Научная статья на тему 'Налог за пользование ресурсами в КНР'

Налог за пользование ресурсами в КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / НАЛОГ / НАЛОГ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСАМИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / CHINESE PEOPLE'S REPUBLIC / TAX / USE TAX OF RESOURCES / TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сунь Юй

Статья посвящена особенностям налога за пользование ресурсами в Китае. Дается характеристика важнейших налоговых льгот. Проанализированы основные отличия китайской налоговой системы от российской в области налога за пользование ресурсами. Предлагаются основные направления совершенствования системы налогообложения на примере налога за пользование ресурсами в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use Tax of Resources in Chinese People's Republic

The article deals with the peculiarities of the use of resources in China. The characteristic of the major tax privileges is given. The basic differences of the Chinese tax system from the Russian one are analyzed in the field of the use tax of resources. The basic directions of perfection of the taxation system are offered, use tax of resources in China taken as an example.

Текст научной работы на тему «Налог за пользование ресурсами в КНР»

УДК 336.221.4(510)

ББК У9(5Кит)261.413

НАЛОГ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСАМИ В КНР

Сунь Юй

Статья посвящена особенностям налога за пользование ресурсами в Китае. Дается характеристика важнейших налоговых льгот. Проанализированы основные отличия китайской налоговой системы от российской в области налога за пользование ресурсами. Предлагаются основные направления совершенствования системы налогообложения на примере налога за пользование ресурсами в Китае.

Ключевые слова: КНР, налог, налог за пользование ресурсами, налоговая система.

Налог - важнейший источник доходной базы китайской казны. Он также является важным экономическим рычагом, используемым государством для усиления воздействия на социально-экономическое развитие страны. Положительные итоги работы налоговой системы после реформы 1994 года позволяют говорить о том, что впервые в мире в Китае построена действенная налоговая система, адаптированная к «рыночной экономике социализма». Существующая налоговая система КНР направлена на открытие Китая внешнему миру, что способствует энергичному развитию национальной экономики [3].

Налоговые поступления для каждой страны представляют собой самую главную и нормативную форму распределения через государственный бюджет национальных доходов, характеризующуюся принудительностью, безвозмездностью и устойчивостью.

В настоящее время в Китае насчитывается 21 вид налогов, которые, в зависимости от их природы и выполняемых функций, могут быть объединены в 7 групп.

• Налоги с оборота. Эта группа включает 3 вида налогов, а именно: НДС, налог на потребление (налог с продаж), налог на предпринимательскую деятельность. Собираемость этих налогов зависит от объема товарооборота или сбыта в сферах производства, обращения и услуг.

• Налоги на прибыль (доходы). Сюда входят: налог на прибыль предприятий и подоходный налог с физических лиц. Поступления от этой группы налогов зависят от суммы прибыли, полученной юридическими лицами, или от размера дохода физического лица.

• Налог за пользование ресурсами, включающий ресурсный налог и земельный налог (плата за пользование землями городов и районов). Эти налоги взимаются с природопользо-вателей, а также с пользователей городских и районных земель. Ресурсными платежами облагается использование находящихся в государственной собственности природных ресурсов. Их цель - выровнять доходы налогоплательщиков,

осуществляющих природопользование в разных местностях и условиях.

• Целевые налоги и сборы: налог на содержание и строительство городов, налог за пользование сельхозугодьями, налог на инвестиции в основной капитал, налог на реализацию земли.

• Имущественные налоги: налог на имущество, налог на недвижимость, налог на наследство (пока не введен).

• Налоги с операций (действий). В эту группу входят: налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами, гербовый сбор, налог на передачу имущества, налог на обращение ценных бумаг (пока не введен). Этими налогами облагаются определенные операции (действия).

• Таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые/вывозимые на/с территории Китая.

В данной статье речь пойдет о налоге за пользование ресурсами [1].

Налог за пользование природными ресурсами

Плательщики налога - это юридические и физические лица, деятельность которых направлена на добычу минеральных ресурсов или производство соли на территории Китая.

Объекты налогообложения и налоговые ставки представлены в табл. 1.

Расчетная формула:

Сумма налога к уплате = Количественный показатель облагаемых объектов х Приметшая ставка в расчете на единицу

Сумма налога = Количество налогооблагаемых объектов х

Сумма налога с единицы

Освобождение от уплаты налога и уменьшение суммы налога

Налоговые льготы применяются в таких случаях, как:

1) сырая нефть используется для разогрева или восстановления скважин в процессе нефтедобычи;

Сунь Юй

Налог за пользование ресурсами в КНР

2) налогоплательщики понесли серьезные потери из-за стихийных бедствий или аварий в процессе эксплуатации или производства налогооблагаемой продукции;

3) шахты независимых разработчиков железорудных месторождений и руд цветных металлов.

Таблица 1

Облагаемый объект Сумма налога с единицы

1. Сырая нефть 8-30 юаней/т

2. Природный газ 2-15 юаней/1000 куб. м

3. Уголь 0,3-5 юаней/т

4. Другие неметаллические руды 0,5-20 юаней/куб.м

5. Металлические руды (железорудные) 2-30 юаней/т

6. Металлические руды (нежелезорудные) 0,4-30 юаней/т

7. Соль

(1) твердая 10-60 юаней/т

(2) жидкая 2-10 юаней/т

Налог за пользование землями городов и городских районов Плательщики налога - это предприятия, учреждения, организации, личные семейные хозяйства, частные предприниматели и другие юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями, иностранные предприятия и иностранные физические лица).

Объекты налогообложения и налоговые ставки дифференцируются в зависимости от региона (табл. 2).

Таблица 2

Для «бедных» местностей или районов ставка налога может быть уменьшена или увеличена в соответствии с действующими положениями.

Расчетная формула:

Сумма налога к уплате = Занимаемая площадь х х Применимая налоговая ставка (за кв. м)

Освобождение от уплаты налога и уменьшение суммы налога [2]

От налогообложения освобождаются земли, используемые и занимаемые:

1) правительственными, общественными и военными учреждениями;

2) предприятиями, которые непосредственно финансируются государством;

3) организациями религиозного характера, а также парками и историческими памятниками;

4) местными властями как земли общественного пользования;

5) под зеленые насаждения (леса, поля);

6) предприятиями сельскохозяйственного, лесохозяйственного, животноводческого, звероводческого и рыбоводческого характера;

7) для защиты окружающей среды (водохранилища и др.);

8) объекты энергетики и транспортного хозяйства.

Анализ налога за пользование ресурсами в Китае [4]

Основные отличия китайской налоговой системы от российской в области налогов на прибыль следующие.

1. В Китае налоговая ставка количественная, а в России процентная, причем, различная для каждого вида природного ресурса.

2. В Китае налоговой ставкой за природные ресурсы являются только полезные ископаемые и соль, а в России налоги уплачиваются за пользование водными объектами, лесным фондом, за загрязнение окружающей природной среды и пользование недрами.

На основе проведенного анализа можно предложить следующие направления совершенствования системы налогообложения на примере налога за пользование ресурсами.

1. Увеличение ставки налога за пользование ресурсами. Сейчас в Китае многочисленное население и наблюдается недостаток природных ресурсов. Если налоговая ставка маленькая, то себестоимость ресурса низкая и его содержание является невыгодным. Нужно увеличить ставки, чтобы население сохранило природные ресурсы.

2. Сейчас ставка налога за пользование ресурсами количественная, а нужно использовать процентную ставку. Количественная ставка налога не позволяет должным образом регулировать экономику.

3. Увеличение налоговой базы. Сейчас налоговой базой являются только полезные ископаемые и соль. Для более рационального использования природных ресурсов желательно включить в эту группу минеральные воды и лесные ресурсы.

Города Стоимость за 1 кв. м, юани

Крупные 0,5-10

Средние 0,4-8

Малые 0,3-6

Шахтерские районы 0,2-4

Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 14

81

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Литература

1. Попова, Л.В. Методология и методика исчисления налогов: учебное пособие / Л.В. Попова, И.А. Маслова, И.А.Дрожжина. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 240 с.

2. Попова, Л.В. Практика исчисления налогов: учебное пособие / Л.В. Попова, И.А. Маслова, И.А. Дрожжина. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 288 с.

3. http://russian. china, org. сп/

4. http://www.chinatax.ru/

Поступила в редакцию 23 августа 2009 г.

Сунь Юй. Аспирант, старший преподаватель экономического факультета кафедры государственных финансов, Шандуньский институт бизнеса и технологии, КНР, г. Яньтай.

Sun Yui is a post-graduate student, senior lecturer of the Economic Faculty of the Public Finances Department, Shandun Institute of Business and Technology, Chinese People's Republic, Yantai.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.