УДК 343.8 ББК 67.409.02-1 Г85
A.Y. GRISHKO*
АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ГРИШКО*
135 YEARS OF THE RUSSIAN PENAL SYSTEM AND MODERN PENAL LAW
Сегодня нельзя не признать, что в результате большой кропотливой работы, проведенной во второй половине XX - начале XXI века, современное уголовно-исполнительное законодательство приобрело свое должное оформление, его содержание было приведено в соответствие с международными нормами права.
Длительная научная и организационная деятельность профессора Н. А. Стручкова и его сподвижников по кодификации законодательства, регламентирующего исполнение различных наказаний, увенчалась созданием в 1996 г. единого кодифицированного акта - Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регулирующего исполнение всех видов уголовных наказаний.
Юбилей уголовно-исполнительной системы совпал с двумя другими знаковыми датами -20 лет Конституции Российской Федерации и 65 лет Всемирной декларации прав человека. В этих условиях необходимо отметить, что действующее уголовно-исполнительное законодательство позволило во многом снять проблему прав человека, прав осужденного в России. По своему правовому положению осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не только равны со своими зарубежными «коллегами», но и в отдельных случаях их превосходят. Объективности ради следует отметить, что уже ИТК РСФСР 1992 г. из перечня мер безопасности исключил применение смирительной рубашки. Европейские тюремные правила ООН данное средство прямо допускают: «...а) для предотвращения побегов во вре-
мя транспортировки при условии, что заключен-
135 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ И СОВРЕМЕННОЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Со
Ï
CD
2 с
5 §
§
0
CD
1
0
1
с
0 §
1
с
2 g
о-
1
о с<
о с о
2 CD
* Доктор юридических наук, профессор (Уполномоченный по правам человека в Рязанской области) E-mail: [email protected].
ные освобождаются от пут, как только они предстают перед судебными или административными органами; б) по причинам медицинского характера и по указанию врача; в) по приказу директора, если другие меры оказываются недействительными, когда заключенному нужно помешать причинить вред себе самому или другим или же нанести материальный ущерб» (пр. 33). Более того, в законодательстве РФ смирительная рубашка вообще не фигурирует в перечне специальных средств, которые могут применяться сотрудниками как уголовно-исполнительных органов, так и милиции. Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установил исчерпывающий перечень случаев, когда сотрудники уголовно-исполнительной системы могут применить специальные средства.
Ведомственными нормативными актами была отменена пониженная норма питания для лиц, содержащихся в штрафных, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа. В ИТК РСФСР это изменение внесено Законом РФ от 12 июля 1992 г. Между тем пр. 32 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными допускает применение к осужденным взысканий, сопровождающихся сокращением питания. Важно лишь, чтобы это было официально удостоверено врачом: «Наказания, предусматривающие сокращение питания, можно налагать только после осмотра заключенного врачом, который должен письменно подтвердить, что заключенный способен перенести такое наказание» (ч. 1). Действующее уголовно-исполнительное законодательство РФ допускает питание по пониженным нормам только в отношении неработающих осужденных, содержащихся в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа или одиночных камерах (ч. 4 ст. 118 УИК РФ). Установление таких норм не является наказанием за какое-либо правонарушение. При наличии соответствующего медицинского заключения питание этих осужденных осуществляется по обычным нормам.
Ни в какое сравнение не идет законодательная и пенитенциарная практика большинства европейских стран и России в вопросе поддержания связей с семьей и близкими родственниками посредством предоставления заключенным права на свидание. Законодательство европейских стран предусматривает только двухчасовое свидание без права совместного проживания. Статья 89 УИК РФ определяет, что осужденным к лишению свободы предоставляются
•Q §
О
5
о ^
о >3
0
«Q
S ^
1 §
с
0
1
0
1
00
о §
£
2 ^
о £
о
краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. Осужденным могут также предоставляться длительные свидания продолжительностью пять суток с проживанием вне исправительного учреждения». В отличие от ИТК РСФСР УИК РФ допускает проведение длительного свидания осужденного не только с близкими родственниками, но и с иными лицами (в исключительных случаях с разрешения начальника учреждения). Осужденным по их просьбе разрешается заменить длительное свидание краткосрочным или телефонным разговором. Предоставление дополнительного краткосрочного и длительного свидания предусмотрено в качестве меры поощрения, применяемой к осужденным к лишению свободы (п. «е» ч. 1 ст. 113 УИК РФ).
УИК РФ сформировал серьезную нормативную основу правового положения осужденных (гл. 2), дифференцированно определил правовое положение осужденных к различным видам уголовных наказаний, отбывающих лишение свободы в различных видах исправительных колоний и даже в пределах исправительной колонии одного и того же вида режима.
9 марта 2001 г. принят Федеральный закон № 25-ФЗ, расширивший перечень субъектов контроля за исполнением уголовных наказаний, оптимизировавший систему исправительных учреждений (созданы колонии-поселения для лиц, впервые совершивших умышленные преступления небольшой и средней тяжести, единая система воспитательных колоний и др.). Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ внес изменения в УИК РФ, направленные на значительное смягчение условий отбывания наказания в виде лишения свободы. В частности, сокращены сроки, по истечении которых положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены в колонию-поселение, изменен порядок представления осужденного к условно-досрочному освобождению, установленный ст. 175 УИК РФ, принят ряд норм, направленных на совершенствование механизма реализации некоторых неимущественных прав и законных интересов осужденных, закреплены положения Правил, устанавливающих минимальные стандарты обеспечения осужденных индивидуальными средствами гигиены (ст. 99 УИК РФ), гуманизированы условия отбывания лишения свободы для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих детей. В развитие этих положений принято Постанов-
ление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время», снимающее дополнительные ограничения в этой сфере.
Сопоставительный анализ действующего гражданского и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и международных стандартов показывает, что условия для реализации гражданских прав осужденных в нашей стране не только существенно приблизились к международным стандартам, но и в некоторых положениях опередили последние. Это следует отметить особо в связи с еще имеющим место мировым общественным мнением о том, что в России якобы сплошь нарушаются права человека, не соблюдаются международные стандарты содержания заключенных.
В последний период развития Российского государства было сделано многое для приведения гражданско-правового положения осужденных в соответствие с международными стандартами. События последних лет показывают, что главным в гуманизации условий отбывания наказания является правовой фактор, соблюдение прав осужденных прежде всего в сфере гражданско-правовых отношений.
Осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, могут иметь иные, как имущественные, так и личные неимущественные, права гражданско-правового характера. Например, если тому или иному осужденному к лишению свободы неправомерно будет причинен имущественный вред, то он имеет право на возмещение его на основе норм, предусматривающих обязанность возмещения имущественного вреда.
Из числа элементов, входящих в содержание гражданской правоспособности, ст. 209 ГК РФ устанавливает право собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим ему. Названный элемент гражданской правоспособности не подвергается каким-либо изменениям и при нахождении лица по приговору суда в местах лишения свободы. Иными словами, положения, касающиеся личной собственности граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации и в соответствии с ней конкретизированные в
ст. 209 ГК РФ, полностью распространяются и на осужденных к лишению свободы. Как и все граждане, они могут быть субъектами права частной собственности. Гражданин не может быть лишен по суду в виде наказания за совершение уголовного преступления способности быть носителем права частной собственности.
Лица, осужденные к лишению свободы, пользуются правом наследовать и завещать имущество. Данное положение вытекает из факта обладания осужденными правом личной собственности наравне с гражданами, находящимися на свободе. Они не лишаются прав авторства на произведения науки, литературы, искусства, открытия, изобретения, рационализаторские предложения. Более того, указанные права могут быть приобретены в процессе отбытия наказания в исправительных учреждениях.
В содержание правоспособности наряду с изложенными элементами входит право пользования жилыми помещениями. Приговор суда о назначении уголовного наказания в виде лишения свободы сам по себе не лишает осужденного этого права. Но он не может осуществить это право фактически в том объеме, каким пользовался до осуждения.
Таким образом, рассматривая влияние осуждения к лишению свободы на гражданскую правоспособность данного лица, можно сделать вывод о том, что из наиболее существенных гражданских прав осужденный ввиду его изоляции по приговору суда в исправительном учреждении не может пользоваться правом избирать род занятий и место жительства (иное противоречило бы смыслу и целям наказания в виде лишения свободы, предусмотренного уголовным законодательством). Однако большинством других гражданских прав, перечисленных в ст. 18 ГК РФ, осужденные к лишению свободы обладают в полной мере или с некоторыми незначительными ограничениями, вызванными условиями их пребывания в исправительных колониях.
Новый этап развития уголовно-исполнительной системы связан с реализацией Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Необходимость акцентирования внимания при реформировании уголовно-исполнительной системы на переход от исправительных колоний к тюрьмам обусловлена целым рядом преимуществ последних:
- проживание осужденных в общежитиях по 50-100 и более человек с двухъярусными кроватями не обеспечивает их безопасность. Такая система исполнения наказаний создает бла-
Со
£
CD
2 с
5 §
§ о
CD
О ■
С
о §
С
2 §
о*
О
с<
о с о
2 CD
•Q §
О
5
о ^
о >3
0
«Q
iß ^
1 §
С
0
1
0
1
со
о §
£
2 ^
о £
о
гоприятные условия для неправомерного поведения отрицательной части осужденных. Введение локальных зон не решило проблемы правовой защищенности осужденных и сотрудников колонии от преступных посягательств криминогенных групп осужденных, отбывающих наказание, ослабило надзор и возможности предупреждения правонарушений;
- большое количество осужденных, проживающих в общежитии исправительной колонии, сравнительно свободное передвижение внутри нее привели к появлению различного рода отрицательных группировок, устанавливающих свои лагерные законы поведения осужденных и подчинения «воровским» кланам большинства осужденных путем применения насилия, расправы над «инакомыслящими»;
- в больших по наполняемости исправительных колониях с изолированными участками практически не представляется возможным осуществлять постоянный надзор за осужденными, особенно в ночное время;
- проживание в общежитиях по 50-100 человек, на двухъярусных кроватях, правовая и физическая незащищенность от произвола «от-рицаловки» ввергают осужденного в психическую и психологическую перенапряженность, негативное стрессовое состояние из-за боязни расправы, от которой защищаться ему в условиях общежития невозможно. В ряде случаев такое состояние ведет к тяжким заболеваниям не только осужденных, но и персонала.
Предложения по преобразованию исправительных колоний в тюрьмы в условиях новой России появились еще в 1990-1993 гг. В тот период автором данной идеи профессором Института права и экономики Минюста России В. А. Фефеловым были подготовлены научно-методическое и учебное пособие «Социально-правовые основы цивилизации исправительных учреждений Российской Федерации», Программа проведения эксперимента по переходу к тюремной системе исполнения наказаний в Рязанской области. В 1993 г. указанным автором была разработана Концепция социально-правовой цивилизации учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы в России1. Символично название одного из разделов Концепции -«Тюрьма - наиболее цивилизованный вид учреждений для исполнения наказания в виде лишения свободы». Данная идея нашла поддержку в работах авторов более позднего периода2. Однако вариант преобразования исправительных колоний в тюрьмы так и остался идеей. Одна из причин - отсутствие политической
воли, консерватизм мышления персонала УИС.
Реформирование системы исполнения наказаний следует рассматривать в трех аспектах: допенитенциарное правовое обеспечение исполнения наказания; правовое обеспечение социальной реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания; совершенствование системы учреждений и органов, исполняющих наказания, в правовом и организационном плане.
Если реализация первых двух положений мало чем зависит от учреждений и органов, исполняющих наказания, то реформирование самой системы указанных учреждений и органов в значительной степени зависит от Минюста России, ФСИН России, его территориальных управлений и исправительных учреждений.
Для решения указанных вопросов директором ФСИН России было поручено Академии ФСИН России и НИИ ФСИН России подготовить соответствующие предложения. В этих целях в академии был создан авторский коллектив, которым были разработаны предложения по внесению изменений и дополнений в уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное законодательство; детализирована система исправительных учреждений, инициированная директором ФСИН России; предложена схема размещения осужденных в тюрьмах, ее структура.
Теоретические вопросы реализации Концепции в 2009 г. были изложены в теоретическом проекте «Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретический проект»3, одобренном руководством ФСИН России.
Согласно проекту предполагается, что в колониях-поселениях отбывают наказание лица, совершившие преступления по неосторожности и ранее не отбывавшие наказание в виде лишения свободы, а также совершившие умышленные преступления небольшой и средней тяжести и ранее не отбывавшие наказание в местах лишения свободы.
В колониях-поселениях с усиленным наблюдением отбывают наказание остальные лица, совершившие преступления по неосторожности, а также лица, совершившие преступления небольшой и средней тяжести и ранее осуждавшиеся к наказаниям, не связанным с лишением свободы, за умышленные преступления. По решению суда с учетом характера преступления и данных о личности осужденного в колонии-поселения с усиленным наблюдением могут быть направлены лица, осужденные впервые за тяжкие преступления в сфере экономической деятельности, преступления против ин-
тересов службы в коммерческих и иных организациях, преступления в сфере компьютерной информации, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Кроме того, в колониях-поселениях с усиленным наблюдением могут отбывать наказание лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, а также впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок не более шести лет, по отбытии не менее трети назначенного наказания.
Предлагается ст. 128 и 129 УИК РФ дополнить положением, предусматривающим порядок содержания осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В ч. 3 ст. 114 УИК РФ необходимо включить норму, регулирующую порядок снятия взыскания, применяемого к осужденным, отбывающим наказание в колонии-поселении, отмены права проживания вне общежития и запрещение выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней.
В воспитательных центрах отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими 19 лет с соблюдением соответствующих условий охраны и надзора.
В воспитательных центрах общего режима отбывают наказание несовершеннолетние женского и мужского пола, впервые совершившие преступления. Лица женского пола, независимо от количества судимостей, отбывают наказание в воспитательных центрах общего режима, с раздельным содержанием лиц, впервые осужденных к лишению свободы и неоднократно отбывавших наказание в виде лишения свободы.
В воспитательных центрах усиленного режима отбывают наказание несовершеннолетние мужского пола, неоднократно отбывавшие наказание в виде лишения свободы.
В тюрьмах всех видов режима осужденные согласно проекту должны содержаться в камерах (до четырех человек в каждой). При этом предполагается выделение изолированных блоков (карантинный блок, блоки для содержания осужденных и адаптационный блок). Кроме того, в каждом блоке предусматривается создание секторов для реализации основных средств исправления осужденных, их прав и потребностей (секторы психологической работы, приема пищи и т. п.).
Каждая камера в обязательном порядке оборудуется индивидуальным спальным местом, шкафом для одежды и белья, радиоточкой, санузлом и умывальником. Телевизор, аудио- и видеотехника приобретаются по желанию и за счет средств осужденного.
Переход на камерную систему содержания осужденных не исключает возможности привлечения их к труду. Усовершенствованные условия содержания осужденных покамерно обусловливают необходимость дифференцированного подхода к реализации данного средства исправления. В частности, в тюрьмах общего и усиленного режимов предполагается полная или частичная занятость осужденных на имеющемся производстве. В тюрьмах особого режима предполагается частичная трудовая занятость осужденных, организуемая в рабочих камерах, оборудуемых в блоках для проживания осужденных. В любом случае при привлечении к труду должна быть обеспечена изоляция осужденных одной камеры от осужденных других камер.
Следует учитывать, что трансформация уго-
ловно-исполнительной системы повлечет за собой изменение содержания и направленности исправительного процесса и средств его обеспечения в сторону придания большей значимости институтам социально-психологической реабилитации, что приведет к возрастанию роли соответствующих служб в организационно-штатной структуре исправительных учреждений.
Видится возможным внедрение в тюрьмах системы периодизации исполнения лишения свободы посредством трансформации существующего института изменения условий отбывания наказаний.
На первом этапе отбывания наказания (предположительно до трех месяцев) осужденные содержатся в камерах в условиях максимальной изоляции с возможностью вывода только на прогулку в целях осмысления и раскаяния в содеянном преступлении, психологического и физиологического восприятия уголовного наказания.
В этот период осуществляется психологическое изучение личности осужденного с точки зрения выявления особенных признаков, характеризующих его, выработки на этой основе методики работы с ним, определения степени психологической совместимости с осужденными камеры, с которыми он будет отбывать наказание.
Во время отбывания наказания правовое положение осужденного может улучшаться или ухудшаться в зависимости от отбытого и неотбытого срока наказания, его поведения.
СО
£
CD
2 с
5 §
§ о
CD
О ■
С
о §
С
2 §
о*
О
с< о
с о
2 CD
На заключительном этапе (за шесть месяцев до конца полного отбытия срока наказания или за три месяца до наступления срока, дающего возможность условно-досрочного освобождения) осужденному предоставляется возможность выезда за пределы исправительного учреждения для решения вопросов трудового и бытового устройства и социальной адаптации после освобождения. Кроме того, возможно предоставление осужденным, характеризующимся положительно, права проведения выходных и праздничных за пределами исправительного учреждения с использованием современных технических средств контроля.
Следует заметить, что изложенное видение реформирования системы исполнения наказания имеет право на существование, конечно, с определенными коррективами, обусловленными положительными традициями национальной уголовно-исполнительной системы и финансово-экономическими возможностями. Развитие учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, на базе исправительных колоний с введением элементов тюремного содержания представляется наиболее оптимальным направлением их совершенствования. Такой подход позволяет более наглядно осуществить реализацию ступенчатой системы целей воспитания, заложенных А. С. Макаренко, получивших современное звучание в виде социальных лифтов. Речь идет о достижении ближней, средней и дальней целей исправления.
При проведении преобразований в системе органов и учреждений, исполняющих наказания,
важно сохранить то положительное, что в ней имеется, то, что российской уголовно-исполнительной системой накоплен свой национальный опыт, заслуживающий внимания, отмечается не только российскими сотрудниками пенитенциарной системы, но и международным профессиональным пенитенциарным сообществом.
«Следует пересмотреть концепцию современной тюрьмы. Сложилось представление о тюрьме как о сооружении, окруженном высокими стенами, с запорами и засовами, где заключенные находятся под постоянным надзором и контролем. Россия подает пример другой организации лишения свободы: основной вид учреждения - исправительная колония, в которой осужденные имеют относительную свободу передвижения в рамках контролируемой и охраняемой территории. Одновременно во многих европейских государствах наметилась опасная тенденция строительства особо охраняемых тюрем с жестким режимом содержания. Совету Европы следует обсудить этот вопрос», -отмечается в резолюции 15-й Конференции руководителей тюремных ведомств, проходившей в сентябре 2009 г. в Эдинбурге (Шотландия).
Предложенная теоретическая модель развития учреждений и органов, исполняющих наказания, позволяет сохранить то положительное, что имеется в системе исполнения наказаний, и внести новое, накопленное пенитенциарными системами других стран. Такой подход позволит создать свою обновленную национальную уголовно-исполнительную систему.
Список использованной литературы
1 См. подробнее: Фефелов В. А. Концепция социально-правовой цивилизации учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы в России. Рязань, 1993. С. 3-4.
2 См., напр.: Греков М. Л. Постпенитенциарный рецидив и его истоки. Проблемы реорганизации исправительных колоний в тюрьмы. Ростов н/Д, 2008. С. 136-300.
3 См.: Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретический проект. М.; Рязань, 2009.
Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 21 февраля 2014 г. № 2.