Научная статья на тему 'Реформа образования: институциональный подход'

Реформа образования: институциональный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / INSTITUTIONAL APPROACH / REFORM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матершева В. В.

В статье обосновано применение институционального подхода для анализа проводимой реформы образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION REFORM: AN INSTITUTIONAL APPROACH

The article justified the use of an institutional approach to the analysis of the ongoing reform of education.

Текст научной работы на тему «Реформа образования: институциональный подход»

Библиографический список

1. Каплан Роберт С. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон ; пер. с англ. - М. :ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. - 12 с.

2. «Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Костромской области». Утверждено Постановлением Администрации Костромской области от 20 октября 2008г. № 374-а «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Костромской области».

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздрав-соцразвития России) от 29 декабря 2007 г. N 818 г. Москва «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных

учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» // Российская Г азета, 9 февраля 2008 г.

4. Михайлова Н. В. Качество медицинской помощи. Школа здоровья для пациентов - важнейший фактор КМП / Н. В. Михайлова, А. М. Калинина, В. Г. Олейников, Н. В. Олейникова, В. П. Стоногина, Д. Ф. Гилязетдинов, Е. Ю. Лахман // Врачебная газета. - 2004. - № 1(52) январь.

5. Тихомиров А. В. Отправные начала идеологии реформирования здравоохранения // Здравоохранение. - 2006. - № 4. - С. 37-42.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ). Принята Государственной Думой 21 декабря 2001 года.

Zinchuk Y. Y.

INFLUENCE OF PAYMENT SYSTEM ON THE RESULTS OF THE LPU ACTIVITY

The problem of payment and motivation of labour is one of the most actual problems of economy of any brunch. In the article the author considers the experience of the implementation of economic responsibility and “fundholding“ realized through the payment mechanism in “Skhodnya city hospital“ and “Kostroma regional hospital”. Approved in practice technique which has confirmed its efficiency, ensures a stable financial condition of the institution and ability to provide qualitative medical aid to the population.

Keywords: public health, payment system, economic responsibility, fundholding.

УДК 378 Матершева В. В.

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

В статье обосновано применение институционального подхода для анализа проводимой реформы образования

Ключевые слова: институциональный подход, реформа образования.

Институты представляют собой нормы, принятые в обществе, «правила игры», ограниченные системой санкций, в то же время, тот или иной институт определяет повторяющиеся взаимодействия индивидов, их структуру и организацию. Институты или институциональные ограничения, создают информационно-институциональную среду для формирования социально-экономических процессов, влияют на процессы ценообразования и т. д. Институты обладают свойством аккумулирования и передачи информации, выполняют функцию передачи информационных сигналов, таким образом, являются ограничениями в моделях поведения экономических субъектов. Информационная природа институтов непос-

редственно обусловлена феноменом знания. В этой связи институты выступают объективной предпосылкой и источником производства и накопления знаний. Вместе с тем, институты участвуют в производстве знаний и информации. Поэтому выбор эффективных институтов способствует динамичному и гармоничному развитию общества, а эффективность институциональной структуры определяется снижением уровня трансакционных издержек.

Институциональная структура в разной степени оказывает влияние на производство различных видов знания. В большей степени зависима от мер государственной политики, от качества институциональной структуры экономики совокупность

258

© Матершева В. В., 2011

знаний, которые можно отнести к производственным навыкам. Совокупность полезного знания больше зависит от степени открытости общества и неформальных институциональных установлений. Поскольку любая институциональная система подвержена изменениям, постольку современный институционализм уделяет значительное место анализу механизмов институциональных изменений в экономике.

При исследовании институтов, происходящих институциональных изменений и их влияния на развитие экономики, следует учитывать воздействие предшествующего пути развития. Влияние данного фактора может привести к тому, что оптимизация общественного благосостояния не будет достигнута, т. е. имеют место рыночные провалы, более того, оптимум будет трудно получить даже в результате регулирования поведения субъектов данных отношений. Вместе с тем, влияние «истории развития» может выступать и в качестве основы позитивных экономических преобразований.

Неоклассическая школа исходит из предположения, что рынки являются конкурентными, поэтому не учитывает влияние трансакционных издержек, и институты не имеют существенного значения. Институционализм исходит из того, что необходимость учета влияния эффекта от масштаба и т.д., зависят от предшествующего пути развития. Более того, предыдущий выбор экономического субъекта является исходным условием для его дальнейшего поведения.

Процесс познания, с помощью которого создаются сегодняшние институты, ограничивает будущий выбор, поэтому институциональная структура должна учитывать как совокупность существующих ограничений, так и обратных воздействий. Несомненно, что существует определенная корреляция механизмов институциональных и технологических изменений. Поэтому, несмотря на весьма существенные их различия, исследование данных механизмов способствует определению общих моментов их качественной динамики.

На производство и накопление знаний влияют, по большому счету, большинство экономических институтов, выступая своего рода общественными привычками, которые во многом определяют поведение хозяйствующих субъектов. К ним относятся: институты превалирующей этики бизнеса, институт собственности (прежде всего

интеллектуальной), институты, связанные с организацией и внедрением новейших достижений науки, институты образования, важнейшими из которых являются классические университеты и т. д. Инновационная значимость университетов, как способа организации образовательного и научно-исследовательского процессов, обусловливает необходимость системного и глубокого анализа их роли как экономических институтов в процессе производства и накопления знаний.

Существующие в образовании традиции обусловлены уникальной исторической средой конкретной страны. Они достаточно консервативны, имеют свою функцию полезности, во многом обусловленную конкретными условиями, сложившимися в вузе, поэтому порой существует невозможность и незаинтересованность самих университетов в необходимости изменений в структуре их деятельности.

Сравнительный анализ образовательных систем в значительной степени оказывается не в пользу российских вузов. К сожалению, российские университеты как экономические институты по производству знаний показывают значительно меньшую эффективность, чем зарубежные аналоги. Причем особенно не восприимчива отечественная экономика в плане внедрения разработок инновационной деятельности и т. д. В этой связи неизбежно кардинальное усиление внешнего воздействия со стороны государства. Причем необходимо перейти, наконец, от деклараций и намерений к реальному осуществлению крупномасштабных действий, но с учетом специфики сложившейся институциональной структуры образовательной системы. Одной из главных задач в современных условиях является создание эффективных моделей университетов. Необходимо разработать механизмы, позволяющие превратить их в не только в источник финансирования научных исследований, но и внедрения этих исследований в реальную экономику. По-прежнему, крайне мала роль частных промышленных исследовательских лабораторий, инвестирующих в разработку высокотехнологичных продуктов, которые могли бы предъявлять спрос на рынке труда на выпускников университетов, обеспечивая им возможность получения престижной и высокооплачиваемой работы. Создание таких научно-исследовательских центров должно всячески поощряться со стороны государства. Обеспечение конкурентоспособности

страны на мировом рынке настоятельно требует, чтобы была создана устойчивая долгосрочная тенденция увеличения государственного финансирования прикладных исследований, тенденция к сотрудничеству между университетскими и производственными научными комплексами, способствующих процессу расширения финансовых потоков со стороны бизнеса в науку и образование. Российские университеты в результате осуществления реформ должны получить возможность гибко приспосабливаться к меняющимся экономическим условиям, учитывать изменения, происходящие на рынке труда. Следует обеспечить возможность массового распространения прикладных наук, потенциальная полезность которых становится очевидной, а это, в свою очередь, будет способствовать развитию практических приложений в соответствующих областях. Университеты как научно-исследовательские учреждения призваны заниматься не только фундаментальными исследованиями, но и осуществлять производство опытных образцов, способствуя коммерческому внедрению разрабатываемых технологий путем продажи лицензий на патенты. Университеты могут создавать новые дисциплины, открывать на их базе центры научных исследований, а также динамично изменять учебные программы с целью распространения новых знаний и т.д. Таким образом, в результате проведения реальных и эффективных реформ университеты, наконец, можно будет рассматривать как экономические институты, которые успешно действуют в области производства и распространения экономически полезного знания.

Вместе с тем, расходы государства на финансирование университетов и программ по реформированию образовательной сферы пока не позволяет успешно осуществлять намеченные преобразования. Следует признать, что государственные расходы составляют лишь часть расходов на образование. Важнейшую роль здесь играют частные расходы домохозяйств и корпораций на получение образования и профессиональную переподготовку. Но пока российские частные расходы на образование не сопоставимы с расходами в развитых странах. Такое положение дел демонстрирует сложившуюся тенденцию многолетнего недостаточного финансирования образования, что также отрицательно сказывается на его реформировании. Серьезнейшей проблемой российского образования является то, что имеющий-

ся в обществе запас полезных знаний не может быть реализован в соответствии с запросами экономики в силу неэффективности институциональных структур. Российское общество, располагая огромным научным потенциалом, в то же время создает и воспроизводит такие институты, которые определяют сохранение экстенсивных тенденций в образовании, которое включает в себя консервативные методы обучения, многодисцип-линарность, излишнюю теоретизированность и, в значительной степени, оторванность от реальных потребностей экономики. Недостаточная разработанность мер государственной экономической политики в области производства и использования знания приводит к существенному снижению конкурентоспособности экономики, а также вызывает деградацию институциональной структуры. Государственная политика может быть скорректирована достаточно в короткие сроки, но изменение существующих институтов является процессом длительным и постепенным. Таким образом, негативные качественные изменения в институциональной структуре экономики в состоянии оказать негативное воздействие на экономическое развитие в долгосрочной временной перспективе, и институтам, ответственным за производство и накопление знаний, здесь принадлежит далеко не последняя роль.

Необходимость качественного реформирования образовательных институтов подтверждают результаты проведенных нами исследований по изучению потребностей рынка труда, описания современного уровня подготовки выпускников и его соответствия с запросами рынка труда. (Для исследования этих гипотез был избран метод выборочного социологического опроса на основе репрезентативной выборки).

При анализе гипотезы: «В обществе существует стереотип о том, что высшее образование отделено от практической деятельности» мы отвечали на следующие вопросы:

- Действительно ли сформирован стереотип о том, что высшее образование отделено от практической деятельности. (То есть те знания, которыми овладевают студенты в вузе, лишь в некоторой степени востребованы в реальной профессиональной деятельности).

- В какой степени реальная ситуация соответствует данному стереотипу.

- Является ли практическая направленность главной целью образования. (Должно ли высшее

образование быть ориентировано на рынок труда, по мнению: работников - работодателей - вузов).

С этой целью была изучена реальная ситуацию на рынке труда и мнение студентов и работодателей по целому ряду вопросов.

Анализ ситуации на рынке труда выпускников вузов показал, что лишь незначительная их часть сразу после вуза устраивается работать по специальности. Низкий уровень трудоустройства выпускников по специальности, очевидно, связан с влиянием целого ряда обстоятельств, среди которых значительную роль играет и степень подготовленности студентов к практической деятельности.

Опрос студентов позволил выяснить, что только 10,5 % респондентов считают, что «практически всегда» смогут найти работу по специальности. При этом 43,6 % респондентов полагают, что работу по специальности смогут найти «редко» или «очень редко». Причем сравнительный анализ студентов «престижных» (пользующихся устойчивым спросом на рынке труда с возможностью получения высоких заработков) и «традиционных» специальностей показал, что уверенность в нахождении работы по специальности у «традиционных» специальностей почти в два раза ниже.

В определенной мере то, что высшее образование отделено от практической деятельности, подтверждается также опросом работодателей. Им было предложено оценить соотношение стандартных вузовских знаний и требований работодателей. Только 13,2 % из них ответили, что вузовские знания большей частью соответствуют требованиям, а 22,7 % отметили, что требования совсем другие.

Мы ставили своей задачей также определить, насколько работодатели доверяют качеству профессиональной подготовки в вузе. Опрос работодателей показал, что оценками в дипломе при приеме на работу руководствуется каждый двенадцатый работодатель (и то лишь при принятии на работу выпускника вуза без стажа работы), а среди развивающихся предприятий (численность работающих на которых за последнее время возросла) оценками в дипломах при приеме на работе интересовались лишь 2,2% респондентов.

Оказалось, что среди возможных критериев приема на работу уровень подготовки в вузе занимает последнее место. На вопрос: «Какое внимание Вы уделяете оценкам в дипломе кандида-

та?» Лишь 4,2% всех опрошенных работодателей указали их одним из решающих факторов при трудоустройстве, а 18,1 % не придают им никакого значения.

Следовательно, оценки в дипломах не выполняют роли образовательных сигналов.

Такое игнорирование качества подготовки в вузах в определенной степени характеризует отношение работодателей к обучению в вузах вообще. Многие из них действительно считают, что в вузах студенты получают слишком теоретизи-рованную подготовку, порой мало адаптированную к реальным практическим условиям.

Таким образом, данные исследования подтверждают, что существующий стереотип о том, что подготовка в вузах и последующая практическая деятельность выпускников является, в определенной мере, не зависящими друга процессами, выглядел, до последнего времени, достаточно обоснованным. Но в последние годы наметились позитивные процессы в реформировании учебного процесса. Особенно это заметно при анализе отношения работодателей к подготовке выпускников, имеющих «престижные» профессии. Наиболее прогрессивные вузы страны стали использовать в учебном процессе различные формы и методы преподавания, позволяющие приблизить учебный процесс к реалиям современного мира и дать возможность студентам быть конкурентными на рынке труда.

Анализ гипотезы: «Студенты неадекватно подготовлены к самостоятельным действиям на рынке труда».

Требования, предъявляемые работодателями к выпускникам вузов включают: специализацию в требуемой области и высокий уровень подготовки в вузе, инициативность и интерес к работе, опыт практической работы, коммуникабельность и личные качества. То есть, для того, чтобы получить работу, выпускник должен продемонстрировать высокий уровень своей теоретической подготовки по конкретной специальности, интерес к работе в конкретной фирме, а также заинтересовать собой работодателя. Все это требует определенной подготовки по технике

По-прежнему, недостаточно используются в процессе преподавания активные методы обучения, еще нет полноценных, доказавших свою эффективность методических разработок, позволяющих более плодотворно организовать индивидуальную работу студентов с преподавателем

и его самостоятельную работу. Необходимо создавать совместные научные исследовательские проекты и т. д.

Кроме того, почти треть опрошенных студентов стараются получить необходимые навыки вне вуза, работая во время учебы( в магистратуре процент работающих близок к пятидесяти). Результаты нашего исследования подтверждаются и данными опроса, проведенного Областной службой занятости среди студентов воронежских вузов. Большинство студентов оценивает уровень своей теоретической подготовки как хороший (50-65 % в различных вузах) или средний (35 %). А свою практическую подготовку, до трети выпускников считают плохой.

Все это приводит к тому, что около 10 % хотели бы продолжить обучение либо другой специальности (более востребованной рынком труда), либо в магистратуре и аспирантуре, и лишь 1/3 выпускников нацелены на поиск работы по специальности. Преобладает готовность трудоустроиться на любую прилично оплачиваемую работу (40 %). Причем представители «престижных» специальностей имеют, на их взгляд, все же больше возможностей получить высокую заработную плату (23 %), но среднюю заработную плату все же рассчитывает получать 62,2 % всех выпускников.

Был проведен качественный анализ взаимосвязи работодателей с вузами в процессе обучения. Элементом, связывающим высшее образование и работу на конкретном предприятии, является производственная практика. Анализ эффективности проведения производственной практики неутешительный: 16% студентов, проходивших практику, находят ее абсолютно бесполезной, 55% считают, что она дает только общее представление. Особенно низкие оценки эффективности практики у студентов «традиционных» специальностей: 23 % считают, что практика проходит формально и не позволяет получить профессиональных навыков, 51 % ответили, что практика дает самое общее представление о будущей профессии.

По мнению работодателей, практика занимает важное место в образовательном процессе. Почти каждый четвертый из опрошенных работодателей считает, что она способна в значительной степени улучшить качество подготовки специалистов.

Для усиления взаимодействия образовательных заведений и работодателей необходимо поддержание постоянных более тесных контактов между

вузами и работодателями. Процесс взаимодействия вузов и работодателей будет способствовать с одной стороны совершенствованию образовательного процесса и с другой удовлетворению потребностей работодателей в квалифицированных специалистах. Это взаимодействие позволит лучше учитывать требования работодателей при подготовке современных специалистов, организовать более эффективную учебно-производственную практику и стажировки студентов на предприятиях. Проведение студентами исследований для курсовых и дипломных работ может осуществляться на реальном фактологическом материале, а также по заказу предприятия.

Необходимо развитие совместных специальных программ государственной службы занятости, вузов и работодателей направленных на получение студентами практических навыков. Одним из способов решения вопроса трудоустройства выпускников является организация кадровых центров при вузах, которые смогут оказать им содействие в поиске работы.

В какой же степени, по мнению работодателей, знания, получаемые студентами в вузе, соответствуют их требованиям? Почти каждый десятый из опрошенных работодателей считает, что их требования к вузам совсем не совпадают с теми знаниями, которые получают студенты, в соответствии с действующими учебными планами. 50,7 % опрошенных работодателей ответили, что стандартные вузовские знания соответствуют их требованиям лишь в некоторой степени. Лишь 7,6 % всех работодателей считают, что знания, получаемые студентами в вузе, большей частью соответствуют их запросам. По экспертным оценкам кадровых агентств, работодатели, в большей степени удовлетворены теоретической подготовкой студентов. Но они отмечают, что их навыки практической работы явно недостаточны.

На то, что в образовательном процессе недостаточно внимания уделяется развитию у студентов практических навыков и умения самостоятельно принимать решения, указывают и сами студенты: 65% студентов полагают, что в процессе обучения не достаточно используются такие элементы, как деловые игры, разбор кейсов, моделирование реальных ситуаций и т.д.

Почти каждый четвертый из опрошенных студентов считает необходимым кардинальное усовершенствование учебных планов (25,6 %), почти каждый третий считает, что необходимо кар-

динально изменять отдельные курсы. Требования к повышению качества преподавания высказали 20,7 % студентов «престижных» и 29,3 % «традиционных» профессий.

О необходимости совершенствования учебного плана говорят сами студенты. Прежде всего, они считают необходимым усилить чтение предметов по специальности (62,3 %) и по развитию личных навыков (64,2 %). На усиление преподавания прикладных экономических дисциплин указали 34,3 % опрошенных студентов. Мировой опыт показывает, что для специалистов поиск работы сопряжен с усилиями и специальными знаниями и навыками. В системе западного образования присутствует службы консультирования по вопросам трудоустройства. Исследование выявило острую потребность в развитии таких знаний у российских студентов (72,3 % хотели бы, чтобы в программе был предмет по трудоустройству). Отвечая на вопрос, какие формы обучения позволили бы им получать более качественное образование, студенты назвали в качестве приоритетных обучение на основе практических ситуаций (75,9 %), индивидуальные занятия с преподавателями (42,7 %), самостоятельную работу (17,8 %). Причем среди студентов «престижных» специальностей эти показатели являются еще более значимыми (на них указали, соответственно: 77,7 %, 55,3 %, 22,8 %). Вместе с тем, 25,5 % работодателей считает необходимым подготовку в вузе специалистов с широким диапазоном знаний, способных ориентироваться в быстро изменяющихся условиях рыночной конъюнктуры.

В ходе исследования были изучены учебные планы во многих вузах по различным специальностям. Анализ показал, что в их структуре существуют общие тенденции: все учебные планы предусматривают значительное число часов аудиторных занятий (по сравнению с мировой практикой преподавания).

В тоже время, количество часов, отведенное в соответствие с учебным планом на преподавание базовых дисциплин, недостаточно. В силу этого у преподавателя нет достаточного времени для проведения деловых игр, разбора кейсов, анализа прак-

тических ситуаций и т. д. (Активные формы обучения использует 22,8 % преподавателей). Произошедшие в этом году изменения в учебных планах магистерских программ позволили значительно сократить аудиторную нагрузку студентов. Сделан акцент в сторону усиления их самостоятельной работы. При этом методическая и организационная необеспеченность данного вида деятельности, вызывает серьезную обеспокоенность по поводу улучшения качества подготовки специалистов. В большинстве вузов страны существует целый ряд проблем, связанных с недостаточным обеспечением аудиторным фондом, оснащенностью работы преподавателей, наличие мест для индивидуальных консультаций, недостаточная оснащенность библиотек, отсутствие доступа к платным статистическим источникам, базам данных и т. д.

Пока еще находятся в процессе становления дисциплины, которые считаются в зарубежных университетах базовыми при подготовке специалистов. В тоже время, учебные планы предусматривают преподавание большого количества дисциплин, в т. ч. и незначительных по своему объему и значимости. Эти учебные дисциплины, как правило, охватывают рассмотрение узких специфических задач, и, как показывает опыт, бывают затем мало востребованы большинством выпускников.

Несмотря на приемлемый уровень удовлетворенности четверть респондентов хотят продолжать образование по выбранной ими специальности и 20% хотят получить второе высшее образование. Сравнительный анализ по группам выявляет, что студенты «престижных» специальностей проявляют значительную склонность к продолжению образования по специальности (33 %), тогда как представители «традиционных» более склонны к получению второго высшего образования (29,3 %).

Результаты проведенных нами исследований позволяют сделать вывод о том, что реформирование образовательных институтов должно продолжаться, причем на основе сохранения всего ценного, что накоплено российской школой и более активном использовании положительного мирового опыта.

Matersheva V. V. EDUCATION REFORM: AN INSTITUTIONAL APPROACH

The article justified the use of an institutional approach to the analysis of the ongoing reform of education. Keywords: institutional approach, reform of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.