УДК 316.334.3:343.8
В. Ф. Лелюх
РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНО ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРАКТИКЕ
Переход России на демократические рельсы развития кардинально изменил подход к исполнению уголовных наказаний. И вот убедительные тому примеры. Уже в июне 1992 года Верховным Советом Российской Федерации был принят Закон, который внес существенные изменения в уголовноисполнительное законодательство. В чем их суть? Они определили генеральное направление реформирования пенитенциарной системы, которое заключается в переходе от жестких карательных мер воздействия на осужденных к цивилизованным формам обращения с ними, поощрению их правопослушного поведения и гуманизации условий отбывания наказаний. Прежде всего, были обеспечены свобода совести осужденных и отправление ими религиозных обрядов, а также гарантировано их право на личную безопасность (так только в 1999 г. 5,5 тыс. осужденных
переведены отбывать наказание в другие места для обеспечения их безопасности), сняты ограничения в переписке с родными и знакомыми, разрешены телефонные переговоры, увеличено количество длительных и краткосрочных свиданий.
Для усиления социальной защищенности приговоренных к лишению свободы новым законом дополнительно к нормам, установленным еще ИТК РСФСР, дано право получать в течение года 6 посылок (передач, бандеролей). Это разрешение распространяется на осужденных, находящихся как на обычных, так и на улучшенных условиях содержания. Лица, заключенные под стражу в следственных изоляторах, могут дополнительно получать по одной передаче или посылке в
месяц.
Одновременно осужден-
ным, независимо от вида режима учреждения, исполняющего наказание, законом предоставлена возможность расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости заработанные в местах заключения или полученные по почтовым переводам деньги в сумме, равной установленной на данный момент минимальной месячной оплате труда. За лишенными свободы, которые переведены на улучшенные условия содержания, сохраняются, кроме того, льготы в части расходования средств, предусмотренных соответствующими статьями кодекса. Расширены также возможности дополнительного приобретения ими продуктов питания и предметов первой необходимости.
Законом 1992 г. осужденные получили право на индивидуальную трудовую деятельность, личное страхование, приобретения акций, облигаций, сертификатов и других ценных бумаг. Им засчитывается в общий трудовой стаж для начисления пенсии работа в исправительном учреждении, а при отсутствии трудового стажа назначается социальная пенсия. В случае получения травмы во время нахождения в ИУ отбывающие наказание имеют также право на возмещение вреда здоровью. В этих же случаях распространяются и нормы закона о возмещении материального ущерба семье погибшего кор-мильца-осужденного.
Отменен законом действовавший десятилетиями порядок удержания с заключенных 50% заработной платы на содержания аппарата ИУ. Им предоставлена возможность получения ежегодного отпуска с правом
выезда из колонии или в ее пределах. Для этой цели во многих исправительных учреждениях уже созданы и функционируют лечебно-оздорови-тельные профилактории.
Названным выше законом расширен также круг лиц, которые имеют право на передвижение без конвоя, им может быть позволено проживание в помещениях, расположенных вне охраняемых территорий. Уже сейчас, например, за пределами зон проживает несколько десятков тысяч человек. Более 34 тысяч осужденных имели длительные свидания с родственниками за пределами колоний.
Отменены теперь такие меры наказания, как лишение заключенных права на получение посылок и передач, а также свиданий. Нарушение режима отбывания наказания, недобросовестное отношение к труду не может повлечь за собой понижения норм питания или лишения дополнительного пайка, как это было ранее. Значительной части осужденных питание, одежда, обувь, белье предоставляются бесплатно.
Поощряется законом также движение по созданию общественных фондов лишенных свободы. Эти новые формы усиливают развитие социально полезных связей осужденных, расширяют их контакты с внешним миром, создают оптимальные условия для подготовки к жизни в обществе после освобождения.
Расширены права и льготы отбывающих наказание женщин, в первую очередь - беременных и имеющих малолетних детей. Им создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и установлены повышенные нормы питания, разрешено ношение собственной одежды.
Женщинам, находящимся в состоянии беременности свыше четырех месяцев, одежда, белье и обувь предоставляются бесплатно. При многих пенитенциарных учреждениях созданы дома ребенка. Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка при ИУ, разрешается отпуск и краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы для устройства детей у родственников, опекунов или в детских домах. Продолжительность таких отпусков не менее пятнадцати суток, не считая времени нахождения в пути.
На время освобождения от работы по беременности и родам, а также по достижении ребенком трехлетнего возраста осужденным женщинам разрешено проживание вне колонии. В отношении женщин, лишенных свободы, не допускается применение оружия при побеге. Предусматриваются и другие льготы.
В июле 1993 года в Российской Федерации принят Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В нем деятельность УИС определена на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Интересы исправления правонарушителей не подчинены цели получения прибыли от их труда. Этим законом введена норма, обязывающая персонал исправительных учреждений соблюдать профессиональную этику, проявлять гуманность по отношению к осужденным, не допускать жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение.
Этими основополагающими принципами пронизаны и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений:
■ в них устанавливается строго регламентированный внутренний распорядок, предусматривающий порядок приема осужденных в учреждения и правила поведения осужденных во время труда и отдыха;
■ называется перечень работ и должностей, на которых запрещается использование труда осужденных;
■ перечисляется количество предметов и вещей, которые они могут иметь при себе;
■ определяется порядок изъятия предметов, запрещенных к использованию;
■ правила производства проверок, свиданий, приема и вручения осужденным посылок, передач, бандеролей и корреспонденции, а также список и количество продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже осужденным.
Перечень этот исчерпывающий, что имеет, на наш взгляд, принципиальное значение, так как Правила внутреннего распорядка созданы в соответствии с пенитенциарным законом и политикой государства в сфере исполнения уголовных наказаний и базируются на основных принципах пенитенциарной педагогики и психологии. Именно четкий внутренний распорядок дня, организация жизни и быта осужденных обеспечивают известную стабильность условий жизнедеятельности, создают совокупность определенных стереотипов их поведения.
Из новых Правил полностью исключены вопросы служебной деятельности персонала, а также другие положения, не затрагивающие правового статуса лиц, содержащихся в учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Каждый осужденный при желании может приобрести эти правила или ознакомиться с содержанием этого документа.
Правила, с одной стороны, не позволяют отдельным лицам из состава персонала учреждений принимать решения, не соответствующие установленным требованиям, и «закручивать гайки», с другой стороны, обеспечивают соблюдение осужденными режима отбывания наказания. За нарушение Правил
виновные - как осужденные, так и представители персонала -несут ответственность.
Таким образом, названные выше законы и другие правовые акты свидетельствуют об определенной подвижке УИС России в сторону международных стандартов. Тем не менее действующее уголовно-исполнительное законодательство, ведомственные нормативные акты, а также условия содержания осужденных пока еще далеки от международных норм. Это вызвано тем, что сегодня социально-экономическое, общественно-политическое и национальное развитие России находится в состоянии, которое не позволяет осуществить кардинальную реорганизацию пенитенциарной системы, прежде всего тюремной, которая требует огромных капиталовложений и иных ресурсов (включая и кадровые).
Отсюда вытекает и принципиальный подход к реформированию этой системы, суть которого заключается в учете реалий, в которых она функционирует, а также условий переходного периода общества и государства и исключении таких положений закона, которые могут быть реализованы лишь в будущем. В связи с этим в настоящее время не могут быть в полной мере реализованы международные стандарты тюрьмо-ведения, особенно если они носят не обязательный, а рекомендательный характер. Поэтому важно, чтобы нормы наших законов и подзаконных актов напрямую не противоречили этим международным стандартам, а формулировались бы в направлении их реализации.
Трудовой занятости заключенных как важнейшей стороне пенитенциарной деятельности уделяется значительное внимание и место в международноправовых документах, регламентирующих эту деятельность в государствах, присоединившихся к соответствующим международным соглашениям. Одним из основополагающих,
базовых документов является Всеобщая декларация прав человека, которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 217 А (III) от 10 декабря 1948 года. В ней, в частности, записано:
а) каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы;
б) каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд;
в) каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
В дальнейшем эти положения вошли в такие международно-правовые документы, как «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Международный пакт о гражданских и политических правах» и др. Но, если во всех упомянутых документах речь шла о гражданах вообще, то в отношении лиц, совершивших преступления и отбывающих наказание в виде лишения свободы, эти вопросы впервые были рассмотрены в международно-правовом плане в «Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными», принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Женеве в 1955 г. Следует признать своевременной и дальновидной политику унификации правил обращения с заключенными, в том числе и вопросов их трудовой деятельности.
Сравнительный анализ статей, изложенных в Правилах ООН и в Положении о европейских тюрьмах, свидетельствует о том, что все больше обращается внимание на такие факто-
ры, как соблюдение человеческого достоинства, а также на необходимость гуманного и доброжелательного обращения с заключенными. Статья 103 УИК РФ 1996 года установила обязанность администрации ИУ привлекать осужденных к общественно-полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. УИК РФ определяет, что осужденные привлекаются к труду на предприятиях ИУ, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности.
Впервые в современной России осужденным разрешено заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, чего ранее не было. Впервые законодательно закреплен принцип подчинения производственной деятельности осужденных выполнению основной задачи ИУ - исправлению осужденных. Вместе с тем Кодекс закрепил запрет на прекращение работы для разрешения трудовых конфликтов. В настоящее время отношения по привлечению осужденных к лишению свободы к труду в своей основе регулируются законодательством о труде. Это прежде всего относится к продолжительности труда и отдыха, правилам охраны труда, технике безопасности, производственной санитарии. Изменен порядок зачета времени осужденных в ИУ в общий трудовой стаж. Уточнено право осужденных на оплачиваемый отпуск. Оплата труда осужденным также осуществляется в соответствии с законодательством о труде.
В системе профессионального образования и профподготовки акцент сделан на обязательное получение начального профессионального образования специальности для лиц не имеющих специальности, по которой осужденный может работать в ИУ и после выхода из него, что учитывается при определении степени их ис-
правления. В последние десятилетие XX века правовое регулирование условий труда осужденных России подверглось существенному изменению в направлении гуманистических начал. Стали заметными изменения в пенитенциарной политике государства и влияние на российского законодателя Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.
В настоящее время, когда развернулась реформа уголовно-исполнительной системы, находящейся теперь в ведении Министерства юстиции РФ, предлагаются следующие меры для решения социальных проблем в данной системе:
■ Адаптация концепции долгосрочного (стратегического) преобразования уголовноисполнительной системы к этносоциальным, поселенческим и иным особенностям субъектов федерации;
■ Оптимизация размещения сети учреждений, исполняющих наказание, на территории России с учетом равномерности распределения этих учреждений для исключения неоправданных материальных расходов на мобильность спец-контингента в места отбывания наказания и для социальнореабилитационных мероприятий;
■ Формирование самодостаточной социальной инфраструктуры и техникопроизводственной базы учреждений, исполняющих наказание, для создания условий существования, сориентированных на международные стандарты и правила;
■ Укрепление кадрового состава управленческих и «линейных» подразделений пенитенциарной системы, в том числе за счет улучшения жилищнобытовых условий и медикосоциальных мер, а также модернизации системы профессиональной подготовки кадров; предлагается ввести, например, в регионах Сибири подготовку в вузах юристов, специализи-
рующихся в области организации уголовно-исполнительной деятельности, открыть кафедры уголовно-исполнительного права, а на факультетах и отделениях социальной работы ввести специализации «Социальная
реабилитация» с профилированием для работы с осужденными и бывшими заключенными;
■ Разработать социологически обоснованные программы повышения правовой культуры работников пенитенциарных
учреждений и управленческого персонала всех уровней ФСИН;
■ Изучить эффективность научно-исследовательской деятельности учебных заведений юридического профиля, специализированных исследовательских структур и с помощью компетентных экспертов определить степень использования стратегически пригодных и оперативных рекомендаций и предложений в пенитенциарной практике; рассматривать это как
дополнительный резерв модернизации ФСИН; на высшем управленческом уровне ФСИН обеспечить экспертное изучение завершенных опытно-
конструкторских и научноисследовательских работ (например, по отечественным и зарубежным грантам) для информационного обеспечения реформаторских инициатив ГУИН субъектов федерации.
□ Автор статей:
Лелюх
Владимир Федорович - канд. социолог. наук, доцент, соискатель каф. социол. наук факультета политических наук и социологии КемГУ