Голобоков Андрей Сергеевич, Караева Анастасия Андреевна РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ .
УДК 339.923
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
© 2016
Голобоков Андрей Сергеевич, кандидат политических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Караева Анастасия Андреевна, бакалавр кафедры экономики и менеджмента Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected]) Аннотация Азиатская часть России впервые за всю свою историю существования становится на передовой путь развития государственных приоритетов. Россия заинтересована в привлечении к реализации этих проектов зарубежных, в том числе китайских, инвесторов. В основе партнерства России и Китая - взаимное уважение и доверие, учет ключевых интересов друг друга, заинтересованность в процветании России и Китая. Новые возможности на Дальнем Востоке вызывают интерес у Китая к участию в реализации планов России, а введенные отдельными западными странами ограничения в отношении России стимулируют отечественный бизнес к развитию устойчивых деловых связей с Китаем. Китай является ключевым партнером России в экономике. За последние годы удалось существенно продвинуться по всем направлениям экономической и производственной кооперации. В то же время многие направления и задачи обеих сторон относительно комплексного экономического развития в регионе остаются размытыми и спорными. Это связано с тем, что стремление к расширению дальневосточного рынка и совместного взаимодействия сопровождаются желанием сторон защитить свои национальные интересы. Возможности регионального экономического сотрудничества в интересах реализации планов Евразийской интеграции напрямую связаны с Россией с гармоничным развитием российско-китайских отношений и новыми подходами к совместному освоению потенциала Дальнего Востока в контексте российских и китайских совместных проектов, соглашений и контрактов на региональном и субрегиональном уровнях. Для решения проблем преодоления диспропорций в региональном развитии России и Китая и улучшения социально-экономического состояния окраинных территорий необходимо рассмотреть, прежде всего, вопросы повышения роли на Дальнем Востоке энергетического сотрудничества, транспортных связей и инвестиционного сотрудничества.
Ключевые слова: Дальний Восток, Китай, Россия, экономика, внешняя политика, энергетическое сотрудничество, инвестиции, государственные программы, Приморский край, Восточный экономический форум, Свободный порт Владивосток, региональные проекты.
RUSSIAN-CHINESE TRADE AND ECONOMIC COOPERATION AND ITS ROLE IN RUSSIAN FAR EAST'S DEVELOPMENT
© 2016
Golobokov Andrey Sergeevich, candidate of political sciences, associate professor of economics
and management department Karaeva Anastasiya Andreevna, bachelor Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya, 41, e-mail:[email protected]) Abstract. Asian part of Russia for the first time is putting ahead of state interests' development. Russia interested in attraction of foreign investors (Including Chinese) to the realization of these projects. The basis of the partnership is mutual respect and trust, taking into account key interests of each other, interest in Russia's and China's prosperity. New opportunities on the Far East are of interest to China for realization Russia's plans, while restrictions to Russia added by some western states stimulate country's business to development strong business connections with China. China is Russia's key partner in economics. In recent years sufficient progress of all economic and production directions had been made. Meanwhile, many directions and tasks concerning complex economic development in the region are still unclear. The tendencies to widen Far-Eastern market go with the will of both sides to protect its national interests. Opportunities of regional economic cooperation in Eurasian integration tied with harmonic development of Russian-Chinese relations and new approaches to joint using of Far East potential in a context of Russian and Chinese joint projects, agreements and contracts on regional and sub-regional levels. To overcome disproportions in regional development of China and Russia and improvement of border territories condition it is necessary to consider issues of increasing energy cooperation, transport communications and investment cooperation.
Keywords: Far East, China, Russia, economics, foreign policy, energy cooperation, investment, state programs, Promorsky region, East Economic forum, Free Port Vladivostok, regional projects
В последние годы в России и за рубежом все чаще говорится о том, что российско-китайские двусторонние отношения достигли наивысшего уровня за всю историю своего развития и продолжают поступательно развиваться. Россия и Китай - приоритетные партнеры в продвижении принципов построения архитектуры неделимой безопасности и сотрудничества в АТР, в укреплении мер доверия в космической деятельности, в обеспечении международной информационной безопасности. Российско-китайское сотрудничество сыграло важную роль в решении таких острых вопросов, как вывоз химического оружия из Сирии, достижение договоренностей по новой программе.
Интенсификация двустороннего сотрудничества России и Китая в последние несколько лет обусловлена двумя устойчивыми тенденциями. Во-первых, с 2010 года КНР прочно удерживает позицию главного торгово-экономического партнера России и, несмотря на неблагоприятные тенденции в мировой экономике, обеим странам удалось не допустить снижения двусторонне-
го товарооборота, который составил $88,4 миллиарда. [1] Во-вторых, политический контекст, обусловленный событиями в Южной Осетии в 2008 г. и на Украине в 2014 г., фактически исключил Россию из полноценного партнерства с Европейским союзом и США и еще более способствовал развороту российской стратегии на Восток. Введенные отдельными западными странами ограничения в отношении России также стимулировали отечественный бизнес к развитию устойчивых деловых связей с Китаем на Дальнем Востоке.
Одновременно с этим многие направления и задачи обеих сторон относительно комплексного экономического развития в Дальневосточного региона остаются размытыми и спорными. Это связано с тем, что стремление к расширению рынка и совместного взаимодействия сопровождаются желанием сторон защитить свои национальные интересы и не подвергнуться рискам, связанным с диспропорциями в развитии региональных экономик двух стран.
Цель данного исследования - проанализировать воз-
Голобоков Андрей Сергеевич, Караева Анастасия Андреевна РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ...
можности россииско-китаиского регионального экономического сотрудничества и совместного участия в региональных проектах Дальнего Востока и предложить возможные подходы к использованию российско-китайских отношении для гармоничного развития Дальнего Востока России.
Стратегическое сотрудничество с Россией является одним из основных факторов, обеспечивающих успех интеграционных инициатив Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая планы соразвития региональных инфраструктурных инициатив с такими концепциями как "Великий шелковый путь" и "Азиатская мечта". Официальными лицами КНР неизменно подчеркиваются основы партнерства России и Китая - чувства искренней дружбы и симпатии наших народов, глубокое взаимное уважение и доверие, учет ключевых интересов друг друга, заинтересованность в процветании России и Китая.
В свою очередь для России сотрудничество с Китаем
- это не только вопрос государственного престижа, но и стратегический приоритет, связанный с необходимостью развития Дальневосточного региона, значительный потенциал которого в дальнейшем формировании региональной стратегии России руководство страны осознало сравнительно недавно. Во времена СССР Дальний Восток воспринимался как заурядный регион страны, который для экономики государства являлся сырьевым и энергетическим источником. В настоящее время подъем Сибири и Дальнего Востока является национальным приоритетом и Россия заинтересована в привлечении к реализации этих проектов зарубежных, в том числе китайских, инвесторов.
Ведущей отраслью является энергетическое сотрудничество, где Россия и Китай последовательно продвигаются к формированию стратегического энергетического альянса, который будет играть заметную роль в международных экономических отношениях. В
2014 г. были приняты два важнейших документа, имеющие стратегическое значение: пакет соглашений о расширении кооперации между компаниями России и Китая в области энергетики, подписанный в ходе визита В. Путина в Шанхай; и 30-летний двусторонний договор поставки сжиженного природного раза (СПГ) по «восточному» маршруту, заключенный на Саммите АТЭС в Пекине. Результатом сотрудничества в нефтяной сфере стал запуск в работу трубопроводной ветки «Сковородино-Мохэ-Дацин», которая является ответвлением российского нефтепровода «Восточная Сибирь
- Тихий океан», реализованного с привлечением китайского займа. Из перспективных, но пока не реализованных проектов следует отметить проект поставки газа по восточному маршруту с Чаяндинского месторождения в Якутии, эксплуатация которого начнется в 2018 году в объеме 38 млрд. кубических метров [2]; а также анонсирование строительства газопроводов «Сила Сибири» и «Сила Сибири-2» («Алтай»).
Новые возможности вызывают интерес у инвесторов из Китая к участию в реализации планов России. Взаимодействие с Китаем позиционируется как важная составляющая программ и концепций по динамичному развитию региона, направленных на улучшение его социально-экономического, политического положения. Это, прежде всего Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-востока Китайской Народной Республики (2009 - 2018 годы). Приграничному взаимодействию России с Китаем также способствуют, во-первых, «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.», во-вторых, принятые в
2015 г. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 N 473-Ф3 [3] и Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015
N 212-ФЗ [4].
Указанные программы предполагают осуществление совместно с Китаем крупномасштабных проектов в энергетике; увеличение потенциала транспорта, расширение транзитных пассажиро- и грузопотоков, завершение создания опорной транспортной сети, включая сеть автомобильных и железных дорог, аэропортов и морских портов, модернизацию социальной инфраструктуры и т.д.[5] Характер международных мероприятий, проводимых на Дальнем Востоке, показывает, что интересы обеих стран в этих направлениях возрастают. Новые приоритеты российской внешней политики на Дальнем Востоке были поддержаны в ходе первого Восточного экономического форума (ВЭФ), проведенного в 2015 г. для придания Дальнему Востоку имиджа территории, благоприятной для инвестиций, куда можно эффективно вкладывать деньги, зарабатывать, создавать новые объекты экономики. Мероприятие стало крупной международной коммуникационной площадкой, ориентированной на приоритетное развитие Дальнего Востока России в контексте интеграции с экономикой Азиатско-Тихоокеанского региона и было направлено на укрепление связей международного инвестиционного сообщества, российских предпринимателей, федеральных, региональных и местных органов власти, а также презентацию новых условий для инвестирования и ведения бизнеса в регионе[6].
Делегация из Китая была наиболее крупной из всех представленных на форуме. Во многом было это связано с усилением взаимодействия между Дальневосточным регионом и китайскими северо-восточными провинциями. В состав китайской делегации вошли предприниматели из ста ведущих энергетических, горнодобывающих, транспортных, сельскохозяйственных, машиностроительных и иных компаний, а также крупных финансовых структур, представителей центральных властей и губернаторов. Как отметили в Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока: «Расширение и интенсификация российско-китайского сотрудничества на Дальнем Востоке России является нашим осознанным и взвешенным выбором. Мы открыты к взаимодействию со всеми заинтересованными партнерами в интересах обеспечения развития наших стран»
[7].
В рамках первого ВЭФ было подписано 80 соглашений стратегического и прикладного характера, большую часть из которых составили российско-китайские договоренности. В частности, были подписаны соглашения о создании в регионах Дальнего Востока в рамках механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) совместной финансовой платформы для реализации проектов, производственно-логистического комплекса, рыбного кластера, завода по производству изделий из композитных материалов, ветропарка, горно-обогатительного комбината для переработки медной руды и т.д. [8, с. 981-985]. Позднее, в марте 2016 г., на экономическом форуме в Боао в китайской провинции Хайнань Россия обозначила свой интерес к вступлению в один из новых финансовых институтов АТР, инициированный Китаем: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), расширению связей в области электронной торговли, а также к привлечению китайских компаний к агропромышленным ресурсам Дальнего Востока.[9]
На втором Восточном экономическом форуме, прошедшем в сентябре 2016 г. во Владивостоке, было подписано уже 214 соглашений (то есть в 2,5 раза больше, чем на Форуме в 2015 году) на предварительную общую сумму более 1,85 трлн рублей. Зарубежные участники представляли 56 стран. Многочисленными по составу были делегации Японии (246 человек), Китая (227 человек), Республики Корея (128 человек). Основными на втором ВЭФ стали предложения по разработке проекта энергетического суперкольца, которое свяжет Россию, Китай, Южную Корею, Японию и предоставит конку-
Голобоков Андрей Сергеевич, Караева Анастасия Андреевна жономические
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ... науки
рентную в АТР цену на электроэнергию на долгосрочный период; туристического комплекса; а также созданию с 1 января 2017 года принципиально нового механизма поддержки инвесторов на Дальнем Востоке, который позволит получить поддержку в виде налоговых льгот на 10 лет любому инвестору, вложившему в новое производство более 50 млн. рублей. [10]
«Поддерживаем инициативу компаний России, Японии, Республики Корея и Китая по созданию энергетического суперкольца, которое свяжет наши страны», — отметил президент РФ В.Путин, выступая на Восточном экономическом форуме. Он подчеркнул, что все регионы Дальнего Востока сформировали необходимую инфраструктуру для привлечения инвесторов. «Теперь важной задачей является повышение качества работы созданных институтов по привлечению инвестиций, эффективное взаимодействие с федеральными органами развития», - сказал он. [11]
Подкрепленный в рамках последних мероприятий ход российско-китайского сотрудничества показал, что на фоне неблагоприятного внешнего климата для России со стороны Запада, внешняя политика государства в Северо-Восточной Азии и АТР становится более практичной. Построен и штатно функционирует нефтепровод из России в Китай, заключены соглашения об увеличении нефтяных поставок, созданы совместные по разведке и добыче нефти в нашей стране. Китайские компании подключились к газовым проектам на российском арктическом шельфе и на шельфе Сахалина.
Наиболее заметные усилия были предприняты в области региональной энергетики. В частности, это касается координации усилий по реализации стратегий регионального развития России и северо-востока Китая по обеспечению энергетической безопасности приграничных областей. В 2015 г. было предложено направить усилия на реализацию проекта Приморского энерговодохозяйственного комплекса (ПЭВК); строительство ГАЭС в 45 км от Владивостока и ГЭС на реке Раздольной, а также канала между Владивостокским морским и Хабаровским речным торговыми портами, который будет способствовать расширению возможностей экспорта электроэнергии в Китай. Еще один проект в рамках приграничного энергетического сотрудничества российских и китайских компаний ГЧП - газовая ТЭЦ мощностью 226 МВт по электрической и 342 Гкал/ч по тепловой энергии на северо-западной окраине г. Уссурийска (Приморский край), которую «РАО ЭС Востока» вместе с Хэйлунцзянским энергомашиностроительным альянсом «Амур Энерго-Строй Альянс» рассчитывают реализовать к 2019 г.[12].
На экономическом форуме, прошедшем в феврале 2016 г. в г. Красноярске, вице-премьер правительства РФ А. Дворкович пригласил китайские компании к полномасштабному участию в освоении стратегических газовых и нефтяных месторождений и созданию транспортной инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке России [13]. Реализация транспортных проектов на российском Дальнем Востоке предполагает строительство опорной сети дорог, модернизацию и реконструкцию Транссибирской магистрали, в случае реализации которой можно будет ежегодно получать доход в размере 18-20 миллиардов долларов. Для решения этой задачи, в частности 16 марта 2016 г. в Харбине был подписан договор о создании российско-китайской компании ООО «Амур (Хэйлунцзян)», которая займется строительством трансграничного моста через Амур [14].
Несмотря на то, что основной эффект обоих ВэФ можно охарактеризовать как имиджевый, в совокупности с экономическим кризисом и падением курса рубля, эти мероприятия привели к еще одной позитивной тенденции - увеличению на российском Дальнем Востоке количества туристов из КНР . Только за шесть месяцев 2016 г. их количество выросло на 85% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [15]. 116
Заключенное в рамках второго ВЭФ соглашение о создании международного историко-культурного и туристического проекта «Восточное кольцо», таким образом, стоит признать важным не только в деле развития туристического потенциала региона для страны, но в развитии российско-китайских связей для привлечения иностранных гостей (в первую очередь, из Китая).
Одновременно с этим, прошедшие в 2015-2016 гг. мероприятия, продемонстрировали и ряд характерных для региона проблем, которые продиктованы комплексными причинами. Несмотря на позитивные тенденции, еще в 2015 г. эксперты отмечали несоответствие задач региональных программ развития приграничных регионов в России и Китае; слаборазвитую программу приграничного сотрудничества между дальневосточными областями России, северо-востоком Китая и другими региональными экономическими державами на фоне диспропорций в российской региональной экономике.[16]
Уязвимая цена на газ и недоработанные соглашения о финансировании, фактически привязанные к контрактам на уровне государственных корпораций не допускают в область энергетики субъекты регионального бизнеса, как с российской, так и с китайской стороны. Большинство проектов, реализуемых с привлечением китайских инвестиций, посвящены добыче и переработке природных ресурсов на территории России, что не в полной мере отвечает российским интересам по развитию производства на Дальнем Востоке. К примеру, с декабря 2013 г. через пограничный переход Махалино-Хунчунь осуществлялась перевозка из России в Китай только одного рода груза - угля [17]. Как следствие, полностью отсутствует интерес китайских инвесторов к проектам Республики Саха (Якутия), Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской области и Чукотского автономного округа. Кроме того, несмотря на позитивные сдвиги в энергетике, КНР пока занимает наименьшую из трех стран (Япония - 79,9%, Республика Корея - 19%, Китай - долю 1,1%) долю в поставках природного газа в форме СПГ, которые осуществляются из дальневосточного терминала СПГ, построенного в рамках проекта «Сахалин-2».[18]
При этом перспективными для России с точки зрения развития Дальнего Востока представляются два пути взаимодействия с КНР. Первое направление - развитие российско-китайского инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке, новый импульс которому могут дать территории опережающего социально-экономического развития. На Дальнем Востоке идет создание 9 одобренных ТОР, в трех их которых есть китайские резиденты. Так, первым иностранным инвестором ТОР «Хабаровск» стала компания ВаоИ В^тша, готовая построить два компактных завода по производству стройматериалов в ТОР «Кангалассы» (Якутия).[19]
Второе направление - развитие трансграничной инфраструктуры. Несмотря на высокую заинтересованность в налаживании стабильного транзита через российские коридоры китайские партнеры на предложения о соучастии в их совершенствовании ограничиваются заключением декларативных актов. Вместе с тем, для полноценной работы международных транспортных коридоров необходимы строительство и реконструкция железнодорожных и автомобильных путей, объектов портовой инфраструктуры, что требует немалых вложений. «Проекты «Приморье-1» и «Приморье-2» являются практическим сопряжением китайского «Шелкового пути» и Евразийского экономического союза, поддерживаемого Россией.
Стоит отметить, что Россия, имея более высокие, чем Китай, стартовые возможности модернизации, значительно отстает по темпам общественных преобразований, демонстрирует неповоротливость государственной системы управления и депрессивность российской экономики. В этой связи для развития режима наибольшего благоприятствования развития свободных экономиче-АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4(17)
Голобоков Андрей Сергеевич, Караева Анастасия Андреевна РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ...
ских зон на территории данной страны можно учитывать опыт Китая, который, Благодаря внедрению у себя СЭЗ смог выйти на мировой рынок и производить товары с экспортной ориентацией.
В результате исследования можно сделать вывод, что у России и КНР имеется колоссальный потенциал для более тесного взаимодействия деловых кругов, для активного гуманитарного сотрудничества. Вместе с тем, рассчитывать на равноправное партнерство с энергичным и целеустремленным Китаем можно только демонстрируя свою институциональную и функциональную состоятельность в решении насущных проблем. Необходимо максимально использовать наметившуюся дальневосточную модель улучшения предпринимательского климата, подразумевающую упрощение процедуры заключения соглашений по осуществлению международных и внешнеэкономических связей между субъектами Россией и Китаем.
Кроме того, необходимо продолжать изыскания в данном направлении, максимально популяризовав мероприятия уровня ВЭФ, поставив их на регулярную основу и повысив тем самым уровень информированности потенциальных инвесторов о возможностях, сконцентрированных на Дальнем Востоке России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Владимир Путин: связи РФ и КНР достигли наивысшего уровня и продолжают развиваться. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/ opinions/interviews/2222240
2. Иванов И., ред. Российско-китайский диалог: модель 2015, доклад № 18/2015. Москва, Спецкнига, 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// russiancouncil.ru/common/upload/RIAC_Russia_China_ Report.pdf
3. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 N 473-Ф3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_172962/
4. Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 N 212-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_182596/
5. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. N 2094-р О cтратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6632462/
6. Первый Восточный экономический форум. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin. ru/events/president/news/50232
7. Максим Шерейкин: более 200 инвестпроек-тов представят на восточном экономическом форуме. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// forumvostok.ru/maksim-sherejkin-bolee-200-investproektov-predstavyat-na-vostochnom-ekonomicheskom-forume/
8. Голобоков А.С. Итоги Восточного экономического форума как фактор устойчивого развития социально-экономического потенциала российского Дальнего Востока // Фундаментальные исследования. 2015, №11.
- С. 981-985.
9. Китай может вложить $10 млрд в сельское хозяйство Дальнего Востока. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/607104
10. Дальний Восток готовится к инвестиционному прорыву. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// tass.ru/ekonomika/3590309
11. Дальний Восток готовится к инвестиционному прорыву. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// tass.ru/ekonomika/3590309
12. От «Роснано» до Чукотки. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://tass.ru/stati/2248370
13. Аркадий Дворкович: политических препятствий для работы с Китаем нет. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.krasnoforum.ru/news/348
14. Благовещенск мостится к Хэйхэ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/ аос/2938270
15. Турпоток из Китая в Приморье РФ за полгода вырос на 85 процентов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2016-07/Ш content_38855210.htm
16. О ходе реализации Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 - 2018 годы) в 2014 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://assoc.khv.gov.rU/regions/foreign-economic-activities/ russian-chinese-cooperatюn-program-momtoring/788
17. Через пограничный переход Махалино - Хуньчунь (Дальневосточная железная дорога) прошел первый транзитный контейнерный поезд. [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://press.rzd.ru/news/public/ ru?STRUCГURE_ГО=656&layer_id=4069&id=83992
18. Внешняя торговля Сахалинской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. admsakhalin.ru/in dex.php?id=152
19. Экономическое сотрудничество Дальнего Востока и Китая получит стимул от создания ТОРов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://amurmedia.ru/news/ politics/02.06.2015/441304/ekonomicheskoe-sotrudnichestvo-dalnego-vostoka-i-kitaya-poluchit-stimul-ot-sozdaniya.html