Научная статья на тему 'Приемы формирования рефлексивных умений обучающегося на уроке'

Приемы формирования рефлексивных умений обучающегося на уроке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1148
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / REFLECTION / РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ / РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛА / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПРИЕМ / A REFLECTION OF MOOD AND AN EMOTIONAL STATE / A REFLECTION OF THE ACTIVITY / A REFLECTION OF THE CONTENT OF THE MATERIAL / REFLEXIVE METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Наталья Михайловна, Шаврыгина Ольга Сергеевна

В статье обоснована необходимость формирования рефлексивных умений обучающегося на современном уроке; дана характеристика видов рефлексии; систематизированы рефлексивные приемы сообразно видам рефлексии и этапам урока; описаны эффективные приемы формирования рефлексивных умений обучающегося, апробированные студентами в период педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Науменко Наталья Михайловна, Шаврыгина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods aimed at developing students'' reflexive skills in class

The article substantiates the necessity of developing students' reflexive skills in modern classes; gives the characteristic of the types of reflection; systematizes reflexive methods in accordance with the types of reflection and stages of the class; describes effective methods of developing students' reflective skills that are tested by students during their pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «Приемы формирования рефлексивных умений обучающегося на уроке»

1. Повышение уровня сформированное™ экологической культуры детей дошкольного возраста: «возможные достижения ребенка» в общении с природой на этапе завершения дошкольного образования, которые сформулированы в Стандарте следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире...; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

2. Экологическая компетентность педагогов и родителей.

3. Экологизация развивающей предметно-пространственной среды.

Представленная модель педагогической деятельности по экологическому образованию детей характеризуется целостностью, вариативностью, взаимодополняемостью, функциональностью, открытостью для использования накопленного опыта наукой и практикой.

Выводы. Таким образом, роль педагогической деятельности экологического образования детей дошкольного возраста заключается в обеспечении как познавательного, так и эколого-эстетического развитие ребенка, его оздоровлении, формировании нравственных качеств и экологически грамотного поведения, а также способствует экологизации различных видов деятельности (изобразительная, математическая, развитие речи и др.) и реализации всех компонентов содержания образования.

Литература:

1. Берзина, Р. Ф. Формирования экологической культуры дошкольников (на примере работы с природным материалом) / Р. Ф. Берзина // Символ науки. - 2016. - № 2-1. - С. 65-66.

2. Боровикова, С. В. Развитие экологической культуры у дошкольников [Электронный ресурс] / С. В. Боровикова. - 2017. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/05/28/razvitie-ekologicheskoy-kultury-u-doshkolnikov

3. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. - Н. Новгород: НГПУ, 2005. - С. 51.

4. Никитина, Е. Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования: моногр. / Е. Ю. Никитина. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ. 2000. - С. 77.

5. Мы. Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. С-Пб: Детство-пресс, 2012. - С. 168.

6. Тарасюк, В. Н. Теоретические основы педагогического стимулирования: автореф. дис. ...д-ра пед. наук / В. Н. Тарасюк. - Карачаевск, 1997. - С.8.

7. Штофф, В. А. Роль модели в познании / В. А Штофф. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1963. - С. 91.

8. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа / Сост. П. Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД «Корифей». - С.44.

9. Тюмасева, 3. И. Методические рекомендации по экологическому образованию / 3. И. Тюмасева. -Челябинск: Челяб. обл. ин-т усоверш. учителей, 1989. - С. 16.

10. Урсул, А. Д. Концепция опережающего образования в России / А. Д. Урсул // Вестник высшей школы. - 2015. - №1. - С. 41.

11. Чуйкова, Л. Ю. Анализ развития экологического образования в Российской Федерации / Л. Ю. Чуйкова // Астраханский вестник экологического образования. - 2011. - № 1. - С. 7-19.

Педагогика

УДК: 371. 01 Н 34

кандидат педагогических наук, доцент Науменко Наталья Михайловна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Шаврыгина Ольга Сергеевна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ

Аннотация. В статье обоснована необходимость формирования рефлексивных умений обучающегося на современном уроке; дана характеристика видов рефлексии; систематизированы рефлексивные приемы сообразно видам рефлексии и этапам урока; описаны эффективные приемы формирования рефлексивных умений обучающегося, апробированные студентами в период педагогической практики.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания материала, рефлексивный прием.

Annotation. The article substantiates the necessity of developing students' reflexive skills in modern classes; gives the characteristic of the types of reflection; systematizes reflexive methods in accordance with the types of reflection and stages of the class; describes effective methods of developing students' reflective skills that are tested by students during their pedagogical practice.

Keywords: reflection, a reflection of mood and an emotional state, a reflection of the activity, a reflection of the content of the material, a reflexive method.

Введение. Модернизация системы образования России повлекла за собой изменение целей и содержания образования, появление новых средств, методов, форм и технологий обучения. Тем не менее основной формой организации процесса обучения в общеобразовательной организации был и остается урок. Тогда в чем же новизна урока сегодня? Анализ научной литературы по проблеме позволил сформулировать основные характеристики современного урока: ориентация на личностные особенности обучающегося; многообразие видов деятельности; стимулирование познавательной активности ребенка и развитие его креативного мышления; сотрудничество, соучастие, сотворчество; активное и обоснованное использование информационно-коммуникационных технологий.

История развития человечества (особенно события первой половины XX века) неопровержимо доказала, что основным и решающим фактором социальной жизни являются «динамичные силы» (А.Г. Щедровицкий)

людей. Но они зависят в первую очередь от того, как воспитаны и обучены люди, насколько они активны и в какой мере владеют современными формами и способами деятельности. Следовательно, акцент в обучении сегодня важно перенести с установки на запоминание основ наук обучающимся на научение его мыслить, приобретать знания самостоятельно, на овладение им рациональными способами применения полученных знаний в повседневной жизни.

Формулировка цели статьи. Выявление и описание эффективных приемов формирования рефлексивных умений обучающихся, определение их места в структуре современного урока.

Изложение основного материала статьи. Согласно принципу активности и сознательности в обучении, школьник активен на уроке, если осознаёт цель учения, его необходимость, если его действия являются осознанными и понятными. А это значит, что необходимым условием организации развивающей среды на уроке выступает рефлексия, которая в научной литературе трактуется как самоанализ; самооценка; оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности; размышление о своём внутреннем состоянии. Современная педагогическая наука полагает, что человек, который не рефлексирует, не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В таком случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Отсутствие рефлексии - это показатель направленности только на процесс или продукт деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека [1]. Сегодня доказано, что в результате самоанализа и самооценки собственной деятельности у индивида развивается особое рефлексивное мышление. Рефлексивная позиция по отношению к самому себе и к собственной деятельности позволяет человеку преодолевать стереотипы мышления, деятельности, поведения, общения.

Применительно к уроку, рефлексия - это этап урока (не только по завершению его основной части, как это принято считать, но и в его течение), в ходе которого обучающиеся самостоятельно дают оценку своему состоянию, своим эмоциям, результатам собственной деятельности. Рефлексия позволяет им сформулировать получаемые результаты, определить цели последующей работы, скорректировать свои дальнейшие действия.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил определить несколько классификаций рефлексии, используемой на уроке. Считаем, что овладение как можно большим количеством видов и приемов рефлексии в период педагогической практики даст возможность студенту в будущей профессиональной деятельности варьировать и комбинировать эти приемы, вводя рефлексию в план урока, как его важную составляющую.

По содержанию различают следующие виды рефлексии: символическую, устную и письменную. Суть символической рефлексии заключается в выставлении оценки школьником самому себе с помощью символов. Это могут быть жесты, карточки, жетоны. Устная рефлексия подразумевает умение обучающегося связно высказывать свои мысли, описывать собственные эмоции. На завершающем этапе освоения раздела учебного материла или большой темы рационально проводить письменную рефлексию, поскольку она является самой сложной и требует серьезных временных затрат. Одним из эффективных приемов организации письменной рефлексии видится прием «Аргументация своего ответа»: в конце урока каждый обучающийся получает анкету, заполнение которой позволит им осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Анкета может включать такие вопросы: 1) на уроке я работал ... (активно/пассивно); 2) своей работой на уроке я ... (доволен/не доволен); 3) урок мне показался ... (коротким/длинным); 4) за урок я ... (не устал/устал); 5) моё настроение ... (стало лучше/стало хуже); 6) материал урока мне был ... (понятен/ не понятен); 7) домашнее задание мне кажется ... (лёгким/трудным). Педагог может варьировать, дополнять пункты, что зависит от того, на какие элементы урока ставится акцент. Можно попросить обучающихся дополнить свой ответ аргументами.

По форме деятельности рефлексия может быть, как индивидуальной, так и групповой или коллективной. При организации коллективной и групповой рефлексии внимание акцентируется на работе каждого обучающегося для достижения общих целей группы, коллектива. Уместными считаем следующие вопросы: «Какую помощь вам оказал ... (имя)? Получилось бы у вас лучше, если бы с вами работал или не работал ...(имя)?»). Индивидуальная рефлексия проводится с каждым школьником для определения реальной самооценки.

В зависимости от цели выделяют рефлексию настроения и эмоционального состояния; рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности.

Рефлексию настроения и эмоционального состояния («понравилось - не понравилось», «интересно -скучно», «было весело - грустно») рационально проводить дважды: в начале урока для установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности (после изучения новой темы, после этапа закрепления). Инструментарием учителя в подобных случаях служит материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки; изображения, отражающие спектр эмоций; карточки с изображением лиц, условных знаков; стихотворные или прозаические тексты; картины. Наглядным примером является часто используемый рефлексивный прием «Смайлики» - обучающиеся получают листы с изображением человека, у которого не прорисовано лицо. Школьники самостоятельно рисуют те эмоции, которые переживают на данный момент. Они могут дополнить первоначальное изображение деталями, что будет уточнять общее впечатление. С целью экономии времени уместным в данном случае считаем применение набора уже готовых цветных смайликов. Одним из возможных вариантов проведения рефлексии настроения и эмоционального состояния предлагаем рефлексивный прием «Цветик-многоцветик», при котором каждый обучающийся выбирает один лепесток, цвет которого наиболее полно отражает переживаемое им настроение. Затем все лепестки собираются в один разноцветный цветок, передающий настроение всего класса, группы. Интересен, на наш взгляд, такой прием, как «Солнышко». Педагог на доске прикрепляет круг от солнца и раздает лучики и облака детям. Лучики прикрепляются к солнышку, если занятие понравилось ребенку, он получил много новой информации; тучками закрывается солнышко в случае, если занятие не понравилось, было мало интересной информации. Можно предложить обучающимся сделать цветовую миниатюру «Мое разноцветное настроение», которая будет отражать их удовлетворение уроком. В конце урока они рисуют общий плакат. Или, как вариант, «Дневник настроения», который оформляется в виде таблицы с указанием фамилий обучающихся класса и рабочих дней текущего месяца и размещается в классном уголке. В обозначенное педагогом время обучающиеся вклеивают квадратик, цвет которого соответствуют их настроению, в нужную клетку. Для определения значения цвета можно применить характеристику цветов известного швейцарского психолога Макса Люшера (разработал «Тест цветовых предпочтений», позволяющий на основе выбора ребенком цветов судить о его эмоциональном состоянии и

отношении к происходящему). Так, например, красный цвет мягких тонов (оранжевый, розовый) означает радостное, восторженное настроение; красный насыщенный и яркий цвет символизирует нервозное, агрессивное состояние; синий передает грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный демонстрирует активность, (отметим, что насыщенность данного цвета - это беззащитность); жёлтый говорит о приятном, спокойном настроении; фиолетовый раскрывает беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый характеризует замкнутость, огорчение; чёрный сигнализирует об унылом настроении, отрицании, протесте; коричневый обозначает пассивность, беспокойство и неуверенность.

Рефлексия деятельности способствует оптимизации процесса обучения, ее целесообразно применять во время проверки домашнего задания, на этапе закрепления изученного материала, при защите проектов. Данный вид рефлексии дает возможность обучающимся принимать участие в повышении эффективности образовательного процесса (осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность, выявить пробелы). Опишем эффективные, на наш взгляд, приемы организации рефлексии деятельности. Так, например, «Лесенка успеха», каждая ступенька которой символизирует один из видов деятельности на уроке. Чем больше заданий выполнено обучающимся, тем выше поднимается нарисованный человечек. Суть приема «Дерево успеха» заключается в том, что каждый цвет листочка имеет свое значение (зеленый - все сделал правильно, желтый - встретились трудности, красный - много допустил ошибок). Обучающийся к своему дереву прикрепляет соответствующий листочек. Аналогичным образом можно наряжать игрушками елку, украшать цветами лужайку (клумбу). Подобные рефлексивные приемы позволяют педагогу увидеть, что поняли и осознали обучающиеся, а над чем предстоит еще поработать. Интересной видится методика «Букет», которая предоставляет возможность развивать не только рефлексивные умения, но и коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся. Сущность данной методики заключается в том, что обучающемуся предлагается подарить одноклассникам цветы определенного цвета (зелёный -самому уступчивому и покладистому; голубой - самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); фиолетовый - самому скромному).

Рефлексию содержания материала рационально проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Это дает возможность детям осознать содержание изученного, оценить эффективность собственной работы на уроке. Эффективными представляются следующие приемы. «Облако "тегов"» (рефлексивный экран) представляет собой набор незаконченных предложений, которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты: сегодня я узнал..., было трудно., я понял, что., я научился., я смог., было интересно узнать, что., меня удивило., мне захотелось. и т.д. Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради). Суть приема «Три М» заключается в том, что обучающийся должен назвать три момента, которые у него получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. «Фразеологизм или пословица»

- школьникам предлагается подобрать выражение, соответствующее их восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и другие.

Универсальными представляются такие приемы, как «Плюс - минус - интересно», «Кластер», «Синквейн», «Портфолио», «Шесть шляп мышления».

Упражнение «Плюс - минус - интересно» обучающиеся могут выполнять как письменно, так и устно. Для письменного выполнения им предлагается заполнить таблицу, включающую три графы. В графу «П» -«плюс» дети записывают всё, что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции. В графу «М» -«минус» обучающийся заносит в таблицу всё, что не понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые показались скучными, остались непонятными. В графу «И» - «интересно» школьники выписывают все увлекательные факты, с которыми они познакомились в течение урока и что еще хотели узнать по теме урока, фиксируют вопросы, которые предполагают задать учителю. Данное упражнение дает возможность педагогу взглянуть на урок глазами обучающихся, рассмотреть его с точки зрения ценности для каждого ребенка.

Прием «Кластер» может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания, на этапе подведения итогов с целью группировки и установления логических связей между понятиями. Сущность данного приема заключается в выделение смысловых единиц темы и их графического оформления в определенном порядке в виде схемы («грозди»). При составлении кластера важно: 1) выявить главную смысловую единицу (ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы) и записать ее посередине чистого листа; 2) вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; 3) по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления обучающегося, определяет информационное поле данной темы.

Прием «Синквейн» также может быть использован на разных этапах урока: на этапе повторения -сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на этапе осмысления

- вдумчивая работа над новыми понятиями; на этапе рефлексии - это средство творческого выражения осмысленного материала. Синквейн представляет собой стихотворение, созданное согласно определёнными правилам. Оно состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку. Первая строка - одно слово - заголовок

- явление, предмет (существительное или местоимение). Вторая строка - два слова - свойства и признаки явления, предмета (прилагательные). Третья строка - три слова - действия обычные дая предмета, явления (глаголы). Четвертая стока - четыре слова - это фраза, в которой выражается личное мнение (отношение) к предмету разговора. Пятая строка - одно слово - вывод, суть предмета, явления (существительное).

Педагогическая философия «Портфолио», выраженная в формуле «Возьми ответственность за свое образование в свои руки», предполагает: смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок результатов деятельности обучающегося; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку обучающегося. Портфолио может быть оформлено как в текстовом формате, так и в электронном виде, в виде папок, карточек, портфелей. Оно направлено на систематическое фиксирование личностных достижений, постоянный анализ причин успехов и неудач, своего отношения к тому или иному виду деятельности. Активное и систематическое использование портфолио позволяет обучающемуся постепенно научиться

самостоятельно не только оценивать свои достижения в различных областях, что, безусловно, уже само по себе является фактом, достаточным для того, чтобы признать педагогическую целесообразность постоянного использования портфолио, но и выходить на его основное предназначение - помогать обучающемуся осознавать цели образования. Именно глубоко осознанные и четко сформулированные цели являются результатом приложенных обучающимся усилий и полученных достижений. Считаем целесообразным при оформлении портфолио обучающиймся обязательное включение такого элемента как самоанализ «владельца портфолио» и его взгляда в собственное будущее, в том числе и в виде плана с разделами «Что я собираюсь сделать в течение данного периода» и «Что лично от меня для этого потребуется». Следовательно, портфолио - это не только современный эффективный способ оценивания, но и инструмент для решения важнейшей педагогической задачи — формировать умение учиться - ставить цели, прогнозировать, планировать и выстраивать собственную учебную деятельность. «Портфолио» дает возможность обучающемуся осознавать цели образования как образования для себя и в течение всей жизни, самостоятельно оценивать свои достижения в различных областях. Подобная самостоятельность школьника воспитывает привычку осознавать цель любого вида деятельности, становится его внутренней потребностью. Пространство целеполагания обучающегося обеспечивает его самоопределение. Учитель реально чувствует: когда внешние цели теряют видимость всего лишь внешней, природной необходимости и становятся целями, которые ставит перед собой индивид, возникает «действительная свобода».

Считаем целесообразным для рефлексивного этапа урока использование метода «Шесть шляп». Преимущества данного метода видим в том, что он позволяет проработать все объекты рефлексии (настроение и эмоциональное состояние, деятельность, содержание учебного материала). Суть данного рефлексивного приемы заключается в том, что «владелец» шляпы конкретного цвета высказывает свое мнение об уроке и своей деятельности на нем в логике, определенной цветом шляпы. Так, надевая шляпу белого цвета, обучающемуся необходимо сконцентрироваться на всех данных, которые имели место быть (факты, числа). А также необходимо подумать о недостающей информации, и способах компенсирования подобных пробелов. Красная шляпа (шляпа эмоций) подразумевает, что ребенок делиться своими переживаниями, страхами, радостью. Желтая шляпа предполагает исключительно позитивный настрой, дает возможность увидеть лучшее в ситуации, перспективы и преимущества. «Владельцу» черной шляпы предлагается представить себя пессимистом и обозначить все негативные моменты, указать на ошибки и просчеты. Зеленая шляпа символизирует креативность (поиск новых, нестандартных решений). В режиме синей шляпы осуществляется соотнесение целей и результата, анализ и обобщение происходящего.

Выводы. Обратим внимание на то, что рассмотренные в статье рефлексивные приемы зарекомендовали себя весьма эффективно и не нуждаются в пояснении на каждом уроке, если педагог использует их в своей деятельности постоянно. Систематическая работа по использованию разнообразных рефлексивных приемов способствует тому, что обучающиеся быстро справляются с заданием, и как следствие это не отнимает много времени на уроке. В противном случае создание того же кластера, синквейна, заполнение таблицы «Плюс -минус - интересно» и даже самая обычная анкета превращаются в сложную работу, а не позитивное и эффектное завершение урока.

Таким образом, этап рефлексии на современном уроке является не только важным условием для создания развивающей среды (согласно требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока), осмысления обучающимися получаемых результатов и развития их мотивации на учебную деятельность, но и способствует овладению школьниками ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться (это то новое, к чему стремится сегодня современная педагогика), что способствует эффективности протекания процесса обучения в общеобразовательной организации.

Литература:

1. Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. -Издание 2-е. - СПб: «Альянс Дельта» совм.с издательством «Речь», 2003. - 192 с.

2. Левагина, О.Б. Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект / О.Б. Левагина // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 394-397.

3. Миронов, А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / A.B. Миронов. - Волгоград: Учитель. 2014. - 174 с.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат психологических наук, доцент Неумоева-Колчеданцева Елена Витальевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

ассистент кафедры общей и социальной педагогики Пантелеева Анастасия Ильинична

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. В статье представлена модель педагогического сопровождения развития профессиональной направленности будущих педагогов в ходе социальной практики. Содержание педагогического сопровождения раскрывается с учетом этапов развития профессиональной направленности, видов деятельности педагога как субъекта сопровождения, а также с учетом специфики содержания социальной практики. Описывается опыт апробирования разработанной модели. Приводятся экспериментальные данные оценки актуального уровня и динамики профессиональной направленности будущих педагогов по результатам реализации модели педагогического сопровождения.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, профессиональная направленность, развитие профессиональной направленности, социальная практика.

Annotation. The article presents a model of pedagogical support for the development of the professional orientation of future teachers in the course of social practice. The content of pedagogical support is considered taking

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.