К ЮБИЛЕЮ
В АВАНГАРДЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Ф.Ш. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова
Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования ул. Исаева, 12, Казань, Республика Татарстан, Россия, 420039
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» (директор — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Ф.Ш. Мухаметзянова) отмечает 40-летие своего создания.
Организованный в 1976 г. как Научно-исследовательский институт профессионально-технической подготовки Академии педагогических наук СССР (НИИ ПТП АПН СССР) институт прошел славный путь в своем становлении и развитии, с первых дней заявив о себе как о передовом центре психолого-педагогической науки и образования. В 1970-е гг. ведущим отраслям отечественного производства — машиностроению и нефтехимии — понадобились более квалифицированные рабочие. Это и обусловило открытие в Казани в 1975 г. нового академического Научно-исследовательского института ПТП АПН СССР. Идея создания Института принадлежала академику С.Я. Батышеву. Его директором был назначен бывший в те годы министром образования ТАССР известный в стране ученый Мирза Исмаилович Махмутов.
Сегодня это крупное научное учреждение Министерства образования и науки Российской Федерации и Российской академии образования. Научная деятельность Института направлена на реализацию социального заказа, разработку инновационных методологических и теоретических подходов к решению актуальных задач в области образования и воспитания, обеспечения комплексной безопасности личности в образовательной организации.
Решение об открытии научно-исследовательского института было принято в сентябре 1975 г. За годы своего существования институт несколько раз менял название. Под первоначальным названием Институт профессионально-технической подготовки АПН СССР существовал 14 лет. В эти годы научные сотрудники Института разрабатывали проблемы совершенствования содержания, форм и методов общеобразовательной подготовки и воспитания учащихся в ПТУ, их профес-
сиональной ориентации и адаптации. Дальнейшее развитие получила проблема взаимосвязи общего и профессионального образования и теория целостного процесса обучения в средних профтехучилищах. В марте 1990 г. институт был преобразован в НИИ среднего специального образования АПН СССР, а с июля 1992 г. стал называться Институтом среднего специального образования Российской академии образования.
В 1992 году директором Института стала академик РАО Мухаметзянова Гузел Валеевна, которая возглавляла Институт двадцать лет. В центре внимания научных исследований находились методологические и теоретические проблемы среднего профессионального образования, связанные с его регионализацией. Работы в этой области, проводившиеся в 1990-х гг., были в большой степени «пионерскими» и заложили основы для продолжения исследований на новом уровне и в изменившихся условиях. В 2005 году за научно-методическое обеспечение среднего профессионального образования коллектив ученых института был удостоен премии Правительства Российской Федерации в области образования. С 2003 по 2015 гг. институт носил название «Институт педагогики и психологии профессионального образования», а с 22 июля 2015 г. — «Институт проблем национальной и малокомплектной школы Российской академии образования».
Институт имеет богатейшие традиции в подготовке научных кадров для всех уровней системы образования. Все эти годы в Институте функционировал диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, в котором защитили свои исследования ведущие советские и российские ученые, академики М.А. Берулава, Б.С. Гершунский, В.С. Леднев, А.М. Новиков, члены-корреспонденты РАО В.М. Медведев, Е.Г. Осовский, а также известные доктора наук, исследователи проблем профессионального образования В.С. Безрукова, А.М. Белякин, В.М. Демин, Ю.К. Кустов, О.Н. Олейникова, М.И. Рожков, Ю.С. Кустов, Н.К. Чапаев, М.А. Чошанов, Н.Е. Эрганова и многие другие, а также исследователи из Китая, Сирии, Ирана.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. № 488 Институт стал называться «Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт педагогики и психологии и социальных проблем"».
Высококвалифицированный компетентный научный состав Института, широкий спектр исследуемых проблем, творческая атмосфера привлекают талантливую молодежь в аспирантуру и докторантуру Института, и на сегодняшний день диплом кандидата педагогических или психологических наук, полученный в этом Институте, является твердой гарантией высокого качества профессиональной и научной подготовки.
За время своего славного существования Институт приобрел большой опыт решения важнейших научно-педагогических проблем, среди которых:
— методология и дидактика профессионального образования;
— методологические и теоретические основы проектирования развития системы среднего профессионального образования в период рыночных преобразований;
— многоуровневая система проектирования содержания профессиональной подготовки;
— социокультурные основания подготовки современного специалиста в системе среднего профессионального образования;
— диверсификация реформирования базового и дополнительного образования;
— разработка и введение в действие национально-регионального компонента государственного стандарта среднего профессионального образования;
— методика преподавания общеобразовательных, общетехнических и специальных предметов;
— социально-профессиональное становление личности в образовательных организациях;
— концептуальные основы исследования социально-психологического и нравственного развития личности в образовательных организациях;
— теория и практика социальной работы и социальной педагогики;
— изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта системы непрерывного профессионального образования.
Под руководством сотрудников Института активно функционируют экспериментальные площадки не только в Республике Татарстан, но и во многих регионах России — в таких городах, как Чебоксары, Абакан, Тюмень, Димитровград, Игрима (Ханты-Мансийский национальный округ), Пенза и во многих других городах. Экспериментальное обеспечение научных исследований Института направлено на получение новых эмпирических результатов, экспериментальную апробацию и корректировку результатов фундаментальных исследований и разработок в области профессионального образования, воспитания обучаемых и в системе дополнительного образования и повышения квалификации.
Основными направлениями научных исследований наряду с проблемами профессионального образования в настоящее время являются:
— разработка концептуальных и методологических основ обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений;
— разработка и внедрение учебных и научных материалов с разъяснением угроз, вызываемых распространением идей терроризма, религиозного, политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни (для субъектов образовательных организаций разного уровня, руководителей системы образования, специалистов системы ДПО, муниципальных и государственных служащих, руководителей социально-ориентированных, некоммерческих организаций;
— мониторинг и оценка эффективности работы руководителей по обеспечению комплексной безопасности образовательных учреждений;
— проектирование программ поликультурного образования и формирования толерантности в процессе обучения в течение всей жизни и др.
В современных условиях в глобальном контексте профессиональное образование в странах с развитой рыночной экономикой претерпевает эволюционное реформирование, что закономерно вызывает все больший взаимный интерес к изучению международного опыта и выявлению возможностей его использования
в национальных образовательных системах. Этому значительно способствуют Болонский и Копенгагенский процессы, в рамках которых осуществляется унификация национальных образовательных стандартов с целью формирования европейского пространства знания при одновременной диверсификации образовательных моделей, происходит совершенствование технологий обучения, а также усиливается европейский акцент оценки и контроля качества образования.
Одновременно имеются следующие противоречия:
— между объективной тенденцией к унификации и интеграции образовательных стандартов европейских государств, к выработке критериев образовательной политики на основе общности фундаментальных принципов функционирования и стремлением стран, входящих в Болонский и Копенгагенский процессы, учитывать уникальность своих национальных образовательных систем;
— происходящими в системе российского образования интеграционными процессами и недостатком объективной информации о содержании и эффективности аналогичных процессов в европейских государствах;
— потребностью органов управления образованием и учебных заведений в реформировании профессионального образования с учетом интеграционных процессов и недостатком сведений об их приоритетных направлениях, а также возможных ограничениях и необходимых условиях их реализации в странах, переживающих переходный период;
— потребностью личности в профессиональном саморазвитии и реальными условиями и средствами социально-профессионального становления будущего специалиста в системе обучения в течение всей жизни.
В начале 2000-х гг. в связи с процессами международной образовательной интеграции и глобализации, Болонским процессом в Институте активизировались исследования, связанные с изучением международного опыта реформирования профессионального образования. В 2002 году по инициативе академика РАО Г.В. Мухаметзяновой была создана лаборатория компаративных исследований профессионалного образования (зав. лаб., доктор педагогических наук, профессор Т.М. Трегубова). Цель деятельности лаборатории — изучение современного международного опыта деятельности профессиональных учебных заведений в странах Евросоюза и США, выявление его адаптационного образовательного потенциала как ресурса и ориентира для использования его в российских профессиональных учебных заведениях с учетом политических, социально-экономических, национальных условий, своеобразия ее культуры и традиций.
К наиболее значимым результатам научных исследований лаборатории можно отнести целостное рассмотрение проблематики организации, содержания и технологий подготовки компетентных специалистов социальной сферы, технического и педагогического профиля в условиях интеграции российского профессионального образования в мировое образовательное пространство; выявление и анализ основных стратегий и тенденций развития профессионального образования в странах Европейского союза; определение основных концептуальных идей и международных тенденций в развитии технологий профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов; исследования организации социальной работы и поддержки «мобильных» студентов в профессиональных учеб-
ных заведениях стран с развитой рыночной экономикой в современных условиях; определение педагогических основ и концептуальных позиций зарубежных ученых применительно к практике социальной работы с молодежью, которые могут иметь значение и быть использованы при анализе и решении социально-образовательных проблем в России в период реформ; создание концепции построения международного сотрудничества как фактора развития образовательной среды профессионального учебного заведения и разработка научно-методических рекомендаций по его развитию; проектирование ведущих направлений интегра-тивного взаимодействия систем профессионального образования России и стран Евросоюза, включающих в себя внедрение инвариантных образовательных ценностей и идеалов; концептуальное обеспечение синхронных изменений в развитии систем профессионального образования; систематический анализ, экспертиза и распространение зарубежного опыта как первостепенного приоритета в создании единого пространства профессионального образования и международного рынка образовательных услуг и другие исследования.
Коллектив лаборатории объединил специалистов высокой квалификации: д.п.н. А.М. Белякина, д.п.н. О.Н. Олейникову, д.п.н. Е.М. Галишникову, д.п.н. А.Р. Масалимову, д.п.н. А.В. Фахрутдинову, к.п.н. Р.Г. Сахиеву, к.п.н. А.В. Татьян-чикова, к.п.н. Шибанкову и др.
Лабораторией установлены деловые контакты с учеными — специалистами в области профессионального образования, социальной работы и социального воспитания личности из США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Турции, КНР. Сотрудники вместе с Институтом активно участвуют в международных проектах и программах.
В октябре 2013 г. были объявлены официальные результаты VI конкурса Программы TEMPUS-IV. Это был конкурс с очень высокой конкуренцией, так как охватывал все страны Восточной Европы, Средней Азии, Западных Балкан, Средиземноморья в партнерстве с европейскими университетами. В результате отбора Европейской комиссией для финансирования был рекомендован 171 проект для всех стран-партнеров, включая 28 новых проектов с участием российских вузов и научных учреждений.
ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования в составе российско-европейского консорциума выиграл международный грант по крупному сетевому корпоративному проекту ТEMPUS IV «Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и воспитание толерантности в России» («ALLMEET») www.almeet.org
В состав международного консорциума входят известные европейские университеты, в частности Болонский университет (грантодержатель), Университет Глазго (Шотландия), Лиссабонский университет.
Среди российских партнеров — крупные отечественные университеты, такие как Сибирский федеральный университет, Северный (Арктический) федеральный университет, Московский городской педагогический университет и Марийский государственный университет. В состав консорциума входят также и представители республики Татарстан — Набережночелнинский Институт Казанского (При-
волжского) федерального университета и Межрегиональное добровольческое движение «Волонтер».
В рамках проекта разрабатываются поликультурные «платформы» в регионах, где находятся университеты — члены консорциума, и внедряются инновационные образовательные программы в соответствии со стандартами Болонского соглашения для профессионального образования и самореализации представителей целевых (маргинальных) групп населения, лиц с особыми нуждами, мигрантов, а также иностранной рабочей силы.
Несомненно, опыт вузов и Центров профессионального образования Италии, Великобритании, Голландии и Португалии служит некой методологической основой для проекта, который реализуется в течение трех лет (2014—2016 гг.) с учетом региональных потребностей каждого партнера проекта, специфики российских федеральных образовательных стандартов и все более глобализирующегося рынка труда и образовательных услуг.
Институт выпускает «Казанский педагогический журнал», имеет свое издательство и успешно движется к поставленной цели — стать научно-образовательным центром международного уровня, чтобы нести в мир знания и практический опыт и эффективно реализовывать нововведения в сфере науки и образования на основе комплексной исследовательской, научной и образовательной деятельности и достижений мировой науки демонстрируя единство науки и практики.
IN VANGUARD OF DOMESTIC PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL SCIENCE: FROM THE THEORY TO PRACTICE
F.Sh. Mukhametzyanova, T.M. Tregubov
Institute of pedagogics and psychology of professional education Russian Academy of Education Isaev str., 12, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia, 420039