Научная статья на тему 'Реформа высшего образования: Болонский процесс, интеграция в мировое сообщество'

Реформа высшего образования: Болонский процесс, интеграция в мировое сообщество Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
450
49
Поделиться
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КРЕДИТНЫЕ ЕДИНИЦЫ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Муратова Валентина Константиновна, Черватюк Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются причины возникновения Болонского процесса, исторические аспекты создания европейского образовательного пространства. Страны-участники единого пространства высшего образования обязаны выполнять ряд условий: ввести многоуровневую систему обучения; поощрять мобильность студентов и преподавателей; осуществлять совместные образовательные программы и практиковать выдачу двойных или совместных дипломов по завершении обучения; использовать академические кредиты европейского образца ECMS

Reform of Higher Education: Bologna Process, Integration into Global Village

The article explains the causes of Bologna process, historical aspects of creation of a unified European education area. The authors explain that countries of unified education area must fulfill a number of conditions: introduce three-tier educational system, enhance students’ and lecturers’ mobility, have mutual educational programs and practice double diplomas and joint degrees, as well as implement units requirements

Текст научной работы на тему «Реформа высшего образования: Болонский процесс, интеграция в мировое сообщество»

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ

Реформа высшего образования: Болонский процесс, интеграция в мировое сообщество

Муратова

Валентина Константиновна

кандидат педагогических наук, директор Балаковского института экономики и бизнеса (филиал) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный социально -экономический университет» e-mail: vkm64@yandex.ru

Черватюк

Татьяна Владимировна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ e-mail: tvch75@yandex.ru

Valentina Konstantinovna Muratova

Candidate of Sciences (Pedagogy), Director of Balakovo branch of the Institute of Economy and Business "Saratov State socio-economic University" e-mail: vkm64@yandex.ru

Tatiana Vladimirovna Chervatiuk

Senior lecturer of Balakovo Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration e-mail: tvch75@yandex.ru

УДК 378.11

Reform of Higher Education: Bologna Process, Integration into Global Village

В статье рассматриваются причины возникновения Болонского процесса, исторические аспекты создания европейского образовательного пространства. Страны-участники единого пространства высшего образования обязаны выполнять ряд условий: ввести многоуровневую систему обучения; поощрять мобильность студентов и преподавателей; осуществлять совместные образовательные программы и практиковать выдачу двойных или совместных дипломов по завершении обучения; использовать академические кредиты европейского образца ECMS.

Ключевые слова и словосочетания: Болонский процесс, европейское пространство высшего образования, многоуровневая система образования, бакалавриат, магистратура, академическая мобильность, кредитные единицы.

The article explains the causes of Bologna process, historical aspects of creation of a unified European education area. The authors explain that countries of unified education area must fulfill a number of conditions: introduce three-tier educational system, enhance students' and lecturers' mobility, have mutual educational programs and practice double diplomas and joint degrees, as well as implement units requirements

Key words and word-combinations: Bologna process, European education area, three-tier education, Bachelor's Degree, Master's Degree, academic mobility, units requirements.

Актуальность данной темы очевидна, т.к. нет ни одного преподавателя, учащегося или студента, кого не интересовала бы образовательная реформа. Включение в Болонское соглашение России стало одним из самых полемичных аспектов реформирования образования. Анализируя публикации за последние 10 лет, можно выделить две полярные группы: консерваторы, которые считают, что реформировать ничего не нужно, и

новаторы, настроенные на кардинальное реформирование всей системы образования.

Целью данной статьи является выяснение сущности Болонского процесса и в связи с этим особенностей реформирования российского образования.

Официальной датой рождения Болонского процесса является 19 июня 1999 года, когда министры образования 29 европейских государств собрались в итальянском городе Болонья и подписали декларацию, в которой провозглашалась идея создания единого образовательного пространства в Европе.

Данному событию предшествовала довольно долгая работа подготовительного характера. В 1997 году в Лиссабоне была подписана конвенция «О признании относящихся к высшему образованию квалификаций в регионе Европы», заложившая основы сближения образовательных систем европейских государств. Можно сказать, что способом реализации Лиссабонской конвенции является Болонский процесс (БП).

В 1998 году министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании, встретились в Париже по случаю 800-летия Сорбонны. Эта встреча имела важное значение, т.к. была принята совместная декларация «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования».

В том же 1998 году в Болонье была сформулирована «Magna Charta Universitatum», явившаяся импульсом интеграции европейского образовательного пространства.

Болонский процесс был обусловлен прежде всего такими факторами, как: 1) глобализация, которая требовала унифицированности систем образования; 2) растущая европейская интеграция; 3) и самый главный - возрастающая международная конкуренция в сфере образования. Традиционно Европа была общемировым центром образования на протяжении нескольких веков, но в конце XX века стала значительно отставать от США по объемам образовательных услуг. Из 100 студентов, обучающихся за рубежом, в США едут 28%, во Францию - всего лишь 9%, в Германию - 8% [1, с. 105].

Иными словами, совсем небольшое количество молодых людей отправляется на учебу в Европу. На российском рынке образования коммерческое присутствие стран - участников ВТО пока несущественно, несмотря на то что нормы образовательного законодательства России достаточно либеральны [2]. В настоящее время в России вместе со студентами из стран СНГ обучается всего 2% иностранных студентов, хотя в свое время СССР по числу иностранных студентов был на 2-м месте в мире [3].

Европа существенно уступает США в течение многих десятилетий в области фундаментальных исследований и науки в целом. Наиболее ярко это проявляется в количестве Нобелевских лауреатов. За период с 2000 по 2013 год Нобелевскую премию получили во Франции 6 ученых, в Германии - 8, в Великобритании - 14, в США - 89. В России за этот же период Нобелевскими лауреатами стали только 3 человека, и к ним можно прибавить еще трех, которые родились и сформировались как учёные у нас в стране, а премию получили, будучи гражданами Нидерландов, Великобритании, США [4].

Болонский процесс задумывался как одна из форм модернизации высшего образования с целью создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), который должен стать самым привлекательным и лучшим в мире, способным противостоять экспансии американской системы образования.

На пути реформирования европейского образования условно можно выделить несколько этапов, которые связаны с проходившими каждые два года конференциями министров образования стран-участниц Болонского процесса, где подводились промежуточные итоги и выделялись приоритетные направления на ближайшее будущее.

Организационно-стартовым этапом стало провозглашение Болонской декларации, выдвинувшей шесть основных задач: 1) введение двух уровней обучения, включающей бакалавриат и магистратуру; 2) разработка легковоспринимаемых и сопоставимых квалификаций с обязательной выдачей Приложения к диплому; 3) введение академических (образовательных, зачетных, кредитных) единиц; 4) содействие мобильности всех участников учебного процесса; 5) обеспечение высокого качества образования; 6) развитие всевозможных форм сотрудничества.

В 2001 году в Праге состоялась встреча министров образования уже 33-х государств, подписавших Пражское коммюнике. В этом документе с удовлетворением был сделан вывод о том, что большинством стран - участниц Болонского процесса цели и задачи Болонской декларации восприняты как основа для реформирования и развития высшего образования. Новым моментом движения стало признание студенческих союзов в качестве полноправных субъектов Болонского процесса. В принятом документе подчеркивается положение о том, что высшее образование как общественное благо должно быть доступно всем.

В Берлинской конференции министров образования 2003 года принимали участие еще семь европейских

государств, включая Россию. Участники конференции приняли Коммюнике, в котором особое внимание уделяется тесной связи между высшим образованием и научными исследованиями.

Участники Берлинской конференции особо выделили на ближайшие два года промежуточные приоритеты: 1) разработка систем обеспечения качества; 2) продвижение в использовании двухуровневой структуры; 3)совершенствование системы признания квалификаций и периодов обучения.

Третья конференция министров образования состоялась в мае 2005 года в Бергене (Норвегия), в которой участвовали уже 45 государств. В принятом Коммюнике основное внимание уделяется подведению промежуточных итогов по трем указанным приоритетам. Касаясь системы степеней (циклов), участники конференции отмечают широкие масштабы внедрения двухуровневой структуры.

Очередная встреча в верхах прошла в мае 2007 года в Лондоне, где к прежним 45 странам добавилась Черногория, которая отделилась от Сербии и стала самостоятельным участником движения. В принятом Коммюнике высоко оцениваются достижения за последние два года, отмечается, что проведена большая работа по созданию Европейского пространства высшего образования. Особо выделяется приверженность принципам равного доступа к высшему образованию и отсутствие какой-либо дискриминации.

В документе подтверждается, что основополагающим элементом Болонского процесса является мобильность студентов, преподавателей и выпускников вузов. В этом плане министры заявляют, что они берут на себя ответственность делать все от них зависящее для устранения препятствий, мешающих развитию мобильности.

Министры подтверждают свою приверженность к задаче полной реализации к 2010 году национальных рамок квалификаций, сопоставимых с общей Рамкой квалификаций Европейского пространства высшего образования. Значительное место в Коммюнике уделяется проблеме обеспечения качества обучения. С этой целью министры решили учредить Реестр европейских агентств по обеспечению качества высшего образования.

В марте 2010 года в Будапеште - Вене на конференции европейских министров, отвечающих за высшее образование, была принята Декларация о Европейском пространстве высшего образования.

Обобщая, можно сказать, что в целом рассмотренные документы конференций министров образования стран - участниц раскрывают многие важные аспекты Болонского процесса. Но вместе с тем, по своему содержанию они представляются несколько обтекаемыми, излишне спокойными и благополучными. В них замалчиваются многие противоречия и проблемы, характерные для Болонского процесса. В частности, Сорбоннская декларация (1998) в качестве главной цели выдвинула гармонизацию архитектуры европейской системы высшего образования, сохранение разнообразия и богатств национальных систем, подчеркивая, что речь вовсе не идет о какой-либо стандартизации и унификации образования, но последующие документы Болонского процесса все более отчетливо включают элементы стандартизации.

Эта изначальная противоречивость и сложность сочетания гармонии и полифонии, с одной стороны, и стандартизация, унификация и поиск общих знаменателей - с другой, приводит к тому, что страны - участницы весьма по-разному толкуют многие цели, принципы, параметры и приоритеты Болонского процесса. Примером тому могут служить позиции четырех государств- инициаторов создания единого образовательного пространства в Европе.

Великобритания выражает весьма скептическое отношение к каким-либо существенным переменам. Она полагает, что существующая у нее модель в обозримом будущем, скорее всего, останется без изменения. Подавляющее большинство британских вузов (более 70%) не намерено реформировать свои учебные программы [5, 83]. Немецкие студенты активно выступали против Болонского процесса. Италия, напротив, восприняла новую систему с энтузиазмом и активно начала ее осваивать.

Франция представляет собой более умеренный и во многом типичный вариант отношения к Болонскому процессу. Она достаточно осторожно, но последовательно осуществляет модернизацию высшего образования, новая система существует параллельно со старой, т.к. против нововведений весьма активно выступили преподаватели и студенты. В целом значительное число участников Болонского процесса не спешат с преобразованиями.

Другое внутреннее противоречие Болонского процесса связано с тем, что он покоится на разных концепциях образования. Дело в том, что в комиссиях, которые разрабатывают документы для Болонского процесса, сталкиваются два подхода, две философии образования: утилитаристская и краткосрочная философия нацеливает обучение на подготовку строго определенных и легко идентифицируемых профессионалов. Другая философия, которая имела большие амбиции в ХУШ в., видит в университете место общего образования,

которое не ставится в строгую зависимость от определенной профессии, хотя и соотносится с ней.

Оба эти подхода присутствуют в Болонской декларации и особенно в реальных реформированиях системы образования. Под влиянием США в европейских странах утверждается экономически-рыночный взгляд на высшее образование, университеты все больше напоминают коммерческие фирмы, а их руководители ведут себя как обычные менеджеры.

Значительные трудности возникают при решении проблемы тесной связи преподавания с научным исследованием. Довольно трудно в одном человеке воплотить органическое единство преподавательской и исследовательской деятельности, т.к. в человеке часто проявляется способность и склонность к какой-либо одной деятельности, нежели к обеим. К этому добавляется множество других сложностей, связанных в первую очередь с состоянием научных исследований в европейских странах.

Успех американской науки обеспечивается, прежде всего, большой долей ВВП, выделяемой на ее развитие. В США имеется развитая современная экспериментальная база, для работы ученого созданы превосходные условия, разработаны эффективные формы финансирования, огромные суммы в научные исследования вкладывают как крупные, так и средние фирмы и т.д.

В Европе наблюдается более низкое финансирование науки. Тенденция к узкой профессионализации и коммерциализации высшего образования ведет к тому, что у студентов падает интерес к научным дисциплинам - физике, математике, химии, биологии.

Довольно сложной является проблема мобильности студентов, которой в болонских документах уделяется постоянное внимание. Контакты и обмены между университетами - как внутри страны, так и на международном уровне - существовали всегда. Однако сегодня это приобрело невиданные масштабы. Под влиянием глобализации острая конкуренция существует не только на рынках труда, товаров и капиталов, но и все больше между системами образования.

Основными формами академической мобильности являются «вертикальная», когда студент весь цикл, необходимый для получения степени, проходит за рубежом; «горизонтальная», когда учеба за рубежом охватывает один или два семестра; «виртуальная», когда учеба имеет дисциплинарный характер, опираясь на Интернет.

Но именно широкая, всеобъемлющая академическая мобильность в ее вертикальной и горизонтальной формах, сделает реальным единство Европейского пространства высшего образования. Без этого Болонский процесс не достигнет своей цели. Всевозможные партнерские отношения и обмены между вузами существовали и раньше, они и сегодня могут существовать без всякого Болонского процесса. Виртуальная мобильность, даже в самой развитой ее форме, не может заменить или компенсировать реальную, физическую мобильность.

Двойственное отношение вызывает и понятие гибкости новой системы высшего образования. С одной стороны, она позволяет студенту устанавливать свой темп и ритм обучения, не спешить с выбором специализации, постепенно погружаться в учебный процесс, С другой, гибкость ведет к снижению ответственности и требовательности. Чтобы улучшить ситуацию, новая система позволяет студенту выбрать облегченный путь обучения, уходить от изучения трудных предметов и дисциплин, переходить из одного семестра в другой, успешно освоив только 70% необходимых академических единиц. Все это будет отрицательно сказываться на качестве образования, которому в Болонском процессе справедливо придается исключительное значение.

В равной мере это относится к накопительному характеру академических единиц («университетских евро»), что делает их «вечными»: однажды полученная образовательная единица остается действительной на всю жизнь. Полученное таким образом высшее образование будет иметь невысокое качество. Современные исследования показывают, что ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний. Период полураспада компетентности по многим профессиям составляет менее 5 лет. Поэтому накопительный характер образовательных единиц объективно ведет к снижению качества образования.

Членство в Болонском процессе накладывает на любую страну серьезные обязательства, требующие решения многих проблем. Применительно к России затронутые выше проблемы представляются во много крат более сложными и трудными. Прежде всего, новая Россия по прошествии стольких лет все еще не решила главного, поистине судьбоносного вопроса - на каком основании строить новое общество: на знании и образовании или на газовой и нефтяной трубе. На словах постоянно говорится о том, что нам необходимо построить инновационную экономику и информационное общество, что мы не должны стать сырьевым придатком развитых стран и т.д. Однако в действительности эта риторика расходится с реальным положением дел.

После 1991 года доля экономического роста за счет наукоемкой продукции упала с 60 до 6%. Основной прирост ВВП обеспечивается за счет сырьевых отраслей. В 2011году общий объем валовых инвестиций в России составил 464, в Великобритании - 362, во Франции - 573, Германии - 658, Индии - 674, Японии - 1168, США - 2236, Китае - 3546 млрд. долларов [6].

Существующая ситуация во многом объясняется тем, что в решении проблем экономического роста предпочтение отдается сырьевым отраслям, выражается скептическое отношение к возможностям фундаментальных наук. Главная проблема России состоит не в недостатке знаний и технологий, способных сделать экономику эффективной и конкурентоспособной. Она заключается в невостребованности знаний и умений ученых, в отсутствии действительного понимания приоритетной роли науки и образования, в недостатке необходимой компетентности и воли.

Решение задач, намеченных Болонской декларацией, предполагает реформирование в европейских странах структур высшего образования с тем, чтобы сблизить их, но при этом сохранить фундаментальные ценности и традиции в образовании, сложившиеся в каждой из них. Участники Болонского процесса обязаны выполнить ряд условий: ввести многоуровневую систему высшего образования; поощрять мобильность студентов и преподавателей; осуществлять совместные образовательные программы и практиковать выдачу двойных или совместных дипломов по завершении обучения, а также Европейское приложение к диплому как средство уравнивания прав выпускников вузов разных стран, в том числе и на рынке труда; использовать академические кредиты европейского образца ЕСТS (European Credit Transfer System) и другие.

Единство европейского образовательного пространства обеспечивается, прежде всего, введением трех уровней обучения - «бакалавриат», «магистратура», «докторантура». Первый уровень охватывает не менее 3-х лет учебы; второй 1 или 2 года (предполагается, что если бакалавры учатся 3 года, то магистратура должна быть двухлетней, а если 4, то магистр будет учиться 1 год). Третий уровень - докторантура (3 года). Российский небольшой опыт многоуровнего обучения последних лет базировался на такой модели: 4 года бакалавриат, 2 года - магистратура, 3 года - очная аспирантура. Эта модель отличается от европейских канонов, но допускается Болонским процессом.

Особенно сложная задача интеграционного процесса - введение упомянутой ЕСТS. В нашей стране существовал вкладыш в диплом о прослушанных курсах. В 90-х годах прошлого века в нем стали указывать в академических часах информацию об общей трудоемкости освоения каждой дисциплины. Европа, можно сказать, воспользовалась нашим опытом. Каждый год «весит» 60 кредитных единиц. Поэтому первому диплому соответствует 180 «кредитов», а второму - еще 120. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки. Университетские программы должны быть совместимы и ориентированы на европейский рынок труда, предоставляя возможность трудоустройства с учетом перспективы обучения в течение всей жизни.

Европейские университеты обязаны поощрять мобильность как по горизонтали, так и по вертикали, опираясь на существующие инструменты признания и мобильности (ЕСТS, конвертируемость дипломов, соответствие программ обучения и т.д.). Все университеты стран-участниц должны перейти на многоуровневую систему высшего образования, использовать накопительно-перезачетную кредитную систему, основанную на ЕСТS и праве принимать решения о приемлемости кредитов, полученных в другом вузе. Преподавание будет вестись на основных мировых языках, в результате участники Болонского процесса надеются создать удобную образовательную среду для профессоров и студентов-европейцев, которая позволит им свободно перемещаться из одного университета в другой. К сожалению, уровень лингвистической подготовки российских студентов и преподавателей низок и не позволяет нам говорить о преподавании на европейских языках, а тем более о мобильности тех и других. Это может привести к тому, что часть вузов перестанет существовать. Поэтому в рамках реализации «Концепции экспорта образовательных услуг в 2011-2020 годах» предполагается, что все проблемы можно решить благодаря государственной поддержке. К 2020 году в российских вузах доля курсов, читаемых на иностранных языках, прежде всего английском, должна достигнуть не менее 10%.

Формирование единого европейского образовательного пространства - проблема исключительно сложная, многоплановая. Не случайно некоторые европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и др.) отказались участвовать в этом процессе.

Новая система предполагает между университетами обязательную конкуренцию. Болонский процесс является предметом оживленного дискурса западноевропейской интеллигенции, которая так же, как и российская, поделена на сторонников либеральной и социальной концепций. Многие из европейских социалистов

вполне оправданно подозревают, что политики, возбужденные интеграционными процессами в Европе, сгоряча запланировали такую реформу, системные последствия которой они, в общем-то, не в состоянии предсказать.

Различие в подходах и воззрениях на то, каким должно быть образовательное пространство в будущем, - характерная черта современного образовательного дискурса в европейских странах.

Очевидно, что присоединение к Болонской декларации принесет РФ как плюсы, так и минусы. Плюсы -в конвертируемости дипломов. Сегодня дипломы наших вузов котируются только в странах Африки и некоторых азиатских государствах. Западный работодатель наших дипломов не принимает. За рубежом ценятся дипломы лишь грандов нашего отечественного образования: МГУ, «Бауманки», МИФИ, СПБГУ и некоторых других.

Долгие годы камнем преткновения при установлении эквивалентности российского среднего образования западному и признании наших дипломов на Западе было разное количество лет обучения. На Западе школьники учатся 12-14 лет, а в России - 11. Случается, что образование россиянина, закончившего отечественный вуз, приравнивают, например, во Франции лишь к двум курсам университета. Там руководствуются нехитрыми арифметическими расчетами: разница между школьным образованием во Франции и России три года, если вычесть их из пяти лет обучения в вузе, «получается» два года высшего образования. Сегодня ситуация такова: между 30 странами Европы гораздо меньше образовательных различий, чем между образованием в европейских странах и в России. Учебные системы стран Западной Европы мало чем отличаются друг от друга, что и позволило им, начиная еще с 1953 года, подписать Европейскую конвенцию об эквивалентности дипломов.

Многие специалисты опасаются, что российское образование, в свое время зарекомендовавшее себя как лучшее в мире, может понести утраты, участвуя в Болонском процессе. Разделение учебы в вузе на два этапа - бакалавриат и магистратуру - может привести к уничтожению того типа высшего образования, который сложился в русской культуре за 300 лет. Меняется организация учебного процесса, программы, уклад вуза. Эти вещи взаимосвязаны и складывались не доктринально, а исторически. Уклад - это, прежде всего, отношения между студентами и преподавателями, а также между студентами. Какой был смысл ломать отечественную систему образования, которая не вызывает нареканий, кроме «непонятности наших дипломов для западных работодателей»?

Депутат Государственной Думы О. Смолин отмечает, что есть специальности, где четырехлетнего бакалавра вполне достаточно, но чем выше требуется квалификация, тем меньше там пригодны бакалавры, который в среднем получает на 40% меньше специальных знаний, чем традиционный специалист [7].

Болонский процесс - это тип интеграции образовательного пространства, которое неизбежно упрощает и нивелирует высшее образование, а не синтезирует лучшие качества национальных традиций образования.

Вхождение России в Болонский процесс властями официально признано необходимым звеном интеграции с Европой, взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Министерство образования и науки РФ признает, что у российской высшей школы нет иного пути, кроме интеграции в общеевропейскую зону высшего образования [8, 5]. А раз нет иного пути, то мы обязаны ему следовать.

Основу высокого качества образования составляют фундаментальность, системность, широта, глубина, доступность. Это всегда было преимуществом нашей системы высшего образования. Все это обеспечивает выпускникам наших вузов необходимую конкурентоспособность. Однако сегодня требования к специалистам возрастают. В современных условиях, чтобы быть с зарубежными специалистами на равных, надо быть лучше. Чтобы быть лучше, превосходство должно быть очевидным.

Библиографический список:

1. Добренькова Е.В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс//Социс. 2007. № 6.

2. Бочкарев В.Е. и др. Россия - ВТО - ЕврАзес для Круглого стола «Проектируем Smart - Россию» в рамках Гайдаровского форума 2013 на 17.01.13.www eoi/ru www/ eaon/РФ ... дата обращения 11.12.2013.

3. http://www.ubo/ru./artides/?cat=100pub=3122... дата обращения 14.12.2013.

4. www.nobeHat.m/countmall.php...дата обращения 10.11.2013

5. Силичев Д.А. Болонский процесс и модернизация образования в России//Вопросы философии. 2009. №8.

6. www.be5.diz/makroekonomika/capital-formation/capital... дата обращения 11.12.201.

7. Стенограмма выступления О.Н. Смолина, представившего Госдуме проект закона «О народном образовании» http://www.smolin.ru/duma/duma06/20134-05-21/htm ... дата обращения 11.12.2013.

8. Материалы Всероссийского совещания-конференции заведующих кафедрами общественных наук и учителей-гуманитариев школ - победителей национального проекта «Образование». М: Изд-во МГУ, 2007.