Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО АУДИТА'

РЕФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО АУДИТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / КАЧЕСТВО / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ФУНКЦИИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / AUDIT / QUALITY / SELF-REGULATION / FUNCTIONS / REFORMING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева М.Н.

Актуальность вопросов совершенствования саморегулирования российского аудита связана с тем, что они до сих пор остаются не решенными. Процесс реформирования в системе саморегулирования аудиторской деятельности начался с момента его возникновения и продолжается до настоящего времени. В статье на основе анализа основных результатов деятельности сделан вывод о положительном влиянии на качество аудиторских услуг этого реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING SELF-REGULATION OF RUSSIAN AUDIT

The relevance of the issues of improving the self-regulation of Russian audit is due to the fact that they still remain unresolved. The process of reforming the system of self-regulation of audit activity began from the moment of its inception and continues to this day. In the article, on the warp of analysis of the basic results of operations concluded on a positive impact on the quality of the audit services of reformation.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО АУДИТА»

РЕФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО АУДИТА

М.Н. Журавлева, магистр Калужский филиал Финуниверситета (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-1-164-168

Аннотация. Актуальность вопросов совершенствования саморегулирования российского аудита связана с тем, что они до сих пор остаются не решенными. Процесс реформирования в системе саморегулирования аудиторской деятельности начался с момента его возникновения и продолжается до настоящего времени. В статье на основе анализа основных результатов деятельности сделан вывод о положительном влиянии на качество аудиторских услуг этого реформирования.

Ключевые слова: аудит, качество, саморегулирование, функции, реформирование.

При переходе к рыночной экономике и возникновении новых форм предпринимательской деятельности, возникла потребность в аудите как деятельности, уменьшающей предпринимательский риск. В системе финансового контроля он занял место независимого финансового контроля. Особенностью аудиторской деятельности является то, что она является предпринимательской, поэтому большое внимание уделяется ее качеству. Исходя из «концепции аудита как комплекса основополагающих норм, правил и стандартов» [1, с. 208], под качеством аудита понимается «обеспечение разумной уверенности в том, что аудиторская деятельность осуществляется с соблюдением нормативно-правовых актов РФ, профессиональных стандартов, норм аудиторской этики и в соответствии с ожиданиями основных групп пользователей» [2, с. 17]. Они связаны с тем, что проаудированная финансовая отчетность является достоверной. Кроме того, важная роль в аудиторских организациях (АО) отводится осуществлению внутреннего контроля (ВК), в связи с чем вопросы управления и повышения качества аудита нужно рассматривать в тесной взаимосвязи, при этом деятельность руководителей АО

должна быть направлена не только на увеличение объема оказанных аудиторских услуг, но и, в первую очередь, на обеспечение качества данных услуг [3, с. 41]. Согласно требованиям законодательства в АО должна функционировать система ВК «как совокупность специальных действий и процедур по проверке различных сторон деятельности для выявления отклонений, нарушений и выработки корректирующих управленческих воздействий» [4, с. 51].

Для обеспечения качества аудита одного ВК недостаточно, необходимо регулирование этой деятельности на уровне государства, которое из-за сложности взаимоотношений с бизнесом решило создать механизм саморегулирования, основная роль которого состоит в обеспечении качества профессиональной аудиторской деятельности через функционирование некоммерческих саморегулируемых организаций (СРО). Государство при этом проводит государственную политику через уполномоченные органы и контролирует деятельность СРО, которая законодательно закреплена в ФЗ «О саморегулируемых организациях» [5]. Функции, выполняемые СРО представлены на рисунке 1.

Саморегулируемая организация (СРО) осуществляет следующие

основные функции:

разрабатывает и устанавливает условия членства в саморегулируемой организации

применяет меры дисциплинарного

воздействия в отношении своих членов

организует профессиональное обучение и аттестацию работников членов саморегулируемой организации

обеспечивает информационную

открытость деятельности своих членов

осуществляет анализ деятельности своих членов на основании

информации, представляемой ими в форме отчетов

осуществляет контроль за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации

представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти

V_У

рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации

Рис. 1. Функции СРО [5]

В России с 2009 года осуществляется саморегулирование аудиторской деятельности. Актуальность вопросов совершен-

ствования саморегулирования российского аудита связана с тем, что они до сих пор остаются не решенными.

^Саморегулируемой организацией аудиторов (СРОА) признается некоммерческая^ организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим ^требованиям:__

1) объединения в составе СРОА в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным требованиям к членству в такой организации до 2017 года, с 01.01.2017 года не менее 10000 физических лиц или не менее 2000 коммерческих ^организаций;__

2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРОА и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) обеспечения СРОА дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.

Рис. 2. Базовые требования СРОА [6]

Одна из ключевых функций СРОА является осуществление помощи своим членам в аудиторской деятельности: методическая работа, обучение аудиторов, организация повышения квалификации, консультирование сложных ситуаций, оказание юридической помощи для повышения престижа профессии. Но это содействие сводится просто к разработке методических материалов и повышении квалификации, тогда как АО необходима реальная

помощь в решении сложных ситуаций. Основная причина этого - недостаточность финансирования, так как источники доходов (членские взносы) расходуются на содержание аппарата управления СРОА.

Еще одной ключевой функцией работы СРОА является внешний контроль качества работы членов, в ходе которого определяется соблюдение аудиторами и АО закона «Об аудиторской деятельности», кодекса профессиональной этики, аудиторских

стандартов и правил независимости [7, с. 58].

В ходе осуществления внешних проверок СРОА выявили случаи уклонения АО

от прохождения внешнего контроля качества. За период с 2017по 2019 годы их количество представлено на рисунке 3.

6 000 ^ 902 4 000

2 000 58 238 122

0

2017 2018 2019

■ Количество внешних проверок качества работы аудиторов

■ Количество случаев уклонения аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы

Рис. 3. Уклонения от внешних проверок качества в 2017-2019 гг. [8]

По результатам проведенных проверок были приняты следующие меры дисциплинарного воздействия: предупреждения о недопустимости нарушений за 2017 г. - к 85 аудиторам, за 2018 г. - к 47 аудиторам, за 2019 г. - к 108 аудиторам; приостановление членства в СРОА в 2017 г. - 21 организации, 2018 г. - 33 организациям, 2019 г. - 36 организациям; Федеральное

казначейство направило предписание об исключении из членов СРОА в 2017 г. - 8 организациям, 2018 г. - 8 организаций, 2019 г. - 9 организациям.

Таким образом, рассмотрев результаты деятельности СРОА можно выделить несколько проблем саморегулирования аудиторской деятельности. Для наглядности представим их на рисунке 4.

слабость, недостаточность финансовой базы СРОА, не хватает ресурсов для осуществления методической, исследовательской, просветительской деятельности, а также оказания поддержки своим членам;_

\ уклонение аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля ) качества работы, в том числе путем перехода в другую саморегулируемую организацию / аудиторов;_

низкая эффективность принимаемых мер воздействия по результатам внешних проверок качества работы, и, как следствие, их ежегодное повторение

Рис. 4. Проблемы саморегулирования аудиторской деятельности

Выделенные проблемы саморегулирования свидетельствуют о том, что СРОА формой внешнего контроля овладели, но содержание оставляет желать лучшего. А именно, нет уверенности в том, что аудит в АО осуществляется в соответствии с установленными требованиями. То есть сомнения в обеспечении качества профессиональной аудиторской деятельности остаются.

Изначально на рынке аудиторских услуг осуществляли свою деятельность 6 аудиторских организаций, но 27.06.2012 г. одна из них Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров была исключена из государственного реестра СРОА. Динамика СРОА и их членов с 2009 года представлена на рисунке 5.

2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

п

АПР

ИПАР

ii

МоАП (РСА)

.1,-1,1

i

РКА

ААС

Гильдия аудиторов

■ 2009 ■ 2010 И2011 «2012 "2013 «2014 "2015 «2016 Рис. 5. Динамика членов СРОА за 2009-2016 гг.

Представленные на гистограмме данные свидетельствуют о том, что в ходе реформирования саморегулирования аудиторской деятельности к 2017 году в России сложилась система, включающая пять СРОА, в которых количество аудиторских организаций постоянно менялось из-за перехода АО из одной СРОА в другую.

Дальнейшее реформирование саморегулирования аудиторской деятельности связано с необходимостью повышения качества аудиторских услуг и укрепления престижа аудиторской профессии в направлении укрупнения СРОА, когда вступили в силу поправки в законодательство, установившие требования к численности членов СРОА - 2 000 компаний или 10 000 аудиторов [6]. На конец 2019 года в РФ осуществляли свою деятельность 2 СРОА - Ассоциация «Содружество» (ААС) и «Российский Союз аудиторов» - ассоциация (РСА), но с 17.02.2020 РСА утратил статус СРОА. Теперь право на оказание аудиторских услуг имеют только аудиторы, являющиеся членами ААС.

Наличие одной СРОА должно положительно сказаться на качестве оказываемых услуг в силу того, что зачастую недобросовестные АО для уклонения от прохождения внешнего контроля качества легко переходили из одной СРОА в другую. Кроме того, жалобы в СРОА на АО просто не рассматривались, так как не было даже регламента рассмотрения жалоб. Это считалось обязанностью органов государственной власти из-за боязни потерять АО,

взносы которой составляли бюджет СРОА. Еще одним фактором положительного влияния на качество аудиторских услуг наличие одной СРОА является единый унифицированный подход к осуществлению внешнего контроля качества, так как у каждой организации существовал свой индивидуальный подход по его реализации, что затрудняло осуществление государственного контроля их деятельности. Единая финансовая база СРОА объединит ресурсы для оказания поддержки своим членам и осуществления исследовательской, методической и просветительской деятельности. Принятые меры обеспечат прохождение внешнего контроля качества работы всеми аудиторами.

Таким образом, в России на современном этапе саморегулирование аудиторской деятельности активно развивается. Основу его составляет передача части функций государственного регулирования профессиональному аудиторскому сообществу. В рамках механизма саморегулирования функционирует система внешнего контроля качества деятельности аудиторов и аудиторских организаций. В результате реформирования была образована одна СРОА в механизме саморегулирования аудиторской деятельности. Это позволит укрепить финансовую базу и расширит возможности для осуществления исследовательской, методической и просветительской деятельности в области оказания аудиторских услуг и положительно скажется на качестве оказываемых услуг.

Библиографический список

1. Кондрашова Н.Г. Институциональная концепция аудита // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 4. - С. 206-210.

2. Кондрашова Н.Г. Институциональный подход к обеспечению качества аудита на уровня аудиторской организации: автореферат дисс. ... кандидата экономических наук / Финансовый ун-т при Правительстве РФ. - М., 2014. - 30 с.

3. Кондрашова Н.Г. Контроллинг качества аудита: взаимосвязь управления и обеспечения качества в аудиторской организации // Международный бухгалтерский учет. - 2013. -№47 (293). - С. 39-45.

4. Кондрашова Н.Г. Рекомендации по функционированию системы внутреннего контроля качества аудиторской деятельности // Международный бухгалтерский учет. - 2015.

- № 8 (350). - С. 46-57.

5. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007 г.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

6. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. №307-ФЗ. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://consultant.ru.

7. Кондрашова Н.Г. Концептуальные положения институционального аудита: Монография. - Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Издательство «Эйдос»), 2015. - 104 с.

8. Доклады Минфина России «Основные показатели деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в 2018, 2019 гг.». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru.

REFORMING SELF-REGULATION OF RUSSIAN AUDIT

M.N. Zhuravleva, Master

Kaluga branch of the Financial University

(Russia, Kaluga)

Abstract. The relevance of the issues of improving the self-regulation of Russian audit is due to the fact that they still remain unresolved. The process of reforming the system of self-regulation of audit activity began from the moment of its inception and continues to this day. In the article, on the warp of analysis of the basic results of operations concluded on a positive impact on the quality of the audit services of reformation.

Keywords: audit, quality, self-regulation, functions, reforming.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.