Электроэнергетика Китая в условиях структурной трансформации экономики (2007-2017 гг.)
00
сэ
сч
сэ £
Б
а
2 ©
Епихина Раиса Алексеевна
младший научный сотрудник экономического факультета, МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель ИБДА РАНХиГС, [email protected]
В статье рассмотрены трансформация модели экономического развития в КНР и ее влияние на электроэнергетику страны. На основе сравнительного анализа статистических отчетов Ассоциации электроэнергетических предприятий Китая (China Electricity Council) за 2007 г. и 2017 г. выявлены изменения в структурах генерации и потребления электричества, а также в области распределения инвестиций в отрасли. Показано влияние замедления темпов роста ВВП и трансформации структуры экономики на реализацию нового этапа рыночных реформ в электроэнергетике, формирование избыточных мощностей в генерации, а также увеличение числа международных проектов компаний отрасли. Отмечено, что сосуществование элементов старой и формирующейся новой модели экономического развития может сдерживать дальнейший переход КНР от угля к чистым источникам энергии.
Ключевые слова: Китай, зарубежные страны, электроэнергетика, структурная трансформация, модели экономического развития, уголь, вИэ, ТЭС, инвестиции.
Наличие надежной и эффективной системы производства и снабжения электричеством является важным условием экономического роста. Такая система тесно связана почти со всеми секторами экономики и одинаково необходима как для обеспечения производственной деятельности, так и для повышения уровня жизни граждан и удовлетворения их растущих потребностей.
Развитие электроэнергетической инфраструктуры играет особую роль на стадии модернизации. Результаты целого ряда исследований указывают на наличие взаимосвязи между темпами роста ВВП и потреблением электричества в странах с высокой долей промышленности в структуре экономики.
В то же время, по мере перехода от экстенсивного к интенсивному росту, повышается значение качества используемой энергии. Многие страны постепенно отказываются от генерации, сопряженной с загрязнением окружающей среды. В современном мире электричество должно не только стабильно поставляться на предприятия и в жилые дома. Оно должно быть безопасным, чистым и доступным по цене, прежде всего для беднейших слоев населения. На фоне развития распределенной генерации постепенно размываются границы между производителями и потребителями энергии. Кроме того, высокое значение отводится повышению уровня энергосбережения и эффективности его производства и потребления. Эти задачи становятся все более актуальны и для Китая, который проходит этап структурной трансформации экономики.
К середине первого десятилетия XXI в. восточноазиатская модель догоняющего развития, которая была внедрена в КНР в период экономических реформ, достигла своего пика. В 2007 г. Китай представлял собой вторую экономику мира по паритету покупательной способности с темпами роста реального ВВП в размере 14,2% [1]. При этом, он занимал первое место в мире по объему экспорта, производству стали, угля, цемента и ряда других товаров [2].
Как и в других развивающихся странах, в основе модели лежали механизмы экстенсивного роста1. Среди ее основных элементов традиционно указывают:
- высокую численность населения и наличие молодой и дешевой рабочей силы,
- недооцененную национальную валюту,
- экспортную ориентацию,
- масштабный приток прямых иностранных инвестиций,
- сверхвысокие накопления,
- низкую процентную ставку по кредитам,
- главенствующую роль государства в распределении ресурсов [3].
Вместе с тем после мирового финансового кризиса 2008 г., а также под влиянием ряда внутренних и внешних факторов, многие из них трансформировались и перестали обеспечивать двузначные темпы роста ВВП.
Во-первых, в результате реализации политики контроля рождаемости существенно изменились демографические характеристики КНР, что повлияло на рынок труда. С одной стороны, увеличилась доля престарелых граждан. С другой, - по мере развития системы образования на рынке труда существенно увеличилось число дипломированных специалистов, что привело к росту средней заработной платы.
Во-вторых, учитывая, что с 2005 г. под влиянием США КНР последовательно повышал курс юаня по отношению к доллару, дорожает и китайская экспортная продукция. Темпы роста экспорта КНР после 2012 г. не возвращались к двузначным показателям, что во многом связано с замедлением темпов роста поставок в США. Причём, улучшение динамики в условиях торговой войны между двумя крупнейшими партнерами маловероятно.
В-третьих, обратной стороной масштабных инвестиций в основные фонды стал огромный долг2 и избыточные производственные мощности, прежде всего в промышленности и энергетике. При этом Китай столкнутся с высокими экологическими издержками экстенсивного роста. С 2006 г. он является крупнейшим производителем диоксида углерода в мире, что в значительной степени обусловлено развитием теплоэнер-
График 1. Изменение структуры ВВП КНР в 1978-2017 гг., % Составлено по: [5]
Таблица 1
Потребление электроэнергии в Китае в 2007 г. и 2017 г. Составлено и рассчитано по: [7], [8].
2007 г. 2017 г.
Объем потребления. ТВт-ч Прирост к 2006 г., % Доля, % Объем потребления. ТВт-ч Пр Ир ост к 2016 г., % Доля, %
Суммарное потребление электрн ч еско й энергии 3256.5 14,8 100 6307,7 6,6 100
е т.ч.: Первичный сектор 86,3 3,8 2,7 115,5 7,3 1,8
Вторичный сектор 2490.9 16 76,5 4441,3 5,5 70.4
б т.ч.: легкая промышлен ностъ тяжелая промышленность 446,7 2013,0 8,9 17,7 13.7 61.8 749,3 3613,1 7 5,2 11,9 57,3
Третичный сектор 318,5 12,9 9,8 881,4 10,7 14,0
Население 360,8 11.4 11.1 869.5 7,8 13.8
гетики и энергоемких отраслей промышленности. Кроме того, остро стоят проблемы засоления почв и истощения ресурсов пресной воды, особенно на севере страны, где расположены крупные угольные бассейны.
Наконец, по мере усиления политических и экономических позиций на мировой арене, особенно после финансового кризиса 2008 г., КНР сама стала крупным инвестором.
Одним из наиболее заметных проявлений трансформации в экономике КНР является изменение ее структуры. Так, с 2007 г. доля вторичного сектора в ВВП сократилась с 46,9% до 40,5% в 2017 г., в то время как удельный вес сферы услуг вырос с 42,9% до 51,6% (см. график 1) и впервые в истории КНР превысил показали других секторов экономики.
Рассмотренные изменения оказали существенное влияние и на электроэнер-
гетику Китая. Адаптация отрасли к новым потребностям развития страны наглядно прослеживается при сравнении данных за 2007 г., на который пришелся пик старой модели, и 2017 г.
Так, за указанный период по мере исчерпания ресурсов старой модели роста произошли изменения в структуре потребления электрической энергии. Несмотря на общий рост спроса на электричество, его темпы в разных секторах экономики были неравномерны. В частности, за 10 лет потребление во вторичном секторе выросло в 1,8 раз. В то же время, спрос со стороны населения вырос в 2,4 раза, а в сфере услуг - в 2,8 раз. В результате удельный вес вторичного сектора за 10 лет снизился, а сферы услуг и населения - увеличился (см. таб.1).
Эти изменения в значительной степени были обусловлены снижением спроса со стороны энергоемких предприятий
в условиях спада в традиционных секторах экономики, а также усилением экологического надзора со стороны соответствующих ведомств.
В то же время, на них сказалось появление новых «точек роста» в экономике, например, в высокотехнологичных отраслях, сфере информационных технологий и сопутствующей инфраструктуры для передачи и хранения данных3, машиностроении, фармацевтике и др. Так, ввиду стремительного развития электронной коммерции, электрификации железных дорог, развития метрополитена и внедрения экологически безопасных видов общественного транспорта, расход электричества в этих сферах в 2017 г. вырос на 13,3%. [6]
Помимо этого, в Китае происходит постепенное замещение электричеством ряда видов топлива в транспорте, теплоснабжении, промышленности и для бытовых нужд населения.
Наконец, развитие урбанизации в Китае и общий рост доходов горожан, увеличение парка электромобилей и инфраструктуры для их зарядки, а также реализация государственной политики субсидирования покупки электроприборов жителями деревни после мирового финансового кризиса, способствовали увеличению потребления электричества населением.
Население и предприятия сферы услуг, однако, неспособны в полной мере компенсировать сокращение спроса в промышленности. В связи с этим в сфере генерации электроэнергии в КНР образовались избыточные мощности. Для решения этой проблемы в 2017 г. китайскими властями был принят план «реформы предложения» в теплоэнергетике [9], направленный на сокращение числа угольных теплоэлектростанций.
При этом изменились задачи, которые решает электроэнергетика. Так, в конце XX - начале XXI века перед Китаем стояла задача увеличения установленных мощностей для обеспечения растущего спроса и снижения риска полного или частичного отключения электроэнергии. В результате в КНР была создана крупнейшая в мире электроэнергетическая система, которая стала важным элементом инфраструктуры, необходимой для осуществления «китайского экономического чуда».
В условиях структурной трансформации экономики у Китая появилась возможность провести оптимизацию структуры генерации и создать больше возможностей для перетоков электроэнер-
© £
Я
3
*
а
2 а
8
00
сэ
сч
сэ £
Б
а
2 ©
гии между регионами страны. Этим во многом объясняется кардинальные изменения в распределении инвестиций в электроэнергетике КНР. Финансирование объектов генерации сократилось как в абсолютных показателях, так и в долевом отношении. При этом инвестиции в развитие сетевой инфраструктуры увеличились более чем в 2 раза (см график 1). Протяженность ЛЭП выросла с 328,4 тыс. км в 2007 г. до 687,8 тыс км в 2017 г. Появились созданные на базе китайских разработок линии сверхвысокого напряжения, обеспечивающие поставки энергии из богатых энергоресурсами северных, западных и юго-западных провинций Китая в крупные центры потребления на юге и востоке страны.
В структуре генерации происходит постепенный переход от угля к неископаемым источникам энергии. Это сложный процесс, который потенциально может привести к сокращениям рабочих мест в угольной промышленности и теплоэнергетике и потому сопряжен с социально-экономическими рисками. В связи с этим изменения в этой сфере происходят медленнее, чем хотели бы экологи. Тем не менее, по состоянию на конец 2017 г., доля ТЭС в структуре установленных мощностей снизилась до 62,2% (в 2007 г. она составляла 77,4%). Власти закрыли или приостановили работу угольных ТЭС суммарной мощностью 65 ГВт, таким образом перевыполнив план на год (50 ГВт)4.
Так, в 2017 г. объем выработанной угольными электростанциями энергии вырос по сравнению с предыдущим годом на 4,8%. В то же время, произошло снижение удельного веса этого вида энергии в структуре генерации. Оно было достигнуто за счет еще более динамичного роста генерации на основе других видов энергии (ветряная энергия: +2б,3%, атомная энергия: + 16,5% по сравнению с 2016 г.). Увеличились и доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в структуре установленных мощностей в КНР. Так, доля подключенных к сетям вет-роэлектростанций (ВЭС) достигла 9,2%, а солнечных электростанций (СЭС) -7,3%. Для сравнения: в 2007 г. удельный вес ВЭС составлял 0,6%, а данные о СЭС в отчетах Ассоциации электроэнергетических предприятий Китая не приводились.
Показательны изменения в структуре ввода в строй новых электростанций (см. таб. 2). Если в 2007 г. ТЭС составляли 82% новых мощностей, то в 2017 г. их удельный вес снизился до 34,2%. Наи-
900 800 700 600 1 500 ? 400 5 300 200 100 0
2007 2017
Всего Доля Всего Доля
□ инвестиции в прокладку сетей 245,1 млрд юаней 43.2% 531,5 млрд юаней 66,3%
□ инвестиции в строительство электростанций 322,6 млрд юаней 56.8% 270 млрд юаней 33,7%
График 1. Инвестиции в развитие электроэнергетики Китая в 2007 г. и 2017 г. Составлено по: [7], [8].
Таблица 2
Структура генерации и установленных мощностей в КНР в 2007 г. и 2017 г. Комментарии:
В китайской статистике в разделе «ТЭС» учитываются теплоэлектростанции, работающие на угле, газе и биотопливе.
* Расчеты автора. (Точный показатель за 2017 г. в материалах Ассоциации не приводится). ** Данные о генерации и суммарной установленной мощности ВИЭ в 2017 г. приводятся с учетом объектов, подключенных к сетям. В остальных случаях - с учетом всех подключенных и неподключенных объектов.
Составлено и рассчитано по: [6], [7], [8].
Генерала электрической энергии Суммарная установленная мощность генерирующего оборудования Установленная мощность введенных в строй новых электростанций
2007 2017 2007 2017 2007 2017
Всего, ТВт-ч Доля. % Всего, ТВт-ч Доля, К Всего, ТВт-ч Доля, % Всего, ТВг-ч Доля, % Всего, ТВт-ч Доля, % Всего, ГВт-ч Доля, %
ВСЕГО .1264.4 юи 641 ",9 нш -1М.2 И >11 1777 юо 10) Я 1110 ш.7 М)|>
в том числе:
ГЭС 471,4 14.4 1194,5 18,6 148,2 20,6 341,2 19,2 13,1 12.9 12,9 9,6
ТЭС 2720.7 83.3 45513 70,9 556,1 77,4 1106 62,2 83,6 82.0 45.8 34.3
«т.ч. угольные ТЭС 4136.5' 64.5 38.6 28.9
АЭС 62,9 1.9 2483 3,9 8,9 1,2 35,8 2,0 2.0 2,0 2,2 1.6
ВЭС** 305,7 4,8 4,2 0,6 163,7 9,2 3,0 2,9 19,5 14.6
Солнечные элеетро станции 118,2 1.8 130,3 53,4 39,9
большую долю составили солнечные электростанции (39,9%). 14,6% составили ВЭС (в 2007 г. - 3%).
В целом рост ВИЭ в Китае в последние 10 лет был обусловлен актуализацией экологической повестки в условиях масштабного ухудшения качества воздуха, воды и почв. Кроме того, на него повлияли снижение издержек производства, создание соответствующей законодательной базы, развитие системы регулирования и субсидирования ВИЭ, подключение большего числа станций к сети, формирование крупных ветропарков и парков по производству солнечной энергии, а также становление распределенной
энергетики и использование СЭС в рамках реализации программ по борьбе с бедностью.
Важным трендом развития электроэнергетики в последние годы стали рыночные реформы в отрасли. Они уже проводились в КНР на более ранних этапах экономических преобразований, но были фактически «заморожены». Из-за высокого спроса на электричество и, как следствие, быстрого роста спотовых цен, в середине первого десятилетия XXI в. были прекращены эксперименты с торговлей электроэнергией. Ограничения в развитии рынка были также связаны с неразвитостью регуляторной базы и сетевой инфра-
структуры, которые не позволяли осуществлять масштабные перетоки энергии между регионами. Кроме того, сетевые компании препятствовали подключению к инфраструктуре строящихся объектов возобновляемой энергетики5. В связи с этим значительный объем дешевой энергии ВИЭ долгое время оставался невостребованным в энергосистеме6.
По мере того, как спрос на электроэнергию падал, сетевая инфраструктура становилась все более современной, а контроль за подключением объектов ВИЭ - более жестким, вопрос о рыночных реформах вновь оказался на повестке. В 2015 г. был официально начат новый этап преобразований.
По состоянию на конец 2017 г., всего было продано 4866,1 ТВт-ч электроэнергии, в т.ч. в рамках рынка 1632,4 ТВт-ч [6], [8]. Таким образом, рыночные продажи составили 25,9% всей электроэнергии, потребленной в Китае за год. Торговля электроэнергией была организована во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения, за исключением Тибетского автономного района и провинции Хайнань [13].
Помимо крупных промышленных компаний местные власти поддерживают участие в рыночных сделках высокотехнологичных и современных перерабатывающих предприятий, а также компаний, специализирующихся на обработке и хранении больших объемов данных. (Население в рыночных операциях не участвует). Во многих регионах страны к торгам также допускаются и активно в них участвуют сбытовые компании. Благодаря этому даже малые и средние предприятия со сравнительно небольшими объемами потребления электричества могут ощутить эффект реформы благодаря таким «посредникам».
Несмотря на рост цен на уголь в 2017 г., цена 1 МВт-ч на рынке электрической энергии была в среднем на 50 юаней/ МВт-ч ниже, чем средние тарифы, устанавливаемые властями. В целом участие в рыночных торгах позволило предприятиям в сфере промышленности и торговли снизить расходы на электроэнергию на 60,3 млрд юаней.
Наконец, в условиях насыщения внутреннего рынка и на фоне снижения темпов роста ВВП китайские электроэнергетические компании используют проекты за пределами КНР в качестве способа создания новых рынков для собственной электроэнергетической продукции и максимизации прибыли. Причем они часто включаются в «Инициативу Пояса и Пути»
и продвигаются при поддержке властей.
Расположенные в разных частях света в развитых и развивающихся странах проекты в генерации и строительстве сетевой инфраструктуры имеют ряд общих характеристик. В большинстве случаев они получают финансирование по линии крупнейших государственных финансовых институтов, направлены на продвижение китайских техстандартов и использование машин и оборудования китайского производства (в т.ч. для загрузки имеющихся в стране производственных мощностей и рабочей силы).
Для усиления позиций китайских государственных (в т.ч. электроэнергетических) компаний на мировом рынке, а также в целях сокращения их количества, оптимизации инвестиций и борьбы с перепроизводством, власти поддерживают слияния предприятий7. Параллельно ведется работа по закрытию малых генерирующих мощностей. Таким образом, современные электроэнергетические компании КНР представляют собой крупные холдинги, входящие в глобальный список Fortune - 500 и реализующие инвестиционные проекты по всему миру8.
Заключение
В условиях структурных трансформаций в экономике китайские власти находятся в поиске новой модели развития. Некоторые ее элементы уже определены. Так, драйверами роста должны стать внутреннее потребление и сфера услуг, а также масштабные инвестиции в НИОКР, внедрение инновационных разработок и дальнейшая цифровизация экономики. Высокое значение отводится обеспечению экологической безопасности. Открытыми, однако, остаются вопросы влияния государства и рынка на распределение ресурсов.
При этом переход к новой модели последние 10 лет во многом сдерживался из-за особенностей системы оценки эффективности китайских чиновников на местах. Одним из ее основных критериев был показатель темпов экономического роста в регионах, которыми они управляли [15]. В связи с этим руководители, желавшие обеспечить себе карьерный рост, нередко обращались к проверенным временем инструментам стимулирования роста ВРП за счет крупных и во многих случаях энергоемких инфраструктурных проектов. Такой подход осложнял переход от экстенсивного к интенсивному росту.
В настоящее время в разных регионах и секторах экономики КНР сосуществуют элементы старой и формирующей-
ся новой моделей развития. Это обстоятельство сказывается и на электроэнергетике.
С одной стороны, на рост потребления электричества все большее влияние оказывают новые драйверы, такие как развитие городов, рост доходов населения, цифровизация экономики, увеличение парка электромобилей и зарядной инфраструктуры, а также объявленный властями переход в теплоснабжении от угля к электричеству и газу как более чистым видам энергии. С другой стороны, динамика спроса на него по-прежнему в значительной степени сопряжена с производственной активностью на предприятиях тяжелой промышленности9.
В связи с этим, несмотря на успехи, достигнутые в развитии альтернативной энергетики, уголь все еще удерживает лидирующие позиции в структуре генерации КНР. В сочетании с практикой приоритетных закупок электричества ТЭС и растратой энергии ВИЭ, такое положение дел, видимо, будет замедлять переход Китая к чистым источникам энергии в генерации.
Литература
1. GDP growth (annual %) [Электронный ресурс] / The World Bank. Data. Режим доступа: https://data.worldbank.org/ indicator/ NY.GDP.MKTP.KD.ZG?locations=CN (дата обращения 30.07.2018).
2. Top Exporters. Import Trade and Tariff By Country and Region 2007 [Электронный ресурс] / WITS (World Integrated Trade Solution). Режим доступа: https:// wits.worldbank.org/CountryProfile/en/ Country/WLD/Year/2007/TradeFlow/Import (дата обращения: 30.07.2018).
3. Гельбрас В. Г. Тридцатилетие эпохи «реформ и открытости» в Китае // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 6. С. 73-83.
4. Orlik T., Chen F., Wan Q., Jimenez J. Sizing Up China's Debt Bubble: Bloomberg Economics [Электронный ресурс] / Bloomberg. 09.02.2018. Режим доступа: https://www.bloomberg.com/news/articles/ 2018-02-08/sizing-up-china-s-debt-bubble-bloomberg-economics (дата обращения: 30.07.2018).
5. National Data. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Государственного статистического управления КНР. Режим доступа: http://data.stats.gov.cn/ easyquery.htm?cn=C01 (дата обращения: 30.07.2018).
6. Ассоциация электроэнергетических предприятий Китая опубликовала «Ана-
О
3
в
3
V
а
2 а
8
00
сэ
сч
сэ £
Б
а
2 ©
литическии доклад о спросе и предложении на электроэнергию в Китае в 2017 г. и прогноз на 2018 г.» (на кит.яз.) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Ассоциации электроэнергетических предприятий Китая. Режим доступа: http:// www.cec.org.cn/guihuayutongji/ gongzuodongtai/2018-02-01/177584.html (дата обращения: 30.07.2018).
7. Ассоциация электроэнергетических предприятий Китая опубликовала статистические данные о [развитии] электроэнергетики в 2007 г. [Электронный ресурс] / Центр сертификации Ассоциации электроэнергетических предприятий КНР. Режим доступа: http://cecc.com.cn/ ceccnew/news_dtl.asp?id=705&z_id=&co m_d=468Wet6hetCR£fe9Eonveiiy=OChlV^:F5HcfNED (дата обращения: 30.07.2018).
8. Статистический экспресс-отчет о развитии электроэнергетики КНР в 2017 г. (таблица) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Ассоциации электроэнергетических предприятий Китая. Режим доступа: http://www.cec.org.cn/d/file/ guihuayutongji/tongjxinxi/niandushuju/ 2 0 1 8 - 0 2 - 0 6 / e5afbbaef9d52236191fddf265b4308c.xls (дата обращения: 30.07.2018).
9. Мнение о продвижении структурной реформы предложения [в целях] устранения и предотвращения риска [образования] избыточных мощностей в угольной генерации (на кит. яз.). [Электронный ресурс] / Официальный сайт Государственного комитета по развитию и реформе. Режим доступа: http:// www.ndrc.gov.cn/zcfb/zcfbtz/201708/ W020170814412978201677.pdf (дата обращения: 30.07.2018).
10. China beats 2017 coal-fired power capacity reduction target: Xinhua [Электронный ресурс] / Reuters. 01.03.2018. Режим доступа: https://www.reuters.com/ article/us-china-coal/china-beats-2017-coal-fired-power-capacity-reduction-target-xinhua-idUSKCN1GD43K (дата обращения: 30.07.2018).
11. О подключении к сетям [объектов] ветрогенерации (на кит. яз.) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Государственного управления по энергетике КНР. Режим доступа: http:// www.nea.gov.cn/2018-02/01/ c_136942234.htm (дата обращения: 30.07.2018).
12. В 2017 г. установленная мощность введенных в строй новых солнечных электростанций составила 53,06 ГВт, что превышает аналогичный показатель других ВИЭ (на кит. яз.) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Государ-
ственного управления по энергетике КНР. Режим доступа: http://www.nea.gov.cn/ 2018-01/24/c_136920159.htm (дата обращения: 30.07.2018).
13. В 2017 г. более j электричества было продано в рамках рынка. Рыночный механизм способствовал [появлению] заметных успехов в сбыте чистой энергии (на кит.яз.) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Государственного комитета по развитию и реформе. Режим доступа: http://www.ndrc.gov.cn/ fzgggz/jjyx/mtzhgl/201 801 / t20180124_874999.html (дата обращения: 30.07.2018).
14. Fortune Global 500 [Электронный ресурс] / Fortune. Режим доступа: http:// fortune.com/global500 (дата обращения: 30.07.2018).
15. Goodman M., Parker D. Navigating Choppy Waters: China's Economic Decisionmaking at a Time of Transition. Washington, DC: Center for Strategic & International Studies; Lanham, MD: Rowman & Littlefield. 2015. Р. 24.
Ссылки:
1 В 2007 г. будущий премьер Госсовета КНР Ли Кэцян признавался, что для оценки ситуации в экономике достаточно следить за динамикой лишь трех показателей: потребления электроэнергии, объемов выданных банками займов и железнодорожных перевозок Выбор именно этих критериев в качестве основных подтверждает экстенсивный характер роста экономики КНР того периода. Впоследствии формула Ли Кэцяна легла в основу одноименного индекса развития экономики Китая, который с 2010 г. публикует журнал The Economist.
2 К середине 2017 г. он достиг 256 % ВВП КНР. [4]
3 В частности, в автономном районе Вн.Монголия, провинции Гуйчжоу и ряде регионов на западе страны, где также имеются богатые энергетические ресурсы, были созданы крупные дата-центры.
4 К 2020 г. планируется остановить угольные ТЭС суммарной мощностью 109 ГВт. Суммарная установленная мощность таких станций не должна будет превышать 1100 ГВт. [10]
5 Генерация электричества ВИЭ характеризуется нестабильностью, что представляет технологические риски для традиционных сетей низкого напряжения.
6 Несмотря на меры, предпринимаемые для решения этой проблемы, она сохраняется по сей день, хотя ее острота постепенно снижается. По состоянию на конец 2017 г, в среднем по стране 12%
электричества ВЭС и 6,2% энергии СЭС не были закуплены сетевыми компаниями для последующей продажи потребителям. Во многих регионах с высоким удельным весом ВИЭ эти показатели значительно выше. [11], [12].
7 Так, в 2017 г. было одобрено объединение крупнейшей угледобывающей компании Шэньхуа с одной из пяти основных генерирующих компаний - Го-дянь. В результате была создана крупнейшая генерирующая компания в мире.
8 В частности, в период с 2007 по 2017 гг. Государственная электросетевая корпорация Китая (ГЭК Китая, State Grid) поднялась с 24 на 2 место в рейтинге Fortune Global 500. Других китайских электроэнергетических компаний в списке 2007-го года не было, однако многие фигурируют в нем в 2017 г. [14]
9 В региональном разрезе она, скорее всего, будет постепенно смещаться во внутренние провинции страны, которые становятся новыми центрами экономической активности, в т.ч. в рамках реализации проектов «Инициативы Пояса и Пути». При этом возврат к двузначным темпам роста потребления электроэнергии десятилетней давности маловероятен.
China's Electric Power Sector Amid Structural Transformation of the National Economy (2007-2017)
Epikhina R.A.
Lomonosov Moscow State University
The article examines China's economic model transformation and its impact on the national electric power sector. Based on the comparative analysis of the China Electricity Council statistical reports for 2007 and 2017 the author identifies major shifts in the structures of power generation and consumption, as well as the structure of investment in the electricity industry. The results of the study show that the ongoing transformation of the Chinese economy and the slowdown of the national GDP growth rate have had a positive impact on market reforms in power sector, but led to an overcapacity in generation. They also implied increased internationalization of the Chinese power companies. However, China's transition from coal to clean energy may slow down until China fully adopts the new development model.
Keywords: China, foreign countries, electric power, structural transformation, economic development models, coal, renewables, thermal power, investment.
References
1. GDP Growth (Annual %). The World Bank. Data.
Available at: https://data.worldbank.org/ indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?locations=CN (accessed 30.07.2018).
2. Top Exporters. Import Trade and Tariff By Country
and Region 2007. WITS (World Integrated Trade Solution). Available at: https:// wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/ WLD/Year/2007/TradeFlow/Import (accessed 30.07.2018).
3. Gelbras V. 30 let reform i otkryitosti Kitaya [30
years of reforms and openness of China].
Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2009. № 6. Pp. 73-83.
4. Orlik T., Chen F., Wan Q., Jimenez J. Sizing Up
China's Debt Bubble: Bloomberg Economics. Bloomberg. 09.02.2018. Available at: https:/ /www.bloomberg.com/news/articles/2018-02-08/sizing-up-china-s-debt-bubble-bloomberg-economics (accessed
30.07.2018).
5. National Data. National Bureau of Statistics of
China. Available at: http://data.stats.gov.cn/ easyquery.htm?cn=C01 (accessed 30.07.2018).
6. China Electricity Council Publishes the 2017
Electric Power Demand and Supply Analytical Report and the 2018 Forecast of China's Power Industry [Development] (in Chinese). China Electricity Council. Available at: http:// www.cec.org.cn/guihuayutongji/ gongzuodongtai/2018-02-01/177584.html (accessed 30.07.2018).
7. China Electricity Council Publishes Statistics on
Electric Power Sector Development in 2007 (in Chinese). China Electricity Council Certification Center. Available at: http:// cecc.com.cn/ceccnew/
news_dtl.asp?id=705&z_id=&com_id=46&We bShieldDRSessionVerify=00hTV5zNDPj5HiqsN5l0 (accessed 30.07.2018).
8. Statistical Report on China's Electric Power Sector
Development in 2017 (table) (in Chinese). China Electricity Council. Available at: http:// www.cec.org.cn/d/file/guihuayutongji/ tongjxinxi/niandushuju/2018-02-06/ e5afbbaef9d52236191fddf265b4308c.xls (accessed 30.07.2018).
9. Opinion on Promoting the Structural Supply-
Side Reform in Order to Prevent and Resolve the Risk of Excess Coal-fired Power Capacity (in Chinese). National Development and Reform Commission. Available at: http:// www.ndrc.gov.cn/zcfb/zcfbtz/201708/ W020170814412978201677.pdf (accessed 30.07.2018).
10. China Beats 2017 Coal-fired Power Capacity Reduction Target: Xinhua. Reuters. 01.03.2018. Available at: https:// www.reuters.com/article/us-china-coal/china-beats-2017-coal-fired-power-capacity-reduction-target-xinhua-idUSKCN1GD43K (accessed 30.07.2018).
11. Grid Connection of Wind Power in 2017. (in Chinese). National Energy Administration. Available at: http://www.nea.gov.cn/2018-02/ 01/c_136942234.htm (accessed 30.07.2018).
12. New Solar Power Installed Capacity Reached 53,06 GW in 2017 - More Than New Installed Capacity of Other Renewables (in Chinese). National Energy Administration. Available at: http://www.nea.gov.cn/2018-01/24/ c_136920159.htm (accessed 30.07.2018).
13. Electricity Market Trading Accounted for More than 1/4 in 2017. Market Mechanism Enabled Effective Clean Energy Distribution (in Chinese). National Development and Reform Commission. Available at: http:// www.ndrc.gov.cn/fzgggz/jjyx/mtzhgl/201801/ t20180124_874999.html (accessed 30.07.2018).
14. Fortune Global 500. Fortune. Available at: http:/ /fortune.com/global500 (accessed 30.07.2018).
15. Goodman M., Parker D. Navigating Choppy Waters: China's Economic Decisionmaking at a Time of Transition. Washington, DC: Center for Strategic & International Studies; Lanham, MD: Rowman & Littlefield. 2015. P. 24.
О
3
В
s
v
a
2 a
8