Научная статья на тему 'Проблемы занятости выпускников вузов'

Проблемы занятости выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ТРУДОУСТРОЙСТВО / JOB PLACEMENT / КАРЬЕРА / CAREER / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / SPECIALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна, Желнина Евгения Валерьевна, Левина Анастасия Павловна

На основе результатов социологического исследования анализируется проблема трудоустройства выпускников вузов на примере Тольяттинского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Employment of University Graduates

On the basis of a sociological research the problem of the employment of University graduates by the example of Togliatti State University is analysed.

Текст научной работы на тему «Проблемы занятости выпускников вузов»

Т. Н. ИВАНОВА Е. В. ЖЕЛНИНА А. П. ЛЕВИНА

ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Ключевые слова: занятость, молодежь, трудоустройство, карьера, специальность

Key words: employment, youth, job placement, career, speciality

В меняющихся экономических условиях возрастает роль профессионально-личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, успешную профессиональную карьеру. Ситуация в социальной сфере г. Тольятти аналогичная. Проблемы трудоустройства молодых специалистов осложняются тем, что многие заводы города находятся в кризисной ситуации, а спрос на выпускников практически отсутствует.

Анализ занятости молодого поколения целесообразно начать с того, что понимается под термином «система занятости». Становление системы занятости — поступательный процесс овладения обществом искусством сопряженного

ИВАНОВА Татьяна Николаевна, доцент кафедры социологии Тольят-тинского государственного университета, кандидат социологических наук.

ЖЕЛНИНА Евгения Валерьевна, доцент кафедры журналистики и социологии Тольяттинского государственного университета, кандидат социологических наук.

ЛЕВИНА Анастасия Павловна, аспирант кафедры журналистики и социологии Тольяттинского государственного университета.

управления, совокупностью социально-экономических, материально-технических и организационно-правовых условий занятости.

В ноябре — марте 2008—2009 гг. в г. Тольятти проведено исследование на тему «Проблемы эффективного трудоустройства выпускников высших учебных заведений». В опросе приняли участие выпускники Тольяттинского государственного университета (ТГУ) ^ = 1 270), окончившие университет в 2007—2009 гг. и работающие на разных предприятиях города. Сбор информации осуществлялся методами телефонного опроса и рассылкой анкет через Интернет. Женщины составили 53,9 % от числа опрошенных, мужчины — 46,1 %. Возраст — от 22 до 34 лет. Среди них большая часть — это люди со средним доходом (78,1 %). Высокий уровень дохода оказался у 14,5 %, низкий — у 7,4 %. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что выпускники 2007—2009 гг. являются людьми со средним уровнем дохода.

Среди опрошенных выпускников, работающих по полученной в ТГУ специальности, 47 % работают по инженерным специальностям (инженер-электромеханик, инженер-конструктор, проектировщик, инженер-строитель — по 7 %; инженер-электрик, энергетик, электроснабжение промышленных предприятий, инженер по учету энергоресурсов — 6 %; инженер ТГВ — 5 %; инженер-технолог, инженер по организации и нормированию труда, по производственному контролю, ОТ и ТБ, инженер по снабжению, сбыту, начальник отдела снабжения, инженер-механик — по 3 %; инженер-связист (сотовая компания), оператор сотовой компании, инженер-двигателист, инженер-электронщик, инженер ПТО, инженер систем вентиляции — по 1 %).

41 % опрошенных является представителем таких профессий, как оператор, химик-лаборант, технолог (машиностроение, станки и инструменты, холодная листовая штамповка); экономист (по 3 %); технолог по обработке металлов давлением, химик-технолог (машины и аппараты химических производств), автомобиле- и тракторостроение (по 2 %); методист, дизайнер, журналист, переводчик (лингвистика и межкультурная коммуникация), тренер, филолог-библиограф, педагог-воспитатель, производство и переработка каучука, технолог (хлеба, кондитерских и макаронных изделий), товаровед, химическая очистка воды, промышленная

электроника, автоматизация производственных процессов и производств, архитектор (по 1 %).

Среди выпускников, не работающих по полученной в ТГУ специальности, 28 % работают по «родственной» специальности, т. е. близкой той, которую они получили в ТГУ; 59 % поменяли род деятельности основательно; 13 % предпочли рабочие специальности.

Распределение по конкретным специальностям выглядит следующим образом: менеджер, офис-менеджер, консультант, администратор (24 %); рабочие специальности (наладчик, электромонтер, сварщик, водитель, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь-инструментальщик) (13 %); продавец-консультант (10 %); бухгалтер, инспектор отдела кадров, начальник отдела кадров, менеджер по персоналу, инспектор пенсионного фонда (по 9 %); оперативный работник, оперативный уполномоченный (6 %); маркетолог, социолог, мастер-строитель, монтажник (по 5 %); предприниматель, коммерческий директор (4 %); реклама, пиар, специалист по таможенному оформлению (по 3 %); бармен, корректор, маркер, начальник коммерческого отдела, охранная и детективная деятельность, риелтор, секретарь-референт, юрист (по 1 %).

Среди гуманитарного направления были получены другие цифры: 52 % респондентов сразу трудоустроились по специальности и работают в этом направлении до сих пор, 25 % в ходе трудовой карьеры сменили полученную специальность на другую, 23 % сразу после окончания вуза стали работать по другой специальности.

При сравнении показателей гуманитарного и технического направлений видно, что здесь примерно равномерное распределение по показателям начала трудовой карьеры. Также следует обратить внимание на то, что среди технического и гуманитарного профилей обучения почти четверть меняет полученную специальность на другую, проработав некоторое время по диплому. Возможно, это связано с низкой оплатой труда, отсутствием льгот, разочарованием в специальности.

Среди причин, по которым не состоялось трудоустройство по специальности, главной остается неудовлетворенность размером оплаты труда (39 %). Особенно остро эта проблема стоит для выпускников педагогического факультета и выпускников, получивших гуманитарные специальности. Также

19 % опрошенных отметили, что причиной неэффективного трудоустройства является отсутствие спроса на специальность. Самый высокий показатель по этому параметру имеют представители факультета информатики и математики. 17 % преимущественно представителей искусства и факультета физической культуры и спорта отметили, что они разочаровались в специальности. Также 17 % участников исследования ответили, что на неэффективное трудоустройство повлияли семейные обстоятельства (женщин — 25 %, мужчин — 17 %). Чем объясняется такой высокий процент среди выпускниц? Скорее всего, девушки после обучения в вузе обзавелись семьями, на карьеру не осталось времени. 7 % респондентов указали на то, что недостаточный уровень полученной профессиональной подготовки является причиной их неэффективного трудоустройства. Самый высокий показатель по этому критерию имеют представители института химии и инженерной экологии, и 0,7 % респондентов указали на другие причины.

31 % выпускников ТГУ определился с будущей работой уже на 4—5 курсах (по специальности — 34 %, не по специальности — 16 %). Также можно сказать, что выпускников технического направления значительно больше, чем представителей гуманитарного направления. Разница в процентном соотношении составляет 1 : 2. Отсюда следует, что студенты технических специальностей раньше начинают задумываться о будущем трудоустройстве. Из полученных данных видно, что респонденты, которые в настоящее время работают не по специальности (10 %), трудоустроились только после года активных поисков.

Главной проблемой при поиске работы для выпускников (наверное, всех вузов) является низкая начальная оплата труда молодых специалистов (45 %). Также 27 % респондентов ответили, что основной проблемой при трудоустройстве является отсутствие профессионального опыта, среди них 13 % — это выпускники технического направления, 10 % — гуманитарного. Как видно из полученных данных, на первом месте стоят низкая оплата труда и отсутствие профессионального опыта.

При опросе 6 % респондентов указали, что для эффективного трудоустройства необходимо иметь «нужные связи». Также 12 % ответили, что недостаточный профессиональный

уровень подготовки является основной проблемой при поиске работы; 10 % выпускников отметили вариант ответа «недостаток вакансий». Следует обратить внимание, что женщин при ответе на этот вопрос оказалось в два раза больше, чем мужчин. Из этого можно сделать вывод, что на современном рынке труда «мужских» вакансий значительно больше, чем «женских».

В свободной форме 38 % опрошенных указали, какую помощь мог бы оказывать ТГУ выпускникам для того, чтобы проблем при поиске работы по специальности было меньше. Для этого требуется заключить с предприятиями договор на целевую подготовку специалистов (33 % ответов); восстановить практику распределения выпускников с отработкой 2—3 года (15 %); увеличить объем практики, закрепить за практикантами опытных наставников (11 %); сформировать открытую базу данных о вакансиях для старшекурсников и выпускников, разместить ее на сайте ТГУ (6 %); трудоустроить лучших студентов на перспективные предприятия (4 %); организовать ярмарки вакансий и встречи старшекурсников с руководителями предприятий — потенциальными работодателями, активно рекламировать предлагаемые специальности, обеспечивать сотрудничество ТГУ с кадровыми агентствами и городскими службами занятости, а также прохождение практики в ведущих вузах других городов по специальности с зачетом в трудовой стаж и последующим трудоустройством (по 3 %).

Оценки выпускниками престижности полученной в ТГУ специальности распределились следующим образом: 42 % считают ее достаточно престижной, 38 % — не очень престижной, 14 % — вовсе не престижной, 5 % — очень престижной. Среди них представителей технических специальностей, считающих специальность, полученную в ТГУ, достаточно престижной, в два раза больше, чем представителей гуманитарного направления.

38 % выпускников, окончивших ТГУ в 2007—2009 гг., считают, что диплом вуза не очень престижен. Среди них представителей гуманитарного направления на 17 % больше, чем выпускников технических специальностей. Возможно, это связано с тем, что многие гуманитарные специальности ТГУ были открыты недавно и не имеют сложившихся традиций. Необходимо отметить, что ТГУ создан на базе Тольяттин-

ского политехнического института и в плане технических специальностей имеет высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Специальности гуманитарного профиля находятся еще в стадии формирования.

В ходе опроса респондентам предлагалось указать дополнительные знания, умения и навыки, которые надо давать студентам, обучающимся по полученной выпускниками специальности. По мнению большинства опрошенных, основными направлениями дополнительной подготовки должны быть расширение возможностей получения студентами практического опыта, производственной практики (47 %), углубленная подготовка по информационным технологиям независимо от получаемой студентом специальности (32 %) и целенаправленное развитие у студентов коммуникативных качеств (21 %).

Выпускники технических специальностей чаще нуждаются в расширении возможностей для приобретения практических навыков по своей специальности, испытывают дефицит правовых знаний. Для выпускников гуманитарных специальностей более актуальны такие направления, как развитие коммуникативных навыков, маркетинговая подготовка, обучение основам экономических знаний.

Респондентам предлагалось в свободной форме назвать изменения, которые следует внести в профессиональную подготовку по полученной ими специальности. Были получены следующие ответы: сокращение объема подготовки по общим гуманитарным дисциплинам, перевод их в разряд факультативных; разрешение свободного посещения этих предметов, перевод их оценки в систему «зачет — незачет» (отмена экзаменов) (19 %); своевременное включение новинки, повышение актуальности информации (13 %); повышение уровня преподавания отдельных дисциплин (в частности, методики преподавания математики), углубленная теоретическая подготовка по инженерным дисциплинам, повышение квалификации преподавателей, корректное отношение преподавателей к студентам, материальное поощрение хороших преподавателей для предотвращения их ухода в бизнес (по 6 %); сокращение объема подготовки по теоретическим дисциплинам, увеличение объема подготовки по общим гуманитарным дисциплинам, улучшение обеспечения литературой (научной, методической, справочной и пр.), учет требований

работодателей и реальных условий работы по предлагаемым специальностям при разработке учебных курсов, повышение актуальности изучаемых проблем, учет новейших достижений в изучаемых областях (по 4 %); введение новых математических дисциплин, связанных с экономикой (математическая статистика, эконометрика, финансовая статистика), преподавание только новейшей истории, отмена курса философии, оценка теоретических дисциплин по принципу «зачет — не зачет», предоставление студентам возможности получения консультаций преподавателей в индивидуальном порядке, преподавание теоретических дисциплин в более доступной форме, распределение курса общегуманитарных дисциплин на первые 3 курса, а не на все 5, сокращение курса физики, сокращение часов по высшей математике, уменьшение лекций «под запись», увеличение дискуссионного материала, введение в теоретические курсы примеров из реальной производственной практики, более активное использование наглядных пособий, видеоматериалов (по 2 %).

Потребность выпускников в дополнительной профессиональной подготовке достаточно велика. Получить ее хотели бы 45 % опрошенных независимо от полученной в ТГУ специальности. Предпочтительным вариантом дополнительной профессиональной подготовки для выпускников, работающих по полученной в ТГУ специальности, является повышение квалификации по этой специальности (20 %).

Социальная адаптация личности на новом месте работы — один из важных критериев профессиональной деятельности работника, поэтому в ходе опроса задавался вопрос о проблемах, с которыми столкнулись вчерашние студенты на рабочих местах. Сравнивая полученные данные, можно отметить, что после трудоустройства, когда начинается адаптация к новым условиям профессиональной деятельности, выпускники сталкиваются с проблемой низкой оплаты труда (23 %). Также многие ссылаются на отсутствие возможности карьерного роста на новом месте работы (19 %). Среди выпускников 12 % отметили, что им не хватало практических навыков для качественного выполнения работы. Отсутствие практического опыта указывает на малое количество выделенного времени на практические занятия в период обучения в университете.

Таким образом, только половина выпускников трудоустраивается по полученной в ТГУ специальности, четверть

меняет полученную специальность на другую; 58 % выпускников считают, что престиж диплома ТГУ далеко не высок; 46 % ответили, что специальность, полученная ими в ТГУ, является непрестижной из-за низкой оплаты труда. Возможно, эти результаты связаны с дисбалансом между спросом и предложением рабочей силы, слабой согласованностью между рынком профессиональных образовательных услуг и запросами работодателей. Образовательные учреждения, ориентированные на конъюнктурные образовательные потребности молодежи, слабо реагируют на изменяющиеся потребности рынка труда.

Проблема эффективного трудоустройства является одной из главных проблем современного общества. В ходе исследования были получены данные, указывающие на ряд проблем, которые существуют на современном рынке труда г. Тольятти. Есть необходимость в решении проблем занятости молодежи. В связи с этим важными и актуальными исследовательскими задачами являются, во-первых, разработка новой системы трудоустройства выпускников, интегрированной в систему образования вуза и адекватной современным условиям российского общества; во-вторых, определение необходимых и возможных изменений на всех уровнях управления вузовской системой образования; в-третьих, разработка новых механизмов взаимодействия системы образования и рынка труда.

Поступила 15.10.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.