Научная статья на тему 'Кризис, система образования и формирование человеческого капитала'

Кризис, система образования и формирование человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / CRISIS / EDUCATION / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матершева В. В.

В статье рассматривается сущность экономического кризиса и рефлексия на кризисы системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRISIS, THE EDUCATION SYSTEM AND FORMATION OF HUMAN CAPITAL

This article discusses the nature of the economic crisis and reflection on the crisis of the education system.

Текст научной работы на тему «Кризис, система образования и формирование человеческого капитала»

УДК 378

Матершева В. В.

КРИЗИС, СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

В статье рассматривается сущность экономического кризиса и рефлексия на кризисы системы образования.

Ключевые слова: кризис, система образования, человеческий капитал.

Современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Люди всегда стремятся к росту своего благополучия, правительство стремится обеспечить развитие экономики своего государства. Но за подъемом неизбежно следует спад. Кризисы отрицательно влияют практически на все стороны жизнедеятельности большинства людей, обостряя существующие проблемы и порождая новые, в том числе и в образовательной сфере.

Исследования мировых экономических кризисов должны способствовать разработке системных подходов по их преодолению. Ученые на протяжении уже многих десятилетий не могут выяснить точных причин возникновения циклов. В настоящее время существует множество различных теорий возникновения экономических циклов, но ни одна из них не является бесспорной и всеоблемлющей. Кризисная ситуация характеризуется тремя важными свойствами, которые можно обозначить как силу, масштаб и длительность кризиса. Кризис (с греч) - решение, крутой перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса, социального института. В самом общем виде кризис есть нарушение равновесия системы и в то же время переход к новому ее равновесию.

Экономический кризис - резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы, недофинансировании бюджетной сферы и в итоге -снижении жизненного уровня, благосостояния населения.

Особенность современного мирового кризиса заключается в том, что данный кризис носит беспрецедентный по масштабам характер. Кроме того, он носит и структурный характер, то есть предполагает серьезное обновление струк-

туры мировой экономики и ее технологической базы. Мировой финансовый, а в дальнейшем -экономический кризис оказали серьезное воздействие на российскую экономику, вызвав резкое падение ВВП, рост безработицы, обострение социальных проблем и т. д. Но все же именно внутренние причины привели к столь значительным последствиям кризиса для экономики России. Сырьевая ориентированность экономики, структурные диспропорции, недостаточно развитая институциональная среда, (причем существующие институты во многом деформированы и не соответствуют современным реалиям) и т. д.

В создавшихся условиях особенно важно (прежде всего, с позиций долгосрочных перспектив развития страны) не допустить деградации социальной сферы, поскольку для создания конкурентоспособной экономики крайне важно обеспечить условия создания и эффективного использования человеческого капитала. Более 67% мирового ВНД создается именно человеческим капиталом. В США образование, наука и здравоохранение создают почти треть ВВП, являются, вместе с интеллектуальными услугами и информационными технологиями, одним из трех основных двигателей качественного роста мировой экономики в XXI веке. Образование выступает одним из ключевых элементов человеческого капитала. Для успешного выхода из кризиса необходимо не только не допустить утраты ряда, пока еще существующих, преимуществ системы российского образования, но и суметь, в создавшихся условиях, сделать ее более эффективной. Без образования, без формирования конкурентного человеческого капитала невозможна и реализация всей системы антикризисных мер в целом. В этой связи высшему образованию принадлежит особая роль.

Образование обладает весьма значительными положительными внешними эффектами

и поэтому инвестиции в образование следует оценивать не только с позиций доходов работника, но и общества в целом.

Помимо возможности получения профессии, образование выполняет и статусную роль, выступает сигналом на рынке труда и т. д. В этой связи отношение населения к получению образования в России до сих пор весьма позитивно, что проявляется в устойчивом спросе на образовательные услуги различного уровня. Отношение зачисленных в вузы к численности населения в возрасте 17 лет имеет за последние годы устойчивую тенденцию к росту.

Высшее образование для большинства людей является единственно возможным вариантом начала карьеры: только четверть выпускников школы не планирует сразу же поступать в вузы. Почти половина студентов колледжей и техникумов планирует получать высшее образование.

В последние годы более семидесяти процентов выпускников старшей школы собирались поступать в вузы. В значительной степени такая ситуация объясняется тем, что родители большинства школьников считают обучение в вузе необходимым условием для будущей профессиональной деятельности своих детей. Кроме того, вуз, по мнению родителей, является своеобразным «социальным инкубатором», единственной возможной перспективой для своих детей, и они готовы инвестировать в их будущее свои накопления (даже весьма скромные). Как же скажется на образовании вызванное кризисом и его последствиями снижение доходов семей?

Согласно прогнозу специалистов, падение доходов семей может привести к тому, что спрос на дорогие программы ведущих вузов у будущих первокурсников может сократиться на треть, а почти каждый десятый из «платных» студентов будет испытывать трудности с оплатой учебы.

По качеству выпускников вузы можно условно поделить на три группы. Если человек вместо платного места в вузе первой группы предпочитает бесплатное место в вузе второй группы, то по окончании данного вуза он будет менее конкурентоспособен на рынке труда, его стартовая зарплата будет значительно ниже, а эффективность его работы будет гораздо меньшей и т. д. Таким образом, это может отрицательно сказаться на качестве человеческого капитала будущего работника, а экономия

средств на этапе обучения в вузе дорого обойдется и работнику и обществу.

Тем не менее, даже в условиях определенной дискредитации высшего образования, многие из работодателей предпочитают нанимать работников с высшим образованием (рис. 1). Имеет место предпочтение работников с высшим образованием на любых должностях. Диплом требуется в 3350% случаев, желателен (составляет преимущество) - в 75-90%. Это действует даже при найме разнорабочего (25%). Причем такая ситуация наблюдается не только в столице, но и в большинстве регионов России (например, в Северной Осетии наличие диплома приобрело статусную роль, хотя дальнейшее трудоустройство оказывается слабо связано с профессией, предусмотренной в официально выданном документе о «высшем» образовании).

Высшее образование в большинстве стран, в том числе и в России, выполняет функцию «социального лифта»: диплом, выступая определенным сигналом, способствует возможности быть востребованным на рынке труда, дает возможность подняться вверх по социальной лестнице.

Вместе с тем именно в России, в силу происходящих в последнее время «преобразований» в образовательной сфере, в сознании многих людей высшее образование перестало быть сопряженным с какими-либо профессиональными компетенциями. Работодатели не доверяют вузам: пять лет назад с вузами сотрудничали около половины предприятий, сейчас - менее трети. Работодатели предпочитают нанимать людей с широким образованием, потому что их проще переучить. Диплом становится показателем общей культуры и способности работать в коллективе, а знания, полученные в вузе признаются излишне теоретизированными, воспринимаются лишь как необходимое условия для «производственного» обучении. Это подтверждается низким уровнем обучения во многих вузах, в которые принимают с минимальными результатами ЕГЭ. Немногим более ста государственных вузов (из более чем шестисот - привлекательны для победителей и призеров олимпиад).

Во многом снижению качества образования способствует ситуация с оплатой труда преподавателей, в т.ч. высшей школы.

Учебная нагрузка преподавателей настолько чрезмерна, что приводит к хронической устало-

Рис. 1. Доля предприятий с обязательным требованием высшего образования

сти, снижению производительности, наносит колоссальный вред здоровью. У вузовских преподавателей почти не остается времени и сил на занятия наукой, поскольку уровень зарплат заставляет искать приработки на стороне. Перегрузка может составлять весьма существенную величину. Аудиторные занятия преподавателей вузов в последние годы неуклонно растут и в среднем достигли почти двадцати часов в неделю. Подготовка к занятиям, индивидуальная работа со студентами, проверка работ и т. д. составляет 10-15 часов в неделю. Преподавательская деятельность в других учебных заведениях (включая подготовку к занятиям), работа по различным дополнительным программам, грантам, репетиторство и т. д. может составлять еще примерно пятнадцать-двадцать часов в неделю. Таким образом, «перегрузка» преподавателя может быть весьма значительной. В результате работник жертвует своим отдыхом, испытывает нервно-эмоциональные перегрузки. Происходит накопление «хронической усталости», что, в конечном счете, отрицательно сказывается на состоянии здоровья работников, на качестве человеческого капитала и возможности его эффективной реализации. В долгосрочной перспективе это особенно опасно, поскольку неизбежно приведет

к снижению качества преподавания, оттолкнет талантливую молодежь от занятия наукой и от преподавательской деятельности.

В последнее двадцатилетие Россия уже потеряла значительную часть своего интеллектуального достояния, человеческого капитала, «утечка мозгов» привела к утрате целых научных школ. В настоящее время со всей актуальностью встала проблема импорта талантливых ученых, необходимых для создания конкурентных на мировом уровне университетов, научных центров и т. д.

Во многом низкое качество подготовки специалистов объясняется недостаточным финансированием вузов. Если на бюджетного студента тратится примерно 3-4тысячи долларов в год (что на фоне развитых стран тоже очень немного), то за обучение на коммерческой основе платят в два раза меньше. Эти деньги представляют существенную статью расходов семей, но качественное образование стоит дороже.

Анализ приема в российские вузы показал, что большинство сильных абитуриентов идут на бюджетные отделения экономических, юридических и медицинских факультетов. Слабейшие абитуриенты предпочитают сельское хозяйство, педагогику, металлообработку, судо-, авиа- и ракетостроение. В результате получается, что хотя

Россия стала страной практически всеобщего высшего образования, для значительной части этого образования - инженерного и педагогического (за счет бюджета), экономического и юридического (за счет средств семей) - характерно весьма низкое качество. Вузы готовы взять любого абитуриента. Советская структура высшей школы сохранилась до настоящего времени, до сих пор действуют отраслевые вузы, часть выпускников которых не собирается работать по полученной специальности.

В системе образования давно назрела необходимость оптимизации ее структуры и расходования бюджетных средств, создания дополнительных механизмов финансирования.

Особенно важно суметь поддержать те прогрессивные тенденции в области образовательных процессов, которые сложились в наиболее инновационных вузах, сохранить возможность использования квалифицированного кадрового состава, обеспечивающего конкурентный уровень подготовки будущих специалистов, возможность привлечения иностранных ученых к работе в российских вузах.

Важно обеспечить осуществление инвестиционных проектов в информацию и в интеллектуальный капитал организаций, поскольку, прежде всего, именно за счет этих средств финансируются качественные изменения в образовании. В этой связи нельзя допустить сокращения финансирования инвестиционных расходов, как на федеральном, так и на региональном уровне. Более того, необходимо их своевременно индексировать.

В условиях роста безработицы, снижения реальных доходов значительной части населения, усиления их дифференциации сокращается возможность внебюджетного финансирования образования. В ситуациях, при которых возможно значительное сокращение доходов бюджета необходимо сохранить хотя бы существующий уровень подушевого финансирования.

Для оказания качественных образовательных услуг необходимо продолжить оснащение и переоснащение школ и вузов соответствующим оборудованием, больше использовать возможности Интернет-ресурсов в образовательных процессах.

Получение конкурентного образования невозможно также без постоянного, системного совершенствования уровня подготовки преподавателей и достойной оплаты их труда. С этой целью необходимо создать действенную систему непре-

рывной подготовки и переподготовки кадров, в том числе предусмотреть возможность финансирования стажировок преподавателей в лучших отечественных и зарубежных вузах.

Для реструктуризации сложившейся системы образования необходимо формирование укрупненных многопрофильных центров профессионального образования, развитие системы эффективного прохождения производственной практики, возможностей работы студентов в научно-исследовательских проектах предприятий (в т. ч. введение стипендий для выпускников, проходящих продолжительную практику на предприятиях), увеличение финансирования вузовской науки.

Результаты проведенных нами исследований также позволяют сделать вывод, что уровень преподавания в вузах представляется излишне тео-ретизированным. Выпускники отмечают неготовность к активным действиям на рынке труда. Каждый пятый хочет продолжить образование или получить второе. В этой связи важно исследовать требования рынка труда и обеспечить подготовку специалистов именно по тем профессиям, на которые предъявляется спрос, в том числе, создать мониторинговые службы при вузах (или оптимизировать работу уже созданных), сделать более эффективной работу служб по оказанию помощи при трудоустройстве выпускников и т. д. Вместе с тем, продолжение обучения выпускниками высших учебных заведений, не нашедшими работу, может смягчить существующие в настоящее время неблагоприятные условия на рынке труда, позволит не дать деградировать полученному человеческому капиталу, позволит сохранить и повысить его качество. В условиях кризиса, а особенно на пути выхода из него, система образования должна стать элементом нового экономического порядка, построенного на инновациях и креативном труде.

С этой целью стоит предусмотреть формирование различных программ дополнительного образования, финансируемых за счет федерального бюджета. Они должны быть сосредоточены в наиболее дееспособных вузах, отобранных на основании качественных критериев. В том числе программы: «включенная стажировка», пробная работа по специальности на профильных предприятиях и в организациях.

В настоящее время, стремясь повысить возможность трудоустройства в будущем (посколь-

ку работодатели хотят брать на работу выпускников вузов уже с опытом работы), а также в силу финансовых проблем в семье, многие учащиеся начинают подрабатывать уже в период обучения, надеясь подготовить себя к дальнейшей практической деятельности.

Исследования (ЛЕВАДА) показывают, что половина очных студентов вузов работает, почти каждый пятый - работает на постоянной основе (рис. 2). С одной стороны, это может выступать позитивным фактором, поскольку работая, например, по специальности, студенты лучше усваивают теоретические курсы. Понимая, как использовать те или иные знания в практической деятельности, они становятся более мотивизованными в процессе обучения. С другой стороны, чрезмерная трудовая деятельность приводит к пропуску занятий, к усталости и, как результат, к худшему восприятию учебных программ и снижению качества обучения. Если же трудовая деятельность во время обучения не связана с будущей профессий, то (кроме определенной социализации и получения финансовых средств) она скорее вредит качественной подготовки будущего специалиста.

В этой связи необходимо создать систему контрактов между вузами и работодателями (прежде всего, долгосрочных) для трудоустройства выпускников, особенно с предприятиями, которые осуществляют инновационную деятельность, используют новейшие технологии, получить возможность на взаимовыгодных услови-

ях использовать их учебные центры и производственную базу.

Сокращение доходов населения неизбежно отражается на спросе на образовательные услуги. Часть населения уже делает свой выбор в пользу бюджетного обучения:«Пусть будет любое, лишь бы бесплатное».

Тенденции, связанные с изменением структуры спроса на образовательные услуги в дальнейшем будут только усиливаться. В 2010 году многие коммерческие вузы не сделали новый набор. Происходит переориентация с платных мест в более престижных вузах на бесплатные места в менее престижных. Ведущие вузы страны, обеспечивающие сопоставимый с международным уровень качества обучения, по мнению экспертов, могут потерять значительную часть «платных» студентов. (По прогнозам ГУ ВШЭ это неизбежно скажется на качестве будущих выпускников: группа выпускников более высокого качества может сократиться на одну треть; группа выпускников среднего качества вырастет на одну пятую).

Наряду с негативными последствиями в области сохранения и реализации существующего человеческого капитала кризис может поставить на грань самого существования до трети российских вузов. По мнению экспертов ГУ ВШЭ сильнее всего пострадают «слабые» вузы, у которых сокращение контингента достигнет половины (в том числе спрос на бюджетные места может сократиться на 25-30%). К этой группе можно

Рис. 2. «Работали ли вы (ваш ребенок) на платной основе за последние 12 месяцев (или подрабатывали время от времени)»?

отнести до трети филиалов (около 500), до 70% негосударственных вузов (около 150), 100-150 наиболее слабых государственных вузов (педагогических и технологических).

Прекращение деятельности ряда «псевдо» -вузов имеет и положительный аспект. В последнее десятилетие, под влиянием устойчивого роста спроса на образовательные услуги, возникло неоправданно большое число учебных заведений, не имеющих ни достаточно квалифицированного состава преподавателей, ни соответствующей материальной базы. Рост спроса на образование, который, как показывают наши многолетние исследования, формировался за счет целого ряда составляющих (это не только получение знаний для будущего трудоустройства, но и престижность высшего образования в нашей стране, желание иметь «сигнал» на рынке труда, а также восприятие вузов как своеобразных «социальных инкубаторов» и т.д.) вызвал к жизни неоправданно большое число подобных вузов. Качество знаний в большинстве из них до сих пор оставляет желать лучшего. На рынке труда выпускники таких учебных заведений не котируются (в объявлениях о вакансиях можно прочитать: «С дипломом (далее следует название вуза) - не предлагаться»). Поэтому банкротство и исчезновение с рынка образовательных услуг ряда «низкорейтинговых» вузов неизбежно и естественно. Качество подготовки специалистов в этих вузах нанесло серьезный урон не только престижу высшего образования в России, но привело и к «девальвации» дипломов о высшем образовании государственного образца, снижению доверия к качеству подготовки, уровню требований и оценки знаний. (Об этом свидетельствуют результаты проведенных нами исследований: на оценки в дипломе обращает внимание лишь незначительная часть опрошенных работодателей - менее 10%, и то лишь в случае приема на работу сразу после вуза и без трудового стажа. Если же претендент уже имеет опыт работы - то решение о приеме чаще всего является результатом собеседования). Вместе с тем, часть таких «псевдо-вузов» еще останется опре-

деленное время на рынке, поскольку они, в силу ряда причин, имеют свой сегмент. Его составляют те выпускники школ, чьи знания явно недостаточны для получения высшего образования, и в вузы с хорошей репутацией и соответствующим уровнем требований они поступить не могут. К данной группе можно отнести и тех учащихся, кто хочет получить диплом с минимальными усилиями, а также тех из работающих граждан, которым по роду их деятельности оказывается необходимым диплом о высшем образовании (хотя бы формальный, «корочка») именно по данной профессии (как правило, это контингент большинства заочных вузов). Кроме того, стоимость обучения там ниже, чем в вузах с высоким рейтингом и составляет 2030 тыс. руб. в год.

Кризис неизбежно сказался и на наиболее эффективных вузах, у которых внебюджетная составляющая их деятельности составляет более двух третей бюджета. Эти вузы могут потерять до трети доходов от внебюджетных студентов и до половины доходов от заказов на НИОКР от предприятий. К этой группе относятся 25-30 ведущих технических университетов России, а также ряд классических и экономических университетов - всего около 50, или до половины из группы ведущих вузов.

В силу этого, государственная поддержка образования в условиях кризиса должна быть направлена, прежде всего, на поддержку тех, кто хочет получить качественно образование. Это может быть: предоставление кредитов на обучение тем, кто успешно учится; прямое финансирование оплаты талантливых детей из малообеспеченных семей; назначение высоких стипендий лучшим студентам вузов; создание системы конкурсов, грантов на научную деятельность и т.д. Необходима также программа поддержки ведущих вузов и создания при них мобильных обучающих центров для преподавателей. Без этого невозможно создание конкурентоспособной образовательной системы, которая сможет подготовить выпусков, востребованных не только национальным, но и мировым рынком труда.

Matersheva V. V.

THE CRISIS, THE EDUCATION SYSTEM AND FORMATION OF HUMAN CAPITAL

This article discusses the nature of the economic crisis and reflection on the crisis of the education system. Keywords: crisis, education, human capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.