Научная статья на тему 'Мастер-класс как технология развития профессионально-педагогической рефлексии у будущих педагогов профессионального обучения'

Мастер-класс как технология развития профессионально-педагогической рефлексии у будущих педагогов профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / МАСТЕР-КЛАСС / TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING / REFLECTION / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL REFLECTION / MASTER CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устюжина Алена Юрьевна

В статье рассматривается проблема развития профессионально-педагогической рефлексии у будущих педагогов на примере бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиль «Сервис». Мастер-класс рассматривается как интерактивная технология развития профессиональных рефлексивных умений. Описывается технология организации и проведения учебно-профессиональных мастер-классов, которые проводятся бакалаврами профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER CLASS AS A TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL REFLECTION IN FUTURE TEACHERS OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with the problem of the development of professional-pedagogical reflection in future teachers on the example of bachelors studying in the direction of 44.03.04 "Vocational training (by industry)" profile "Service". The master class is considered as an interactive technology for the development of professional reflective skills. The technology of organizing and conducting educational and professional master classes, which are taught by bachelors of vocational training, is described.

Текст научной работы на тему «Мастер-класс как технология развития профессионально-педагогической рефлексии у будущих педагогов профессионального обучения»

Подобная работа должна проводиться повседневно, целенаправленно, с учетом особенностей личности каждого сотрудника и опираться на моральный авторитет служебных коллективов, органов общественного контроля.

Литература:

1. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.

2. Организация работы по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава [Электронный ресурс]: https://megalektsii.ru/s378t5.html

3. Печников, Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: учебное пособие-Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. техн. ун-та, 2006

4. Осяк А.Н., Корчагина К.А. Некоторые особенности общественных отношений, складывающихся в процессе реализации института дисциплинарной ответственности в органах внутренних дел // Юристъ -Правоведъ. 2017. № 2 (81). С. 28-32.

5. Куликова Н.С. Внутриведомственный контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 4. С. 55-61.

6. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Влияние экстремальных ситуаций на личность и деятельность сотрудников ОВД // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 323-324.

7. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Личная профессиональная безопасность сотрудников ОВД: структура и содержание // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 437-438.

8. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Основные подходы к реализации педагогической требовательности руководителем ОВД // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 132-134.

9. Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. №1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации»

Педагогика

УДК: 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Устюжина Алена Юрьевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита)

МАСТЕР-КЛАСС КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития профессионально-педагогической рефлексии у будущих педагогов на примере бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиль «Сервис». Мастер-класс рассматривается как интерактивная технология развития профессиональных рефлексивных умений. Описывается технология организации и проведения учебно-профессиональных мастер-классов, которые проводятся бакалаврами профессионального обучения.

Ключевые слова: педагог профессионального обучения, рефлексия, профессионально-педагогическая рефлексия, мастер-класс.

An^tatton. The article deals with the problem of the development of professional-pedagogical reflection in future teachers on the example of bachelors studying in the direction of 44.03.04 "Vocational training (by industry)" profile "Service". The master class is considered as an interactive technology for the development of professional reflective skills. The technology of organizing and conducting educational and professional master classes, which are taught by bachelors of vocational training, is described.

Keywords: Teacher of vocational training, reflection, professional and pedagogical reflection, master class.

Введение. В настоящее время в системе среднего профессионального образования востребованными являются педагоги, которые отличаются мобильностью и динамизмом. Они могут самостоятельно принимать решения в ситуации профессионального выбора и прогнозировать их возможные последствия. Указанные качества личности напрямую связаны с умениями самоанализа, самооценки и осознания себя в профессиональной деятельности. Другими словами, речь идет о том, что педагогу профессионального обучения необходимы профессионально-педагогические рефлексивные умения и способности для профессиональной адаптации и профессионального саморазвития. Поиск современных путей, способствующих развитию профессионально-педагогической рефлексии педагогов, - важное направление педагогической теории и практики.

Изложение основного материала статьи. Проблематика рефлексии, педагогических способностей и их взаимосвязи является в современной психолого-педагогической науке актуальной и требует глубокого осмысления и развития. По мнению С.С. Щекиной и Г.В. Аверкиевой «рефлексивный педагог - это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт профессионал; внимательный слушатель, умный наблюдатель, проницательный собеседник; «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию» [8].

Впервые понятие профессиональной рефлексии ввел Б.З. Вульфов. Он понимал профессиональную рефлексию как соотношение себя и своих возможностей с профессиональными требованиями [3]. Однако в современной психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к определению сущности понятия «профессиональной рефлексии». Резюмируя данные подходы можно отметить, что к основным ее характеристикам относят оценку и анализ методологических основ профессиональной деятельности, осознание себя в профессиональной среде.

Профессионально-педагогическая рефлексия отличается от других видов профессиональной рефлексии, своим содержанием, связанным с особенностями труда педагога, фиксируемым в профессиональном опыте. Профессионально-педагогическая рефлексия - это осознание педагогом основных характеристик его деятельности, включающее анализ, оценивание и корректировку собственной педагогической деятельности.

В структуре профессионально-педагогической рефлексии выделяют следующие компоненты: рефлексия педагогом своей собственной педагогической деятельности, деятельности обучающегося и организованного педагогического взаимодействия. В связи с этим выделяют общепрофессиональные и узкопрофессиональные рефлексивные умения, которые составляют основу профессионально-педагогической рефлексии. Первая группа рефлексивных умений - умения, востребованные в профессиональной деятельности любого специалиста. Вторая группа рефлексивных умений - умения, отражающие специфику педагогической деятельности педагога и зависящие от ее характеристик.

К основным условиям развития профессионально-педагогической рефлексии у будущих педагогов можно отнести [2]:

- создание рефлексивной образовательной среды, включающей нестандартные профессионально-педагогические ситуации;

- поэтапное развитие общепрофессиональных и узкопрофессиональных рефлексивных умений и способностей, формирующих самооценку и самоконтроль собственных действий и осознание себя в профессиональной среде;

- одновременное развитие когнитивно-познавательного, мотивационно-целевого и чувственно-эмоционального компонентов профессионально-педагогической рефлексии;

- организация рефлексивного изучения дисциплин и прохождения практик, что формирует опыт профессиональной рефлексивной деятельности;

- организация психологически-комфортных условий для обучающийся, содействующих процессу самоанализа профессиональной деятельности.

Отечественные исследователи Т.А. Морозова, Р.С. Ткач, Н.М. Манахова, Е.А. Яковлева, Т.И. Москвина описывают различные механизмы, методы и приемы, способствующие развитию профессионально-педагогической рефлексии у обучающихся. К ним относят рефлексивный практикум, рефлексивный анализ, групповую рефлексию, задания, имитирующие профессиональную деятельность и другие формы занятий.

Однако в представленных исследованиях недостаточно внимания уделяется использованию нестандартных форм и интерактивных технологий в процессе развития профессиональных рефлексивных умений обучающихся. Мы рассмотрим, каким образом, использование технологии мастер-классов способствует развитию профессионально-педагогической рефлексии у будущих педагогов профессионального обучения.

Основные аспекты использования мастер-классов в профессиональном образовании рассматривают О.А. Белобрыкина, Н.Н. Беспалова, Т.В. Вебер, Т.М. Гашева, Д.В. Денисова, О.В. Доронина, А.В. Князева, И.В. Козлова, М.И. Кошенова, Е.А. Латыпова, Т.В. Перевалова, Г.А. Ромицына, Ю.Ю. Рыбасова, Е.П. Шабалина, Т.А. Шевелёва, З.Ш. Яхина и другие. В данных исследованиях мастер-класс рассматривается как современная технология обучения, которая используется в процессе профессиональной подготовки специалистов разных профессий.

Наиболее интересными для нас являются работы, в которых мастер-класс изучается как образовательная технология, используемая в профессиональной подготовке будущих педагогов. По мнению Г.А. Ромицыной мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний [5]. Е.П. Шабалина и Т.В. Вебер изучают мастер-класс как эффективное средство развития творческого потенциала обучающихся [7]. По мнению Н.Н. Беспаловой и О.В. Дорониной мастер-класс - это интерактивная форма обучения студентов в Вузе [1]. Т.В. Перевалова рассматривает мастер-класс как современную форму распространения передового педагогического опыта, а также методической работы педагога [4].

Резюмируя различные подходы к изучению определения «мастер-класс» можно отметить, что мастер-класс - это современная интерактивная форма передачи знаний и распространения педагогического опыта, формирования профессиональных компетенций, развития творческого потенциала обучающихся.

Однако в педагогических исследованиях недостаточно рассматривается возможность использования мастер-класса как технологии развития профессионально-педагогической рефлексии у будущих педагогов.

Именно мастер-класс является нестандартной профессионально-педагогической ситуацией, которая моделирует реальные условия деятельности педагога. В результате чего формируется личный рефлексивный опыт обучающихся. Данный опыт позволяет обучающимся осознавать собственные индивидуальные особенности и развивать мотивацию к самооценке и анализу профессиональной деятельности. В процессе организации и проведения мастер-класса создаются психологически-комфортные условия для самооценки и самоанализа педагогической деятельности. Систематическое проведение мастер-классов позволяет погружать будущих педагогов в профессиональную деятельность.

Рассмотрим какие основных характеристики и виды мастер-классов способствуют развитию профессионально-педагогической рефлексии у будущих педагогов.

Различные мастер-классы имеют следующие основные характеристики:

- основные участники - это Мастер-профессионал и обучающиеся;

- в процессе проведения мастер-класса осуществляется передача способов работы, приемов, методов или технологий деятельности;

- Мастер в процессе демонстрации приемов деятельности вступает в интерактивное взаимодействие с участниками;

- в процессе проведения мастер-класса осуществляется организация активной самостоятельной работы всех участников мастер-класса.

Выделяют следующие особенности мастер-классов: инновационный подход к философии обучения; организация активной самостоятельной работы в небольших группах; активная деятельность, позволяющая раскрыть профессиональный творческий потенциал Мастера и участников; постановка актуальной проблемной задачи в определенной сфере и ее решение; возможность выбора участниками форм, методов и технологий работы; важность процесса активного и интерактивного взаимодействия участников мастер-класса (сотрудничество, сотворчество, совместный поиск).

В научной и методической литературе предлагаются следующие классификации мастер-классов. По назначению мастер-классы разделяются на мастер-классы предметного и межпредметного назначения. Первые проводятся в области одного предмета, вторые - рассматривают области различных сфер деятельности. По формам проведения мастер-классы могут быть по работе с педагогами, с группой

обучающихся, с родителями и с детьми. По направленности выделяют мастер-классы: производственные, учебно-образовательные и учебно-профессиональные [6].

«Производственные мастер-классы проводят квалифицированные специалисты на конкретных предприятиях. Их основной целью является повышения профессионального уровня, обмен передовым опытом и знакомство с новыми технологиями. Учебно-образовательные мастер-классы проводятся преподавателями учебных заведений или мастерами производственного обучения с целью совершенствования умений и навыков, необходимых обучающимся в будущей профессиональной деятельности. Учебно-профессиональные проводятся студентами для других обучающихся с целью повышения образовательного и профессионального уровня» [6].

В настоящее время в практике образовательного процесса в основном активно используются производственные и учебно-образовательные мастер-классы. Производственные мастер-классы проводят специалисты определенной сферы на предприятиях или в образовательных организациях. Учебно-образовательные мастер-классы проводятся преподавателями и педагогами в образовательных организациях. Они используются как метод передачи педагогического опыта, а также метод обучения организации и проведению мастер-классов.

Особым потенциалом для развития профессионально-педагогической рефлексии обладают учебно-профессиональные мастер-классы, которые проводятся студентами. С 2013 года и по настоящее время на кафедре Теории и методики профессионального образования, сервиса и технологии проводятся фестивали или декады мастер-классов. На кафедре ТМПОСиТ разработано положение о фестивале мастер-классов «Мастером не рождаются, мастером становятся», которое определяет цели и задачи фестиваля мастер-классов, порядок и условия его проведения, порядок участия в нём координатора, мастера и участников. Цель проведения - приобретение будущими педагогами профессионального обучения опыта организации и проведения мастер-классов, получение опыта работы с различными клиентоориентированными технологиями, развитие профессионально-педагогической рефлексии [6].

Проводимые мастер-классы относятся к учебно-профессиональным. Организаторами являются бакалавры профессионального обучения. За время обучения бакалавры участвуют в роли участников на 1 и 2 курсах и в роли Мастеров на 3 и 4 курсах. Данные декады организуются и проводятся студентами во внеучебное время.

Кафедра является выпускающей для студентов, обучающихся по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профилю Сервис. В связи с этим тематика мастер-классов определена профилем подготовки. В рамках фестиваля организуется проведение серии мастер-классов по сервисным и клиентоориентированным технологиям. Обучающимся предлагается следующая тематика: Welcome (контактная зона гостиницы), мои права - мое богатство (правовое поле предоставления услуг), бариста (приготовление кофе), бармен (приготовление коктелей), PR-акция (проведение рекламной компании предприятия), сладкоежка (оформление сладкого стола для детей), анимэ (анимационный праздник) и другие. Студенты могут определять тематику мастер-класса по компетенциям ТОП-15, соответствующим сфере сервиса.

Основной принцип мастер-классов - «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Технология проведения мастер-классов не имеет определенных единых норм. Проведение мастер-класса определяется следующим алгоритмом: презентация опыта мастером в сфере своей деятельности; вовлечение участников в работу над созданием нового продукта с использование представленной технологии; рефлексия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей. Организация и проведение студентами мастер-классов осуществляется в три этапа: организационный, основной и заключительный.

Традиционно технология проведения мастер-классов предлагает рефлексию совместной деятельности Мастера и участников на третьем этапе. В мастер-классах, которые организуют бакалавры профессионального обучения, рефлексивная деятельность осуществляется на всех этапах мастер-классов.

На организационном этапе студенты, выступающие в роли Мастеров, осуществляют подбор тематики, знакомятся с определённой сервисной технологией, подбирают наиболее эффективные способы ее передачи. Студенты самостоятельно формируют группы участников, мотивируют их на участие. На данном этапе студентов курирует преподаватель, с которым обсуждаются и анализируются все вопросы как организационные, так и содержательные. Принимаются если необходимо корректирующие действия.

На данном этапе у студентов развиваются следующие рефлексивные умения: рефлексивно анализировать возникающие идеи; определять основания выбранной деятельности; оценивать собственную позицию в педагогической деятельности; оценивать правильность выбранной последовательности действий; продуцировать и искать нестандартные решения проведения мастер-класса; анализировать, оценивать и осуществлять пошаговую организацию деятельности и другие.

На основном этапе проведения мастер-класса студенты демонстрируют выбранные технологии и вступают в конструктивное взаимодействие с участниками. Они проигрывают роль педагога. Иногда возникают определенные сложности: трудно продемонстрировать определённый приём или участники не идут на взаимодействие. Студентам необходимо мобильно скорректировать свою работу и выбрать новые пути решения возникающих проблем.

В результате на данном этапе у студентов развиваются следующие умения: взаимодействовать со всеми участниками мастер-класса; организовывать межличностное взаимодействие во время проведения мастер-класса; прогнозировать ход действий участников; владеть приемами и способами развития рефлексии у участников мастер-класса и другие.

В это время участники мастер-классов идентифицируют себя с обучающимися и анализируют педагогическую ситуацию с их стороны. У студентов развивается эмпатия, умение чувствовать состояние другого человека. Они распознают различные модели педагогической деятельности и педагогические технологии.

На заключительном этапе у будущих педагогов развиваются следующие умения: соотносить результаты проведенного мастер-класса с поставленной целью; умение адекватно воспринимать замечания коллег и другие. На данном этапе с бакалаврами проводятся рефлексивные анализы и беседы. Студенты, которые регулярно участвуют, могут уверенно ответить на следующие вопросы: Каковы цели и задачи мастер-класса? Что получилось и что не получилось? Почему возникли трудности на разных этапах организации мастер-класса? Чем обоснован выбор демонстрируемых методов и приемов на мастер-классе? Почему выбранные

методы или приемы были эффективными или неэффективными? Что приобретут участники после посещения мастер-класса? Чему они хотели научиться? Что они делали? Каким образом можно использовать приобретенный опыт в профессиональной деятельности?

Результатом систематического проведения фестивалей мастер-классов по сервисным технологиям является повышение уровня сформированности у студентов старших курсов умений профессионально-педагогической рефлексии.

Включённое наблюдение, проведённое нами, показало, что студенты научились выполнять анализ собственной педагогической деятельности. Результатом достаточного уровня сформированности профессионально-педагогической рефлексии у студентов четвертого курса бакалавриата является: умение выполнять профессиональный анализ уроков; умение решать нестандартные профессионально-педагогические задачи; умение осознавать адекватность педагогических действий; умение анализировать сильные и слабые стороны своей деятельности; рефлексивный подход в процессе прохождения педагогических практик и выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы.

Выводы. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что мастер-класс является одной из интерактивных технологий внеаудиторной работы, позволяющей развивать профессиональные рефлексивные умения педагога. Основным положительным результатом использования мастер-классов в процессе подготовки педагогов является формирование у них мотивации к самоанализу и самооценке, осознания себя в профессиональной среде. В будущем это позволит студентам быть успешными в профессиональной педагогической деятельности.

Литература:

1. Беспалова Н.Н., Доронина О.В. Мастер-класс как интерактивная форма обучения студентов в вузе // Сборник: Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения Санкт-Петербургский академический университет, Алтайский институт экономики; ФГБНУ «Сибирский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства». - 2016. - С. 145-150.

2. Бехоева А.А. Проектирование программы развития профессионально-педагогической рефлексии будущих учителей на основе рефлексивно- деятельностного подхода // Национальный психологический журнал. - № 1 (25). - 2017. — С. 56-63.

3. Вульфов, Б.З., Харькин, В.Н. Педагогика рефлексии / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. - М.: Магистр, -1995. - 112 с.

4. Перевалова Т.В. Подготовка будущих учителей к организации и проведению мастер-классов по технологии в школе // Педагогическое образование в России. - № 12. - 2016. - С. 286-289.

5. Ромицына Г.А. Мастер-класс как эффективная форма передачи знаний // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - т. 1. - № 4 (6). - 2015. - С. 129-132.

6. Устюжина А.Ю. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов сервисных специальностей в вузе // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса. Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, - 2011. - С. 1646-1651.

7. Шабалина Е.П., Вебер Т.В. Развитие творческого потенциала обучающихся через мастер-класс // Образование и наука в современных условиях. - № 1 (1). - 2014. - С. 164-166.

8. Щекина С.С., Аверкиева Г.В. Развитие профессионально-педагогической рефлексии как теоретическая проблема и практическая задача. Понятийный аппарат педагогики и образования коллективная монография. // Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова // Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург. - 2017. - С. 267-280.

Педагогика

УДК 372.881.111.1 ББК 74.48

кандидат педагогических наук Уфимцева Ольга Витальевна

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург)

РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития межкультурной коммуникации в процессе обучения студентов иностранному языку. Рассматривая понятие «межкультурная коммуникация», автор отмечает ее важность для международной сферы, для политических, экономических и культурных обменов между представителями различных культур. В процессе изучения иностранного языка студенты должны овладеть знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умением строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция, языковая подготовка, международное сотрудничество, продуктивные виды речи.

Annotation. The article deals with the problem of development of international communication in the course of foreign language training. Investigating the concept "international communication", the author notes its importance for international sphere, for political, economic and cultural exchanges between representatives of various cultures. The process of studying a foreign language should include obtaining knowledge of cross-cultural specific of a country/countries of studied language and organize verbal and non-verbal behavior adequately to these specifics.

Keywords: international communication, international competence, language training, international communication, productive types of speech.

Введение. Коммуникация в системе международных отношений является сложным и многоплановым явлением. В международной сфере происходят активные процессы передачи информации, трансляции опыта, обмена ресурсами, технологиями, а также культурными и духовными ценностями.

Международная коммуникация имеет свою специфику Различие обычаев, устоев, образа жизни, несовпадение ценностей, различные религии являются причинами разногласий, создают специфические барьеры во взаимопонимании между представителями различных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.