13. КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО; ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.07)
13.1. РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ1
Ахмадова Марьям Абдурахмановна, аспирант кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Место учебы: Российский университет дружбы народов
1 Статья подготовлена в ходе работы по гранту РФФИ 2018 г. на тему «Общие черты и национальные особенности гражданско-правового регулирования инвестиционной деятельности в России, КНР, Японии и Южной Корее при реализации интеграционных проектов «энергетического кольца», зоны свободной торговли и развития Дальнего Востока» (проект 18-011-00745 А, грантополу-
чатель и научн. рук. - д.ю.н., проф. Беликова К.М.).
Аннотация: предметом исследования настоящей статьи выступает вопрос инвестиционного сотрудничества России и Китая в сфере электроэнергетики в формате региональной интеграции стран Северо-Восточной Азии в виде «Азиатского энергетического суперкольца». Автором энергетическое сотрудничество между Россией и Китаем рассматривается в качестве одного из ведущих элементов двусторонних отношений, которое может оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие территорий российского Дальнего Востока. В статье представлена характеристика основных этапов российско-китайских контактов в сфере электроэнергетики, обозначены основные тенденции и долгосрочные экспортные перспективы сотрудничества в данном направлении. Отмечена одна из основных проблем энергетического сотрудничества России и Китая, выражающаяся в расхождении российской и китайской стороны в ценовой политике на энергоносители.
Ключевые слова: Азиатское суперкольцо, Россия, Китай, электроэнергетика, Дальний Восток, Северо-Восточная Азии, источники генерации.
THE RUSSIAN-CHINESE INVESTMENT COOPERATION IN THE SPHERE OF POWER INDUSTRY: LEGAL ASPECT
Akhmadova Maryam A., post-graduate of Department of Civil Law,Civil Procedure and International Private Law Study place: Peoples' Friendship University of Russia(RUDN University)
Annotation: the subject-matter of the article is the issue of investment cooperation between Russia and China in the electricity sector, particularly by way of regional integration of Northeast Asian countries - in the format of «Asian Energy Super Ring». Energy cooperation between Russia and China is considered as one of the leading elements of the bilateral relations, which can have a significant impact on the socio-economic development of the Russian Far East. The article focuses on the main activities in the electric power industry, the main long-term export prospects of cooperation in this direction. One of the main problems of energy cooperation between Russia and China - the discrepancy between the Russian and Chinese parties in the energy pricing policy is noted.
Keywords: Asian super ring, Russia, China, electric power industry, Far East, North-East Asia, sources of generation.
Мировые интеграционные процессы, происходящие в настоящее время, диктуются новыми вызовами, что заставляет взглянуть на место России с точки зрения глобализации1. При этом «одним из проявлений глобализации можно считать развитие приграничного сотрудничества, которое неизбежно ведет к созданию единого правового пространства» . С геополитической точки зрения, вне всякого сомнения, преобладает заинтересованность в развитии сотрудничества со странами
1 Правовое регулирование трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, в странах БРИКС = Legal regulation of labor relations with a foreign element within the BRICS countries: учебное пособие / К.М. Беликова. - Москва : РУДН, 2017. - 256 с.
2 Беликова К.М., Бадаева Н.В., Ахмадова М.А. Некоторые правовые аспекты защиты права потребителей в странах ЕАЭС. // Пробелы в российском законодательстве. - 2016. - № 6. - С. 31-35.
Северо-Восточной Азии (напр., Китай, Япония, Республика Корея и др.) в целях укрепления положения России в данном регионе, а также экономического развития российского Дальнего Востока как территории сосредоточения энергетических ресурсов, поскольку территория Дальнего Востока составляет 36% всей территории нашей страны, при этом при этом здесь живет меньше 5% населения РФ, тогда как недра содержат значительные запасы каменного угля (30%), углеводородов (20%), редкоземельных и цветных металлов, а леса - порядка 25% древесины.
Однако, несмотря на огромный природно-ресурсный потенциал, роль этого региона в специальной литературе характеризуется как незначительная, поскольку уникальные возможности остаются практически незадействованными, а российское приграничье в экономическом смысле пока выполняет скорее
барьерные, чем контактные функции3. В этой связи стоит отметить, что в числе основных причин, сдерживающих развитие Дальнего Востока, можно назвать следующие:
1. Депопуляция;
2. Слабое развитие инфраструктурных отраслей - транспорта, энергетики, распространения информации;
3. Плохое развитие инновационных направлений и пр.4
И исторически «подъем данного региона является одной из наиболее сложных стратегических задач территориального развития России»5. Главное направление развития Дальнего Востока, по нашему мнению, - это осуществление инфраструктурных проектов, которые, в свою очередь, нуждаются в масштабных инвестициях. На сегодняшний день источником инвестиций в большинстве своем выступают средства из государственного бюджета, выделяемые в соответствии с федеральными целевыми программами6. Дефицит бюджетных инвестиций представляется возможным преодолеть за счет инвестиционных поступлений, которые могут быть привлечены в ходе масштабных интеграционных процессов в СевероВосточной Азии (далее - СВА) с участием России. По этой причине активное сотрудничество с перечисленными странами следует расценивать как реальный инструмент комплексного развития экономики региона.
Анализируя направления и конкретные проекты, направленные на развитие сотрудничества между Россией и странами СВА, отдельного внимания заслуживает сфера электроэнергетики, поскольку от 1/3 до половины всего энергопотребления в мире происходит в виде электрической энергии7.
Так, одним из масштабных проектов, формирующих основу будущей экономической интеграции, можно признать работу, направленную на объединение энергосистем стран СевероВосточной Азии в «Азиатское энергетическое суперкольцо». Именно эта идея активно обсуждалась в сентябре 2016 г. на Восточном экономическом форуме во Владивостоке8. На нем президент России В.В. Путин впервые открыто высказался в поддержку концепции по созданию энергетического суперкольца, отметив, готовность со стороны России предоставить странам-партнерам проекта долгосрочную конкурентную в Азиатско-Тихоокеанском регионе цену на электроэнергию на долгосрочный период, а для скорейшей реализации этого
3 См.: Титаренко М.Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. М., 2008. С. 43.
4 См.: Капустин А.Я. Россия и АТЭС: экономическая стратегия взаимодействия. В кн.: Саммит АТЭС: правовые механизмы региональной интеграции: Монография / Под ред. академика РАН Т.Я. Хабриевой. -М.: Статут, 2012. - С. 125.
5 Российский Дальний Восток: стратегия развития в XXI веке: Монография / Отв. ред. Л.А. Аносова. - М.: Институт экономики РАН. 2014. -С. 8-10 (214 с.)
6 См.: Постановление Правительства РФ от 15.04.1996 № 480 (ред. от 28.12.2016) «Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» // СЗ РФ от 22 апреля 1996 г. № 17 ст. 2007 (без приложения). URL: http://base.garant.ru/1519225/#friends (дата обращения: 02.03.2018)
7 Петухов. И.А. Электроэнергетика. // Основные отрасли и сферы экономики современного Китая: в 2 кн. / Российская акад. наук, Федеральное гос. бюджетное учреждение науки Ин-т Дальнего Востока Российской акад. наук; [сост. П. Б. Каменнов]. - М.: ИДВ РАН, 2012. - С. 179.
8 ВЭФ-2016. Выступление Владимира Путина на Восточном экономи-
ческом форуме во Владивостоке. Трансляция 360. 03/09/2016. URL:
http://e-news.su/mnenie-i-analitika/131108-vef-2016-vystuplenie-
vladimira-putina-na-vostochnom-ekonomicheskom-forume-vo-vladivostoke-
translyaciya-360.html (дата обращения: 02.03.2018)
проекта предложил сформировать межправительственную рабочую группу9.
Идея объединения энергосистем стран СВА активно лоббируется представителями крупнейших энергетических компаний этих стран. Так, 30 марта 2016 г. в Пекине в рамках заключительной конференции, посвященной вопросам глобального энергетического взаимодействия «Global Energy Interconnection Conference», был подписан Меморандум между китайской государственной электросетевой корпорацией State Grid Corporation of China, японской корпорацией Softbank, энергетической компанией Южной Кореи Korea Electric Power Corporation (KEPCO) и российской компанией ПАО «Россети»10. Согласно положениям данного Меморандума стороны договорились в целях разработки межправительственного соглашения совместно проанализировать национальное законодательство, изучить рентабельность интеграционного проекта, а также детализировать первую фазу его реализации, посредством проведения коллегиальных консультаций11.
Следует понимать, что участие стран в таком энергетическом объединении не представляется возможным без полного доверия между партнерами и благоприятной политической обстановкой, поскольку такие проекты выходят за рамки стандартных соглашений об экспорте-импорте энергии между странами. Представляется, что в этом направлении у потенциальных стран-участниц проекта имеются определённые сложности, например, отношения Китая с Южной Кореей переживают спад после размещения на ее территории американских ПРО и др. Однако, эти препятствия не носят фатального характера и вполне могут быть преодолены в обозримом будущем.
Концепция создания «Азиатского энергетического суперкольца» существует на протяжении не одного десятилетия. В 1998-2000 гг. ее активно продвигало РАО «Единая Энергетическая Система России», которое в 2003 г. подписало протокол о сотрудничестве в этом направлении с японской корпорацией «Sumitomo», однако разработки в последующем были приостановлены. К проекту вернулись после катастрофы в марте 2011 г. на атомной электростанции «Фукусима-1», когда Япония отказалась от атомной электроэнергии, которая составляла 30% генерирующих мощностей страны, вследствие чего страна стала ощущать острый дефицит электроэнергии.
Учитывая особую специфичность электроэнергетики, которая заключается в невозможности накапливать получаемую ею продукцию (т.е. электричество) есть необходимость в ею перманентном потреблении, в связи с чем особую актуальность приобретает вопрос возможности перераспределять данную энергию в другие регионы и между странами. Практике известны случаи создания межгосударственных взаимовыгодных
9 Семашко Н. Энергетическое кольцо Востока объединяет страны // Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ» № 33 (Business Guide-Электроэнергетика 4.0), 17 октября 2016 г. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3118383 (дата обращения: 22.02.2018).
10 Отметим, что идея создания энергокольца не является новой. Так, в июле 1962 г. было подписано соглашение о создании в Праге Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) энергосистем Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, СССР, Румынии и Чехословакии. Это соглашение привело к созданию крупнейшей на планете энергосистемы «Мир» (установленная мощность электростанций более 400 ГВт). - См.: Смирнов Р. Азиатское энергетическое кольцо или энергосистема "МИР-2.0". 29/10/2016. URL: https://aftershock.news/?q=node/450448&full (дата обращения: 02.03.2018)
11 KEPCO's Future Plans of Northeast Asia Supergrid. URL: http://www.unescap.org/sites/default/files/ Session%203.2.%20Junghwan %20Yo on_ROK.pdf (дата обращения: 22.02.2018).
торговых электроэнергетических объединений, позволивших бесперебойно снабжать электроэнергию из регионов с профицитом (напр., Амурская область) в остро нуждающиеся регионы. Так, примерами подобных ныне действующих высокоэффективных межгосударственных электроэнергетических объединений являются: южноамериканское объединение GARABI, в рамках которого импортируется электроэнергия из Аргентины в Бразилию, Европейское сообщество операторов магистральных сетей в области электроэнергетики ENTSO-E, Энергообъединение стран субрегиона MEKONG, к которому принято относить пять стран (Мьянму, Лаос, Таиланд, Камбоджу и Вьетнам), которые пересекает река Меконг или которые граничат с ее акваторией.
Функционирование этих межгосударственных энергетических объединений позволило странам-участницам решить вопросы, в том числе связанные с выработкой политики взаимовыгодной торговли электроэнергией, обеспечением бесперебойного энергоснабжения этих регионов, технологическим совершенствованием энергетической инфраструктуры и пр.
Схожими целями руководствуются и страны СВА, которые постоянно испытывают нехватку электроэнергии. При этом за 18 лет обсуждений и дискуссий на тему энергетического объединения этих стран рассматривались и анализировались множества вариантов (напр., «NEAREST», «GRENATEC»). Так, в качестве наглядного примера можно назвать один из этих проектов, предложенный в 2016 г. Сколковским институтом науки и технологий12 (Рис. 1).
(«Asian Super Grid»).
В долгосрочной перспективе среди всего многообразия возможностей развития экономических связей в Азии для России приоритетным является «китайский фактор», поскольку укрепление положения нашей страны в этом регионе во многом зависит от ее взаимоотношений именно с Китаем. По этому вопросу М.Л. Титаренко справедливо отмечает, что возрастающее геополитическое влияние КНР сделало китайский фактор ключевым компонентом при долгосрочном политическом глобальном и региональном прогнозировании13. В нынешней ситуации представляется, что «развитие сотрудничества с Китаем на азиатском направлении не только поможет России решить проблемы обеспечения экономического и технологического развития ее азиатской части, в первую очередь, Дальнего Востока, но и будет способствовать усилению ее позиций
12 См.: Сколтех проводит предварительное ТЭО поставок электроэнергии из России в Японию. 19 июля 2016. URL: http://www.skoltech.ru /2016/07/skolteh-provodit-predvaritelnoe-teo-postavok-elektroenergii-iz-rossii-v-yaponiyu/ (дата обращения: 22.02.2018).
13 Титаренко М.Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. М., 2008. С. 43.
на европейском, «атлантическом» направлении.»14 Следовательно, рассматриваемый проект межгосударственного энергетического объединения все в большей степени становится фактором взаимного роста и соразвития на ближайшую и более отдаленную перспективы. И это в то время, когда с Западом у России складывается альтернативная (конфликтная) модель энергетического взаимодействия15.
При этом объединение энергосистем на двусторонней основе между Китаем и Россией уже постепенно происходит, что создает фундамент для реализации в будущем проекта «Азиатское энергетическое суперкольцо». Так, Россия осуществляет поставку избыточной электроэнергии, имеющую более высокую добавленную стоимость, из Амурской области в КНР для Северо-Восточного Китая, который постоянно испытывает ее нехватку. Взаимодействие в этой области между РФ и КНР началось с 1988 г., когда управление электроэнергетической промышленности провинции Хэйлунц-зян заключило с Управлением электроэнергетики Амурской области протокол по поставкам электроэнергии в Китай на основе бартерной торговли.
Когда в 2000-х проведение сделок по бартеру было прекращено, поставка электроэнергии стала производиться на основе договоров, заключенных летом 2005 г. между РАО «ЕЭС России» и Государственной электросетевой корпорацией Китая. При этом корректировка цен проводилась ежегодно, а при отсутствии договоренности в ценовом вопросе - поставки прекращались.
В частности, с 1 февраля 2007 г. поставки были приостановлены из-за введения федеральной службой по тарифам России новых требований, согласно которым экспортные цены не могли быть ниже внутренних. С этого момента из-за ценовых разногласий (тариф для КНР увеличился с 51 коп. за 1 кВт/ч. почти в два раза) поставка электроэнергии с российского берега Амура в Китай была приостановлена на 2 года16 в результате холостые сбросы на Зейской и Бурейской ГЭС Амурской области привели к подтоплению ряда населенных пунктов. Поставки электроэнергией были возобновлены после того как сторонам удалось достигнуть паритетного решения ценового вопроса при подписании важнейшего документа, определившего тенденции двустороннего экономического сотрудничества на десятилетие - Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг.17 (далее - Программа сотрудничества).
В соответствии с ней российская сторона должна была обеспечить поставку в Китай электроэнергии, а китайская сторона должна была построить переход через реку Амур и вставки постоянного тока на территории Китая мощностью 750 мВт, а также соорудить на территории Дальнего Востока новые электрические станции и электросетевую инфраструктуру.
14 Капустин А.Я. Цит. соч. С. 125.
15 Аристова Л.Б. и др. Потенциал и перспектива сотрудничества КНР и РФ в области традиционной и нетрадиционной энергии / Отв. ред. С.Г. Лузянин; Сост. Н.К. Семенова / Институт востоковедения РАН. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. С. 14.
16 Кравченко М. Китайский вопрос // Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ» № 232 (Business Guide-Электроэнергетика 4.0). 19 декабря 2008 г. URL https://www.kommersant.ru/doc/1116583 (дата обращения: 22.02.2018).
17 Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и
Восточной Сибири России и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг. //
Ведомости. 12 октября 2009.
Очевидно, что реализация подобных масштабных проектов по поставкам электроэнергии будет способствовать развитию энергетической инфраструктуры стратегических регионов страны за счет привлечения иностранных инвестиций.
Программу сотрудничества, состоящую из основной части и Приложения, подписали Президент РФ Д.А. Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао 23 сентября 2009 г. Документ. На момент подписания в Приложении насчитывалось 205 ключевых проектов сотрудничества - 94 проекта относились к российской территории и 111 проектов - к китайской. Детальный анализ списка ключевых проектов сотрудничества позволяет сделать вывод о том, что проекты китайской стороны проработаны на более высоком уровне. Так, российская сторона предложила в основном проекты освоения своих природных ресурсов (напр., разработка Березовского железорудного месторождения и др.) и лишь частично - проекты несырьевых производств (напр., создание предприятия по глубокой переработке сои в Биробиджане и т.д.). В то время как с китайской стороны были предложены проекты, связанные с машиностроением и обрабатывающей промышленностью (напр., производство горных машин и листовой меди в г. Чифэн и пр.)18. Кроме того, в проектах предложенных китайской стороной, как правило, используются такие показатели, как точный адрес местоположения, мощность предприятия по годам, в свою очередь, подобная проработанность не характерна для российских проектов, что привело к крайне противоречивой оценке исследуемого документа со стороны отечественных экспертов-китаеведов. Так, в отношении первоначальной редакции Программы сотрудничества справедливо отмечается, что в документе явным образом лоббиру-
ч 19 «
ются китайские интересы . По этой причине в последующем Министерство регионального развития Российской Федерации начало масштабную работу по исправлению дисбаланса Программы сотрудничества, в том числе путем исключения ряда проектов. В этой связи нашего внимания при анализе Программы сотрудничества заслуживают также положения, согласно которым проекты могут быть реализованы участниками внешнеэкономической деятельности РФ и КНР, ориентирующимися на потребность рынка при одновременной возможности согласования таких параметров сотрудничества, как, например, технико-экономические, финансовые и другие (разд. 6 «Ключевые проекты регионального сотрудничества»). Из них следует, что реализация проектов возможна только при наличии взаимосвязи интересов компаний, представителей местной и центральной власти Российской Федерации и КНР. Представляется, что они исключают возможность наступления при реализации проекта последствий, не отвечающих нашим национальным интересам.
Следующий этап развития российско-китайского сотрудничества в сфере электроэнергетики связан с подписанием в 2012 г. между ПАО «Интер РАО» и Государственной электросетевой корпорацией Китая первого долгосрочного договора на поставку электроэнергии с предельным объемом поставки
18 Цит. по: Муратшина К.Г. Программа сотрудничества регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг. в российско-китайском трансграничном взаимодействии: значение, эволюция, риски // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 417. - С. 110-120.
19 Александрова М.В. Программа сотрудничества смежных территорий России и Китая: история, факты, пути осуществления // Китай в мировой и региональной политике. - М.: ИДВ РАН, 2010. - С. 200-201.
в 100 млрд. кВт/ч за 25 лет. Несмотря на то, что в полном объеме оценить долгосрочный эффект от экспорта электроэнергии для энергетической инфраструктуры дальневосточного региона не представляется возможным, очевидно, что подписание подобного договора свидетельствует о желании двух стран работать для укрепления экономических связей и усиления интеграции.
В свою очередь, оценка экономической выгоды России от продаж в условиях данного договора, отраженная в доктрине, показывает, что в 2012 г. Россия продавала электроэнергию в Китай дороже, чем на внутреннем рынке, при этом Китай покупал дешевле, чем производил сам20. Полагаем, что экспорт электроэнергии по такой цене, учитывая изолированность энергосистемы Дальнего Востока и наличие избыточных генерирующих мощностей, которые при холостых сбросах потопляют прилегающие территории, однозначно выгоден дальневосточным генерирующим предприятиям и сетевым компаниям, получающим дополнительный доход.
В этой связи отметим, что при оценке выгодности поставки электроэнергетики особого внимания также заслуживает широко распространенная ошибка, при которой величину экспортной цены, по своей природе относящейся к оптовому рынку, сравнивают с розничной ценой.
Суть в том, что розничные цены для потребителей электроэнергии, как в России, так и в любой другой стране, значительно выше оптовых. Например, такие китайские предприятия, как технические центры обслуживания автомобилей, в 2011 г. производили оплату электроэнергии по цене 936 юаней/МВт/ч (146 долл. США/МВтч). Это сопоставимо с тарифом для аналогичных потребителей Дальневосточного Федерального округа, где осуществляется субсидирование конечных пользователей электроэнергии. При этом, розничные цены определяются наличием существенных дополнительных издержек на доставку электроэнергии конечному потребителю. Кроме того, итоговые цены электроэнергии, предлагаемые конечному потребителю, обязательно включат требуемые прибыли всех посредников цепи поставки электроэнергии и налоги.
Как нами уже было отмечено, несогласованность в ценовых вопросах стала камнем преткновения в осуществлении новых проектов по экспорту электроэнергетики в Китай. Несмотря на достижение консенсуса между партнёрами в рамках подписания Программа сотрудничества в 2009 г. вопрос «формулы цены» сохраняет проблемный характер в переговорах о крупномасштабных проектах. Это обусловлено тем, что китайскими партнерами неохотно признаются международные стандарты по заключению долгосрочных энергетических контрактов. В свою очередь, для углубления российско-китайского энергетического сотрудничества, которое в силу геополитической ситуации стало приоритетным направлением энергетической дипломатии двух государств, сторонам необходимо «урегулировать тарифные разногласия, взаимодействуя по принципам рыночной экономики, а, не ограничиваясь соглашениями на правительственном уровне»21.
20 См.: Полякова М.Р. Лицом на восток: потенциал экспорта электроэнергии из России в Китай // Вопросы безопасности. - 2016. - № 1. - С. 27-38. DOI: 10.7256/2409-7543.2016.1.18053. URL: http://e-notabene.ru/nb/article_18053.html (дата обращения: 22.02.2018).
21 См.: Смыковский А.В. Российско-китайское сотрудничество: проблемы и перспективы // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Мат-лы IV международной научно-практической конференции (Благовещенск - Хэйхэ - Харбин, 14-19 мая 2014 г.). Выпуск 4 / отв.
Следующий этап партнерства в рассматриваемой сфере связан с тем, что во время государственного визита Президента РФ В.В. Путина в Китай в 2012 г. Российский фонд прямых инвестиций и Китайская инвестиционная корпорация подписали протокол о завершении создания управляющей компании Российско-китайского инвестиционного фонда22 и утвердили основные принципы его деятельности. Основной задачей РКИФ с капиталом под управлением от 2 до 4 млрд долл. США является обеспечение высокой доходности его инвесторам. При этом приоритетными отраслями для вложения инвестиций были определены, в том числе проекты в сфере энергоэффективности и энергосбережения. Однако к настоящему времени из числа реализованных 19 инвестиционных проектов ни один не связан с электроэнергетикой.
Очередным сильным импульсом для практической реализации совместных крупномасштабных проектов в исследуемой области в 2017 г. стал официальный визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву. В рамках данного визита было объявлено о создании управляющей компании Российско-китайского инвестиционного фонда регионального развития23 с капиталом 100 млрд юаней. Основными инвесторами нового фонда являются крупнейшие китайские государственные и частные корпорации, в том числе Китайская национальная ядерная корпорация (China National Nuclear Corporation), компании свободной экономической зоны Шэньчжэнь.
На этот раз в качестве приоритетных определены проекты в области ядерной энергетики, инфраструктуры, логистики и новых технологий, а также сотрудничество с северо-восточными провинциями Китая и регионами Дальнего Востока России.
На наш взгляд создание Российско-китайского инвестиционного фонда регионального развития свидетельствует о том, что китайская сторона видит перспективы развития сотрудничества с Россией в сфере электроэнергетики, связанные с возможностью получения синергетического эффекта от использования имеющихся ресурсов и технологий у каждой из сторон. Так, большой интерес для китайских партнеров представляют уникальные отечественные технологии в сфере атомной энергетики. Например, реакторы на быстрых нейтронах БН-600, технологии плавающих атомных электростанций, газоцентрифужных установок, позволяющих производить высококачественное топливо для атомных электростанций любых проектов, а также технологии ловушек расплава, существенно снижающие риск радиоэкологических последствий тяжелой аварии на АЭС24.
Проведенный ретроспективный анализ российско-китайского сотрудничества в сфере электроэнергетики демонстрирует заинтересованность КНР, которой как интенсивно развивающейся экономике необходимы значительные энергоресурсы, в развитии проекта «Азиатского энергетического суперкольаца». В свою очередь, ключевая задача России не
ред. Д.В. Буяров и Д.В. Кузнецов. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2014. -С. 241-245 (634 с.).
22 См. по адресу http://www.rcif.com/careers.htm (дата обращения: 16.04.2018).
23 См. по адресу http://ifrd.ru/ru/ (дата обращения: 16.04.2018).
24 См.: Чеботарева О.К. Перспективы сотрудничества России и Китая в сфере энергетики // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Мат-лы IV международной научно-практической конференции (Благовещенск - Хэйхэ - Харбин, 14-19 мая 2014 г.). Выпуск 4 / отв. ред. Д.В. Буяров и Д.В. Кузнецов. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2014. - С. 245-248 (634 с.).
только в случае реализации проекта регионального электроэнергетического сотрудничества, но и при развитии двусторонних отношений (особенно с КНР) заключается в том, чтобы обеспечить условия социально-экономического развития российских ресурсных и транзитных территорий, а также реализовать экономические и геополитические интересы страны.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,17%.
Список литературы:
1. Александрова М.В. Программа сотрудничества смежных территорий России и Китая: история, факты, пути осуществления // Китай в мировой и региональной политике. - М.: ИДВ РАН, 2010. - С. 198-222 (256 с.).
2. Аристова Л.Б. и др. Потенциал и перспектива сотрудничества КНР и РФ в области традиционной и нетрадиционной энергии / Отв. ред. С.Г. Лузянин; Сост. Н.К. Семенова / Институт востоковедения РАН. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. 254 с.
3. Артемьева Ю.А., (2017), Банковская система Китайской Народной Республики. Проблемы экономики и юридической практики, 4: 90-95.
4. Беликова К.М., Бадаева Н.В., Ахмадова М.А. Некоторые правовые аспекты защиты права потребителей в странах ЕАЭС. // Пробелы в российском законодательстве. - 2016. - № 6. - С. 31-35 (292 с.).
5. ВЭФ-2016. Выступление Владимира Путина на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Трансляция 360. 03/09/2016. URL: http://e-news.su/mnenie-i-analitika/131108-vef-2016-vystuplenie-vladimira-putina-na-vostochnom-ekonomicheskom-forume-vo-vladivostoke-translyaciya-360.html (дата обращения: 02.03.2018).
6. Капустин А.Я. Россия и АТЭС: экономическая стратегия взаимодействия. В кн.: Саммит АТЭС: правовые механизмы региональной интеграции: Монография / Под ред. академика РАН Т.Я. Хаб-риевой. - М.: Статут, 2012. 392 с.
7. Кравченко М. Китайский вопрос // Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ» № 232 (Business Guide-Электроэнергетика 4.0). 19 декабря 2008 г. URL https://www.kommersant.ru /doc/1116583 (дата обращения: 22.02.2018).
8. Муратшина К.Г. Программа сотрудничества регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 20092018 гг. в российско-китайском трансграничном взаимодействии: значение, эволюция, риски // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 417. - С. 110-120 (220 с.).
9. Полякова М.Р. Лицом на восток: потенциал экспорта электроэнергии из России в Китай // Вопросы безопасности. - 2016. - № 1. - С. 27-38. DOI: 10.7256/2409-7543.2016.1.18053. URL: http://e-notabene.ru/nb/article_18053.html (дата обращения: 22.02.2018).
10. Петухов. И.А. Электроэнергетика. // Основные отрасли и сферы экономики современного Китая: в 2 кн. / Российская акад. наук, Федеральное гос. бюджетное учреждение науки Ин-т Дальнего Востока Российской акад. наук; [сост. П. Б. Каменнов]. - М.: ИДВ РАН, 2012. - С. 179-187 (286 с.).
11. Правовое регулирование трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, в странах БРИКС (Legal regulation of labor relations with a foreign element within the BRICS countries): учебное пособие / К.М. Беликова. - Москва : РУДН, 2017. - 256 с.
12. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока КНР на 20092018 гг. // Ведомости. 12 октября 2009.
13. Постановление Правительства РФ от 15.04.1996 № 480 (ред. от 28.12.2016) «Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» // СЗ РФ от 22 ап-
реля 1996 г. № 17 ст. 2007 (без приложения). URL: http://base.garant.ru /1519225/#friends (дата обращения: 02.03.2018)
14. Российский Дальний Восток: стратегия развития в XXI веке: Монография / Отв. ред. Л.А. Аносова. - М.: Институт экономики РАН. 2014. - С. 8-10 (214 с.).
15. Се Ч., (2015), Стабилизационная политика Китая в эпоху глобализации. Социально-политические науки, 2: 94-98.
16. Семашко Н. Энергетическое кольцо Востока объединяет страны // Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ» № 33 (Business Guide-Электроэнергетика 4.0), 17 октября 2016 г. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3118383 (дата обращения: 22.02.2018).
17. Смыковский А.В. Российско-китайское сотрудничество: проблемы и перспективы // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Мат-лы IV международной научно-практической конференции (Благовещенск - Хэйхэ - Харбин, 14-19 мая 2014 г.). Выпуск 4 / отв. ред. Д.В. Буяров и Д.В. Кузнецов. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2014. - С. 241-245 (634 с.).
18. Сколтех проводит предварительное ТЭО поставок электроэнергии из России в Японию. 19 июля 2016. URL: http://www.skoltech.ru /2016/07/skolteh-provodit-predvaritelnoe-teo-postavok-elektroenergii-iz-rossii-v-yaponiyu/ (дата обращения: 22.02.2018).
19. Титаренко М.Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. М., 2008. С. 43 (624 с.).
20. KEPCO's Future Plans of Northeast Asia Supergrid. URL: http://www.unescap.org/sites/default/files/ Ses-sion%203.2.%20Junghwan%20Yo on_ROK.pdf (дата обращения: 22.02.2018).
21. Чеботарева О.К. Перспективы сотрудничества России и Китая в сфере энергетики // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Мат-лы IV международной научно-практической конференции (Благовещенск - Хэйхэ - Харбин, 14-19 мая 2014 г.). Выпуск 4 / отв. ред. Д.В. Буяров и Д.В. Кузнецов. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2014. - С. 245-248 (634 с.).
РЕЦЕНЗИЯ
В рецензируемой статье автор сделала предметом своего внимания вопрос региональной интеграции стран Северо-Восточной Азии в сфере электроэнергетики, на примере сотрудничества России и Китая.
Актуальность российско-китайского электроэнергетического сотрудничества обусловлена спецификой национально-региональных интересов в данной сфере, непосредственно влияющих на общий уровень и характер двусторонних и многосторонних межгосударственных отношений.
При этом, очевидно, что осуществление крупных инвестиционных вложений в электроэнергетическую инфраструктуру российского Дальнего Востока будет способствовать реализации пока неиспользуемого потенциала сотрудничества в данной сфере между РФ и КНР.
Проведенный автором ретроспективный анализ всех основный этапов российско-китайских контактов в этой сфере демонстрирует заинтересованность КНР в реализации проекта по объединению энергосистем стран Северо-Восточной Азии в «Азиатское энергетическое суперкольцо», что формирует основу для будущей экономической интеграции этих стран.
Вместе с тем автор указывает на некоторые сложности, возникшие у сторон при установлении цены поставляемой электроэнергетики в Китай.
Работа написана хорошим понятным языком, на основе достаточного числа источников.
Она представляется продуманной, отвечает поставленной автором цели и решаемым в ходе изложения задачам; материал излагается последовательно и логично.
С учетом изложенного рекомендую рецензируемую статью Ахмадо-вой М.А. к публикации в журнале «Проблемы экономики и юридической практики».
Рецензент:
доктор юридических наук, профессор
кафедры гражданского права и процесса
и международного частного права
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
Беликова К.М.