Научная статья на тему 'Внешний контроль качества в аудите Российской Федерации: динамика и тенденции'

Внешний контроль качества в аудите Российской Федерации: динамика и тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИТОРОВ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтухова Н. В., Пигарева В. С.

В статье исследуется динамика проводимых проверок качества деятельности аудиторов и аудиторских организаций, проводится анализ результативности проверок, эффективности деятельности контролеров качества, типичных нарушений, выявляемых контрольными мероприятиями, а также видов мер воздействия, применяемых по результатам контроля качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешний контроль качества в аудите Российской Федерации: динамика и тенденции»

2. Айдарбекова А.Т. Социально-экономические проблемы развития мясопродуктового подкомплекса в промышленно развитых регионах (на примере Тюменской области). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/Уральская государственная сельскохозяйственная академия. Екатеринбург, 2010.

3. Айдарбекова А.Т. Социальные проблемы села и их решение//Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2 (52-2). С. 245-248.

© Айдарбекова А.Т., 2015

УДК 657.6

Н. В. Алтухова

К.э.н., старший преподаватель кафедры экономики Севастопольского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова г. Севастополь, Российская Федерация e-mail: nnaa1606@mail.ru В.С. Пигарева

Студентка 4 курса факультета Экономики и Управления Севастопольского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова г. Севастополь, Российская Федерация e-mail: amantes71@gmail.com

ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА В АУДИТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация

В статье исследуется динамика проводимых проверок качества деятельности аудиторов и аудиторских организаций, проводится анализ результативности проверок, эффективности деятельности контролеров качества, типичных нарушений, выявляемых контрольными мероприятиями, а также видов мер воздействия, применяемых по результатам контроля качества.

Ключевые слова

Внешний контроль качества деятельности аудиторов, саморегулируемые организации аудиторов.

Используемые сокращения: АПР Аудиторская Палата России

ИПАР Институт Профессиональных Аудиторов

МоАП Московская аудиторская палата

РКА Российская Коллегия аудиторов

ААС Аудиторская Ассоциация Содружество

СРОА Саморегулируемая организация аудиторов

Как известно, проведение аудита и выдача даже безусловно положительного заключения не гарантирует аудируемому субъекту абсолютную уверенность в том, что его отчетность не содержит существенных ошибок и искажений. Причиной этого являются присущие аудиту ограничения, влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных ошибок или фактов мошенничества. Как следствие -

аудитор может предоставить только разумную уверенность в том, что отчетность отражает истинное финансовое положение предприятия.

Основанием для гарантирования аудитором разумной уверенности является профессиональная компетентность и должная тщательность, с которой представители аудиторской профессии подходят к исполнению своих обязанностей. Подтвердить обществу наличие этих качеств у субъекта аудита (как у аудитора, так и аудиторской организации) призван контроль качества - внутренний и внешний.

В Российской практике аудита внешний контроль качества субъектов аудиторской деятельности представлен несколькими уровнями. Саморегулируемая организация аудиторов (СРОА) осуществляют внешний контроль качества в отношении своих членов - аудиторов и аудиторских организаций [1]. Внешний контроль качества работы тех аудиторских организаций, которые проводят обязательный аудит финансовой отчетности:

- организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам,

- иных кредитных и страховых организаций,

- негосударственных пенсионных фондов,

- организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов,

- государственных корпораций, государственных компаний,

- бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг,

- консолидированной финансовой отчетности

кроме СРОА проводит еще и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, точнее - ее территориальные управления [1], [3], [4].

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляется Минфином России в форме плановых и внеплановых проверок с периодичностью не чаще одного раза в два года. Кроме того, Минфин России проводит систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности саморегулируемыми организациями аудиторов [6].

Статистика проверок контроля качества, проведенных СРОА (таблица 1), свидетельствует, что лидером по количеству проведенных в течении пяти последних лет проверок является СРО Аудиторская Палата России - за указанный период ею проведено 9849 проверок. Общее количество проверок, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов в 2014 году практически не отличается от показателей 2010 года, однако в 2011 году отмечался рост этого показателя почти в полтора раза по сравнению с предыдущим годом.

Таблица 1

Количество проверок контроля качества, проведенных СРОА5

Год АПР ИПАР МоАП РКА ААС Всего

2010 1 989 787 1 805 796 316 5 693

2011 2 392 579 3 203 919 942 8 035

2012 1542 679 1516 587 838 5 162

2013 1 964 921 1 965 706 598 6 154

2014 1 962 674 979 1 203 855 5 673

Всего 9 849 3 640 9 468 4 211 3 549 30 717

Исследование структуры проверок в 2014 году (рисунок 1) показывает, что АПР сохраняет лидерство - в этом году организацией проведено 1962 проверки, что составляет 35 процентов от общего количества проведенных проверок.

5 Все графики, диаграммы и таблицы статьи разработаны авторами по материалам источника [5]

Структура внешних проверок контроля качества в

разрезе СРОА в 2014 году, единиц

ИПАР 674

12%

АПР 1962

35% / ААС 855

[у щ 15%

\У МоАП 979

РКА 1202— 17%

21%

Рисунок 1 - Структура внешних проверок качества в разрезе СРОА в 2014 году

Несмотря на то, что по сравнению с 2010 годом, общее количество контролеров качества в СРОА в 2014 году практически не изменилось (732 человека против 762 человек), значительно уменьшилась доля тех контролеров, которые приняли участие в проверках. В 2010 году этот показатель составил 66 процентов, в 2014 году уменьшился до 51 процента (рисунок 2).

Динамика количества контролеров качества, человек

900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

762 \

807

747

15

789

\ \ \ \

501

43

18

727 |

732 /

52

346

21

714

J

378

51

18

371

2011

2012

2013

2014

70

65

60

55

50

45

40

I внештатных

I фактически принявших участие в проверках

•Всего

•доля аудиторов, фактически принявших участие в проверках, % (правая ось)

Рисунок 2 - Динамика количества контролеров качества, человек

Что касается результативности проверок, то в 2014 году наиболее результативными показали себя контролеры качества СРОА ИПАР - на одного контролера этой СРОА, принимавшего участие в проверке, приходилось 37 проведенных проверок (рисунок 3).

Результативность деятельности контролеров качества в 2014 году, единиц

ААС

РКА

19

10,2

МоАП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИПАР

АПР

21,8

8,8

3,8

7,5

] 37,4

] 13,1

■ Количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы □ Количество проверок, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

0 5 10 15 20 25 30

35

40

Рисунок 3 - Результативность деятельности контролеров качества в 2014 году Не внушает оптимизма динамика количества аудиторских организаций и аудиторов, отклоняющихся от проверки (рисунок 4). Количество организаций, избегающих внешних проверок качества увеличилось в 2014 году по сравнению с 2010 годом более чем в два раза. Традиционно невысоким, менее одного процента, остается количество «уклонистов» среди аудиторов, однако тенденция роста этого показателя также не внушает оптимизма - за исследуемый период он увеличился в десять раз.

Динамика доли аудиторов и АО, уклонившихся от проверки,

%

25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00

14,20

7,22

0,05

0,70

16,59

0,75

0,58

|Доля АО, уклонившихся от проверки

1Доля аудиторов, уклонившихся от проверки

2011 2012 2013 2014

Рисунок 4 - Динамика доли аудиторов и аудиторских организаций, уклонившихся от проверки

По результатам проведенных саморегулируемыми организациями внешних проверок качества в последние пять лет выявлены следующие нарушения (таблица 2):

1. Нарушение требований к членству в СРОА, в том числе по уплате взносов и по уведомлению своей саморегулируемой организации об изменениях в Реестре.

2. Неисполнение обязанностей по соблюдению внутреннего контроля качества и уклонение от прохождения внешнего контроля.

3. Нарушение процедур планирования аудита, сбора аудиторских доказательств и надлежащего документирования результатов аудита.

4. Отсутствие методик определения и снижения риска потери независимости, нарушение требований по его выявлению, документированию и снижению.

5. Уклонение от прохождения обучения по программам повышения квалификации.

Таблица 2. Виды и типы нарушений, обнаруженных при внешних проверках качества, в 2010 и 2014 годах

Тип нарушения Вид нарушения

2011 год 2014 год

Нарушения Федерального закона "Об аудиторской деятельности" Нарушения требований к членству в саморегулируемой организации аудиторов, в том числе по уплате взносов

Неисполнение обязанности установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы

Неисполнение обязанности уведомлять саморегулируемую организацию аудиторов об изменениях в сведениях, содержащихся в реестре аудиторов и аудиторских организаций

Неисполнение обязанности проходить внешний контроль качества работы

Неисполнение обязанности проходить обучение по программам повышения квалификации

Нарушения федеральных стандартов аудиторской деятельности Нарушения требований в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, руководству аудируемого лица и представителям собственника этого лица

Нарушения требований в отношении использования в ходе аудита подтверждающей информации из внешних источников (внешних подтверждений), используемой аудитором для получения аудиторских доказательств

Нарушения требований к системе контроля качества услуг в аудиторской организации

Нарушения требований к порядку согласования условий проведения аудита с аудируемым лицом

Нарушения требований к основным элементам, форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения

Нарушения требований к планированию аудита

Нарушения требований в отношении действий аудитора по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты

Нарушения требований к выборочным процедурам, а также к методам отбора элементов, при тестировании

Нарушения требований к обязанностям аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита

Нарушения требований, связанных с получением аудиторских доказательств

Нарушения требований, предъявляемых к форме и содержанию рабочих документов

Нарушения требований в отношении действий аудитора по проверке правомерности применения аудируемым лицом допущения о непрерывности его деятельности при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности

Нарушения требований к обязанностям аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита

Нарушение требований, связанных с оценкой рисков существенного искажения информации

Нарушения Кодекса этики аудиторов России и правил независимости аудиторов и аудиторских организаций Отсутствие методик и документирования разрешения этических конфликтов и снижения риска потери независимости

Нарушения требований в отношении выявления угроз независимости

Нарушения требований к оформлению независимости

Нарушения требований в отношении осуществления расчета или определения стоимости аудиторских услуг

Нарушение требований в отношении ротации руководящего состава группы, выполняющей задание

По результатам проведенных проверок в 2014 году наиболее серьезные меры воздействия приняты СРОА ИПАР: семь решений о приостановлении членства в СРОА и три - об исключении из членов СРОА. Остальные СРОА ограничились штрафами, предписаниями, обязывающими устранить нарушения и предупреждениями о недопустимости нарушений (таблица 3).

Таблица 3

Меры воздействия, принятые по результатам проверок качества в 2014 году саморегулируемыми организациями аудиторов

Предписания, обязывающие устранить нарушения Предупреждения о недопустимости нарушений Штрафы Приостановление членства в СРО Исключение из членов СРО

АПР 0 2 1 0 2

ИПАР 44 20 0 7 3

МоАП 1 35 1 0 0

РКА 2 8 0 0 0

ААС 1 23 0 0 0

Из рисунка 5, на котором представлена структура мер воздействия, принятых СРОА по результатам проверок в 2014 году, видно, что наибольшая доля мер приходится на предупреждения о недопустимости нарушений (почти шестьдесят процентов из общего количества). Минимальная доля приходится на штрафы - они составляют один процент от общего количества понесенных наказаний.

Структура мер воздействия, принятых СРО по результатам проверок в 2014

году Штрафы

Исключение из членов СРО

3%

Приостановление членства в СРО 5%

Предписания, обязывающие устранить нарушения 32%

Предупреждения о недопустимости нарушений 59%

Рисунок 5 - Структура мер воздействия, принятых СРО по результатам проверок в 2014 году

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на достигнутый прогресс в сфере внешнего контроля качества, у саморегулируемых организаций аудиторов имеется достаточно перспектив для развития в исследуемой области. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. N 307-Ф3 [Электронный ресурс] / режим доступа URL: http://base.garant.ru/12164283/#block_10#ixzz3tSahVwxv_(Дата обращения: 06.12.2015 г.).

2. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" Правило (стандарт) N 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» [Электронный ресурс] / режим доступа URL:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=38848 (Дата обращения: 06.12.2015 г.).

3. Приказ Минфина России от 11 января 2013 г. N 3н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" [Электронный ресурс] / режим доступа URL: http://base.garant.ru/70396530/ (Дата обращения: 06.12.2015 г.).

4. Приказ Росфиннадзора от 11 ноября 2011 г. N 490 «Об осуществлении межрегиональными территориальными управлениями, территориальными управлениями Росфиннадзора внешнего контроля качества работы аудиторских организаций» " [Электронный ресурс] / режим доступа URL: http://base.garant.ru/70396530/ (Дата обращения: 06.12.2015 г.).

5. Основные показатели деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества. / Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] // режим доступа URL:

http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex_monitoring/ (Дата обращения: 06.12.2015 г.).

6. Шнейдман Л. З. Саморегулирование в аудите: основные результаты / Л. З. Шнейдман, С. В. Соломяный // Финансовый журнал. - №4. - 2014. - С. 5-15.

© Алтухова Н.В., Пигарева В.С., 2015

УДК33

Е.Я. Анисимов

Заместитель директора института экономики и управления,

доцент кафедры финансов и кредита Международная академия бизнеса и управления г. Москва, Российская Федерация

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ)

Аннотация

В статье поднимаются проблемы социально-экономической эффективности и качества обслуживания населения в отраслях сферы услуг, предпринимается попытка проанализировать механизмы повышения эффективности и качества услуг.

Основные вопросы, рассматриваемые в статье:

- теоретические основы качества жизни как экономической категории;

- оценка эффективности инвестиций в образование как значимого элемента системы управления качеством жизни;

- качество и уровень жизни населения - вопросы методологии, теории и практики, пути их повышения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной вывод, заключается в том, что необходимо на регулярной основе оценивать уровень

образования, достигнутый разными группами населения и работников, а также отслеживать динамику показателей эффективности инвестиций в образование граждан, что позволит установить зависимость результатов производства, уровня качества жизни населения от столь важного фактора, каким является образование.

Ключевые слова

Россия, качество жизни, инвестиции, эффективность инвестиций, образование как значимый элемент

системы управления качеством жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.