Романова Е.М.
к.э.н.
mola123@yandex.ru
ОБ ОПЫТЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ США В ЭКОНОМИКУ ЯПОНИИ:
ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИИ
Ключевые слова: прямые инвестиции (ПИИ); США, Япония, Россия; мировая экономика; транснациональные корпорации (ТНК); санкции.
Согласно данным ведущих финансовых аналитиков Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), США, по-прежнему, остаются глобальным лидером в вывозе прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В последние десятилетия прямые инвестиции ТНК США занимают самые весомые и прочные позиции в экономике Японии (равно как и японские ПИ в США). Экономика Японии является важнейшей областью реализации экономических интересов США [7; 11, с. 87]. Удельный вес прямых инвестиций США составляет 25,2% или 7,0 трлн. иен от объёма всех ввезённых ПИИ из-за рубежа в экономику Японии. Для сравнения: доля совокупных инвестиций стран Восточной Азии (включая Китай, Корею, Тайвань, Гонконг, Сингапур) в экономике Японии в конце 2016 г. составляла 5,0 трлн. иен или 18%; доля европейских стран (Нидерландов, Франции, Великобритании, Швейцарии, Люксембурга, Германии) -48,7% или 12,425 трлн. йен. [19, с. 4-6].
Япония весьма привлекательна для Штатов в связи с тем, что это страна с высокими передовыми технологиями (в области электроники и робототехники), высоким научно-техническим потенциалом, развитым общим (особенно) транспортным машиностроением (включая автомобилестроение и судостроение).
Американские инвесторы особо заинтересованы в ряде отраслей японской экономики, к которым относятся финансы и страхование, производство транспортного оборудования, химическая промышленность (включая фармацевтику), сфера услуг и коммуникаций, оптовая и розничная торговля, недвижимость, сфера транспорта и грузоперевозок, дорожная инфраструктура [19, с. 5-6]. В последние четыре года наибольший объем ПИ из США был направлен в высокотехнологичный сектор, включая ИТ-технологий, программное обеспечение и производство полупроводников [19, с. 6].
Прямые инвестиции из США в конце XX - начале XXI веков повысили конкурентоспособность японской экономики, благотворно повлияли на её «оживление» и помогли стране преодолеть экономический кризис, при этом экономика Японии всё ещё остаётся относительно «закрытой» для американского инвестора [11, с. 87-106]. Такая система «открытия» японского рынков для инвестиций при общей системе «закрытости» «нужных» и охраняемых секторов японской экономики, каким-то образом выгодна стране и по сей день. Отметим, что «закрытость» некоторых секторов экономики, вовсе не мешает Японии привлекать значительные объемы ПИ из США непосредственно в те отрасли, которые имеют «стратегическое значение» и «разрешены» для вложений американским инвестором, и где можно извлечь от этого реальные выгоды для японской экономики.
Всего (по состоянию на конец 2016 г.) согласно американской статистике Бюро экономического анализа (БЭА) Министерства торговли США, объём накопленных американских прямых инвестиций в Японии составил - 114,6 млрд. долл. (для сравнения: в Китае - 92,5; Гонконге - 65,6). К концу 2014, 2015, 2016 гг. соответственно (в млрд. долл.) прибыль от американских филиалов ТНК в Японии составила 8,3; 9,7; 11,1 [22, с. 64, 66, 68-69, 78; 23, с. 12-14].
О японских мерах по привлечению инвестиций и о том, что стоит перенять России
Известно, что на протяжении 15 лет (1990-е гг. - начало 2000-х гг.) Япония испытывала серьёзнейшие экономические проблемы [11, с. 87-88]. Однако Япония, развивая свой экономический потенциал и опираясь на поддержку США «подняла себя из руин» и, благодаря этому, обеспечила стабильное инвестиционное сотрудничество не только между США, но и с рядом других стран. Благодаря ежегодно проводимым структурным реформам, направленным на либерализацию экономики страны, и проведение правовых реформ в стране (в основном телекоммуникационного сектора и сектора энергетики) и относительному повышению «открытости» её внутреннего рынка для инвесторов без ущерба для собственной экономики, за двадцать лет Япония достигла значительных результатов.
В 2010-е годы темпы проникновения американского капитала в Японию ускорились, а позиции компаний США в японской экономике несколько укрепились. В конце 2010-х гг. экономика «оживилась» и стала готовой к успешному американо-японскому взаимовыгодному сотрудничеству [11, с. 88-89]. Важные соглашения, подписанные между США и Японией в конце 1990-х и все последующие 2000-х годы повлияли на увеличение притока прямых инвестиций из США (в т.ч. Соглашение по прямым зарубежным инвестициям, которое предусматривало реформирование японского рынка по трём основным ключевым аспектам: создание условий для более действенного и эффективного функ-
ционирования механизма слияний и поглощений через рынок; обеспечение ликвидности земельного рынка и доступа иностранных инвесторов на этот рынок; увеличение мобильности рынка труда).
В мае 2003 г. Японским инвестиционным центром по поддержке предпринимательства и инвестиций была учреждена Организации содействия развитию внешней торговли Японии или ДЖЕТРО (Japan Eternal Trade Organization (JETRO) со штаб-квартирой в г. Токио. ДЖЕТРО имеет собственный веб-сайт (на японском и английском языках) и ряд международных офисов по всему миру (включая, Северную Америку, Европу, страны Азии и Среднего Востока, Океании, Центральной и Южной Америки, Африки, Россию и страны СНГ). На сайте в режиме «нон-стоп мониторинга» публикуются все важные события, касательно иностранных инвесторов, освещаются и обсуждаются результаты встреч на высших уровнях различных глав государств, в частности, США с Японией и другими странами АТР. Так, например, на сайте ДЖЕТРО изучаются объёмы привлечения иностранных (в особенности, американских) ПИИ в Японию, показываются новые тенденции в их привлечения, рассматриваются основные торговые сделки, реформы в области инвестиций, опубликовываются новшества в законодательной базе Японии. ДЖЕТРО ежегодно с 2000-х гг. по настоящее время публикует спецдоклады, получившие название «Белые книги ДЖЕТРО по прямым иностранным инвестициям» («JETRO White Papers»). В них содержится актуальная информация об общей экономической ситуации в японской экономике.
Новые меры по привлечению капитала в 2010-2017 гг. и «Стрелы» Абэ
После вступления в должность премьер-министра Японии Синдзо Абэ была предложена (и позже воплощена в жизнь) новая экономическая политика под названием «Абэномика». Центральными элементами «абэномики» были три «политические стрелы»: агрессивная денежно-кредитная политика; гибкая бюджетная (фискальная и налоговая) политика и стратегия роста, включая структурную реформу наиболее перспективных отраслей экономики страны и её устойчивое восстановление, которые предполагают долгосрочное развитие (в рамках третьей стрелы должен возникнуть мультипликативный эффект; создание новых рынков; развитие человеческого капитала и либерализация рынка).
С. Абэ в своём выступлении в январе 2018 г. отметил, что «абэкономика» была создана «для будущего роста, для будущих поколений и для будущей Японии». Первоочерёдными задачами Абэ считает: 1) повышение производительности; продолжение курса реформ в сфере регулирования; 3) использование возможностей международного сотрудничества и улучшение деловой среды для стимулирования притока ПИИ из-за рубежа.
В рамках «третьей стрелы» г-на Абэ была подготовлена и в 2014 г. пересмотрена и опубликована в августе 2016 г. «Стратегия по оживлению японской экономики» («Japan Revitalization Strategy»). Особый акцент в третьем направлении был сделан на удвоение объема входящих прямых инвестиций из-за рубежа к 2020 г. до 35 трлн. иен (примерно 314 млрд. долл.) при условии радикального улучшения инвестиционного климата и создании всех необходимых условий для иностранного инвестора [13, с. 9].
В апреле 2014 г. Правительство Японии учредило «Совет по продвижению ПИИ» ('FDI Promotion Council'), состоящий из министров и частных советников по секторам экономики страны. Основная цель деятельности данного Совета - рекомендации по улучшению инвестиционного климата в Японии. В марте 2015 г. при участии ДЖЕТРО и Института развивающихся экономик Японии был разработан, а в 2017 году принят и опубликован особый план в виде небольшого доклада по привлечению иностранных ПИИ в экономику Японии в ближайшие годы.
В марте 2016 г. Правительство Японии во главе с С.Абэ разработало «Пять обещаний для привлечения заграничного бизнеса в Японию» («Five Promises for Attracting Foreign Business in Japan»). В мае 2016 г. был издан Доклад Совета по продвижению ПИИ с рекомендациями о том, в какие отрасли лучше привлекать инвестиции, а также рекомендациями по улучшению законодательства в отношении легального проникновения иностранных фирм в отрасли японской экономики. Также среди значимых событий 2016 г. можно выделить разработку Политического Пакета по продвижению ПИИ для превращения страны в глобальный инвестиционный «хаб» [27].
В апреле 2016 г. Правительство Японии учредило «Спецсистему назначения инвестиционного консультанта» («Investment Advisor Assignment System») в котором каждый госчиновник, то есть министр выступает в роли особого советника по определению среди иностранных компаний «стратегически наиболее важных» для инвестирования в японскую экономику. Отметим, что таких компаний было выбрано только 9, из них - 6 из США [19; 27].
В 2016 г. Японским правительством был принят «Валютный и Торговый Акт» («Foreign Exchange and Foreign Trade Act»),чётко регулирующий доступ к ведущим секторам экономики иностранных инвесторов. Уже принят в феврале 2014 г.
В начале октября 2017 г. Японское правительство разработало и опубликовало на своем сайте специальную видеопрограмму под названием «Как инвестировать в Японию: усилия Правительства в данной области. Суть программы такова: рассказать потенциальному инвестору о том, насколько Япония улучшила своё деловую среду на предприятиях и привнесла инновации в дальнейшее инвестиционное сотрудничество между США и Японией. С данной программой ознакомился генеральный директор компании «Филипс Электроникс Джэпэн, Эл-Тэ-Дэ» г-н Дэнни Рисберг (Danny Risberg, CEO, Philips Electronics Japan,Ltd.), который отметил «полезность» упомянутого выше документа. Японцы призывают американских коллег осуществлять ПИИ в туризм, т.к. они ведут к растущему спросу потребителей и вносят вклад в социально-экономическое развитие краёв и областей Японии.
В соответствии с данной программой иностранный инвестор может приобретать долю в уставном капитале предприятия более 10%, если это «не противоречит национальным интересам страны и приносит пользу, не причиняя вред экономической стабильности государства» [19]. Приобретение доли в капитале предприятия менее этой величи-
ны не даёт возможность непосредственно участвовать в управлении предприятием, в частности иметь своего представителя в Совете директоров,
В данной программе выделены следующие отрасли для инвестирования из-за границы: сельскохозяйственная отрасль, космическая промышленность, лесное хозяйство и лесоперерабатывающая промышленность, нефтегазовая отрасль, электроэнергетика, тепло- и газоснабжения, использование водных ресурсов, сфера телекоммуникаций и электросвязи (при условии введённых ограничений) и сфера производства изделий из кожи [27].
Японский Банк по международному сотрудничеству («Japan Bank for International Cooperation» («JBIC») с 2016 г. оказывает значительное содействие и помощь иностранному инвестору, а также «помогает привлечению ПИИ в Японию», предоставляя специальные инвестиционные кредиты на льготных условиях для зарубежного инвестора. Особенно это касается создания СП на территории Японии и привлечения американских ПИИ с нефтяную сферу японской экономики.
В рамках «абэномики» было принято решение перезапустить атомные электростанции, что должно значительно улучшить торговый баланс Японии и привлечь в страну новые капиталовложения из-за рубежа.
Результативной можно считать и реализацию «Стратегии оживления экономики». Эта стратегия нацелена на достижение «несомненного превосходства» Японии в сфере НИОКР, инфраструктуры, высоких технологий и инноваций, а также на привлечение новых «талантливых умов», а также на содействие проникновению японских ТНК на мировые рынки [8, с. 274-275, 279-280].
Согласно данным Докладов «World Statistics 2016» и «Japan Invest Japan Report 2016» примерно 86% из потенциальных 197 иностранных компаний (среди них есть и из США), которые собираются инвестировать свой зарубежный капитал в форме ПИИ в Японию, рассматривают японскую экономику как «рынок с большими преимуществами и полностью соответствующий зарубежным стандартам для иностранного инвестора». Среди этих компаний есть уже и американские гиганты (такие как «Кока Кола», «Монделиз Интернэшнл, Инк «Джонсонс энд Джонсонс») которые уверены в возможностях успешной деятельности на рынках Японии [7, с. 450-453].
В сфере инновационных технологий и ноу-хау очевидна роль ведущих американских корпораций. Так, например, американский концерн «Дженерал Моторз» создал в Японии «Технологическую инициативу Японии», основав при этом совместное предприятие (СП) с японской корпорацией «Ниппон Карбон Ко.Эл-Тэ-Дэ» по производству высокотехнологических неорганических волокон для последующего поколения авиационных двигателей. Для осуществления данного проекта была привлечена японская компания «Хонда Мотор Ко.Эл-Тэ-Дэ». Корпорация «Катерпилар» («Caterpilar») создала в Акаси (Префектура Хёго) глобальную научную базу развития гидравлических экскаваторов.
30 мая 2017 г. В Токио состоялся «Бизнес-семинар Япония-США-Европа», на котором была подчеркнута важность создания «нового» взаимовыгодного сотрудничества для осуществления прямых инвестиций. А 14 июня 2017 г. при поддержке ДЖЕТРО в Вашингтоне состоялся «Азиатско-тихоокеанский семинар по экономической интеграции», в котором приняли участие представители более 150 американских компаний и ведущие специалисты. На семинаре обсуждались основные проблемы в области привлечения прямых инвестиций из-за рубежа. В октябре и ноябре 2017 г. состоялся важный диалог между Д. Трампом и С. Абэ, в ходе которого были достигнуты договорённости и в дальнейшем продолжать взаимовыгодное сотрудничество обеих стран в области экономики и привлечения инвестиций. Однако Дональд Трамп подчеркнул в своём заявлении от 16 октября 2017 г., что «сейчас упор будет сделан не на новые проекты в Японии, а на увеличение заработной платы рабочим в США и сокращение рабочих квот на места для иностранцев». Это неминуемо приведёт к «эффекту закрытых дверей», но уже со стороны США, и это может негативно отразиться на двустороннем инвестиционном сотрудничестве.
Среди важных вех в развитии американо-японского сотрудничества можно выделить подписанное 10 февраля 2017 г. «Совместное заявление Президента США Дональда Дж. Трампа и Премьер-министра Японии Синдзо Абэ». Оно направлено на «укрепление дальнейшего политического и экономического сотрудничества между обеими странами не только в рамках «США - Япония», но и на развитие взаимовыгодных взаимоотношений США с регионом АТР. США делают акцент на дальнейшие инвестиции в рамках уже ранее подписанных законодательных актов и инициатив, в том числе и в те «прибыльные» сектора японской экономики, где есть реальная от этого выгода для двух стран. При этом требования Америки следующие: расширение возможностей для экономического роста и роста занятости в обеих странах, честная торговля и устранение торговых и инвестиционных барьеров на пути привлечения прямых инвестиций из США в экономику Японии [18, с. 1].
В начале октября 2017 г. Японское правительство разработало и опубликовало на своём сайте (в формате видео специальную программу под названием «Как инвестировать в Японию: усилия Правительства в данной области». Суть программы такова: рассказать потенциальному инвестору из США о том, насколько Япония улучшила свою деловую среду и условия для дальнейшего инвестиционного сотрудничества между США и Японией.
Правительство Японии предприняло ряд попыток по совершенствованию деловой среды и пересмотрело административные процедуры, напрямую связанные с программой «Во имя роста» («In the name of Growth»). В Японии был заложен «прочный» и «надёжный» фундамент для успешного американо-японского сотрудничества в области привлечения ПИ с нотками «жёсткого» и специфического партнёрства с оттенком протекционизма, отдалённо напоминающего метод «кнута и пряника». Если американские фирмы при таких условиях смогут продолжать инвестирование и расширять свою деятельность в Японии, то это будет способствовать не только получению взаимных выгод, укреплению японской экономики (а экономически сильная и стабильная Япония - в национальных интересах США), но и повышению конкурентоспособности обеих стран.
Тем не менее, у двустороннего сотрудничества этих стран есть и ряд отрицательных моментов. Так, например, манипулируя ценами, дочерние компании как японских, так и американских ТНК в своих прямых капиталовло-
жениях умело обходят национальные законодательства, скрывают часть своих доходов от налогообложения путём перекачивания их из отрасли в отрасль, из одной страны в другую или непосредственно прямо в сам штаб-квартиры ТНК [11, с. 88-89, 91-92].
Об основных выводах для России и о дальнейших перспективах российско-американского
сотрудничества
Если говорить о некоторых положительных результатах деятельности российско-американских предприятий за последние десять лет (с 2006 по 2016 гг.), то следует отметить цикличность «взлётов» и «падений» двустороннего сотрудничества наших стран. В настоящее время на российском рынке присутствуют те компании, которые сумели адаптироваться к условиям ведения бизнеса в РФ в непростой политической обстановке, и те компании, которые «сумели» выжить в условиях санкций США против России. Это такие гиганты как: «ПепсиКо», «Кока-Кола Компани», «Проктер энд Гэмбл», «Макдональс Корпорейшн», Монделиз Интернэшнл, Инк.», «Дженерал Моторс», «Джонсон энд Джонсон», «Каргил», «Алкоа», «Дженерал Электрик», «Форд Мотор Компании», «Пфайзер Инк.», «Найк», «Юниле-вер», «Убер», «Эппл Компьютер Инк.», «Майкрософт Корпорейшн» и некоторые другие [1, с. 121; 127-128].
Характер их деятельности (пищевая, табачная, химическая отрасли, область машиностроения, добывающая, обрабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля, информатика и вычислительная техника, финансовая сфера, холдинговые (небанковские) компании) имеет довольно продуктивный характер и для самих инвесторов из США и для экономики России, так как большинство их создает совместные предприятия (СП) [1, с. 123-124]. Позитивно, что упомянутые компании вовсе не намерены покидать российский рынок, несмотря на «отсутствие конструктивного диалога» между президентами стран и санкции. К примеру, американская компания «Дженерал Электрик» всё-таки подписала соглашение об учреждении совместного предприятия с нефтяной компанией «Роснефть» в ожидании того, что когда-нибудь Вашингтон все же снимет санкции с нефтяных фирм. Отметим, что американский капитал направляется туда, где региональное законодательство способствует улучшению местного инвестиционного климата. Малоразвитые города и области РФ мало интересуют инвестора. В результате на экономику семи субъектов РФ -Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской, Тюменской и Сахалинской областей и Республики Коми -приходится свыше 70% объёма накопленных прямых инвестиций США (до 2015 г.). Особенно полезным было бы привлечение ПИ из США в российскую сферу НИОКР и инфраструктуру России (как, например, это практикуется в Японии, где инвесторы широко привлекаются к строительству новых железнодорожных трасс и автомобильных дорог). Нужно создавать качественно новую индустрию на основе использования новейших технологий и привлечь туда перспективных специалистов и учёных как из России, так и из-за рубежа (что давно уже практикуется в Китае, Японии и Ю. Корее).
Необходимо создать эффективный орган (некий аналог японскому) по привлечению и регулированию иностранных инвестиций на государственном уровне, в функции которого входили бы как регулирующая и консалтинговая деятельность; предоставление отчётов в режиме «нон-стоп» (как это практикуется в Японии); содействие в сбыте товаров и услуг (в т.ч. национальных товаров) за рубежом, так и выработка и принятие определённых норм, которые направлены на содействие привлечению иностранных капиталовложений и др. Полезно было бы создать целую систему регулирования ПИИ и разработать особые меры по привлечению ПИИ, как это делалось в Японии (и Южной Корее), которые принесли ощутимые «плоды» государству. При этом необходимо также устранить и «психологический барьер» восприятия иностранного капитала, когда всё «заграничное» кажется подозрительным, вредным, плохим.
Некоторые регионы предоставляют налоговые льготы иностранным компаниям. Однако эти льготы обусловлены такими условиями, которые ставят инвестора в «зависимость» от субъективных действий чиновников и выполнение которых требует значительных усилий и расходов (отсюда высокая степень бюрократии на местах, взяточничество и коррупция, рост «теневого бизнеса», отсутствие «прозрачности» и «надёжности» для вложений в российскую экономику). Также следует решить вопрос, связанный с неясностью права собственности на землю и недра. Часто возникают транспортные и таможенные проблемы, например, нефтедобывающие СП сталкивались с отказами доступа к нефтепроводам, с произвольными повышениями тарифов за перекачку нефти, с повышением таможенных пошлин. Необходимо помнить, что зарубежный инвестор (и не только американский), вкладывающий свои средства в создание СП в России, должен быть обеспечен всеми необходимыми гарантиями надёжности и «прозрачности» для своих вложении, особенно, в сфере услуг. Поэтому необходимо срочно выработать такую политику путём усовершенствования и модернизации сферы услуг, которая бы соответствовала западным и американским стандартам.
Список литературы
1. Гаспаришвили А.Т., Романова Е.М. Деятельность американских ТНК в России // Вестник внешней торговли. - М., 2018. - № 2.
2. Зименков Р.И., Романова Е.М. Американские ТНК за рубежом: стратегия, направления, формы // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2004. - № 8. - С. 45-53.
3. Зименков Р.И. Новые явления в зарубежной деятельности американских ТНК // Россия и Америка в XXI веке. 2015. - № 1.
4. Лавров назвал санкции США бессмысленными // Известия. - М., 2018. - 21 января. - С. 1.
5. Кириллов А.Н. Два года «Абэномики»: первые результаты // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. -№ 1 (61). - С. 226-228.
6. Коровин Н.М. Проблема привлечения прямых иностранных инвестиций в Японию (2000-2015 гг.) // Японские исследования. -М., 2017. - № 1. - С. 38.
7. Костылева А.В., Бычкова Л.В. Роль транснациональных корпораций в мировой экономике // Молодой учёный. 2017. - № 2. -С. 450-453. - https://moluch.ru/archive/136/38254/ 9
8. Ребрей С.М, Япония в международном движении капитала // Мировая экономика. - М.: Изд-во МГИМО Россия, 2016. - № 4.
9. Романова Е.М. Особенности использования в России опыта корпоративного управления Японии и Китая // Вестник внешней торговли. - М., 2017. - № 12. - С. 26-42.
10. Романова Е.М. Прямые инвестиции США на рубеже XX-XXI веков // Маркетинг. - М., 2016. - № 1 (152). - С. 3-18.
11. Романова Е.М. Американские прямые инвестиции в экономику Японии. США. Канада: экономика - политика - культура. - М., 2007. - № 9. - С. 87-106.
12. Россия в цифрах. - М., 2017. - 513 с.
13. Стрельцов Д.В. Попадут ли «стрелы» «Абэкономики» в цель? // Азия и Африка сегодня. 2014. - http://www.mgimo.ru/publica tions/?id=1008144/
14. Супян В.Б. США в мировой экономике в начале XXI века // США-Канада: экономика, политика, культура. - М., 2008. - № 1. -С. 3-16.
15. Ушанов С.А. Американские транснациональные корпорации и вопросы внешнеэкономической безопасности // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. - № 3. - http://naukovedenie.ru/PDF/05EVN317.pdf
16. Эксперт. - М., 2017. - № 7 (1017), 13-19 февраля. - С. 40-41.
17. Эксперт. М., 2017. - № №34 (1040), 21-27 августа. - С. 14-20.
18. «Joint Statement from President Donald J.Trump and Prime Minister Shinzo Abe», Foreign Policy, Issued on: February 10, 2017, p. 1. -www.whitehouse.gov
19. JETRO Global Trade Investment Report 2017 - Global Economy Reaching Turning Point Overview, July 31, 2017 by JETRO Overseas Research Department, Chapter 1. Section 3:World FDI and Japan's FDI. - P. 16-56.
20. Global Foreign Direct Investment slipped in 2017. - Geneva, 2018. - 22 January. Press Release UNCTAD/Press/PR/2018/2* -www.mailchi.mp
21. Survey of Current Business. Direct investment Position for 2006. Country and Industry Detail by Marilyn Ibarra and Jeniffer Koncz, July 2007 (see:Table 1.12. U.S. Direct Investment Abroad on a Historical-Cost Basis, 2006, July 2007, р. 34; pр. 21-36).
22. Survey of Current Business 2016. - July 25 (www.bea.gov). - P. 69; 78 (Table 14. U.S. Direct Investment Abroad: Selected Items by detailed country, 2011-2015 (millions of dollars), July 2016. - P. 78); Table 13.3. U.S. Direct investment abroad: income without current-cost adjustments. - July 2016. - P. 64; 66; 68-70.
23. Survey of Current Business, July 2017 (www.bea.gov) (Direct Investment Positions for 2016. Country and Industry Detail. By Derrick T. Jenniges and Sarah A. Stutzman), (including: Table 1.1. U.S. Direct Investment Abroad on a historical-cost basis, 2015 (millions of dollars), p. 3 and Table 1.2. U.S. Direct investment abroad on a historical-cost basis, 2016, p. 2), рр. 1-16.
24. World Investment Report 2017: Investment and the Digital Economy / UNCTAD. - P. 252.
25. White House Publishing. «Memorandum of January 23, 2017. Presidential Documents. Federal Register January 25, 2017/ Presidential Documents. № 8497 / Withdrawal of the United States From the Trans-Pacific Partnership Negotiations and Agreement. Momerandum for the United States Trade Representative (www.whitehouse.gov).
26. The White House 1600 Daily News. It's time to restore America's competitive edge. 2017. - October 16 (www.whitehouse.gov).
27. Why Japan? 5 Reasons to Invest in Japan / External Japan Trade Organization' (JETRO). - www.investjapan.org/
28. The RIA-NEWS. - www.russian.rt.com
29. U.S.Net International Position Fourth Quarter and Year 2017. - www.bea.gov