Научная статья на тему 'Налоговые реформы: опыт Китая - выводы для России'

Налоговые реформы: опыт Китая - выводы для России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3270
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА / СТАДИИ РОСТА / СИСТЕМА НАЛОГОВ КНР / НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / НАЛОГОВАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ / НАЛОГОВОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Б.И., Юйчжо Лю

В статье дана характеристика налоговых реформ, проводившихся в Китайской Народной Республике. Практика налоговых реформ в условиях построения социализма с китайской спецификой увязана с концепцией стадий роста У. Ростоу. Сделан вывод о том, что результатами взаимодействия налоговых систем России и Китая являются налоговая конкуренция и конвергенция. Отмечено, что проведение налоговых реформ в РФ необходимо увязать с налоговым таргетированием как составной частью налоговой политики государства, что позволит юридическим и физическим лицам учесть налоговые шоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые реформы: опыт Китая - выводы для России»

Налогообложение

УДК 336.221.4

НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫ: ОПЫТ КИТАЯ - ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИИ

Б.И. СОКОЛОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента E-mail: bisokolov@yandex.ru Санкт-Петербургский государственный университет

ЛЮ Юйчжо, кандидат экономических наук E-mail: lyz4275126@mail.ru Китайская Народная Республика

В статье дана характеристика налоговых реформ, проводившихся в Китайской Народной Республике. Практика налоговых реформ в условиях построения социализма с китайской спецификой увязана с концепцией стадий роста У. Ростоу. Сделан вывод о том, что результатами взаимодействия налоговых систем России и Китая являются налоговая конкуренция и конвергенция. Отмечено, что проведение налоговых реформ в РФ необходимо увязать с налоговым таргетированием как составной частью налоговой политики государства, что позволит юридическим и физическим лицам учесть налоговые шоки.

Ключевые слова: налог, налогообложение, налоговая реформа, стадии роста, система налогов КНР, налоговая конкуренция, налоговая конвергенция, налоговое таргетирование

Методологические замечания. Трансформационные переходы экономических систем всегда сопровождаются кардинальными изменениями в национальном налогообложении. Осуществление в Китайской Народной Республике рыночной экономической реформы, начатой в 1978 г., и проведение открытой внешнеэкономической политики также

обусловили глубокие сдвиги в налоговой системе. Развитие негосударственного сектора экономики и повышение хозяйственной самостоятельности госпредприятий резко сузили возможности административного перераспределения хозяйственных ресурсов. В этих условиях налоги приобрели принципиально новую роль: они стали не только важнейшим каналом мобилизации финансовых ресурсов государством, но и одним из основных экономических регуляторов всей хозяйственной жизни страны, целенаправленно встраиваемой в глобальную экономику не в роли сырьевого придатка, а в качестве одного из ее «локомотивов». КНР осуществляет трасформационный переход от крайне отсталого общества к обществу постиндустриальному, становящемуся все более привлекательным для инвесторов, побеждающему в жесткой конкурентной борьбе на глобальных рынках, наращивающему беспрецедентный финансово-экономический потенциал, открыто претендующему на мировое лидерство [14]. Несомненно, опыт Китая -второй экономики мира в XXI в., интересен России как бывшей супердержаве - второй экономике мира XX в.

Несмотря на рекордные за последние 35 лет темпы экономического роста, формирующаяся рыночная экономическая система Китая сфокусировала в себе крайне острые проблемы общества:

- значительная зависимость экономического развития страны от экспорта;

- повышение доходного неравенства;

- чрезмерный рост цен на жилье и т.д.

В процессе реформирования налоговой системы все еще остаются нерешенными проблемы, которые в период глобального финансово-экономического кризиса значительно обострились:

- до сих пор не завершена та часть налоговой реформы, которая направлена на разделение налогов, поступающих в местные и центральный бюджеты;

- неэффективна структура местного налогообложения;

- несправедливо распределение налогового бремени между субъектами экономики.

Данные проблемы остаются существенным фактором сдерживания структурных преобразований национальной экономики и препятствием при создании предпосылок для стабильного экономического роста всех регионов.

Разумеется, реформирование налоговой системы любого государства должно осуществляться с учетом национально-культурных особенностей страны. В процессе преобразования налоговой системы КНР сказывались и сказываются до сих пор следующие факторы:

- огромная численность трудоспособного населения в условиях ограниченности внутренних энергетических и иных сырьевых ресурсов;

- доминирующая роль государственных предприятий в национальной экономической структуре и др.

Успехи КНР в развитии национальной экономики, опыт встраивания в глобальную экономику общепризнанны. Они стали предметом многочисленных научных исследований. Особый интерес к ним проявлен в России, поскольку мы являемся соседями. Всегда полезно развивать взаимовыгодные экономические, политические, социальные контакты. Одновременно необходимо изучать и перенимать адаптированный к национальным особенностям положительный опыт. Также важно на базе достоверных фактов исследовать отрицательный опыт, чтобы избежать неоправданных экономических, политических и социальных потерь.

Несмотря на то, что экономический рост Китая стал объектом пристального внимания со стороны ученых, политиков, идеологов во всем мире, вклад налоговой системы в общий экономический прогресс этой страны в российской научной литературе освещается недостаточно. А ведь связь экономической и налоговой систем очевидна: налоговое бремя -важнейший компонент инвестиционного климата государства, составляющего базис экономического роста.

Налоговая система как элемент надстройки над экономическим базисом общества включает в себя:

1) определенные отношения, связанные с обязательными, индивидуально безвозмездными платежами, взимаемыми с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства;

2) адекватную им идеологию;

3) соответствующие учреждения.

Под налоговой реформой авторы понимают такую трансформацию в идеологии управления базисом общества, которая вызывает соответствующие этой идеологии преобразования в специфических организационных структурах и системе налогов.

Целью авторов является раскрытие опыта реформирования налоговой системы КНР, направленного на обеспечение устойчивого экономического роста национальной экономики в условиях глобализации, стимулирование частной предпринимательской активности, смягчение социальной дифференциации с акцентом на количественные параметры налогообложения. Особый интерес к данной проблеме обусловлен тем, что в период перехода к рыночной экономике неотъемлемыми особенностями китайских налоговых реформ стали постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям в экономической системе. В результате успешные налоговые реформы (наряду с иными факторами) заложили финансовую основу для дальнейших преобразований национальной экономической системы в соответствии с требованиями адаптации к глобальному рынку.

Стадии роста и особенности налоговых реформ КНР. Важнейшими особенностями налоговых реформ в период создания рыночной экономики в Ки-

тае являются их равномерность, последовательность и постепенность. В чем конкретно это проявлялось на различных этапах экономического роста?

Обычной практикой в КНР стало то, что жизнеспособность любой новой идеи сначала апробируется на примере отдельно взятой провинции. В случае успеха эксперимента вносятся соответствующие поправки в законодательство, и преобразования вступают в силу на территории всего государства. Тем самым обеспечивается равномерность влияния измененной налоговой системы на экономику страны в целом. Отметим, что значимость экономического эксперимента проявляется и в том, что широко применяются меры налогового стимулирования зон экономического и технологического развития.

Налоговое реформирование тесно увязано с макроэкономической стратегией, основанной на пятилетних планах экономического развития. Тем самым обеспечивается последовательность действий. Следует подчеркнуть, что содержание этапов экономических и налоговых реформ в Китае удачно накладывается на концепцию стадий роста У. Ростоу.

Во второй половине XX в. в КНР были осуществлены социально-экономические реформы (1953, 1978, 1994 и 2006 гг.), оказавшие масштабное влияние на национальное налогообложение. Эти реформы лежат в основе поэтапной трансформации национальной налоговой системы. Рассмотрим их подробнее.

I этап (1953-1977 гг.). Осуществлялся в условиях построения плановой экономики в обществе, определяемом как «традиционное» (the traditional society). Характерные черты:

- 75% трудоспособного населения занято производством продовольствия;

- национальный доход используется главным образом непроизводительно;

- политическая власть принадлежит центральному правительству. В процессе этапа происходили адекватные изменения в налоговой системе и налоговом администрировании.

II этап (1978-1993 гг). Считается этапом «создания предпосылок для взлета» (the preconditions for take-off). Был реализован переход от плановой экономики к рынку (экономическая политика «реформ и открытости»), который сопровождался массовым применением различных налоговых инструментов регулирования в экспериментальном порядке.

III этап (1994-2005 гг.) - период «взлета» (the takeoff), когда росли темпы капиталовложений, заметно увеличивался выпуск продукции на душу населения, происходило быстрое внедрение новой техники в промышленность и сельское хозяйство. Начались кардинальные изменения в налоговой системе:

- была осуществлена налоговая централизация;

- внедрены налоговые инструменты для стимулирования экспорта;

- с учетом процессов глобализации разработаны единые для всей КНР налоговые и бухгалтерские стандарты, учитывающие международные стандарты отчетности.

IV этап (с 2006 г. по настоящее время) - стадия «движения к зрелости» (the drive to maturity). Характеризуется как длительный этап технического прогресса: идет приспособление национальной налоговой системы к глобальным экономическим потрясениям, налоговые инструменты различных уровней применяются в целях социально справедливого распределения налогового бремени.

Налоговое реформирование в «традиционном обществе» (1953-1978 гг.). Современная налоговая система КНР стала формироваться в ходе первой пятилетки (1953-1958 гг.), нацеленной на индустриализацию страны и постепенные социалистические преобразования. При реализации планов пятилетки была осуществлена модификация налоговой системы:

- введены торгово-промышленный налог, акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия и другие товары;

- осуществлена корректировка транспортного налога, налога с продаж;

- отменены налог на специальное потребление, налог на сделки (табл. 1).

В целом произошло значительное сокращение числа налогов и сборов.

На данном этапе был реализован тезис об «упрощении» налоговой системы. В этих целях консолидировались налоги для государственных и коллективных предприятий, стал взиматься единый торгово-промышленный налог с оборота, изменялись ставки и объекты налогообложения. Особенно показательные изменения произошли с торгово-промышленным налогом: в 1958-1977 гг. он объединил в себе шесть видов налогов. Отметим, что до 1978 г. в рамках торгово-промышленного налога существовало 104 категории подлежащих налогообложению товаров.

Таблица 1

Структура налогов и налоговых доходов КНР в 1953 г.

Налог Налоговые доходы, %

Торгово-промышленный 41

Сельскохозяйственный 23

Транспортный 2

Акциз 4

На соль 3,9

На хозяйственную деятельность 6

На животноводство 3

Таможенная пошлина 4,2

Гербовый сбор 1

На использование регистрационных номеров автотранспортных средств и судов 11,9

На тоннаж судов

Пошлина при продаже недвижимости

На забой скота

Специального потребительного значения

На процент по кредиту

На городскую недвижимость

Подоходный налог с физических лиц

Торговый налог на базаре

Понимание того, что к проведению экономических (в том числе налоговых) реформ следует подходить осмотрительно, проявлять осторожность по отношению к намечаемым преобразованиям, пришло далеко не сразу.

Первый этап был связан и с крайне отрицательным опытом. «Большой скачок», осуществленный в 1958-1960 гг., имел трагические последствия для китайского народа. В 1966 г. XI Пленум ЦК КПК VIII созыва принял постановление «О великой пролетарской культурной революции». Эта «революция» нанесла колоссальный урон культуре, образованию, экономике страны: были серьезно подорваны основы китайской экономики и налоговой системы. Налоги выполняли фискальную, распределительную, контролирующую функции и не являлись инструментом государственного регулирования экономики.

В результате китайский народ выстрадал понимание того, что экономика, налоговая система не приемлют резких, революционных решений.

После поэтапной индустриализации доля налоговых поступлений от сельского хозяйства в сумме бюджетных доходов начала постепенно сокращаться. Торгово-промышленный налог становится основным источником финансирования нужд китайского правительства (табл. 2).

Таблица 2

Структура налоговых доходов КНР в период

«культурной революции» (1966-1977 гг.)

Налог Налоговые доходы, %

Торгово-промышленный 91,16

На процент по кредиту 8,84

Пошлина при продаже недвижимости

Торговый налог на базаре

Сельскохозяйственный

На животноводство

На городскую недвижимость

Таможенная пошлина

Налоговая система тех лет была адекватна построенной экономической системе, в которой господствовал принцип уравнительной справедливости при общем крайне низком уровне потребления: ресурсы государства равномерно разделялись между гражданами, налогов было немного, рассчитывались они по простой схеме. Вместе с тем сложившееся традиционное хозяйственное устройство не давало возможности стране развиваться. Основными препятствиями были следующие:

- Китай оставался экономически закрытым государством с плановой экономикой;

- отсутствовали масштабные источники инвестиций при полном разрыве связей с международным торговым сообществом.

В экономической сфере был утрачен дух здоровой конкуренции: государство оказывало поддержку всем предприятиям, вне зависимости от их экономической эффективности. Вследствие этого многие заводы и фабрики утрачивали стимулы к дальнейшему развитию. Рост экономических показателей был нестабильным.

Налоговые реформы на этапе «создания предпосылок для взлета» (1978-1993 гг.). К концу 1970-х гг. руководство КНР осознало, что высокоцентрализованная система изжила себя и стала препятствием для развития национальной экономики. На III пленуме ЦК КПК XI созыва, состоявшемся 18.12.1978, были внесены предложения по модернизации экономического строительства. Основные решения пленума заключались в следующем:

- было признано, что необходимо действовать в соответствии с объективными законами рынка, придавая большее значение закону стоимости;

- отмечено, что важно объединить идеологическую и политическую работу с экономическими

задачами, мобилизовать производительную активность населения.

В соответствии с этими решениями проводилась и налоговая реформа, в ходе которой произошел отказ от принципа упрощения, был восстановлен ряд налогов и сборов [11].

Чтобы избежать опасного снижения доходов бюджета и экономически необоснованного увеличения социальных выплат государства, прежний метод отчислений от суммы прибыли был заменен налогом на прибыль предприятий, что явилось важнейшим элементом фискальной реформы. Первоначально налог на прибыль предприятий взимался параллельно с отчислениями от прибыли, затем происходила замена отчислений от прибыли налогообложением прибыли, когда государство стало взимать прогрессивный налог исходя из величины фактической прибыли. Преимущества новой налоговой системы заключались в следующем:

- предприятия перестали тратить время на борьбу за устанавливаемую государством сумму платежей в бюджет и нормативы отчислений и принялись прилагать усилия для обновления техники, поиска внутренних резервов, повышения экономической эффективности своего производства;

- после замены отчислений от прибыли налогом на прибыль предприятия стали уплачивать равные суммы в центральный и местный бюджеты.

На протяжении всего периода осуществления налоговой реформы происходил поиск оптимального варианта распределения поступлений в центр и на места - «разделения финансовых котлов». В 1988 г. местные органы стали ответственными за «большое финансовое обеспечение» - перечисление центру необходимой доли поступлений [2, 6]. Эта мера распространилась на семнадцать провинций и города центрального подчинения, которые стали передавать в центральный бюджет большую долю получаемых доходов, чем другие административные единицы. Система фиксированных выплат в государственный бюджет, с одной стороны, усилила активность развития провинций, но с другой -привела к росту закрытости экономики. При этом в данный период в разных провинциях и городах порядок и правила налогообложения не формулировались в виде нормативных актов.

В течение 1979-1993 гг. вместе с развитием национальной экономики изменялась и налоговая система. Стала формироваться современная законодательная база, трансформировалась структура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

налогов, совершенствовалось налоговое администрирование.

Тем не менее налоговая система имела существенный недостаток, проявляющийся в наличии двойственности: на практике действовали по сути дела две налоговые системы. Первая система применялась к государственным, коллективным и частным предприятиям, а вторая система, включающая льготное налогообложение, функционировала для предприятий с участием иностранного капитала (табл. 3). К тому же к предприятиям с участием иностранного капитала применялся единый торгово-промышленный налог от 1958 г., а отечественные государственные, коллективные, частные предприятия платили налог с оборота, налог на продукцию, налог с хозяйственной деятельности. В результате отечественные предприятия и предприятия с участием иностранного капитала находились в разных хозяйственных условиях.

До конца 1993 г. в Китае практически отсутствовало подоходное налогообложение физических лиц вследствие низкого уровня доходов подавляющего большинства населения. Подоходное налогообложение физических лиц существовало лишь теоретически - в декларируемых нормах налогового законодательства. Фактически сумма необлагаемого минимума подавляющей массы трудящихся была выше средней заработной платы. Основными плательщиками подоходного налога были владельцы частных предприятий и иностранцы - налоговые резиденты.

Налоги с оборота, ориентированные на фиксированные розничные и оптовые цены, устанавливаемые в административном порядке, не могли быть эффективными в условиях рыночной экономики. Поэтому вместо торгово-промышленного налога в порядке эксперимента в ряде провинций стали вводиться налоги на продукцию, НДС, налог на хозяйственную деятельность. НДС, включаемый в цену товара, более надежно обеспечивал поступления доходов в бюджет.

В итоге, стала создаваться налоговая система, основой которой являлись оборотные налоги: налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц. Все остальные налоги были второстепенными. Сформированная система налогов позволила заложить фундамент для налоговой реформы 1994 г. в рамках «взлета», ориентированного на построение социально ориентированной рыночной экономики, а также приступить к расширению налоговой базы.

Таблица 3

Система налогов КНР на этапе создания предпосылок «для взлета»

Группа налогов Виды налогов в 1993 г. Налоговая ставка, % Срок вступления Срок отмены

Налоги с Торгово-промышленный налог 3-60 11.09.1950 01.01.1994

оборота Налог на продукцию 3-60 01.10.1984 01.01.1994

НДС 0; 3; 13; 17 01.10.1984 -

Налог на хозяйственную деятельность 3; 5-20 01.10.1984 -

Налоги с Подоходный налог с госпредприятий 10-55 10.03.1985 01.01.1994

дохода Подоходный налог с коллективных предприятий 10-55 01.10.1984 01.01.1994

Подоходный налог с частных предприятий 35 11.04.1985 01.01.1994

Подоходный налог с лиц, работающих на себя 7-6 25.06.1988 01.01.1994

Налог на прибыль с иностранными инвестициями 15-24; 33 07.01.1986 -

и иностранных предприятий

Подоходный налог с физических лиц 5-45 10.09.1980 -

Регулирующий налог с физических лиц 5-25 25.09.1986 01.01.1994

Регулирующий налог с госпредприятий 5-25 01.10.1984 01.01.1994

Налог на премию госпредприятий 30 28.06.1984 01.01.1994

Налог на премию коллективных предприятий 30 24.08.1985 01.01.1994

Налог на премию организаций коммунального 20 20.09.1985 01.01.1994

хозяйства

Регулирующий подходный налог с физических 30 03.07.1985 01.01.1994

лиц госпредприятий

Налоги за Налог за пользование природными ресурсами 1; (1 + 0,5); (1 + 0,6); 18.09.1984

пользование (1 + 0, 7)

ресурсами Налог на соль 40-160 юаней за 1 т 18.09.1984 01.01.1994

Налог за пользование землями городов 0,6-30 юаней за 1 м2 27.09.1988 -

и городских районов

Имуществен- Налог с владельцев домов 1,2; 12 15.09.1986 -

ные налоги Налог на городскую недвижимость 1,2; 18 08.08.1951 -

Налоги Налог на поддержание городского 1; 5; 7 08.02.1985 -

специального строительства

назначения Налог на занимаемые пахотные угодья 12,5-45 юаней за 1 м2 01.04.1987 -

Регулирующий налог на инвестиции 0; 5; 15; 30 16.04.1991 01.01.2001

в недвижимость

Налог на использование регистрационных 0,3-8 юаней; 15-80 юаней 13.09.1951 -

номеров транспортных средств и судов 0,2-1,1 юаней/т

Налог на использование автотранспорта и судов 0,3-8 юаней; 15-80 юаней; 0,2-1,1 юаней/т 25.09.1986 -

Гербовый сбор 0,005; 0,03-0,1 06.08.1988 -

Пошлина при продаже недвижимости 3-5 03.04.1950 -

Налог на забой скота 10; 8 - 12 юаней 19.12.1950 -

Регулирующий налог на нефть и мазут 20-70 юаней за 1 т 22.04.1982 01.01.1994

Налог на специальное потребление 5-40 тыс. юаней; 100-550 юаней 14.04.1989 01.01.1994

Торговый налог на базаре 5-15 16.04.1962 01.01.1994

Налог на продажу животных 5 31.12.1982 01.01.1994

Налог на банкеты 15-20 22.09.1988 -

Сельскохо- Сельскохозяйственный налог 5-25 03.06.1953 -

зяйственные (налог на продукцию растениеводства)

налоги Налог на животноводство 0,2-1 юань 11.09.1950 -

Таможенные пошлины: общие ставки - от 0%; от 8 до 270%; средняя ставка таможенного 07.03.1985 -

тарифа - 47%

Налоговые реформы в период экономическо- (табл. 4) и новая система управления налоговой го «взлета» (1994-2005 гг.). На этапе экономическо- системой страны. К примеру, были основаны госу-го «взлета» были созданы новая структура налогов дарственное налоговое бюро и местные налоговые

Таблица 4

Система налогов КНР в период экономического «взлета»

Группа налогов Виды налогов в 2005 г. Налоговая ставка, % Дата введения Дата отмены

Налоги НДС 0; 3; 13; 17 01.01.1994 -

с оборота Налог на потребление 3-56 01.01.1994 -

Налог на хозяйственную деятельность 3; 5-20 01.01.1994 -

Налоги на Налог на прибыль предприятий 15-24; 33 01.01.1994 -

доходы Налог на прибыль с иностранными инвестициями и иностранных предприятий 15-24; (30+3) 01.07.1991 01.01.2008

Подоходный налог с физических лиц 5-45; 5-35; 20 10.09.1994 -

Налоги за Налог за пользование природными ресурсами 8-30 юаней/т; 2-15 юа- 01.01.1994 -

пользование ней/1 000 м3

ресурсами Налог за пользование землями городов и городских районов 0,2-10 юаней за 1 м2 27.09.1988 01.01.2008

Имуществен- Налог с владельцев домов 1,2 12 01.10.1986 -

ные налоги Налог на городскую недвижимость 1,2; 18 08.08.1951 01.01.2009

Налоги спе- Налог на поддержание городского строительства 1; 5; 7 08.02.1985 -

циального Налог на занимаемые пахотные угодья 12,5-45юаней за 1 м2 01.04.1987 01.01.2008

назначения Налог на передачу оцениваемой недвижимости 30-60 01.01.1994 -

Дополнительный налог на образование 1-3 01.01.1994 -

Налоги и Налог на использование регистрационных 1,2-30 юаней; 360 юаней; 01.01.1994 01.01.2007

сборы, взи- номеров транспортных средств и судов 0,6-5 юаней/т

маемые при Налог на использование автотранспорта и судов 1,2-30 юаней; 360 юаней; 01.01.1994 01.01.2007

совершении 0,6-5юаней/т

определен- Гербовый сбор 0,005; 0,03-0,1 06.08.1988 -

ных действии Пошлина при продаже недвижимости 3-5 03.04.1950 -

(операций) Налог на забой скота 10; 12 юаней-30 юаней 01.01.1994 17.02.2006

Налог на банкеты 15-20 01.01.1994 15.01.2008

Сельскохо- Сельскохозяйственный налог 8 30.01.1994 01.01.2006

зяйственные Налог на животноводство 0,2-1 юань 11.09.1950 01.01.2006

налоги

Таможенные пошлины: сокращены тарифы на импорт: сельскохозяйственной продукции с 22 до 17%, автомобилей

с 80 -100% в 2001 г. до 25% к середине 2006 г Ликвидированы тарифы на импорт продукции информационных

технологий - к 2005 г.

бюро. Центральные налоги и налоги, поступающие в центральный и местные бюджеты, стали взиматься государственными налоговыми бюро.

Новая налоговая система, введенная в 1994 г., была связана с принципом разграничения налогов, что создало условия для улучшения взаимоотношений между центральными и местными бюджетами. Вследствие расширения налоговой базы начиная с 1995 г. сформировалась тенденция относительного увеличения налоговых поступлений в бюджеты (см. рисунок).

Хотя налоговая реформа 1994 г. привела к значительным результатам, благодаря которым китайская налоговая система обеспечила рост бюджетных поступлений, она содержала определенные недостатки. Пережитки старой системы (взимание налога на прибыль предприятий в соответствии с административным подчинением) препятствовали

свободному движению капитала между различными районами, поэтому необходимо было предпринять меры по устранению подобных барьеров. Также важно было совершенствовать систему разграничения налогов, стандартизировать ставки, наладить администрирование новых видов налогов (например, подоходного налога).

В связи с принятым курсом на вступление КНР в ВТО с 1994 г. правительство страны стало проводить реформу новой налоговой системы с учетом международных стандартов и принципов глобализации. Вступив 11.12.2001 в ВТО, Китай, прежде всего, должен был отменить подавляющее большинство нетарифных барьеров. Применительно к важнейшей сфере, в которой занята основная масса населения, - сельскому хозяйству следовало реализовать обязательство к 2004 г. снизить общие тарифы с 31,5 до 15,2% [12]. Это относилось и к

30

25

20

15

10

п П П п

сососососососссослтототло^с^спспотоооооооооо^-нгнт-!»-!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доходы государства в КНР в 1982-2013 гг., в процентах от ВВП [15]

банковской сфере, сфере информационных технологий, страхованию и т.д. В частности, были уменьшены таможенные тарифы на автомобили с 80-100% в 2001 г. до 25% к середине 2006 г. К 2005 г. ликвидировали тарифы на импорт продукции информационных технологий.

Важнейшей задачей налоговой реформы после адаптационного периода (5 лет) стало не только изменение налоговой системы с учетом международных стандартов, но и максимальная защита, поддержка слабых сфер экономики.

Одной из задач в 1978-2005 гг. являлось создание системы привлечения прямых иностранных инвестиций. Поэтому особенностью налогового регулирования были разработка системы налоговых льгот для предприятий с иностранным капиталом и их правовое оформление. Для организаций с участием иностранного капитала установили налоговые льготы, освобождения от налогов по территориальному принципу (например, при регистрации предприятия в особых экономических зонах). Организации с национальным капиталом, как правило, не могли пользоваться данными льготами.

В Китае с 2003 г. активно стали решаться вопросы регулирования сельского хозяйства, увеличения крестьянских доходов за счет некоторого снижения налоговых ставок. На III пленуме X созыва Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), состоявшемся 05.03.2005, было принято решение об упразднении Положения о сельскохозяйственном налоге КНР.

Ход налоговой реформы 1994 г. со временем выявил потребность в совершенствовании модели разграничения налогов, стандартизации ставок

налогов (прежде всего по индивидуальному подоходному налогу).

Налоговые трансформации в период «движения к зрелости» (с 2006 г. по настоящее время). Состоявшийся в октябре 2005 г. VI пленум ЦК КПК XVI созыва выдвинул тезис о необходимости еще большего внимания к «социальной справедливости» и определил справедливость в качестве важного признака социалистического гармоничного общества. Было отмечено, что следует постепенно формировать систему обеспечения социальной справедливости, главное содержание которой заключается в справедливости прав, шансов, правил и распределения. Решения пленума подчеркивали потребность в обеспечении социальной справедливости через усиление хозяйственного строительства. Реформирование налоговой системы в Китае на данном этапе направляется на создание равных условий налогообложения для предприятий с национальным и иностранным капиталами. Кроме того, китайское правительство ввело поправки в закон о взимании личного подоходного налога и повысило планку освобождаемых от налога личных доходов, что создало благоприятный общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности отечественных малых и средних предприятий.

Для увеличения конкурентоспособности национальной экономики и улучшения экономической конъюнктуры основное внимание в налоговой сфере уделялось налогу на прибыль предприятий, НДС и подоходному налогу с физических лиц (табл. 5). В целом «движение к зрелости» политически было оформлено как движение в направлении построения рыночной экономики с китайской спецификой.

Важно, что в 2008 г. вступил в силу закон КНР о налоге на прибыль предприятий, принятый еще в 2007 г., и начали действовать нормы и правила его применения: налог на прибыль предприятий был установлен в размере 25% для всех видов фирм. Однако иностранные компании, созданные до 2008 г., в течение 8 лет еще могут пользоваться ставкой 15% или налоговыми каникулами.

Таблица 5

Трансформация налоговой системы в период построения рыночной экономики

с китайской спецификой

Группа налогов Виды налогов с 2012 г. Налоговая ставка, % Примечания

Налог НДС 0; 3; 4; 6; 11; 13; 17 С 01.01.2009 допускается вычет суммы налога из

с оборота стоимости не только приобретаемых материалов, но и основных средств

Налог на потребление 3-56 -

Налог на хозяйственную 3; 5-20 Данный вид налога вводится в Китае вместо НДС

деятельность на виды деятельности, отличающиеся от производственной деятельности, включая основные виды услуг и передачу недвижимости

Налог на доход Налог на прибыль предприятий 15-20; 25 Унификация налога на прибыль отечественных предприятий и налога на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий со ставкой 25% в 2008 г

Подоходный налог с 5-45; 5-35; 20 С 01.09.2011 необлагаемый минимум доходов граж-

физических лиц дан повышен с 2 000 до 3 500 юаней, или 538,5 долл.

Налог на Налог за пользование 0,3-60 юаней/т; В 2011 г в Китае была проведена замена специфи-

пользование природными ресурсами 5-10 ческой ставки на адвалорную ставку ресурсного

ресурсами налога при добыче нефти и природного газа

Налог за пользование 0,6-30 юаней за м2 Вступил в силу с 01.01.2008, изменив ранее дейс-

землями городов и го- твовавшие ставки налога. Иностранные компании

родских районов уплачивают данный налог с 01.01.2007

Имуществен- Налог с владельцев 1,2; 4; 12 С 28.01.2011 распространяется не только на здания

ные налоги домов и помещения, используемые в хозяйственных целях, но и жилье, используемое для проживания

Налог на автотранспорт 60-5 400 юаней; Вступил в силу с 01.01.2012, изменил ранее действо-

и водные суда 4-6 юаней/т вавшие ставки налога

Налоги спе- Налог на поддержание 1; 5; 7 Иностранные компании уплачивают данный налог с

циального городского строитель- 01.12.2010

назначения ства

Налог на занимаемые 5-50 юаней за 1 м2 Вступил в силу с 01.01.2008, изменил ранее действо-

пахотные угодья вавшие ставки налога

Налог на передачу 30-60 -

оцениваемой

недвижимости

Дополнительный налог 3 Иностранные компании уплачивают данный налог с

на образование 01.12.2010

Налоги и сбо- Гербовый сбор 0,005; 0,03-0,1 -

ры, взимаемые Пошлина при продаже 0; 1; 3-5 С 01.11.2008 изменились ранее действовавшие став-

при соверше- недвижимости ки налога

нии определен-

ных действий

Таможенные пошлины: число таможенных позиций в 2012 г. увеличилось до 7 977. Средняя ставка таможенного

тарифа в Китае составила 9,8%, средняя ставка тарифов на сельскохозяйственные товары - 15,2%, средняя ставка

тарифов на промышленные товары - 8,9%

Новая редакция закона о налоге на добавленную стоимость действует с 01.01.2009. В ней предусмотрены существенные новации в учете и уплате НДС. Ранее при расчете средств, остающихся на предприятии, допускался вычет только «производственного НДС», т.е. суммы НДС, содержащегося в стоимости приобретаемых материалов, а вычет

НДС из стоимости приобретаемых основных средств не допускался. В соответствии с принятыми изменениями с 01.01.2009 введен так называемый «потребительский НДС», т.е. допускается вычет суммы налога из стоимости не только приобретаемых материалов, но и стоимости основных средств предприятия.

Глобальный финансово-экономический кризис создал благоприятную возможность для внутреннего экономического роста, продвинул экономику Китая в направлении к пятой стадии - эпохе высокого массового потребления (the age of high mass consumption). Был осуществлен сдвиг в направлении от предложения на внешний рынок к внутреннему спросу, от экспортного производства -к национальному потреблению. Это положило реальное начало перенесению центра тяжести налогообложения с производства на потребление, позволило приступить к разработке и введению экологических налогов [13].

В сентябре 2011 г. в ходе нового этапа реформы были изменены рамки налогообложения: повышен необлагаемый уровень дохода с 2 000 до 3 500 юаней. Одновременно с регулированием необлагаемого минимума, фактическим упразднением подоходного налога для большого числа малообеспеченного населения руководство страны усилило контроль за налогообложением населения с высокими доходами. В 2007 г. налоговые органы впервые потребовали от налогоплательщиков представить налоговые декларации. Так как основной вид подоходного налога (с заработной платы) взимается ежемесячно при начислении заработной платы, то налоговая декларация в основном касается населения, располагающего недвижимостью, предприятиями или другим значительным имуществом. Предоставлять налоговую декларацию должны налогоплательщики с годовым доходом свыше 120 тыс. юаней.

Важной тенденций фискальной системы Китая в последние 30 лет является ее упрощение, нашед-

шее отражение в реформе 1994 г. Если в 1980-е гг. насчитывалось 37 различных видов налогов и сборов, то на современном этапе их число сократилось до 16. Одной из причин данного процесса является конкуренция с другими странами за прямые иностранные инвестиции. Понятно, что сокращение видов налогов обеспечивает совершенствование налогового планирования, учет и согласование интересов не только собственников компании, но и других участников осуществления бизнеса - наемного персонала (топ-менеджеров), партнеров по бизнесу, органов публичной власти [3].

Другой тенденцией налоговой системы КНР являются структурные изменения налоговых доходов. Эволюция налоговой системы Китая коррелирует-ся с общемировой тенденцией сокращения доли косвенных налогов и увеличения доли прямых. За пятнадцать лет (1994-2011 гг.) налоги на прибыль выросли, а налоги с оборота уменьшились примерно на 10% (табл. 6).

Несмотря на то, что доля поступлений от налогов с оборота в течение многих лет имеет непрерывную тенденцию к снижению, в системе налогообложения КНР они занимают важнейшее место. В 2011 г. налоги с оборота в общем потоке поступлений составили 57,6%, что демонстрирует огромную зависимость госбюджета от данной группы налогов. Также в ходе реформ обозначилась тенденция роста числа налоговых льгот и вычетов, учитываемых при налогообложении как физических, так и юридических лиц. Налоговые льготы являются инструментом противодействия экономической неустойчивости и одним из фак-

Таблица 6

Структура налоговых доходов в 1994-2011 гг., %

Показатель 1994 2000 2008 2011

Общие налоговые доходы 100 100 100 100

Налоги с оборота 67,6 57,86 58,2 57,6

В том числе:

НДС 45,02 35,87 39 34,8

Налог на хозяйственную деятельность 13,07 14,85 14,2 15,2

Потребительский налог 9,51 6,82 5 7,6

Налоги с дохода 14,83 19,31 27,47 25,7

В том числе:

Налог на прибыль отечественных предприятий 12,48 11,47 20,3 19

Налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями 0,93 2,59 - -

и иностранных предприятий

Подоходный налог с физических лиц 1,42 5,25 7,17 6,7

Сельскохозяйственные налоги 4,52 3,7 - -

Другие 13,05 19,13 14,33 16,7

торов привлечения иностранных инвестиций. В процессе реформирования налоговой системы в доле налоговых поступлений от различных социально-экономических секторов были осуществлены большие изменения. Рассматривая разнообразие источников налоговых поступлений и тенденцию к равномерному распределению долей налоговых поступлений от различного рода экономических структур, можно прийти к следующим выводам: Китаю присуще разнообразие экономических структур; особенно быстрое развитие получают акционерная собственность и иностранные инвестиции; в Китае постепенно формируется рыночная экономическая система (табл. 7).

С точки зрения долгосрочной перспективы целью улучшения налоговой структуры КНР должно быть приведение налоговой системы в соответствие с налоговыми структурами передовых стран мира посредством оптимизации, создания высокоэффективной, разумной налоговой системы, в которой центральное место занимал бы НДС, но при этом налогу на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц придавалось бы равное значение. Что касается структуры региональной льготной политики, то ее нельзя назвать рациональной. Льготы предоставляются экономически и социально благополучным восточным приморским районам. При этом постепенное ослабление привлекательности западных неразвитых регионов для иностранных инвесторов отрицательно влияет на межрегиональное экономическое взаимодействие.

Конечным результатом оптимизации системы налогообложения должно стать создание биполярной налоговой структуры, составляющими которой выступают налог на прибыль предприятий и подоходный налог с физических лиц, с одной стороны, и налог на хозяйственную деятельность - с другой стороны, а прочие налоги являются вспомогательными. Вместе с тем после утверждения местной

Таблица 7

Доля налоговых поступлений от различных социально-экономических секторов

в 1994 и 2011 гг., %

Показатель 1994 2011

Общественная собственность 81 31

Частная собственность 9 15

Акционерная собственность 2 32

Поступления от иностранных инвестиций 4 15

Поступления от инвестиций из Гонконга, Аомыня, Тайваня 4 7

системы налогообложения необходимо обеспечить устойчивость налоговой системы и уже на этой основе заниматься совершенствованием и дальнейшей систематизацией.

В условиях глобализации величина налогового бремени - один из важнейших инструментов удержания национальных капиталов и привлечения иностранных инвестиций. О том, что реальное налоговое бремя в Китае ниже среднемировых значений, свидетельствуют следующие данные. По данным МВФ, величина средних общих государственных доходов в мире (в процентах от ВВП) составила 31,72, тогда как в Китае - 22,062 (на 9,66 меньше), в России - 36,164 (на 4,44 больше) [15].

Бюджетная система Китая является высокоцентрализованной с точки зрения доходов, и в то же время по расходам она одна из самых децентрализованных в мире. На местные органы власти приходится около 80% всех бюджетных расходов, при этом трансферты из центра составляют в среднем 40-50% расходов местных властей [14]. Поэтому на VIII съезде КПК, состоявшемся в ноябре 2012 г., были поставлены задачи:

- ускорить реформирование финансово-налоговой системы,

- оздоровлять систему соразмерения финансовых ресурсов с полномочиями центра и мест,

- создать систему местных налогов,

- формировать порядок налогообложения, идущий на пользу структурной оптимизации и социальной справедливости [1].

Налоговое реформирование в данном направлении неизбежно будет связано с инструментами межбюджетного выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности регионов [4].

В соответствии с принятыми решениями в 2013 г. в Китае продолжалось осуществление «пилотной реформы», состоящей в замене налога на хозяйственную деятельность на НДС на транспорте и других шести современных секторах услуг в г. Шанхае. Результаты проводимого эксперимента очень важны для процесса реформирования всей налоговой системы КНР. Существующая налоговая система распределения доходов между центральными и местными органами власти может быть скорректирована после расширенного введения НДС. Дело в том, что в настоящее время 75% внутренних поступлений от НДС направляется центральному правительству, а оставшиеся 25% распределяются среди местных органов власти.

В целях развития частной инициативы введено освобождение от налога для малых низкорентабельных предприятий (месячная сумма реализации не свыше 20 тыс. юаней, или около 3 тыс. долл.).

Продолжительный, впечатляющий экономический рост в Китае привел к появлению крупных личных состояний. В 2013 г. в Китае насчитывалось 157 миллиардеров (Гонконг, где 75 миллиардеров, не учитывался), больше - только в США [5].

Однако система китайского налогового законодательства, действующего с 1986 г., не предусматривает общегосударственное налогообложение крупных состояний (например, дорогостоящей недвижимости физических лиц). Но власти отдельных городов могут ввести такие налоги [7]. «Пилотная реформа» применения налога на имущество при покупке вторых домов началась в 2011 г. в муниципалитетах Шанхай и Чунцин. Ставка налога на недвижимость в Шанхае составила от 0,4 до 0,6%. В Чунцине налогом облагается недвижимость преми-ум-класса и новые качественные дома по ставке от 0,5 до 1,2%. С учетом обобщения последствий этого эксперимента предполагается распространить применение налога на имущество в других городах.

Интересен ли России опыт налоговых реформ Китая? Опыт КНР и РФ свидетельствует о том, что в процессе экономических реформ власти немало «нарубили с плеча» и «наломали дров». Но в Китае к концу 1970-х гг. сумели на основе своего исторического опыта выработать стратегические подходы к экономическим и налоговым реформам: равномерность, последовательность и постепенность, взвешенный подход к оценке получаемых результатов. Приход к власти пятого поколения руководителей не имел резких политических и экономических последствий, никто и не подумал о смене экономического и политического курса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вряд ли то, что происходит в современной налоговой системе КНР, возможно в России. Около половины китайцев освобождены от уплаты налогов не потому, что власть имеет финансовые заделы, а вследствие нищеты.

Маловероятно, что происходящее в современной налоговой системе России приемлемо в Китае. Например, в России с декабря 2012 г. значительно стало увеличиваться число индивидуальных предпринимателей, ликвидировавших свое дело (за месяц было ликвидировано около 120 тыс. ИП). Количество закрывших бизнес индивидуальных предпринимателей за 5 мес. 2013 г. достигло 531,9

тыс. чел. На 01.06.2013 количество ИП и фермерских хозяйств уменьшилось до 2,636 млн (на 1 января их было более 4 млн). А этот бизнес крайне важен для рыночной экономики, поскольку она собственно с него и начинается. Сами предприниматели связывают это с решением правительства увеличить страховые взносы для самозанятых с 2013 г. более чем в два раза [8].

Вместе с тем ряд выводов показателен. Выделим, на взгляд авторов, наиболее существенные из них.

Налоговая система - составная часть экономической системы страны. Если, как утверждает Д. Медведев, состояние российской экономики «кислое» [10], то аналогичным является состояние налоговой системы. Успех или неуспех налоговой реформы - величина производная от вектора идеологии экономических реформ.

Когда в основе экономической идеологии лежит представление о том, что рынок сам по себе - идеальный механизм, способный привести к полной занятости и полному удовлетворению потребностей всех членов общества, не терпящий государственного вмешательства, напрашивается естественный вывод: всякая реформа несет в себе вред, поэтому лучшее правительство то, которое бездействует.

В неудачах налоговых реформ нет и быть не может внешнего следа. Отметим, что налогообложение всегда национально. Международной системы налогообложения просто не существует, поскольку налог, взятый сам по себе, - продукт национального права. Ни один налог до настоящего времени не поступает в некий международный бюджет, минуя конкретные национальные налоговые органы. Следовательно, не только практика, но и теория налогообложения должны оставаться национальными. До тех пор, пока международное право, способное создать налоговую систему со всеми ее атрибутами, отсутствует, нет и не может быть международной системы налогообложения. Разумеется, заключаются межгосударственные соглашения (например, связанные с устранением двойного налогообложения, координацией налоговой политики с учетом межгосударственных соглашений). Однако это не изменяет природы налога как обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях

финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, налоговой системы и налогообложения.

Видимым результатом международного взаимодействия национальных налоговых систем является налоговая конкуренция. В условиях глобализации при рациональном взаимодействии может произойти их налоговая конвергенция, постепенное сближение налоговых систем России и Китая.

Существенным практическим аргументом против международной системы налогообложения является борьба с размыванием налоговой базы, разного рода офшорными схемами, ставшая мировой тенденцией. В частности, в 2012 г. через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долл. - это пятая часть всего нашего экспорта. Половина из 50 млрд долл. российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры. За этими цифрами - выводы капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны [9].

Неудачи в налоговом реформировании напрямую отражаются на инвестиционном климате страны. Если идет массовый отток создаваемых в стране капиталов, по какой причине в ее экономику должны вкладываться иностранцы? Разумеется, налоговое стимулирование иностранных инвестиций полезно для страны, однако более перспективным является создание комплекса условий для предотвращения бегства национальных капиталов.

Что можно предложить, какие меры следует предпринять для того, чтобы в будущем, с одной стороны, избежать массовой ликвидации бизнеса, утечки капиталов, а с другой - не допускать размывания налоговой базы? Следует разработать концепцию налогового таргетирования, которая должна отражать идеологию формирования налоговой базы и представлять собой комплекс мер, направленных на ее формирование и управление.

Успешность или неудачи в налоговой реформе производны не только от экономического прогресса, но и от социально-психологического настроя общества. Общий результат зависит от того, проводится она в интересах населения страны или тех, кто ее проводит. Очевидно, что масштабный приток инвестиций, массовая социальная поддержка реформы - залог расширения налоговой базы, решение проблем наполнения бюджетов.

Отметим, в Российской Федерации сформировался малый слой очень богатых и влиятельных

людей, контролирующих средства массовой информации. Эти люди не заинтересованы в том, чтобы платить налоги. Они не нуждаются в нищенской государственной пенсии, поскольку нажили богатства на всю оставшуюся жизнь. Они пользуются платными услугами здравоохранения высокого качества, отправляют жен и дочерей рожать детей и внуков за границу, чтобы при достижении ими совершеннолетия гарантировать получение иностранного гражданства. Они не видят смысла в поддержании отечественного образования, так как их дети и внуки учатся за границей. И так далее. Но эта часть общества имеет гораздо больше возможностей публично пропагандировать свою точку зрения. В результате формируется иллюзия, будто низкие налоги повысят уровень их собираемости: стоит только уменьшить налоги, и все предприниматели тут же кинутся их добровольно, вовремя и полностью вносить. Сколь же наивными нужно быть, чтобы в это верить!

Когда, например в 1980-х гг., при высоком уровне зарплаты и иных доходов билет на проезд в трамвае стоил три копейки, и то за проезд наши сограждане часто не платили. Пользование телефоном-автоматом обходилось в две копейки - и то пытались обманывать. Без повышения качества налогового администрирования, без всеобщего декларирования доходов и источников собственности уровень собираемости налогов сам собой не повысится.

При этом само собой разумеется, что Налоговый кодекс РФ должен быть прост и понятен, как устав караульной службы.

Список литературы

1. Доклад Ху Цзиньтао на VIII съезде КПК. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8023961. html.

2. Жуджунъ Дин, Ковалев М.М., Новик В.В. Феномен экономического развития Китая. Минск: Белорусский государственный университет. 2008. 446 с.

3. Иванов В.В., Цытович Н.Н. Корпоративное финансовое планирование. СПб.: Нестор-История. 2009. 332 с.

4. Иванов В.В., Строгнацкая О.А. Инструменты межбюджетного выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности регионов в Латвии // Финансы и кредит. 2008. № 43. С.76-80.

5. Китай по численности миллиардеров догнал США. URL: http://bizneskitai.ru/novosti-kitaya/kitaj-po-chislennosti-milliarderov-dognal-ssha.html.

6. Ковалев М.М., Жуджунь Дин. Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси. Минск: Белорусский государственный университет. 2002. 227 с.

7. Лю Юйчжо. Исследование системы налогообложения КНР с точки зрения справедливого распределения поступлений // Проблемы современной экономики. 2009. № 4. С. 306-309.

8. Малый бизнес ждет в тени. URL: http://www. gazeta.ru/business/2013/06/06/5370215.shtml.

9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013. URL: http://www.kremlin.ru.

10. Разговор с Дмитрием Медведевым. Интервью пяти телеканалам. 06.12.2013. URL: http:// government.ru/news/8790.

11. Романовский М.В., Прохорова Н.Г. История налоговой системы Китая. СПб.: Изд. СПбГУЭФ. 2012. 103 с.

12. Сельское хозяйство Китая после вступления страны в ВТО. URL: http://www.qikan.com. cn/Artide/lsjc/lsjc200924/lsjc20092412.html.

13. Соколов Б.И., Лю Юйчжо. Налоговое стимулирование экономики замкнутого цикла // Современная экономическая информация. 2011. № 7. C. 96-97.

14. China 2030: Building a Modern, Harmonious, and Creative Society. World Bank and the Development Research Center of the State Council, P. R. China. Washington, DC: World Bank. 2013. 442 p.

15. General government revenue (% of GDP) Statistics. URL: http://www.economywatch.com/ economic-statistics/General_Government_Revenue_ Percentage_GDP.

Taxation

CHINESE TAX REFORMS: FINDINGS FOR RUSSIA

Boris I. SOKOLOV, Liu IUICHZHO

Abstract

The article features the People's Republic of China tax reforms and emphasizes the tax reform practice in the conditions of socialism with the Chinese specifics, which coordinates with the Rostow's Stages of Growth model. The authors make conclusion that an interaction of tax systems of Russia and China results in tax competition and convergence. They point out that carrying out of the Russian tax reforms needas tying up tax targeting as the main component of state tax policy that enables the legal entities and individuals to take into account tax shocks.

Keywords: tax, taxation, tax reform, Stages of Growth model, Chinese tax system, tax competition, tax convergence, tax targeting

References

1. Hu Jintao's report at the VIII congress of the Communist Party of China. Available at: http://russian. people.com.cn/31521/8023961.html. (In Russ.)

2. Zhudzhun' Din, Kovalev M.M., Novik V.V.

Fenomen ekonomicheskogo razvitiia Kitaia [Phenom-

enon of economic development of China]. Minsk, Belarusian State University Publ., 2008, 446 p.

3. Ivanov V.V., Tsytovich N.N. Korporativnoe finansovoe planirovanie [Corporate financial planning]. St. Petersburg, Nestor-Istoriia Publ., 2009, 332 p.

4. Ivanov V.V., Strognatskaia O.A. Instrumenty mezhbiudzhetnogo vyravnivaniia sotsial'no-eko-nomicheskikh uslovii zhiznedeiatel'nosti regionov v Latvii [Instruments of the interbudgetary alignment of social and economic conditions of the Latvian region activity]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2008, no. 43, pp. 76-80.

5. China caught up with the USA in the number of billionaires. Available at: http://bizneskitai.ru/novosti-kitaya/kitaj-po-chislennosti-milliarderov-dognal-ssha. html.

6. Kovalev M.M., Zhudzhun' Din. Kitaiskie eko-nomicheskie reformy: opyt, vozmozhnostiprimeneniia v Belarusi [Chinese economic reforms: experience, possibilities of application in Belarus]. Minsk, Belarusian State University Publ., 2002, 227 p.

7. Liu Iuichzho. Issledovanie sistemy nalogoobloz-heniia KNR s tochki zreniia spravedlivogo raspredele-niia postuplenii [Research of the PRC taxation system from the point of view of equitable distribution of receipts]. Problemy sovremennoi ekonomiki - Problems of modern economy, 2009, no. 4, pp. 306-309.

8. Small business waits in a shadow. Available at: http://www.gazeta.ru/business/2013/06/06/5370215. shtml. (In Russ.)

9. Message ofthe President ofthe Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation of December 12, 2013. Available at: http://www. kremlin.ru. (In Russ.)

10. Conversation with Dmitry Medvedev. Interview to five TV channels of December 06, 2013. Available at: http://government.ru/news/8790. (In Russ.)

11. Romanovskii M.V., Prokhorova N.G. Istoriia nalogovoi sistemy Kitaia [History of tax system of China]. St. Petersburg, St. Petersburg University of Economics and Finance Publ., 2012, 103 p.

12. Agriculture of China after the entry of the country in the WTO. Available at: http://www.qikan. com.cn/Article/lsjc/lsjc200924/lsjc20092412.html.

13. Sokolov B.I., Liu Iuichzho. Nalogovoe stimu-lirovanie ekonomiki zamknutogo tsikla [Tax incentives of the closed cycle economy]. Sovremennaia ekonom-icheskaia informatsiia - Modern economic information, 2011, no. 7, pp. 96-97.

14. China 2030: Building a Modern, Harmonious and Creative Society. World Bank and the Development Research Center of the State Council, P.R. China. Washington, DC, World Bank, 2013, 442 p.

15. General government revenue (% of GDP) Statistics. Available at: http://www.economywatch. com/economic-statistics/General_Government_Rev-enue_Percentage_GDP.

Boris I. SOKOLOV

St. Petersburg State University, St. Petersburg,

Russian Federation

bisokolov@yandex.ru

Liu IUICHZHO

People's Republic of China lyz4275126@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.