Научная статья на тему 'Рефлексия (рефлективность) в свете методологии универсального логико-философского алгоритма (к постановке проблемы)'

Рефлексия (рефлективность) в свете методологии универсального логико-философского алгоритма (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
72
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Булычев Игорь Ильич

According to the author, reflection is remarkable for its purposeful character. It can be verbal of non-verbal. The aspects of the main contradiction are freedom and counter-freedom. By structure, reflection can be positive, negative and neutral.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION IN THE LIGHT OF LOGICAL PHILOSOPHICAL ALGORITHM METHODOLOGY (ON POSING THE PROBLEM)

According to the author, reflection is remarkable for its purposeful character. It can be verbal of non-verbal. The aspects of the main contradiction are freedom and counter-freedom. By structure, reflection can be positive, negative and neutral.

Текст научной работы на тему «Рефлексия (рефлективность) в свете методологии универсального логико-философского алгоритма (к постановке проблемы)»

РЕФЛЕКСИЯ (РЕФЛЕКТИВНОСТЬ) В СВЕТЕ МЕТОДОЛОГИИ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЛОГИКО-ФИЛОСОФСКОГО АЛГОРИТМА

(к постановке проблемы)

И.И. Булычев

Bulychev I.I. Reflection in the light of logical philosophical algorithm methodology (on posing the problem). According to the author, reflection is remarkable for its purposeful character. It can be verbal or non-verbal. The aspects of the main contradiction are freedom and counter-freedom. By structure, reflection can be positive, negative and neutral.

Отличительный признак рефлективной деятельности, по-видимому, следует усматривать в ее целесообразном характере.

Акты целесообразного поведения осуществляются не только в процессе общественной деятельности, но и биологической жизнедеятельности (зоологического сообщества). Правда, в философско-этической литературе встречаются утверждения о том, что «целенаправленный характер деятельности присущ только человеку...» [1]. Однако они находятся в явном противоречии с фактами и научной картиной мира XX столетия.

Разумеется, целесообразное поведение присуще в первую очередь именно рефлективной человеческой деятельности. Именно здесь предельно высока ее концентрация, что приводит к появлению нового качества. Речь идет о различных отчужденных (отделенных) от человеческого живого мозга технических информационных системах, способных к относительно самостоятельному осуществлению ряда функций сознания и психики, регулирования и управления.

К атрибутам рефлексии мы вправе, по-видимому, отнести вербалыюсть и невер-баяьность. Вербальная рефлексия имеет своей опорой слово, выраженное письменно или устно. К рефлексии невербального типа следует отнести, в первую очередь, информацию, полученную с помощью жестов, мимики или пантомимы.

Сторонами основного движущего противоречия рефлексии являются, скорее всего, свобода и контрсвобода. Рефлексия, будучи целесообразной деятельностью, как раз и способствует расширению или, напротив, сужению рамок свободы ее осуществления. В этой связи свободу следует определить как творчески-рефлективный акт, а контрсвободу -в качестве акта, ограничивающего творческие возможности общественного человека в

процессе его деятельности. Свобода и контрсвобода реализуются в ситуации выбора образа мысли и действия. Этот выбор оказывается двояким в плане его социальных последствий и результатов.

Отнесение свободы вместе с ее диалектическим антиподом к сфере рефлексии может вызвать вопрос о том, проявляет ли себя каким-либо путем данный феномен за рамками рефлексии (сознания и мышления, духовного творчества и интуитивного озарения)? Отвечая на этот вопрос, следует учесть следующие два обстоятельства. Прежде всего, сущность свободы необходимо искать именно в сфере рефлексии. Широко известны факты, когда человек, находящийся в тюрьме (то есть, казалось бы, в ситуации предельной несвободы), остается и чувствует себя внутренне свободным, он не опускается к доносительству, предательству, уголовному и тому подобному поведению, более того, продолжает плодотворную духовную деятельность нравственного, теоретического и иного характера, сохраняет чувство собственного достоинства. В то же время вполне благополучные люди, не испытывающие давления негативных внешних обстоятельств, нередко принимают решения, имеющие общественное деструктивное значение (преступники, маньяки и так далее).

Развитие теории свободы в русле все более последовательного аксиологического (не гносеологического) ее истолкования - характерная черта философской мысли XX столетия. «В раскрытии проблематики свободы, -пишет Р. Редлих, - следует исходить не из изучаемого естественными науками внешнего мира. Свобода раскрывается нам в нашем внутреннем мире, в ядре нашего индивидуального «я», в оценивающем себя и мир субъекте. В анализе свободы важно не столько взаимоотношение свободы и необходимо-

сти, сколько взаимоотношение свободы и ценности, свободы и смысла, свободы и цели. Ибо не понятия закономерности, необходимости, причинности, а понятия цели, смысла и ценности заполняют содержание свободы. Без этих понятий свобода была бы равнозначна случайности и произволу» [2].

Второе важное обстоятельство заключается в нетождественности сущности свободы ее многообразным проявлениям, которые, и это самое главное, выходят за рамки простого размышления, созерцания и тому подобное. Ведь принимаемые людьми решения (рационального или иррационального характера) затем находят свое прямое или опосредованное воплощение в конкретных поступках. Здесь налицо тот самый случай, когда уже не столько сознание отражает бытие, сколько, напротив, действительность является сферой отражения (точнее воплощения) идеальных целей и намерений со стороны субъекта.

По своей структуре рефлексия бывает положительной, отрицательной и нейтральной. Говоря об этих чертах рефлексии, важно прежде всего не отождествлять их с особенностями ценностного сознания. Структурные компоненты (функции) рефлексии не содержат в своем базовом варианте никаких оценочных квалификаций. Так, существуют положительно и отрицательно заряженные частицы. Приведенная рефлексия не содержит в себе абсолютно никаких оценочных параметров, то есть положительные частицы отнюдь не являются таковыми в смысле их позитивного воздействия на другие частицы, или общество, и так далее. Точно так же отрицательные частицы сами по

себе не несут никакой угрозы другим уровням природного бытия или социальной форме движущейся материи.

Что касается нейтральной рефлексии, то в качестве типичного примера приведем нынешние представления о вакууме. В соответствии с последними представлениями вакуум есть мощное энергетическое полотно, однако оно обладает нейтральным влиянием на Вселенную вследствие уравновешенности положительных и отрицательных энергетических зарядов, содержащихся в нем.

В своем базовом варианте функции рефлексии дезаксиологичны и по отношению к обществу. Приведем типичные примеры соответствующих суждений: «студент Иванов полностью завершил пятилетний срок обучения в вузе и получил диплом о высшем образовании» (положительная рефлексия); «студент Петров из-за болезни вынужден был прервать обучение в вузе» (отрицательная рефлексия); «из ста студентов потока семьдесят уже сдали контрольные работы, остальные их завершают» (нейтральная рефлексия).

Схема алгоритмического изложения рефлексии, следовательно, такова:

РЕФЛЕКСИЯ

Вербальность Невербальность Свобода Контрсвобода Положительная Отрицательная Нейтральная

1. Словарь по этике. М., 1981. С. 374.

2. Редлих Р. Солидарность и свобода. Посев. Б. г. изд. С. 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.