Научная статья на тему 'Академическая мобильность обучающихся как важный фактор формирования мирового образовательного пространства'

Академическая мобильность обучающихся как важный фактор формирования мирового образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1025
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ТРЕХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ACADEMIC MOBILITY / BOLOGNA PROCESS / EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE / CREDIT SYSTEM OF EDUCATION / THREE-LEVEL HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баженова Эльмира Даулетхановна

В статье дается анализ категории «академическая мобильность» в научных работах и рассматривается процесс развития академической мобильности в Республике Казахстан. Данная тема актуальна в связи с вхождением Казахстана в Болонский процесс и европейское образовательное пространство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic mobility of students as an important factor of the world educational space development

The article analyzes the category of ‘academic mobility’ in research works, and considers the process of the academic mobility developing in the Republic of Kazakhstan. The subject is urgent referring inclusion Kazakhstan into Bologna process and the European educational area

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность обучающихся как важный фактор формирования мирового образовательного пространства»

Педагогические и психологические ИССЛЕДОВАНИЯ

Э. Д. Баженова

(г. Алматы, Казахстан)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА

В статье дается анализ категории «академическая мобильность» в научных работах и рассматривается процесс развития академической мобильности в Республике Казахстан. Данная тема актуальна в связи с вхождением Казахстана в Болонский процесс и европейское образовательное пространство

Процессы интеграции, происходящие в мировом сообществе во всех сферах жизнедеятельности человека, затронули и сферу образования. В ответ на вызов мировой наукоемкой экономике в мире появилась глобальная академическая система. Академическая мобильность обучающихся становится главной и неотъемлемой частью этого процесса и современного мира. По данным ЮНЕСКО, международная академическая мобильность за последние 25 лет выросла до отметки 2 млн. обучающихся, что дало прирост более чем втрое.

Европейские деятели в сфере политики, образования и науки все более задумываются о важности свободного перемещения не только для отдельно взятого обучающегося и научного сообщества, но и для общества в целом. Так, в 1997 году была принята Лиссабонская конвенция о признании, которая вступила в силу в феврале 1999 года как основной международный нормативно-правовой документ, регулирующий признание академических квалификаций в европейском регионе. В 1998 году Сорбонская декларация определила академическую мобильность обучающихся в качестве приоритетного направления в европейской образовательной политике. В 1999 году Болонская декларация поставила задачу создания единой европейской зоны образова-

ния и объявила академическую мобильность ядром Болонского процесса [1]. Цель процесса - интеграция национальных систем образования для создания единого образовательного пространства, повышение качества образования, его конкурентоспособности и реализация социальной роли высшего образования.

В образовательном манифесте Лиссабонского процесса «Образование и 2010 учебный год», принятом в 2000 году, академическая мобильность обучающихся и европейское сотрудничество были объявлены одной из конкретных задач европейского образования, а программы академической мобильности -важнейшим инструментом реализации новой стратегии последующего десятилетия. Академическая мобильность обучающихся в современных условиях связана с такими тенденциями, как глобализация и интернационализация, и соответственно дают возможность по-новому осмыслить разнообразие современной системы образования. В качестве приоритетного направления Болонского процесса в Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Левен, Бельгия, 2009], выделено усиление академической мобильности обучающихся [10]. Данная Конференция призвала все страны к расширению академиче-

ской мобильности, и по среднесрочным прогнозам к 2020 году по крайней мере 20% выпускников стран-участниц Болонского процесса должны пройти научную стажировку или период обучения за пределами своей страны.

Положение о важности мобильности всегда присутствует в болонских документах. «Великая хартия университетов» гласит: «Как в далекие первые годы их истории, университеты поощряют мобильность студентов». Болонская декларация так формулирует задачи в данной области: «Способствовать мобильности за счет преодоления препятствий, эффективному осуществлению свободы передвижения, уделяя особое внимание: для студентов - доступу к учебным заведениям и соответствующим услугам...» [1].

Еще большую конкретизацию положения Болонской декларации получили в подписанной в 1998 году министрами образования «Декларации о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» в Сорбонне. В данной декларации впервые был провозглашен лозунг «Европа знаний». Отличительной характеристикой декларации стало системное описание важнейших параметров модернизации образовательного пространства: двухуровневая система высшего образования; использование системы учета и накопления образовательных кредитов по типу ЕСТ академическая мобильность обучающихся и преподавателей как в рамках образовательных программ, так и в плане трудоустройства. В данной декларации подчеркивается, что открытое европейское пространство высшего образования несет в себе бесчисленное множество перспектив, требующих постоянных усилий по устранению препятствий и созданию условий для обучения и учения, которые усилят мобильность и упрочат сотрудничество; следует поощрять студентов проводить по меньшей мере один семестр в университетах за пределами своей страны.

В 2001 году ЮНЕСКО дала определение рассматриваемой категории: «Академическая мобильность студентов может осуществляться в пределах программ или индивидуально, а также включает виртуальную мобильность» [2]. В данном аспекте, кроме физического присутствия обучающегося за пределами своей страны, возможно и виртуальное перемещение в рамках дистанционного обучения. В совместном коммюнике министров

образования в Праге (2001] представлены следующие положения: 1] введение академических степеней, соответствующих двум уровням высшего образования (бакалавр -магистр]; 2] укрепление позиций Европейской системы трансферта кредитов для высшей школы континента при отсутствии требования обязательного перехода всех вузов-участников болонского процесса на ECTS (Европейская система перевода и накопления кредитов - система учета учебной работы студентов]; 3] привлечение внимания к тому факту, что студенты являются полноправными членами сообщества высшего образования. Пражское коммюнике министров образования отмечает, что мобильность позволит ее участникам «воспользоваться богатствами европейского пространства высшего образования, включая демократические ценности, разнообразие культур и языков, разнообразие систем высшего образования» [3].

Европейская Комиссия определяет академическую мобильность обучающихся как необходимую составляющую открытого европейского пространства, способствующую европейской интеграции и созданию единого рынка труда. Следует также отметить отдельно, что обучающиеся при этом должны получать финансовую поддержку для получения доступа в зарубежные вузы [4]. В данной трактовке предполагается, что учеба - главный труд обучающегося, а академическая мобильность - главная составляющая учебы, и потому можно говорить о взаимосвязи академической и трудовой мобильности.

В работе Ассоциации Академического сотрудничества (АСА] приведено следующее определение: «Академическая мобильность обучающихся включает способность обучающихся к свободному передвижению между учебными заведениями и странами с целью получения образования» [5].

В Берлинском коммюнике, посвященном формированию общеевропейского пространства высшего образования, впервые использован термин «европейское пространство». Ядром европейского пространства высшего образования было названо европейское качество. Для обеспечения более тесной связи между обучением и научными исследованиями и признания научно-исследовательской работы необходимым условием высшего образования в Европе было принято решение включить в систему высшего образования третий уровень - докторантуру. В итоге стало приня-

то говорить о многоуровневой системе европейского образовательного пространства. Здесь также акцентируется вопрос на академической мобильности обучающихся: Берлинское коммюнике называет «академическую мобильность студентов основой создания европейского пространства высшего образования». Главные цели академической мобильности - дать студенту разностороннее «европейское» образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где традиционно формировались ведущие научные школы, расширить познания во всех сферах европейской культуры, привить чувство гражданина Европы [6].

В работе «Рабочая программа по контролю за ходом Болонского процесса (BFUG) на 2005-2007 гг.» термин «академическая мобильность» подразумевает период обучения в стране, отличной от страны проживания обучающегося. Этот период имеет ограниченную продолжительность: обучающийся возвращается в родную страну после завершения определенного академического периода. Таким образом, термин «академическая мобильность» не предназначен для обозначения миграции [7] или длительного обучения (работы] за рубежом. Большинство документов Болонского процесса также сходятся в этой позиции.

18 мая 2007 года в Лондоне провозглашено коммюнике «К европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализованного мира», в котором главными приоритетами стали:

1] академическая мобильность (меры, принятые на национальном уровне в интересах развития мобильности обучающихся и сотрудников, включая оценку их эффективности];

2] формирование международной сети экспертов для обмена информацией, использование финансовой помощи в одной стране для обучения в другой (займы, гранты];

3] социальное измерение (национальные стратегии и политика в контексте социального измерения];

4] сбор данных (необходимость совершенствования баз данных по академической мобильности и социальному измерению в странах - участницах Болонского процесса].

В Лондонском коммюнике говорится, что «мобильность студентов является одним из основополагающих элементов Болонского

процесса, который создает возможности для личностного роста, развития международного сотрудничества между людьми и институтами, повышая качество высшего образования и научных исследований и вкладывая реальную жизнь в понятие европейского пространства высшего образования» [8].

«Термин „академическая мобильность студентов'' включает период обучения в стране, отличной от страны постоянного проживания студента. Этот период ограничен во времени и предполагает возвращение домой. Академическая мобильность может осуществляться студентами в пределах определенных программ или самостоятельно», - так трактуется эта категория ЮНЕСКО в работе «2009 World Conference on Higher Education (WCHE]: the new dynamics of higher education and research for societal change and development: conference papers / UNESCO» [9].

В г. Левен (Бельгия] подписано коммюнике «Пространство европейского высшего образования в новом десятилетии» (2009 г.], в котором были определены приоритеты высшего образования в новом десятилетии:

1] социальный аспект: равноправный доступ в систему высшего образования обучающихся из недостаточно представленных групп;

2] непрерывное обучение, основанное на принципе общественной ответственности;

3] личностно-ориентированное обучение;

4] взаимосвязь образования, исследования и инноваций;

5] академическая мобильность как фактор повышения качества программ и достижений в области научных исследований, как показатель сбалансированности потока входящих и исходящих обучающихся по всему пространству европейского высшего образования [10].

Интеграция Республики Казахстан в мировое, в том числе в европейское, образовательное пространство становится неизбежным процессом, фактором конкурентоспособности и жизнеспособности казахстанских вузов. В 2010 году на II Болонском форуме Министров образования стран-участниц Болонского процесса (Будапешт, Венгрия и Вена, Австрия] Казахстан присоединился к Болонской декларации и стал 47-й страной-членом Болонского процесса и первым центрально-азиатским государством, которое удостоилось чести присоединиться к нему. Вступление в Болонский процесс продиктовано необходимостью

интеграции в мировое образовательное пространство, формирования конкурентоспособной по отношению к внешней среде системы образования. Главный аргумент в пользу Болонского процесса заключается в том, что он лучше приспособлен к реалиям современного мира с его высокими рисками.

В процессе интеграции казахстанских вузов в европейское образовательное пространство важное место отводится академической мобильности обучающихся, которая, как ожидается, будет способствовать формированию качественно новых трудовых ресурсов: конкурентоспособных, отвечающих условиям рыночной экономики и способных занять достойное место не только на рынке труда Республики Казахстан, но и на мировом рынке труда. Академическая мобильность будет способствовать формированию человека новой формации, способного занять достойное место в мировом пространстве и оказывать решающее воздействие на казахстанскую экономику и политику. Доступ к качественным образовательным программам, курсы и научные исследования позволят обучающемуся возвратиться в родную страну с новым культурным и академическим багажом.

В Болонской Декларации указаны первостепенные задачи, решение которых должно способствовать достижению основной цели:

- введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;

- переход на трехступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура - докторантура];

- введение оценки трудоемкости курсов, программ, нагрузки в единой системе зачетных единиц-кредитов и отражение учебной программы в приложении к диплому;

- повышение мобильности обучающихся, преподавателей и административно-управленческого персонала - это достижимо путем идентификации образовательных программ бакалавриата - магистратуры - докторантуры PhD;

- взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;

- обеспечение автономности в деятельности высших учебных заведений и повышение ответственности перед обществом.

Необходимо отметить, что первые четыре требования Болонского процесса в целом в Республике Казахстан успешно реализуются.

Для реализации целей и задач академической мобильности казахстанских студентов в республике принят специальный документ -Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений Республики Казахстан. В нем дается следующее определение: «Академическая мобильность -это перемещение обучающихся или препода-вателей-исследователей на определенный академический период (включая прохождение учебной или производственной практики], как правило, семестр или учебный год, в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом] для обучения или проведения исследований, с обязательным перезачетом в установленном порядке освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе» [11].

В работе «Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс» подчеркивается, что «академическая мобильность - это возможность для обучающихся перемещаться из одного вуза в другой с целью обмена опытом, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы» [12].

Подводя итог анализу категории академической мобильности, мы можем сделать вывод, что академическая мобильность имеет достаточно противоречивые определения (возможность перемещаться из одного вуза в другой, способность к непрерывному образованию, форма интернационализации образования, возможность передачи опыта от одного вуза другому и т.д.]. Разночтения в определениях закономерны, так как академическая мобильность сравнительно недавно институализирована на общемировом уровне. Независимо от акцентов в ее определении, это важное социальное явление в контексте Болонского процесса, во многом определяющее образ современного образования и оказывающее позитивное влияние на экономику и социальную сферу.

Литература

1. Болонская Декларация 1999 г. (Европейское пространство высшего образования : Совместная Декларация европейских министров образования, Болонья, 19 сентября 1999 г.] [Электрон-

ный ресурс]. - URL: http:||nkaoko.kz|bolon_process|key_docu-ments_of_the_bologna_process|136| (дата обращения 21.08.2012].

2. United National Educational Scientific and Cultural Organization (UNESCO] 2001 Education Studying Abroad. - URL: http:||www.une-sco.co.org|education|studyingabroad|what_is|mobility.shrml.

3. Пражское коммюнике 2001 г. (К европейскому пространству высшего образования : Коммюнике Совещания европейских министров, ответственных за высшее образование, Прага, 19 мая 2001 года] [Электронный ресурс]. - URL: http:||nkaoko.kz|bolon_ process|key_documents_of_the_bologna_process|137| (дата обращения 21.08.2012].

4. New Perspectives for Learning: Student Mobility in Europe, Brussels, 2001. - [Электронный ресурс] URL: http:||www.pjb.co.uk| npl|index.htm (дата обращения 15.03.2012].

5. Promoting Innovation and Internationalisation : ACA Paper on International Cooperation in Education, Brussels, 2004. - P. 280.

6. Берлинское коммюнике 2003 г. (Формирование общеевропейского пространства высшего образования : Коммюнике Конференции министров, высшего образования, Берлин, 19 сентября 2003 года] [Электронный ресурс]. - URL: http:||nkaoko.kz|bo-lon_process|key_documents_of_the_bologna_process|138| (дата обращения 21.08.2012].

7. Рабочая программа группы по контролю за ходом Болонского процесса на 2005-2007 гг. [Электронный ресурс] http:||re. edu.ru|re|bologna| documtnts|work_prog.pdf

8. Лондонское коммюнике 2007 г. (К Европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализованного мира : Коммюнике Конференции европейских министров высшего образования, Лондон, 18 мая 2007 года] [Электронный ресурс]. - URL: http:||nkaoko.kz|bolon_process|key_documents_of_ the_bologna_process|141| (дата обращения 21.08.2012].

9. The New Dynamics of Higher Education and Research for Societal Change and Development : World Conference on Higher Education (WCHE], 5-8 July, 2009 (Paris, UNESCO] | еd. by S. Halimi. -Paris, 2009. - P. 5 [Электронный ресурс]. - URL: http:||unesdoc. unesco.org|images|0018|001833|183357e.pdf (дата обращения 21.08.2012].

10. Бельгийское коммюнике 2009 г. (Болонский процесс 2020

- европейское пространство высшего образования в новом десятилетии : Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование, Левен | Лувен-ла-нев, 2829 апреля 2009 года] [Электронный ресурс]. - URL: http:||nka-oko.kz|bolon_process|key_documents_of_the_bologna_proc-ess|2407| (дата обращения 21.08.2012].

11. Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений Республики Казахстан (обсуждена и одобрена на совещании ректоров в рамках расширенной Коллегии Министерства образования и науки РК от 19 января 2011 года]. - Астана, 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http:||www.edu. gov.kz|fileadmin|user_upload|deyatelnost|Koncep-cija_Ak._mob._04_04_2011g.doc (дата обращения 21.08.2012].

12. Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс : информационный материал для практических действий. - Алматы, 2009 - 120 с. [Электронный ресурс]. - URL: http:||worlddocuments.org|download|docs-2319|2319 (дата обращения 21.08.2012]

---------^------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.