Научная статья на тему 'Рефлексия на темы макаренковского форума-2018'

Рефлексия на темы макаренковского форума-2018 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефлексия на темы макаренковского форума-2018»

Чародный ПРОЕКТ

РЕФЛЕКСИЯ НА ТЕМЫ Макаренковского форума-2018

Уважаемые коллеги и дорогие друзья!

С 1 по 5 апреля 2018 г. в Москве прошли XVIМеждународный конкурс имени A.C. Макаренко и очередныеМакаренковские чтения (Макаренковский форум). В организации и проведении форума приняли участие Московский педагогический государственный университет, Издательский дом «Народное образование», Международная Макаренковская ассоциация, Российская Макаренковская ассоциация, Научно-исследовательский институт школьных технологий и Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород».

О целях, смыслах и задачах форума, вот уже в 16-й раз, мы написали нашему отраслевому министру, на этот раз О.Ю. Васильевой.

Пишем министру

Министру образования и науки РФ Васильевой О.Ю.

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Начиная с 2003-го года ежегодно с 1-го по 5-е апреля проводятся Международный конкурс им. А.С. Макаренко и Макаренковские чтения — научно-практическая конференция. В этом году Макаренковский форум пройдёт в 16-й раз.

Конкурс направлен на актуализацию педагогического наследия А.С. Макар ен-ко в современных условиях, на выявление, поддержку и распространение воспитательных практик производящего типа, успешного опыта хозяйственной деятельности образовательных учреждений, создания детско-взрослых

образовательных производств и школьных производственных технопарков, других форм реализации права ребёнка на привлекательный для него труд.

К участию в конкурсе приглашаются образовательные учреждения любой организационной формы, детско-взрослые образовательные, производственные, исследовательские, проектные и творческие коллективы.

Научно-практическая конференция — «Макаренковские чтения» — традиционно посвящается проблемам стратегии воспитания в Российской Федерации.

Тема конференции в 2018 году: «Способность приносить пользу или «производящая мощность» личности выпускника как интегральный показатель качества образования в контексте современных вызовов».

Учёным и практикам образования предстоит обсудить и найти ответы на сложные вопросы:

1) Может ли «способность приносить пользу» быть универсальной целью воспитания и образования?

2) Можно ли научиться приносить пользу не принося пользы? Есть ли в нашей школе условия для тренировки способности быть полезным? Можно ли быть полезным, не создавая материальных и духовных ценностей?

3) Имеет ли ребёнок, школьник право на добровольный и привлекательный для него

•V I/ и и и ч т-1 и

труд? Какой детский труд является эксплуатацией? 1де грань между эксплуатацией и радостью созидания? Как ощутить себя полезным, не участвуя в производстве пользы, продукции?

4) Можно ли организовать детский производственный труд не нарушая действующее законодательство?

5) Обладает ли производство образовательными, воспитательными и учебными эффектами? Когда производство воспитывает и обучает эффективнее, чем учитель

и учебник с тетрадкой?

6) Каким должен быть детский труд, чтобы он воспитывал и обучал?

7) Есть ли разница между «развитостью» и «зрелостью»? Что важнее для выпускника школы, «быть развитым», или «быть зрелым»? Почему «зрелость» исчезла из воспитательных ориентиров образования?

8) Можно ли воспитать зрелого (приносящего пользу) человека на основе учебной инфраструктуры? Нужна ли для воспитания своя — воспитательная инфраструктура?

Мы ежегодно обращаемся в Минобрнауки с предложением поддержать это педагогическое направление и получаем формальные ответы. За 15 лет ведомство так и не нашло возможности выделить средства и объявить конкурс на проведение мероприятия. Очевидно, что в силу исторических причин реальное производство, продукция, производственные отношения и производственный коллектив полностью исчезли из образовательно-воспитательных раскладов. Достаточно сказать, что за последние 60 лет ни АПН

СССР, ни РАО, ни отраслевыми НИИ не было проведено ни одного научного исследования психологического значения труда, производства и результатов производства в становлении личности ребёнка. На практике также за всю историю СССР и РФ не было ни одного системного воплощения воспитательного производства макаренковского типа, а именно, высокотехнологичного, рентабельного и образцово организованного. В то же время, так называемый «развитый мир» уверенно движется по пути «продуктивного образования» и строит образовательную политику на прагматичной основе теории человеческого капитала.

Учитывая «своеобразие текущего момента», прошу Вас поддержать нашу работу в этом направлении. В стране всё ещё существуют школы-хозяйства, ещё окончательно не утрачены традиции производственного воспитания, «педагогики дела». Это педагогическое направление, при условии научного сопровождения и господдержки, в кратчайшие сроки может создать прецеденты высокоэффективных воспитательных практик на материальной основе специализированных, педагогически организованных производственных инфраструктур, работающих и развивающихся на условиях самофинансирования. Тесно взаимодействуя со школами-хозяйствами, действующими в условиях полного отсутствия какой-либо системной поддержки со стороны системы образования, за редкими исключениями, в течение 20 лет, мы убедились, что воспитательная система на основе самоокупаемости принципиально возможна. Мало того, такие прецеденты есть, но существуют они в маргинальном пространстве без определённого статуса, без госпротекционизма, без науки.

Что мы предлагаем?

1—5 апреля в рамках традиционного уже макаренковского форума провести «мозговой штурм» по проблематике «воспитания делом» с участием трёх заинтересованных сторон:

• представители Минобрнауки и чиновники регионального уровня, отвечающие за воспитательное направление;

• практики — участники и победители Конкурса им. А.С.Макаренко, имеющие опыт эффективного воспитания на материальной основе реального производства;

• учёные, исследователи, разработчики воспитательных инфраструктур и практик продуктивного типа.

Такая встреча позволит актуализировать и сформулировать проблематику и перспективы продуктивного, производственного, созидательного педагогического направления в образовательной политике. Подавляющее большинство управленцев и специалистов в системе образования считают, что реальное производство и школа несовместимы! В лучшем случае, они находят пользу производства только для исправления преступников... Между тем, опыт А.С.Макаренко, народная педагогика всех времён и народов, а также опыт американского и европейского образования, развивающихся в логике идей Джона Дьюи, Георга Кершенштейнера, Селестена Френе и других идеологов «продуктивного образования» свидетельствует о том, что акцент на «умении делать» существенно эффективнее фокуса на «баллах за знания». Стать Мастером без знаний невозможно, мастера всегда много знают. А вот среди хорошо образованных всезнаек полно неумех и бездельников.

Прошу рассмотреть!

С уважением, Алексей Кушнир, директор-организатор Международного конкурса

им. А.С. Макаренко

Ответ Минобрнауки, конечно же, заслуживает отдельного разговора. Вернёмся к нему ниже.

Начало

Форум открылся пленарной сессией в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород». Собрание почтило минутой молчания память А.С.Макаренко, а также его современных соратников, до последнего своего дня служивших «Педагогике дела», М.Б. Зыкова, Д.В. Григорьева и Р.В. Соколова.

В работе приняли участие более ста учёных и практиков образования. С докладами и сообщениями в разные дни форума выступили Смолин Олег Николаевич, Депутат Государственной думы Российской Федерации, Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке, Председатель Общероссийского общественного движения «Образование — для всех», академик РАО, доктор философских наук, Духанина Любовь Николаевна, Депутат Государственной думы Российской Федерации, член Общественной палаты России, доктор педагогических наук, Авдеев Сергей Васильевич, 74-й космонавт, Герой России, кандидат физико-математических наук, Кораблёва Татьяна Фёдоровна, Президент Российской Макаренковской ассоциации, кандидат философских наук, Богуславский Михаил Викторович, профессор, член-корреспондент РАО, Слободчиков Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Дягилев Пётр Гаврильевич, вице-президент Союза агрошкол Республики Саха (Якутия), Захаров Егор Александрович, Исполнительный директор Союза агрошкол Республики Саха (Якутия), Ситников Валерий Леонидович, заведующий кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, доктор психологических наук, Лобок Александр Михайлович, доктор психологических наук, Ку-расова Татьяна Ивановна, неоднократный победитель Конкурса им. А.С. Макаренко, директор Новолеушковской школы-интерната,

кандидат педагогических наук, Вифлеемский Анатолий Борисович, доктор экономических наук, Конин Сергей Степанович, организатор Национального бизнес-инкубатора по переходу на экологическое (органическое) земледелие, руководитель ОАО «ГринПИКъ», Аксёнов Сергей Иванович, доцент кафедры общей и социальной педагогики Мининского университета, научный сотрудник исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко», Занаев Сергей Зандраевич, старший научный сотрудник центра истории педагогики и образования ФГБНУ «Института стратегии развития образования РАО», кандидат педагогических наук, Дерягин Николай Павлович, кандидат педагогических наук, Плахотников Сергей Владимирович, руководитель начальной школы в ОАНО «Новая школа», Морозов Владимир Васильевич, кандидат педагогических наук, макаренковед, Чагин Олег Александрович, директор НИИ антропогенеза, Тузов Дмитрий Валерьевич, кандидат педагогических наук, Кушнир Алексей Михайлович, кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Народное образование».

Выступления участников были посвящены теме конференции, прояснению вопросов о том, как могло случиться, что именно у нас на целое столетие из педагогической методологии, технологии и практики исчезли труд, производство, продуктивность и производственные отношения. А также о том, какими научными и практическими суррогатами педагогическая наука и система образования пытались компенсировать отсутствие в образовании системных возможностей для упражнения у детей способности быть полезным. И, конечно же, не остался без внимания главный вопрос «Что делать?»

В завершение пленарной сессии Дмитрий Павлович Барсков устроил фотопробег по истории макаренковских собраний за последние десятилетия... По-человечески тепло и грустно! Многих уж нет.

Обсуждения докладов и позиций, дискуссии были вынесены в группу https: //www.face-book.com/groups/konkursmakarenko/, где размещены видеозаписи всех выступлений.

После завершения пленарных докладов 1-го апреля по традиции участники форума отправились к мемориалу А.С. Макаренко на Новодевичьем кладбище, где гостей встречал ветеран макаренковского движения Хали-ков Михаил Халикович, а вечером собрались в месте, которое известно многим старожилам педагогической профессии как «Форпост Шацкого», и продолжили работу в жанре эмоциональной дискуссии.

Полёт

В последующие дни, со 2-го по 5-е апреля, на базе «Аптекарского огорода», Колледжа архитектуры дизайна и реинжиниринга № 26, психолого-педагогического факультета МПГУ шли конкурсные мероприятия, проблемные семинары и круглые столы. Детально рассматривались опыт практиков — участников конкурса, теоретические и проблемные аспекты методологии воспитания, предпринимались попытки раскрыть и понять психологическое содержание производственного труда и продуктивности в жизни ребёнка, обсуждались педагогические и технологические возможности создания и деятельности школьных производственных мини-технопарков, детско-взрослых образовательных производств. Подробнее с материалами конференции можно ознакомиться там же, в группе «Конкурс Макаренко», Facebook.

Надо отметить, что участники Макаренковских чтений в соответствии с целями конференции целенаправленно работали над прояснением педагогического и психологического содержания категорий «производственное воспитание», «производственный труд», «продуктивность», «человеческий капитал», «производящая мощность личности», «общественная польза», а также их коренного отличия от понятий «трудовое воспитание», «производительный труд», «человеческий потенциал», «воспитывающее обучение», «профессиональное обучение», «профессиональная ориентация» и др. Свой вклад в понимание проблемы понятийного поля (как корабль назовут, так он и поплы-

вёт...) внесли доктор философских наук Смолин Олег Николаевич, доктор педагогических наук Духанина Любовь Николаевна, доктор психологических наук Слободчиков Виктор Иванович, доктор психологических наук Лобок Александр Михайлович, доктор экономических наук Вифлеемский Анатолий Борисович, доктор психологических наук Ситников Валерий Леонидович, доктор педагогических наук Воровщи-ков Сергей Георгиевич, кандидат педагогических наук Курасова Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук Аксёнов Сергей Иванович, кандидат педагогических наук Тузов Дмитрий Валерьевич, кандидат психологических наук Кушнир Алексей Михайлович, а также практики — участники конкурса им. А.С.Макаренко, представившие профессиональному сообществу свой опыт производственного воспитания школьников и студентов. Как всегда, свою лепту в разговор внёс Валерий Рудольфович Хилтунен, публицист и даже не кандидат наук. Но академики, бывает, сверяют с ним свои часы.

Акционеры!...

Макаренковский форум состоит не только из тех, кто присутствовал и работал с первого по пятое апреля. Многие союзники, почитатели, последователи и оппоненты А.С.Макаренко по разным причинам не присутствовали лично, но в разное время и разными способами внесли важный вклад в подготовку мероприятия и разработку проблемы. Это помощник Президента Российской Федерации Фурсен-ко А.А., драматург, режиссёр, педагог, внучатый племянник А.С.Макаренко Васильев-Макаренко А.С., заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России Брызгалова С.М., Академик РАО Асмолов А.Г., директор Ботанического сада МГУ «Аптекарский

огород» Ретеюм А.А., Министр образования и науки Челябинской области Кузнецов А.И., заместитель Министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Габышева Ф.В., Министр по делам молодёжи Республики Саха (Якутия) Владимиров А.С., ректор МПСУ Бондырева С.К., ректор Московского педагогического государственного университета Лубков А.В., профессор НГПУ им. К. Минина Фролов А.А., заведующая лабораторией «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко» НГПУ им. К. Минина, д.п.н. Илалтдино-ва Е.Ю., Академик РАО, профессор Поташник М.М., заведующая кафедрой Кубанского государственного университета, профессор Бедерханова В.П., заслуженный педагог и журналист, главный редактор журнала «Профессионал» Гусева Э.Д., профессор Кубанского государственного университета Остапенко А.А., руководитель Региональной общественной организации содействия улучшению качества жизни населения «Качество жизни» Назарова А.С., вице-президент Российского союза ректоров, профессор кафедры лазерных технологий Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Н.Э. Баумана Виноградов Б.А., главный редактор журнала «Школа и производство», доктор педагогических наук, профессор, кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Института стратегии развития образования РАО» Пичуги-на Г.В., заведующая кафедрой технологии и профессионального обучения Института физики, технологии и информационных систем МПГУ Субочева М.Л., декан факультета педагогики и психологии МПГУ Сахарова Т.Н., заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО Сластени-на В.А., профессор Березина Т.И., преподаватель МГПУ Махотин Д.А., преподаватель МТУ Гончар Д.Р., директор Колледжа Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26 Афонин К.Ю., создатель и руководитель проекта Этнографический парк «Этномир» Байрамов Р.Ф.,

президент компании «Фаберлик» Нечаев А.Г., член Совета Всероссийской политической партии «Партия Дела» Круп-нов Ю.В., Директор управления образования фонда «ВЭБ-Инновации» Ермолин А.А., руководитель Инвестиционной группы «Коперник» Сенаторов А.Г., идеолог и практик продуктивного воспитания в семье Калашников И.А., кандидат философских наук Шуриков А.В., директор ГБУ «Метеор» Пономарёва Л.Г., директор Образовательного центра им. Песта-лоцци Кучма И.В., руководитель интернет-проекта «Энциклопедия сельских школ» Махнёв Н.А., и многие другие.

Согласие

Не обошлось без острых дискуссий на грани конфликта научных школ. Но участники остались единодушными в том, что есть существенная педагогическая разница между производственным и производительным трудом, между производственным и трудовым воспитанием, между собственно воспитанием и воспитывающим обучением, между человеческим капиталом и человеческим потенциалом, между «производящей мощностью выпускника» и баллами за знания, между погружением в реальное образцовое производство и профориентацией.

Участники единодушны и в том, что стране нужна смена воспитательной парадигмы с «разговорной» на продуктивную, производственную, созидательную! Вместо моральных проповедей и прочих оральных форумов на темы «как надо себя вести», детям и молодёжи нужна занятость созидательного, производящего типа, нужна специализированная воспитательная инфраструктура в виде производственных технопарков и детско-взрослых образовательных производств. Созидание и производство общественной пользы требует постоянного упражнения с 9 лет! Причём, речь идёт не о научно-технологических шоу-ру-мах, а о самоокупаемых, высокотехнологичных, высокорентабельных и образцово организованных производствах.

Участники форума пришли к согласию и в том, что для эффективного воспитания нужна великая цель! И такая цель у нас есть: хватит болтать, давайте строить и обустраивать собственную страну! Начинаем с пришкольных участков...

Эксперты

Пока учёные ломали копья в поисках дифини-ций, едва слышно шуршали протоколы Экспертного совета конкурса под председательством Дягилева Петра Гаврильевича. Экспертами работали: Курасова Татьяна Ивановна, Вифлеемский Анатолий Борисович, Дерягин Николай Павлович, Захаров Егор Александрович, Бысыин Федот Дмитриевич, Худа-рова Татьяна Юрьевна, Соколова Наталья Валентиновна.

Итоги конкурса

5 апреля 2018 года перед торжественным закрытием форума были подведены итоги Международного конкурса им. А.С. Макаренко.

Первое место:

• «Бетюнская СОШ имени Н.Е. Иванова» Амгинского улуса Республики Саха (Якутия);

• «Жиганская СОШ» Жиганского улуса Республики Саха (Якутия);

• «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева» Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

Второе место:

• «Кюндяинская СОШ имени Б.Н. Егорова» МР «Сунтарский улус (район)» Республики Саха (Якутия) АШ ЮНЕСКО с аг-ротехнологическим направлением;

• «Крест-Хальджайская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.М. Охлопкова» МР «Томпонский район» Республики Саха (Якутия);

Третье место:

• «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»;

• «Чычымахская СОШ имени С.Р. Кулачи-кова — Эллэй» МР «Таттинский улус» Республики Саха (Якутия);

• «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум».

Специальным дипломом участника конкурса награждена «Тугнуйская СОШ» Мухоршибирского района Республики Бурятия.

Медаль Макаренко

За достижения в практической реализации «Педагогики дела», за организационную работу по продвижению продуктивной идеологии воспитания в российском образовании, за теоретическую разработку наследия А.С.Макаренко знаком общественного признания — Медалью Макаренко — награждены руководители школ-хозяйств, администраторы образования и учёные-исследователи: Иванова Акулина Семёновна, Петрова Дария Александровна, Те-рентьев Руслан Михайлович, Иванова Маргарита Николаевна, Охлопков Александр Фёдорович, Берсенева Елена Валерьевна, Кривошапкин Владимир Владимирович, Лизунов Павел Владимирович, Богуславский Михаил Викторович, Брызгалова Саргылана Матвеевна, Слободчиков Виктор Иванович, Бибикова Валентина Васильевна, Гриценко Лариса Ивановна, Дерягин Николай Павлович, Аксёнов Сергей Иванович, Ко-синский Игорь Леонидович, Илалтди-нова Елена Юрьевна, Захаров Егор Александрович.

Редакционная группа

Каждый день работала редакционная группа форума под руководством доктора педагогических наук Воровщико-ва С.Г. и подготовила рекомендации для сведения государственных и муниципальных органов власти по содержанию мер, направленных на кардинальное улучшение качества человеческого капитала средствами образования. Работа над рекомендациями ещё продолжается, но мы приводим здесь текст, подготовленный в течение этих пяти дней.

Рекомендации Макаренковских чтений-2018 (1-5 апреля 2018 года)

На протяжении уже шестнадцати лет журнал «Народное образование» и Конкурс им. А.С. Макаренко развивают, пропагандируют и транслируют в образовательном сообществе России методологию воспитания «посредством дел, а не посредством болтовни». Эта методология обеспечивает становление высокопродуктивной личности с выраженной созидательной направленностью, при этом она органично сочетается с современной теорией человеческого капитала, которая видит в образовании не «сферу услуг», финансируемую бюджетом по остаточному принципу, а главный фактор роста экономики. Конкурс консолидирует, удерживает и совершенствует уникальный формат традиционной для России школы-хозяйства, которая является оптимальным образовательным форматом, направленным на формирование человеческого капитала высокой стоимости. Конкурс создаёт, таким образом, основы образовательной политики российского государства, ориентированной не на освоение бюджета, а на развитие страны.

Образование, нацеленное на «производящую мощность личности» выпускника вместо «баллов за знания», в сложившихся политических и экономических условиях не имеет альтернативы. Поэтому предстоящая смена методологии образования, а вместе с ней, и образовательных элит, это процесс объективный и неизбежный.

Конкурс им. А.С. Макаренко — это одновременно и институт, и процесс разработки и апробации новой образовательной политики Российского государства. В практике воспитания А.С. Макаренко, направленной на формирование «производящей мощности личности», мы находим инфраструктурные, технологические и кадровые условия для наращивания в человеке способности приносить пользу, доход, создавать прибавочную стоимость и эффективно, в конечном счёте, строить свою страну. Это:

1) производственный технопарк с новейшим для своего времени оснащением;

2) детско-взрослые образовательные производства полного цикла, действующие круглогодично, зачастую, в две смены;

3) высокие технологии и инновационный характер труда;

4) продукция мирового класса качества;

5) высокая рентабельность и достойное вознаграждение за труд;

6) образцовая организация труда;

7) практика хозяйственного попечения, труд-забота;

8) реальное самоуправление, когда дети вырабатывают и принимают хозяйственные и инвестиционные решения.

В настоящее время Комитет Государственной Думы РФ по образованию и науке организовал обсуждение законопроектов по трудовому воспитанию. Макаренковский форум, объединяющий экспертное сообщество в области методологии продуктивного образования, трудового и производственного воспитания, предлагает экспертному сообществу Государственной Думы РФ при обсуждении данных законопроектов и разработке государственной образовательной стратегии учесть некоторые ключевые идеи, которые позволят превратить систему образования в ведущего драйвера экономического развития страны:

1) переориентация системы образования с «подготовки детей и молодёжи к трудовой деятельности» на позиции «встраивания детей и молодёжи в созидательную жизнь» здесь и сейчас;

2) принятие в качестве стратегического критерия качества образования «производящей мощности» личности, человека, выпускника;

3) разворачивание в школе наряду с инфраструктурой учёбы, спорта и досуга специализированной воспитательной инфраструктуры в форме самоокупаемых производственных минитехно-парков, детско-взрослых образовательных производств, обеспечивающих тренинг капитализации человеческого потенциала личности и превращение его в человеческий капитал; по сути, речь идёт о самоокупаемой инфраструктуре воспитания;

4) признание школы и осознание ею себя субъектом строительства своей страны, активно хо-

о ^ о о о о о

зяйственно обустраивающей себя, ближайший социум, реализующей в рамках этой миссии и скромные, и амбициозные проекты, вокруг которых разворачивается воспитательная жизнь школьного сообщества детей и взрослых;

5) оценивание результатов деятельности школы в параметрах качества человеческого капитала;

{ \ ООО о

6) предоставление школе широкой хозяйственной автономии, создание условий для того, чтобы школа имела педагогически обустроенное успешное хозяйство и собственные доходы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от хозяйственной деятельности, которые не могут быть изъяты или стать основанием для недофинансирования школы из бюджета;

7) поддержка воспитательной миссии школы мерами государственного протекционизма, в частности, освобождение от хозяйственных налогов (не из-за их обременительности, а в целях упрощения условий хозяйствования), предоставление права на ошибку в области финансово-экономической деятельности и передача контроля хозяйственной деятельности школы в интересах школы её трудовому коллективу, обеспечение государственного или муниципального заказа на всю её продукцию;

8) осуществление широкой политехнизации содержания образования, насыщения его прикладными задачами и практиками;

9) инициирование комплексных исследований педагогического и психологического значения производственной деятельности и продуктивности в становлении личности;

10) в Декларации прав ребёнка содержится запрет на эксплуатацию детей (принцип 9), но отсутствует запрет на добровольный производственный труд детей; к сожалению, правоприменительная практика в стране привела к повсеместному уничтожению эффективных традиций производственного воспитания детей посредством их включения в реальное производство; необходимо законодательно разделить эксплуатацию детей и включение детей в привлекательный для них труд в воспитательных целях на условиях добровольности;

11) родители справедливо не хотят для своих детей труда как наказания, включения детей

в худшие виды труда, но школа предлагает только мытьё полов и генеральную уборку, причём не в целях воспитания, а в целях экономии; от такого «трудового воспитания», по сути — эксплуатации детей, мы уже отказались; ключевым понятием, априори исключающим из педагогического обихода худшие виды труда, могло бы стать понятие «производственное воспитание», которое возможно только на основе технологичного производства, рентабельности и образцовой организации труда, а также предполагает обязательную педагогическую аранжировку производственного процесса и безопасность труда;

12) любая организация, действующая в интересах школы, детей и образовательного процесса должна иметь возможность работать на базе школы и должна быть освобождена от финансовой нагрузки арендных отношений; например, родители создали спортивный клуб, систематически работают с детьми на безвозмездной основе, но не могут безвозмездно использовать школьный спортзал, при этом спортзал успешно сдаётся в аренду коммерческой организации, взимающей плату с семей за свои услуги.

Ложка дёгтя! Или «искусство вежливого хамства»?

Оргкомитет форума считает, что основные

р о о

задачи мероприятия достигнуты. Ближайшей задачей макаренковского движения является разработка рекомендаций для Законодателя и подготовка Форума-2019. Одним словом, макаренковскому активу есть чем заняться! Но мы нуждаемся в конструктивном взаимодействии с образовательным штабом страны, поэтому в оргкомитете обсуждалась ситуация, сложившаяся в этом вопросе. Шестнадцать лет!!! Минобрнауки не реагирует на инициативу, имеющую стратегическое значение для развития страны.

Почему переориентация образования на человеческий капитал имеет стратегическое значение? Особенностью человеческого капитала является то, что его капитализация за считанные годы может быть увеличена в десятки раз средствами образования. Это самый быстро растущий капитал, и это самый очевидный ресурс роста экономики. ВВП можно удваивать и удваивать, если измерять эффективность школы не баллами за знания, а качеством человеческого капитала на выходе из неё. Это дежурная практика всех развитых стран, хотя она и не афишируется. Нежелание или неспособность Минобрнауки оперировать задачами развития страны и взаимодействовать с общественными институтами, предлагающими конкретные решения, возможно, обусловлена какими-то скрытыми установками и мотивами, в которых пора разобраться.

Поэтому Оргкомитет форума счёл невозможным оставить без внимания ответ Минобрна-уки на обращение с предложением принять участие в мероприятиях Макаренковского юбилея. Вот этот документ!

Мы и раньше получали из Минобрнауки отписки, были даже позитивные реакции, мол, на следующий год можно поставить в план мероприятий Минобрнауки. Но, увы, ничего не случалось.

В этом году, в сущности, мы ни о чём не просили, кроме как об участии должностных лиц в мероприятии, и предложили конкретную форму этого участия — провести совещание по проблемам методологии воспитания. Прислали бы курьера или помощника, но даже этим не была удостоена общественная инициатива. Ответ министерства обескураживает, поскольку он не о том и ни о чём. Нам не нужна ваша помощь, господа чиновники, нам нужно, чтобы вы выполняли свои прямые обязанности и служили своему народу. Нам нужно, чтобы в стране существовала внятная государственная политика в сфере воспитания детей и молодёжи, а не «стратегия развития воспитания». Нам нужно, чтобы вы отчитывались качеством воспитанности детей, а не числом и стоимостью мероприятий, которые вы провели. Вам кажется, что создание в образовательной системе очередной чиновничьей крыши в виде РДШ, это воспитание? Так, увы, никому не кажется!

Раньше такие ответы случались только от провинциальных снобов. Руководитель образования Владимирской области О.А. Беляева дважды не нашла возможности предоставить для проведения Ма-каренковских чтений в г. Владимире какую-нибудь аудиторию. (в 2005 и в 2015 годах). Первый раз пришлось проводить мероприятия на базе Владимирского государственного университета, второй — в конференц-зале гостиницы. Можно ли себе представить, что в областном центре руководитель системы образования не нашёл бы какой-нибудь актовый зал в школе или ещё где? Невозможно!

Руководитель региональной системы образования может не разделять взгляды Макаренко и его последователей, он, возможно, и сам себе Макаренко,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи

Директору-организатору конкурса им. А.С. Макаренко

A.M. КУШНИРУ

Люсиновская ул., д. 51, Москва, 117997.

Тел. (499) 237-60-84. Факс (499) 237-70-54.

E-mail: d09@mon.gov.ni

№ м-зм_.

О направлении информации На № 242 от 1 февраля 2018 г.

Уважаемый Алексей Михайлович!

Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России рассмотрел Ваше обращение и в части своей компетенции сообщает.

Минобрнауки России реализуются мероприятия в сфере воспитания в соответствии с принятыми стратегическими документами: Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, концепцией развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее - РДШ). РДШ представлено четырьмя основными направлениями: информационно-медийное, военно-патриотическое направления, направления «Гражданская активность» и «Личностное развитие». РДШ проводит мероприятия в сфере воспитания в образовательных организациях, а так же на региональном и федеральном уровне.

Вместе с тем сообщаем, что у Минобрнауки России нет полномочий по оказанию прямой адресной финансовой или информационной поддержки проектов физических лиц, организаций, общественных объединений.

Директор Департамента

И.А. Михеев

а то и принципиальный сторонник «воспитывающего обучения», он, наконец, не обязан знать основы теории человеческого капитала и понимать разницу между человеческим капиталом и человеческим потенциалом, но элементарная экономика вопроса должна быть ему доступна! Если из разных городов и весей во Владимир на шесть дней приехали 100 человек, то каждый из них потратит за эти дни не меньше 15 тысяч рублей на проживание, питание, сувениры и подарки. Это полтора миллиона рублей в экономику области из ничего! Мелочь?

Поинтересуйтесь, для чего в любом заштатном городке Европы или Южной Америки есть Торгово-промышленные палаты, и какую главную цель перед ними ставят? Правильно! Привлечение в город приезжих за любой надобностью. Для этого придумывают фестивали, создают музеи, зазывают к себе научные форумы. Тут же ничего придумывать не надо. Но вот такие «беляевы» этих «каких-то макаренковцев» к себе просто не пускают. Стоит ли удивляться, что школьная экономика Владимирской области, где к началу нулевых существовало более ста школ-хозяйств, исчезла бесследно? А с нею вместе исчезли и «гимнастические залы» для тренировки у детей способности приносить пользу.

Такие «беляевы» на таких должностях — примета времени! Рост экономики они организовать не могут, поэтому принимают разные позы и делают то, чему легче научиться — организуют контроль всего и вся, фильтруют всё и всех, а также яростно исправляют в любых школьных документах нормальное русское слово «учащийся» на уродливый новояз «обучающийся». Макаренковские чтения с вредными идеями продуктивности педагогическому сообществу Владимирской области не нужны, решает такой деятель, в итоге, половина зала — сотрудники ФСИН, другая — приезжие, а владимирских учителей и нет.

Можно было бы не вспоминать этот владимирский эпизод, если бы не просочилась эта «беляевщина» уже и на федеральный уровень.

Во-первых, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи И.А. Михеев плохо знает Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации (утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 3.06.2013 № 466), в котором прямо указано, что министерство оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим в соответствии с учредительными документами деятельность в области образования и науки (п. 5.20, см. также п. 5.22).

Во-вторых, поддержка проектов в области образования прямо предусмотрена Го-

о о Т~\ о о

сударственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642; ответственный исполнитель — Министерство образования и науки Российской Федерации) — подпрограмма «Совершенствование управления системой образования».

В-третьих, г-н Михеев пренебрегает указанием Президента России В.В. Путина, который в своём Послании Федеральному собранию призвал чиновников поддерживать активный приход НКО в социальную сферу, оказывать поддержку развитию некоммерческих организаций: «Прошу вас не жадничать, не отдавать предпочтение по привычке казённым структурам, а больше привлекать некоммерческие структуры», «.не прятаться в служебных кабинетах, общаться с людьми, поддерживать их инициативы».

Таким образом, в «государственную политику» пришла банальная, хамоватая провинциальщина.

тг «

К педагогической некомпетентности наших педагогических чиновников мы давно уже привыкли. Здесь ничего нового! Не понимает г-жа Беляева, зачем нам Макаренко, не видит г-н Михеев в упор макаренковскую теорию воспитания, не нужна нашим детям, судя по основополагающим документам, которые перечислены в письме «воспитательного» департамента, «привычка к труду благородная», ладно!Управленческое хамство на региональном уровне тоже можно как-то пережить, в стране много других регионов, и есть такие, где делают ставку на человеческий капитал и ценят общественные инициативы. Но можно ли мириться с управленческим хамством на федеральном уровне? Не уверен! Это ведь не стажёр в министерстве... Это человек, который призван определять судьбы поколений.

Макаренковский форум ежегодно собирает профессионалов воспитания со всей страны, объединяет несколько сотен экспертов и несколько тысяч сторонников и последователей. От имени этого сообщества мы заявляем: нам такой руководитель воспитательного направления в стране не нужен! Ничего личного. Только Дело! На этой позиции хотелось бы видеть приличного человека и квалифицированного специалиста, искренне болеющего за народ, страну и детей, который понимал бы значение «живого творчества масс.», без которого задачи национального масштаба не решаются в принципе.

Как Оргкомитет Макаренковского форума, мы ещё раз обращаемся к Министру и просим назначить для взаимодействия с нашим экспертным сообществом ответственного руководителя, способного к конструктивному диалогу с общественностью.

На этой «ложке дёгтя» мы ставим точку в работе Макаренковского форума 2018, который прошёл, в целом, очень успешно.

Спасибо!

В завершение поблагодарим коллектив Издательского дома «Народное образование» и добровольцев Международной Макаренковской ассоциации, тех, кто провёл всю организационную работу. Отдельная благодарность общественному движению «Суть времени» за организацию трансляции мероприятия в Интернете.

До встречи в 2019 году, уважаемые коллеги!

Алексей Кушнир, директор-организатор Международного конкурса им. А.С. Макаренко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.