12. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
13. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012: 220.
14. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
15. Воронов А.М. Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко М.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в Школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5(76): 240 - 246.
References
1. 'Ejler L. Opyt novoj teorii muzyki, yasno izlozhennoj v sootvetstvii s neprelozhnymi principami garmonii. Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2007.
2. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: puti vzaimodejstviya i problemy sovremennogo 'etapa. Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva: Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. 2014: 81 - 83.
3. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 12 (1): 113 - 120.
4. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
5. Belousov A.A., Kondrat'ev A.S., Hodanovich A.I. Komp'yuternoe modelirovanie vprimerah izadachah. Dinamika: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, SPIKiT, 1997: 123.
6. Hodanovich A.I., Shel' N.V. Znakomstvo s muzykal'noj akustikoj v laboratornom praktikume profil'noj shkoly. Povyshenie 'effektivnosti podgotovkiuchitelej fizikiiinformatiki: sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoj prakticheskoj konferencii. Ch. 2. Ekaterinburg: Izdatel'stvo: UrGPU, 2005: 121 - 125.
7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2011: 30 - 34.
8. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014: materialy konferencii, 29-31 oktyabrya 2014, Sankt-Peterburg: SPOISU, 2014: 320 - 322.
9. Gorbunova I.B. "'Estetika: informacionnyj podhod" Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 2: 86 - 90.
10. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.
12. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
13. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2012: 220.
14. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
15. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko M.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5(76): 240 - 246.
Статья поступила в редакцию 30.09.16
УДК 378.4
Ananin D.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
METHODOLOGY OF EUROPEAN HIGHER EDUCATION AREA IN THE CONTEXT OF RUSSIAN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION. The article is focused on methodology of European Higher Education Area construction in the period from the Bologna declaration signature till current days in context of Russian reality. Special attention is paid to analysis of gradual development of European Higher Education Area conception and mechanisms of its realization after announcement of the achieved aim of the Bologna process. Determining of united higher education methodology for countries participating in the Bologna and Copenhagen processes and its realization on national levels create certain challenges and demands for their realization. The author shows actual „involvement" of Russian Federation in the European Higher Education Area according main ten factors which are used by evaluation of Bologna process implementation degree in national higher education systems by Bologna Follow-up Group. Actual situation helps define perspectves of further development, which guarantee quality of education.
Key words: higher education quality, European Higher Education Area, Bologna process, Copenhagen process, Russian Federation.
Д.П. Ананин, канд. пед. наук, ст. преп. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье рассматривается методология становления Европейского пространства высшего образования с момента подписания Болонской декларации до настоящего времени в контексте российской действительности. Отдельное внимание уделяется анализу поэтапного развития концепции Европейского пространства высшего образования и механизмов по ее реализации после объявления о достижении цели Болонского процесса. Установление единой методологии высшего образования для стран-участниц Болонского и Копенгагенского процессов и принятие их на национальных уровнях создает определенные вызовы и требования по их исполнению. Автор отразил актуальную «включенность» Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования по основным десяти показателям, по которым Наблюдательной группой по Болонскому процессу оценивается степень реализации Болонского процесса в национальных системах высшего образования. Актуальное положение в отечественной высшей школе позволяет выявить перспективы дальнейшего развития, обеспечивающие качество подготовки.
Ключевые слова: качество высшего образования, Европейское пространство высшего образования, Болонский процесс, Копенгагенский процесс, Российская Федерация.
Взаимная интеграция европейских государств, выразившаяся в стремлении сближения и гармонизации систем высшего образования в Европе, предопределяет вектор развития образовательных организаций высшего образования стран-участниц Болонского процесса уже на протяжении второго десятилетия. На юбилейной конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса в Вене и Будапеште в 2010 году было официально объявлено о достижении цели вышеуказанных процессов сближения и гармонизации - создании единого Европейского пространства высшего образования. За первое десятилетие Болонского процесса в национальных системах высшего образования стран-участниц создавались предпосылки для реализации единых механизмов Болонского процесса. Учитывая многообразие особенностей систем высшего образования стран, присоединившихся к Болонскому процессу, на современном этапе целесообразным и своевременным является осмысление проведенных реформ и определение степени достижения поставленных Болонским процессом основных задач на национальном и университетском уровнях в отечественной системе высшего образования - увеличение доступа к высшему образованию, повышение качества высшего образования, расширение мобильности обучающихся и преподавателей, обеспечение признания квалификации выпускников на рынке труда.
Учитывая специфику Болонского процесса, а именно его основные положения, направленные на обеспечение доступности, прозрачности и качества профессиональной подготовки в университете, логика исследования строилась на характеристике основных принципов, механизмов и предпосылок Болонско-го процесса и поэтапном теоретическом анализе особенностей реализации и функционирования данных механизмов на уровне образовательной организации высшего образования.
Стратегия реформирования системы высшего образования в Европе связана с необходимостью его интеграции в рынок труда. Экономическое объединение государств Европы и государств, примыкающим к ним, обусловлено стремлением создания динамичного и конкурентоспособного экономического пространства в мире. Достижение данной цели предполагает улучшение качества образования, повышения мобильности и соответственно конкурентоспособности специалистов. Совместная политика государств Европейского союза, отраженная в Римском договоре от 1957 г., направлена на создание общего внутреннего рынка, характеризующегося свободным передвижением товаров, людей и свободным оборотом услуг и капитала [1]. Возросшая вследствие этого миграция рабочей силы внутри государств Европейского союза и государств, примыкающих к ним, а также формирование общего рынка труда ставит проблемы признания квалификаций на общеевропейском уровне.
Европейская комиссия в 2001 году представила стратегию создания новых европейских рынков труда до 2005 г. с целью устранения препятствий обеспечения мобильности и повышения квалификации работоспособного населения в Европе на всех уровнях путем признания профессиональных квалификаций, соответствующих требованиям рынка труда, и открытия прямого доступа к информации о вакансиях и повышения квалификации в европейском пространстве [2]. 14 декабря 2004 года министры образования 32 европейских государств, европейские социальные партнеры и Европейская комиссия подписали Маастрихское коммюнике по вопросам будущих приоритетов европейского сотрудничества в области профессионального образования и обучения с целью создания открытой и гибкой европейской системы квалификаций в целях обеспечения признания и переноса квалификаций, охватывающей профессиональное (начальное, среднее и высшее) и общее среднее образование. Решение о разработке комплексной системы квалификаций было принято на конференции министров образования государств-членов Европейского союза в Берлине в 2003 г. Также в Бергене на конференции министров образования уже в 2005 г. были приняты «Принципы системы квалификаций для европейского пространства высшего образования», где подчеркивается необходимость обеспечения взаимосвязи и взаимодополняемости между европейской системой квалификаций высшего образования и европейской системой квалификаций.
Разработка европейской системы квалификаций непосредственно связана с необходимостью реализации стратегии обучения в течение всей жизни (англ. life long learning) [3], а также необходимостью ликвидации барьеров, препятствующих эффективному использованию знаний и компетенций граждан ввиду различия квалификаций.
С момента начала создания единого рынка труда в европейских государствах проделана большая работа по разработке национальных систем квалификаций с целью упорядочения различных образовательных форм. Целью национальных систем квалификаций является возможность выстраивания различных путей обучения, приводящих к получению конкретной квалификации, повышению квалификации и четких процедур официального признания полученных квалификаций. Европейская система квалификаций представляет собой «метасистему, предназначенную для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании в целях развития академической и трудовой мобильности граждан на европейском континенте» [4, с. 1 - 2].
В Европе сопоставление квалификаций проходило параллельно с процессом создания единого Европейского пространства высшего образования, нацеленного на повышение его качества с уточнением содержания образования, поиском оптимальных способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением его цели и результата. Данное пространство должно характеризоваться «свободным перемещением студентов и сотрудников вузов, признанием квалификаций, высоким качеством образования, разнообразием и богатыми традициями» [5, с. 39].
Наряду со стратегией создания единого европейского рынка труда и сопоставимых квалификаций Болонский процесс преследует цель - усиление конкурентоспособности европейского высшего образования в мире и повышение мобильности граждан европейских государств на рынке труда Европы путем гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в данных государствах. Главными инструментами по решению поставленных целей выступают «высокий академический уровень и качество предоставляемых студентам образовательных услуг, поддержка социального и экономического положения студентов и интегрированность образования в рынок труда».
Основой Болонского процесса послужила Болонская «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования» от 19 июня 1999 г. Процесс создания общего европейского пространства высшего образования до 2010 г. был инициирован и координируется министрами образования, которые каждые два года анализировали положительные и отрицательные стороны в работе по достижению поставленных целей. Результаты проходящих реформ в национальных системах высшего образования и при необходимости новые скорректированные приоритеты представлялись в совместных коммюнике, подписанных после Болоньи на конференциях в Праге (2001 г.), в Берлине (2003 г.), в Бергене (2005 г.), в Лондоне (2007 г.), в Лувен ла Нев (2009 г.), в Будапеште и Вене (2010 г.) и в Ереване (2015 г.). Кроме официальной Наблюдательной группы по Болонскому процессу (англ. Bologna Follow-up Group, BFUG), являющейся основным исполнительным органом Болонского процесса и проводящей организацию и подготовку конференций, в его продвижении на европейском уровне задействованы другие организации: Национальные союзы студентов в Европе (англ. National Unions of Students in Europe, European Student Information Bureau), Европейский профсоюзный комитет по образованию (англ. European Trade Union Committee of Education, EtUCE), Европейская ассоциация университетов (англ. EUA). Отдельные участники имеют статус консультативных членов. Реализацию и развитие принципов Бо-лонского процесса осуществляют Европейский союз, правительства государств-участников и высшие учебные заведения данных государств при поддержке ЮНЕСКО, конференций ректоров, научной общественности, национальных подразделений сети национальных информационных центров академического признания ERIC-NARIC (англ. Educational Resources Information Centre, National Academic Recognition Information Centres Network), смешанных комиссий и рабочих групп. Активное участие принимают социальные партнеры (службы занятости, союзы работодателей, отраслевые ведомства, органы исполнительной власти и профсоюзы).
Ответственность за реализацию принципов Болонского процесса лежит на самих государствах-участниках, так как реформирование системы высшего образования в каждом государстве предусматривает в различной степени преобразования на национальном уровне. В данном случае государство несет полную ответственность, которая может выражаться в финансировании высшего образования, расширении его равной доступности для всех и удовлетворении образовательных потребностей студентов. Ответственность государства за качество образования
частных вузов должна осуществляться механизмами лицензирования и аккредитации данных учреждений. Автономия высших учебных заведений регулируется национальным законодательством и означает ответственность в отношении бюджетов, приема студентов, присуждаемых степеней, качества преподавания [5].
Предпосылкой для инициирования Болонского процесса стало принятие европейскими университетами целого ряда документов: Великой хартии университетов (англ. Magna Charta Universitatum) (Болонья, 1988 г.), содержащей фундаментальные принципы университетского образования - автономность университетов, единство преподавания и науки, свобода научного исследования и обучения, университет как хранитель гуманитарных традиций Европы [6]; разработанной Советом Европы и ЮНЕСКО и одобренной государствами-участниками Болонского процесса на конференции в Бергене Конвенции о признании квалификаций (Лиссабонская конвенция, 1997 г.), содержащей основные положения и процедуры признания квалификаций высшего образования в европейском регионе и документов об образовании [7]; договора, подписанного государствами Европейского союза в Амстердаме в 1997 году, заявляющего принцип свободного перемещения людей в европейском регионе, а также Сорбонской декларации «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования». В Сорбонской декларации Франция, Италия, Германия и Великобритания в 1998 г. выразили свою готовность построения системы с разнообразием образовательных путей в сложившихся условиях труда, подчеркивая важность обучения в течение всей жизни. Основной идеей данной декларации министры обозначили возможность доступа к высшему образованию на различных стадиях профессионального становления человека [8].
Тесное взаимодействие и активная деятельность всех участников и социальных партнеров в Европе выразилась в десяти основных направлениях (англ. action lines) и двух дополнительных направлениях Болонского процесса: социальная направленность Болонского процесса (англ. social dimension) и критический анализ (англ. stocktaking). В Пражском Коммюнике (2001 г.) неоднократно была подчёркнута социальная значимость образования. Высшая школа, являясь «общественным благом», предполагает свободный доступ, меры по оказанию финансовой и экономической помощи нуждающимся студентам и созданию условий для гибких траекторий обучения [9]. В рекомендациях Болонского семинара «Социальное измерение Европейского пространства высшего образования и международная конкуренция» 2005 г. министры подчеркивают необходимость обеспечения оптимальных условий учебы и быта студентов с тем, чтобы они могли успешно и беспрепятственно завершить свое образование за определенный период времени. Основным положением в этом случае является «стремление к возможности в сложившихся социальных и экономических условиях жизни человека получения высшего образования и трудоустройства».
В Болонской декларации изначально было заявлено 6 основных положений-механизмов достижения единого пространства высшего образования:
- введение сравнимых квалификаций в высшем образовании, введение в национальные системы высшего образования европейских стран двухуровневой структуры учебного процесса с уровнями бакалавриата и магистратуры,
- введение учета учебной нагрузки (трудоемкости) в зачетных единицах (кредитах, кредитных единицах),
- введение Приложения к диплому с отражением учебной нагрузки и квалификации,
- повышение мобильности студентов, профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала вузов и развитие международного сотрудничества,
- создание целостной системы обеспечения качества высшего образования в Европе с целью создания сопоставимых критериев и методологий,
- признание квалификаций [10].
В ходе последующих конференций министров образования к основным механизмам добавились:
- введение в общую систему высшего образования третьего уровня - аспирантуры,
- усиление европейского измерения учебного процесса с усилением знания иностранных языков,
- обеспечения доступности образования, создание структуры обучения в течение всей жизни,
- интернационализация высшего образования через реализацию образовательных программ, предлагаемых на разных языках.
Наряду с основными направлениями существуют дополнительные:
- улучшение условий студентов в период их пребывания в другом вузе;
- специализация деятельности вузовских международных служб с учетом положений Болонской декларации;
- проведение маркетинговых исследований в области высшего образования;
- развитие внутривузовских систем контроля качества образования; участие во внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.
Введение уровневой структуры обучения (бакалавриата, магистратуры, аспирантуры), введение зачетных единиц и признание результатов обучения в образовательных организациях высшего образования национальных систем высшего образования является ключевым аспектом расширения студенческой и преподавательской мобильности.
В Европейском пространстве высшего образования каждый цикл обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура) предполагает подготовку студента к выходу на рынок труда, дальнейшему развитию компетенций [5; Ц]. Первый цикл обучения ориентируется на подготовку к широкой области профессиональной деятельности, на втором цикле осуществляется подготовка к конкретной профессии. В связи с этим принято говорить о поливалентности первой степени, дающей право на более позднюю специализацию с признанием предыдущего образования.
Каждый уровень (степень, цикл) описывается с помощью соответствующих дескрипторов, основанных на результатах обучения, сформированных компетенциях и общем количестве переводных зачетных единиц. Второй предпосылкой признания в рамках Болонского процесса является введение учета учебной нагрузки и полученных знаний, умений и навыков при помощи общей системы кредитных единиц. Введение «Приложения к диплому», содержащему информацию о выпускнике, образовательной нагрузке в кредитных единицах, присвоенную степень и квалификацию, уровень квалификации, информацию о функциональном назначении квалификации и о национальной системе образования, является еще одним требованием для государств-участниц Болонского процесса. Шаблон Приложения к диплому был разработан совместной рабочей группой Европейской комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО. Информация о характере полученного образования, уровне диплома, уровне оценки, общая информация о системе высшего образования данного государства, а также другие пункты Приложения к диплому облегчают понимание информации, содержащейся в дипломе, в другом университете или государстве и обеспечивают признание академических степеней в обществе и на рынке труда.
Принцип количественного выражения учебной нагрузки учебных планов и программ в зачетных единицах является для учреждений высшего образования достаточно серьезным нововведением, требующим большой методической работы. Система зачетных единиц (кредитов) представляет собой систематизированный способ измерения и описания учебных программ путем присвоения зачетных единиц ее компонентам: учебным курсам, модулям, дисциплинам. При этом кредит представляет собой результат обучения с установленным набором компетенций. Нагрузка студента за один год обучения (два семестра) по прохождению учебных планов и программ должна равняться 60 зачетным единицам (30 кредитов в семестр). В данном случае нагрузка включает в себя аудиторную и самостоятельную работу студента всех видов учебной деятельности по прохождению учебных планов и программ (посещение лекций, семинаров, практических занятий, работа в библиотеке, подготовка к экзаменам, поиск информации, научно-исследовательская работа и т. д.). Нагрузка формирует трудоёмкость, необходимую для формирования определённых компетенций - результатов обучения. Европейская комиссия с целью оценивания и сравнения курсов обучения, пройденных студентами в зарубежных университетах, разработала европейскую систему перевода и накопления кредитов (англ. ECTS - European Credit Transfer System). Согласно данной системе один кредит равен 25 - 30 часам работы студента (40 часов в неделю, 1500 - 1800 в год). При помощи данной системы сопоставимость национальных систем образования и оценке достигнутых результатов становится возможной. Система
начала использоваться с 1989 г в рамках программы по обмену студентами «Эразмус» (англ. Erasmus) [12].
Условием введения системы кредитных единиц является модуляризация обучения. Содержание и структура учебного модуля варьируются в зависимости от дисциплины, ступени образования, уровня обученности студентов, личного профессионального опыта преподавателя. Это позволяет формировать учебную программу в зависимости от целей, формировать определенные компетенции и виды профессиональной деятельности. В модульном обучении легче добиться определенного результата путем логичного соотношения и комбинации модулей. Универсальность модуля способствует взаимному признанию.
В качестве результатов обучения выступают индивидуальные достижения, знания и практические умения (компетенции), приобретенные после успешного окончания отдельного курса, модуля или учебной программы в целом. Использование «квалификационных дескрипторов» и ориентация на конечный результат образования создает основу для определения квалификации, разработки модулей и построение учебных программ и оценки обеспечения качества обучения в целом. Участниками Болон-ского процесса приняты единые «Дублинские дескрипторы» для описания квалификаций для каждой образовательной ступени. Предполагается признание квалификаций других государств как аналогичных квалификаций в их собственных системах при отсутствии принципиальных различий. Согласно Лиссабонской конвенции экзамены и периоды обучения должны признаваться без детальных совпадений [7].
В рамках Болонского процесса с 2000 г. реализуется проект «Тюнинг» при участии свыше 150 вузов. Целью данного проекта является определение точек референтной совместимости в ряде образовательных программ. Первоначально изучалось содержание обучения по предметам: деловое администрирование, химия, педагогические науки, европеистика, геология, история, математика, физика. Основным принципом проекта является обеспечение прозрачности содержания образования и тем самым достижение взаимного понимания между государствами-участниками Болонского процесса, при этом происходит согласование и установление соответствия инвариантных и специальных компетенций выпускников и других результатов обучения по определенной дисциплине.
На Пражской конференции в 2001 году был включен принцип непрерывного высшего образования на протяжении всей жизни (англ. life long learning). В связи с этим в Болонском процессе большое значение придается формированию на каждом уровне способности к дальнейшему развитию профессиональной компетенции и мерам по признанию предыдущего образования. Данные меры способствуют построению индивидуальной образовательной траектории согласно интересам и потребностям отдельной личности. Стремление участников Болонского процесса заключается в создании предпосылок для признания образовательных достижений студентов вузами при смене или коррекции студентами образовательного пути. Целью реализации данного принципа является признание не только официального образования, полученного в образовательном учреждении, но и неофициального образования, полученного на различных курсах, и неформализованного образования, полученного в результате трудовой деятельности, в быту, практике и т. д.) [11].
Качество образования является основной целью европейского пространства высшего образования, которому способствуют развитие систем внутривузовского контроля, привлечение к внешней оценки деятельности вуза студентов и работодателей (участие зарубежных экспертов), соответствие требованиям европейской системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов. Система обеспечения качества включает в себя оценку (систему оценки деятельности вуза), аккредитацию, менеджмент качества, установление текущих стандартов. В рамках Болонского процесса ведется большая работа по развитию организации и работы агентств по внешней оценке качества образования и установлению общих требований качества образования и общей методологии. Министры образования государств-участников Болонского процесса осознают, что в борьбе за лидерство в высшем образовании и за лучших студентов качество играет первостепенную роль. Контроль качества образования может гарантироваться только единой прозрачной системой аккредитации образовательных программ на основе единых критериев, профессиональных и академических стандартов. В рамках Болонского процесса возникает возможность принятия решения о статусе, законности
и правомочности учебного заведения или образовательной программы не только у государственных органов, общественных и профессиональных организаций, но и у международных организаций. Одним из членов Наблюдательной группы по Болонско-му процессу является Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования (англ. European Association for Quality Assurance in Higher Education, ENQA), разработавшая «Стандарты и рекомендации по обеспечению качества высшего образования». Данные стандарты включают положения организации внутренних систем обеспечения качества образования, положения организации внешней оценки обеспечения качества образования и положения работы агентств по внешней оценке качества образования.
В Бергене (2005 г.) государства-участники Болонского процесса поддержали проект создания Европейского регистра агентств по обеспечению качества образования. Согласно определению ЮНЕСКО органы аккредитации представляют собой «(не)правительственные или частные ассоциации национального или регионального уровня, которые разрабатывают стандарты и критерии оценки, а также осуществляет силами коллег-профессионалов, используя визиты в вузы, оценку того, отвечает ли деятельность вузов этим критериям. Ассоциация наделена полномочиями присваивать соответствующий формальный статус оцениваемому вузу, а иногда и выдавать конкретному вузу или программе лицензию на профессиональную деятельность по результатам успешной проверки заявки вуза и оценки соответствующего образовательного учреждения» [11].
Одной из важнейших задач в рамках Болонского процесса для его участников является реализация направления «европейского измерения», которое находит обоснование в теории поликультурного образования. Предоставление права студентам на получение образовательных степеней в любом университете европейского региона, которые признаются на рынках труда в государствах данного региона, предполагает воспитание человека в контексте ценностей и идеалов мировой культуры, толерантности, межнационального общения и диалога культур. Государства-участники Болонского процесса понимают, что современное образование должно стать международным. За последнее время университетское образование в Европе приобрело черты поликультурного образования, которое развивает способность оценивать явления и факты с позиции разных культур и иных социально-экономических формаций [13].
Преследуя своей целью поддержку мобильности студентов, Болонский процесс ратует за изучение студентами иностранных европейских языков (минимум два иностранных языка), развитие дистанционного обучения и открытие электронного доступа к ресурсам университетов для студентов и исследователей, введение в учебные планы университетов «европейских предметов», которые изучают европейское право, культуру, историю европейских стран, и др. Подчеркивается важность развития данных научных областей для укрепления демократии в Европе и распространения среди молодых людей знания культуры и национальных особенностей европейских стран в контексте поликультурного образования.
Повышению мобильности студентов и сотрудников университетов способствовала программа «Эразмус». В 1995 году программа «Эразмус» вместе с другими программами ЕС в области образования была включена в комплексную программу «Сокра-тес», которая включает в себя «Комениус» - программа международного сотрудничества в сфере начального и среднего оба-зования; «Грюндтвиг» - программа по образованию взрослых; «Лингву» - программа по распространению знания иностранных языков; «Минерву» - программа в сфере образования с открытым доступом и образования на расстоянии. Целью данных программ является содействие развитию в Европе высококачественного образовательного процесса и построению открытого европейского образовательного пространства, усиление «европейского измерения» путем подготовки квалифицированных специалистов, обладающих опытом межнационального общения и открытым мышлением, поддерживания опыта межнационального общения в университетах принимающей стороны и сотрудничество университетов. Программы предоставляют стипендии студентам на покрытие расходов по пребыванию в зарубежном университете.
Принципам Болонского процесса - прозрачности образовательных программ, качеству образования, признания степеней, мобильности - способствуют совместные дипломы (совместные степени). Поддержка обучения в зарубежном вузе способству-
ет культурному и языковому многообразию Европы. Обратной стороной расширения мобильности студентов и выпускников являются риски отдельного государства потери востребованных специалистов. Признание квалификации на европейском рынке труда, лучшие условия и оплата труда и опыт жизни (обучения) могут способствовать подобной трудовой миграции.
Залогом успеха единого пространства высшего образования в таких масштабах, в которых оно существует сегодня, является формирование пространства поликультурного образования с наличием в каждой образовательной системе глобальных тенденций (общеевропейского) и сохранением разнообразия, базирующегося на педагогических традициях каждой страны (национального), поэтому европейскому измерению в Болон-ском процессе уделяется достаточно много внимания. Основная критика в данном контексте направлена на ограничение поликультурной направленности обучения лишь на общеевропейские ценности, а не на общемировые.
Реформы в рамках Болонского процесса направлены на сглаживание наиболее резких отличий и принятие таких общих принципов в организации университетов различных стран, которые могли бы стать базой для свободного передвижения студентов, преподавателей и исследователей по университетам Европы и для взаимного признания дипломов и промежуточных результатов обучения. При этом стоит отметить, что наряду с целью создания общей основы и гарантии мобильности студентов, ученых и специалистов, в результате чего европейский рынок труда обогатится высокообразованными высококвалифицированными исследователями и специалистами с международным опытом, Болонский процесс преследует цель поддержать «культурный федерализм» в Европе и государствах, и автономию университетов.
Многоаспектность Болонского процесса осложняет процедуру анализа методологии Болонского процесса на национальном и вузовском уровнях. Степень реализации Болонского процесса в национальных системах высшего образования оценивалась Наблюдательной группой по Болонскому процессу по десяти основным показателям: внедрение двухуровневой системы, доступность следующего уровня высшего образования, бакалавриат-магистратура-докторантура, реализация Национальной рамки (структуры) квалификаций, развитие внешней оценки обеспечения качества образования, участие студентов в обеспечении качества образования, международное участие в обеспечении качества образования, введение европейского приложения к диплому, выполнение принципов Лиссабонской Конвенции о признании, внедрение Европейской системы зачетных единиц, признание предшествующего обучения [14].
Внедрение двухуровневой системы. В России Федеральным Законом № 232 был утвержден переход на двухуровневую систему (бакалавриат-магистратура) по всем образовательным программам высшего профессионального образования. В 2009 г. этот перечень образовательных программ был ограничен. Однако на сегодняшний момент абсолютное большинство направлений подготовки в российских образовательных организациях высшего образования осуществляется на уровнях бакалавриат и магистратура.
Доступность следующего уровня высшего образования. Доступность следующего уровня высшего образования в России обеспечивается Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1. По данному показателю Российская Федерация получила максимальное количество баллов при анализе данных показателей Национальной Группой по Болонскому процессу. Сложность в данном вопросе составляет доступ к программам магистратуры на основе специалитета, что согласно вышеприведенному закону расценивается как второе высшее образование [14].
Бакалавриат-магистратура-докторантура. Рассмотрение аспирантуры в качестве третьего уровня подготовки законодательно утверждено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором данный уровень квалифицируется как подготовка кадров высшей квалификации.
Национальная рамка квалификаций. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации является инструментом сопоставления сферы труда и сферы образования через обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на национальном уровне, и траекторий их достижения в России. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации разрабатывалась на основе Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей. При разработке учитывался опыт формирования Европейской рамки квалифика-
ций, а также национальных рамок стран-участниц Болонского и Копенгагенского процессов. Национальная рамка квалификаций является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую к свою очередь входят также отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, система оценки результатов образования и сертификации. Основной сложностью в настоящее время составляет рассогласованность и непоследовательность действий в разработке профессиональных и образовательных стандартов. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования были приняты до принятия отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов. Работа Министерства образования и науки и Министерства труда в настоящее время продолжается.
Развитие внешней оценки обеспечения качества образования. Российские образовательные учреждения высшего образования проходят процедуру государственной аккредитации и лицензирования образовательных программ. В России было учреждено Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, которое с 2009 г. является членом Европейской Ассоциации контроля качества в высшем образовании (ENQA
- European Association for Quality Assurance in Higher Education). Принимая во внимание тот факт, что данное агентство является государственным, оценку качества образования можно обозначить как внешнюю только относительно самой образовательной организации, но не системы в целом.
Вовлечение работодателей в оценку качества образования заключается также в приглашении представителей работодателей на выпускные квалификационные испытания студентов
- защиты выпускных и квалификационных работ, а также сдачу государственных экзаменов. В настоящее время все еще не вошло в практику приглашение внешних (зарубежных) экспертов, деятельность и оценка которых в большей мере способствовала бы прозрачности и объективности общей оценки качества образования.
Участие студентов в обеспечении качества образования. В настоящее время в отечественной высшей школе наблюдается рост студенческой активности: создание студенческих объединений, союзов, альянсов; наличие представителей студенчества при обсуждении важных вопросов жизни образовательной организации и другие формы. Одним из аккредитацион-ных требований является проведение анкетирования студентов. Однако роль студентов в обеспечении качества образования всё ещё незначительна. В оправдание этому можно указать низкую заинтересованность самих студентов ввиду разных причин.
Международное участие в обеспечении качества образования. Несмотря на то, что Росаккредагентство является членом зарубежных ассоциаций по обеспечению качества, аккредитация образовательных организаций в России международными (зарубежными) аккредитационными агентствами все еще является исключением, что повышает риск изоляции российского высшего образования. Другой сложностью в этой сфере является аккредитация данными агентствами, как правило, отдельных образовательных программ, а не образовательных организаций в целом.
Введение европейского приложения к диплому. Согласно информационному письму министерства образования и науки от 23 марта 2006 года [15] российским вузам разрешается выдавать общеевропейское приложение к диплому. В настоящее время выдача такого приложения в большинстве образовательных организаций является платной услугой и выдается по заявлению выпускников. Популярность данного приложения в зависимости от вузов отличается. Соответственно тенденции выдачи обще-евроейского приложения также разные. Выпускники пользуются данной услугой в целях обеспечения прозрачности полученного образования и облегчения процедуры признания российских дипломов о высшем образовании для продолжения обучения в зарубежном вузе или устройства на работу у зарубежного работодателя. Приложение к диплому является одним из основных инструментов Болонского процесса, в связи с чем его выдача должна быть обязательным требованием для всех выпускников.
Выполнение принципов Лиссабонской Конвенции о признании. Лиссабонская Конвенция о признании ратифицирована в Российской Федерации, что отмечено Наблюдательной Группой по Болонскому процессу наивысшей оценкой. Реальное положение дел с нострификацией документов об образовании обстоит достаточно сложно, так как процедура признания дипломов всех трех уровней высшего образования может длиться достаточно долго и механизмы признания не всегда прозрачны.
Внедрение Европейской системы зачетных единиц.
В настоящее время в российском высшем образовании внедрена система кредитных единиц, в основе которой лежит Европейская система зачетных единиц, что в свою очередь означает выполнение одного из ключевых положений Болонского процесса.
Признание предшествующего обучения. Благодаря введению Единого государственного экзамена оценка формального образования в России реализуется. Однако стоит отметить, что на институциональном и технологическом уровнях отсутствуют механизмы признания неформального и информального образования.
Таким образом, теоретико-методологическая база Болонского процесса раскрывает концепцию, задачи и принципы развития европейского высшего образования, является основой реформ высшего образования, проводимых государствами-участниками Болонского процесса и принципов международного сотрудничества университетов. Концепция Болонского процесса подразумевает интеграцию систем высшего образования европейских
Библиографический список
стран на основе общих структурно-организационных принципов и усиление международного сотрудничества университетов. При этом создание единого образовательного пространства предусматривает сохранение традиций высшего образования каждого государства.
Реализация положений Болонского процесса в национальных системах высшего образования стран Европы способствовала формированию Европейского пространства высшего образования. Обязательная реализация механизмов функционирования данного пространства должна неукоснительно соблюдаться странами-участниками. Актуальное положение дел в российской высшей школе показывает, что наряду достижениями и формальным включением российского образования в Европейскую систему высшего образования существует еще ряд проблем, решение которых позволит завоевать России статус полноправного участника Европейского пространства высшего образования, действующего на общих принципах и характеризующегося собственными педагогическими традициями.
1. Vertrag zur Gründung der Europäischen Wirtschaftsgemeinschaft (Rom, 1957). Available at: http://eur-lex.europa.eu/de/treaties/dat/11957E/ tif/11957E.html
2. Die Kommission präsentiert neue Strategie zur Schaffung neuer europäischer Arbeitsmärkte bis zum Jahr 2005 (Brüssel, 28.02.2001, IP/01/276). Available at: http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=IP/01/276&format=HTML&aged=1&language=DE&guiL anguage=fr
3. Slowey M., Schuetze H.G. Global Perspectives on Higher Education and Lifelong Learners. London, 2012.
4. Европейская система квалификаций. Available at: http://www.volsu.ru/rus/info/part5.doc.
5. Reichert S. Тенденции IV: Европейские университеты на пути осуществления Болонских реформ. Болонский процесс: Бергенский этап. Под научной редакцией доктора пед. наук, проф. В.И. Байденко. Москва, 2005: 137 - 138.
6. Великая хартия университетов, 18 сентября 1988 г., г. Болонья. Available at: http://www.giop.ru/REOS/giep/blgn_trial.nsf/html/ VELIKAYAHARTIYAUNIVERSITETOV
7. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (Лиссабон, 11 апреля 1997 года). Available at: http://www.giop.ru/REOS/giep/blgn_trial.nsf/html/KONVENCIYA
8. Совместная Декларация по гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования Министров образования Франции, Италии, Германии и Великобритании (Париж, Сорбонна, 25 мая 1998 года). Available at: http://www.giop.ru/REOS/giep/ blgn_trial.nsf/html/OSNOVOPOLAGAIUSHIEDOKUMENT
9. Коммюнике Европейской конференции министров, ответственных за высшее образование. Available at: http://www.lexed.ru/search/ detail.php?ELEMENT_ID=4625
10. Совместная Декларация Европейских министров образования «Европейское пространство высшего образования» (Болонья, 19 июня 1999 года). Available at: http://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/other/declaration_1999
11. Glossary on the Bologna Process English-German-Russian. Beiträge zur Hochschulpolitik 7 /2006. Bonn, 2006. Available at: http://www.hrk. de/de/download/dateien/Glossary_on_the_Bologna_Process_English_-_German_-_Russian.pdf
12. Мишина Е.А. Реформирование высшего образования Италии и Венгрии в условиях реализации Болонского процесса. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.
13. Ананин Д.П. Формирование поликультурной образовательной среды в педагогическом университете. Образовательные стратегии инициативы в этнокультурном развитии регионов Большого Алтая. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией И.Р Лазаренко. 2016: 159 - 162.
14. Николаев Д.В., Суслова Д.В. Россия в Болонском процессе. Вопросы образования. 2010; № 1: 1 - 17. Available at: http://www.bologna. ntf.ru/DswMedia/2010_suslova-nikolaev.pdf
15. О выдаче общеевропейского приложения к диплому: Информационное письмо Минобрнауки России от 23 марта 2006 года № 03-336. Available at: http://www..ed.gov.ru/files/materials/2228/pi03-336.doc
References
1. Vertrag zur Gründung der Europäischen Wirtschaftsgemeinschaft (Rom, 1957). Available at: http://eur-lex.europa.eu/de/treaties/dat/11957E/ tif/11957E.html
2. Die Kommission präsentiert neue Strategie zur Schaffung neuer europäischer Arbeitsmärkte bis zum Jahr 2005 (Brüssel, 28.02.2001, IP/01/276). Available at: http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=IP/01/276&format=HTML&aged=1&language=DE&guiL anguage=fr
3. Slowey M., Schuetze H.G. Global Perspectives on Higher Education and Lifelong Learners. London, 2012.
4. Evropejskaya sistema kvalifikacij. Available at: http://www.volsu.ru/rus/info/part5.doc.
5. Reichert S. Tendencii IV: Evropejskie universitety na puti osuschestvleniya Bolonskih reform. Bolonskij process: Bergenskij 'etap. Pod nauchnoj redakciej doktora ped. nauk, prof. V.I. Bajdenko. Moskva, 2005: 137 - 138.
6. Velikaya hartiya universitetov, 18 sentyabrya 1988 g., g. Bolon'ya. Available at: http://www.giop.ru/REOS/giep/blgn_trial.nsf/html/ VELIKAYAHARTIYAUNIVERSITETOV
7. Konvenciya o priznanii kvalifikacij, otnosyaschihsya k vysshemu obrazovaniyu v evropejskom regione (Lissabon, 11 aprelya 1997 goda). Available at: http://www.giop.ru/REOS/giep/blgn_trial.nsf/html/KONVENCIYA
8. Sovmestnaya Deklaraciya po garmonizacii arhitektury evropejskoj sistemy vysshego obrazovaniya Ministrov obrazovaniya Francii, Italii, Germanii i Velikobritanii (Parizh, Sorbonna, 25 maya 1998 goda). Available at: http://www.giop.ru/REOS/giep/blgn_trial.nsf/html/ OSNOVOPOLAGAIUSHIEDOKUMENT
9. Kommyunike Evropejskoj konferencii ministrov, otvetstvennyh za vysshee obrazovanie. Available at: http://www.lexed.ru/search/detail. php?ELEMENT_ID=4625
10. Sovmestnaya Deklaraciya Evropejskih ministrov obrazovaniya «Evropejskoe prostranstvo vysshego obrazovaniya» (Bolon'ya, 19 iyunya 1999 goda). Available at: http://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/other/declaration_1999
11. Glossary on the Bologna Process English-German-Russian. Beiträge zur Hochschulpolitik 7 /2006. Bonn, 2006. Available at: http://www.hrk. de/de/download/dateien/Glossary_on_the_Bologna_Process_English_-_German_-_Russian.pdf
12. Mishina E.A. Reformirovanie vysshego obrazovaniya Italii i Vengrii v usloviyah realizacii Bolonskogo processa. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
13. Ananin D.P. Formirovanie polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy v pedagogicheskom universitete. Obrazovatel'nye strategii iniciativy v 'etnokul'turnom razvitii regionov Bol'shogo Altaya. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej I.R. Lazarenko. 2016: 159 - 162.
14. Nikolaev D.V., Suslova D.V. Rossiya vBolonskom processe. Voprosy obrazovaniya. 2010; № 1: 1 - 17. Available at: http://www.bologna.ntf. ru/DswMedia/2010_suslova-nikolaev.pdf
15. O vydache obscheevropejskogo prilozheniya k diplomu: Informacionnoe pis'mo Minobrnauki Rossii ot 23 marta 2006 goda № 03-336. Available at: http://www..ed.gov.ru/files/materials/2228/pi03-336.doc
Статья поступила в редакцию 29.09.16