Научная статья на тему 'Реформирование налогообложения в китайской народной Республике'

Реформирование налогообложения в китайской народной Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1848
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / КИТАЙ / ЭКОНОМИКА / TAXES / CHINA / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев Борис Маркович, Колесникова Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются особенности китайской системы налогообложения в настоящее время. Основные налоги взимаются с юридических лиц — налог на прибыль, НДС, предпринимательский и потребительский налог. Большую роль играет налог на доходы физических лиц. Налоговая система Китая выполняет функции стимулирования экономики и решает социальные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxation Reforms in China

This article is devoted to the main characteristics of taxation system in China at present time. Primary taxes on corporations are profits tax, VAT, business tax and consumption tax. Personal income taxes are important for individuals. China tax system stimulates economy development and solves social problems as well.

Текст научной работы на тему «Реформирование налогообложения в китайской народной Республике»

2012

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 5

Вып. 4

КРАТКИЕ НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 339.9

Б. М. Лебедев, Т. В. Колесникова

РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Настоящая статья посвящена рассмотрению некоторых особенностей налогообложения Китая. Значимость данной темы объясняется тем, что Китай является второй по величине экономикой мира [1] и отличается высокими темпами роста в течение последних 20 лет (на уровне 10% в год) [2], чему в определенной степени способствовала и сложившаяся система налогообложения в этой стране.

Полномасштабная налоговая реформа проводилась в Китае с конца 70-х годов XX в. Ее результатом стало разграничение налогов по уровням власти, т. е. налоговым законодательством были введены местные (налоги провинций, автономных районов и муниципалитетов) и центральные налоги (налоги государственного бюджета). Произошла существенная децентрализация бюджетной системы, увеличился объем налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти. Так, по данным Министерства финансов Китая, в 2011 г. поступления в местные бюджеты, составившие 5,24 трлн юаней, превысили доходы центрального бюджета, которые были равны 5,13 трлн юаней. Такой расклад бюджетных поступлений зафиксирован впервые после 1999 г., когда в доходах бюджета доля регионов немного превысила долю центра [3]. По данным, представленным на официальном сайте Министерства финансов КНР, это обусловлено в том числе проводимой политикой децентрализации [4].

Вместе с тем растут и доходы государственного бюджета Китая по отношению к ВВП. По данным Государственного статистического управления Китая, с 1990 по 2010 г. они выросли с 15,7 до 20,9% [5].

Система налогообложения Китая характеризуется приоритетом косвенных налогов в фискальной их функции, в отличие, например, от России [6]. В соответствии

Борис Маркович ЛЕБЕДЕВ — канд. экон. наук, доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического ф-та СПбГУ В 1974 г. окончил экономический факультет ЛГУ (СПбГУ). В 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию. Область научных интересов — международные финансы, международные валютно-кредитные отношения, международный валютно-финансовый менеджмент, финансовые системы стран Азии и Африки. Автор около 120 публикаций.

Татьяна Васильевна КОЛЕСНИКОВА — аспирант кафедры международных отношений экономического факультета С.-Петерб. ун-та аэрокосмического приборостроения. В 2009 г. окончила СПбГУ АП. Сфера научных интересов — экономика Китая, развитие российско-китайских торгово-экономических отношений. Автор 8 научных публикаций.

© Б. М. Лебедев, Т. В. Колесникова, 2012

с этим экономику Китая по уровню экономического развития можно отнести к развивающимся странам, в которых, как известно, налоги, в том числе косвенные, преобладают в качестве источников доходов бюджета. В 2010 г. на все налоги приходилось 84,2% всех бюджетных поступлений, причем 74,6% из них обеспечивалось четырьмя налогами: налогом на прибыль юридических лиц (19,9%), НДС (32,1%), предпринимательским налогом (15,7%) и потребительским налогом (6,9%). Налог на доходы физических лиц обеспечивал 5,8% всех бюджетных доходов. В то же время таможенные пошлины составили всего 2,5% поступлений, а налог на добычу природных ресурсов — менее 0,5%: [7].

В настоящее время государственными органами, уполномоченными разрабатывать налоговое законодательство и определять систему налогообложения в КНР, являются:

— Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет, которые разрабатывают, принимают и вводят в действие налоговые законы;

— Государственный совет, который разрабатывает административные положения, правила и инструкции в области налогообложения;

— Министерство финансов, Государственная налоговая администрация, Комитет тарификации и классификации при Государственном совете и Главное таможенное управление. Эти органы разрабатывают и принимают нормативные документы в области налогообложения. Департамент налоговой политики Министерства финансов отвечает за формирование налоговой политики, а Государственная налоговая администрация осуществляет налоговое администри-рование2 [8].

Вопросы организации налогового контроля в Китае регулируются Законом КНР от 04.09.1992 «Об управлении сбором налогов» [9].

На сегодняшний день налоговая система Китая состоит из 25 видов налогов, которые могут быть объединены в 8 групп [10]:

1) налоги с оборота (НДС, налог с продаж (налог на потребление), предпринимательский налог, налог на доходы (для организаций));

2) налоги на прибыль (налог на прибыль предприятий, налог на доход с физических лиц);

3) налоги за пользование ресурсами (за пользование природными ресурсами в целом, за пользование землями городов и городских районов);

4) налоги специального назначения (на поддержание городского строительства, на инвестиции в недвижимость, на занимаемые пахотные угодья, на передачу оцениваемой недвижимости);

5) имущественные налоги (с владельцев домов, на городскую недвижимость, на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования);

6) налоги и сборы, взимаемые при совершении определенных действий (операций) (налог на использование автотранспорта и судов, гербовый сбор, пошлина при продаже недвижимости, налог на забой скота, налог на банкеты и т. п.);

1 В России же поступления прямых налогов в бюджет РФ в 2010 г. составили 53,9% от всех доходов, поступления от внешнеэкономической деятельности и прочие косвенные налоги — 38,9 и 7,2% соответственно.

2 В КНР отсутствует Налоговый кодекс (в отличие от России), и полномочия Министерства финансов и Государственной налоговой администрации прописаны в отдельных налоговых законах.

7) сельскохозяйственные налоги (сельскохозяйственный налог, налог на животноводство);

8) таможенные пошлины.

Для компаний, работающих на территории Китая, одним из основных элементов их налоговой нагрузки является налог на прибыль. До 2008 г. в КНР налогообложение по налогу на прибыль было следующим. Для компаний-резидентов ставка налога составляла 33% [11] (в бюджет государства — 30% и местный — 3%) [12], зарубежные компании облагались по пониженным ставкам либо освобождались от уплаты этого налога. Данные условия для нерезидентов были продиктованы политикой государства, направленной на привлечение иностранных инвестиций и, следовательно, рост производства. Не случайно на протяжении 15 лет Китай был самым крупным получателем таких инвестиций среди развивающихся стран [13]. В 2009 и 2010 гг., по данным ЮНКТАД, Китай занимал 5-е место в мире по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций после США, Германии, Франции и Гонконга3 [14].

С 1 января 2008 г. в соответствии с Законом КНР от 16.03.2007 «О налоге на прибыль предприятий» и «Правилами применения закона о налоге на прибыль предприятий» от 06.12.2007 для китайских и зарубежных компаний действует единая система налогообложения прибыли. Стандартная ставка стала составлять 25%, в то же время для иностранных предприятий, созданных до 1 января 2008 г. и пользующихся льготными налоговыми режимами, предусмотрен переходный период в пять лет для адаптации к новым налоговым ставкам [15]. Кроме того, для малых предприятий с низким доходом, отвечающих определенным требованиям, применяется пониженная ставка — 20% [16]. К числу этих требований относятся условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, которым отвечают предприятия, применяющие пониженную ставку налогообложения по налогу на прибыль (таблица).

Условия финансово-хозяйственной деятельности предприятий при пониженной ставке налога

на прибыль

Критерии Промышленные предприятия Иные предприятия

Численность работников Менее 100 человек Менее 80 человек

Стоимость активов Менее 30 млн юаней Менее 10 млн юаней

Прибыль за год Менее 300 тыс. юаней Менее 300 тыс. юаней

Нормы и правила применения Закона «О налоге на прибыль...» предусматривают для малых предприятий ограничения по численности сотрудников, стоимости активов, размеру налогооблагаемой прибыли. Кроме того, малые предприятия с низким доходом для использования пониженной ставки налогообложения прибыли должны вести деятельность в разрешенных и поощряемых государством сферах деятельности [17].

Согласно нормам Закона о налоге на прибыль, резидентными предприятиями считаются:

1) компании, учрежденные в КНР;

3 По Гонконгу все макроэкономические показатели учитываются международными организациями отдельно от показателей Китая.

2) компании, учрежденные в иностранных юрисдикциях или в специальных административных районах (Макао, Гонконг), и если на территории Китая они получают более 50% прибыли, ведут бухгалтерскую отчетность, имеют официальные печати компании, составляют протоколы заседаний совета директоров и собраний акционеров [18].

У резидентных компаний объектом налогообложения является «всемирная» прибыль, т. е. прибыль, полученная от деятельности как на территории Китая, так и за ее пределами. У нерезидентных компаний облагается только прибыль, полученная от китайских источников. С 1982 г. Правительство Китая с целью защиты интересов иностранных инвесторов и национальных компаний, ведущих деятельность за пределами КНР, стало заключать соглашения об избежании двойного налогообложения с другими государствами, в настоящее время таких соглашений подписано более ста4.

Кроме указанных льгот по налогу на прибыль, установленных для малых предприятий, льготами по уплате налога на прибыль обладают все предприятия, осуществляющие свою деятельность в следующих сферах:

1) сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве;

2) инфраструктурных проектах, поддерживаемых государством;

3) проектах, направленных на охрану окружающей среды;

4) водо- и энергосбережении.

Наибольшие налоговые преференции (вплоть до полного освобождения по уплате налога) предоставляются предприятиям, занятым в сельскохозяйственной и рыболовной отрасли в рамках стратегии продовольственной безопасности Китая [19].

В стране также остались предприятия, размер ставки обложения прибыли которых составляет 15%. Это компании, относящиеся к категории предприятий новых и высоких технологий5. Чтобы быть отнесенной к этой категории, компания должна владеть большим интеллектуальным потенциалом, затрачивать на проведение НИОКР средства объемом не ниже порогового уровня, иметь в своем штате не менее 50% работников, занятых в сфере НИОКР [20], получать доход от высокотехнологичных услуг, работ, товаров не менее 50% от всех доходов предприятия за год [21].

Как уже отмечено выше, первым по величине сборов в бюджет является налог на добавленную стоимость. Этот налог действует в Китае с 1 января 1994 г., механизм его взимания отличается от российского.

Плательщиками данного налога являются организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, реализующие товары на территории КНР либо поставляющие услуги и материальные средства для обработки и комплектации, в том числе ввоз товаров в режиме импорта [22].

НДС взимается на всех стадиях производства, распределения, продажи, а также импорта. Налог начисляется на полную стоимость реализации товаров (услуг) с возмещением НДС, уплаченного при приобретении товаров. Объектом обложения НДС являются операции по реализации следующих товаров: движимого имущества, промышленных товаров для аграрного производства, включая электричество, газ, отопление, удобрения. Кроме того, НДС облагаются: реализация банками фьючерсов, золота

4 Такое соглашение с Правительством Российской Федерации было подписано 27.05.1994, вступило в силу 01.01.1998, его положения распространяются на налог на прибыль организаций и НДФЛ.

5 В России предприятия такого типа называются инновационными.

и серебра; финансовый лизинг; производство и реализация продукции, содержащей серебро [16].

В Китае реализация услуг облагается НДС только в том случае, если их оказание связано с производством облагаемых НДС товаров. Например, если организация осуществляет доставку товаров в торговые сети наряду с их производством, то услуги по транспортировке будут облагаться НДС. В ином случае транспортировка облагается только предпринимательским налогом. Таким образом, НДС облагается реализация следующих услуг: связи, транспортных, по страхованию, кредитованию, а также почтовых.

Особенность исчисления налога на добавленную стоимость в КНР заключается в том, что реализация недвижимого имущества и нематериальных активов не облагается НДС. Кроме того, не подлежит налогообложению реализация:

1) сельскохозяйственной продукции, производством и продажей которой занимаются непосредственно фермеры;

2) медицинской продукции;

3) антикварных книг и подержанных товаров;

4) импортного оборудования, отвечающего определенным условиям, и др.

В отличие от применения ставок по налогу на прибыль, для обычных налогоплательщиков, не относящихся к категории малых, применяются три ставки НДС: 17, 13 и 0%. Стандартная ставка 17% применяется к большинству налогооблагаемых товаров и услуг; пониженная ставка 13% — преимущественно в отношении товаров первой необходимости, а также удобрений, машин для сельского хозяйства, книг, газет и журналов; ставка 0% в соответствии с законодательством — при экспорте товаров.

Для малых предприятий производственного сектора, оборот которых менее 1 млн юаней (156 250 долл.)6, и для малых предприятий оптовой и розничной торговли с оборотом не более 1,8 млн юаней (281 250 долл.) ставка НДС составляет 3%. При этом данная категория налогоплательщиков не вправе возмещать «входной» НДС и выставлять счета-фактуры покупателям. При осуществлении экспорта данные организации освобождаются от уплаты НДС.

В КНР предусмотрено возмещение «входного» НДС, однако возмещение налога при экспортных операциях осуществляется как полностью, так и частично. Процент возмещаемого налога устанавливается правительством в отношении отдельных видов продукции и может пересматриваться в течение года. Так, при экспорте угля возмещается 8%, одежды, обуви, бытовой электроники и мебели — 13%, машин и оборудования — 11%, транспортных средств — 17%. В отношении успешно конкурирующих на мировом рынке отраслей, и потому особо поддерживаемых государством, например автомобилестроения, возмещение осуществляется в полном объеме.

Еще одним аспектом является то, что сроки уплаты налога определяются территориальными налоговыми органами: чем крупнее налогоплательщик, тем чаще он должен платить НДС. Налог может уплачиваться ежедневно, один раз в 3, 5, 10, 15 дней или раз в месяц7 [16].

Товары и услуги, не подпадающие под обложение НДС, облагаются предпринимательским налогом. Налоговой базой в данном случае является выручка от реализации,

6 Здесь и далее: перевод цен из юаней в доллары США рассчитывается по курсу 1 долл. = 6,4 юаня (на 28.09.2011).

7 В России НДС платится либо ежемесячно, либо ежеквартально.

но при этом отсутствует механизм возмещения налога. Данный налог является местным и служит основным источником доходов территориальных бюджетов. Значения ставок предпринимательского налога устанавливаются местными органами власти (провинциями, автономиями, районами и муниципалитетами Китая).

Проведение строительных работ, оказание транспортных услуг и услуг связи, а также услуг учреждений культуры и спорта облагаются предпринимательским налогом по ставке 3%, реализация недвижимого имущества и нематериальных активов — по ставке 5%.

Государственным советом КНР утверждается список социально значимых услуг, освобождаемых от обложения предпринимательским налогом, среди них:

1) услуги по уходу, предоставляемые дошкольными учреждениями, домами престарелых, благотворительными учреждениями для нетрудоспособных;

2) услуги по поиску кандидатур для брака;

3) услуги религиозного характера;

4) похоронные услуги;

5) услуги, оказываемые физическим лицам организациями инвалидов;

6) медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями;

7) услуги образовательного характера, предоставляемые образовательными учреждениями;

8) услуги, оказываемые студентами в порядке приработка [16].

В Китае существует потребительский налог, который выполняет функции акциза. Плательщиками потребительского налога являются юридические и физические лица, осуществляющие производство, переработку или импорт налогооблагаемых товаров на территории КНР. Потребительский налог взимается только один раз в процессе деятельности и оплачивается конечным потребителем.

Так, производство (импорт) табачных изделий облагается налогом по ставке 2550%, алкоголя — 5-25%, косметики — 30%, автомобилей — 3-8% (в зависимости от объема двигателя и других характеристик автомобиля) [23].

Как отмечено выше, около 6% бюджетных доходов составляют поступления от налога на доход физических лиц. В Китае он рассчитывается по прогрессивной шкале — чем выше доход, тем выше ставка, при этом наиболее низкооплачиваемая часть населения освобождается от уплаты налога. С 1 марта 2008 г. размер необлагаемого минимума увеличился с 1600 юаней (250 долл.) до 2000 юаней (312,5 долл.) в месяц [24], а с сентября 2011 г. — до 3500 юаней [25, с. 85]. В случае когда доходы физического лица выше, налоговая база рассчитывается по формуле

Н (ндфл) б = Д - М,

где Н(ндфл)б — налоговая база для налога на доходы физических лиц, Д — доход физического лица, М — необлагаемый минимум.

Шкала ставок состоит из 9 уровней: от 5 до 45%. Если заработная плата составляет от 3500 юаней (546,9 долл.) до 4500 юаней (703 долл.), то ставка равна 5%, при получении дохода свыше 100 000 юаней (15 625 долл.) в месяц — 45% [7].

В 2011 г. в рамках программы по переходу к «качественному» росту ВВП Госсоветом КНР одобрены предложения по налоговым новациям в части налога на доходы физических лиц: необлагаемый минимум в частности увеличен до 3500 юаней

(546,9 долл.). Если учесть, что средняя зарплата китайского работника примерно 2000 юаней (312,5 долл.) в месяц, а у сотрудника государственной компании — 3330 юаней (520 долл.), то это означает, что от налога освобождено большинство жителей Поднебесной. Кроме того, предполагается изменить шкалу ставок: их количество уменьшится, размер снизится. Например, налог для наемных работников, которые получают 4500 юаней (703 долл.), снизится с нынешних 175 юаней (27 долл.) до 74 юаней (11,5 долл.) в месяц, а годовая процентная ставка составит 1,7%. Для зарплат от 4500 юаней (703 долл.) до 10 000 юаней (1526 долл.) нагрузка уменьшится вдвое, а ставка будет около 5% [26].

Идея планируемых преобразований заключается в том, что налог на доходы физических лиц — самый удобный инструмент для решения проблемы социального неравенства, остро стоящей в КНР. Уменьшение налоговой нагрузки на физических лиц призвано сократить пропасть между бедными и богатыми.

Проблема имущественного расслоения актуальна и для России, применяющей плоскую шкалу налогообложения. Экономисты приводят доводы в поддержку использования как прогрессивной, так и плоской шкалы налогообложения. У обоих методов есть плюсы и минусы. Важно, что Налоговым кодексом РФ предусмотрен налоговый вычет, но, к сожалению, являющийся формальностью из-за мизерных размеров (1400 рублей в месяц на одного ребенка, т. е. экономия составит 182 рубля в месяц). Кроме того, налоговый вычет предоставляется по личному заявлению сотрудника, что сокращает применение данной нормы. Другими словами, если для Китая НДФЛ — инструмент для решения социальных проблем, то для России — это только механизм администрирования поступлений в бюджет.

В соответствии с программой развития XII китайской пятилетки (2011-2015 гг.) система налогообложения будет иметь тенденцию к упрощению. Планируется заменить административные платежи разного рода налогами, увеличить роль прямых налогов за счет сокращения косвенных, повысить налоговые ставки на добычу и использование полезных ископаемых, предоставить возможность малым и средним предприятиям возмещать по итогам года до 50% уплаченного налога на прибыль, ввести специальный экологический налог на вредные выбросы. Налоги на использование энергоресурсов будут взиматься исходя из физического объема, а не их стоимости, что призвано увеличить энергосбережение [9].

Таким образом, налогообложение в Китае, как и в других странах, выполняет стимулирующие и социальные функции. Его особенность состоит в том, что для государственного бюджета наиболее значимыми являются пять налогов: четыре взимаются с юридических лиц, один — с физических. Отличительная черта — предоставление налоговых льгот для предприятий малого и инновационного бизнеса. Согласно разработанной программе развития XII пятилетки, в области налогообложения предусмотрены дальнейшие преобразования.

Литература

1. URL: http://www.worldbank.org/en/country/china/data (дата обращения: 28.11.2011).

2. URL: http://www.worldbank.org/en/country/china/overview (дата обращения: 28.11.2011).

3. URL: http://www.chinapro.ru/rubrics/1/7657/ (дата обращения: 18.03.2012).

4. URL: http://szs.mof.gov.cn/zhengwuxinxi/gongzuodongtai/201202/t20120214_628012.html — официальный сайт Министерства финансов КНР (дата обращения: 18.03.2012).

5. Китайский статистический ежегодник-2010. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2010/ zygg/gjtjjgg/.htm (дата обращения: 16.12.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Погорлецкий А. И., Сутырин С. Ф. Перспективы становления системы глобального налогового регулирования // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2010. Вып. 2. С. 47-59.

7. Вычитание по-китайски // Ведомости. 28.06.2011.

8. Шепенко Р. А. Министерства финансов Китая — участники налоговых правоотношений. Финансовое право зарубежных стран: исследования, рефераты, законодательные акты / под ред. А. Н. Козырина. М.: Готика, 2005. С. 196-211.

9. URL: http://asia-business.ru/law/law2/due/nalog/l (дата обращения: 28.12.2011).

10. URL: http://www.wayt0china.0rg/business/l0w/8/1/.html (дата обращения: 23.08.2011).

11. URL: http://www.asiaec0n.0rg/exclusives/ex_read/6 (дата обращения: 6.09.2011).

12. Кузьмин И. Ю. Некоторые особенности налогообложения за рубежом: история и современность // Аудиторские ведомости. 2008. № 1.

13. URL: http://www.unctad.0rg/en/d0cs/tdstat35_en.pdf (дата обращения: 23.08.2011).

14. URL: http://www.unctad-d0cs.0rg/files/UNCTAD-WIR2011-Full-en.pdf (дата обращения: 2.10.2011).

15. URL: http://www.chinawind0w.ru/?/ru/tax/enterprise_tax.

16. Кизимов А. С. Восток — дело тонкое, или О налогообложении в Китае // Российский налоговый курьер. 2009. № 15.

17. Закон КНР от 16.03.2007 «О налоге на прибыль предприятий».

18. Воловик Е. Налоговое обозрение // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2009. № 35.

19. Соколов Б. И., Юйчжо Л. Особенности налогообложения в сельском хозяйстве КНР // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2010. Вып. 2. С. 60-65.

20. ВоловикЕ. Налоговое обозрение // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2009. № 117.

21. Воловик Е. Налоговое обозрение // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2009. № 34.

22. D0ing Business in China. H0w t0 profit in the w0rld's fastest growing market / Ted Plafker. New Y0rk; B0st0n, 2007. 292 с.

23. URL: http://www.n0vexcn.c0m/pers0nal_icm_tax_98.html (дата обращения: 18.08.2011).

24. Воловик Е. Налоговое обозрение // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2008. № 16.

25. Юйчжо Л. Реформирование подоходного налогообложения физических лиц в КНР // Актуальные проблемы менеджмента: стратегическое прогнозирование и стратегическое планирование: Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: ОЦЭиМ, 2012.

26. Китайцы разбогатеют // Ведомости. 2011. № 38.

Статья поступила в редакцию 10 сентября 2012 г.

2012

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 5

Вып. 4

НЕКРОЛОГИ

ПАМЯТИ СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ВАЛДАЙЦЕВА

Ушел из жизни Сергей Васильевич Валдайцев — талантливый ученый, блестящий преподаватель, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики исследований и разработок.

Сергей Васильевич учился на экономическом факультете Ленинградского государственного университета, специализируясь на проблемах экономики науки. Своими учителями он считал В. Я. Ель-меева, Г. М. Доброва, П. А. Родионенкова, Б. Р. Рященко. В 1973 г. он поступил в целевую аспирантуру на экономический факультет на отделение экономики исследований и разработок. В 1977 г. под руководством профессора Г. М. Доброва защитил кандидатскую диссертацию «Обоснование управленческих решений по селективному ускорению исследований и разработок». С тех пор работа С. В. Вал-дайцева как ученого и педагога неразрывно была связана с экономическим факультетом СПбГУ, где им был пройден путь от ассистента до профессора, заведующего кафедрой экономики исследований и разработок, которая является выпускающей по специальности «экономика и управление на предприятии науки и научного обслуживания», специализации «управление инновациями».

В 1984 г. С. В. Валдайцев защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук. В 1986 г. ему была присуждена ученая степень доктора экономических наук, а в 1987 г. присвоено ученое звание профессора по кафедре экономики исследований и разработок. С 1984 г. Сергей Васильевич Валдайцев заведовал кафедрой экономики исследований и разработок ЛГУ Сергей Васильевич прошел стажировку в Свободном университете Западного Берлина, и с его приходом на пост заведующего кафедрой стали активно развиваться такие направления, как трансфер технологий, хозрасчетные методы управления инновационными проектами, маркетинг результатов исследований и разработок, лицензионная торговля, международное научно-техническое сотрудничество. Еще до начала практических рыночных реформ под его руководством был сформирован солидный научный задел по управлению НИОКР и инновационными проектами в условиях рыночной экономики.

При участии С. В. Валдайцева был издан цикл монографий по экономике науки, удостоенный второй Университетской премии за лучшую научно-исследовательскую работу. С. В. Валдайцевым опубликовано более 160 научных трудов. Под его руководством защищено более 30 докторских и кандидатских диссертаций, а на кафедре выросло новое поколение докторов и кандидатов наук.

С. В. Валдайцев был руководителем научной школы «Экономика науки и новых технологий», членом ряда Ученых советов высших учебных заведений России, Членом президиума Учебно-методического объединения Министерства высшего образования и науки по специальности «экономика и управление на предприятии».

Сергей Васильевич был членом редакционной коллегии Международной энциклопедии бизнеса и менеджмента (Издательство «Рутледж», г. Кембридж, Великобритания), редакционных советов журналов «Вестник СПбГУ. Серия Экономика», «Инновации» (Санкт-Петербург) и международного научного совета «Белорусского экономического журнала» (г. Минск).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.