процент их прямых накоплений за счет увеличения ввоза японских ПИ в США ежегодно увеличивается. Из них в 2015,2016 и 2017 гг. на долю некоторых стран АТР, таких как Австралия (47,3; 46,9 и 66,7 млрд долл.) и КНДР (40,6; 40,9; 51,8 млрд долл.) пришлись скромные суммы, так указано в статистике, предоставленной БЭА США, где по непонятным и неизвестным причинам скрыты цифры как ввоза ПИИ в США, так и их вывоза. Однако в данном списке «доноров» ПИИ в экономике США лидировала все-таки Япония.
Однако Япония в 2017 г. получила всего лишь 2,1% американских ПИ от общего объема вывезенных ПИИ многонациональных компаний (МНК) — «сменщиков» ТНК из США (в отличие от Сингапура — 4,6%). В то время как КНР получила 1,8% практически поравнявшись с Мексикой, а в вывоз капитала из США в целом в страны АТР составил 16%. Среди стран — реципиентов американских ПИ из АТР в конце 2017 г. лидировали Сингапур, Гонконг, Китай16. В России же, согласно данным БЭА, в конце 2016 г. было вложено всего 10,6 млрд долл. Совокупный объем накопленных ПИ СШАв России в 2011—2016 гг. составил 66,4 млрд долл.17
По показателю ПИИ Японии по стране конечного бенефициарного собственника в США они составили 422,2 млрд долл. в 2016 г.; 476,9 млрд долл. в 2017 г., увеличившись на 54,6 млрд долл. В то время как данный показатель стран АТР в экономику США увеличился по сравнению с 2016 г.
15 Здесь и далее цифры рассчитаны на основе: Survey of Current Business. July 2018; Survey of Current Business. August 2018. URL: www.bea.gov
16 Согласно данным Американской торговой палаты (АТП) на долю вложений из США в экономику России пришлось 61%, или 82,4 млрд долл. от общего объема накопленных мировых ПИИ в экономике нашей страны, в то время как на долю прочих стран пришлось только 39%. Согласно данным Росстата, налицо рост американских ПИ в РФ на 125 млн долл. в конце 2016 г. Однако официальная статистика Департамента коммерции США в 2015 г. давала цифру лишь в 9,2 млрд долл., что явно занижено. По состоянию на 2017 г., на российском рынке наиболее активны 90 американских ТНК. В 2006—2016 гг. суммарный объем американских ПИИ во все отрасли экономики составил 142,1 млрд долл.
17 Кошко О.В., Романова Е.М. Об опыте привлечения прямых инвестиций СШАв экономику Японии.
на 67,7 млрд долл. и составил 793,6 млрд долл. В 2017 г. по упомянутому показателю среди стран АТР лидировали Япония, КНДР и Сингапур.
Согласно новым данным Японской организации содействия развитию внешней торговли (Japan External Trade Organization, JETRO — ДЖЕТРО) (за июль 2018 г.) доля совокупного притока из Японии в США остается стабильной и составляет 30,8% от совокупного объема вывезенных японских ПИИ за рубеж 18. Так, в 2015, 2016 и 2017 гг. приток японских ПИ в США (по статье платежного баланса) составил 50,2; 52,5 и 52,0 млрд долл. соответственно. Но при этом японские ПИИ в США сократились всего на 1,1% по сравнению с 2016 г. По оценочным данным ДЖЕТРО 2018 г., отток (чистый) японского капитала за период с января по май 2018 г. составил 1,33 млн долл. В конце 2017 г. этадоля составила 30,8% от всего совокупного объема вывезенных ПИ в США19.
Показатель чистого оттока капитала США в японской экономике составил всего в 2015 г. 5,2; в 2016 — 5,8; в январе—мае 2017 г. — 3,2 млрд долл.20 Интересно и то обстоятельство, что в 2016 г. резко возрос как вывоз капитала из европейских стран в Японию (18,5 млрд долл.), так и вывоз японских ПИ в страны Европы (включая Великобританию) (73,6 в 2016 г. против 36,1 в 2015 и 36,0 январе—мае 2017 г.), благодаря вступившему в силу в конце 2017 г. ранее подписанному Соглашению об экономическом партнерстве (Economic Partnership Agreement, EPA) между ЕС и Японией21. Америке тоже не помешало бы заключить подобного рода соглашение с Японией, что помогло бы во много раз увеличить трансграничные потоки взаимных ПИ22.
В последние десятилетия прямые инвестиции американских ТНК занимают самые весомые и прочные позиции экспортера ПИ в экономику Японии (равно как и японские ПИ в США). Эта удивительная страна пред-
18 В обеспечении всей необходимой для инвесторов информацией ведущую роль играет официальный сайт ДЖЕТРО. Сама ДЖЕТРО — специально созданная правительством Японии организация, осуществляющая содействие развитию взаимной торговли и ПИИ между Японией и другими странами мира, иностранным компаниям в открытии или расширения бизнеса в стране. На сайте ежегодно (с 2000-х гг.) публикуются спецдоклады — «Белые бумаги» ДЖЕТРО по прямым иностранным инвестициям (JETRO White Papers), в которых содержится четкая и актуальная информация об общей экономической ситуации в японской экономике. Так, например, на сайте ДЖЕТРО изучаются объемы привлечения ПИИ (в особенности американских) в Японию, показываются новые тенденции в их привлечении, рассматриваются основные торговые сделки, реформы в области инвестиций, новшества в законодательной базе Японии. Информация для новых инвесторов подается в оперативном режиме (www.jetro.go.jp/en/pdf).
19 Global Foreign Direct Investment slipped in 2017. Geneva. 2018. 22 Jan. Press Release UNCTAD/Press/PR/2018/2*. URL: www.mailchi.mp (дата обращения: 12.08.2018).
20 Survey of Current Business. Direct Investment Positions for 2016. Country and Industry Detail. July 2017. URL: www.bea.gov (дата обращения: 14.08.2018); JETRO Trade and Invets-ment Report 2017. URL: www.jetro.go.jp/en/pdf (дата обращения: 14.08.2018).
21 JETRO Global Trade and Investment Report 2018.
22 См.: Кошко О.В., Романова Е.М. Об опыте привлечения прямых инвестиций США в экономику Японии; Романова Е.М. Особенности корпоративного управления в Японии (на примере «кэйрецу») и в Китае.
ставляет собой одну из главнейших сфер экономических интересов США23. По состоянию на конец 2016 г., доля ввезенных ПИИ США в Японию от общего объема привлеченных составляла 25,2%, или 7,0 трлн иен (всего доля Северной Америки — 25,9%, из них доля Канады — 0,7%, или 0,2 трлн иен; Азии (Китай, Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур) — 18,0%, или 5,0 трлн иен; стран Европы — 48,7%, или 13,6 трлн иен, в том числе Нидерландов, Франции, Великобритании, Швейцарии, Люксембурга, Германии — 48,7%, или 12,4 трлн йен)24.
Согласно данным ежегодного рейтинга 2000 крупнейших публичных компаний мира Forbes-2016, в список основных стран по месторасположению крупнейших ТНК в конце 2016 г. вошли 63 страны, из которых только на долю США пришлось 587 корпораций (Япония — 19, Китай — 200, Великобритания — 92, Австралия — 35, Россия — 25)25.
К концу 2014, 2015 и 2016 гг. прибыль американских филиалов ТНК в Японии составила 8,3; 9,7 и 11,1 млрд долл. соответственно, а в РФ всего лишь — 4,6 млрд долл. (2011—2016 гг.)26. В целом совокупная прибыль ТНК США от деятельности во всех странах мира (по состоянию на конец 2016 г.) составила 1487,04 млрд долл.27, а непосредственно в Японии — 8,3; 9,7; 11,1 млрд долл. соответственно28.
Японские ПИ, по данным на конец 2017 г., были сориентированы в основном на инвестициях в новые проекты по сделкам СиП непосредственно в области цифровой экономики, например, с такими американскими цифровыми компаниями, как «Амазон», «Альфабет» (включая «Гугл»), при этом создавая особую систему страхования в области ритейловой торговли (включая транспортно-логистическую систему) для сотрудников, занятых в совместных американо-японских цифровых проектах. К примеру, совместные продажи США и Японии с этих сделок оцениваются в 67,7 и 6,7%29.
При этом японское правительство стремится максимальным образом продолжать курс на либерализацию цифровой торговли. Вдохновило Японию решение Д. Трампа (от 18 апреля 2017 г.) начать «плодотворный» экономический диалог между Страной восходящего солнца и США (после отказа США 23 января 2017 г. от заключения многостороннего соглашения о создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) со странами АТР, включая
23 См.: Кошко О.В., Романова Е.М. Об опыте привлечения прямых инвестиций США в экономику Японии; Романова Е.М. Регулирование прямых иностранных инвестиций в Японии.
24 JETRO Global Trade and Investment Report 2018.
25 Кошко О.В., Романова Е.М. Об опыте привлечения прямых инвестиций США в экономику Японии.
26 Ребрей С.М. Япония в международном движении капитала // Вестн. МГИМО-Уни-верситета. Мировая экономика. 2016. № 4; Гаспаришвили А.Т., Романова Е.М. Деятельность американских ТНК в России // Вестн. внешней торговли. 2018. № 2.
27 Ребрей С.М. Указ. соч.
28 Здесь и далее использованы статистические данные, которые строятся на особых математических расчетах БЭА США Survey of Current Business. URL: www.bea.gov
29 JETRO Global Trade and Investment Report 2018.
Японию, японское правительство во главе с премьер-министром С. Абэ решило не сдаваться и пытаться хоть каким-то двусторонним образом договориться с США в ближайшем будущем создать некий аналог этой зоны, хотя, со стороны США это представляется маловероятным).
Но что особенно странно, равно как и совершенно непонятно японским ученым из ДЖЕТРО, зачем уникальный в своем роде по степени своих «трампономических особенностей» американский президент Д. Трамп 27 марта 2018 г. объявил о принципиальном согласии созыва спецсессии по созданию совместного комитета США и Южной Кореи по подписанию соглашения о создании ЗСТ. И почему с корейцами, а не с японцами? В то время как речь о создании такой зоны между США и Японией даже не заходит30. Сами же японцы отмечают, что в прошлом году им «на пятки» наступал Китай, который буквально прорвался на мировой рынок ПИИ, совокупный вывоз которых ежегодно продолжает неуклонно расти.
Введение Трампом особого курса «налоговой политики» (речь идет о негативном влиянии нового Закона о сокращении налогов и рабочих мест 2017 г. на компоненты прямых инвестиций (The 2017 Tax Cuts and Jobs Act, TCJA), а также разработанная и воплощенная им в жизнь уникальная экономическая политика — «трампономика» (и другие внутренние реформы, которые направлены на уменьшение безработицы, поднятие экономической мощи и рост благосостояния страны) в результате к концу 2017 г. привели к возникновению тенденции к сокращению не только вывоза ПИ США за рубеж, но и их ввоза с учетом сложившейся неопределенной геополитической обстановки в мире31. Сейчас эта тенденция хоть и незначительна, но сильно беспокоит ведущих экспертов из ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), так как в конце 2016 г. она имела перспективы к росту. Тенденция к снижению вывоза ПИ США связана с чистым выводом активов прямых инвестиций в результате репатриации материнской компанией ранее реинвестированной прибыли. Иными словами, образовался некий «зеркальный эффект», который вместо увеличения притока негативным образом отразился на снижении вывоза американских инвестиций. А это плохо повлияло на мировой рынок капитала в целом, как пишут эксперты ЮНКТАД в новом Докладе о мировых инвестициях-201832. Действительно, по сведениям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) мировые потоки ПИИ в 2017 г. сократились на 18% — до 1,411 трлн долл. на фоне снижения реструктуризации компаний33.
30 Invest Japan Report 2017.
31 Отметим, что данный закон требует, чтобы материнские компании США платили одноразовый налог на свои накопленные доходы за рубежом, но, как правило, устраняет налоги на репатриированные доходы. Поясним: доходы иностранных филиалов американских МНК состоят из репатриированной прибыли материнской компании в США в виде дивидендов и реинвестированной прибыли.
32 См.: Кошко О.В., Романова Е.М. Об опыте привлечения прямых инвестиций США в экономику Японии.
33 World Investment Report 2018. URL: www.unctad.org (дата обращения: 17.08.2018).
Благодаря взаимоотношениям США с Японией в области вывоза ПИИ, можно с уверенностью сказать, что в японских компаниях были созданы более 850 тыс. рабочих мест для американцев. C помощью двух японских ТНК, таких как «Тойота» и «Мазда», в штате Алабама были привлечены к работе 4 тыс. американских специалистов. По состоянию на 2016 г., совокупный объем вложенных японских ПИ в экономику США составил 424 млрд долл.
В то же время в ноябре 2017 г. Корпорацией частных зарубежных инвестиций (ОПИК) и Банком Японии был подписан Меморандум о взаимопонимании (Memorandum of Understanding, MOU ) для того, чтобы предложить высококачественные альтернативы инфраструктурных инвестиций Японии в Индо-Тихоокеанский регион (ИТР). Тогда же Агентство США по торговле и развитию и Министерство экономики, торговли и промышленности Японии подписали Меморандум о сотрудничестве (Memorandum ofCooperation) также для увеличения трансграничного потока ПИИ в ИТР. В 2017 г. между двумя странами уже стартовал запуск Японско-американского стратегического энергетического партнерства (The Japan-United States Strategic Energy Partnership) для обеспечения доступа к надежным источникам энергии в Юго-Восточной Азии, Южной Азии и странах Африки к югу от Сахары.
И все же нельзя не заметить выгоды от успешной и перспективной деятельности ведущих ТНК мира за рубежом для ревитализации и дальнейшего оживления экономики страны-реципиента, а также модернизации ее основных секторов промышленности (если страна умеет правильным образом их извлечь, как, например, Япония или Китай). Они очевидны и могут быть учтены Россией, так как ПИ американских ТНК повышают конкурентоспособность страны и благотворно влияют на ее оживление (так, без новых технологий нет и прогресса и модернизации экономики)34. Международная инвестиционная деятельность американских ТНК способствует укреплению экономических позиций США в мировом хозяйстве не только как страны-донора, но и как страны-реципиента35. Кроме того, США и Япония по-прежнему возглавляют список ведущих экономик мира, приняв в 2016 г. в свои ряды Китай36.
Этому способствует активная деятельность Министерства экономики, торговли и промышленности Японии и Японской организации содейст-
34 См.: Макурин А. Почему Россия не Китай. Чему китайцы учатся у нас, а чему нам стоит поучиться у них? А как у них? // Аргументы и факты. 2018. № 29.
35 См.: Романова Е.М. Регулирование прямых иностранных инвестиций в Японии; Она же. Особенности корпоративного управления в Японии (на примере «кэйрецу») и в Китае.
36 Согласно Отчету Всемирного банка по рейтингу ведущих экономик мира, США, Китай и Япония занимают первые три места (19,4; 12,2; 4,8 трлн долл.). В то время как объем российской экономики, согласно данным финансовой организации, составляет 1,6 трлн долл. (11 место, 10 место занимает канадская экономика — 1,6 трлн долл.). Отметим, что 26 января 2018 г. международное рейтинговое агентство Moody's улучшило до позитивного прогноз по суверенному рейтингу РФ. Россия вплотную приблизилась к топ-10 ведущих экономик мира (URL: www.regnum.ru).
вия развитию внешней торговли Японии под руководством премьер-министра на основе специально созданного в апреле 2014 г. Совета по поощрению инвестиций (Council for Promotion of Foreign Direct Investment in Japan), в который входят министры правительства и советники частного сектора, и при финансовом содействии Банка Японии. Советом была разработана система льготного налогообложения для иностранных инвесторов (которого, кстати, нет в РФ). Заседания совета проходят ежегодно, его результаты публикуются на сайте организации37.
В апреле 2016 г. правительство Японии учредило «систему инвестиционных консультантов», в которой государственный министр выступает в качестве советника по выбору иностранных компаний с важными прямыми инвесторами для их последующего приглашения в Японию. Эта система значительно облегчает процедуру консультаций между правительством Японии и иностранными фирмами. Из девяти компаний, отобранных на сегодняшний день, шесть из США. Аналогичную систему можно было бы разработать и претворить в жизнь и в России.
В настоящее время в Японии отсутствуют какие-либо общие ограничения на хранение данных. В сентябре 2015 г. и 30 мая 2017 г. японский парламент принял ряд поправок к Закону о защите личной информации, стремясь улучшить использование персональных данных для деловых целей при защите конфиденциальности, включая передачу данных через Интернет. В качестве регулятора был утвержден сторонний орган по вопросам конфиденциальности (некий аналог Комиссара ЕС). С 1 января 2016 г. создана Комиссия по защите личной информации, которая опубликовала свои руководящие принципы для предприятий по защите персональных данных 30 ноября 2016 г.
Привлечение иностранных инвестиций в основные сектора японской экономики, важные для национальной безопасности или экономической стабильности (сельское хозяйство, аэрокосмическая промышленность, лесное хозяйство, нефть, электричество, газ, водоснабжение, телекоммуникации, производство кожи), регулирует Закон об иностранной валюте и внешней торговле. Этотже закон контролирует права и обязанности иностранного инвестора, который, в случае приобретения более 10% акций компании в «разрешенных» секторах экономики, должен предварительно уведомить и получить одобрение Министерства финансов и профильного министерства о том, что инвестору «можно» вкладывать свои средства в ту или иную отрасль экономики. Надо сказать, что американцы уже оценили это по достоинству, так как Япония (как и Китай, Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань) в последние годы действительно является достойным деловым партером США. Согласно лозунгу, опубликованному в 2018 г. на официальном сайте ДЖЕТРО, Япония называет себя «самой лучшей страной в мире для сотрудничества, в которой стоит заниматься инвестиционным бизнесом».
37 Статистические данные Кабинета министров Японии. URL: www.invest-japan.go.jp; cao.go.jp (Cabinet Office); www5.cao.go.jp (дата обращения: 18.08.2018).
Основные «свежие» сделки между США и Японией в 2015—2018 гг.:
1. Приобретение японской «СофтБанк Групп» (Soft Bank Group) американской полупроводниковой проектной компании (использование полупроводниковой технологии в изготовлении смартфонов и другого оборудования) «Арм-Холдинг. Пи-Эл-Си» (ARM. Holding Plc.) (18.07.2016). Сделка оценена в 31 млрд долл., или 3,3 трлн иен.
2. Открытие нового японо-американского совместного предприятия (СП) японской «Сони» (Sony) и американской (с участием японского капитала в американском венчурном бизнесе) «Когитай Инк.» (Сogitai Inc.) (18.05.2016), специализирующегося на создании нового искусственного интеллекта на основе новейших технологий, которые формируют основу для приложений и группы продуктов следующего поколения.
3. Учреждение СП «Дентцу Инк.» (Dentsu Inc.) и «Сенсэй Корпорейшн» (Sensai Corporation ) с превалирующим участием японского и американского капиталов (22.10.2016).
4. Учреждение СП и инвестирование в него капитала японской компанией «СофтБанк Групп» в размере 59 млн долл. совместно с акционерами компании в американскую венчурную компанию «Киберизон» (Cybe-reason) (14.10.2015). Последняя предоставляет платформу, использующую искусственный интеллект для противодействия кибератакам. Это помогает обеим странам сближать свои инвестиционные интересы, включая усиление защиты от киберпреступности.
5. Японская компания «Кей-Ди-Ди-Ай» (KDDI) совместно с американской венчурной компанией создало СП в г. Чибо по разработке интеллектуального робота «Джибо» как некий стартап с большим потенциалом на рынке робототехники для внутреннего использования (06.05.2015). Сделка была осуществлена через инвестиционный фонд с привлечением совместного капитала.
6. Японская компания «Уан-Эм Логистикс 2» (One MLogistics 2) (сфера недвижимости) была приобретена американской компанией, занимающейся инвестициями в эту сферу, «ЛяСалль Логипорт Рейт» (LaSalle LOGIPORT REIT), создав при этом инвестиционный фонд (февраль 2016). Сделка оценена в 161,4 млрд иен.
7. Японская «Кальсоник Кэнсей» (Calsonic Cansei) была приобретена американской инвестиционной компанией «Кёхльберг Кравис Роберст» (Kohlberg Kravis Roberts) (май 2017). Сделка оценена в 498,2 млрд иен. Примечательно, что та же американская компания в июле 2017 г. приобрела японскую машиностроительную компанию «Хитачи Коки» (Hitachi Koki) за 79,3 млрд иен.
8. Мультимедийная американская компания «Комкаст Эн-Би-Си-Юниверсал» (Comcast NBCUniversal) приобрела японскую компанию по организации отдыха и досуга «Ю-Эс-Джи» (USJ) (апрель 2017). Сделка оценена в 254,8 млрд иен38.
38 Invest Japan Report 2017.
В октябре 2017 г. американская консалтинговая фирма «Гайдепойнт» (Guidepoint) из Нью-Йорка (головной офис — в Лондоне, представительства — в Гонконге, Шанхае, Сингапуре и Сеуле) учредила дочерний офис (в форме ООО) в Токио для осуществления консультаций и рекомендаций по облегчению процедур заключения ряда сделок, касающихся СиП, осуществляемых между американскими и японскими предприятиями (начал работать 12 июля 2018 г.). Здесь зарубежных инвесторов особым образом курирует Центр поддержки бизнеса и инвестиций в Японии (Invest Business Support Center, IBSC). В 2017 г. произошло преобразование СП американского изготовителя электронных частей «Скайворкс Солюшн» (Skyworks Solution) и производителя электроники дочерней японской компании «Панасоник» (Panasonic). Затем компанией из США «Фёст Китчэн» (First Kitchen) (сеть закусочных) были приобретены доли японской «Вэнди» (Wendy's Japan) (сеть фастфуда). Успешно прошли переговоры между главами американской сети отелей класса люкс — «Хаят» (Hyatt), «Хилтон» (Hilton), «Мариотт» (Marriott) и др. и бизнес-партнерами в Японии39.
Важную роль в успешном американо-японском сотрудничестве играет и все более активное привлечение ученых в совместно созданные предприятия и ТНК обеих стран. Причем американцы и японцы стараются создать некий «восточный» аналог Силиконовой долины в разных городах Страны восходящего солнца, и им это удается. Данная тенденция получила распространение в конце 2000-х гг., достигнув своего пика в 2015—2017 гг. Так, в США специально созданы «научные платформы» по привлечению японских ученых, специализирующихся на исследовании и разработке технологий искусственного интеллекта в управлении самостоятельного вождения в г. Энн Эрбор (штат Мичиган) при содействии Мичиганского университета. В 2015 г. в Силиконовой долине открыт новый научно-исследовательский центр при финансовом участии научно-исследовательского института «Тойота», специально созданного при участии самой японской корпорации (сделка оценена в 1 млрд долл. со стороны японской ТНК «Тойота Моторз» — Toyota Motor Corporation ).
В 2013 г. С. Абэ была предложена (и позже воплощена в жизнь) новая экономическая политика под названием «абэномика», или «абээкономика». После двух десятилетий экономического застоя премьер-министр обнародовал комплексный подход экономической политики для устойчивого возрождения японской экономики, сохраняя при этом бюджетную дисциплину40. Центральными элементами «абэномики» были уже известные ранее «три политические стрелы»: агрессивная денежно-кредитная политика; гибкая бюджетная (фискальная и налоговая) политика и стратегия роста, включая структурную реформу наиболее перспективных отраслей экономики страны и ее устойчивое восстановление, которые предполагают долгосрочное развитие (в рамках третьей стрелы должен возникнуть муль-
39 JETRO Global Trade and Investment Report 2018.
40 См.: Кошко О.В., Романова Е.М. Об опыте привлечения прямых инвестиций США в экономику Японии.
типликативный эффект); создание новых рынков, развитие человеческого капитала и либерализация рынка.
Согласно заявлению С. Абэ в январе 2018 г., «абэномика» была создана «для будущего роста, для будущих поколений и для будущей Японии, которая является надежной». Первоочередными задачами г-н Абэ считает повышение производительности, продолжение курса реформ в сфере регулирования и использование международных возможностей, дальнейшее улучшение деловой среды для стимулирования притока ПИИ из-за рубежа41.
В рамках «третьей стрелы» С. Абэ была подготовлена, в 2014 г. пересмотрена и в августе 2016 г. переиздана Стратегия по оживлению японской экономики (Japan Revitalization Strategy). Особый упор был сделан на удвоении объема ПИ из-за рубежа к 2020 г. до 35 трлн иен (примерно 314 млрд долл.) при условии радикального улучшения инвестиционного климата и создания всех необходимых условий для иностранного инвестора. В результате, согласно данным Министерства финансов Японии, в конце 2015 г. совокупный объем ПИИ в Японию составил 24,4 трлн иен, или 202 млрд долл.42 Это, конечно, небольшой рост по сравнению с предыдущим 2014 г., но верный. Однако в 2014—2015 гг. администрация страны столкнулась со слабым экономическим ростом, старением населения и сокращением высококвалифицированной рабочей силы.
В апреле 2014 г. правительство Японии учредило Совет по продвижению ПИИ (FDI Promotion Council), состоявший из министров и частных советников по секторам экономики страны. Основная цель деятельности совета — рекомендации по улучшению инвестиционного климата в Японии. В марте 2015 г. при содействии ДЖЕТРО и совместно с Институтом развивающихся экономик Японии были разработаны и в 2017 г. приняты и опубликованы для широкой прессы на японском и английском языках особые планы на ближайшие годы по привлечению ПИИ в экономику Японии под названием «Почему Япония? Пять причин для инвестирования в Японию» и «Инвестиции в Японию. Откройте дверь к успеху в Японии»43. В первом содержится пять основных причин того, почему выгодно инвестировать именно в Японию, а во втором — какие имеются непосредственно выгоды и преимущества вложения средств для иностранного инвестора. Представляется актуальным отметить более позитивную открытую электронную статистику для инвестора из-за рубежа, чего нет, например, в Китае или Северной Корее.
41 См.: Романова Е.М. Особенности использования в России опыта корпоративного управления Японии и Китая; Она же. Регулирование прямых иностранных инвестиций в Японии; Она же. О возможных путях решения основных проблем энергетической безопасности России.
42 См.: Кошко О.В., Романова Е.М. Об опыте привлечения прямых инвестиций США в экономику Японии.
43 Why Japan? 5 Reasons to Invest in Japan. URL: www.jetro.jp/en (дата обращения: 18.08.2018).
Философия привлечения иностранного капитала в экономику Японии основана на лозунге: «Заработай в Японии — заработай вместе с Японией». Речь идет о потенциально интересных, выгодных и открытых для инвестора отраслях. Азиатское умение искусно лавировать во взаимоотношениях с Америкой помогает успешно вести бизнес в области привлечения капитала.
Необходимо помнить, что прямые капиталовложения должны приносить прибыль от их размещения в первую очередь самому государству — реципиенту инвестиций, но так же иметь важное значение и для страны-инвестора. То есть инвестиционное сотрудничество должно быть взаимовыгодным как для вкладывающей, так и для принимающей стороны, а не носить односторонний характер получения выгоды. Следовательно, благодаря специальным мерам, предпринимаемым японским правительством на протяжении двух десятилетий, и США, и Япония значительно активизировали и интегрировали свои торгово-экономические связи внушительными потоками капитала в форме взаимных ПИ. Это в определенной мере укрепило и военно-политические связи государств. Усилившаяся за последнее десятилетие взаимная миграция в области привлечения ПИИ сближает интересы обеих стран и благотворно действует как на экономику Японии, так и на самих американских инвесторов и по настоящее время.
И все-таки разрыв между ввозом и вывозом ПИ в Японии существует, она продолжает вывозить все больше капитала (в том числе в США и Канаду). Это может означать, что страна постепенно набирает обороты ведущего игрока на рынке капитала в области именно вывоза, наряду с Китаем и Южной Кореей. И при хорошем стечении обстоятельств и благодаря искусной политике С. Абэ, умению нужным и правильным образом лавировать в сотрудничестве с США, вполне вероятно, японское государство с годами может вытеснить не только Китай, но и, возможно, сами Штаты с ведущих позиций.
Так, например, согласно данным БЭА США, финансовые затраты Японии в стране бенефициарного владельца (США) в конце 2017 г. составили 34,0 млрд долл., потеснив Францию (23,1), но уступив Великобритании (40,9) и Канаде (66,2). При этом «новые инвестиции» из Европы в США составили только около 40% от общего объема ввезенных ПИ. В то время как данный показатель Японии в США в 2015 и 2016 гг. составил 26,9 (инвестиции в новые проекты — 2,7) и 18,2 (инвестиции в новые проекты — 1,1) млрд долл. соответственно. Из этих проектов ежегодно увеличивается доля поступления новых кадров из Японии в США, занятых в инвестиционной деятельности (в 2015 и 2016 гг. — 16,9 и 23,5 тыс. работников)44.
Итак, чем полезны ПИ из США для Японии? Ответ прост: прямые инвестиции из США в конце XX — начале XXI в. повысили конкурентоспособность японской экономики, благотворно повлияли на ее оживление и помогли стране преодолеть экономический кризис, при этом экономика
44 JETRO Global Trade and Investment Report 2018.
Японии как была, так и остается относительно закрытой для американского инвестора вплоть до настоящего времени.
Поэтому, применяя зарубежный опыт, России следует учесть, что инвестиционное сотрудничество должно быть выгодным и для вкладывающей, и для принимающей стороны, а не носить односторонний характер извлечения выгоды. При этом необходимо помнить, что именно новые прямые инвестиции американских ТНК являются одним из способов преодоления экономического кризиса. Они предназначены для поднятия и развития производства, его технической модернизации, увеличения мощностей; повышения технологического уровня и привнесения новейших технологий; способствуют общей социально-экономической стабильности и снижению уровня экономической преступности; стабилизируют занятость, создают новые рабочие места и условия для повышения квалификации сотрудников; способствуют повышению уровня доходов населения за счет сокращения безработицы и предоставления новых рабочих мест; повышают конкурентоспособность экономики любой принимающей страны и благотворно влияют на ее оживление45.
И Япония, и Китай, и Южная Корея — страны с высокими передовыми технологиями и высоким научно-квалифицированным техническим потенциалом благодаря особой системе «пожизненного найма», которая является Ш0-проценгным гарантом стабильности и уверенности в завтрашнем дне и для работников, и для их семей. Важен и тот факт, что в странах АТР нет градации на гражданина или иностранца в правах и обязанностях при трудоустройстве, что особо важно для сотрудника, когда есть стабильность и риск потери работы сведен к нулю. И для иностранных ученых властями этих стран создаются равные и достойные условия, как для «своих» сотрудников (чего нет в РФ)46. В свою очередь, и сами сотрудники стремятся к постоянному совершенствованию по принципу позег щит (познай самого себя). Известная фраза «быть таким, как японец» означает быть профи в своем деле и ярким образом отражает все вышесказанное.
Ведущим инвестиционным аналитикам из ЮНКТАД и инвесторам уже очевидно, что в странах АТР есть стабильность и надежность получения значительной совместной прибыли при минимальных затратах ТНК (как в случае с Китаем, где имеется фактор дешевой рабочей силы, которая легко и быстро учится). Чего не скажешь о непредсказуемой, неопределенной и никому не понятной экономической политике Д.Трампа, от которого европейские страны не знают, что ждать завтра.
Страна восходящего солнца вкладывает свои прямые инвестиции в американскую сферу с целью ускорения развития искусственного интеллекта, интернета вещей и робототехники, а также в разработку, модерни-
45 См.: Романова Е.М. Регулирование прямых иностранных инвестиций в Японии; Гаспаришвили А.Т., Романова Е.М. Указ. соч.
46 См.: Романова Е.М. Особенности использования в России опыта корпоративного управления Японии и Китая.
зацию и дальнейшее усовершенствование оборудования для производства полупроводников. США, по данным на конец 2016 г., является самым крупным торгово-экономическим партнером Японии после Китая, и это уже продолжается четвертый год подряд. Японские корпорации пытаются привлечь инвестиции в человеческие ресурсы и технологии, в сферу НИОКР, которые необходимы для разработки и продвижения новых продуктов на рынках двух стран. Согласно данным ДЖЕТРО на июль 2017 г., американцев в 2016—2017 гг. заинтересовало новое привлечение инвестиций в общее машиностроение (особенно автомобилестроение и производство строительной техники, электромашиностроительную область, перевозки и логистику, транспортное оборудование), а также роботостроение («умные роботы»), биофармацевтику и биоаналоги; электроэнергетику и возобновляемые источники энергии; научную область, сферу ИКТ и высоких ИТ-технологии (в том числе ноу-хау); сферу услуг; оптовую и розничную торговлю; недвижимость; финансы и страхование.
Что же касается изменения в лучшую сторону и модернизации структуры отношений России и США, то здесь нам необходимо сосредоточиться на притоке наиболее выгодных и эффективных прямых инвестиций непосредственно в те отрасли экономики, которые действительно нужны стране, которые уже работают и которые показали себя еще в конце 2000-х гг., и по особой «системе доверия» (как в Японии). А не на тех, которые будут выгодны самим ТНК, которые стремятся получить максимальную прибыль при минимальном риске (зачастую «теневым» путем)47.
Изучая подробным образом зарубежный опыт, можно сделать вывод о том, что привлечение американских ПИ в Россию позволило бы привлечь капитал и новые технологии и повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке в условиях глобализации, а также помогло бы ускорить процесс диверсификации экспорта. В конце 1990 — начале 2000-х гг. в ряде стран АТР, а также в России прямые инвестиции США помогли значительно увеличить производительность труда и улучшить организацию производства, что снизило аварийность на устаревших промышленных объектах и создало новые рабочие места на совместных предприятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гаспаришвили А.Т., Романова Е.М. Деятельность американских ТНК в России // Вестн. внешней торговли. 2018. № 2.
Кириллов А.Н. Два года «Абэномики»: Первые результаты // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. 2015. Т. 2, № 1(61).
Коровин Н.М. Проблема привлечения прямых иностранных инвестиций в Японию (2000—2015 гг.) //Японские исследования 2017. № 1.
47 См.: ЛаньковА. Реформы без открытости //Профиль. 2018. URL: www.profile.ru (дата обращения: 12.10.2018); Романова Е.М. Американские прямые инвестиции в экономику Японии; Она же. Особенности корпоративного управления в Японии (на примере «кэйре-цу») и в Китае.
Кошко О.В., Романова Е.М. Об опыте привлечения прямых инвестиций США в экономику Японии // Финансы и кредит. 2018. Т. 24, № 5.
Кошко О.В., Романова Е.М. К вопросу о проблемах привлечения прямых инвестиций ТНК США в экономику России в условиях введения санкций // Финансы и кредит. 2018. Т.24, № 9.
Кошко О.В., Русаков С.Н. Экономическая безопасность российских предприятий в условиях финансовой нестабильности // Вестн. института: Преступление, наказание, исправление. 2008. № 4.
Кошко О.В., Трудов Н.Ю. «Провалы» рынка и «провалы» государства: Достижение институционального баланса // Вестн. института: Преступление, наказание, исправление. 2012. № 4(20).
ЛаньковА. Реформы без открытости // Профиль. 2018. URL: www.profile.ru Макурин А. Почему Россия не Китай. Чему китайцы учатся у нас, а чему нам стоит поучиться у них? А как у них? // Аргументы и факты. 2018. № 29.
Ребрей С.М. Япония в международном движении капитала //Вестн. МГИМО-Университета. Мировая экономика. 2016. № 4.
Романова Е.М. Американские прямые инвестиции в экономику Японии. США. Канада: Экономика — политика — культура // Экономические обзоры. 2007. № 9.
Романова Е.М. О возможных путях решения основных проблем энергетической безопасности России // Маркетинг. 2017. № 2(153).
Романова Е.М. Об опыте привлечения инвестиций США в экономику Японии: Выводы для России // Россия: Тенденции и перспективы развития. Вып. 13, ч.1.М.,2017.
Романова Е.М. Регулирование прямых иностранных инвестиций в Японии // Маркетинг. 2017. № 5(156).
Романова Е.М. Особенности использования в России опыта корпоративного управления Японии и Китая // Вестн. внешней торговли. 2017. № 12.
Романова Е.М. Особенности корпоративного управления в Японии (на примере «кэйрецу») и в Китае// Россия: Тенденции и перспективы развития. Вып. 13, ч. 1.М., 2018.
Статистические данные Кабинета министров Японии. URL: www.invest-japan. go.jp; cao.go.jp (Cabinet Office); www5.cao.go.jp
Global Foreign Direct Investment slipped in 2017. Geneva. 2018.22 Jan. Press Release UNCTAD/Press/PR/2018/2*. URL: www.mailchi.mp
Invest Japan Report 2017. Overview by JETRO Invest Japan. URL: www.jetro.go.jp JETRO Global Trade and Investment Report 2018. Global Economy Connected via Digitalization. URL: www.jetro.go.jp
JETRO White Papers-2016. Ch.I, s. 3. World FDI and Japan's FDI. URL: www. jetro.go.jp
Survey of Current Business. Direct Investment Positions for 2016. Country and Industry Detail. July 2017. URL: www.bea.gov
Survey of Current Business. July 2018. URL: www.bea.gov Survey of Current Business. August 2018. URL: www.bea.gov Why Japan? 5 Reasons to Invest in Japan. URL: www.jetro.jp/en World Investment Report 2018. URL: www.unctad.org