Научная статья на тему 'Анализ состояния внешнего контроля качества аудиторских услуг в Российской Федерации и на Украине'

Анализ состояния внешнего контроля качества аудиторских услуг в Российской Федерации и на Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО АУДИТОРСКИХ УСЛУГ / ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круподёр А. Д.

В статье раскрыты сущность и составляющие понятия «качество аудиторских услуг». Обосновано значение качества аудиторских услуг. Рассмотрены организационные особенности внешнего контроля качества аудиторской деятельности в Российской Федерации и на Украине. Исследован механизм контроля качества работы аудиторов, предусмотренный нормативными требованиями. Анализ соответствия проблем и предложений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по улучшению контроля качества работы аудиторов свидетельствует о необходимости комплексного подхода к данному вопросу. Недостаточно внимания уделено проблемам уклонения от прохождения внешнего контроля качества и неэффективности мер дисциплинарного воздействия по результатам внешних проверок. Для их решения можно предложить ужесточить ответственность субъектов аудиторской деятельности, принять меры по информированию пользователей аудиторских услуг о конкретных нарушителях. Учитывая практику Российской Федерации в области внешнего контроля качества аудиторских услуг, а также проблемы, выявленные проверками, которые проводились комитетом по контролю при аудиторской палате Украины, в целях улучшения контроля качества аудиторских услуг на Украине предложен ряд мероприятий: провести анализ аудиторских заключений о финансовой отчетности предприятий, учреждений и организаций, по которым в текущем отчетном периоде начата процедура банкротства; проанализировать соотношение типов аудиторских заключений по результатам аудиторских проверок и количества жалоб заказчиков на субъекты аудиторской деятельности, поданные в комитет по контролю; в процессе контроля качества аудиторских услуг учитывать особенности перехода на Международные стандарты финансовой отчетности объектов аудиторских проверок; разработать механизм привлечения представителей профессиональных объединений аудиторов в процесс контроля качества аудиторских услуг в целях повышения объективности данного процесса; добиться улучшения информирования пользователей аудиторских услуг о результатах проведенных проверок. Проведенный анализ показал что, несмотря на меры, направленные на улучшение качества аудиторских услуг, принятые в РФ и на Украине, остается нерешенным ряд проблем, связанных с внешним контролем качества аудиторской деятельности. Внесенные предложения позволят улучшить качество аудиторских услуг в целом и гарантируют доверие общественности к результатам работы аудиторов, которые в свою очередь должны демонстрировать перед наблюдательными органами ответственность за выполнение своих обязательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния внешнего контроля качества аудиторских услуг в Российской Федерации и на Украине»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 657.1

анализ состояния бнешнего контроля

качества аудиторских услуг

б российской федерации и на украине

А.Д. КРУПОДЁР,

преподаватель кафедры учета, анализа и аудита E-mail: fenix_krupoder_od@ukr. net Черкасский институт банковского дела Университета банковского дела Национального банка Украины (г. Киев), Украина

В статье раскрыты сущность и составляющие понятия «качество аудиторских услуг». Обосновано значение качества аудиторских услуг. Рассмотрены организационные особенности внешнего контроля качества аудиторской деятельности в Российской Федерации и на Украине. Исследован механизм контроля качества работы аудиторов, предусмотренный нормативными требованиями.

Анализ соответствия проблем и предложений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по улучшению контроля качества работы аудиторов свидетельствует о необходимости комплексного подхода к данному вопросу. Недостаточно внимания уделено проблемам уклонения от прохождения внешнего контроля качества и неэффективности мер дисциплинарного воздействия по результатам внешних проверок. Для их решения можно предложить ужесточить ответственность субъектов аудиторской деятельности, принять меры по информированию пользователей аудиторских услуг о конкретных нарушителях.

Учитывая практику Российской Федерации в области внешнего контроля качества аудиторских услуг, а также проблемы, выявленные проверками, которые проводились комитетом по контролю при аудиторской палате Украины, в целях улучшения контроля качества аудиторских услуг на Украине предложен ряд мероприятий:

— провести анализ аудиторских заключений о финансовой отчетности предприятий, учреждений и организаций, по которым в текущем отчетном периоде начата процедура банкротства;

— проанализировать соотношение типов аудиторских заключений по результатам аудиторских проверок и количества жалоб заказчиков на субъекты аудиторской деятельности, поданные в комитет по контролю;

— в процессе контроля качества аудиторских услуг учитывать особенности перехода на Международные стандарты финансовой отчетности объектов аудиторских проверок;

— разработать механизм привлечения представителей профессиональных объединений аудиторов в процесс контроля качества аудиторских услуг в целях повышения объективности данного процесса;

— добиться улучшения информирования пользователей аудиторских услуг о результатах проведенных проверок.

Проведенный анализ показал что, несмотря на меры, направленные на улучшение качества аудиторских услуг, принятые в РФ и на Украине, остается нерешенным ряд проблем, связанных с внешним контролем качества аудиторской деятельности. Внесенные предложения позволят улучшить качество аудиторских услуг в целом и гарантируют доверие общественности к результатам работы аудиторов,

которые в свою очередь должны демонстрировать перед наблюдательными органами ответственность за выполнение своих обязательств.

Ключевые слова: качество аудиторских услуг, внешний контроль качества, система внешнего контроля качества аудиторских услуг

Деятельность аудиторских организаций является важной составляющей финансовых систем государств, что определяет необходимость высокого качества аудиторских услуг и их постоянного совершенствования. От уровня аудита во многом зависит формирование адекватной информационной базы для экономического развития организаций, государств и мирового сообщества.

Глобализация деятельности компаний, выход на зарубежные рынки предполагают также необходимость глобализации аудиторской деятельности. Взаимное доверие стран к результатам взаимного аудита основывается на признании систем надзора и контроля качества аудита. Это очень важно для стран постсоветского пространства, рынки аудиторских услуг которых стремительно развиваются и имеют не такую большую историю, как в странах Европы.

На международном уровне прослеживаются тенденции к усилению контроля качества аудиторской деятельности. Еще в 2006 г. Европейским Союзом (ЕС) была принята 43-я Директива Европейской комиссии, регламентирующая такие вопросы контроля качества аудита, как создание системы обеспечения качества, разработка принципов надзора со стороны государственных и общественных органов, особенности осуществления контроля качества работы аудиторов общественно значимых компаний [1]. Международной федерацией бухгалтеров также признана необходимость проведения мониторинга в области соблюдения ее членами требований контроля качества услуг. В настоящее время проблемы контроля качества услуг аудиторских организаций не утратили своей актуальности.

Но для начала следует раскрыть сущность понятия «качество аудиторских услуг». По мнению Т. Леоновой и А. Жуковой, идентификацию терминов в области качества аудиторской деятельности целесообразно вести с позиции содержания терминов, принятых в международной теории и практике

менеджмента качества на основе международных стандартов ISO серии 9 000. В самом общем понимании качество какого-либо объекта (продукции, услуги, процесса, организации и других объектов) определяется как степень соответствия характеристик (свойств) этого объекта потребностям всех заинтересованных сторон в этом объекте [2].

Наиболее точное определение дают В. Бондарь и Ю. Бондарь. Обобщая мнение многих авторов и практикующих аудиторов [3, с. 15], они отмечают, что под качеством в аудиторской практике необходимо понимать максимальное удовлетворение информационных потребностей пользователей результатом выполненных аудитором работ, услуг и сопутствующих аудиту работ в соответствии с интересами владельца, общества и конкретного заказчика. Исходя из этого, качество аудиторских услуг является системным соблюдением реальной профессиональной независимости, требований действующего законодательства и стандартов аудита, соблюдения кодекса профессиональной этики.

Анализируя состояние контроля качества аудиторских услуг в РФ и на Украине, целесообразно рассмотреть уровни, на которых осуществляют контроль государство, саморегулируемые профессиональные организации, субъекты аудиторской деятельности (на уровне отдельной аудиторской фирмы, на уровне профессии, на уровне отдельной аудиторской проверки).

Следует отметить, что на сегодняшний день на Украине нет единой концепции законодательного регулирования деятельности саморегулируемых организаций (СРО). Соответственно, не принят унифицированный нормативно-правовой акт, который бы закрепил особенности организациии деятельности СРО на Украине на законодательном уровне. Все функции контроля за аудиторской деятельностью, в том числе и контроля качества аудиторских услуг, возложены на Аудиторскую палату Украины (АПУ) — независимый орган, формирующийся на паритетных началах путем делегирования в ее состав аудиторов и представителей государственных органов.

В Российской Федерации на государственном уровне контроль качества аудиторских услуг осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ (в ред. от 04.03.2014) «Об аудиторской деятельности» [4] аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимого аудита. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля установлены Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности [5]. Кроме того, аудиторские организации, аудиторы обязаны: проходить внешний контроль качества работы, участвовать в осуществлении СРО аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, а также индивидуальных и остальных аудиторов осуществляют СРО аудиторов в отношении своих членов. По состоянию на 07.07.2014 в государственный реестр СРО аудиторов [6] были включены сведения о следующих СРО аудиторов — некоммерческих партнерствах: Аудиторская палата России (АПР), Институт профессиональных аудиторов (ИПАР), Московская аудиторская палата (МоАП), Российская коллегия аудиторов (РКА), Аудиторская Ассоциация «Содружество» (ААС), членами которых являлись 4 618 аудиторских организаций и 22 196 аудиторов.

Большинство требований к контролю качества аудиторских услуг формируется на государственном уровне или на уровне саморегулируемых профессиональных организаций (табл. 1).

Определив требования к контролю качества аудиторских услуг, следует рассмотреть практический опыт их применения в аудиторской среде на уровне двух государств.

В 2013 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Росфиннадзором и СРО аудиторов было проведено 6 447 проверок, в том числе 1 227 проверок аудиторских организаций, 146 проверок индивидуальных аудиторов, 5 074 проверки иных аудиторов. Данными проверками были охвачены 26% всех аудиторских организаций, свыше 17% всех индивидуальных аудиторов и свыше 22%

всех иных аудиторов, которые вели аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 04.03.2014) [4] и Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278, Росфиннадзор, как независимый от аудиторской профессии орган, осуществлял внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций. В 2013 г. данную аудиторскую услугу оказывали 924 аудиторские организации.

За год Росфиннадзором было проведено 293 проверки (115 — в 2012 г.), которыми были охвачены 32% указанных аудиторских организаций (11% — в 2012 г.). Проверки проводились во всех федеральных округах. Из общего количества проверок 99% являлись плановыми (98% — в 2012 г.), 1% — проведены вне утвержденного плана, в том числе в связи с поступившими в Росфиннадзор жалобами (2% — в 2012 г.).

В 2013 г. отмечено 8 случаев уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы. По сравнению с 2012 г. количество таких случаев возросло на 14%.

Количество штатных контролеров Росфин-надзора в 2013 г. составило 65 чел., в том числе 17 контролеров в центральном аппарате и 48 — в территориальных управлениях.

Проверками обнаружены многочисленные нарушения аудиторскими организациями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» [4] и федеральных стандартов аудиторской деятельности [5]. Факты нарушений установлены в ходе 240 из 293 проведенных проверок. По результатам этих проверок Росфиннадзором приняты 262 решения о применении мер дисциплинарного воздействия:

• 37 предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить выявленные нарушения;

• 181 предупреждение о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности;

• 32 предписания саморегулируемым организациям аудиторов о приостановлении членства аудиторских организаций;

Зарубежный опыт Foreign experience - 51 -

Таблица 1

Нормативно-правовые требования к контролю качества аудиторских услуг Российской Федерации и Украины

№ п/п Нормативный документ Краткое содержание

Российская Федерация

1 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» [4] Является основополагающим в системе нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ. Согласно ст. 2 аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон № 315-ФЗ), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами

2 Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности [5] Аудиторские стандарты определяют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, что должно обеспечивать определенный уровень гарантии результатов проверки. Стандарты являются мерой качества исполнения работы. Принципы организации внешнего контроля качества со стороны как СРО, так и государства, устанавливаются ФСАД № 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля»

3 Кодекс этики профессиональных бухгалтеров [7] Представляет собой свод правил поведения, которые обязан соблюдать аудитор при проведении аудиторской проверки

4 Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций [8] Впервые в российской практике разработан концептуальный подход к обеспечению независимости аудиторов

Украина

5 Закон «Об аудиторской деятельности» [9] Является основополагающим в системе нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности на Украине. Согласно п. 6 ст. 12 «Полномочия аудиторской палаты Украины» АПУ осуществляет меры по обеспечению независимости аудиторов при проведении ими аудиторских проверок и организации контроля качества аудиторских услуг. Согласно ст. 20 запрещается проведение аудита, если размер вознаграждения за предоставление аудиторских услуг не учитывает необходимого для качественного выполнения таких услуг времени, надлежащих навыков, знаний, профессиональной квалификации и степень ответственности аудитора

6 Международные стандарты контроля качества, аудита, обзора, прочего предоставления уверенности и сопутствующих услуг [ 10] Являются обязательными для применения на Украине. Регулируют выполнение задач по аудиту, обзору, прочему предоставлению уверенности и сопутствующих услуг

7 Кодекс этики профессиональных бухгалтеров [11] Определяет этические требования к профессиональным бухгалтерам (аудиторам)

8 Концепция системы обеспечения качества аудиторских услуг на Украине [13] Целью данной концепции является адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС

9 Положение о внешних проверках систем качества аудиторских услуг [14] Основной целью является обеспечение организации проведения внешних проверок системы контроля качества аудиторских услуг всех субъектов аудиторской деятельности на Украине

10 Положение по национальной практике контроля качества аудиторских услуг 1 «Организация аудиторскими фирмами и аудиторами системы контроля качества аудиторских услуг» [15] Согласно положению аудиторские фирмы и аудиторы, занимающиеся аудиторской деятельностью индивидуально как физические лица — предприниматели, обязаны разработать политику и процедуры контроля качества аудиторских услуг и получить подтверждение АПУ о соответствии данной системы требованиям регулятора

11 Положение о комитете по контролю качества аудиторских услуг [16] Определяет правовой статус, основные задачи, полномочия и организацию работы комитета по контролю качества аудиторских услуг

Примечание. Систематизировано автором.

• 12 предписаний саморегулируемым организациям аудиторов об исключении аудиторских организаций из этих саморегулируемых организаций.

Кроме того, Росфиннадзором составлено 11 протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (по признакам уклонения аудиторских организаций от проведения проверок и за представление сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде).

Доля проверок, по итогам которых Росфин-надзором приняты меры дисциплинарного воздействия, в общем количестве проведенных им проверок аудиторских организаций составила в 2013 г. 82% (в СРО аудиторов — 9%). Начатая Росфиннадзором контрольная деятельность оказывает существенное дисциплинирующее

воздействие на субъекты аудиторской деятельности, способствует повышению надежности финансовой информации и укреплению доверия к ней пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудиторов (помимо индивидуальных аудиторов), проведенных СРО аудиторов, характеризуется следующими данными (табл. 2).

Результативность деятельности контролеров качества СРО аудиторов характеризуется следующими данными (табл. 3).

По результатам проведенных СРО аудиторов в 2013 г. проверок внешний контроль качества работы прошли 823 аудиторские организации и 145 индивидуальных аудиторов (89,6% от общего количества проверенных СРО аудиторов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов).

Таблица 2

Анализ проведенных внешних проверок СРО аудиторских организаций-членов, индивидуальных аудиторов, аудиторов (помимо индивидуальных аудиторов)

Доля проверенных аудитор- Доля проверенных индиви- Доля проверенных

Количество ских организации — чле- дуальных аудиторов — чле- аудиторов — членов

СРО проведенных нов СРО аудиторов в общем нов СРО аудиторов в общем СРО аудиторов в

аудиторов проверок количестве аудиторских количестве индивидуальных общем количестве

организаций-членов, % аудиторов- членов, % аудиторов- членов, %

2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.

АПР 1 542 1 964 19 22 19 23 19 26

ИПАР 679 921 33 32 9 10 23 32

МоАП 1 516 1 965 24 27 33 29 23 27

РКА 587 706 14 13 16 6 14 16

ААС 838 598 23 11 15 15 23 9

Источник: Обобщено автором на основе источника [17].

Таблица 3

Анализ результативности деятельности контролеров СРО

СРО аудиторов Количество контролеров качества, фактически принимавших участие в осуществлении внешнего контроля качества работы Количество всех проверок, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы Количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.

АПР 138 152 11,2 12,9 9,1 7,9

ИПАР 23 21 29,5 43,9 17,1 22,9

МоАП 59 65 25,7 30,2 20,5 21,4

РКА 42 49 14,0 14,4 22,9 21,9

ААС 84 91 10,0 6,6 10,9 17,4

Источник: [17].

Таблица 4

Меры дисциплинарного воздействия, принятые к субъектам аудиторской деятельности в 2013 г.

Принятые меры дисциплинарного воздействия

СРО аудиторов Предписания, обязывающие устранить нарушения Предупреждения о недопустимости нарушений Штрафы Приостановление членства в СРО аудиторов Исключение из членов СРО аудиторов Иные меры воздействия

S р о о S ии ^ а £ 1 S р о о s ии ^ а £ 1 S р о о s ии ^ а £ 1 2 р о о s ии ^ а £ 1 2 р о о s ии ^ а £ 1 S р о о S ии ^ а £ 1

н В = н В = н В = н В = н В = н В =

ду = £ ур О ду = £ ур О ду = ^ ур о ду = £ ур О ду = ^ ур о ду = £ ур О

АПР 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ИПАР 4 22 3 26 0 3 1 22 2 12 4 22

МоАП 0 16 1 1 0 0 0 0 0 0 0 16

РКА 2 5 1 4 0 0 1 0 0 3 2 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ААС 1 2 0 0 0 0 0 0 0 0 1 2

Источник: [17].

Меры дисциплинарного воздействия приняты СРО аудиторов по результатам 99 проверок. Эти меры приняты к 87 аудиторским организациям и 12 аудиторам. Меры дисциплинарного воздействия, принятые в 2013 г., характеризуются следующими данными (табл. 4).

В ходе анализа результатов функционирования системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов в РФ наибольшее количество недостатков было выявлено в следующих областях деятельности (рис. 1).

Типичные недостатки в пределах проблемных областей определены в табл. 5.

Рис. 1. Наиболее проблемные области, выявленные системой внешнего контроля качества аудиторских услуг РФ в 2013 г.

В результате функционирования системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Росфиннадзором выделены основные проблемы и внесены предложения по их решению (рис. 2). Анализ соответствия проблем и предложений Росфиннадзора свидетельствует о необходимости комплексного подхода к их решению. Недостаточно внимания уделено проблемам уклонения от прохождения внешнего контроля качества и неэффективности мер дисциплинарного воздействия по результатам внешних проверок. Для их решения можно предложить ужесточить ответственность субъектов аудиторской деятельности, принять меры по информированию пользователей аудиторских услуг о конкретных нарушителях.

Дополнительное внимание следует уделить работе со специалистами, занятыми проведением внешних проверок качества. В целях повышения квалификации целесообразно рассмотреть возможность организации и проведения специальных тренингов, семинаров. Разработать инструкции по проведению внешних проверок контроля качества аудита, которые улучшили бы общую организацию

Таблица 5

Типичные недостатки выявленные системой внешнего контроля качества аудиторских услуг

№ п/п Проблемные области Типичные недостатки

1 Организация Формальный подход к осуществлению внутреннего контроля качества работы

и осуществление внутреннего Отсутствие факта или документального свидетельства осуществления внутреннего контроля качества работы

контроля качества работы Недостаточная информированность сотрудников аудиторской организации об установленных процедурах внутреннего контроля качества работы

Отсутствие факта или документального свидетельства выполнения процедур, регулирующих порядок решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующим клиентом

2 Проведение аудита бухгалтерской отчетности Отсутствие или недостаточность альтернативных аудиторских процедур при неполучении ответов на запрос о внешнем подтверждении; оставление без должного рассмотрения неурегулированных расхождений в данных аудируемого лица и данных внешнего подтверждения

Низкое качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторских файлов

Отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита

Неисполнение требований в отношении изучения информации о связанных сторонах

Отсутствие документов, обосновывающих величину аудиторской выборки

Отсутствие или недостаточность аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

Недостаточность принимаемых мер по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты

Отсутствие факта или документального свидетельства сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству аудируемого лица и представителям собственника этого лица

Отсутствие факта или документального свидетельства согласования условий проведения аудита с аудируемым лицом

Низкий уровень планирования аудита

Отсутствие модификации аудиторского мнения при наличии существенных искажений или в случае отсутствия у аудитора возможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что бухгалтерская отчетность в целом не содержит существенных искажений

3 Составление аудиторского заключения Отсутствие отдельных элементов аудиторского заключения

Неисполнение требований к оформлению аудиторского заключения

4 Независимость и профессиональ- Отсутствие факта или недостаточность свидетельств рассмотрения угроз независимости и мер предотвращения таких угроз

ная этика Несоблюдение требований к профессиональному поведению аудитора

Отсутствие разработанных процедур, направленных на разрешение этических конфликтов и снижение риска потери независимости

Примечание. Систематизировано автором.

проверок, упорядочили ротацию специалистов, занятых проведением внешних проверок качества, обеспечили независимость специалистов в процессе проверок.

На Украине также накоплено достаточно опыта в области контроля качества аудиторских услуг. Организация контроля качества аудитор-

ских услуг возложена на Комиссию АПУ по контролю качества и профессиональной этики. Для реализации полномочий по осуществлению контроля за соблюдением аудиторскими фирмами и аудиторами требований закона Украины от 14.09.2006 № 140-У «Об аудиторской деятельности» [9], стандартов аудита, норм профессио-

со 1э

Ш "О

о 1э

СП

—I

ш ^

н со

о

л со

со

СП

'со со сэ

I

К)

о

со ^

ш о'

ш о о о

Предложенные решения выявленных проблем

Дальнейшее развитие методического обеспечения внешнего контроля качества Повышение квалификации государственных гражданских служащих, занятых проведением внешних проверок качества Изучение опыта деятельности органов, осуществляющих независимый от аудиторской профессии внешний контроль качества работы аудиторских организаций на развитых финансовых рынках Совершенствование информационного обеспечения деятельности по осуществлению внешнего контроля качества Укрепление взаимодействия с иными надзорными органами Разработка системы показателей, характеризующих деятельность Росфин-надзора по осуществлению внешнего контроля качества Формирование и ведение постоянного информационного ресурса, содержащего перечень аудиторских организаций Совершенствование правовых норм, определяющих порядок организации и проведения внешних проверок качества

Проблемы, выявленные системой внешнего контроля качества Уклонение от прохождения внешнего контроля качества +/- — +/- +/-

Низкий уровень квалификации специалистов, занятых проведением внешних проверок качества ■ +/-

Низкое качество планирования, организации и осуществления проверок ■ + +/- ■ ■ +/- + +

Неэффективные меры дисциплинарного воздействия по результатам внешних проверок качества +/- +/-

Формальный подход к проведению внешних проверок качества + — +/- +/- — — +/-

Отсутствие унификации подходов к осуществлению внешнего контроля качества в СРО аудиторов + +/- +/- +/-

Недостаточная координация деятельности СРО аудиторов и Рос финна дзора +/- +/- +/- +

Необходимость ротации специалистов, занятых проведением внешних проверок качества +/- +

Отсутствие специальных проверок по соблюдению требований противодействия коррупции +/- +/- +/- ■ +

Условные обозначения:

«+» — обозначает возможность решения проблемы при условии реализации соответствующего предложения; «+/-» — обозначает частичное решение проблемы при условии реализации соответствующего предложения; «-» — обозначает невозможность решения проблемы путем реализации данного предложения.

Рис. 2. Матрица принятия/выбора решений проблем, выявленных системой внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов

Ы О)

тз <

01 № £

о э

О"

н

сл сл

о п ю'

3

п X тз п

т

5"

3

о

Л)

нальной этики и организации контроля качества аудиторских услуг в составе АПУ функционирует комитет по контролю качества аудиторских услуг (далее — комитет по контролю).

Основной целью деятельности Комитета по контролю является осуществление внешних проверок систем контроля качества аудиторских фирм и аудиторов согласно плану внешних проверок. Деятельность комитета по контролю финансируется за счет средств АПУ без привлечения дополнительного финансирования со стороны аудиторских фирм и аудиторов, деятельность которых проверяется.

По состоянию на 01.07.2014 данные о результатах внешних проверок контроля качества за 2013 г. на сайте АПУ отсутствуют. Данные опубликованы лишь за 2012 г., согласно которым работа комиссии АПУ по контролю качества и профессиональной этики, а также комитета по контролю осуществлялась по трем направлениям:

1) разработка нормативных положений и методологических документов, касающихся системы контроля качества аудиторской деятельности;

2) проведение и рассмотрение результатов внешних проверок функционирования систем контроля качества аудиторских фирм;

3) рассмотрение жалоб, поступающих в АПУ

В 2012 г. из 2 307 зарегистрированных аудиторских фирм и 860 частных аудиторов АПУ проверено 233 аудиторские фирмы из 333 субъекта, включенных в план внешних проверок систем контроля качества на 2012 г., утвержденный решением АПУ от 03.11.2011 240/8. По результа-

Информация о решениях,

там проведения проверок субъектов аудиторской деятельности АПУ в соответствии с положением о внешних проверках принимает по аудиторской фирме одно из решений:

• признать прошедшей проверку системы контроля качества аудиторских услуг;

• признать непрошедшей проверку системы контроля качества аудиторских услуг;

• признать непрошедшей повторную проверку на предмет устранения недостатков системы контроля качества аудиторских услуг. Обобщенная информация о решениях, принятых АПУ в 2012 г., приведена в табл. 6.

В 2012 г. по результатам осуществленных внешних проверок системы контроля согласно п. 7.2.2 Положения о внешних проверках системы контроля качества аудиторских услуг всем субъектам аудиторской деятельности, которые не прошли проверку системы контроля качества аудиторских услуг, установлен 6-месячный срок для принятия мер по устранению недостатков системы контроля качества. Комитетом по контролю по истечении установленного срока будет проведена повторная проверка субъектов аудиторской деятельности на предмет устранения недостатков системы контроля качества.

Комитетом по контролю в соответствии с порядком проведения проверок материалов жалоб, поступающих в АПУ [19] относительно несоблюдения аудиторскими фирмами и аудиторами законодательства Украины, стандартов аудита, норм профессиональной этики аудиторов, решений АПУ при предоставлении ими аудиторских услуг,

Таблица 6

принятых АПУ в 2012 г.*

Дата принятия решения Номер решения Количество субъектов, прошедших проверку Количество субъектов, не прошедших проверку Количество субъектов, повторно не прошедших проверку

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26.01.2012 245/5 18 3 2

23.02.2012 264/5 13 7 1

26.04.2012 249/5 18 10 1

05.07.2012 252/4 15 10 4

27.09.2012 257/4 23 23 9

01.11.2012 260/4 7 11 4

29.11.2012 261/4.1 17 11 3

20.12.2012 262/4 14 8 3

Всего - 125 83 27

* Всего было принято 235 решений. Источник: [18].

Таблица 7

Данные о результатах рассмотрения жалоб комитетом по контролю в 2010-2012 гг.

Год Количество Количество

жалоб взысканий

2010 22 17

2011 38 20

2012 27 11

Источник: [18].

в течение 2012 г. рассмотрено 27 жалоб, поступивших в АПУ от заказчиков аудиторских услуг, пользователей бухгалтерской отчетности. Данные о результатах рассмотрения жалоб комитетом по контролю в 2010-2012 гг. приведены в табл. 7.

По результатам рассмотрения жалоб за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей к аудиторам (аудиторским фирмам) решениями АПУ были применены взыскания в виде:

• предупреждения шести аудиторам;

• приостановления действия сертификата аудитора до 3 мес. включительно трем аудиторам;

• приостановления действия сертификата аудитора от 3 до 6 мес. включительно двум аудиторам.

Для улучшения качества аудиторских услуг и профилактики нарушений результаты проведенных Комитетом по контролю проверок регулярно публикуются на сайте АПУ и в профессиональном издании «Аудитор Украины». По вопросам контроля на Украине в 2012 г. проводились региональные тематические конференции и семинары, а в «Аудиторе Украины» напечатаны статьи украинских специалистов по вопросам внедрения систем внутреннего контроля качества аудиторских услуг и материалы для привлечения мирового опыта из практики контроля аудиторских услуг [18].

Учитывая практику РФ в области внешнего контроля качества аудиторских услуг, а также проблемы, выявленные проверками, которые проводились комитетом по контролю при АПУ, в целях улучшения контроля качества аудиторских услуг на Украине, по мнению автора, целесообразно осуществить следующие мероприятия:

1) провести анализ аудиторских заключений о финансовой отчетности предприятий, учреждений и организаций, по которым в текущем отчетном периоде начата процедура банкротства;

2) провести анализ соотношения типов аудиторских заключений по результатам аудиторских проверок и количества жалоб заказчиков на субъекты аудиторской деятельности, поданных в комитет по контролю;

3) в процессе контроля качества аудиторских услуг учитывать особенности перехода на Международные стандарты финансовой отчетности объектов аудиторских проверок;

4) разработать механизм привлечения представителей профессиональных объединений аудиторов в процесс контроля качества аудиторских услуг с целью повышения объективности данного процесса;

5) улучшить информирование пользователей аудиторских услуг о результатах проведенных проверок.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что, несмотря на меры, направленные на улучшение качества аудиторских услуг, принятые в РФ и на Украине, остается нерешенным ряд проблем, связанных с внешним контролем качества аудиторской деятельности. Внесенные предложения, по мнению автора, позволят улучшить качество аудиторских услуг в целом и гарантируют доверие общественности к результатам работы аудиторов, которые в свою очередь должны демонстрировать перед наблюдательными органами ответственность за выполнение своих обязательств.

Список литературы

1. Законодательство Европейского Союза. URL: http://eur-lex.europa.eu.

2. Бондар В.П., Бондар Ю.В. Управление качеством и качество в аудите: пути усовершенствования // Аудитор Украины. 2012. № 5. С. 11-26.

3. Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 19.06.2014. URL: http://www.minfin.ru/ru/ accounting/reestr_selfreg/reestr.

4. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. Киев: Федерация профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины, 2010. 124 с.

5. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. Новосибирск: САФБД, 2011. 232 с.

6. Концептуальная основа контроля аудиторской деятельности на Украине: утверждена решением АПУ от 27.09.2007 № 182/3.

7. Концепция системы обеспечения качества аудиторских услуг на Украине: утверждена решением АПУ от 26.09.2013 № 279/7.

8 . Леонова Т.И., Жукова А.Г. Методические подходы к оценке и контролю качества аудиторских услуг. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=20518056 .

9. Международные стандарты контроля качества аудита, обзора, прочего предоставления уверенности и сопутствующих услуг. 2010. Ч. 1, 2. URL: http://apu.com.ua/msa.

10. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (в ред. от 04.03.2014).

11. О внесении изменений в закон «Об аудиторской деятельности»: закон Украины от 14.09.2006 № 140-V.

12. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (в ред. от 22.12.2011).

13. Отчет АПУ Кабинета министров Украины за 2012 г. URL: http://www.apu.com.ua/zvit-do-kmu.

14. Отчет Министерства финансов Российской Федерации о контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2012 г. URL: http://www.minfin.ru .

15. Положение о внешних проверках систем качества аудиторских услуг: утверждено решением АПУ от 26.05.2011 № 231/12.

16. Положение о Комитете по контролю качества аудиторских услуг: утверждено решением АПУ от 20.05.2010 № 215/9.

17. Положение по национальной практике контроля качества аудиторских услуг 1 «Организация аудиторскими фирмами и аудиторами системы контроля качества аудиторских услуг»: утвердже-но решением АПУ от 27.09.2007 № 182/4.

18. Порядок проведения проверок материалов жалоб, поступающих в АПУ: утвержден решением АПУ от 27.11.2008 № 196/7.

19. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций: одобрены Советом по аудиторской деятельности 20.09.2012, протокол № 6 (в ред. от 27.06.2013).

International accounting Foreign experience

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

ANALYSIS OF EXTERNAL QUALITY CONTROL OF AUDIT SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND UKRAINE

Aleksei D. KRUPODER

Abstract

The author considers the essence and components of the notion of quality assurance of auditing services and substantiates the significance of the quality of auditing services The paper discusses the organizational features of the external quality control of audit activity in the Russian Federation and Ukraine The article researches the mechanism of quality assurance of auditor work envisaged by the statutory requirements . An analysis of the compliance of problems and proposals of the Federal Service of Fiscal Supervision aimed at improving the quality

assurance of auditors' work highlights the need for an integrated approach to the issue The author underlines the issue of not sufficient attention, which is paid to the problems of the external quality control and ineffective disciplinary measures based on the results of external audits. To solve this issue, author proposes to strengthen the responsibility of the auditable materials, and to undertake measures to inform users of audit services about specific offenders . Taking into account the practice of the Russian Federation in the field of external quality control of audit services, as well as the issues identified by the audits that

were carried out by the Committee for monitoring the audit under the Audit Chamber of Ukraine, and aimed at improving the quality control of audit firms in Ukraine, the author has proposed a number of the following measures: carry out an analysis of the audit reports on financial statements of enterprises, institutions and organizations with respect to which a bankruptcy proceeding in the current reporting period was initiated; carry out an analysis of correlation between the types of audit report based on the results of audits and the number of complaints of customers on the auditable materials submitted to the Committee on Supervision; within the period of control of auditing services quality it is necessary to take into account the specifics of the transition of audit objects to International Financial Reporting Standards. The measures also comprised the development of a mechanism on involving the representatives of the professional associations of auditors in the process of quality control of audit services in order to increase the objectivity of the process, and also to facilitate improvement of informing of the users of audit services on the results of audits The analysis revealed that despite the measures to improve the auditing services quality in the Russian Federation and Ukraine, a number of problems associated with the external quality control of audit activity still remain unsolved The introduced proposals shall improve the quality of auditing services in general and will guarantee public confidence in the work of auditors, which, in its turn, must demonstrate their responsible approach to the fulfilment of their obligations to the supervisory bodies

Keywords: audit services, quality, external quality control, external service audit, auditing service quality

References

1. European Union Law. Available at: http://eur-lex europa eu

2. Bondar V.P., Bondar Yu.V. Upravlenie kachestvom i kachestvo v audite: puti usovershen-stvovaniya [Quality management and audit quality: ways of improvement]. Auditor Ukrainy — Auditor of Ukraine, 2012, no. 5, pp. 11-26.

3. National Register of the self-regulatory auditor organizations as of June 19, 2014. Available at:

http://www.minfin.ru/ru/accounting/reestr_selfreg/ reestr. (In Russ.)

4 . Kodeks etikiprofessional'nykh bukhgalterov [Code of ethics of professional accountants]. Kiev, Federatsiya professional'nykh bukhgalterov i au-ditorov Publ., 2010, 124 p.

5 . Kodeks etiki professional'nykh bukhgalterov [Code of ethics of professional accountants]. Novosibirsk, SAFB Publ., 2011, 232 p.

6. Resolution of the Audit Chamber of Ukraine "Conceptual basis of the audit supervision in Ukraine" of September 27, 2007 № 182/3. (In Russ.)

7. Resolution of the Audit Chamber of Ukraine "Conceptual system of provision of supervision of the audit services quality in Ukraine" of September 26, 2013 № 279/7. (In Russ.)

8. Leonova T.I., Zhukova A.G. Metodicheskie podkhody k otsenke i kontroliu kachestva auditorskikh uslug [Methodological approaches to the evaluation and control of the audit services quality]. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=20518056. (In Russ.)

9. International standards of quality control, audit, survey, any other, which provide confidence and related services. 2010, Parts 1 and 2. Available at: http://apu.com.ua/msa. (In Ukr.)

10. RF Federal Law "On Audit" of December 30, 2008 № 307-FZ. (as revised on March 4, 2014) (In Russ.)

11. Law of Ukraine "On Amendments to the Law "On Audit" of September 14, 2006 № 140-V. (In Russ.)

12 . Resolution of the Government of the Russian Federation "On Federal rules (standards) of audit" of September 23, 2002 № 696. (as revised on December 22, 2011) (In Russ.)

13. Report of the Audit Chamber of Ukraine for Ukrainian Cabinet of Ministers for 2012. Available at: http://www.apu.com.ua/zvit-do-kmu. (In Ukr.)

14 . Report of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Supervision of quality of operation of audit organizations and individual auditors for 2012". Available at: http://www.minfin.ru. (In Russ.)

15. Resolution of the Audit Chamber of Ukraine "Provision on external audits of system of supervision of the audit services quality" of May 26, 2011 № 231/12. (In Russ.)

16. Resolution of the Audit Chamber of Ukraine "Provision on Committee on supervision of audit

services quality" of May 20, 2010 № 215/9. (In Russ.)

17. Resolution of the Audit Chamber of Ukraine "Provision on national practice of supervision of audit services quality 1 "Supervision of audit services quality organized by audit companies and auditors" of September 27, 2007 № 182/4. (In Russ.)

18. Resolution ofthe Audit Chamber of Ukraine "Procedure of audit of the complaints materials incoming to the Audit Chamber of Ukraine of November 27, 2008 № 196/7. (In Russ.)

19. Protocol ofthe Council for auditing activities "Rules of independence of auditors and auditing organizations" of September 20, 2012 № 6. (as amended on June 27, 2013) (In Russ.)

Aleksei D. KRUPODER

Cherkasy Institute of Banking of University of Banking of National Bank of Ukraine (Kyiv), Cherkasy, Ukraine fenix_krupoder_od@ukr. net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.