Научная статья на тему 'Положение о XIV международном конкурсе имени А. С. Макаренко'

Положение о XIV международном конкурсе имени А. С. Макаренко Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В апреле 2016 года пройдут 14-й Международный конкурс им. А.С. Макаренко и очередные Макаренковские чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Положение о XIV международном конкурсе имени А. С. Макаренко»

Положение о XIV Международном конкурсе имени А.С Макаренко

1. Общие положения

Конкурс учреждён в 2003 году Автономной некоммерческой организацией «Редакция «Народное образование» и Международной Макаренковской ассоциацией в ознаменование 115-летнего юбилея великого педагога ХХ столетия. Ма-каренковские мероприятия в регионах проводятся ежегодно 13 марта — в день рождения А.С. Макаренко. Международный конкурс — 1-го апреля — в День памяти великого педагога. Официальный регламент ежегодно публикуется в журнале «Народное образование». В мероприятиях конкурса могут участвовать образовательные учреждения, детско-взрослые творческие, воспитательные и учебные коллективы, исследователи, специалисты, педагоги и учащиеся.

В рамках конкурса рассматриваются воспитательные практики продуктивного, производящего типа, успешный опыт хозяйственной деятельности образовательных учреждений в целях воспитания детей и молодёжи, создания детско-взрос-лых образовательных производств и школьных производственных технопарков, другие формы реализации права ребёнка на привлекательный для него труд.

В заочном конкурсе рассматриваются успешные социальные проекты, организация научно-технического творчества и проектно-исследова-тельской деятельности учащихся, опыт и достижения детско-взрослых

педагогических коллективов, научно-исследовательские работы и разработки учёных и педагогов, индивидуальные и групповые работы учащихся любых жанров и направлений по тематике Ма-каренковских чтений.

2. Цели и задачи Конкурса

• Актуализация педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях, развитие Макаренковского педагогического движения.

• Выявление, поддержка и распространение систем, практик и технологий воспитания, опирающихся на производственную занятость детей и молодёжи.

• Выявление, поддержка и распространение практик создания детско-взрослых образовательных производств и школьных производственных технопарков.

• Выявление, поддержка и распространение успешного опыта хозяйственной деятельности образовательных учреждений, создания школьных предприятий

и производств, развития учебно-производственной инфраструктуры.

• Создание условий для реализации права ребёнка на добровольный и привлекательный для него труд.

• Поддержка и развитие научно-технической, исследовательской и проектной деятельности детей и молодёжи, распространение успешного опыта интеграции различных форм продуктивной занятости.

• Выявление и распространение опыта правильного юридического оформления приносящей доход деятельности, положительной практики ведения бухгалтерского и налогового учёта.

• Содействие развитию общественных и государственных институтов и инициатив, законодательных норм и социальных технологий, обеспечивающих продуктивную занятость детей и молодёжи.

• Создание условий для обмена опытом успешной хозяйственно-педагогической деятельности между образовательными учреждениями.

3. Научно-практическая конференция

В рамках конкурса проводится ежегодная научно-практическая конференция — «Ма-каренковские чтения», основная цель которых — взаимодействие теории и практики эффективного воспитания.

К участию в Макаренковских чтениях приглашаются коллективы и специалисты. Предложения по организации секций, круглых столов, мастер-классов необходимо представить в оргкомитет до 25.03.16.

В процессе работы будут подведены итоги всероссийских заочных конкурсов.

По результатам работы будет издан альманах «Макаренко» с лучшими статьями, докладами и конкурсными работами. Материалы по тематике чтений (объёмом до 30 000 знаков) направляются в Оргкомитет не позднее 25.03.16.

В рамках Макаренковских чтений проводятся курсы повышения квалификации для директоров школ и их заместителей по нормативно-правовым и технологическим основам создания и организации деятельности дет-ско-взрослых образовательных производств и школьных производственных технопарков, по проблемам педагогической инноватики.

4. В рамках Конкурса проходит заочный конкурс

См. темы в приложении № 1.

5. Попечительский совет Конкурса

5.1. Попечительский совет создаётся для содействия в реализации целей и задач Конкурса и для надзора за расходованием средств, привлекаемых на организацию

и проведение Конкурса.

5.2. В Попечительский совет Конкурса приглашаются представители общественных и государственных организаций, готовые содействовать развитию воспитания на основе продуктивной занятости детей и молодёжи.

6. Учредители и организаторы Конкурса

6.1. Конкурс предусматривает открытое учредительство. Постоянными учредителями Конкурса являются:

• АНО «Издательский дом «Народное образование»;

• Международная Макаренковская ассоциация;

• Российская Макаренковская ассоциация;

• Министерство образования и науки РФ (по согласованию);

• Российская академия образования (по согласованию);

• Семья (наследники) А.С. Макаренко.

6.2. Соучредителем Международного Конкурса им. А.С.Макаренко—2016 является Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

6.3. Соучредителем конкурса может стать любое физическое или юридическое лицо, внёсшее существенный вклад в формирование Наградного фонда Конкурса.

6.4. Совет учредителей состоит из одиннадцати членов. В Совет входят представители учредителей конкурса.

Совет учредителей:

• утверждает условия проведения Конкурса и критерии оценки деятельности участников;

• утверждает состав Экспертной комиссии Конкурса;

• утверждает размер и формы вознаграждения победителям Конкурса.

6.5. Организаторы Конкурса.

Организатором Конкурса является Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Народное образование» (nakonkursmakarenko@yandex.ru).

Соорганизатором Конкурса-2016 является Министерство образования Республики Саха (Якутия). Организаторы Конкурса назначают Исполнительную дирекцию для подготовки и проведения Конкурса, обеспечивают условия для её деятельности, разрабатывают и предлагают условия проведения Конкурса.

6.6. Исполнительная дирекция Конкурса:

• осуществляет организационную работу по проведению Конкурса;

• создаёт Экспертную комиссию Конкурса, определяет порядок её деятельности, организует экспертизу деятельности участников

на основе представленных документов и конкурсных презентаций;

• разрабатывает критерии оценки деятельности образовательных учреждений и выполнения конкурсных заданий;

• осуществляет подготовку необходимой для проведения Конкурса документации;

• принимает и рассматривает конкурсные заявки в соответствии с настоящим Положением;

• осуществляет работу по формированию бюджета Конкурса;

• организует информационную поддержку Конкурса.

6.7. Организаторы и Исполнительная дирекция Конкурса обязаны:

• создать равные условия для всех участников Конкурса;

• обеспечить гласное проведение Конкурса;

• соблюдать конфиденциальность сведений

о промежуточных и окончательных результа-

тах Конкурса до даты официального объявления его результатов.

7. Бюджет Конкурса

7.1. Бюджет Конкурса формируется из:

• организационных взносов участников;

• благотворительных взносов;

• учредительских взносов;

• целевых взносов на проведение Конкурса.

7.2. Для сбора средств на организацию и проведение Конкурса используются расчётные счета организации, выполняющей обязанности исполнительной дирекции Конкурса, если иное не предусмотрено решением учредителей.

7.3. Средства, не использованные

на проведение Конкурса до конца отчётного периода, используются на организацию Конкурса в следующем году.

8. Участие в Конкурсе

8.1. В конкурсе участвуют образовательные учреждения любой организационной формы, детско-взрослые образовательные коллективы, научно-исследовательские работы и разработки учёных и педагогов, индивидуальные и групповые работы учащихся любых жанров

и направлений по тематике Макарен-ковсих чтений.

8.2. Для участия в Конкурсе необходимо:

• направить в адрес Организатора заявку на участие в свободной форме и комплект конкурсных материалов.

9. Заявки на участие в Конкурсе

9.1. Образовательное учреждение оформляет заявку на участие в Конкурсе в свободной форме и прилагает к ней комплект конкурсных материалов.

9.2. Комплект конкурсных материалов может содержать:

• краткую характеристику образовательного учреждения;

• описание концептуальной модели производственно-воспитательного процесса;

• документы, отражающие реальную внебюджетную финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения;

• производственно-воспитательный бизнес-план и др.

9.3. Текст заявки и другие материалы заверяются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя образовательного учреждения и предоставляются

на бумажных и электронных носителях.

9.4. Заявка присылается по адресу организатора Конкурса:

e-mail: nakonkursmakarenko@yandex.ru, kushnir-narobr@yandex.ru

9.5. Заявки на участие в Конкурсе проверяются Исполнительной дирекцией на соответствие целям и задачам Конкурса и передаются экспертам для оценки.

9.6. Материалы и документы, представленные на Конкурс, не возвращаются. Наиболее интересные материалы публикуются в журналах «Народное образование», «Школьные технологии», «Сельская школа», «Воспитательная работа в школе», «Социальная педагогика».

10. Экспертная комиссия Конкурса

Экспертная комиссия Конкурса — группа специалистов, осуществляющая оценку представленных на Конкурс документов и материалов, определяющая победителей в первом и втором турах Конкурса.

В состав Экспертной комиссии входят руководители образовательных учреждений, занявших призовые места на предыдущих

конкурсах, специалисты в области экспертизы финансово-хозяйственной и воспитательной деятельности, видные педагогические деятели.

11. Мероприятия Конкурса и оценка достижений участников

11.1. Конкурс организуется в два тура.

Первый — отборочный — тур проводится заочно на основе представленных документов и материалов. Победители первого тура Конкурса определяются до 15 марта текущего года и приглашаются на финал Конкурса.

Второй — финальный — тур проводится очно с 1-го по 5-е апреля. Во втором туре определяются участники, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места в Конкурсе, а также победители в отдельных номинациях.

В первый день финала проводится установочная сессия участников Конкурса и открываются Макаренковские чтения.

Объявление результатов и награждение победителей происходят на итоговой сессии Конкурса и Макаренковских чтений 5-го апреля.

11.2. Финальный тур Конкурса проводится в форме мастер-классов участников в ходе Макаренковских чтений по трём аспектам деятельности:

1) воспитание и производство;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) обучение и производство;

3) финансово-хозяйственная деятельность образовательного учреждения.

Участники представляют свою деятельность и её результаты, защищают хозяйственно-педагогические проекты, обосновывают и доказывают научно-практическую состоятельность своей организации дела, отвечают на вопросы участников, экспертов и зрителей.

11.3. Состав команды не регламентирован.

участника Конкурса

11.4. Участники очного конкурса оплачивают организационные взносы, которые используются Исполнительной дирекцией Международного конкурса им. А.С. Макаренко в соответствии

с настоящим Положением. Реквизиты исполнительной дирекции предоставляются по запросу.

11.5. Экспертная комиссия Конкурса рассматривает содержательные аспекты представленных материалов и выступлений участников.

Оцениваются:

• постановка производственного воспитания

и качество продуктивной занятости учащихся;

• интеграция продуктивной занятости учащихся и учебного процесса;

• реализация педагогических идей А.С. Макаренко в воспитании и обучении;

• организация внебюджетной деятельности

и качество её педагогического, юридического и планово-экономического обеспечения;

• учебно-производственная инфраструктура образовательного учреждения, создаваемая за счёт собственных (заработанных) средств;

• предпринимательские проекты и их реализация (в форме защиты);

• детско-взрослые образовательные производства, учебные предприятия и другие формы деятельности, направленные на обеспечение занятости детей и молодёжи делом;

• мастер-классы для участников Конкурса и Макаренковских чтений;

• другие аспекты деятельности образовательного учреждения, предлагаемые участником для рассмотрения.

Формализованный набор критериев оценки деятельности участников обсуждается и принимается участниками финала на установочной сессии.

11.6. Финалисты конкурса претендуют на 1-е, 2-е и 3-е места в Конкурсе и на специальные награды, учреждённые государственными и общественными организациями, российскими и международными фондами, российскими предпринимателями.

12. Результаты Конкурса и награждение победителей

12.1. Победители определяются Экспертным советом Конкурса.

12.2. По итогам Конкурса организуется серия публикаций в периодических

СМИ.

12.3. Победители, занявшие первые три места, награждаются дипломами и ценными подарками по решению Экспертного совета исходя из возможностей бюджета Конкурса.

12.4. Попечители и учредители Конкурса, российские предприниматели

и другие заинтересованные лица имеют право учреждать собственные — специальные — вознаграждения для образовательных учреждений — Участников Конкурса, для руководителей образовательных учреждений и педагогов-организаторов.

Перечень номинаций специальных премий и призов объявляется в начале финала Конкурса. Победители в таких номинациях определяются учредителем специального вознаграждения.

Приложение 1

Заочный конкурс в рамках Международного конкурса имени A.C. Макаренко

1. В рамках заочного конкурса рассматриваются: успешные социальные проекты, опыт

и достижения учащихся и педагогов, практики продуктивного и производственного воспитания, организация научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности, опыт и достижения детско-взрослых коллективов, научно-исследовательские работы и разработки учёных и педагогов, индивидуальные и групповые работы учащихся любых жанров и направлений по тематике Макаренковских чтений.

2. На финальных мероприятиях конкурса подводятся итоги заочного конкурса работ исследователей, педагогов и учащихся, выполненных в форме эссе, докладов, отчётов, разработок, сценариев, продуктов деятельности и т.п.

3. В конкурсе участвуют работы по тематике макаренковских чтений, начиная

с 2003 года, а также по следующим направлениям:

• управленческие модели А.С. Макаренко (исследовательское эссе);

• различие понятий «образование», «просвещение», «воспитание» и «обучение» в педагогической системе А.С. Макаренко (исследовательское эссе);

• совесть в системе ценностей воспитательной модели А.С.Макаренко (исследовательское эссе);

• «труд, хорошо организованный, до мелочей продуманный, на современную технологию нанизанный, и является прекрасным,

а то и самым главным воспитателем!» (А.С.Макаренко) (описание опыта);

• роль коллектива в «воспитательной машине» А.С.Макаренко (исследовательское эссе);

• «кто кого воспитывает?» в педагогической системе А.С. Макаренко (исследовательское эссе);

• теория и практика создания человеческого капитала в системе А.С.Макаренко и в современной воспитательной практике (исследовательское эссе);

• реализованный социальный проект (описание-презентация);

• реализованный детско-взрослый проект «Мы сделали это»;

• хозяйственный бизнес-план школы;

• детская исследовательская работа о деятельности и творчестве А.С.Макаренко;

• серия фотографий на тему «Какой труд любят дети»;

• репортаж об исследовательской экспедиции;

• фоторепортаж о туристической экспедиции;

• иллюстрации к «Педагогической поэме»;

• школьное сочинение по мотивам «Педагогической поэмы»;

• педагогическое сочинение, эссе «Макаренко в моей судьбе»;

• методическая разработка педагогического совета «Наследие А.С.Макаренко

и воспитание в современной школе»;

• разработка родительского собрания «Где взять труд для воспитания?»;

• «Самоуправление, которое само управляет» (описание);

• литературное произведение о современной школе («Педагогическая поэма» продолжается);

• методическая разработка учебного занятия с использованием форм и методов продуктивного обучения (по любому учебному предмету);

• разработка учебного занятия (практикума) «Как развивать свою страну»;

• эссе «Наша школа строит страну»;

• психологическое исследование воспитатель -ных эффектов современного производства;

• психологическое исследование обучающих эффектов современного производства;

• исследование психологического содержания детского труда;

• лучшее техническое изобретение школьника (описание, патент);

• устав школы-хозяйства — автономного учреждения с пояснениями и комментариями);

• проект и бизнес-план высокотехнологичного школьного агропроизводства;

• лучший школьный производственный участок с использованием современных агротехно-логий (отчёт, описание, фото или видеоматериалы, документы, подтверждающие объёмы реализации продукции или результаты экспериментальной апробации);

• проект и бизнес-план школьного производства биогумуса;

• лучшее школьное производство биогумуса (отчёт, описание, фото или видеоматериалы, документы, подтверждающие объёмы реализации продукции или результаты экспериментальной апробации);

• проект и бизнес-план энергосбережения в школе;

• лучший реализованный школьный проект по энергосбережению;

• проект и бизнес-план школьного производства овощей с использованием современных технологий, биогумуса, диодной подсветки, капельного полива, рекуперации тепла и т.д.);

4. Работы по заочным конкурсам предоставляются в электронной форме

до 25 марта 2016 г. по адресу: nakonkursmakarenko@yandex.ru

5. Организационный взнос для всех участников заочных конкурсов составляет 650 рублей (расходы на экспертизу работ и публикацию работ победителей). Оплата производится на р/с Исполнительной дирекции Международного конкурса им. А.С. Макаренко, обязанности которой выполняет ООО «НИИ школьных технологий». Реквизиты организации в Положении о конкурсе (см. выше).

Реквизиты организации:

ООО «НИИ школьных технологий» Московский банк Сбербанка России ОАО г. Москва

Юридический адрес: 109341 г. Москва ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495)345-52-00, 345-59-00 БИК 044525225

ИНН/КПП 7710177661/772301001 р/с 40702810038250124899 к/с 30101810400000000225

банк ОАО Сбербанк России г. Москва

ОГРН 1037739479326 ОКАТО 45286575000

6. Победители заочных конкурсов приглашаются на финал Международного конкурса им. А.С.Макаренко для награждения и обучения у ведущих специалистов по заявленной тематике. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.