УДК: 378.001.7.009.2(4/5)
РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Фахрутдинова А.В.
ФГБОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э.Баумана»
Ключевые слова: глобализация, интеграция, квалификация, образовательные услуги.
Key words: globalization, integration, classification, educational facilities.
Современное общество переживает сложное время, период трансформации политических, экономических, философских, ценностных приоритетов. Происходят перемены цивилизационного значения, высочайший динамизм и глобальность которых затрагивает траекторию развития всех стран. Это обусловлено воздействием таких мощных факторов, как научно-промышленная и информационная революции на рубеже XX - XXI вв., высокий темп развития информационных технологий, сближение общества за счет создания мирового информационного пространства. Это влечет за собой изменение потребительской психологии человека, приводит к интенсификации глобальных соревновательных процессов, которые обостряются в связи с новой проблемой, стоящей перед Европой, - старением населения[1].
Качество и востребованность предлагаемых образовательных услуг рассматривается как фактор сохранения и развития конкурентоспособности Европы и как фактор дальнейшего развития инноваций. В указанном контексте образование в странах Европы претерпевает глобальное реформирование, в которое вовлечены все страны - участницы Евросоюза, поскольку этот процесс ведет к взаимному изучению опыта и поиску новых образовательных траекторий с учетом культурных, исторических особенностей. Этому способствуют Болонский и Копенгагенский процессы, в рамках которых осуществляется определенная унификация национальных образовательных стандартов с целью формирования Европейского пространства знания при одновременной диверсификации образовательных моделей. Реформирование затрагивает как содержательную, так и процессуальную стороны образования.
Россия под влиянием глобальных процессов, способствующих динамичному развитию общества, с целью сохранения экономической и политической позиций вынуждена учитывать интеграционные процессы в
европейском образовательном пространстве. Это поставило перед педагогами задачу разработки адекватных стратегий, учитывающих особенности собственной системы образования, национальной истории, культуры для поиска реалистичных путей сближения с европейскими стандартами, основываясь на критическом компаративном анализе образовательных процессов.
Европа, так же как и Россия, сталкивается со множеством проблем переходного периода реформирования: отсутствие единого понимания происходящего со стороны участников реформ, пассивность, стремление сохранить устоявшиеся национальные традиции в образовании, разбалансированность устоявшихся систем без четкого видения перспективы и пр.
Основой общеевропейской кооперации в данной области человеческой деятельности и знания становится взаимное признание, стабильно высокое качество и преемственность образования. Движение за новое качество образования все более ассоциируется с обеспечением нового качества жизни человека, его гражданским достоинством, социальной адаптацией, психологическим здоровьем[3].
С учетом вхождения России в образовательное пространство Европы нам представляется важным изучение динамики, сущности, особенностей и стратегических приоритетов реформирования профессионального образования.
Изучение опыта реформирования образовательных систем Европы, стратегий обеспечения качественного, конкурентоспособного и наконец признаваемого образования в контексте общеевропейского образовательного пространства имеет для России значение не только с позиций экономической и политической выгоды, но и в рамках развития российской теории образования в области профессионального образования в связи с изменениями устоявшейся в нашей стране структуры подготовки профессиональных кадров, отвечающей вызовам времени в сторону децентрализации[2].
Проведенное исследование позволило выявить спектр противоречий в изучаемой нами научно-педагогической области. Это, в частности, противоречия между:
- объективной тенденцией к унификации и интеграции образовательных стандартов европейских государств, к выработке критериев образовательной политики на основе общности фундаментальных принципов функционирования и стремлением стран, входящих в Болонский и Копенгагенский процесс, учитывать уникальность своих национальных образовательных систем;
- происходящими в системе российского образования интеграционными процессами и недостатком объективной информации о
содержании и эффективности аналогичных процессов в европейских государствах;
- потребностью органов управления образованием и учебных заведений в реформировании профессионального образования с учетом Болонского и Копенгагенского процесса и недостатком сведений о приоритетных направлениях данного процесса, а также возможных ограничениях и необходимых условиях их реализации в странах, переживающих переходный период;
- между потребностью личности в профессиональном саморазвитии и реальными условиями и средствами формирования будущего специалиста в учебном заведении профессионального образования.
Приоритетные направления развития сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе имеют отношение к прозрачности, признанию и обеспечению качества квалификаций и компетенций, являются основой развития сотрудничества, так же как и вопросы, касающиеся развития европейских/международных квалификаций на отраслевом / секторальном уровне.
Отрасль образования призвана обеспечить будущее объединенной Европы, следовательно, потребителями образования становятся хозяйственные субъекты, некоммерческие потребители, государство и сам индивид, соответственно, реформирование с целью получения качественно новой системы должно опираться на требования представителей всех перечисленных групп. Это так называемый консумеристский (потребительский) подход к образованию[5].
Хозяйственные субъекты - бизнес, для которого образование народа в дальнейшем - средство получения прибыли (прагматичность образования).
Некоммерческие потребители - наука, искусство, образование, медицина. (Заинтересованы в развитии общества, поскольку это наукоемкие потребители, общественный Запрос на общегуманитарную подготовку, воспитательный процесс).
Государство - потребность в служащих (регулирование условий показателей и качественного минимума образования)[6].
Таким образом, для обеспечения качества была разработана программа, выработанная на основе консенсуса между странами-членами и социальными партнерами. Она ориентирована на решение трех задач: содействовать совершенствованию способности к трудоустройству, доступа к обучению и соответствия между спросом и предложением на рынке услуг по профессиональному обучению. Также ведется разработка европейских/международных квалификаций на отраслевом уровне[4].
В последние годы все большее внимание направлено на упорядочивание и разработку европейских и/или международных
требований к квалификациям в конкретных отраслях, секторах или технологических направлениях. Можно выделить следующие механизмы:
• разработка межпрофессиональных отраслевых подходов, включая процедуры признания отраслевых описаний специальностей, стандарты квалификаций, принципы составления учебных программ, а также мероприятия, содействующие повышению общего уровня отраслевых квалификаций;
• совершенствование социального партнерства, используя, в том числе, существующие отраслевые механизмы сотрудничества для уточнения и признания квалификаций в пределах отрасли, для обсуждения того, как модернизация подготовки кадров, основанная да базе сотрудничества, может содействовать повышению конкурентоспособности и качеству подготовки специалиста.
Особенностями процесса реформирования образования, базирующимися на основном принципе - диверсификации образования, в контексте Болонского и Копенгагенского процессов можно считать: согласованность образовательной политики в достижении прозрачности, признания, повышения качества и отраслевой классификации и синхронизацию действий в этом направлении[1].
Сектор профессионального образования призван эффективнее удовлетворять растущий спрос на профессиональные кадры. На сегодняшний момент предложены следующие механизмы общеевропейского признания квалификаций с обеспечения мобильности:
Европасс — документ, в котором отражены знания и профессиональный опыт, полученные при формальном, так и в неформальном обучении; система Европейского трансферного кредита для признания периодов обучения за рубежом; европейский формат резюме (CV), позволяющего в упрощенном и более эффективном виде представлять индивидуальные квалификации и профессиональные умения; приложение к диплому и/или сертификату профессиональной подготовки.
Таким образом, в Европе проводится большая работа по модернизации профессионального образования с целью повышения качества, причиной же этому стали процессы, которые привели к потере его конкурентоспособности. Европейское содружество пришло к выводу, что необходимо разработать механизмы, которые повысят престиж и востребованность профессионального образования, существующего в странах-участницах. Одним из условий повышения его конкурентоспособности в условиях международной интеграции и стали Болонский и Копенгагенский процессы.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Трегубова Т.М., Масалимова А.Р., Сахиева Р.Г., Белякин А.М Фахрутдинова А.В.,/Академическая мобильность студентов высших учебных заведений: отечественный и зарубежный опыт ее формирования.- Казань, Отечество.-2008.- 130с. 2. Фахрутдинова А.В.
Формирование активной гражданской позиции студента в условиях академической мобильности: Зарубежный опыт/Учебно-методическое пособие «Академическая мобильность студентов как фактор подготовки конкутентоспособного специалиста в контексте болонского процесс/И! Ш ПО РАО. - Казань:Данис.-2008,С.-64-78. 3. Фахрутдинова А.В.,
Трегубова Т.М., Масалимова А.Р., Сахиева Р.Г., Белякин А.М. Формирование академической мобильности студентов вузов за рубежом в условиях единого Европейского образовательного пространства/ Казанский педагогический журнал №2.- 2009.-С. 110-119. 4. Design, Management and Evalution of Open/Flexible learning. Modul program. Internatinal Training Centre of the ILO. Turin, 1997. 5. Trends IV: European Universities Implement Bologna: Brussels, 2005. 6. Performance Ranking of Scientific Papers for World Universities/ Methodology. -www.heeact. edu.tw/ranking/EngTop100.htm
РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Фахрутдинова А.В.
Резюме
Статья посвящена трансформационным образовательным процессам, затронувшим систему профессионального образования за рубежом, которые в свою очередь рассматриваются как фактор развития конкурентоспособности Европы и как фактор дальнейшего развития научных и производственных инноваций, в работе также представлены механизмы и особенности совершенствования профессионального образования европейских стран.
REFORMING THE VOCATIONAL EDUCATION IN EUROPE TO ENHANCE
ITS COMPETITIVENESS
Fakhrutdinova A.V.
Summary
The article is devoted to the process of professional educational system transformation in Europe which is presented as the factor of European competitiveness development as well as the factor of the further scientific and industrial innovation development. In the article mechanisms and peculiarities of educational modernization are presented from the view of diversification.