Научная статья на тему 'Рефлексия на уроках биологии'

Рефлексия на уроках биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
990
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / СЕНСОРНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ДУХОВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ФРОНТАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / КОЛЛЕКТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПРИМЕНЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ / REFLECTION / ORAL AND WRITTEN REFLECTION / PERSONAL REFLECTION / INTELLECTUAL REFLECTION / SENSORY REFLECTION / SPIRITUAL REFLECTION / FRONTAL REFLECTION / GROUP REFLECTION / INDIVIDUAL REFLECTION / COLLECTIVE REFLECTION / APPLICATION OF REFLECTION IN BIOLOGY LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карбовская Лариса Афанасьевна

В статье анализируются виды и приёмы рефлексии на уроках биологии, направленные на анализ самого себя, что позволяет определить внешнюю сторону результатов работы. Определения и примеры правильно выбранной рефлексии на уроке помогают ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия на уроке это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. На уроке биологии можно использовать различные способы диагностики интереса учащихся различными приемами рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION IN BIOLOGY LESSONS

The article analyzes the types and techniques of reflection in biology lessons aimed at analyzing oneself, which allows to determine the external side of the results of the work. Definitions and examples of correctly chosen reflection in the lesson helps the student to form a desire and ability to learn, to detect ignorance in their knowledge. Reflection in the classroom is a joint activity of students and teachers, allowing to improve the learning process, focusing on the personality of each student. At the biology lesson, you can use different ways to diagnose the interest of students with different methods of reflection.

Текст научной работы на тему «Рефлексия на уроках биологии»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Карбовская Л.А. Email: Karbovskaya678@scientifictext.ru

Карбовская Лариса Афанасьевна - учитель биологии первой квалификационной категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гавриловская средняя общеобразовательная школа, Суздальского района Владимирской области, г. Суздаль

Аннотация: в статье анализируются виды и приёмы рефлексии на уроках биологии, направленные на анализ самого себя, что позволяет определить внешнюю сторону результатов работы. Определения и примеры правильно выбранной рефлексии на уроке помогают ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия на уроке - это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. На уроке биологии можно использовать различные способы диагностики интереса учащихся различными приемами рефлексии.

Ключевые слова: рефлексия, устная и письменная рефлексия, личностная рефлексия, интеллектуальная рефлексия, сенсорная рефлексия, духовная рефлексия, фронтальная рефлексия, групповая рефлексия, индивидуальная рефлексия, коллективная рефлексия, применение рефлексии на уроках биологии.

REFLECTION IN BIOLOGY LESSONS Karbovskaya L.A.

Karbovskaya Larisa Afanasyevna - Teacher of biology first qualification category, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION GAVRILOVSKA YA SECONDARY SCHOOL SUZDAL DISTRICT OF VLADIMIR REGION,

SUZDAL

Abstract: the article analyzes the types and techniques of reflection in biology lessons aimed at analyzing oneself, which allows to determine the external side of the results of the work. Definitions and examples of correctly chosen reflection in the lesson helps the student to form a desire and ability to learn, to detect ignorance in their knowledge. Reflection in the classroom is a joint activity of students and teachers, allowing to improve the learning process, focusing on the personality of each student. At the biology lesson, you can use different ways to diagnose the interest of students with different methods of reflection. Keywords: reflection, oral and written reflection, personal reflection, intellectual reflection, sensory reflection, spiritual reflection, frontal reflection, group reflection, individual reflection, collective reflection, application of reflection in biology lessons.

УДК 37.013

«Тот, кто смог отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед»

Евгений Доманский

Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться. В школе должна быть заложена основа не только предметного знания, но и знания о собственном незнании.

Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование - формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Слово рефлексия происходит от позднелат. refflexio - обращение назад, отражение) - внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира [2].

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Именно рефлексия отличает людей от других живых организмов. Этот феномен заключается в способности человека знать о себе, своих чувствах и переживаниях. В его основе лежит понимание «Я есть». Развитие личности зависит от того, насколько мы знакомы со своим внутренним миром. Самопознание происходит через самонаблюдение или рефлексию.

Классификация рефлексии.

По содержанию рефлексия может быть устной и письменной.

Устная форма рефлексии - высказывание собственной позиции, её соотнесение с мнениями других людей (приёмы: перекрёстная дискуссия, диалог и проч.). Письменная форма рефлексии (приёмы: «бортовой журнал», эссе, синквейн и проч.).

По цели А.В. Карпов, С.Ю. Степанов, И.Н. Семёнов выделяют 3 группы рефлексии.

1. Рефлексии настроения и эмоционального состояния позволяет установить эмоциональный контакт в начале урока и в конце. Отражает внутреннее состояние ученика; самочувствие (комфортно - дискомфортно); Является средством самопознания.

2. Рефлексия деятельности - это осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, в конце урока, чтобы оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.

3. Рефлексия содержания позволяет выявить уровень осознания содержания пройденного.

Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. При взаимодействии с обучающимся, учитель использует (в зависимости от обстоятельств) один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1) Физическую рефлексию (успел - не успел, легко - тяжело);

2) Сенсорную рефлексию (самочувствие: комфортно - дискомфортно, интересно - скучно);

3) Духовную рефлексию (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других);

4) Интеллектуальную рефлексию (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал), проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Даёт возможность ученику понять, осмыслить, зафиксировать сильные стороны своей деятельности и выявить «западающие» компоненты (самоконтроль и самооценка). [5].

Интеллектуальная и в эмоционально-личностная рефлексивная деятельность учащегося лежит в ходе решения ситуаций проблемно-поисковой технологии обучения. [3]

В зависимости от способов её проведения это может быть анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.

По форме деятельности классифицируется как:

• Фронтальная (выборочная)

• Индивидуальная - формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки - почему выбран тот или иной уровень)

• Групповая или коллективная - акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал Никита», «Какую помощь в работе оказала Лена»).

Цель групповой рефлексии:

-повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы;

-увеличить возможный вклад каждого члена группы в достижение целой группы.

Учителю всегда важно знать, комфортно ли чувствует себя ученик на уроке, при изучении данной темы или вопроса. Интерес к предмету, к изучаемой проблеме со стороны ученика - это 50% успеха урока.

Основополагающими элементами рефлексивных способностей учащихся являются следующие:

1) уверенно ориентироваться в излагаемом материале и оценивать степень достоверности предлагаемой учебной информации, соотнося ее с тем, что известно;

2) планировать и корректировать свою деятельность; правильно выбирать средства достижения цели;

3) оценивать границы и значение знаний и поступков;

4) контролировать свою деятельность и поступки;

5) понимать то, как тебя оценивают и понимают окружающие люди [4].

Рефлексия на уроке - это совместная деятельность обучающихся и учителя,

позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

На уроке биологии можно использовать различные способы диагностики интереса учащихся.

Например, для определения уровня понимания материала подойдет такой вариант рефлексии:

3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно; 2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен; 1 балл - я не все понял, но мне было интересно; О баллов - я ничего не понял и скучал на уроке.

Можно использовать ассоциацию с погодой (солнечная, дождливая), с цветом (желтый, синий, красный), с выражением лица человека.

Данная рефлексия позволяет определить внешнюю сторону результатов работы. Рефлексия должна обязательно дополняться анализом работы, он может быть устным и письменным.

Для проведения самоанализа предлагаются следующие вопросы:

1.Какие цели стояли перед Вами при изучении темы « Строение клетки»?

2.Какую главную проблему Вы решали, изучая данную тему?

3.Какие понятия необходимы Вам, чтобы раскрыть изученную тему?

4.Какие выводы Вы сделали, изучая строение клетки?

5.Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли?

6.Проведите рефлексию.

7. Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?

Данный вариант помогает не только ответить на вопрос: «Что хорошо, а что плохо на уроке?», но провести качественный анализ урока. Не все ученики сразу начинают хорошо анализировать свою работу. Но сочетание письменного анализа, когда ученик один на один со своими мыслями, с устным анализом, когда

возможна помощь класса, позволяет отработать в течение определенного времени умение анализировать работу.

Свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы ребята оценивают при подведении итогов работы. Учащиеся высказывают одним предложением, выбирая начало фразы из «Рефлексивного экрана» на доске:

1) сегодня я узнал...,

2) было интересно...,

3)было трудно .,

4)я выполнял задания.,

5) я понял, что.,

6) теперь я могу...,

7) я почувствовал, что...,

8) я приобрел.,

9) я научился.,

10) у меня получилось .,

11) я смог.,

12) я попробую.,

13) меня удивило .,

14) урок дал мне для жизни .,

15) мне захотелось.

Прием «Плюс - минус - интересно» позволит учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Таблица 1. «Плюс - минус - интересно»

ПЛЮС МИНУС ИНТЕРЕСНО

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Применяться как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

- первая строка - название темы (одно существительное);

- вторая - описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья - строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка - синоним, который повторяет суть темы. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Например:

1. Ткани

2.Покровные, основные

3.Выполняют, защищают, придают

4 защищает растения от внешней среды 5. группы клеток

Прием «Кластер (развивать мыслительную деятельность^

1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.

2. Далее записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.

3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними. Н-р: Микроскоп (штатив, объектив, зеркало, предметный столик, винты, окуляр). Клетка (микроскоп, ядро, вакуоли, хлоропласты, поры, ядрышко, цитоплазма,

оболочка)

Таблица 2. Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Понятие Знал Узнал Хочу узнать

клетка органоиды клетки Химический состав клетки: вода, мин. соли Какие еще хим. Элементы входят в состав клетки

С этой таблички можно начать актуализацию знаний по определенной теме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Перепутанная мозаика» способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного объекта.

Даны несколько слов. Надо их объединить по соответствующим группам.

Грибы, цитоплазма, квас, лисички, ангина, спора, кокки, мукор, жгутик, грибница и т.д.

«Двухчастный дневник»

В одной графе - предмет рефлексии, в другой - комментарии. Дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени. Например, отслеживание результатов контрольных работ.

Таблица 3. Двухчастный дневник

Работа Результат

Верите ли вы, что...(верные и неверные утверждения) можно использовать на обобщающих уроках

.. .бактерии - древнейшие обитатели нашей планеты;

.. .бактерии размножаются спорами;

.бактерии обогащают почву фтором;

.бактерии не используют для очистки сточных вод.

Цветограмма (надо нарисовать определенного цвета цветок или флажок)

Синий - у меня все получилось, уверенность, спокойствие;

Желтый - у меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил;

Красный - у меня не получилось, мне нужна помощь.

(Можно использовать дерево успеха, на которое уч-ся помещают листики синего, желтого или красного цвета)

Прием «Знание о незнании» не только учит школьников размышлять на заданную тему, но и активизировать собственный жизненный опыт, анализировать

его на этапе изучения нового, когда известно лишь направление или общая тема урока. Следует попросить учащихся сформулировать незнание с помощью семи основных вопросов: «что?», «как?», «где?», «когда?», «почему?», «если?», «какие?»

«Для меня сегодняшний урок...»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Таблица 4. Для меня сегодняшний урок...

Урок Я на уроке Итог

1. интересно 1. работал 1. понял материал

2.скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал

3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял

«Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх - довольны, голова вниз - недовольны, закрыть лицо руками -безразлично.

Прием «Отсроченный контроль» учит школьников анализировать собственные действия. Самостоятельная работа ученика проверяется без выставления оценок, но с пометками на полях ошибок, которые он ищет и исправляет сам. Уметь проверить собственную работу, что важно для будущей учебной деятельности. Кроме того, применение этого приема способствует развитию усидчивости и концентрации внимания.

Учение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок -личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению.

Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности. Рефлексия и умение учиться, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности, а осмысление результатов рефлексии и есть тот путь формирования общеучебных умений, который позволяет обеспечить единство сознания и деятельности учащихся.

Список литературы /References

1. Зеленский В. Словарь аналитической психологии. М. Когито-Центр, 2008. С. 131-132.

2. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы, 1992. С. 71.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. Издательство «Учитель». Ростов-на-Дону, 2004. 280 с.

4. Жукова Н.В. Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции мышления студента в контекстном обучении. М., 2000.

5. Полина С.В. «Приемы формирования рефлексии». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://urok. 1 sept. ru/%D1 %81 %D1 %82%D0%B0%D1 %82%D1%8C%D0%B 8/634006/ (дата обращения: 04.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.