Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ПО БАНКОВСКИМ ВКЛАДАМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ПО БАНКОВСКИМ ВКЛАДАМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ПРОГРЕССИВНАЯ СТАВКА НАЛОГА / НАЛОГОВАЯ БАЗА / БАНКОВСКИЙ ВКЛАД / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вылкова Елена Сергеевна, Тарасевич Алексей Леонидович

Проведен анализ и систематизация законодательного регулирования налогообложения доходов по вкладам граждан в различных странах. Изучены публикации отечественных и зарубежных авторов по различным аспектам индивидуального подоходного налогообложения вкладов и их влиянию на рост налоговых доходов и сбережений населения. Для обеспечения увеличения налоговых поступлений в бюджетную систему и повышения справедливости в налогообложении доходов физических лиц по банковским вкладам в РФ предложены новации по изменению подхода к формированию налоговой базы по ним и по введению по данным доходам прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц. Вносимые предложения по внесению изменений в систему налогообложения доходов по банковским вкладам граждан вписываются в общую концепцию реформирования налоговой системы РФ в долгосрочной перспективе и призваны создать основы для дальнейшего экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вылкова Елена Сергеевна, Тарасевич Алексей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING THE TAXATION OF INCOME ON BANK DEPOSITS OF INDIVIDUALS IN MODERN RUSSIA

The analysis and systematization of legislative regulation of taxation of income on deposits of citizens in different countries is carried out. The publications of domestic and foreign authors on various aspects of individual income taxation of deposits and their impact on the growth of tax revenues and savings of the population have been studied. To ensure an increase in tax revenues to the budget system and increase fairness in taxation of personal income on bank deposits in the Russian Federation, innovations have been proposed to change the approach to the formation of the tax base for them and to introduce a progressive scale of personal income tax rates on these revenues. The systems of the Russian Federation in the long term and are designed to create the basis for further economic development.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ПО БАНКОВСКИМ ВКЛАДАМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л.

РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ПО БАНКОВСКИМ ВКЛАДАМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. Проведен анализ и систематизация законодательного регулирования налогообложения доходов по вкладам граждан в различных странах. Изучены публикации отечественных и зарубежных авторов по различным аспектам индивидуального подоходного налогообложения вкладов и их влиянию на рост налоговых доходов и сбережений населения. Для обеспечения увеличения налоговых поступлений в бюджетную систему и повышения справедливости в налогообложении доходов физических лиц по банковским вкладам в РФ предложены новации по изменению подхода к формированию налоговой базы по ним и по введению по данным доходам прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц. Вносимые предложения по внесению изменений в систему налогообложения доходов по банковским вкладам граждан вписываются в общую концепцию реформирования налоговой системы РФ в долгосрочной перспективе и призваны создать основы для дальнейшего экономического развития.

Ключевые слова. Налог, налогообложение, налог на доходы физических лиц, прогрессивная ставка налога, налоговая база, банковский вклад, цифровизация.

Vylkova E.S., Tarasevich A.L.

REFORMING THE TAXATION OF INCOME ON BANK DEPOSITS OF INDIVIDUALS IN MODERN RUSSIA

Abstract. The analysis and systematization of legislative regulation of taxation of income on deposits of citizens in different countries is carried out. The publications of domestic and foreign authors on various aspects of individual income taxation of deposits and their impact on the growth of tax revenues and savings of the population have been studied. To ensure an increase in tax revenues to the budget system and increase fairness in taxation of personal income on bank deposits in the Russian Federation, innovations have been proposed to change the approach to the ^ formation of the tax base ^ for them and to introduce a progressive scale of personal income tax rates on these revenues. The systems of the Russian Federation in the long term and are designed to create the basis for further economic development.

Keywords. Tax, taxation, personal income tax, progressive tax rate, tax base, bank deposit, digitalization.

ГРНТИ 06.73.15 EDN FACPWK

© Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л., 2023

Елена Сергеевна Вылкова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ.

Алексей Леонидович Тарасевич - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Вылкова Е.С.): 199178, г. Санкт-Петербург, Средний проспект Васильевского острова, 57/43 (Russia, St. Petersburg, Vasilievsky island, Sredny av., 57/43). Тел.: 8 (812) 335-94-94. E-mail: vylkova-es@ranepa.ru. Статья поступила в редакцию 02.02.2023.

Введение

Сходство эпохи Петра I, 350-летие которого отмечалось в прошлом году, и современной российской действительности состоит в необходимости защиты Отечества от серьезнейших внешних угроз: соответственно нашествий шведов и враждебной настроенности значительной части мирового сообщества в условиях продолжающейся пандемии коронавируса. Для эффективного осуществления современных экономических преобразований в налоговой сфере России необходимо четко усвоить уроки прошлых налоговых реформ, среди которых одной из крайне значимых является введение Петром I подушной подати.

Петр I был великим реформатором. Он осуществлял масштабные, крайне значимые для России на соответствующем этапе ее исторического развития преобразования в различных сферах государственной и общественной жизни. Глобальные изменения в военной, промышленной, торговой политике требовали изыскания существенных дополнительных источников пополнения государственной казны. Для решения этой задачи были необходимы не незначительные, точечные изменения в сфере налогообложения, а полномасштабная налоговая реформа, которую задумал и осуществил Петр I. Преобразования были внесены как в сферу государственного управления финансами, так и комплексно была реформирована система налогообложения. Были увеличены и изменены различные прямые и косвенные налоги. При этом основным источником доходов бюджета стала введенная Петром I подушная подать, которая, создала предпосылки для введения в последующем подоходного налогообложения физических лиц.

В настоящее время все страны борются с последствиями коронакризиса, а Россия еще и испытывает огромную враждебность и неимоверное давление со стороны США и Запада в виде различных санкций. Для успешного преодоления названных внешних угроз необходимо, как и во времена Петра I, изыскание соответствующих дополнительных источников для формирования доходов бюджетной системы государства, основными из которых являются налоговые платежи и сборы. Сегодня все юрисдикции проводят налоговые преобразования. Однако в России (как и в большинстве государств) пока что ни на уровне власти и управления, ни в академических научных кругах нет осознания, что необходимы не фрагментарные новации в налоговой сфере, а комплексные реформы, как и в Петровскую эпоху, когда был совершен серьезнейший рывок от дремучести к цивилизованности во всех сферах общественной жизни, включая налоговую. Сегодня востребовано прогрессивное мышление в сфере государственного управления, в том числе и в налогообложении; в вопросе налоговых реформ недопустимо топтаться на месте, а необходимо решительно осуществлять комплексные преобразования.

В работе содержится оценка того, насколько экономические преобразования в РФ в условиях санкций, враждебности и коронакризиса, осуществляемые в налоговой сфере в части налогообложения доходов физических лиц по вкладам в банках, соответствуют успешным практикам налоговых реформ, начиная с Петровской эпохи; находятся в тренде лучшего мирового опыта в этом вопросе; являются своевременными и революционными для России и адекватными потребностям в росте налоговых доходов бюджета в современных реалиях. Целью работы является внесение предложений по реформированию налогообложения доходов по вкладам населения в банках на основе изучения зарубежного опыта.

Анализ налогообложения доходов по вкладам в различных странах

Важно отметить, что Петр I при введении подушной подати смело применил в этом вопросе опыт, накопленный другими государствами, чего не делали его предшественники. В настоящее время в России есть лидер, способный оперативно осуществлять налоговые преобразования. И сегодня так же, как в Петровскую эпоху, необходимо глубоко изучать и системно анализировать передовые практики и тенденции налогообложения, имеющиеся в зарубежных странах. Поэтому необходима систематизация особенностей налогообложения доходов по вкладам физических лиц в различных странах для обоснования вариантов дальнейшего реформирования в РФ налогов, взимаемых с доходов по банковским вкладам.

Для обоснования более четких предложений по вариантам реформирования налогообложения банковских вкладов граждан в РФ проанализируем как это происходит в различных странах. В объемном «Руководстве по личному налогообложению и иммиграции по всему миру 2021-2022» (Worldwide

personal tax and immigration guide), подготовленном аудиторской компанией «Центр аудиторских технологий и решений - аудиторские услуги» (ранее - Ernst & Young (EY)) 4 февраля 2023 г. по данным из 164 стран, в информации по 84 странам содержатся сведения о специфике налогообложения доходов по банковским вкладам. Системный подход к формированию материала по странам, присущий работникам, составляющим сборники названной уважаемой компании, позволяет с большой долей уверенности утверждать, что в странах, по которым не приведена информация о специфике налогообложения доходов по банковским вкладам, таковой нет.

Имеющаяся информация позволяет разделить 84 страны на три группы:

1. Страны, где доходы по вкладам физических лиц облагаются в полном объеме.

2. Страны, где по ряду доходов по вкладам физических лиц предоставляется вычет, льгота, пониженные ставки и т.п.

3. Страны, где доходы по вкладам физических лиц полностью исключаются из налоговой базы.

В таблице представлена осуществленная авторами группировка стран в зависимости от подхода к налогообложению банковских вкладов физических лиц. Из таблицы следует, что 25 стран облагают проценты по вкладам в общеустановленном порядке. Среди этих стран есть и развитые, и развивающиеся страны. Только в 8 странах доходы по вкладам физических лиц полностью исключаются из налоговой базы. Законодательство подавляющего большинства стран - 51 из 84 государств - по ряду доходов по вкладам предусматривает различные преференции.

Таблица

Подходы к налогообложению вкладов в банках в различных странах

Страны, где доходы по вкладам физических лиц облагаются в полном объеме Страны, где по ряду доходов по вкладам физических лиц предоставляется вычет, льгота, пособие, пониженные ставки и т.п. преференции Страны, где доходы по вкладам физических лиц полностью исключаются из налоговой базы

Албания; Азербайджан; Кабо-Верде; Чили; Колумбия, Финляндия, Франция; Индонезия; Ирландия; Япония; Иордания; Мавритания; Новая Каледония; Северная Македония; Пакистан; Палестинская автономия; Польша; Португалия; Пуэрто-Рико; Румыния; Сент-Мар-тен; Словацкая Республика; Турция; Украина Алжир; Аргентина; Аруба; Австрия; Беларусь; Бельгия; Бразилия; Болгария; Камбоджа; Камерун; Канада; Чад; Китай; Хорватия; Сальвадор; Нормандские острова Гернси; Гайяна; Индия; Джерси; Казахстан; Кения; Южная Корея; Лесото; Ливия; Латвия; Люксембург; Малайзия; Мексика; Молдавия, Намибия, Нидерланды; Панама; Парагвай; Перу; Филиппины; Россия; Руанда; Сербия; Словения; Тайвань; Тринидад и Тобаго; Тунис; Великобритания; США; Венесуэла; Зимбабве Грузия; Гибралтар; Лаос; Оман; Саудовская Аравия; Узбекистан; Вьетнам; Замбия

Во многих государствах освобождаются от налога проценты по сберегательным, текущим, счетам на жилищное строительство, образование, медицину и подобным счетам. Одни страны устанавливают льготы для резидентов, а другие для нерезидентов. Государствами устанавливаются освобождения для процентов, полученных как исключительно в отечественных, так и иностранных банках; как по валютным счетам, так и по счетам в национальной валюте; как по долгосрочным, так и по краткосрочным вкладам. Встречается ситуация, что не облагаются проценты по вкладам старшего поколения, пенсионеров, безработных, уволенных работников. Устанавливается как размер необлагаемого дохода (от порядка 2 500 руб. в Лесото до 700 000 руб. в Чаде), так и размер суммы вклада, с которой не уплачивается налог (от порядка 360 000 руб. в Канаде до 23,5 млн руб. в Сальвадоре). Налогообложение доходов по банковским вкладам в РФ и варианты его реформирования. В России с 2023 года (в 2021 и 2022 году новация по налогообложению доходов по вкладам физлиц была приостановлена) у физического лица как резидента, так и нерезидента не будет облагаться по всем

банковским вкладам в российских банках (доход, полученный в виде банковских процентов в иностранных банках, по-прежнему рассматривается в качестве регулярного дохода и для него не применяется необлагаемый порог) сумма в размере 1 млн руб., умноженная на ключевую ставку Банка России на первый день налогового периода (на 01.01.2023 г. она составляла 7,5%). Суммы сверх этого будут облагаться по базовой налоговой ставке 13%. Не будут облагаться доходы, полученные по вкладам с процентной ставкой не более 1% годовых и эскроу-счетам.

Согласно заявлениям представителей законодательных органов власти РФ, среди российских новаций, призванных решить проблемы, связанные с изысканием существенных дополнительных источников для доходов бюджетов бюджетной системы страны значимой является сегодня введение новых правил налогообложения доходов по вкладам физических лиц. Согласно базе Scopus, первая публикация по индивидуальному подоходному налогообложению вкладов появилась в 1963 г. [13]. Наиболее цитируемой является статья Йоханнесена Н. и Цукмана Г. [18], где математически доказано, что при усилении налогообложения вкладов физические лица переводят банковские депозиты в налоговые убежища. Это необходимо учитывать при разработке налоговых новаций в части налогообложения доходов граждан по банковским вкладам в РФ.

Зарубежные и отечественные авторы исследуют влияние налогообложения доходов по вкладах на рост налоговых доходов той или иной юрисдикции [5, 14]. Авторы полагают, что в подобных исследованиях следует фокусировать внимание не только на аккумулировании в бюджетной системе дополнительных денежных средств, но и на целесообразности усиления налогового бремени именно в результате налогообложения доходов по вкладам граждан. Есть отечественные и зарубежные публикации о влиянии подоходного налогообложения вкладов на личные сбережения граждан на примере Сербии [19] и России [12], заключающие что это влияние незначительное.

Работа М. Хардинга по систематизации налогообложения дивидендов, вкладов и процентов от капитала в странах ОЭСР [16] и статья Н.В. Покровской [12] доказывают востребованность исследования того, как на соответствующем историческом этапе происходит регулирование налогообложения доходов по банковским вкладам в той или иной стране. В публикациях отечественных исследователей вопросы налогообложения вкладов граждан в России освещались как по правилам, действовавшим до 2021 года [2], так и исходя из их нормативного регулирования с 2021 г. [1]. Однако нет публикаций, предлагающих новации по налогообложению вкладов физических лиц в РФ.

Расчеты, осуществленные Е.С. Вылковой и М.Н. Конягиной [3], доказывают, что возможные к получению в 2022 году дополнительные средства в случае налогообложения вкладов физлиц являются крайне несущественными в налоговых доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Соответственно они не могут быть идентифицированы как значимый источник пополнения государственной казны для решения Россией сложных задач современного исторического этапа.

Обобщение опыта налогообложения доходов по вкладам населения в различных зарубежных странах подтверждает необходимость обеспечения на законодательном уровне и на практике не только принципа справедливости в налогообложении названных доходов, но и справедливого подхода к их налогообложению. К сожалению, как Петр I, так и современное российское руководство нацеливаются на изыскание дополнительных налоговых поступлений за счет средств наименее защищенных слоев населения: соответственно крестьянства и среднего класса, а не дворян и олигархической верхушки. Исследования показателей справедливости налогового законодательства позволяют предлагать грамотные обоснования дальнейших преобразований по налогообложению доходов по вкладам физических лиц с учетом нацеленности на действительно богатые слои населения, инфляционных процессов, временной стоимости денег и динамики изменения ключевой ставки ЦБ РФ.

Авторы считают, что для обеспечения справедливости в налогообложении доходов физических лиц по банковским вкладам в РФ необходимо внести изменения как в подход к формированию налоговой базы, так и в применяемые ставки НДФЛ. При этом уменьшение налоговой базы при прогрессивной шкале должно обеспечивать сбор налогов в сумме не менее той, которую возможно собрать по правилам, установленным НК РФ в настоящее время. По мнению авторов, по доходам по банковским вкладам

должна облагаться только прибавочная стоимость, общеизвестная всем еще со времен К. Маркса. Формулу рекомендуемого авторами расчета налоговой базы по доходам по вкладам для конкретного налогоплательщика можно представить в следующем виде:

Др = Дн - Р - Пи - До,

где Др - реальный доход налогоплательщика по вкладам; Дн - номинальный доход от депозитов; Р -расходы на управление вкладами (инвестициями); Пи - компенсация потерь доходов по банковскому вкладу в результате инфляционных процессов; До - доходы по счетам, не подлежащим налогообложению.

Для расчета необходимы данные, прежде всего, по структуре вкладов в зависимости от их размера, что в настоящее время возможно получить на сайте ЦБ РФ. По налоговой базе, рассчитанной по приведенной формуле, следует ввести прогрессивное налогообложение. Необходимо отметить, что прогрессивный налог на капитал введен в Великобритании в 1909 году, в США - в 1913 г., во Франции -в 1904 г., в Индии - в 1922 г., в Аргентине - в 1932 г.

Т. Пикетти в своем фундаментальном труде «Капитал в XXI веке» [11] исходит из того, что практически все время в истории развития цивилизаций наблюдается превышение уровня доходности капитала (г) над уровнем увеличения дохода и производства что приводит к росту неравенства в обществе, порождает множество конфликтов вплоть до физического насилия. Преодолено это может быть, в том числе, путем введения всемирного прогрессивного налога на капитал. При этом при введении прогрессивной шкалы НДФЛ следует помнить не только про триумфы на этом пути, но и про опасные рифы [8], учитывая возможность достаточно легкой миграции капитала.

Для аргументированности предлагаемого авторами размера налоговой ставки и ее прогрессивной шкалы следует указать, что в проанализированных 84 странах ее уровень колеблется от 0% до 55%. При этом в большинстве государств применяется одна или несколько фиксированных налоговых ставок в зависимости от тех или иных факторов, их определяющих. Однако есть страны, где используется прогрессивная шкала, устанавливаемая в зависимости от уровня суммы вклада или его доходности. К таким странам относятся: Франция, Япония, Аргентина, Бельгия, Великобритания, США, Китай и другие юрисдикции.

Для целей избежания миграции капитала, шкалу налогообложения вкладов физических лиц в РФ целесообразно установить на уровне от 13% до 35%, что обеспечит большую справедливость налогообложения и позволит собирать достаточный объем налоговых доходов бюджета, способный решать широкий спектр задач социально-экономического развития субъектов РФ, в бюджеты которых поступает НДФЛ. Следует отметить, что ставка 35% есть в статье 224 Налогового кодекса РФ уже сегодня, применялась по определенным доходам по вкладам до 2021 года и не должна быть крайне негативно воспринята обществом. Заключение

Вопросы доходов по вкладам частных клиентов банков в современных условиях являются значимыми для банковской системы любой страны, так как имеется избыток ликвидности на финансовом рынке и большая диверсификация процентных ставок. Однако установленное в современной России регулирование налогообложения доходов по банковским вкладам не решает задач по должному наполнению государственной казны, при этом вызывая раздражение большей части населения в силу своей несправедливости по отношению к беднейшим и средним его слоям.

Предлагаемые в статье новации по формированию налоговой базы и введению прогрессивной шкалы по НДФЛ по доходам граждан с банковских вкладов призваны как повысить уровень справедливости порядка налогообложения доходов физических лиц, так и увеличить поступления в бюджетную систему нашей страны. Полагаем, что высокий уровень цифровизации налогового процесса в РФ создает технические возможности легко осуществлять налогообложение доходов физических лиц по вкладам на основе прогрессивной шкалы, не требуя существенных вложений как со стороны бизнеса, так и со стороны налоговых органов, осуществляющих налоговое администрирование.

Вносимые предложения по новациям налогообложения доходов по банковским вкладам граждан созвучны общей концепции реформирования налоговой системы РФ в долгосрочной перспективе, элементы которой разработаны научным сообществом [5, 6, 7, 9, 10, 15, 17], и призваны создать основы для дальнейшего экономического развития.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Баркинхоев М.М. НДФЛ с процентных доходов по вкладам // Экономика и предпринимательство. 2020. № 5 (118). С. 1191-1195.

2. Бобровская О.Н. Особенности уплаты НДФЛ с доходов физических лиц от размещения денежных средств во вкладах банков // Проблемы современной науки. 2015. № 20. С. 171-177.

3. Вылкова Е.С., Конягина М.Н. Оценка потенциала реализации государственной политики России в области налогообложения доходов по вкладам граждан. Часть 2 // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 38 (6). С. 132-143.

4. Вылкова Е. С., Киселева Е.А. Нивелирование дисбаланса интересов участников управления налогообложением при его осуществлении на уровне коммерческой организации. СПб.: КультИнформПресс, 2016. 181 с.

5. Гонин В.Н., Монич И.П. Исследование влияния доходов бюджета Российской Федерации от изменения Налогового Кодекса в части налогообложения доходов граждан // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. № 5. С. 75-82.

6. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Будущее российской налоговой системы // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2018. № 2 (86). С. 5-15.

7. Многогранность современной пандемической реальности / под ред. Е.С. Вылковой. СПб.: Издательско-поли-графическая ассоциация высших учебных заведений, 2021. 300 с.

8. Муравлева Т.В., Орловская Д.Д. Опасные рифы и триумфы введения прогрессивной шкалы по НДФЛ в России // Экономическая безопасность и качество. 2019. № 3 С. 50-54.

9. Налоговые реформы. Теория и практика / под ред. И. А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 462 с.

10. Нарративы индивидуального подоходного налогообложения в ХХ1 веке / под ред. И. А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 295 с.

11. Пикетти Т. Капитал в XXI веке. М.: Ad Marginem, 2016. 592 с.

12. Покровская Н.В. Модели налогообложения доходов по банковским вкладам и их связь с объемами сбережений населения // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2016. № 3. С. 57-64.

13. Adler N. Taxpayer Compliance in Reporting Interest Income under the Wisconsin State Individual Income Tax // Journal of the American Statistical Association. 1963. Vol. 58. Issue 302. P. 487-496.

14. BasheerM.F., AhmadA.A., Hassan S.G. Impact of economic and financial factors on tax revenue: Evidence from the middle east countries // Accounting. 2019. Vol. 5. Issue 2. P. 53-60.

15. Dyrina E.N., Bannova K.A. Improvement in implementation of fiscal policy of Russia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 166. Р. 58.

16. HardingM. Taxation of dividend, interest and capital gain income. Working Paper № 19. Paris: OECD, 2013. 57 p.

17. Ivanov V.V., Lvova N.A., Pokrovskaia N.V., Naumenkova S.V. Determinants of tax incentives for investment activity of enterprises // Journal of Tax Reform. 2018. Vol. 4. № 2. Р. 125-141.

18. Johannesen N., Zucman G. The end of bank secrecy? An evaluation of the G20 tax haven crackdown // American Economic Journal: Economic Policy. 2014. Vol. 6. Issue 1B. P. 65-91.

19. Randjelovic S. Estimating the impact of income tax on personal savings in Serbia: The two channels approach // Acta Oeconomica. 2016. Vol. 66. Issue 2. P. 261-281.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.