Научная статья на тему 'Современные тенденции в развитии академической мобильности: опыт Европы'

Современные тенденции в развитии академической мобильности: опыт Европы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
657
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / INTERNATIONAL MARKET IN EDUCATIONAL SERVICES / ACADEMIC MOBILITY / THE EUROPEAN REALM OF HIGHER EDUCATION / HUMAN CAPITAL / AND ADULT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галичин Виктор Александрович

Статья посвящена анализу современных тенденций развития академической мобильности в странах Европы с учетом положений международных документов, регламентирующих деятельность в данной сфере. В статье рассматриваются новые подходы к организации и составу участников программ академической мобильности на региональном и национальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ACADEMIC MOBILITY: EUROPEAN EXPERIENCE

The article is devoted to the analysis of modern trends in the development of academic mobility in European countries subject to the provisions of international documents regulating activity in this sphere. The paper considers new approaches to the organisation and composition of participants in the programs of academic mobility at regional and national levels.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в развитии академической мобильности: опыт Европы»

Современные тенденции в развитии академической мобильности: опыт Европы

В. А. Галичин*

Аннотация. Статья посвящена анализу современных тенденций развития академической мобильности в странах Европы с учетом положений международных документов, регламентирующих деятельность в данной сфере. В статье рассматриваются новые подходы к организации и составу участников программ академической мобильности на региональном и национальном уровнях.

Ключевые слова: академическая мобильность; европейское пространство высшего образования; международный рынок образовательных услуг; обучение взрослых; человеческий капитал.

Академическая мобильность студентов и преподавателей становится все более важным компонентом образовательной и исследовательской деятельности вузов. К наиболее распространенным формам академической мобильности относятся совместные программы, программы двойных (тройных) дипломов, имеются примеры реализации программ двойной аспирантуры. Наряду с относительно новыми формами мобильности активно развиваются классические формы (стажировки, участие в семинарах и конференциях, повышение квалификации).

В странах, лидирующих на международном рынке образовательных услуг, вопросы организации академической мобильности являются частью государственной политики, в рамках которой разрабатываются национальные программы поддержки мобильности, нормативно-правовое обеспечение, эффективная система финансирования, создается

необходимая инфраструктура. Проводится анализ миграционных потоков студентов, разрабатываются системы управления ими и материально-финансовым обеспечением, а также меры по профессиональной подготовке специалистов для работы в этой области международного образования.

Как правило, программы поддержки академической мобильности ориентированы на определенную целевую группу или конкретную задачу, например, поддержка совместных образовательных программ и программ двойных дипломов, содействие созданию новых программ, программы индивидуальной мобильности преподавателей, студентов, аспирантов, исследователей и администраторов/ руководителей вузов (учеба, сбор данных для исследований, стажировки). Однако опыт показывает, что наиболее эффективными являются интегрированные программы поддержки мобильности, когда они построены на основе

* Галичин Виктор Александрович — кандидат философских наук, доцент, директор Центра мониторинга человеческих ресурсов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: [email protected]

определения приоритетных направлений развития национальных систем образования.

Большое внимание развитию программ мобильности уделяется в Европе как на уровне Евросоюза, так в политике отдельных государств.

Несмотря на рост конкуренции на международном рынке высшего образования, ведущие европейские страны входят в число лидеров, в 2011 г. доля Великобритании составляла 14 %, Германии и Франции — по 10 %, соот-ветственно1.

Академическая мобильность остается одной из ключевых идей Болонского процесса. В Коммюнике Конференции министров высшего образования Европейских стран (28-29 апреля 2009 г., Левен и Лувен-ля-Нев) «Болонский процесс 2020 — Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии» отмечается, что «мобильность студентов, начинающих исследователей и преподавателей повышает качество исследовательских программ и способствует академической и культурной интернационализации европейского высшего образования. Мобильность важна для личного развития и возможности трудоустройства, она воспитывает уважение к многообразию и другим культурам. Она поощряет лингвистический плюрализм и тем самым укрепляет многоязычные традиции европейского пространства высшего образования и усиливает сотрудничество и конкуренцию между учреждениями высшего образования. Таким образом, мобильность должна стать критерием европейского пространства высшего образования»2.

В странах ЕС действуют разнообразные программы по поддержке организованной учебной мобильности в таких областях, как:

• высшее образование (Erasmus, Erasmus Mundus) — как для студентов, так и для

профессорско-преподавательского

состава;

• высшее образование/наука (Marie Curie, мобильность через сети превосходства и технологические платформы);

• высшее образование — бизнесу (Erasmus);

• профессиональное обучение и ученичество (Leonardo);

• предпринимательство (Erasmus для предпринимателей);

• образование второго уровня/среднее (Comenius);

• обучение взрослых (Gruntdvig);

• область культуры (Программа мобильности в сфере культуры);

• волонтерство (Программа для молодежи «Youth») и гражданское общество («Гражданственность» — «Citizenship»).

Для поддержки студенческой мобильности в учебных планах предусматриваются «окна мобильности», или «свободное пространство», которые могут быть использованы для обучения за границей или приема на обучение иностранных студентов. Показатели мобильности используются в качестве индикаторов для поддержки качества/проведения внешней аккредитации, одной из предпосылок для увеличения исходящей мобильности является совершенствование процедуры признания обучения за рубежом.

Европейский союз планирует ввести в 2014 г. новую программу — ERASMUS для всех, в отличие от оригинальной программы ERASMUS, новая политика сотрудничества Евросоюза в области образования и подготовки кадров до 2020 г. должна охватывать все уровни образования, а также сотрудничество с участием стран, не входящих в ЕС3.

В целом ряде документов, связанных с Болонским процессом, подчеркивается

1 Project atlas: trends and global data 2011 // Institute of International Education [Электронный ресурс] URL: http://www.iie.org/en/ Research-and-Publications/~/media/Files/Services/ProjectAtlas/Project-Atlas-Trends-and-Global-Data-2011.ashx (дата обращения: 10. 06. 2013 г.).

2 Коммюнике конференции Европейских министров образования, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28-29 апреля 2009 г. («Болонский процесс 2020 — Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии»). [Электронный ресурс] URL: http://www.euroosvita.net/prog/print.php?id=1046 (дата обращения: 10. 06. 2013 г).

3 Лэм Квини. Национальная политика в области мобильности в Европе. [Электронный ресурс] URL: http://www.ihe.nkaoko.kz/ archive/274/2461 (дата обращения: 10. 06. 2013 г).

важность устранения препятствий на пути студенческой и преподавательской мобильности и предлагаются соответствующие рекомендации. Среди этих документов особое место занимает Доклад Экспертного форума по проблемам мобильности «Предоставление возможностей учебной мобильности для каждого»4. (Экспертный форум был создан по инициативе Франции в 2008 г. для анализа ситуации и разработки рекомендаций по расширению мобильности студентов и молодежи из государств Евросоюза.)

Целью работы экспертов стало изучение того, каким образом ЕС может, основываясь на уже достигнутых успехах программы Erasmus, расширить мобильность не только в университетском секторе, но и, например, среди молодых предпринимателей и творческих работников, а также в таких секторах, как профессиональное обучение, образование для взрослых и добровольная деятельность.

Эксперты сформулировали основные условия и меры по развитию академической мобильности.

Для того чтобы добиться быстрого роста, было предложено сделать мобильность приоритетом при среднесрочном обзоре финансовых перспектив. Более того, Европейская комиссия должна включить мобильность во все соответствующие программы, в первую очередь в структурные фонды и программу научных исследований и разработок.

Комиссия и страны-участницы должны работать совместно, с использованием открытого метода координации, над устранением барьеров на пути мобильности, определением целей для международной мобильности, обеспечением качества. Еврокомиссия и страны-участницы должны работать с регионами, европейскими группами компаний, фондами и европейскими профессиональными ассоциациями, поддерживающими развитие мобильности в образовательной сфере.

Для удовлетворения значительно возрастающих потребностей в финансировании новых планов необходимо увеличивать

отчисления на программы мобильности ЕС, увеличивать фонды ЕС (в основном структурные фонды), а также задействовать государственные и региональные источники и поступления от бизнеса.

В эти планы должен быть также вовлечен и бизнес, необходимо увеличить мобильность между предприятиями, а также между бизнесом, образованием, профессиональным обучением и наукой.

Одним из центральных элементов такой стратегии является расширение возможностей для изучения второго и третьего европейского языка. Для этого потребуется совершенствование преподавания иностранных языков во всех областях образовательной системы, а также придание более значительного статуса знанию языков при подготовке мероприятий мобильности. Особая необходимость в усилении преподавания иностранных языков возникает в сфере профессионального образования и подготовки кадров.

Наряду с образовательными возможностями, основу плана создания более мобильной Европы составляют культурные обмены. Значительно возросшее взаимодействие европейских культур между собой и с остальным миром, с их способностью адресоваться к миллионам граждан, по мнению экспертов, поможет создать Европу, которая использует собственное творческое многообразие и вооружает своих граждан способностью вести межкультурный диалог в глобальном мире. Для этого необходимо устранять препятствия на пути к мобильности, с которыми сталкиваются представители творческих профессий и деятели культуры, собирать информацию о мобильности в культурной сфере и определять задачи для ее расширения.

На пути к этим целям необходимо решать значительные проблемы. Планы, обозначенные Форумом, могут быть достигнуты к 2020 г. при условии, что ежегодно мобильность будет достигать чуть более 6 % университетских студентов, 3,5 % инструкторов профессиональной подготовки, 0,45 % учащихся школ

4 Making learning mobility an opportunity for all / Report of the high level expert forum on mobility. [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/education/doc/2008/mobilityreport_en.pdf (дата обращения: 10. 06. 2013 г.)

и чуть более 1 % молодых людей, занятых в добровольных мероприятиях, связанных с мобильностью.

Чтобы достичь этих целей и задач, эксперты предложили пакет срочных реформ имеющихся программ мобильности — Erasmus, Leonardo, Comenius, Grundtvig, Marie Curie — для упрощения процедур и вовлечения участников из образовательных учреждений, из бизнеса, а также представителей местных и региональных властей, а также пути и средства для дальнейшего развития европейского пространства образования и мобильности.

«Перед Европейским Союзом стоит задача подготовить новое поколение европейцев, готовых к новым глобальным вызовам, обладающих глубоким чувством европейской идентичности, открытости и сотрудничества. Вот почему мобильность в образовательной сфере должна стать обязательным опытом европейца. Возможность мобильности должна быть предоставлена всем молодым жителям Европы»,— к таким выводам пришли эксперты5.

До 2020 г. численность молодых людей в Европе в возрасте от 16 до 29 лет уменьшится с 90 до 81 миллиона, отмечалось в пояснительной записке к подготовленному экспертами Докладу, то есть на девять миллионов или, 10 %, что окажет серьезное влияние на образование, экономику и общественную жизнь европейских стран. В то же время произойдут еще более значительные технологические изменения, возрастет мировая конкуренция, включая борьбу за талантливых специалистов. Таким образом, существует необходимость усилить работу по подготовке Европы к этой конкуренции и по предоставлению молодым европейцам возможностей учиться и развивать свои способности.

Содержащиеся в Докладе рекомендации направлены на то, как сделать международную мобильность базовым элементом развивающегося общества знаний и неотъемлемой характеристикой более конкурентоспособной и привлекательной Европы.

В качестве долгосрочной цели было предложено сделать учебную мобильность в ЕС правилом для всех молодых европейцев во всех формах образования и неформальной деятельности, включая добровольную и общественную работу.

В 2015 г. возможностями международной мобильности должны воспользоваться по меньшей мере 30 % представителей молодого поколения, а в 2020 г. по меньшей мере 50 %.

Это будет означать расширение существующих программ мобильности, в которых в настоящее время задействовано до 300 тыс. человек в год. В 2015 г. эта цифра должна составлять 1 млн 800 тыс. человек, а в 2020 г. должна вырасти до 2 млн 900 тыс. человек. Физическая международная мобильность во всех областях должна быть дополнена виртуальной мобильностью — налаживанием контактов и созданием сетей между школами, учреждениями и группами.

Развитию мобильности должно способствовать принятое в 2011 г. решение об исключении возрастных ограничений для участников программ мобильности (ранее такие программы были доступны только для возрастной группы от 16 до 35 лет)6. Это особенно актуально в связи с необходимостью дополнительных усилий для совершенствования системы обучения взрослых.

Одним из перспективных механизмов в этой сфере является программа Grundtvig, предназначенная для учащихся, преподавателей, инструкторов и других участников процесса обучения взрослых, а также для учебных учреждений, организаций и других структур, которые предлагают и облегчают возможности такого обучения. Образовательные центры для взрослых, консультативные и информационные службы, неправительственные организации, предприятия, исследовательские центры и высшие учебные учреждения могут сотрудничать друг с другом в рамках межнациональных товариществ, европейских проектов и систем. Кроме того, все

5 Making learning mobility an opportunity for all / Report of the high level expert forum on mobility. [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/education/doc/2008/mobilityreport_en.pdf (дата обращения: 10. 06. 2013 г.).

6 Предложения по содействию молодежной мобильности с целью получения образования. [Электронный ресурс] URL: http:// register.consilium.europa.eu/pdf/en/11/st09/st09036.en11.pdf (дата обращения: 10. 06. 2013 г.).

участники процесса обучения взрослых могут принять участие в мероприятиях, призванных повысить мобильность образования.

Программа Grundtvig состоит из 4 подпрограмм.

Grundtvig 1: Европейские проекты сотрудничества и курсы Grundtvig.

Grundtvig 2: Сотрудничество обучающихся.

Grundtvig 3: Пособия на обучение преподавателей для взрослых.

Grundtvig 4: Сети сотрудничества Grund-tvig и семинары.

Необходимым условием развития программ обучения для взрослых является международное сотрудничество, участниками которого становятся различные заинтересованные стороны. Опыт многих стран показывает, что наиболее актуальными формами сотрудничества, которые распространяются и на обучение взрослых, являются:

• интернациональные институциональные соглашения;

• зарубежные кампусы;

• мобильность/обмен студентами;

• изучение интернациональных культурных аспектов в рамках учебного плана;

• международные факультеты;

• международные сетевые связи;

• международные проекты развития;

• исследовательское сотрудничество;

• приглашенные иностранные ученые (visitingscholars);

• совместные ученые степени;

• совместная деятельность за рамками учебного плана;

• предоставление программ для зарубежного использования.

В рамках Конференции министров Европейского пространства высшего образования (Бухарест, Румыния, 26-27 апреля 2012 г.) были разработаны дополнительные меры по развитию мобильности в европейском пространстве высшего образования на период до 2020 г.7 Академическая мобильность, отмечалось в Коммюнике Конференции, приобретает все большее значение в обеспечении

глобальных перспектив, повышении гражданской активности и обеспечении выпускников адекватным сочетанием знаний, навыков и компетенций, которые позволяют более эффективно отвечать на вызовы национального, регионального и глобального уровней.

Анализ положений документов по проблемам мобильности, разработанных в последние годы в рамках Болонского процесса, позволяет сделать следующие выводы.

Существенно меняются акценты в понимании мобильности и ее целей. Мобильность включает не только физическое перемещение отдельных лиц для достижения образовательных и исследовательских целей, но и взаимодействие между предприятиями, а также между бизнесом, образованием, профессиональным обучением и наукой. Наряду с развитием учебной мобильности предполагается расширение обменов в сфере культуры и волонтерской деятельности.

Для сравнения процитируем положение одного из основополагающих документов относительно академической мобильности. В приложении к рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности (Страсбург, 2 марта 1995 г. Я (95) 8) содержится следующее определение: «академическая мобильность» подразумевает период обучения, преподавания и/ или исследования в стране другой, чем страна местожительства учащегося или сотрудника академического персонала. Этот период должен иметь ограниченную продолжительность, при этом предусмотрено, что учащийся или сотрудник возвращается в свою страну после завершения обозначенного периода. Термин «академическая мобильность» не предназначен для обозначения миграции из одной страны в другую. Академическая мобильность может быть достигнута через созданные для этой цели программы, через соглашения по обмену между правительствами, учреждениями высшего образования или их ассоциациями, а также по инициативе индивидуальных

7 Mobility for Better Learning. Mobility strategy 2020 for the European Higher Education Area (EHEA): EHEA Ministerial conference, Bucharest, Romania, 26-27 April 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.ehea.info (дата обращения: 10. 06. 2013 г.).

учащихся и персонала («свободные схемы перемещения»)8.

В соответствии с новыми подходами, мобильность представляется ключевым компонентом процессов совместного обучения, творчества, трудовой и общественной жизни и осуществляется как в физической, так и в виртуальной формах. Академическая мобильность должна стать правилом для всех молодых европейцев, во всех формах образования и неформальной деятельности, включая добровольную и общественную работу.

Перспективы развития мобильности в европейских странах предполагают ее распространение на все уровни образования: от школьного обучения до образования взрослых. Речь идет о расширении возможностей для организации обменов между школьными классами в Европе, включая меры, которые помогут учащимся школ в их подготовке к будущей мобильности в качестве студентов университетов, например, летние университеты для учащихся старших классов

Литература

1. Making learning mobility an opportunity for all / Report of the high level expert forum on mobility. [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/education/doc/2008/ mobilityreport_en.pdf (дата обращения: 10. 06. 2013 г.).

2. Mobility for Better Learning. Mobility strategy 2020 for the European Higher Education Area (EHEA): EHEA Ministerial conference, Bucharest, Romania, 26-27 April 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.ehea.info (дата обращения: 10. 06. 2013 г.).

3. Project atlas: trends and global data 2011 // Institute of International Education [Электронный ресурс] URL: http://www.iie.org/en/Research-and-Publications/~/media/Files/Services/ ProjectAtlas/Project-Atlas-Trends-and-Global-Data-2011.ashx (дата обращения: 10. 06. 2013 г.).

4. Лэм Квини. Национальная политика в области мобильности в Европе. [Электронный ресурс] URL: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/274/2461 ((дата обращения: 10. 06. 2013 г).

5. Предложения по содействию молодежной мобильности с целью получения образования. [Электронный ресурс] URL: http://register.consilium.europa.eu/pdf/en/11/st09/st09036.en11. pdf (дата обращения: 10. 06. 2013 г.).

6. Приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности. № R (95) 8 от 02 марта 1995 г, Страсбург. [Электронный ресурс] URL: http://5legko.com/ru/rekomendatsiya-gosudarstvam-akademicheskoi-mobilnosti (дата обращения: 10. 06. 2013 г.).

8 См.: Приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности. № Я (95) 8 от 02 марта 1995 г, Страсбург. [Электронный ресурс] иЯЬ: http://5legko.com/ru/rekomendatsiya-gosudarstvam-akademicheskoi-mobilnosti (дата обращения: 10. 06. 2013 г.).

в определенных предметных областях. Для развития этих инициатив предполагается установление связей между школами, участвующими в программах Comenius и Erasmus.

Одним из центральных элементов новой стратегии является расширение возможностей для изучения второго и третьего европейского языка.

Наряду с образовательными возможностями, основу плана создания более мобильной Европы составляют культурные обмены.

Таким образом, мобильность выходит за рамки образования и исследований, перед ней ставятся задачи социокультурные и даже политические. Одна из целей мобильности — формирование чувства европейской идентичности и гражданства у молодого поколения. По сути, мобильность представляется одним из инструментов воспитания гражданина, владеющего несколькими языками, осознающего свою принадлежность к Европе, уважающего различные культуры и стили жизни, разделяющего европейские ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.