Ю.Д. АРТАМОНОВА, А.Л. ДЕМЧУК
ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Конец ХХ в. ознаменовался принятием 29 европейскими го -сударствами декларации «Зона европейского высшего образования», которая, получив название Болонской декларации, дала старт Болонскому процессу (БП). Основной целью Болонского процесса было создание к 2010 г. единого европейского пространства высшего образования.
В качестве базовых шагов к достижению поставленной цели Болонская декларация выделила [Европейское пространство... 1999]:
• принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение единого образца Приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских выпускников и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;
• введение двухуровневого обучения (undergraduate и graduate);
• внедрение европейской системы перевода (перезачета) и накопления кредитов (зачетных единиц) - ECTS (European Credit Transfer System), способной работать в рамках концепции «Обучение в течение всей жизни»;
• развитие мобильности учащихся и профессорско-преподавательского состава;
• содействие сотрудничеству в области обеспечения качества образования;
• развитие и внедрение необходимых европейских измерений в области высшего образования, особенно в отношении фор-
мирования учебных программ, межвузовского сотрудничества, схем академической мобильности и интегрированных программ обучения, подготовки кадров и проведения научных исследований.
Постепенно участниками Болонского процесса стали 47 стран из 49, подписавших Европейскую культурную конвенцию в 1954 г., включая все страны Евросоюза.
Конечно, одной из ключевых идей была идея создания единого европейского пространства высшего образования. Однако нужно иметь в виду, что политики ставили перед собой также задачу повышения эффективности образования, в том числе эффективиза-ции расходов на образование. Действительно, схемы мобильности (и связанные с ними системы переноса зачетных единиц, единых стандартов качества и т.д.) позволяли готовить оптимальные для рынка труда кадры (за счет индивидуализации образовательной траектории и диверсификации образования), а внедрение системы двух уровней образования (бакалавриат и магистратура) позволило существенно сократить время обучения, в то же время избегая проблемы «излишней квалифицированности» кадров для ряда рабочих мест.
Не случайно изменения, предусмотренные Болонским процессом, шли «сверху», государство требовало от университетов и высших школ включенности в Болонский процесс.
В развитии Болонского процесса принято выделять два этапа: 1999-2010 гг. - этап формирования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и этап консолидации ЕПВО, начавшийся в 2010 г. и планируемый до 2020 г.
Организационная структура Болонского процесса следующая. Ключевые решения по приоритетам развития БП принимаются на конференциях министров образования стран - участниц БП, которые в период с 1999 по 2009 г. проводились раз в два года. Между кон -ференциями все организационные мероприятия осуществляет Наблюдательная группа по реализации Болонского процесса (Bologna Follow-up Group - BFUG). В группу входят представители всех стран, присоединившихся к Болонскому процессу. Как правило, это один представитель из министерства образования и один - от академического сообщества каждой страны-участницы. Кроме того, в Наблюдательной группе есть представитель Европейской комиссии и представитель страны, председательствующей в ЕС. Работу группы координирует Совет, который состоит из председателя, ви-
це-председателя от страны - организатора очередной конференции министров образования, представителей стран, которые председательствовали в Европейском союзе в предыдущем периоде и будут председательствовать в следующем, а также представителей трех стран, избираемых Наблюдательной группой на один год. Кроме того, в ее состав входят председатель Еврокомиссии и представители трех образовательных организаций (с правом совещательного голоса): Европейской ассоциации университетов (EUA), Европейской ассоциации учебных заведений профессионального (высшего) образования (EURASHE) и Конфедерации национальных союзов студентов Европы (ESIB).
Из числа членов Наблюдательной группы по реализации Бо-лонского процесса сформированы рабочие группы (по мобильности и интернационализации, по отчетности о реализации Болон-ского процесса, по социальному измерению и обучению в течение всей жизни, по структурным реформам), а также временные рабочие группы (по вопросам третьего уровня высшего образования, по обновлению Руководства по применению Европейской системы перевода и накопления зачетных единиц и другие).
Полноправными участниками Болонского процесса являются Европейская комиссия, Совет Европы и ЮНЕСКО, а также ряд заинтересованных организаций, которые участвуют в программе в качестве консультативных членов. Всего за период с 1999 г. проведено девять конференций министров образования стран - участниц Болонского процесса в различных городах Европы: Болонье (1999), Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007), Лё-вене / Лувене-ля-Нёв (2009), Будапеште / Вене (2010), Бухаресте (2012), Ереване (2015). Следующая конференция состоится в 2018 г. в Париже. В последнее время параллельно с конференцией министров образования стран Европейского пространства высшего образования, проводящейся раз в три года, собирается форум Бо-лонского процесса (The Bologna policy forum).
Регулярно проходившие конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса вносили в него определенные изменения и корректировки. В частности, идея двух уровней высшего образования преобразовалась в идею трех уровней (бакалавр - магистр - аспирант / докторант); основной упор был сделан на результаты обучения; целям гармонизации европейского образовательного пространства должна была служить всеобъем-
лющая рамка квалификаций. Кроме того, было введено понятие социального измерения образования. Отметим, что ряд этих изменений спровоцировал экономический кризис, разразившийся в 2007-2008 гг.
В марте 2010 г. министры, ответственные за высшее образование в странах - участницах Болонского процесса, на встрече в Будапеште и Вене официально заявили о создании Европейского пространства высшего образования (EHEA) [Декларация о Европейском пространстве... 2010].
Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. Это был решение, принятое «сверху», без широкого обсуждения в российской высшей школе. В октябре 2004 г. Министерство образования и науки Российской Федерации создает группу по осуществлению Болонских принципов в России, в которую вошли 28 представителей вузов, ряда министерств, Российского союза ректоров, ассоциации негосударственных вузов, других организаций. Создание этой группы стало первым шагом в процессе целостной и последовательной реализации положений Болонской системы в России. В этой группе слабо были представлены классические университеты и ведущие технические вузы, в отличие от негосударственных, представленных непропорционально хорошо.
Приказом Минобрнауки № 40 от 15.02.2005 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» был утвержден План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы» [Болонский процесс в России], который предусматривал мероприятия по достижению следующих целей развития системы высшего профессионального образования:
• развитие системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных уровнях - бакалавриат и магистратура;
• изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS);
• введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement);
• создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации и российских документов в государствах -участниках Болонской декларации;
• обеспечение качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования;
• содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов.
В апреле 2005 г Министерство образования и науки определило головные вузы и организации в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузы, координирующие в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией [Приказ Минобрнауки... 2005].
В 2005-2007 гг. Министерство образования и науки РФ приняло ряд приказов об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц. Федеральный закон РФ № 232-ФЗ от 24 октября 2007 г внес изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления уровней высшего профессионального образования.
В соответствии с требованиями Болонского процесса Россия, как и все страны-участницы, периодически готовит Национальные доклады по единому формату, включающему в себя вопросы так называемого Критического анализа, по которым проводится сравнение стран с точки зрения их продвижения в реализации основных направлений Болонского процесса.
В Национальном отчете Российской Федерации о мероприятиях за 2004-2005 гг., подготовленном к совещанию министров образования стран - участниц Болонского процесса (Берген, 2005), были отмечены следующие важные изменения, включая законодательные реформы:
• в целях активизации и координации работ по вхождению системы высшего профессионального образования в Европейское образовательное пространство была создана группа по осуществлению Болонских принципов в России;
• развернуты работы по созданию процедуры зачета освоения студентами вузов содержания государственных образовательных
стандартов высшего профессионального образования. Разработана «Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах», в эксперимент по использованию зачетных единиц в учебном процессе было включено более 30 вузов Российской Федерации;
• разработано и апробируется Примерное положение об организации учебного процесса в вузах с использованием системы зачетных единиц;
• в 2004 г. Российским университетом дружбы народов исследуются вопросы введения в Российской Федерации «европейского» приложения к диплому;
• 16 декабря 2004 г. проведено заседание коллегии Минобрнауки России по вопросу «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации», на которой был одобрен План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 гг.
Учитывая масштабы системы высшего профессионального образования Российской Федерации и ограниченное финансирование государственных вузов из федерального бюджета, при реализации «болонских принципов» страна столкнулась с финансовыми, организационными и инфраструктурными трудностями. На развитие процессов оказывало влияние и имеющееся разграничение академической и вузовской науки [Национальный отчет... 2005].
В Национальном докладе Российской Федерации за 20052007 гг., подготовленном к конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса (Лондон, 2007), отмечалось, что документами, уточняющими и конкретизирующими направления деятельности в рамках Болонского процесса, стали приказ Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» и «План мероприятий по реализации положений Болонской декларации на 20052010 гг.».
В этих документах были сформулированы следующие задачи: развитие системы высшего профессионального образования (ВПО) на двух основных уровнях - бакалавриат и магистратура; изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS); введение приложе-
ния к диплому о ВПО, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement); создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации и российских документов в государствах - участниках Болонской декларации; проблема качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования; содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов.
Среди основных проблем, с которыми столкнулась система российского высшего образования на пути реализации принципов Болонской декларации, были указаны следующие: инерционность восприятия рынком труда степени бакалавра; неготовность части российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах мобильности (недостаточное финансирование, слабое знание иностранных языков); излишняя регламентация - недостаточная гибкость, адаптивность учебных программ; неготовность многих вузов к формированию новых компетенций выпускников, направленных на мобильность на рынке труда [Национальный доклад... 2008].
В Национальном докладе Российской Федерации за 20072009 гг., подготовленном к конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса (Лёвен, 2009), в качестве основных позитивных моментов отмечено: осуществление перехода на двухуровневую систему образования с 1 сентября 2009 г. по всем образовательным программам, кроме отдельных, установленных специальным постановлением Правительства; продолжение работы над реализацией национальной структуры квалификаций; российская система гарантии качества высшего образования была приведена в соответствие с европейской; за 2007-2008 гг. количе -ство вузов (и программ), которые установили тесное взаимодействие с зарубежными вузами по совместной реализации образовательных программ и присвоению совместных степеней, увеличилось на 18%; в рамках реализуемого в Российской Федерации Приоритетного национального проекта «Образование» из федерального бюджета вузам были выделены средства на реализацию инновационных образовательных программ, представляющих собой комплекс мер в образовательной, научной и инновационной деятельности; поддержка развития совместных образовательных программ осу-
ществляется в рамках программ TEMPUS, «Bridge» (проект российско-британского партнерства в сфере высшего образования); было создано 46 партнерств, ведущих к получению двух дипломов; разработка, утверждение и введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц; эксперимент по введению системы зачетных единиц в вузах.
Главными вызовами для высшего образования и Болонского процесса в краткосрочном и долгосрочном плане в России в Докладе 2009 г. названы: инерционность восприятия рынком труда степени бакалавра; неготовность части российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах мобильности (недостаточное финансирование, слабое знание иностранных языков); излишняя регламентация - недостаточная гибкость, адаптивность учебных программ; несбалансированность структуры выпуска и потребностей народного хозяйства [Национальный доклад Российской Федерации к совещанию министров образования стран-участниц Болонского процесса (за 2007-2009)].
В 2012 г. Национальный доклад Российской Федерации представлен не был.
В 2014-2015 гг. по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации Ассоциация классических университетов России совместно с Центром изучения проблем профессионального образования подготовила Национальный доклад Российской Федерации к конференции министров образования стран ЕПВО (май 2015 г., Ереван, Армения).
Конференция министров стран ЕПВО и форум Болонского процесса, состоявшиеся 14-15 мая 2015 г. в Ереване, прошли с участием более 100 делегаций из 47 стран. Российскую делегацию возглавил министр образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанов. Во время пленарных заседаний, интерактивных групп и сессий форума и конференции обсуждались важнейшие вопросы гармонизации высшего образования стран, входящих в ЕПВО, ключевые факторы, влияющие на развитие высшего образования: фундаментальные ценности высшего образования в контексте современных политических, социально-экономических и демографических вызовов, новые технологии, миграционные потоки,
запросы рынка труда, способы наилучшего использования новых технологий в высшем образовании.
Выступая перед участниками конференции, Д.В. Ливанов подчеркнул, что Россия позитивно оценивает достигнутые результаты Болонского процесса, главным из которых является формирование общеевропейского пространства высшего образования, и готова к дальнейшему активному сотрудничеству с партнерами в рамках общего пространства высшего образования, «отбирая те элементы, которые усиливают наше высшее образование, и не применяя те, которые его ослабляют и не создают условий для движения вперед» [Российская делегация обсудила Болонский процесс совместно со странами - участницами процесса на международной конференции в Ереване]. Докладчик также рассказал о программах, ориентированных на развитие и повышение качества высшего образования в России: программе повышения конкурентоспособности вузов «5-100», программе «Глобальное образование», которая усиливает мобильность и дает возможность талантливым студентам получить образование в лучших мировых вузах при условии, что они потом будут работать постоянно в России.
Система высшего образования Российской Федерации значительно продвинулась по сравнению с 2009 г. (датой предыдущего Национального доклада России) в плане реализации трехуровневой структуры высшего образования. В 2011 г. был осуществлен законодательный перевод большинства программ непрерывной пятилетней подготовки специалистов на программы подготовки бакалавров (четыре года) и магистров (два года), были внедрены ФГОС ВПО, основанные на компетенциях и системе зачетных единиц, что способствовало сближению российских программ с программами европейских университетов. В настоящее время осуществлена редакция ФГОС высшего образования, в результате которой образовательные стандарты стали носить рамочный характер, расширена самостоятельность университетов в разработке и реализации образовательных программ, введены требования к универсальным компетенциям выпускников для всех программ одного уровня, созданы условия для проектирования модульных программ в формате ЕСТ8. Однако для дальнейшей интеграции системы высшего образования России в ЕПВО необходимо официально «привязаться» к Руководству по применению ЕСТ8 (новая версия этого документа одобрена Конференцией министров в Ере-
ване), одновременно необходимо привести формы используемых внутри России документов (Диплом о ВО и Приложения к нему, академические справки, информационный пакет документов об образовательной программе) к формам, утвержденным в системе ECTS.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» перевел программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре из разряда программ «послевузовского образования» в разряд программ «третьего уровня высшего образования». По результатам освоения программы аспирантуры (включающей государственную итоговую аттестацию) выпускнику будет выдаваться диплом о высшем образовании и присваиваться квалификация «Исследователь» (или «Преподаватель-исследователь»). Однако указанный закон не включил в содержание программ аспирантуры процедуру защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Для полноценной интеграции в ЕПВО необходимо упорядочить «взаимоотношения» между дипломом выпускника аспирантуры и ученой степенью «кандидат наук». Одновременно необходимо гармонизировать программы аспирантуры с программами PhD, сопоставив их по результатам обучения.
Обеспечение качества является ключевым приоритетом Болонского процесса, от которого зависят признание степеней и квалификаций, мобильность и международное сотрудничество, доверие к национальным системам образования в целом. Общие цели, стратегия и технологии обеспечения качества представлены в ESG (Европейских стандартах и рекомендациях по обеспечению качества - The Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area). На конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса в Ереване в 2015 г. был принят обновленный вариант Руководства (ESG), который, по общему мнению, является более технологичным и удобным для использования. При внедрении в полном объеме стандартов и рекомендаций, закрепленных в ESG будут необходимы серьезные изменения во внутрироссийской системе обеспечения качества.
«Социальное измерение образования» не было изначальным приоритетом Болонского процесса; это понятие впервые упоминается в Пражском коммюнике министров образования стран-участниц в 2001 г. В настоящее время основной упор сделан на обеспечение равных возможностей получения качественного обра-
зования всеми группами населения (прежде всего теми, что получили название «недостаточно представленные» целевые группы) путем реализации мер по снижению неравенства доступа к высшему образованию, развития различных форм поддержки в период обучения, роста возможностей использования гибких образовательных траекторий и альтернативных путей доступа к разным уровням образования, включая признание ранее полученного образования, в том числе неформального. Выделение «недостаточно представленных» групп ведется на основе регулярного мониторинга контингента студентов (он осуществляется в 90% стран ЕПВО, в том числе в РФ). В основном имеются в виду следующие группы: инвалиды, студенты старшего возраста, студенты, работавшие до поступления в вуз, студенты из недостаточно обеспеченных семей, представители этнических, культурных, языковых меньшинств, мигранты. Важным является также гендерное равенство. В некоторых странах также учитывается семейное положение студентов и уровень образования родителей. Вопросы вероисповедания и принадлежности к конфессиям не рассматриваются. Важными являются не только условия поступления в вуз, но и возможность завершить обучение. В связи с этим в центре внимания оказываются, с одной стороны, различные меры поддержки студентов, с другой -процент отсева студентов, в особенности из «недостаточно представленных» групп. В Российской Федерации целесообразно ввести практику официального ежегодного сбора данных от образовательных организаций о проценте отчисленных за неуспеваемость или по собственному желанию из числа обучающихся по образовательным программам высшего образования, прежде всего из недостаточно представленных групп.
Отдельным разделом Национального доклада 2015 г. являются вопросы оплаты обучения, финансовой поддержки студентов и возможностей переноса средств. Это связано с приоритетной значимостью финансовой стороны как для обеспечения равных возможностей получения образования, так и для развития академической мобильности. Ранее специального раздела о финансировании в российских Национальных докладах (в 2004-2005, 2005-2007 и 2007-2009 гг.) не было. В Национальном докладе 2015 г. самостоятельный раздел «Оплата обучения, финансовая поддержка и право переноса средств» появился впервые. В тексте указанного раздела отмечен целый ряд достоинств отечественной
системы государственного финансирования обучения граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, по программам высшего образования. На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» бесплатность высшего образования гарантируется на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение высшего образования за счет бюджетных ассигнований в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан и лиц без гражданства, а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг. Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».
Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования: получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат; предоставление в установленном порядке образовательного кредита. Указом Президента РФ от 28 декабря 2013 г. № 967 «О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации» предусмотрены следующие меры социальной поддержки граждан РФ, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные вузы и обучающихся в них по очной форме обучения по образовательным программам высшего образования (программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программы ординатуры): материальное стимулирование (получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат); транспортное обеспечение; предоставление жилых помещений; предоставление образовательного кредита. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» также предусматривает направление обучающихся российских вузов в иностранные вузы, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом.
В предыдущих форматах Национальных докладов вопросам трудоустройства выпускников университетов было уделено значительно меньше внимания, чем в докладе 2015 г.
В рамках Болонского процесса «обучение в течение всей жизни» является отдельным направлением с самого его начала. Имеется в виду обучение, осуществляемое как в рамках, так и за рамками системы формального образования, а это означает, что основным ключевым умением учащегося становится способность осуществлять поиск новых знаний и развивать собственные компетенции.
Стратегия обучения в течение всей жизни в Европе уже получила определенные формальные признаки. К ним относятся, в частности: приближение обучения к потребителю, изменение роли преподавателей, участие общества в организации образования в форме различных партнерств и т. д. В настоящее время в России окончательно не сформирована концепция обучения в течение всей жизни, при этом наблюдается смешение понятий «обучение в течение всей жизни» и «непрерывное образование и обучение». Согласно задачам Болонского процесса, университеты призваны играть более весомую роль в обществе, направляя свои усилия не только на то, что в российском образовании традиционно называют «дополнительное профессиональное образование» (ДПО), но и распространяя свое влияние на местное сообщество, работая с различными категориями населения.
В настоящее время Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и Департаментом профессионального образования Минобрнауки разрабатывается концепция непрерывного профессионального образования взрослых, которая охватывает только одну часть обучения в течение всей жизни и более созвучна с модернизацией существующей системы ДПО.
Учет требований профессиональных стандартов и рамок квалификации при разработке и реализации образовательных программ -существенное условие повышения эффективности российской системы высшего образования, продиктованное потребностями динамичной экономики и требованием трудовой и профессиональной мобильности работников. В состоянии «запуска» сейчас находится процесс сопряжения профессиональных и образовательных квалификаций и формирование российской Национальной рамки квали-
фикаций, соответствующей Европейской рамке квалификаций для образования в течение всей жизни.
Развитие академической мобильности студентов, преподавателей, научных сотрудников и административного персонала всегда находится в центре внимания Болонского процесса. Приоритетами для мобильности в рамках ЕПВО в настоящее время являются: развитие академической мобильности преподавателей, стремление к более сбалансированной мобильности, реализация мер финансовой, организационной и законодательной поддержки государством академической мобильности (в частности, создание структур по координации обучения и исследований в конкретных странах, вопросы переноса финансовых средств при реализации академической мобильности, вопросы признания квалификаций и степеней).
Понятие «интернационализация образования» впервые появилось в Бухарестском коммюнике (2012), в настоящее время речь идет об интеграции международного, межкультурного и глобального измерения в высшее образование (в его цели, функции и практики); содержание данного понятия постоянно уточняется. Академическая мобильность - один из аспектов интернационализации образования. Далеко не все страны ЕПВО утвердили стратегию интернационализации образования, однако она активно реализуется как политика отдельных образовательных организаций.
Хотя официальной стратегии интернационализации высшего образования в России нет, необходимость интернационализации образовательной деятельности закреплена рядом нормативных документов. Российская Федерация содействует развитию сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций; международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования; привлечению иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность; обеспечению взаимного признания образования и (или) квалификации; участвует в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют взаимодействие в сфере образования с международными организациями, иностранными государствен-
ными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством.
Статья 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вводит понятие «сетевая форма реализации образовательных программ». Данная форма обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также с использованием ресурсов научных и других организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. В настоящее время сетевая форма реализации образовательных программ развивается достаточно динамично, в том числе в виде совместных программ с зарубежными партнерами.
Необходимо заметить, что из-за отсутствия нормативных определений таких понятий как «совместная образовательная программа» и «программа двух дипломов» российские университеты трактуют эти понятия достаточно произвольно, особенно с учетом того факта, что показатель наличия в образовательной организации совместных образовательных программ вошел в ключевые параметры, определяющие эффективность деятельности образовательных организаций. Реально же не более 1% обучающихся в РФ обучаются по совместным образовательным программам с зарубежными университетами.
Дальнейшая интеграция России в ЕПВО неразрывно связана с развитием информационного, нормативного, методического обеспечения, а также организационной инфраструктуры реализации принципов ЕПВО в России. Необходима активизация вузовского сообщества через привлечение к обсуждению назревших проблем, информационной и консультационно-методической работе по их решению, особенно на европейском уровне. Существует потребность в централизованной систематизации результатов реализации основных принципов ЕПВО в системе российского высшего образования, распространении европейских подходов к разработке и реализации образовательных программ, создании и
централизованной координации функционирования сети организационно-методических региональных структур.
На основе проведенного Ассоциацией классических университетов России совместно с Центром изучения проблем профессионального образования анализа можно выделить следующие ключевые факторы, оказывающие существенное негативное влияние на процесс вхождения в ЕПВО [Аналитическая справка... 2015]:
• недостаточность информирования о системах образования зарубежных стран, национальных рамках квалификаций, необходимого для успешного сотрудничества по организации образовательных программ, предусматривающих сетевую форму реализации;
• отсутствие полного глоссария терминов и понятий, используемых в странах ЕПВО;
• проблемы связи системы образования с обществом, «признания» обществом уровневой системы образования.
В части организации трехуровневой системы высшего образования:
• неопределенность статуса третьего уровня образования в России, его сопоставимость с квалификациями в Европе (например, с PhD);
• отсутствие модульной организации учебного процесса;
• преобладание декларирования компетентно стного подхода над его реализацией;
• проблема сопоставимости результатов обучения;
• необходимость составления «карты компетенций» (содержательной расшифровки компетенций); проблема операционали-зации «карты компетенций»;
• отсутствие четкого разделения уровней бакалавриата и магистратуры в плане адекватности компетенций и результатов обучения;
• завышенные перечень (набор) компетенций и уровень результатов освоения программ бакалавриата;
• проблемы сетевых / совместных программ, сопряжения общих и междисциплинарных компетенций различных направлений подготовки;
• слабые связи с работодателями.
В части внедрения европейской системы переноса и накопления зачетных единиц:
• расчет / измерение трудоемкости зачетной единицы;
• отсутствие сопряжения российских методик измерения трудоемкости и системы оценки результатов обучения с европейскими (возможно, требуется создание национальной кредитной системы).
В части выдачи европейского приложения к диплому:
• отсутствие единообразия подходов к выдаче приложения к диплому, совместимого с общеевропейским (бланки, их распространение);
• не определены источники финансового обеспечения выдачи приложений.
В части национальной рамки квалификаций:
• необходимость совершенствования национальной рамки квалификаций, ее адаптации (внедрения);
• профессиональные стандарты должны иметь свою рамку квалификаций;
• необходимость методологии проектирования отраслевых рамок квалификаций;
• необходимость распространения информации об отраслевых рамках других стран;
• необходимость наличия словаря / базы данных о квалификациях в рамках ЕПВО (с глоссарием терминов).
В части механизмов обеспечения качества:
• необходимость совершенствования системы государственной, общественно-профессиональной и общественной аккредитации, сопряжение ее с международными стандартами;
• необходимость разработки внутренней системы обеспечения качества;
• необходимость расширения сети центров признания иностранных квалификаций и передача этой функции образовательным организациям.
В части академической мобильности:
• необходимость системного решения вопросов финансирования академической мобильности, в первую очередь, в рамках программ, реализуемых в сетевой форме;
• необходимость достижения конкурентоспособности программ;
• необходимость активного позиционирования российской системы образования в Европе и мире, РЯ;
• необходимость урегулирования вопросов (правил и процедур) приема иностранных учащихся на совместные программы (реализуемые в сетевой форме) - в частности проблемы двойного диплома;
• необходимость создания инфраструктуры содействия и мотивации учащихся и преподавателей в области академической мобильности.
Участвуя в процессах интернационализации в сфере образования, Россия опирается на свои сильные стороны, обусловленные традициями и всей историей ее развития, а именно - социально ориентированным и фундаментальным характером, универсальностью, бесплатностью и доступностью образования.
В силу географического положения России Болонский процесс - не единственный в рамках международного сотрудничества в сфере высшего образования, в котором заинтересована и участвует страна. Россия также активно выстраивает контакты с Азией и Тихоокеанским регионом в формате БРИКС и в формате АТЭС.
Список литературы
Аналитическая справка по материалам Национального доклада Российской Федерации к Конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса (Ереван, май 2015 г) // Ассоциация классических университетов России [Электронный документ]. - 2015. - Май. - Режим доступа: http://www. acur.msu.ru/docs/reference_national_report.pdf (Дата посещения: 01.09.2015.)
Болонский процесс в России. Официальный сайт. - 2015. - Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru (Дата посещения: 01.09.2015.)
Декларация о Европейском пространстве высшего образования. 2010 г. // Аккредитация в образовании. Официальный сайт журнала [Электронный документ]. -М., 2015. - Режим доступа: http://www.akvobr.ru/deklaracia_o_evropeiskom_ prostranstve_vysshego_obrazovania.html (Дата посещения: 01.09.2015.)
Европейское пространство высшего образования. Совместная Декларация европейских министров образования, принята в г. Болонья 19 июня 1999 года // Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности [Электронный документ]. - М., 2015. - Режим доступа: http://www.russianenic.ru/int/bol/base2.html (Дата посещения: 01.09.2015.)
Национальный доклад Российской Федерации к совещанию министров образования стран - участниц Болонского процесса (за 2005-2007) // Болонский процесс в России. Официальный сайт [Электронный документ]. - М., 2015. - Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/nr2005-2007_rus.pdf (Дата посещения: 01.09.2015.)
Национальный доклад Российской Федерации к совещанию министров образования стран - участниц Болонского процесса (за 2007-2009) // Болонский процесс в России. Официальный сайт [Электронный документ]. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/nr2007-2009_rus.pdf (Дата посещения: 01.09.2015.)
Национальный отчет Российской Федерации к совещанию министров образования стран - участниц Болонского процесса (за 2004-2005) // Болонский процесс в России. Официальный сайт [Электронный документ]. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/nr2004-2005_rus.pdf (Дата посещения: 01.09.2015.)
Приказ Минобрнауки России № 126 от 25 апреля 2005 г. // Болонский процесс в России. Официальный сайт [Электронный документ]. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/prikaz-126ogolovnyixvuzaxpobp.doc (Дата посещения: 01.09.2015.)
Российская делегация обсудила Болонский процесс совместно со странами-участницами процесса на международной конференции в Ереване // Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2015. - 14 мая. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1% 81% D1%82%D0%B8/5554 (Дата посещения: 01.09.2015.)