Реформа рынка китайской электроэнергетики и адаптация к текущей экономической и экологической ситуации в мире
Полякова Мария Рафаиловна,
аспирант ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова, [email protected]
Электроэнергетика КНР является крупнейшей в мире. В статье рассматривается вопрос реформирования электроэнергетической отрасли, начиная с конца 70-хх годов XX века до настоящего времени. Первый этап реформы, связанный с началом децентрализации, совпал со стартом проведения «Политики реформ и открытости», форсированного роста экономики, увеличением объема производства экспортных товаров. Жесткая система планирования способствовало синхронизации развития всех секторов экономики страны, по всей стране шел активный ввод новых генерирующих мощностей. Последующие этапы реформы электроэнергетики также характеризуются высокой степенью взаимосвязи с общим курсом развития КНР. Текущий этап формирования рынка электроэнергетики является самым непростым и длительным, сопровождается чередой экспериментов, проводимых правительством в разных регионах. Проведение реформы в КНР усугубляется отсутствием единого государственного органа, наподобие министерства энергетики, поэтому управленческие и контрольные функции распределены между несколькими смежными государственными структурам. Падение темпов роста мировой экономики, экологические проблемы оказывают значительное влияние на корректировку концепции реформы. Данная статья посвящена рассмотрению ключевых событий всех этапов реформы, начиная от ее децентрализации, отделения сетей от генерации, крупного бизнеса от среднего, вплоть до формирования рынка электроэнергетики. Ключевые слова: Китай, КНР, рыночные реформы, электроэнергетика, линии ультравысокого напряжения, тарифы.
Экономика Китая в настоящее время переживает трансформацию, эпоха бурного развития заканчивается, на смену приходит модель роста с более спокойными темпами. Изменения в экономике оказывают прямое воздействие на стратегию развития электроэнергетической отрасли. Ранее в статье об «Изменениях в электроэнергетики Китая: внешние и внутренние предпосылки к корректировке государственной политики» была описана структура электроэнергетической отрасли Китая с точки зрения установленных мощностей и проблемах, связанных со значительным весом угольной составляющей. Активный рост экономики Китая в конце XX и начале XXI веков сопровождался значительным приростом новых генерирующих объектов, большая часть из которых в самом начале составляли угольные электростанции. Даже с учетом изменений в стратегии развития, направленной на увеличение доли использования чистых источников энергии, на угольные электростанции в структуре установленной мощности китайской энергетики на начало 2017 года по данным Национального Энергетического Бюро все еще проходится около 59%1. И это не единственная проблема электроэнергетики Китая в настоящее время.
Спрос на электроэнергию снижается вслед за новыми реалиями экономики, характеризующимися более спокойным устойчивым ростом. В результате, энергетический сектор Китая уже столкнулся с рядом проблем, связанных с транзитом к новой модели роста экономики. Рыночные реформы в энергетическом секторе имеют основополагающее значение для осуществления этого перехода, некоторые из которых уже были достаточно успешно проведены в отдельных конкретных областях энергетического сектора. Тем не менее, реформы энергетического сектора страны в целом проводятся с большой степенью аккуратности и более чем консервативно. После прихода к власти в 2012 году, администрация Си Цзиньпина особое внимание уделяет совершенствованию механизмов формирования цен на электроэнергию и стимулированию рыночной конкуренции.
Реформа электроэнергетической отрасли Китая еще не завершена. Очевидно, что первые шаги к реформированию были заложены вместе с началом реализации Китаем «Политики реформ и открытости», объявленной в далеком 1978 году, когда было взято направление на развитие экономики страны с ориентацией на выход вовне.
Для обеспечения высоких темпов развития экономики страны была начата реформа электроэнергетической отрасли. Основной предпосылкой проведения реформы стала необходимость количественного и качественного роста электроэнергетической отрасли, способной обеспечить дешевыми энергетическими ресурсами новые производственные мощности растущей экономики Китая. В качестве ключевой цели реформирования электроэнергетики ставилось построение такой системы рынков электроэнергии, которая позволит создать стимулы к конкуренции, повысить эффективность, оптимизировать расходы, усовершенствовать механизмы ценообразования на электроэнергию, оптимально распределить ресурсы, способствовать развитию отрасли и строительству сетевой инфраструктуры по всей стране.
Хронологически реформу электроэнергетики в Китае можно разделить на несколько этапов:
■ 1 этап (1985-1995) - начало децентрализации и активный рост строительства новой генерации и стимулирования частных инвестиций;
■ 2 этап (1997-2002) - отделение коммерческой деятельности от ее административного регулирования;
■ 3 этап (2002 - по настоящее время) - реорганизация Государственной энергетической корпорации, отделение производства электроэнергии от передачи, пробное внедрение рыночных механизмов, реформирование системы ценообразования.
Первый этап начался с 1985 года, до этого, весь функционал в работе и управлении энергетическим сектором Китая был высоко централизован под единым командо-
© £
Ю
5
Г 2
сч сч £
Б
а
2 о
ванием и контролем Центрального Народного Правительства, которое определяло и стратегическое планирование, и оперативную работу в части генерации, передачи и распределении электроэнергии, в том числе ценообразование и выделение квот на электроэнергию. Централизованная модель управления серьезно препятствовала развитию энергетической отрасли, что, в частности, привело к значительной нехватке электроэнергии. Для решения этой проблемы в 1985 году было принято решение о продвижении реформы электроэнергетики в двух основных направлениях.
Во-первых, это коллективное строительство новых генерирующих мощностей. Регулирование сетевого сектора оставалось за Центральным Народным Правительством, которое способствовало сбору средств для нового строительства и создавало условия для привлечения частных инвесторов. Новые электростанции, построенные после 1986 года исключительно за счет частных инвестиций, и все электростанции, построенные после 1992 года с частичным или полным частным финансированием, должны были получать тарифы, с учетом условий необходимых для возврата инвестиций, а также получения прибыли.
Во-вторых, началась постепенная децентрализация контроля и управления путем передачи части полномочий местным правительствам.
Эти меры дали очень быстрый толчок к развитию электроэнергетической отрасли, позволив, в значительной мере, к 1995 году сократить дефицит в выработке электроэнергии2.
Второй этап начался с 1997 года, когда была сформирована вертикально-интегрированная Государственная энергетическая корпорация (ГЭК). Основанием для этого послужил принятый за год до этого «Закон об электроэнергетике»3. Под управлением ГЭК были консолидированы производственные и административные активы. ГЭК подчинялся Центральному Народному Правительству. Государство, в лице Государственной энергетической корпорации, выступало единым собственником, инвестором и регулирующим органом электроэнергетической отрасли. ГЭК являлась независимой организацией, уполномоченной выдавать разрешения на ведение деятельности любым предприятиям, инвестировать в генерацию. ГЭК фактически выполняла функции Министерства энергетики. Кроме этого, она стала собственником основной передающей и распределитель-
ной инфраструктуры, то есть собственником почти 50% генерирующих мощностей, играла ключевую роль при планировании инвестиций, спроса и предложения на электроэнергию. Через год Министерство энергетики распалось, передав административные и нормотворчес-кие обязанности Государственной торгово-экономической комиссии, тем самым формально отделив государственные функции от предпринимательской деятельности в энергетической сфере. В 1998 году также Государственная комиссия по планированию была переименована в Государственную комиссию по планированию развития, которая отвечает за генеральное планирование развития всех направлений экономики страны.
По своей сути ГЭК представляла собой вертикально интегрированную монополию, под контролем которой находилась половина всех генерирующих мощностей и почти вся инфраструктура по передачи и сбыту электроэнергии в стране, своего рода коммунальное предприятие, управлявшее государственными активами в сфере генерации и передачи электроэнергии, без участия каких-либо государственных органов.
К концу 1990-х дефицит электроэнергии по всей стране был сокращён, объемы производства и потребления электроэнергии были относительно сбалансированы, в отдельных регионах даже наблюдался избыток производства электроэнергии. Наряду с более активной конкуренцией на рынке электроэнергии, недостатки вертикально интегрированного режима работы монополии становились все более очевидными.
ГЭКу принадлежали практически все сетевые активы, также в его ведении было ежегодное планирование графиков загрузок станций. В такой ситуации региональные «самостоятельные» генераторы попадали в невыгодное положение в сравнении с объектами генерациям, находившимися во владении ГЭКа. Одновременно стал усиливаться эффект регионального протекционизма, создавшего барьер для свободной передачи и распределения электроэнерегии между регионами.
Третий этап обусловлен разделением генерации и сетей, а также формирование конкурентного рынка. Дорожная карта мероприятий, которые необходимо было пройти китайской энергетики для осуществления нового этапа реформы, были закреплены в «Уведомление Государственного Совета по Плану о ре-
структуризации электроэнергетики», выпущенном в 2002 году. В документе закреплялись директивы, способствующие развитию конкуренции, повышения эффективности производства, передачи и распределения электроэнергии, снижения затрат, совершенствования механизмов ценообразования и оптимизации распределения ресурсов, стимулирование развития межрегиональных сетевых перетоков. Главная цель была создать справедливый, открытый и конкурентный рынок электроэнергии, функционирующий под надзором государства.
Государственная Энергетическая Корпорация была реорганизована и ее функционал был распределен между пятью генерирующими, двумя сетевыми и четырьмя вспомогательными инжиниринговыми компаниями. Таким образом появилось пять столпов китайской генерации: Хуанэн, Хуадянь, Гуодянь, Датан и Китайская инвестиционная корпорация, каждый из которых контролировал не более 20% генерирующих мощностей любого из региональных рынков, и две сетевые компании: Государственная электросетевая корпорация Китая (ГЭК Китая), а также Южная электросетевая корпорация Китая. Данные корпорации в настоящее время являются многопрофильными индустриальными холдингами, но по-прежнему остаются под управлением и контролем государства.
В 2003 году была создана Государственная комиссия по контролю за электроэнергетикой (ГККЭ). Данный государственный орган наделен функцией управления и регулирования энергетическим сектором страны. К компетенции ГККЭ относятся: общее регулирование электроэнергетики Китая, создание прозрачной системы регулирования и прямое управление региональными подразделениями ГККЭ; разработка нормативно-правовой базы отрасли и правил рынков электроэнергии; участие в разработке планов развития электроэнергетики и рынков электроэнергии; мониторинг работы рынков, обеспечение добросовестной конкуренции на рынке, регулирование неконкурентных видов генерации и деятельности по передаче электроэнергии; участие в разработке и обеспечение применения технических стандартов и стандартов безопасности, количественных и качественных нормативов в электроэнергетике; контроль соблюдения экологического законодательства; внесение, исходя из рыночных условий, предложений по тарифообразованию в государственный орган, ответственный за цено-
Рис. 1 Структура взаимодействия органов управления энергетическим секторов КНР (до и после изменений 2013 года)
образование, пересмотр уровней тарифов, регулирование тарифов и сборов за системные услуги; расследование нарушений нормативно-правовых актов участниками рынка и урегулирование споров между ними; контроль внедрения положений политики по обеспечению всеобщей электрификации; организация исполнения программ реформы отрасли в соответствии с указаниями Государственного совета4.
В том же году (2003) путем слияния Государственной комиссии по планированию развития и ряда департаментов Государственной торгово-экономической комиссии и Управления Государственного совета по реструктуризации экономической системы была проведена реорганизация ряда важных государственных органов. Так был создан Государственный комитет по реформам и развитию (ГКРР)5, основными задачами которого является определять и реализовывать экономическое планирование в Китае. Что касается электроэнергетики, то именно этот орган определяет тарифы на электроэнергию на станциях, тарифы за передачу и т.п.
Также в 2003 году был принят План реформы тарифов в электроэнергетике. А в 2004 году были введены базовые показатели тарифной политики (для льготных тарифов), а также механизм привязки стоимостей электроэнергии и угля. Планировалось поэтапное развитие конкуренции: 1) конкурентная борьба между генераторами, 2) введение на опто-
вом рынке конкуренции, позволяющей крупным потребителем выходить на рынок, 3) создание условий для возникновения конкурентных механизмов на розничном рынке.
В период с 2002 по 2006 год основной акцент реформы делается на развитие оптовых региональных рынков по модели «единого закупщика». В то же время в 2004 году настал черед розничного рынок, частичная реформа позволила осуществлять сделки напрямую между генераторами и потребителями.
В 2008 году для отраслевого управления в энергетическом секторе в составе ГКРР было создано Государственное энергетическое управление (ГЭУ). ГЭУ должно было собирать и анализировать информацию, участвовать в разработке стратегии развития энергетической отрасли страны, выдвигать соостветвующие инициативы, формировать и выдвигать законопроекты в области финансовой, тарифной, внешнеторговой и инвестиционной политики в энергетической отрасли. Кроме того, в компетенцию ГЭУ входило утверждение крупных проектов в энергетической сфере, выдача разрешения на строительство новых генерирующих объектов и координирование международного сотрудничества, а в особых случаях, вынесение предложений о реализации крупномасштабных проектов на рассмотрение Госсоветом КНР6.
После 2009 г. было принято решение относительно замены реформы ре-
гионального рынка генерация на реформу прямых торговых отношений. Общая концепция рынка электроэнергии Китая предусматривает создание трехуровневой структуры - национального рынка, региональных рынков и рынков электроэнергии на уровне провинций. Модель национального рынка предполагает двусторонние сделки по межрегиональной торговле электроэнергией, при этом крупные производители получат возможность подавать заявки напрямую на национальный рынок, минуя уровень регионального. Основная цель национального рынка - обеспечить снабжение энергодефицитных регионов за счет регионов с избытком генерации по экономически обоснованной цене с учетом перегрузок на межрегиональных сечения7.
В 2011 году были созданы две электроэнергетические корпорации: Энергостроительная корпорация Китая и Китайская энергетическая инжиниринговая корпорация, каждая из которых по отдельности подписали договора на оказания услуг подписали соглашения с Государственной электросетевой корпорацией Китая и Южной электросетевой корпорацией Китая. Таким образом, этап разделения крупного и мелкого бизнеса в энергетическом секторе завершился.
В 2013 году в ходе 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 12-го созыва было объявлено о предстоящей реорганизации ГЭУ и вхождении в его состав ГККЭ.
О £
ю
5
г 2
сч сч £
б
а
2 о
После завершения реорганизации основные функции ГККЭ будут переданы ГЭУ, в первую очередь - контрольная функция. Упразднение ГККЭ в первую очередь связано с отсутствием видимых результатов проводимой реформы. За 10 лет его существование главная цель реформы: создание рынка электроэнергии, - так и не была достигнута.
В тот период в ряде провинций и регионов неоднократно реализовывались пробные проекты рынков электроэнергии, с целью в дальнейшем распространить лучших опыт на остальную территорию страны. Первым опытом были пробные рынки в 6 провинциях Китая, функционировавших в период с 1999 по 2004 года. Позднее на территории Северо-Восточного Китая был создан пробный единый оптовый рынок региона, а на Западе Китая испытывалась многоуровневая схема, где рынки электроэнергии на уровне провинций сосуществуют с региональным рынком. Однако, результат ни одного из данных национальных экспериментов не был масштабирован на большую территорию.
Наиболее интересным и ценным можно считать опыт пилотного проекта в Шэнь-чжэне, который принял международную практику ценообразования в качестве средства усиления регулирования издержек сетевых компаний, а также стимулирования сетевых компаний предпринять меры по повышению эффективности. 23 октября 2014 года ГКРР издал «Уведомление о пилотном проекте реформирования тарифов за передачу и распределения электроэнергии в Шэньчжэне». Документ изменил существовавшую до этого модель получения дохода сетевыми компаниями путем установления разницы в ценах при торговле электроэнергией. Новое регулирование устанавливает верхний предел совокупного дохода сетевых компаний путем оценки и определения допустимых затрат и прибыли на основе эффективности активов. Тарифы на передачу и распределение электроэнергии были общедоступными. В то же время, будет разработана методика определения допустимых издержек. Регулирование заключается в создании механизмов стимулирования для сдерживания чрезмерных затрат сетевых компаний.
Пилотный проект в Шэньчжэне был предназначен для накопления опыта с целью более широкого внедрения новой передачи и распределения системы ценообразования и заложения прочной основы для дальнейшей реструктуризации рынка электроэнергии.
В марте 2015 года Государственный совет издал документ, озаглавленный «Мнения в отношении дальнейшего углубления реформ энергетического сектора», который рассматривал опыт и уроки, извлеченные за предыдущий период реформы, в том числе пилотный проект Шэньчжэне8 . В вышеуказанном документе определялись приоритетные направления развития китайской электроэнергетической отрасли в дальнейшем. В первую очередь упор предлагалось сделать на постепенное ослабление контроля государства, либерализацию тарифов для соответствующих конкурентных участков формирования цены на электроэнергию, за исключением передачи и распределения; упорядоченного предоставление доступа на рынок распределения электроэнергии; постепенного ослабления контроля государства, либерализацию планирования загрузки объектов генерации и потребления электроэнергии (за исключением электроэнергии на социальные нужды); а также создание и регулирование Агентств по торговле электроэнергией с определенным уровнем независимости. Вместе с тем, энергетическая безопасность по-прежнему остается одним из ключевых приоритетов страны. В связи с этим предлагается усиление государственного надзора за решением проблем в области энергетической безопасности в период перехода к рыночной системе.
В связи со сложной экологической ситуацией в стране, повышенное внимание со стороны правительства занимает «очищение» источников производства электроэнергии, что было указано ранее и в 12-м, и в текущем 13-м пятилетнем плане, принятом в октябре 2015 года. В коммюнике по итогам 5-ого пленума ЦК КПК 18-го созыва Китайское правительство отдельном пунктом прописано плановое изменение экологической стратегии КНР. Сложная экологическая обстановка в крупных городах страны и обязательства, взятые китайским правительством при ратификации проекта «Парижского соглашения», принятого на всемирной климатической конференции ООН СОР-21, состоявшейся в Париже, Франция, с 30 ноября по 12 декабря 2015 года, определяют ускорение темпов изменения структуры генерирующих мощностей. Кроме того, с конца 2015 года доработан механизм привязки стоимости электроэнергии, вырабатываемой на угольных электростанциях, к стоимости самого угля. Ранее правительство Китая также неоднократно призывало генерирующие
компании к применению передовых технологий очистки на угольных станциях путем установления более выгодных тарифов для подобных станций.
В 2016 году ГКРР провело оптимизацию себестоимости электроэнергии, направленную на понижение тарифов и снижение нагрузки производств на электроэнергию. Привязка тарифа электроэнергии с ценами на уголь дала снижение тарифов в среднем по стране на 3 мао (прим. 2.7 руб.). В середине 2016 года были отменены льготы на электроэнергию у «вредных» предприятий, в том числе перерабатывающих химические удобрения, что для обычного торгово-промышленного сектора может составить экономию в 1.05 фэня (прим. 0.09 руб.) / кВт-ч, а для крупного производственного сектора в среднем на 1.1 фэня (прим. 0.1 руб.) /кВт-ч. И все же при формировании тарифов на электроэнергию с угольных электростанций ГКРР делает основной акцент на колебание цен на уголь, с целью чего разработан целый механизм определения изменения тарифа на электроэнергию в зависимости от амплитуды колебания цены на уголь. Данная практика планируется и в 2017 году. По результатам данного опыта будет принято решение о следующих шагах в реформе ценообразования на рынке китайской электроэнергетики9.
Дальнейшее развитие энергетического сектора Китая также связано с модернизацией электрических сетей, в том числе строительство высоковольтных линий электропередач дальней протяженности, которые должны соединить самые удаленные регионы страны и создать надежную единую энергосистему с высокой пропускной способностью передачи электроэнергии. Это должно решить проблему энергодефицитных районов юго-востока и центра Китая, где жестко стоит вопрос загрязнения окружающей среды и дефицита самих источников энергии, и вместе с тем обеспечить загрузку уже построенных, но частично простаивающих мощностей, а также гарантировать сбыт для новых чистых источников северных регионах страны. В 2016 году Государственное Управление по энергетики опубликовало уведомление «О проведении работ по созданию региона «3 Севера» в целях торговли возобновляемой энергией», в котором закрепляются основополагающие принципы по стимулированию развития возобновляемой энергетики в самых «угольных» территориях страны: северном, северо-восточном, северо-западного регионов КНР. В том числе проведения работ по осуще-
ствлению прямой торговли электростанциями возобновляемых источников энергии, отопления чистыми возобновляемыми источниками энергии с помощью ветроэнергетики, по углублению механизма компенсации вспомогательных услуг предполагается снизить себестоимость чистой электроэнергии для конечного потреби-теля10.
В январе 2016 года во время рабочих заседаний ГЭК Китая для выполнения задач, поставленных Центральным Народным Правительством, главной целью корпорации до 2020 года было определено создание современной модели корпорации, работающей по принципу «Одна сила, три достоинства» (сила - развитие эффективных добротных электросетей, достоинства - качественное обслуживание, отличные результаты работы, эффективное управление активами)11.
В настоящее время Китай активно развивает не только крупное сетевое строительство, но и внедрение «умных сетей», перевод их от экспериментальных образцов к практическому применению. Первая «умная микросеть» Нинся уже успешно соединена с единой линией электропередач 35кВ. Данный демонстрационный проект введён в эксплуатацию в городе Хунсыпу, Нинсяхуэйском автономном районе, с севера прилегающей к Внутренней Монголии. Основными ресурсами микросети являются ветроэнергетика и солнечные батареи12.
Последний этап реформы проходит болезненно и долго. Как мы видим, китайское правительство в 2013 году признало несостоятельность проводимых ранее мероприятий и недостижение поставленной цели по либерализации рынка электроэнергии. В тоже время, мы стали свидетелями гибкости проводимой Центральным Народным Правительством политики в отношении реформы энергетического сектора. Лозунг Дэн Сяопина: «Переходить реку, нащупывая камни», -по-прежнему остается актуальным для главных китайских политиков. Корректировка реформы, так называемое ее углубление, включает в себя не только накопленный личный и международный опыт в данном направлении, но и синхронизацию ее с иными секторами, что позволяем смягчать удары по экономике на фоне затяжного мирового экономического и политического кризиса. Итак, ключевыми направлениями работы по углублению реформы энергетического сектора на период до 2020 года были определены: в полной силе обеспечить безопасную работу, усердно работать над
повышением уровня обслуживания предоставляемых электроэнергетических услуг, ускорить развитие электросетей разной классификации, всесторонне усилить менеджмент и управление корпорации, ускорить развитие производственной, финансовой и международной деятельности корпорации, продолжить легитимное и строгое управление, качественно выполнить всестороннюю реформацию, работать над научно-техническими открытиями, всесторонне следовать требованиям партии. Остается надеяться, что КНР в эту пятилетку сможет приблизиться к цели по либерализации рынка электроэнергетики и значительно сократить число вредных выбросов со станций, работающих на твердом топливе.
Литература
1. Ассоциация «НП Совет Рынка»: [Электронный ресурс] //Москва, URL: http://www.np-sr.ru/market/cominfo/ foreign/index.htm#9 . (Дата обращения: 12.07.2016)
2. В провинции Нингся официально введена в эксплуатацию первая интеллектуальная микро энергетическая сеть: [Электронный ресурс] //Сайт газеты «Китайские электрические сети», URL: http:// www.chinaet.net/news/201602/81322.html. (Дата обращения: 31.01.2017)
3. Капитонов И.А. Энергетическая безопасность как основа устойчивого социально-экономического развития // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-2 (65-2). С. 170-174.
4. Конференция по климату в Париже (2015): [Электронный ресурс] // Ви-кипедия, Свободная энциклопедия/ Wikimedia Foundation, Inc.. URL:https:// ru.wikipedia.org/wiki. (Дата обращения:
17.03.2016).
5. Сайт ГЭК Китая: [Электронный ресурс] //Пекин, URL: http:// www.sgcc.com.cn/xwzx/gsyw/2016/01/ 331366.shtml. (Дата обращения:
27.01.2017)
6. Уведомление о создании региона «3 Севера» по торговле возобновляемой энергией: [Электронный ресурс] // Сайт Управление энергетики КНР, Пекин, URL: http://www.chinapower.com.cn/gf&hyyw/ 20160217/14879.html . (Дата обращения: 31.01.2017)
7. Nina's market-oriented reforms in energy and environmental sector (2015): [Электронный ресурс] // Нациоанальное бюро исследований Азии/ The national bureau of Asian research. URL: http:// nbr.org/research/activity.aspx?id=581 (Дата обращения: 19.09.2016).
8. Electric Power Law of the People's Republic of China - 1996: [Электронный ресурс] // Lehman, Lee & Xu. Beijing, URL: http://www.lehmanlaw.com/resource-centre/laws-and-regulations/environment/ electric-power-law-of-the-peoples-republic-of-china-1996.html . (Дата обращения: 07.10.2016)
9. National Development and Reform Commission, Wikipedia, the Free Encyclopedia: [Электронный ресурс] // Wikimedia Foundation, Inc, URL: https:// en.wikipedia.org/wiki/ National_Development_and_Reform_Commission. (Дата обращения: 21.12.2016).
10. URL: http://www.nea.gov.cn/2017-01/16/c_135986964.htm . (Дата обращения: 08.02.2016)
11. Сайт компании Huadian Heavy Industries Co., Ltd/Пекин, URL: http:// www.chinapower.com.cn/gfhyyw/ 20160629/35572.html . (Дата обращения: 20.12.2016)
Ссылки:
1 Beijing, URL: http://www.nea.gov.cn/ 2017-01/16/c_135986964.htm . (Дата обращения: 08.02.2016)
2 National Development and Reform Commission, Wikipedia, the Free Encyclopedia: [Электронный ресурс] // Wikimedia Foundation, Inc, URL: https:// en.wikipedia.org/wiki/ National_Development_and_Reform_Commission. (Дата обращения: 21.12.2016).
3Electric Power Law of the People's Republic of China - 1996: [Электронный ресурс] // Lehman, Lee & Xu. Beijing, URL: http://www.lehmanlaw.com/resource-centre/laws-and-regulations/environment/ electric-power-law-of-the-peoples-republic-of-china-1996.html . (Дата обращения: 07.10.2016)
"Ассоциация «НП Совет Рынка»: [Электронный ресурс] //Москва, URL: http://www.np-sr.ru/market/cominfo/ foreign/index.htm#9 . (Дата обращения: 12.07.2016)
5 National Development and Reform Commission, Wikipedia, the Free Encyclopedia: [Электронный ресурс] // Wikimedia Foundation, Inc, URL: https:// en.wikipedia.org/wiki/ National_Development_and_Reform_Commission . (Дата обращения: 21.12.2016)
6National Development and Reform Commission, Wikipedia, the Free Encyclopedia: [Электронный ресурс] // Wikimedia Foundation, Inc, URL: https:// en.wikipedia.org/wiki/ National_Development_and_Reform_Commission. (Дата обращения: 21.12.2016).
О À
BS
S
if 2
7 Ассоциация «НП Совет Рынка»: [Электронный ресурс] //Москва, URL: http://www.np-sr.ru/market/cominfo/ foreign/index.htm#9 . (Дата обращения:
12.07.2016)
8 National Development and Reform Commission, Wikipedia, the Free Encyclopedia: [Электронный ресурс] // Wikimedia Foundation, Inc, URL: https:// en.wikipedia.org/wiki/ National_Development_and_Reform_Commission. (Дата обращения: 21.12.2016).
9 Стоимость электроэнергии «на понижение» даёт солнечной и ветроэнергетике конкурентное преимущество
цфПхёе" №в-ь-зцзУР5еХщУЕКЖ: [Электронный ресурс] /Сайт компании Huadian Heavy Industries Co., Ltd/Пекин, URL: http://www.chinapower.com.cn/ gfhyyw/20160629/35572.html . (Дата обращения: 20.12.2016)
10 Уведомление о создании региона «3 Севера» по торговле возобновляемой энергией: [Электронный ресурс] // Сайт Управление энергетики КНР, Пекин, URL: http://www.chinapower.com.cn/gf&hyyw/ 20160217/14879.html . (Дата обращения:
31.01.2017)
11 Сайт ГЭК Китая: [Электронный ресурс] //Пекин, URL: http:// www.sgcc.com.cn/xwzx/gsyw/2016/01/ 331366.shtml. (Дата обращения: 27.01.2017)
12В провинции Нингся официально введена в эксплуатацию первая интеллектуальная микро энергетическая сеть: [Электронный ресурс] //Сайт газеты «Китайские электрические сети», URL: http:// www.chinaet.net/news/201602/81322.html. (Дата обращения: 31.01.2017)
сч cJ £
China electricity market reform and adaptation to the current economic and environmental situation in the world
Polyakova M.R.
Lomonosov MSU
China's power industry is the largest in the world. The article discusses the electric power industry reform, starting from the end of the 70-xx years of the XX century up to the present time. The Reform's first stage tied up with the beginning of decentralization, was aligned with the start of the «Reform and opening» policy, forced economic growth, export goods production increase. The strong planning system contributed to the synchronization of all sectors of the economy, thus an active commissioning of new generating capacity started all over the country. The Reform's other stages are also characterized by the high correlation with the general course of country's development. The Reform's current stage of electricity market development is the most difficult and long-lasting, it is accompanied by a series of experiments implemented by the government in different regions. The Reform in China is accompanied by the lack of a unique public body, such as the Department of Energy, so the management and control functions are distributed between several adjacent state structures. Global economic growth fall, environmental problems also have a significant impact on the adjustment of the Reform's concept. This article describes the key events of the Reform's stage, starting from its decentralization, separation of network from generation, of large business on middle, up to the development of the electricity market.
Keywords: China PRC, market-oriented reforms, energy, power, electricity, HVDC lines, tariffs.
References
1. Association «NP Market Council»
[Electronic resource] // Moscow, URL: http://www.np-sr.ru/market/ cominfo/foreign/index.htm#9. (Reference date: 12/07/2016)
2. In the province of Ning officially put
into operation the first intelligent micro-energy network: [Electronic resource] // The site of the
newspaper «Chinese Electric Networks», URL: http:// www.chinaet.net/news/201602/ 81322.html. (Reference date: 31/01/ 2017)
3. Kapitonov IA Energy security as a
basis for sustainable social and economic development // Economy and Entrepreneurship. 2015. № 122 (65-2). Pp 170-174.
4. Conference on Climate in Paris (2015): [Electronic resource] // Wikipedia, the free encyclopedia / Wikimedia Foundation, Inc .. URL: https: //ru.wikipedia.org/wiki. (Reference date: 03.17.2016).
5. HES China Website: [Electronic resource] // Beijing, URL: http:// www.sgcc.com.cn/xwzx/gsyw/ 2016/01/331366.shtml. (Reference date: 27/01/2017)
6. Notice of a region of «3 North» Renewable energy trade: [Electronic resource] // Website of Energy Office of China Beijing, URL: http://www.chinapower.com.cn/ gf&hyyw/20160217/14879.html. (Reference date: 31/01/2017)
7. Shina's market-oriented reforms in
energy and environmental sector (201 5): [Electronic resource] // getting going Bureau of Asian Research / The national bureau of Asian research. URL: http://nbr.org/ research/activity.aspx?id = 581 (reference date: 09.19.2016).
8. Electric Power Law of the People's
Republic of China - 1996: [Electronic resource] // Lehman, Lee & Xu. Beijing, URL: http://
www.lehmanlaw.com/resource-centre/laws-and-regulations/ environment/electric-power-law-of-the-peoples-republic-of-china-1996.html. (Reference date: 10/07/ 2016)
9. National Development and Reform
Commission, Wikipedia, the Free Encyclopedia: [Electronic resource] // Wikimedia Foundation, Inc, URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ Naicnal_CfeielfcFm6rt_and_Relb(m_Comms^. (Reference date: 12.21.2016).
10. 2016 flK M« l/l3»6 yr |3Ei H-±M
5.0%: [Electronic resource] / / №bjT flbOr, s^ Beijing, URL: http://www.nea.gov.cn/2017-01/16/ c_135986964.htm. (Reference date: 08/02/2016)
11. Website of Huadian Heavy Industries Co., Ltd / Beijing, URL: http:// www.chinapower.com.cn/gfhyyw/ 20160629/35572.html . (Reference date: 12/20/2016)
6
2 ©